Финансы государства
Финансы государства
Прямые налоги и их хар-ка
Прямой налог – налог, взимаемый
непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам
относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на
имущество.
Налоговая система государства
Совокупность разных видов налогов, в
построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.
Прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество
налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на
услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют:
акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.
В понятие налоговой системы также включаются
формы и методы налогового контроля и система ответственности за нарушение
налогового законодательства.
Вводя налоги, государство изымает у
предприятий и населения часть их доходов в свою пользу. Через налоговый
механизм государство воздействует на процессы производства и обращения,
стимулирует или сдерживает их темпы, усиливает или ослабляет накопление
капитала, влияет на возрастание или снижение платежеспособного спроса
населения.
Финансовые ресурсы, их состав
Фин. ресурсы – совокупность фондов денежных
средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, дом. хозяйств,
т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе
материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД.
Поэтому объем фин. ресурсов зависит от величины ВВП и НД.
Состав фин. ресурсов: 1) собственные
ср-ва: а) на уровне предприятий и дом. хоз-в - прибыль, з/п, доходы дом. хоз-в;
б) на уровне гос-ва – доходы от госпредприятий, приватизации, а также от
внешнеэкономической деятельности; 2) мобилизованные на рынке: а) на уровне
предпр-ий и дом. хоз-в - продажа-покупка ц.бумаг, банковский кредит; б) на
уровне гос-ва – эмиссия ц.бумаг и денег, гос. кредит. 3) ср-ва, поступивш. В
порядке перераспредел-я: а) на уровне предпр-йй – проценты и дивиденды по ц. бумагам,
выпускаемым другими владельцами; б) на уровне гос-ва – обязательные платежи
(налоги, сборы, пошлины).
Функции финансов в рыночной экономике
1) распределительная. Осущ-ся во всех
сферах обществен. жизни: в мат. произв-ве в нематериальной сфере, в сфере
обращения. С помощью этой функции осущ-ся распределение новой стоимости (на
микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). В рез-те
распределения ВВП и НД создаются доходы общества. Распред ф-ция позволяет: а)
образовывать ден фонды на уровне предприятия и дом. хоз-ва, а также гос-ва; б)
образовывать не просто ден фонды, а фонды целевого назнач-я; в) осуществлять
межотраслевое, межтерр-ное перераспред-е, а также между сферами и соц группами;
г) создавать необх. резервы как на уровне предпр-ий, так и гос-ва.
2) контрольная ф-ция. Наглядно
представляет воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих
отклонениях в пропорциях распред-я ВВП и НД, в своевременном и полном
образовании целевых ден фондов, в обеспеченности необх ресурсами произв
процесса. Контр ф-ция финансов проявл-ся: а) до наступления распределит-го
процесса, когда составл-ся программы, прогнозы, бюджеты; б) в процессе
использования фондов ден ср-в, при исполнении намеченных программ, планов,
смет; в) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения ден
фондов.
Контр ф-ция реал-ся через: а) фин.-хоз
контроль на отд предприятиях, на основе выполнения хоз договоров, осущ-ния
коммерческого расчета; б) финн-бюджетный контроль, при выполнении налоговых
платежей и выполнении финансир-я из бюдж ресурсов; в) кредитно-банковский
контроль, при использ-нии принципов кредитования и ден расчетов.
3) регулирующая ф-ция. Тесно связана с
вмешат-вом гос-ва с пом финансов в процесс воспроизв-ва. На микроуровне (предпр-е) –
эта ф-ция стимулирует его деят-ть, создавая разл фонды, кот. способствуют
улучшению кач-ва производствен процесса, увелич-ю его объема, улучш-ю мат
положения работающих. На макроуровне (гос-во) эта ф-ция, используя гос расходы,
налоги, госкредит, достигает таких же результатов.
Финансовый контроль, формы, виды, методы
Фин.контроль – неотъемлемая составная
часть процесса управления финансами, обусловлен важнейш ф-циями финансов:
распред и контр.
