Финансы государственных унитарных предприятий
Финансы государственных унитарных предприятий
Содержание
Введение
1. Современные
экономисты об особенностях организации финансов государственных и муниципальных
унитарных предприятий
2. Структура и функции
финансовой службы унитарного предприятия
3. Состояние финансовых
ресурсов и результаты их использования в унитарном предприятии
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Современное государственное предприятие выполняет совершенно
иные цели и задачи, нежели такие же предприятия советского периода, когда
предприятия всех отраслей находились в собственности государства. Необходимость
создания унитарных предприятий диктуется обязательностью участия государства в
рыночных отношениях, развитие которых требует ограничения либо запрета
предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц, созданных на основе
частной собственности, в определённых сферах и отраслях.
Таким
образом, проблема эффективного формирования и использования финансовых ресурсов
является актуальной как на уровне предприятия, так и на уровне экономики в
целом.
Целью
данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий
и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск
путей её повышения.
Задачи
данной работы:
–
рассмотреть
теоретические аспекты организации финансов унитарного предприятия;
–
рассмотреть
теоретические аспекты оценки формирования и использования финансовых ресурсов;
–
определить
организационную структуру предприятия проанализировать основные показатели
функционирования предприятия;
–
проанализировать
эффективность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии;
–
разработать пути
повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на
предприятии.
Объектом
исследования является предприятие ФГУП «Росстрой» и результаты его деятельности
за 2006-2008 г.г.
Предмет
исследования – финансы предприятия ФГУП «Росстрой» и эффективность их
формирования и использования.
В
первой главе работы освещены теоретические аспекты организации финансов
унитарного предприятия, выявлены основные проблемы развития финансов унитарных
предприятий с точки зрения экономистов.
Во
второй главе данной работы рассмотрена структура и функции финансовой службы
унитарного предприятия, отражена их взаимосвязь.
В
третьей главе проведен анализ состояния финансовых ресурсов, приводятся пути
увеличения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов.
При
написании курсовой работы использованы различные законодательные акты, учебные
пособия по финансам предприятия и экономическому анализу деятельности
предприятия.
1.
Современные экономисты об особенностях организации финансов государственных и
муниципальных унитарных предприятий.
Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих
в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
Это экономическая категория,
обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует
товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает
объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального
дохода с помощью финансов. Специфика финансов как экономической категории проявляется
в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер
и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств.
Финансы
предприятий – совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования
по поводу формирования фондов денежных средств, их распределения и использования
на нужды производства и потребления.
В качестве
форм проявления финансов предприятий можно выделить следующие:
·
отношения с другими
хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные
отношения):
- штрафы,
пени, неустойки;
- отношения
аренды;
- выпуск
и реализация ценных бумаг;
- совместная
деятельность;
- коммерческое
кредитование;
- отношения
с работниками по выплате заработной платы;
·
финансовые отношения
с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри
производственных объединений и отношения предприятий со своими дочерними структурами;
·
отношения с налоговой
службой;
·
отношения с банковской
системой;
·
отношения с различными
страховыми компаниями;
·
отношения с органами
государственного управления.
Таким
образом, финансы – это встречные потоки денежных средств, услуг, различные формы
проявления интересов предприятия с одной стороны и движения платежных средств с
другой.
В сфере
финансов предприятий и организаций выделяют следующие звенья финансовой системы:
·
финансы предприятий
и организаций, функционирующих на коммерческих началах;
·
финансы предприятий
и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
·
финансы государственных
и муниципальных предприятий;
·
финансы общественных
организаций (объединений).
Коммерческими
организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческими
организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение
прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица,
являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых
они созданы и которым они соответствуют.
Некоммерческие
организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных
или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, государственных
предприятий, муниципальных унитарных предприятий и в других формах, предусмотренных
законом.
В соответствии
с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней
собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные
и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве
собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному
образованию.
Государственные
и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности
владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая
принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи
с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли
от его использования.
В РФ
создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
–
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
– федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта
Российской Федерации, муниципальное предприятие;
–
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
– федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации,
муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие).
