бесплатные рефераты

Финансовый рынок России

p> Размещение началось с августа прошлого года, и на сегодняшний день выпущен 131 выпуск на общую сумму 7,9 трлн. рублей по номиналу.
Преимуществом КО для эмитента является фиксируемая им самим и существенно более низкая по сравнению с ГКО стоимость обслуживания этих обязательств -
40 % годовых. Для инвестора эти бумаги представляют несомненный интерес в связи с тем, что возможно использование их и как средства платежа, и как налогового освобождения и как собственно объект вложений дают немалую доходность в пределах 280% годовых.

Выгоды очевидны: КО приобретаются на рынке с дисконтом, а используются в дальнейшем по более высокой цене (по номиналу в случае расчетов с поставщиками, по текущему курсу, превышающему номинал на величину накопленного процента, при получении налоговых освобождений и по сложившемуся рыночному курсу при реализации на вторичном рынке, обычно превышающему цену приобретения).

Исправное проведение Минфином погашения КО несомненно повлечет за собой заметное оживление вторичного рынка КО. Со стороны первых держателей предложение КО, гарантии погашения которых сейчас подтверждены, будет сужено. С другой стороны, возрастет спрос со стороны предприятий, банков и финансовых посредников. Что, в первую очередь, обеспечит рост котировок, далее станет возможно проведение эффективных краткосрочных операций, что повысит ликвидность рынка КО. Первые крупные погашения выявили также любопытную деталь: примерно 50% обязательств были погашены как налоговые освобождения. Несомненно подобная практика будет только расширяться.

Единственной проблемой, существенно сдерживающей обращение этих бумаг, является отсутствие единого депозитария. Различия в технологии работы банков-депозитариев, затруднения, возникающие при открытии счетов-депо в депозитариях, при получении выписок со счетов-депо и другой необходимой информации от уполномоченных банков тормозят развитие вторичного рынка. К тому же сочетание в одном банке депозитария, агента и покупателя влечет за собой возможность использования конфиденциальной информации не по назначению. В связи с этим федеральное казначейство намерено в 1995 году создать у себя единый депозитарий для казначейских обязательств, а банки будут выступать только платежными агентами казначейства.

Безусловно, что рынок КО ждет большое будущее. Бумага весьма сложная по своей природе, и поэтому чрезвычайно интересная. Направления развития пока только очерчены, остается надеется, что и как средство платежа, и как объект вложения КО проявят себя на полную мощь.

Согласно распространенным Минфином данным, государственный внутренний долг России составил без учета внутреннего валютного долга на 1 января 1995 года 88,4 трлн. рублей. Перспективы планируемого форсированного роста государственных заимствований на финансовом рынке, а именно они, по планам
Правительства, должны закрыть бюджетную брешь в наступившем году, заставляют обратить внимание на ситуацию с государственным долгом.

Для этого стоит проанализировать динамику и изменения в структуре внутреннего долга в минувшем году. Общая сумма долга возросла за 1994 год в
5,1 раза, а в совокупности с неучтенной валютной частью долга (имеются в виду перешедшие от ВЭБ СССР обязательства перед физическими и юридическими лицами), то оценка его общего размера возрастет до 27,2 трлн. руб. на начало 1994 года и до 115,1 трлн. руб. на 1 января 1995 года. При этом доля обязательств б. СССР в суммарной величине долга составит 50,3% (13,7 трлн.руб.) на начало прошлого года и 26,2% (30,2 трлн.руб.) на начало нынешнего. Хотя валютная часть долга в минувшем году несколько сократилась
(порядка 5%) в долларовом выражении (погашены задолженность ВЭБ перед физическими лицами и первый транш валютных облигаций), в рублевой оценке
(по текущему курсу) она выросла в 2,7 раза. Таким образом, суммарный государственный внутренний долг России увеличился за год в 4,2 раза; доля внутреннего долга (в сумме его рублевой и валютной частей) в ВВП возросла за год с 16,7% до порядка 19- 19,2%, в т.ч. рублевой части долга с 10,6% до
14,7-15%.

Доминирующей статьей внутреннего долга (более половины суммарного долга и свыше 2/3 его рублевой части) остается задолженность Правительства
Центробанку по кредитам на покрытие бюджетного дефицита, привлекаемым под символическую ставку в 10% годовых. Однако по темпам роста за год лидировала задолженность, оформленная в рыночные долговые инструменты, прежде всего ГКО и КО, на которые приходится в настоящее время 18,6% внутреннего рублевого долга.

В планах Минфина на ближайшее будущее эмиссия казначейских обязательств
- среднесрочных заимствований у населения. На триллион рублей будет выпущено бумаг, обеспеченных золотом. Кроме того, говорят о возможности выпуска внутреннего валютного займа, причем доходность будет в валюте, а номинал рублевый. Таким образом, позиция правительства на этот момент ясна.
Насколько оправданно делать упор в борьбе с бюджетным дефицитом на рыночные инструменты заимствования покажет время.