Фин.контроль – законодательно
регламентированная деят-ть спц созданных учреждений контроля и контролеров –
аудиторов за соблюд-ем фин законодат-ва и фин дисциплины всех эконом-ких
субъектов, а также за целесообраз-тью и эффект-тью их фин операций.
Формы контроля: 1) по регламенту
осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутр.) 2) время
проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий; 3) субъекты
контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправл-я,
контроль исполнит органов власти, контроль фин-кредитных органов,
фнутрифирменный ведомственный аудиторский; 4) по объектам контроля – бюджетный,
контроль за внебюдж фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой,
инвестиционный, таможенный контроль, контроль за ден массой.
Методы: 1) проверки документальные и
камеральные; 2) обследования; 3) надзор; 4) анализ фин. состояния; 5)
наблюдение (мониторинг); 6) ревизии.
Особое место в системе фин контроля
принадлежит Счетной палате РФ.
Финансовые механизмы в рын. экономике
Ф-ции финансов реализуются через фин
механизм, предст собой часть хоз-го механизма. Фин механизм вкл-ет совокупность
организационных форм фин отношений в народном хоз-ве, порядок формир-я и
использ-я централиз-ых и децентрализ-ых фондов ден ср-в, методы фин планирования,
формы управления финансами и фин сис-мой, фин законодат-во. В условиях
углубления рыночных реформ прим-ся качественно новый фин механизм. Это касается
взаимоотношений предприятий и населения с бюдж сис-мой, внебюдж фондами,
органами имущественного и личного страхования и др.
Цели и задачи финн. политики гос-ва
Финансовая политика – совокупность целенаправленных действий
с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика
предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это
государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании
государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов,
формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании,
в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Цели финансовой политики:
·
политические цели, т.е.
достижение целей в области внешней и внутренней политики
·
экономические цели, т.е.
достижение целей в области экономики на различном уровне
·
социальные цели, т.е.
достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение
социальных благ).
Задачи финансовой политики:
·
обеспечение условий
для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
·
установление
рационального с точки зрения государства распределения и использования
финансовых ресурсов;
·
организация
регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми
методами;
·
выработка финансового
механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами
стратегии;
·
создание эффективной и
максимально деловой системы управления финансами.
Целью финансовой политики является
наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения
насущных потребностей развития общества.
Типы фин. политики
Классическая. До конца 20-х годов текущего
столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический
ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков
политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее
направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной
конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора
хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных
расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения
равновесного (сбалансированного) бюджета.
Регулирующая Бурное развитие
производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об
изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в
конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических,
политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных
странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу
вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса
(1883–1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и
регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика
наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в
экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется
дополнительный спрос.
Планово-директивная Применяется в
странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.
Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая
система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми
сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой
политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и
управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными
направлениями государственного плана.
Финансовый рынок, его особенности в РФ,
виды ц. бумаг
Для нормального развития экономики
постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических
и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе
между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике
этот процесс осуществляется на финансовых рынках.
Финансовые рынки – это общее обозначение
тех рынков, на которых проявляются спрос и предложение на различные платежные
средства.
На современном этапе развития рыночных
отношений в России финансовый рынок имеет следующие особенности:
• резкая дифференциация степени развитости
по регионам;
• ограничение по номенклатуре используемых
инструментов;
• преимущественное положение коммерческих
банков на финансовом рынке как основных агентов;
• недостаточная готовность по
экономическому потенциалу самих коммерческих банков к работе на активном
финансовом рынке;
• узость финансового рынка, обусловленная
его двумя секторами – рынком иностранной валюты (доллары США) и эмиссионных
ценных бумаг (государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств).
Ц. бумага – это особая форма существования
капитал, кот заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения,
может самост-но обращаться на рынке как товар и приносить доход.