Унитарные
предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и
муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря
на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются
определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая
организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных
и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или
частично своим учредителем.
Унитарное
предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого
– получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих
организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного
предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую
очередь для реализации функций органов государственной власти.
Финансовые ресурсы любого хозяйствующего
субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые
на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.
Финансовый механизм деятельности ГМУП
теоретически предполагает использование как внутренних (амортизация, прибыль), так
и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты
банков и других кредитных организаций) источников финансирования.
Принципиальным отличием унитарных предприятий
от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования
выпуска акций, поскольку сама организационно-правовая форма унитарного предприятия
не допускает возможности распределения имущества по вкладам (долям, паям), а, следовательно,
выпуска долевых ценных бумаг. В то же время более разнообразны возможности получения
дополнительных средств из централизованных источников – бюджета и целевых внебюджетных
фондов. Ресурсы, используемые в деятельности предприятия на бессрочной и бесплатной
основе в виде уставного фонда, амортизации или прибыли, не являются в юридическом
смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования позволяет
классифицировать их, как собственные средства.
Уставный
фонд ГМУП определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его
кредиторов. Он может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей,
имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или
иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счёт
которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального
предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия
определяется в рублях.
Размер
уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 000
ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем
1 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации
предприятия.
В казённом предприятии уставный фонд не
формируется. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со
сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казённого предприятия.
Вторым важным источником формирования
имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия,
которая представляет собой одну из форм чистого дохода. Чистый доход, создаваемый
унитарными предприятиями, полностью принадлежит государству, поскольку основой его
получения является государственная собственность. Существует три подхода его к использованию:
–
централизация всего чистого дохода в государственном бюджете;
–
оставление всего дохода в распоряжении предприятий;
–
централизация части чистого дохода.
Метод распределения и использования чистого
дохода определяется действующей системой хозяйствования. В России централизация
чистого дохода унитарных предприятий производится двумя методами: налогообложением
прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли.
Важным
источником финансирования расходов ГМУП выступают финансовые резервы, создаваемые
в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время коммерческие организации
могут формировать три группы резервов:
–
резервы, создаваемые за счёт включения в себестоимость продукции;
–
резервы, создаваемые за счёт балансовой прибыли (включаются во внереализационные
расходы);
–
резервы, создаваемые за счёт чистой прибыли.
Унитарное
предприятие за счёт чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их
перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства,
зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только
на цели, определённые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
и уставом унитарного предприятия.
На
финансовом рынке ГМУП может привлекать заёмные средства следующими способами:
–
кредитов по договорам с кредитными организациями;
–
размещения облигаций или выдачи векселей.
ГМУП
могут пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи: бюджетных
средств (субсидии, субвенции) и бюджетных кредитов.
Особенности формирования и использования
финансовых ресурсов ГМУП в большой степени обусловлены и порядком формирования и
использования их имущества.
Уставом ГМУП определяются основные источники
формирования имущества, к которым относятся:
–
имущество, переданное по решению собственника имущества: государственным
и муниципальным предприятиям как взнос в уставный фонд или в хозяйственное ведение;
казённым предприятиям в оперативное управление;
–
имущество, приобретенное предприятием за счёт прибыли, полученной
в результате хозяйственной деятельности остающейся в распоряжении предприятия;
–
имущество, приобретенное предприятием за счёт заемных средств, в том
числе кредитов банков и других кредитных организаций;
–
имущество, приобретенное или созданное за счёт средств, получаемых
предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;
–
имущество, приобретенное или созданное за счёт целевого бюджетного
финансирования в виде трансфертов, средств, получаемых предприятием в виде бюджетных
кредитов;
–
имущество, приобретаемое за счёт прочих поступлений (арендная плата,
амортизационные отчисления, добровольные взносы).
На
данном этапе развития у государственных и муниципальных унитарных предприятий существует
ряд проблем, связанных с экономической эффективностью деятельности предприятия.
Ниже приведем примеры проблем развития государственных и муниципальных унитарных
предприятий, а также мнения экономистов по данным проблемам.
1.