3.3. Рынок государственных краткосрочных облигаций.

В мае 1992 года в Москву прибыла делегация американских банкиров во главе с президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка Дж. Карриганом с целью предложить свой опыт для совершенствования российской банковской системы и создать для этой цели координационный "Российско-американский банковский форум". В рамках Форума, учрежденного в июне, были сформированы три совместные рабочие группы, одна из которых ставила своей целью разработку и реализацию "демонстрационного" проекта по выпуску в России краткосрочных государственных ценных бумаг. Уже в июне 1992 года американские члены рабочей группы после изучения состояния российского фондового рынка подготовили развернутые предложения по концепции и технике выпуска и обращения краткосрочных долговых обязательств. Российские участники рабочей группы начали проработку концептуальных и нормативных документов с учетом предложения американских коллег. Первоначально по причине неготовности правительства предполагалось, что в рамках проекта будут выпущены долговые обязательства Банка России.

В мае 1992 года в Банке России было создано Управление ценных бумаг, включающее среди прочих Отдел размещения и обслуживания государственных займов (для проведения аукционов и первичного размещения гособлигаций),
Отдел вторичного рынка (для осуществления операций на "открытом рынке"),
Отдел расчетов ("бэк-офис" для оформления расчетных документов, ведения учета и отчетности по операциям).

В июне 1992 года Банк России провел на конкурсной основе опрос профессиональных участников рынка ценных бумаг в Москве относительно того, какой из существовавших в то время бирж можно поручить создание и поддержание технологической части рынка - торговой, расчетной и депозитарной системы. Из 4-х московских бирж, представивших свои проекты на конкурс и ставших объектом конкурсного отбора (Московская международная фондовая биржа- ММФБ, Московская центральная фондовая биржа - МЦФБ,
Московская межбанковская валютная биржа - ММВБ, Российская международная валютно-фондовая биржа - РМВФБ), наибольшую поддержку получили ММВБ. Именно ей Банк России по итогам конкурса предложил прорабатывать технологическую сторону проекта, взяв на себя роль технического организатора рынка.

В июне 1992 года Управление ценных бумаг ЦБ РФ провело предварительный отбор дилеров - организаций, которые с одной стороны желали, а с другой были способны взять на себя посредничество между Банком России и широкими слоями инвесторов при проведении операций с государственными облигациями.
Ими стали 24 московских банка и брокерские фирмы ( Инкомбанк,
Промстройбанк, Мосбизнесбанк, Россельхозбанк, банк "Эффекткредит", банк
"Единство", Межкомбанк, Диалогбанк, Международный московский банк,
Токобанк, Сбербанк России, Кредитпромбанк, Мостбанк, Тэпкобанк,
АвтоВАЗбанк, банк "Санкт- Петербург", Нефтехимбанк, Конверсбанк,
Уникомбанк, банк "Восток-Запад", "Брок-Инвест-Сервис", "Церих", Российский брокерский дом, Международная финансовая компания).

В августе 1992 года Банк России принял предварительное решение о возможности выпуска собственных краткосрочных ценных бумаг в рамках
"демонстрационного" проекта на сумму до 3 млрд. рублей с перспективой их замены на правительственные ценные бумаги по мере созревания политических и экономических условий.

В сентябре-декабре 1992 года Управление ценных бумаг ЦБ РФ в тесном сотрудничестве с Фондовым отделом ММВБ, который в ноябре 1992 года получил лицензию Минфина РФ на право биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, разработало проекты инструктивных материалов по проекту. В то же время
Министерство финансов РФ приняло общее политическое решение о выпуске собственных краткосрочных долговых обязательств. Банк России переориентировал проект на эти финансовые инструменты, отказавшись от выпуска собственных ценных бумаг. В декабре 1992 года после согласования с
Банком России Минфин РФ утвердил "Основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций".

В январе-феврале 1993 года проект эмиссии государственных краткосрочных облигаций получил нормативную основу. Совет министров -
Правительство РФ принял постановление N 107 от 8.02.93. "О выпуске государственных краткосрочных облигаций", в котором одобрялись "Основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций
Российской Федерации". В феврале Верховный Совет РФ санкционировал
Правительству РФ в 1993 году выпуск краткосрочных государственных облигаций на общую сумму до 650 млрд. рублей (постановление N 4526-1 от 19.02.93г.).

В январе 1993 года ММВБ совместно с Финансовой академией при правительстве РФ провели научно-практическую конференцию, посвященную началу проекта. Одновременно Банк России подготовил маркетинговую программу по выпуску ГКО, приступив к составлению окончательных версий проектов операционных документов.