Виды: 1) акции – это эмиссионная ценная
бумага, закрепляющая права держателя на получение части прибыли акционерного
общ-ва в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества,
оставшегося после его ликвидации. 2) облигация удостоверяет внесение ее
владельцем ден ср-в и подтверждает обязат-ва возместить ему номинальную
стоимость этой ц.бумаги в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента.
3) вексель простой и переводный 4) депозитн и сберегат-ые сертификаты. 5) чек
6) складское свидетельство – документ, удостоверяющий заключ между сторонами
договор хранения7) коносамент – товарораспорядит-ый док-т.
Современная фин политика РФ.
Особенностью современной сложной ситуации
в мировой экономике является наложение друг на друга сразу двух кризисов:
кризиса международных кредитно-денежных отношений и кризиса в финансовом
секторе США. Оба эти кризиса связаны между собой, и хотя их совпадение во
времени – случайность, но развитие и обострение каждого их них закономерно и
даже неизбежно.
Осн. этапы развития гос-ных финансов в РФ
Возн-ие финансов как экономич категории
обусловлено такими факторами как: 1) общ-ное разделение труда и деление общ-ва
на соц. группы; 2) развитие товарно-ден отнош-ий в связи с ростом произ-ва и
увеличением ВВП и НД; 3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих
субъектов, осуществляющих предпринимат-ую деят-ть и создающих для произв-ва
необходимые ден фонды; 4) создание централизованного гос-ва.
В условиях капитализма, когда товарно-ден
отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономич
отношения в связи с образованием, распределением и использ-ем ВВП и НД. С
увелич-ем объхема произв-ва и образованием монополистич объединений на рубеже
XIX–XX вв., а также расширением деят-ти гос-ва финансы получили дальнейшее
развитие.
В развитых зарубежных странах важной
сферой фин отношений явл-ся финансы частных национальных и транснациональных
корпораций.
Осн ресурсы гос-ва стали конц-ся в
централиз-ых ден фондах – бюджетах, внебюджетн фондах. Во всех странах
произошло огосударствление значит части нац дохода (от 30 до 50%). Направление
затрат изм-ся. Военные и управленческие расходы дополн-ся расходами на
вмешат-во в экономику (капиталовл-я в энергетику, газ. Пром-ть). Главн доходами
гос-ва становятся налоги, сначала косвенные а затем прямые. Недостаток средств
и появление дефицита бюджета приводят к увеличению гос кредита и как следствие
– к гос долгу.
После 2 мир войны сфера фин отнош резко
расшир-ся за счет развития территор-ых финансов, внебюдж спец фондов.
Развитие гос финансов в XIX–XX (в мире)
В развитых зарубежных странах важной
сферой финансовых отношений явл-ся финансы чатсных национальных и
транснациональных. По своей организационной структуре корпорации предст собой
акционерные общ-ва. Акционерная форма предприятий в странах с развитой рыночной
экономикой получила исключительное широкое развитие. Выпуск акций – одна из
мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные
сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков
и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на
самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая
сторона деят-ти акционерных обществ и предприятий других форм собственности
приобретает все большее значение.
Финансовая система страны, хар-ка ее
звеньев
Фин. сис-мапредст собой совокупность
функциональных звеньев, где особыми методами и в особых формах формируется и
используется фонды ден средств. Фин. сис-ма делится на: централиз и
децентрализ. К централиз относ-ся: бюдж сис-ма, внебюдж фонд и гос кредит. К
децентр относ-ся финансы организаций и финансы дом. хоз-в.
Основой фин сис-мы явл-ся финансы
организаций, т. к. именно здесь создаются и используются значительные
финансовые ресурсы. Финансы организации – через это звено гос-во осущ-ет соц
политику.
Фин сис-ма зарубежных гос-в различается по
структуре в зависимости от гос-го устройства страны. Гос устройство определяет
бюджетноеустр-во и кол-во уровней в бюджетной сис-ме. В унитарных единых
гос-вах два уровня бюджетной системы: центральный (гос) бюджет и местный. В
федеральном гос-ве 3 уровня: федеральный, бюджеты субъектов и местные бюджеты.