Приватизации государственных и муниципальных предприятий (Михеев А.А. Заместитель
председателя Комиссии по инвестиционным программам при Правительстве г.Москвы, кандидат
экономических наук)
Одобренная
постановлением Правительства РФ N 1024 от 9 сентября 1999 г. Концепция управления
государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации (далее - `Концепция`),
впервые с 1992 г., определила приоритет проблемы управления государственным имуществом.
Данная проблема подразумевала изменение формы собственности государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
В документе
заложена ориентация на постепенное количественное сокращение этих объектов при параллельной
реализации комплекса мер по улучшению управления ими.
В `Концепции`
предусматривается разработка целого комплекса мер по регламентации государством
механизма реализации права хозяйственного ведения. Большое внимание уделяется учету
интересов государства, как собственника унитарных предприятий, на основе построения
системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность
последних в интересах собственника и обеспечивающей непосредственное управление
соответствующим имуществом со стороны государства.
В государственном
секторе экономики, по данным Госкомстата РФ, к 1 января 2000 г., т.е. вскоре после
принятия `Концепции`, насчитывалось около 72 тыс. предприятий и организаций, среди
которых государственных унитарных предприятий (федеральных и субъектов Российской
Федерации) было 21 574, государственных учреждений - примерно 45 тыс., хозяйственных
обществ с долей государственного участия (более 50% уставного капитала) - около
5 тыс. Государственные унитарные предприятия составляли более 70% числа предприятий
и организаций госсектора в таких отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ),
торговля, транспорт, строительство.
За
период 2000-2001 гг. численность ФГУП сократилась примерно на треть: с 13786, как
указывалось в `Концепции`, до 9394 (по состоянию на 1 января 2002 г). Для сравнения,
укажем на то, что численность федеральных государственных учреждений (ФГУ) за тот
же период выросла с 23 099 до 34 926 (т.е. более чем в полтора раза). Увеличилось,
хотя и не в такой степени, количество хозяйственных обществ с государственным участием
в капитале.
Периодически выражавшаяся органами государственной власти озабоченность по поводу
эффективности распоряжения государственной собственностью, переданной в хозяйственное
ведение унитарных предприятий, почти не сказывалась на взаимоотношениях этих предприятий
с государством.
При
всех отличиях в подходах к ситуации в различных ведомствах можно отметить, что возможность
приватизации ФГУП через их акционирование допускалась лишь в отношении не более
15-20% их общего количества. Еще более слабой выглядела вероятность передачи федеральных
ГУП в собственность субъектов РФ.
В целом
можно утверждать, что разрабатываемые органами отраслевого управления планы реорганизации
подведомственных унитарных предприятий ориентированы на сохранение их основной массы
в имеющейся организационно-правовой форме в прежнем или измененном (после присоединения
или слияния) виде.
Изначально
предполагалось, что приватизация унитарных предприятий (путем акционирования и продажи
имущественных комплексов) станет основным направлением их реорганизации. Однако
на практике этот процесс шел крайне медленно (табл. 1, 2).
Таблица
1 - Данные о приватизации ФГУП в 2005.
Таблица
2 - Проблемы, препятствующие приватизации ГУП
Исправлен
серьезный недостаток в регулировании деятельности государственных предприятий: был
принят порядок утверждения программ деятельности ФГУП и определения части их прибыли,
подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Определенные плоды принесли усилия
государственных органов по реализации права государства на часть прибыли унитарных
предприятий. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что получение части прибыли
от ГУП вряд ли можно рассматривать в качестве весомого и перспективного источника бюджетных доходов.
2. Проблема регулирования отношений по поводу муниципального имущества
(Терехов Н.А., председатель комитета по управлению муниципальным имуществом)
Целью управления муниципальной собственностью является обеспечение
доходной части местного бюджета для решения социально-экономических проблем муниципальных
образований, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной
для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики. Кроме того, собственная
хозяйственная деятельность муниципального образования ведется не только в интересах
получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и в целях регулирования
общего хозяйственного оборота.