В январе-марте 1993 года ММВБ завершила подготовку торгового зала, в котором была развернута локальная вычислительная сеть, позволяющая проводить операции с облигациями 26 дилерам. Было также успешно проведено тестирование торгово-депозитарной системы, программное обеспечение для которой разработал по заказу биржи А/О "Програмбанк". Началось обучение трейдеров (уполномоченных сотрудников банков – будущих официальных дилеров
Банка России) правилам работы с электронной торговой системой ММВБ.

В апреле Банк России принял решение о заключении договоров с рядом банков и финансовых компаний о выполнении функций дилеров на рынке государственных краткосрочных облигаций. После этого были оформлены договорные отношения между ММВБ и официальными дилерами, а также Банком
России и ММВБ.

18 мая 1993 года на Московской межбанковской валютной бирже состоялся первый аукцион по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации, который стал логическим завершением многомесячной кропотливой работы над проектом эмиссии гособлигаций.
Значимость реализации этого проекта Заместитель Председателя Банка России
Д. В. Тулин сравнил с запуском первой ракеты в космос.

Основные параметры и условия выпуска ГКО.

Инструмент - государственные краткосрочные бескупонные облигации
(ГКО), которые эмитируются Минфином РФ на срок 3,6 месяцев и 1 год. Банк
России гарантирует своевременность погашения выпущенных облигаций.
Номинальная стоимость одной облигации - 100 тыс. и 1 млн рублей. Инвесторы приобретают их на аукционе со скидкой (дисконтом) к номиналу. Погашение осуществляется в безналичной форме путем перевода номинальной стоимости ГКО их владельцам на момент погашения. Доход, образующийся как разница между ценой приобретения и погашения (продажи), налогом не облагается.
Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица, включая нерезидентов (допущены с февраля 1994 года в пределах 10 % от номинального объема выпуска на аукционе). Выпуски облигаций осуществляются в безбумажной форме - в виде записей по счетам их владельцев. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Право собственности на
ГКО возникает с момента регистрации их владельца в книгах Банка России или
Дилера. Учет и контроль перемещения бумаг и регистрация их владельцев осуществляются в специальных учреждениях - депозитариях. Каждому выпуску облигаций присваивается государственный регистрационный номер, состоящий из девяти значащих разрядов. Первый разряд – цифра "2" указывает на вид ценной бумаги - долговое обязательство. Второй разряд указывает на тип ценной бумаги : "1" - для трехмесячных облигаций,"2" - для шестимесячных облигаций, "3" - для двенадцатимесячных облигаций. Третий, четвертый и пятый разряды - указывают порядковый номер выпуска данного типа. Шестой, седьмой и восьмой разряды - буквы"RMF"("Russian Ministry of Finance") - указывают на эмитента. Девятый разряд - буква "S"("State") - свидетельствует о том, что ценная бумага является государственной.

Первичный рынок - регулярная продажа облигаций новых выпусков на аукционах на основании заявок покупателей, в которых указываются желательные для них цены приобретения. Заявки официальных дилеров собираются Банком России через торговую систему ММВБ, ранжируются в порядке убывания заявленных цен и предоставляются в Минфин РФ. который определяет минимальную цену аукциона (цену отсечения). Заявки с ценами, равными или превышающими цену отсечения, удовлетворяются по указанным в них ценам, а остальные - не удовлетворяются. При этом, если в результате размещения выпуска инвесторами будет куплено менее 20 % всех облигаций, выпуск будет объявлен несостоявшимся. В 1993 году преобладала практика ежемесячных аукционов, к концу 1994 года - началу 1995 года постепенно сформировался следующий график аукционов:

- первая-третья среды месяца - выпуск 3-х месячных облигаций;

- вторая среда - выпуск 6-ти месячных облигаций;

- четвертая среда - выпуск годичных облигаций.

День погашения по одному выпуску обычно совпадает с днем проведения аукциона по очередному выпуску. Это дает возможность владельцу погашаемых облигаций реинвестировать свои средства в новый выпуск.

Вторичный рынок - торговые сессии с использованием электронной торговой системы ММВБ (с июня 1994 года проводятся ежедневно, кроме выходных дней, с 11.00 до 13.00). На первом этапе рабочие места участников оборудованы в рамках единой компьютерной сети в торговом зале. В дальнейшем, предполагается вынесение рабочих мест в офисы участников с их подключением через каналы связи к Торговой системе и образование региональных торговых площадок. Сделки купли-продажи внеторговой системы не разрешаются.