Внебюджетные фонды, их хар-ка
В наст время в РФ осуществляют деятельность
3 гос-ных соц внебюдж фонда – пенсионный фонд РФ был создан в декабре 1991 г.,
бюджет фонда форм-ся за счет след. источников: страховые взносы работодателей,
предпринимателей, бюджетные средства, доходы от капитализации средств фонда.
Ср-ва фонда идут на выплату трудовой пенсии и пенсии по инвалидности, а также
различн пособия. Фонд соц страхования, создан в 1990 г. Ср-ва формир-я:
страховые взносы, ср-ва от капитализации. Ср-ва фонда идут на выплату пособий
по временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортное обслуживание,
содержание детских лагерей и т.д. фонд обязат. мед. страхования (создан в 1991 г.)
бюджет формир-ся за счет страховых взносов, бюджетных ресурсов и ср-в от
капитализации. ЕСН (26%): а) пенс фонд 20%: фед бюджет 6%, пенс фонд 14% б)
фонд соц страх-я 2,9% в) фонд обяз мед страх 3,1%: федеральный 1,1%, терри-ный 2%.
Пенсионный фонд и его роль в фин сис-ме
страны
Пенсионный фонд РФ был создан в декабре
1991 г., бюджет фонда форм-ся за счет след. источников: страховые взносы
работодателей, предпринимателей, бюджетные средства, доходы от капитализации
средств фонда. Ср-ва фонда идут на выплату трудовой пенсии и пенсии по
инвалидности, а также различн пособия. Фонд может участвовать в финансировании
программ соц защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
Страхование, формы, виды
Это экономические отношения по защите
имущественных интересов физ и юр лиц при наступлении страхового случая,
возмещение осуществляется за счет средств в страховых фондах, формируемых
посредством страховых взносов.
Виды: обязательное, добровольное,
социальное, коммерческое, личное, имущественное, гражданской ответственности,
рисков, перестрахование.
Государственный кредит
Это сис-ма экономич. отношений в кот
гос-во может выступать как в роли кредитора так и в роли должника. В 90-е годы
преобладала заемная деятельность гос-ва.
Осн.формы займов: 1) кредиты в
коммерческих банках, кредиты зарубежных стран, междунар фин организаций; 2)
эмиссия гос. ценных бумаг. В 90-е годы в РФ выпускались след. ц.бумаги: ГДО
(гос долгосроч облигации), ОБВЗ (валютного займа), КО (казначейские обязат-ва,
ОФЗ (облиг фед займа). Гос займы классифицируются по: 1) месту размещения:
внутр и внешн 2) по форме: облигационные и безоблигационные 3) по характеру
размещения: рыночные и нерыночные 4) по виду доходов: лотерейные, в виде%-ного
дохода, с дисконтным доходом.
Основные формы гос. заимствований
Осн.формы займов: 1) кредиты в
коммерческих банках, кредиты зарубежных стран, междунар фин организаций; 2)
эмиссия гос. ценных бумаг. В 90-е годы в РФ выпускались след. ц.бумаги: ГДО
(гос долгосроч облигации), ОБВЗ (валютного займа), КО (казначейские обязат-ва,
ОФЗ (облиг фед займа). Гос займы классифицируются по: 1) месту размещения:
внутр и внешн 2) по форме: облигационные и безоблигационные 3) по характеру
размещения: рыночные и нерыночные 4) по виду доходов: лотерейные, в виде%-ного
дохода, с дисконтным доходом.
В результате заемной деятельности
образуется гос долг. Заемные ср-ва РФ мобилизует в основном двумя путями: 1)
размещением долговых ц.бумаг 2) получение кредитов у специализированных
финансово-кредитных институтов.
Управление финансами, содержание и функции
Управление – это целенарпавл-ое возд-ие
субъекта на объекта с пом опред приемов и методов. Объектами фин управл-я
явл-ся сферы и звенья фин отнош-ий: централиз финансы, страхов-е, финансы
организаций. Субъекты: гос фин аппарат, дирекции страх фондов и финансовые
службы орг-ций. Стратег-ое управл-е осущ-ют органы законодат власти, (фед
собр-е, обл совет депутатов, совет депутатов на местном уровне). Оперативное
упр-е осущ органы исполнит власти.