Согласно
Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований
может находиться только три категории имущества:
1) имущество, предназначенное для решения
вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество, предназначенное для осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления,
в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) имущество, предназначенное для обеспечения
деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии
с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Статья 50 Закона устанавливает целевое
назначение муниципальной собственности. Данное регулирование соответствует особому
статусу муниципалитетов как публично-правовых образований и связанных с ним особенностям
участия муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях. Названное принципиальное
положение нашло свое отражение не в форме установления критериев допустимости муниципальной
собственности на объекты, а путем закрепления подробного и закрытого перечня имущества,
могущего находиться в собственности муниципальных образований разных типов.
Подобный подход может привести к необходимости
внесения изменений и дополнений в статью 50 Закона (возможно и путем изменения ее
юридической конструкции), так как принятие муниципалитетами к решению дополнительных
вопросов местного значения может потребовать создания (приобретения) объектов муниципальной
собственности, не включенных в перечень.
Законодательно закрепленный закрытый перечень
муниципального имущества целесообразен лишь в том случае, если в перспективе предполагается
сохранение существующего социально-экономического состояния муниципальных образований,
а возможности разработки и реализации стратегических планов их развития не предусматриваются,
что существенно ограничивает возможности муниципальных образований по наращиванию
доходов за счет этой составляющей, а также по развитию рыночных механизмов использования
земли и имущества.
Органы местного самоуправления каждого
муниципального образования вправе самостоятельно решать какие виды муниципального
имущества в пределах перечня, определенного федеральным законом, необходимы им для
решения вопросов местного значения.
В случаях
возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся
ни к одной из вышеперечисленных категорий, указанное имущество подлежит перепрофилированию
(изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Органы местного самоуправления
до 1 января 2009 года должны были осуществить в порядке, предусмотренном законодательством
о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не относящегося
ни к одной из вышеперечисленных категорий и находящегося в муниципальной собственности
на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Данные
положения Федерального закона создают правовые гарантии, предусматривающие использование
муниципальной собственности в целях удовлетворения потребностей населения муниципального
образования. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного
самоуправления лишаются дополнительных рычагов влияния на развитие муниципального
сектора экономики, а также части доходов, поступающих в местные бюджеты от использования
муниципальной собственности.
С появлением
новых, независимых субъектов права муниципальной собственности (разных типов муниципальных
образований) возникает вопрос о разделе имущества между ними, а также проблема установления
перечня необходимых для каждого муниципального образования объектов собственности,
определения критериев отнесения имущества к объектам права того или иного муниципального
образования.
Федеральные
законы от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» предусматривают перераспределение имущества между Российской Федерацией,
субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в соответствии с разграничением
полномочий между органами власти всех уровней, установленным данными федеральными
законами. При этом Правительство Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации до 1 января 2006 года обеспечивают безвозмездную
передачу в муниципальную собственность, находящегося соответственно в федеральной
собственности и собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного
для решения вопросов местного значения в соответствии с указанным Федеральным законом.
В свою
очередь до 1 января 2006 года органы местного самоуправления обеспечивают безвозмездную
передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации
находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления
полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий,
установленным с 1 января 2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами.
Для
обеспечения указанного процесса необходимо провести инвентаризацию передаваемого
имущества; установить ответственность органов власти всех уровней за сохранность
и эксплуатацию имущества до и после передачи; условия и способы разрешения возникающих
конфликтов; механизмы передачи неиспользуемых объектов, находящихся в собственности
других органов власти.
В целях
реализации указанных положений требуется принятие федеральных законов, устанавливающих
порядок отчуждения вышеуказанного имущества, а также особенности возникновения,
осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета
муниципального имущества. Кроме того, в связи с изменениями территориального устройства
местного самоуправления, предусмотренными реформой федеративных отношений и местного
самоуправления, Правительству Российской Федерации необходимо установить основания
разграничения обязательств, возникающих у органов местного самоуправления в порядке
правопреемства, а также порядок и сроки составления передаточного (разделительного)
акта.
3.
Низкая экономическая эффективность муниципальных унитарных предприятий (Молчанова
О.В., заместитель директор департамента экономики и финансов).