Основные участники рынка ГКО :

- Министерство финансов, как эмитент ГКО;

- Банк России, как генеральный агент по обслуживанию выпусков ГКО и участник торгов;

- ММВБ, выполняющая функции Депозитария, Расчетной и Торговой систем в соответствии с Договором на выполнение функций Депозитария, Расчетной и
Торговой систем, заключенного между ММВБ и Банком России;

- участники торгов - Дилеры (юридические лица, имеющие право на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, заключившие с ЦБ РФ Договор о выполнении функций Дилера на рынке ГКО, а также с ММВБ Договора об участии в Расчетной, Депозитарной и Торговой системах;

- Инвесторы (любые юридические и физические лица, а также нерезиденты).

Все операции по купле-продаже ГКО осуществляются только через Дилеров, т.е. любое лицо, желающее приобрести облигации, должно сначала найти себе
Дилера и заключить с ним Договор о сотрудничестве на рынке ГКО .

Основные принципы клиринга и расчетов. Расчеты по сделкам производятся в день торгов через электронную расчетную систему ММВБ с применением многостороннего клиринга по итогам торговых сессий, а также поставкой облигаций против денежного платежа. Для участия в торговой сессии Дилер открывает в Расчетной Палате ММВБ помимо основного расчетного счета субсчет, предназначенный непосредственно для торговли облигациями.

3.4. Структура рынка ГКО.


В отличие от стихийно сложившихся (в большей части своей внебиржевых) рынков корпоративных акций и облигаций , а также рынка свободных денежных ресурсов рынок государственных ценных бумаг был достаточно жестко регламентирован с момента выпуска облигаций " 30 - летнего займа ". При появлении ГКО регулирование ужесточается, поскольку в сферу посреднических операций с государственными облигациями вовлекаются негосударственные структуры. Взаимоотношения возникающие между участниками рынка ГКО, регламентируются "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций" утвержденных Постановлением Правительства РФ от
8.02.93 г. N 107 и "Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Схематично организационная структура рынка ГКО представлена на схеме.

Организационная структура рынка ГКО.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

организаторы рынка

ТОРГОВАЯ ДЕПОЗИТАРИЙ РАСЧЕТНАЯ
СИСТЕМА

СИСТЕМА

организации обеспечивающие функционирование рынка

ЦБ РФ ДИЛЕР N1 ДИЛЕР N2 .....

... ДИЛЕР N59

участники рынка

инвестор инвестор ......... инвестор инвестор участники рынка

На схеме отчетливо выделяются три сектора:

1. Организаторы рынка, куда входят Министерство Финансов и Банк
России, - те, кто определяет "правила игры" и состав участников;

2. Организации, осуществляющие организационно-техническое обеспечение рынка, включая заключение сделок и расчеты по ним;

3. Собственно участники рынка, т.е. те, кто непосредственно будет являться владельцами облигаций, и те, кто выступает в роли посредников, без которых не может нормально функционировать ни один рынок.

Каждый из этих секторов выполняет свои функции. Четкое их разделение - одна из основных предпосылок взаимного доверия всех участвующих сторон, и, следовательно, быстрого развития рынка.

Основные параметры и условия выпусков ГКО определяет Министерство финансов Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Положением "Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" от 6 мая 1993 г. за N
02-78 и "Временным порядком проведения Банком России операций на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций в г.Москве, осуществления расчетов и учета по ним", выполняет функции, которые условно можно разделить на три категории:

1. Агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков облигаций: устанавливает требования к Торговой системе, Расчетной системе, Депозитарию и субдепозитариям; заключает договоры с организациями на выполнение соответствующих систем; устанавливает требования к Дилерам, а также критерии отбора Дилеров и их количественный состав; заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров; устанавливает правила проведения и проводит аукцион по продаже облигаций на первичном рынке; хранит глобальные сертификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер; осуществляет на условиях, согласованных с Министерством финансов РФ, дополнительную продажу на вторичном рынке не проданных на аукционе облигаций в течении срока их обращения; осуществляет погашение облигаций по поручению Министерства
Финансов Российской Федерации в день погашения.

2. Официального Дилера: осуществляет торговлю облигациями на вторичном рынке путем выставления во время торгов заявок на покупку и продажу облигаций; осуществляет сбор заявок инвесторов на покупку или продажу облигаций на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через
Торговую систему.

3. Контролирующего органа: осуществляет контроль за размещением и обращением облигаций; получает информацию о ходе торгов облигациями, имеющуюся в Торговой системе, об остатках на счетах "депо" дилеров в
Депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе; получает информацию о состоянии счетов " депо " в субдепозитарии каждого дилера; приостанавливает операции любого дилера с облигациями, имеющуюся в Торговой системе, об остатках на счетах " депо " дилеров в депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе.

К организациям обеспечивающим последовательность стадий "сделка - расчет - поставка ценных бумаг" относятся:

1. Депозитарий;

2. Расчетная система;

3. Торговая система.