Методы управл-я: 1) фин планирование и
прогнозирование осущ-ся на макро и микроуровне. На макро при разработке бюджета
на микро при разработке фин плана предприятия. Планир-е предполагает опред-е
расходов, расчет возм доходов и их балансирование. 2) фин регулирование осн
инструменты: ставки и льготы по налогам, бюджетные нормативы, ставка
рефинансирования. 3) оперативное управление: исполнение бюджета или фин плана.
4) фин контроль.
Гос органы управл-я финансами: правит-во
РФ, МинФин, казначейство, ФНС и др. контрольные органы.
Система органов управления финансами
Управление – это целенарпавл-ое возд-ие
субъекта на объекта с пом опред приемов и методов. Объектами фин управл-я
явл-ся сферы и звенья фин отнош-ий: централиз финансы, страхов-е, финансы
организаций. Субъекты: гос фин аппарат, дирекции страх фондов и финансовые
службы орг-ций. Стратег-ое управл-е осущ-ют органы законодат власти, (фед
собр-е, обл совет депутатов, совет депутатов на местном уровне). Оперативное
упр-е осущ органы исполнит власти.
Методы управл-я: 1) фин планирование и
прогнозирование осущ-ся на макро и микроуровне. На макро при разработке бюджета
на микро при разработке фин плана предприятия. Планир-е предполагает опред-е
расходов, расчет возм доходов и их балансирование. 2) фин регулирование осн
инструменты: ставки и льготы по налогам, бюджетные нормативы, ставка
рефинансирования. 3) оперативное управление: исполнение бюджета или фин плана.
4) фин контроль.
Гос органы управл-я финансами: правит-во
РФ, МинФин, казначейство, ФНС и др. контрольные органы.
Бюджет гос-ва, его функции
Бюджет как экономическая категория это
отнош-я между гос-вом и физ и юр лицами, связанные с формир-ем и распред
централизованных ден фондов, необходимых гос-ву для выполнения своих
экономических, политических и соц функций.
Ф-ции бюджета: 1) формир-е централиз ден
фонда 2) использование центр фонда 3) контрольная. Через бюджет распред около 40%
ВВП.
Гос бюджет – это осн фин план гос-ва, дает
органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных
полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых гос-ву фин ресурсов и
определяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджетное устройство, бюджетная сис-ма
государства
Бюдж устр-во-это регулируемая нормами
финансового права организация бюджетной системы страны.
Бюдж сис-ма – это совокупность всех
бюджетов страны. В РФ выд-ся три уровня в бюдж сис-ме: 1) фед бюджет, 2)
консолидированный: бюджет субъекта РФ 3) многочисл местные бюджеты.
Бюдж сис-ма федеративного гос-ва
функционирует на принципах бюдж федерализма.
Бюдж федерализм – это сис-ма отношений
между органами гос власти и местного самоуправления по поводу распределения
доходных источников и расходных полномочий. Основной чертой кот явл-ся
самостоятельность бюджета всех уровней.
Бюджетный процесс, хар-ка его стадий
Это деят-ть органов гос власти по
составлению проекта бюджета, его рассмотрению и утверждению по исполнению
бюджета и контролю за исполнением. Общая длительность всех стадий процесса 3
года.
Бюджетный финансовый год – это год, в
течение которого происходит исполнение бюджета (может не совпасть с
календарным). Участники бюдж процесса: президент, органы законодат власти,
органы исполнит власти, ЦБ, ГРБС (главные распорядители бюджетн ср-в),
бюджетные учреждения, они получают ср-ва и тратят их на свою работу.