ГКО - это именные ценные бумаги, выпуски которых осуществляются в
"безбумажной" форме. В связи с этим необходим механизм, обеспечивающий учет облигаций и их владельцев. Таким механизмом является двухуровневая система депозитарного учета, состоящая из центрального депозитария и сети субдепозитариев. Депозитарий - это организация (банк, клиринговая палата, биржа, инвестиционный институт), уполномоченная на основании договора с
Банком России обеспечивать учет облигаций по счетам "депо" дилеров и перевод облигаций по счетам "депо" по сделкам купли- продажи, заключаемым дилерами. Депозитарию запрещено выступать в роли покупателя, продавца или посредника на рынке облигаций.

В центральном депозитарии открываются счета только зарегистрированным дилерам. Однако облигации, принадлежащие самому дилеру, и облигации, принадлежащие его клиентам, учитываются раздельно. Поэтому вводится два типа счетов: счет "А" (дилерский) и счет "В" (клиентский)- отдельно по каждому виду облигаций, с тем чтобы не допустить рискованной игры дилеров за счет облигаций, принадлежащих их клиентам. Например, со счета "В" можно продавать облигации только по поучению того клиента, которому они принадлежат.

Каждый дилер обязан также вести внутренний лицевой учет облигаций, приобретенных им за свой счет или по поручению клиентов. Это достигается с помощью субдепозитария, ведение которого входит в перечень обязательных функций каждого дилера. Такая двухуровневая система "депозитарий - субдепозитарий" необходима для того, чтобы в любой момент от начала выпуска до его погашения был известен полный перечень владельцев облигаций, что, в свою очередь, надежно защищает рынок от различного рода злоупотреблений.

Модификация счетов в депозитарии (списание/зачисление) осуществляется на основании специального платежного документа – поручения "депо", - который построен аналогично обычному платежному поручению. Поручения "депо" формируются только по итогам проведенных торгов и определяют, с какого и на какой счет должно быть перечислено необходимое количество проданных облигаций с учетом встречных поставок.

Существует лишь одно исключение из этого правила. В случае, если один и тот же владелец облигаций заключил договоры на обслуживание одновременно более чем с одним дилером, он имеет право перечислить облигации со своего счета у одного дилера без совершения сделки.

И, наконец, для последующего понимания принципов работы торговой системы хотелось бы отметить наличие на счету каждого дилера в депозитарии специального "торгового субсчета", предназначенного для резервирования того количества облигаций, с которыми конкретный дилер намерен осуществлять операции по их продаже в данный торговый день.

Расчетная система

Неотъемлемой частью совершаемых сделок с облигациями является проведение денежных расчетов по приобретенным облигациям. Высокую надежность и оперативность таких расчетов обеспечивает специально выделенная организация - расчетная система.

Расчетной системой называется организация, имеющая право на ведение расчетных операций и уполномоченная обеспечивать денежные взаиморасчеты по облигациям. В качестве расчетной системы могут выступать банк, клиринговая палата, биржа или расчетная палата. Расчетной системе запрещено выступать в роли покупателя, продавца или посредника на рынке облигаций. Каждый зарегистрированный дилер обязан открыть счет в расчетной системе, через который он будет осуществлять платежи по совершаемым сделкам. Денежные средства зачисляются на этот счет и списываются с этого счета через счет системы в РКЦ. При этом расчеты по сделкам с облигациями между дилерами осуществляются в течение одного дня, а расчеты дилеров с другими организациями - в обычном порядке.

В зависимости от того, имеет дилер банковскую лицензию или нет, ему в расчетной системе открывается либо корреспондентский, либо специальный счет с правом его использования только для расчетов по облигациям.

Все участники расчетной системы могут иметь расположенные в их офисе рабочие места, специально оборудованные электронной техникой, через которую они могут передавать платежные поручения в систему и получать всю отчетную документацию. Точно так же, как и в депозитарии, в расчетной системе на счетах дилеров выделены специальные "торговые субсчета", предназначенные для резервирования денежных средств, необходимых дилерам для оплаты облигаций, купленных в течение данного торгового дня.

Торговая система

Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется только в форме совершения сделок купли - продажи через Торговую систему. Торговая система
- это организация (биржа, инвестиционный институт), уполномоченная на основании договора с Банком России и двухсторонних договоров с дилерами обеспечивать процедуру заключения сделок купли - продажи облигаций путем предоставления технических средств. Торговая система также не имеет право становиться дилером или инвестором на рынке облигаций.

Следует отметить, что заключение сделок помимо торговой системы запрещено. Более того, никаким иным способом, кроме как через сделку купля
- продажа, облигация не может перейти от одного владельца к другому.

Каждый дилер в торговом зале имеет автоматизированное рабочее место, через которое он осуществляет ввод заявок на продажу или покупку облигаций, а также другие операции, необходимые по регламенту. Условия проведения торгов разработаны таким образом, чтобы исключить все причины, ставящие в неравноправное положение дилеров, в том числе и Банк России:

1. перед началом торговой сессии Торговая система должна обобщить информацию по каждому дилеру из Депозитария и Расчетной системы о состоянии
"торговых субсчетов", с тем чтобы в дальнейшем определять степень обеспеченности денежными средствами и облигациями заявок (на покупку или продажу), которые подаются дилером;

2. дилеры вводят в торговую систему разовые заявки на покупку или продажу облигаций, с указанием цены, количества облигаций и своего кода;

3. при поступлении заявок от дилера на покупку или продажу облигаций
Торговая система должна либо уменьшить величину денежных средств (покупка), либо уменьшить количество облигаций (продажа), которые могут служить обеспечением следующих заявок.

Подаваемые дилерами заявки воспринимаются системой как предложение продать или купить некоторое количество облигаций по определенной цене.
Заявки могут быть сняты в любой момент по команде дилера.

Удовлетворяются заявки (заключаются сделки) в случае, если ценовые условия каких либо двух встречных заявок позволяют это сделать.

1. заявки удовлетворяются в зависимости от цены и времени подачи, размер заявки на ее приоритет не влияет;

2. независимо от времени подачи, заявка, имеющая более выгодную цену, удовлетворяется раньше, чем заявка с менее выгодной ценой;

3. при равенстве цен, заявка, поданная раньше, удовлетворяется раньше, чем заявка, поданная позже;

4. сделка заключается всегда по цене заявки, находящейся в очереди первой;

5. любая заявка дилера может быть снята самим дилером, если она к этому моменту не исполнена;

По завершении торгового дня подсчитываются взаимные обязательства дилеров в соответствии с совершенными сделками по денежным средствам и по облигациям, т.е. осуществляется клиринг. По итоговым обязательствам дилеров формируются поручения в депозитарий и расчетную систему на осуществлении зачислений/списаний по их счетам.

При возникновении разногласий или споров по совершенным сделкам или по расчетам, связанным с ними, действует правило, гарантирующее целостность рынка в любом случае, т.е. по сделкам, зафиксированным системой, безусловно проводятся расчеты и лишь после этого принимаются претензии по ним. В случае обнаружения любых несоответствий согласно установленной процедуре формируется специальный протокол об осуществлении перерасчета как основание для урегулирования споров, возникших по итогам торгов.

3.5. Участники рынка

Собственно всех участников рынка ГКО согласно "Положения о..." можно разделить на две категории это: дилеры инвесторы

Дилер - это любое юридическое лицо, являющееся инвестиционным институтом (профессиональным участником рынка ценных бумаг) в соответствии с действующим законодательством, и заключившее договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями.

С самого начала рынок ГКО должен был стать строго организован, и поэтому основная масса официальных дилеров представляет из себя банки.
Почему банки? Во-первых со стороны ЦБ РФ установлены достаточно жесткие требования контроля за банками, которые в последнее время все более ужесточяются, поэтому банки представляли из себя наиболее организованных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Во-вторых организаторы предполагали, что на первом этапе, на рынке, ГКО, будут работать именно банки, располагающие достаточным количеством временно - свободных денежных средств. Именно банки должны были "раскрутить" рынок ГКО. Об этом свидетельствует диаграмма N___ и список дилеров, которые были одними из первых. Дилер может заключать сделки с облигациями от своего имени и за свой счет.

Дилер может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок с облигациями от своего имени, за счет и по поручению инвестора.

Какие возможности дает статус официального дилера:

1. Услуги на коммерческих началах инвесторам, не являющимися дилерами по покупке - продаже облигаций, обеспечение их достоверной аналитической информацией относительно конъюнктуры рынка;

2. Оперативный доступ к торговым, депозитарным и прочим активам, благодаря которым дилеры выигрывают как минимум 1 день на операциях;

3. Аккумуляция перед торгами для перечисления на биржу средств клиентов на короткие промежутки времени;

4. Вложение средств, аккумулированных банком, в практически безрисковый доходный финансовый инструмент (с разумной поправкой на результаты погашения первого выпуска).

Важную роль играют также:

1. Высокая ликвидность операций с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями с учетом прямого доступа к торговой системе;

2. Политический имидж входящего в авангардную группу банков, утвержденного ЦБ РФ в качестве официального дилера (что неформально означает признание хорошей работы банка в целом с точки зрения Центрального банка);

3. Несмотря на то, что в заявках, которые подают дилеры при участии на вторичных торгах или аукционе, первыми идут ценовые условия (предложение) инвесторов, что в какой-то мере ставит дилера в неравноправное положение
(ситуация когда цена дилера и инвестора равна, но первым удовлетворяется предложение инвестора) дилеру очень выгодно иметь большинство клиентов, т.к. во-первых денежные средства перед тем как попасть на биржу, проходят через счет дилера, что при постоянных операциях превращается в очень дешевые "короткие деньги", во-вторых дилер может направлять интересы инвесторов в необходимое ему русло
(большая доля рынка дает ему возможность "формировать рынок"), в-третьих дилеру наиболее выгодно привлекать не своих собственных клиентов- юридических и физических лиц, а клиентов других банков, не являющихся дилерами. Обратное действие вызывает отток ресурсов банка и сильно
"подстегивает" цену, которую он вынужден будет платить по своим ресурсам вследствие конкуренции между депозитами и облигациями.