Стадии: 1) составление проекта бюджета (за
1,5 года до начала очередного бюджетного года). Составляет проект Минфин,
первые 10 мес готовятся предплановые документы, а именно прогноз
экономического и соц развития страны, сводный баланс фин ресурсов, 3-х летний
фин план (бюджет), план развития гос сектора экономики, гос инвестиционная
программа. Проект бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания по
нескольким сценариям. 2) рассмотрение и утверждение бюджета в органах
исполнительной власти. 1 чтение – 30 дней, 2 чтение – распределение расходов по
функциональной классификации, по ведомственной классифик., распределение фонда
фин поддержки регионов (35 дней). 3 чтение – 15 дней, рассмотрение поправок и
принятие бюджета в целом. Далее бюджет направляется в Совет Федерации, рассм в
теч 14 дней и приним-ся 2/3 голосов. Далее президенту. 3) исполнение бюджета
(ответствен – фед казначейство) осн принцип казначейской сис-мы исполнения
бюджета – принцип единства кассы.
Исполнение бюджета, роль и значение
казначейства
Исполнение бюджета (ответствен – фед
казначейство) осн принцип казначейской сис-мы исполнения бюджета – принцип
единства кассы.
Исполнение бюджета – это действия по
мобилизации и использованию бюджетных средств. в финансовом органе на основании
показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, кот
утверждается исполнительным органом власти.
Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции
со средствами на бюдж счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет
бюдж средств, осуществляется либо органом Фед казначейства, либо уполномоченным
банком, в кот открыт счет бюджета. фед казначейству принадлежит право открытия
и закрытия счетов фед бюджета, а также определения их режима. Единый счет фед
бюджета – он же единый счет фед казначейства – нахо-ся в ЦБ РФ.
Доходы бюджета
Доходы бюдж – это экономич отношения между
гос-вом и физ и юр лицами, связанные с формированием централизованного денежного
фонда.
Факторы, влияющ на объем и структуру
доходов: экономич развитие страны, налоговая система страны, фин политика.
Источники дохода бюджета: нац доход, по форме: налоговые, неналоговые,
безвозмездн перечисления; по методам мобилизации: обязат, добровол.; по
использованию: целевые, общие; по уровню бюджета: федерального, регионального,
местного; по распределению: закрепленные, регулирующие.
Осн часть доходов бюджета поступает в виде
налоговых платежей. Налоги делятся на: налоги на доходы (НДФЛ, на вмененный
доход, на прибыль), налоги на имущество, налоги на товары и услуги, налоги за
природн ресурсы НДПИ и т.д. Неналоговые доходы: доходы от гос собственности,
доходы от продажи гос и муницип собственности, доход от реализации земли и
немат активов, трансферты из внебюдж источников…
Расходы бюджета
Расходы бюджета – это экономические
отношения гос-ва с физ и юр лицами, связ с использ-ем централиз-го ден фонда.
На состав и структуру гос расходов оказывают влияние след факторы: экономич
развитие страны, функции гос органов и органов местного самоуправления, фин
политика гос-ва. Классификация расходов: текущие, капитальные. Функциональная
классификация расходов: общегос-ные расходы, национальная оборона (исключит-но
из фед бюджета), расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение
безопасности страны (финансир-е МВД, пограничной службы….), расходы на
экономику, ЖКХ, охрана окр среды, образование (финансир-е из всех уровней
бюджета), здравоохранение, культура, искусство, СМИ, соц политика, межбюджетные
трансферты.
Ведомственнафя классифик-я – распределение
расходов по министерствам и ведомствамю
Соц расходы – 80% территориального
бюджета, помимо бюджетных источников к источникам финансир-я относят ср-ва
внебюдж фондов, ср-ва населения, благотворительные взносы, ср – предприятий.
Проблемы бюдж федерализма
Бюдж федерализм – это сис-ма отношений
между органами гос власти и местного самоуправления по поводу распред-я
доходных источников и расходных полномочий. Осн чертой кот является
самостоятельность бюджета всех уровней.