С развитием рынка ГКО, количество дилеров постоянно увеличивается.
Среди крупнейших банков-дилеров , есть банки имеющие очень разветвленную филиальную сеть, именно эти банки должны в какой-то мере компенсировать один из основных недостатков рынка ГКО, его привязанность к одной торговой площадке (ММВБ г.Москва). Также подвергается структурному изменению и уже существующий состав официальных дилеров, а именно , по словам высокопоставленных чиновников ЦБ РФ в скором времени будет введено понятие
- первичный дилер, который помимо определенных обязательств (установление минимальной суммы выставляемой на аукцион, и определенной суммы для операций на вторичном рынке), будет иметь и ряд существенных преимуществ.

Инвестором является любое юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на правах собственности или полного хозяйственного ведения и имеющее право в соответствии с действующим законодательством, условиями и параметрами выпуска на владение облигациями.
Для реализации этого права инвестор обязан заключить с дилером договор на обслуживание. Этот договор определяет порядок приобретения, владения и продажи инвестором облигаций, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций. В приложении N__ приведена примерная форма договора о сотрудничестве, который используется при работе Иркутским
Сбербанком с клиентами. Если говорить о эффективности операций на рынке ГКО для дилера и инвестора, то инвесторам в целом операции с гособлигациями менее выгодны, нежели банкам-дилерам. Большое влияние на привлекательность этих финансовых инструментов оказывает относительное снижение доходности вследствие увеличения сроков перевода средств (например, средства на покупку облигаций должны аккумулироваться сначала в банке-дилере, а затем перечисляться на Московскую Межбанковскую валютную биржу для участия в торгах). Кроме того, клиенту достаточно сложно предвидеть котировки на следующие торги без помощи дилера, за услуги дилера по покупке-продаже облигаций клиент уплачивает комиссионные, которые в совокупности с налогом на операции с ценными бумагами и комиссионными бирже могут составить значительную сумму и сделать невыгодным очень краткосрочное вложение средств.

В общем случае интересы инвесторов можно выразить так: вложение временно свободных средств в очень краткосрочные ценные бумаги, погашение которых гарантировано Центральным банком; активное использование купленных облигаций в качестве обеспечения кредита. Залог в форме государственных долговых обязательств может быть признан самым высококачественным видом.

3.6. Порядок осуществления операций с ГКО Сбербанком России

Схема взаимодействия между Сбербанком России и территориальными банками Сбербанка России (СБРФ) определяется тем, что все подразделения
Сберегательного банка РФ являются единым юридическим лицом. Исходя из данного факта, любое подразделение СБРФ является официальным представителем
Сбербанка России как дилера на рынке ГКО.

Первый уровень - СБРФ, как официальный дилер на ММВБ, являющийся субдепозитарием первого уровня, держит и ведет лицевые счета территориальных банков СБРФ и клиентов СБРФ (юридических и физических лиц), заключивших договор непосредственно с СБРФ.

Территориальные банки СБРФ имеют статус субдепозитария второго уровня и соответственно своему статусу держат и ведут лицевые счета своих отделений и клиентов, с которыми непосредственно заключают договора и действуют в их рамках.

Каждый субдепозитарий второго уровня при формировании заявок на куплю- продажу ГКО составляет суммарную Инвестиционную заявку по отделениям и направляет ее в СБРФ. Заявки клиентов террбанки отправляют обособленно, каждую отдельно в адрес СБРФ. Заявки на аукцион как собственные, так и клиентские должны быть отправлены до 14-00 по московскому времени дня, предшествующего дню аукциона, заявки на вторичные торги - до 9-30 по московскому времени дня торгов. При получении заявки Управлением ценных бумаг СБРФ и поступлении денежных средств на ММВБ СБРФ совершает сделку и по факту совершения сделки производит списание в субдепозитарии первого уровня денежных средств с лицевого счета территориального банка против зачисления на его счет ценных бумаг ГКО. Выписка со счета территориального банка после совершения соответствующих сделке записей по оговоренным заранее каналам связи направляется в его адрес. Террбанк на основании поступившей информации о состоянии своего счета в субдепозитарии первого уровня производит в субдепозитарии второго уровня записи по счетам своих отделений в соответствии с аккумулированными заявками и отчитывается перед ними выписками по их счетам.

В случае погашения принадлежащих террбанкам ГКО, он должен выслать распоряжение либо на возврат выручки от погашения, либо на инвестирование вырученных средств в следующий выпуск. Если распоряжения на перечисление денежных средств или очередного инвестирования не поступило, СБРФ производит их зачисление на счет террбанка в субдепозитарии.

Информационное взаимодействие между субдепозитариями осуществляется на основе документооборота. Документом, подтверждающим намерение клиента купить-продать ГКО, является заявка-заказ (приложение N ). Документом, подтверждающим совершение записей по счетам в соответствии с выполненной операцией на бирже, является выписка по счету (приложение N_). Все документы должны быть подписаны уполномоченными на то лицами, которые должны иметь надлежащим образом оформленную доверенность (приложение N_).
Документооборот осуществляется по электронной почте "ТЭКОС", при этом дублирование осуществляется по факсимильной связи. Оригиналы заявок и выписок по счету передаются почтой.

Территориальные банки осуществляет взаимодействие со своими клиентами на основе двухсторонних договоров, при этом самостоятельно определяя размер минимальной суммы, принимаемой от клиента для инвестиций в ГКО, размер комиссионного вознаграждения за выполнение операций, форму договора.
Основанием для открытия счета клиенту является договор, оформленный надлежащим образом (приложение N_). Каждый субдепозитарий ведет картотеку лицевых счетов клиентов. Управление ценных бумаг СБРФ осуществляет дублирование ведения лицевых счетов клиентов.

Основным принципом движения денежных средств в рамках выполнения операций по ГКО является требование Центробанка об осуществлении платежей только через счет официального дилера. Таким образом, все платежи должны проходить через счет Сберегательного банка России.

Зачисление денежных средств клиента на его счет в субдепозитарии первого уровня производится при поступлении их на корреспондентский счет
Сбербанка РФ в ММВБ. Контроль поступления средств производится из помещения
Сбербанка РФ с помощью системы электронных межбанковских расчетов по модемной связи.

Списание денежных средств клиента с его счета в субдепозитарии первого уровня осуществляется либо против зачисления ГКО на его счет при покупке облигаций, либо по распоряжению клиента в виде выручки от продажи ГКО или остатков на счете. При покупке ГКО списание сумм налога на операции с ценными бумагами, комиссионных бирже и, в необходимых случаях, вознаграждения в пользу Сберегательного банка производится в безакцептном порядке. При продаже ГКО порядок списания сумм комиссионных бирже и вознаграждения в пользу Сберегательного банка тот же.

В соответствии с правилами торговли ГКО на ММВБ каждый дилер управляет средствами на торговом и корреспондентском счетах с помощью Системы электронных межбанковских расчетов (СЭМР). Рабочее место СБРФ с СЭМР располагается в Управлении ценных бумаг СБРФ. По договору с фирмой
"Программбанк" СБРФ ежемесячно рассчитывается за эксплуатацию СЭМР по счетам представляемым фирмой. В целях возмещения издержек по эксплуатации
СЭМР территориальные банки при обслуживании клиентов 50% вознаграждения, полученного по операциям с ГКО в пользу клиентов передают в адрес Сбербанка
РФ. При этом Сбербанк РФ взимает с территориальных банков за осуществление операций с ГКО в их пользу вознаграждение в размере 0,05% от суммы совершенной сделки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не существует какого-либо одного, определенного пути, по которому следовало бы идти, разрабатывая рыночную финансовую систему. Опыт показывает, что успешные элементы структурной экономической реформы не могут быть не связаны с традициями, обычаями, культурой и историей страны, проводящей реформу. Хотя основные принципы могут служить указателями вдоль дороги реформы, успех любых попыток преобразования в конце концов будет измеряться тем, могут ил они работать и создавать доверие в тех конкретных условиях, в которых они применяются.

Список используемой литературы.

1. Перламутров В.Л., Липец Ю.Г. " Азбука биржевой деятельности» Финансы N

2 1992г. Москва. Финансы и статистика. 1992г.
1. Алексеев М.Ю. «Рынок ценных бумаг и его участники» Бухгалтерский учет

N 2 1992г. Москва. Финансы и статистика. 1992г.
1. М.Астахов «Рынок ценных бумаг и его участники» Москва 1996г.
1. Наталья Семилютина «Некоторые виды ценных бумаг в мировой практике и в РФ» Финансовая газета N 22 1993г. Москва 1993г.
1. В.И.Колесников «Банковское дело», Москва 1995г.
1. «Гражданский кодекс РФ», Москва 1995г.
7. А.Амбрамцумов, Ф.Стерликов «1000 терминов рыночной экономики» Москва

1994г.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