Осн черты сис-мы бюдж фед-ма: 1) наличие
собств доходных источников а) можно самост-но использовать б) право на
компенсацию доп расходов ьез принятия решения гос органов власти в) право
устанавливать льготы и ставки по метсным налогам; 2) четкое законодательное
разграничение расхродных полномочий по уровням власти. 3) обеспечение
сбалансированности бюджета каждого уровня. 4) четкая прозрачная методика
межбюджетного выравнивания (регулирования)
Соц расходы, источники фин-ния
80% территориального бюджета, помимо
бюджетных источников к источникам финансир-я относят ср-ва внебюдж фондов,
ср-ва населения, благотворительные взносы, ср – предприятий.
Военные расходы гос-ва
Средства на обеспечение военной
безопасности выделяются только из федерального бюджета.
Формирование основного капитала
организации
Участники полного товарищества создают
уставный капитал за счет вкладов участников и по существу уставный капитал
полного товар-ва явл-ся складочным. В учредительном договоре товар-ва на вере
оговариваются условия о величине и составе складочного капитала, а также размер
и порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале,
состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств.
Уставный капитал ООО форм-ся также за счет вкладов его участников. Минимальный
размер уставного капитала в соответствии с законодательством установлен в
размере 100 МРОТ. Аналогично формируется капитал общ-ва с дополнительной
ответственностью. Открытое и закрытое акционерное общество образуют уставный
капитал исходя из номинальной стоимости акций общ-ва, уст капитал формир-ся
путем размещения простых и привилегированных акций.
Прибыль организации, особенности ее
распределения
Прибыль – осн источник формирования
доходной части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующего
субъекта. Прибыль является источником финансирования разных по экономическому
содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общ-ва
в целом в лице гос-ва, так и предпринимательские интересы. Объектом распред-я
явля-ся валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в
части, поступающей в федер бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов
и др обяз платежей.
Экономическое содержание, значение налогов
Налог – обязательный,
индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и из лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деят-ти гос-ва и муницип. образований.
Элементы налога
Принципы построения и организации взимания
налогов.
Определяются законодательными актами государства.
При всем разнообразии налогов элементы налога имеют универсальное значение.
Согласно НК РФ налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы
налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая
ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых
случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Те элементы налога, без которых налоговое
обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно
назвать существенными.
К ним относятся: субъект налога (налогоплательщик);
объект налога; источник налога; масштаб налога; налоговая база; налоговый
период; единица обложения; налоговая ставка; метод налогообложения (см. соответствующие
статьи в настоящем словаре).
Важное значение для законодательного установления
налога имеет также определение порядка исчисления налога, сроков уплаты,
способа и порядка уплаты налога. Данные элементы относятся к элементам
налогового производства.
Кроме указанных Э.н. существуют и так
называемые факультативные элементы.
К факультативным Э.н. чаще всего относятся:
налоговые льготы; налоговый оклад; ответственность за налоговые нарушения;
порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога. Закон РФ Об
основах налоговой системы РФ предусматривает, что перечисленные элементы должны
быть установлены и определены в каждом конкретном законе о налоге.
Налоги адвалорные (от латинского ad valorem – от стоимости) – вид налогов, ставки
которых выражаются в процентах от стоимости облагаемых товаров и услуг. Чаще
всего применяются в таможенном деле при исчислении платежей за перевозку ценных
грузов или таможенных пошлин, предполагающем, что такое исчисление производится
не за единицу груза, а в процентах от его цены или стоимости (адвалорный метод
исчисления). Так, адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной
стоимости товаров. Адвалорные ставки преобладают в Таможенном Тарифе РФ. налоги
дорожные – налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. В
соответствии с Законом РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации
установлены 4 налога, зачисляемые: в Федеральный дорожный фонд – налог на
реализацию горюче-смазочных материалов; в территориальные дорожные фонды – налог
на пользователей автомобильных дорог; налог на владельцев транспортных средств;налог
на приобретение автотранспортных средств (см. соответствующие статьи в
настоящем словаре). Налоговый кодекс РФ предусматривает замену перечисленных
налогов единым дорожным налогом, устанавливаемым законодательным органом
субъекта РФ.
|