Федеральный
закон № 168-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях» в ст. 8, хотя и не вполне четко, сформулировал цели сохранения и создания
данных организаций, регламентировал правовое положение муниципального унитарного
предприятия, права и обязанности собственников их имущества, ввел целый ряд новелл
относительно порядка управления унитарным предприятием, а также требований в отношении
руководителя унитарного предприятия.
Вместе
с тем, в ряде случаев муниципальные унитарные предприятия функционируют без текущих
планов, согласованных с органами исполнительной власти, четкого определения цели
их деятельности и стратегии развития. Низкое качество управления муниципальными
унитарными предприятиями в современной России связано с отсутствием четкого определения
целей функционирования этих предприятий, недостаточным объемом прав собственника
(в лице органов местного самоуправления) в области выработки текущей политики предприятия
и отсутствием контроля за реализацией намеченных задач, что ведет к нецелевому использованию
прибыли и амортизации, разрушению основных фондов.
Как следует из действующего в настоящее
время Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями,
не находящимися в муниципальной собственности, том числе в сфере управления муниципальной
собственностью, строятся на основе договоров. Вместе с тем всякое муниципальное
образование заинтересовано в комплексном социально-экономическом развитии своей
территории, поэтому согласно законодательству Российской Федерации муниципальные
органы власти наделены правом координировать деятельность соответствующих хозяйствующих
субъектов по вопросам торговли, землепользования, градостроительства, охраны окружающей
среды и т.п. Органы местного самоуправления участвуют в делах о банкротстве градообразующих
предприятий и при решении вопросов их финансового оздоровления или внешнего управления,
а также их интересы учитываются при приватизации муниципальных предприятий.
В настоящее
время в Бюджетном кодексе Российской Федерации определены отдельные требования,
которые должны применяться органами местного самоуправления при закупках товаров,
работ и услуг для муниципальных нужд, размещения муниципальных контрактов на конкурсной
основе, а также ведению реестра закупок. Вместе с тем для создания системы муниципального
заказа во всех муниципальных образованиях наиболее приемлемым было бы принятие отдельного
федерального закона, предусматривающего рамочное правовое регулирование указанных
вопросов. В этом законе должны быть установлены общие требования к порядку формирования,
размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа.
Другой,
более широкий аспект взаимоотношений муниципальных органов с частными и иными немуниципальными
предприятиями, находящимися на их территории, связан с получением доходов от их
деятельности в местный бюджет. Ясно, что для расширения налогооблагаемой базы необходимо
увеличить число получающих доход хозяйствующих субъектов.
В настоящее
время ситуация такова, что большинство крупных государственных и приватизированных
предприятий простаивают из-за отсутствия потребности в их продукции, постоянно сокращая
при этом рабочие места и увеличивая свои долги в местные и государственные бюджеты.
Для повышения эффективности производства, расширения рынков сбыта товаров и услуг,
создания новых рабочих мест с участием муниципальных унитарных предприятий, муниципальных
банков и иных кредитных организаций на территории соответствующего муниципального
образования может быть создана финансово-промышленная группа в соответствии с Федеральным
законом от 30 ноября 1995 года «О финансово-промышленных группах».
Согласно
данным, представленным в плане развития государственного и муниципального секторов
экономики на 2006 год, удельный вес денежных доходов от использования муниципальной
собственности в общем объеме собственных доходов местных бюджетов незначителен и
составил в целом по Российской Федерации в 2005 году 4,2 процента, планируется получить
в 2006 году - 4 процента, а по прогнозной оценке на 2007 год - 4,8 процента.
В связи
с этим, по-прежнему остается задача повышения эффективности использования муниципального
имущества. Эту задачу необходимо решать за счет:
- оптимизации
количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений путем их реорганизации,
ликвидации или уточнения видов деятельности на основе анализа, а также создания
новых организаций в зависимости от потребностей соответствующих территорий;
- обеспечения
полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной
регистрации прав на объекты муниципальной собственности;
- четкого
определения прав пользования объектами муниципальной собственности и полномочий
пользователей на основе Положения о муниципальном имуществе;
- введения
единого реестра договоров аренды и учета недвижимого муниципального имущества, находящегося
в аренде, а также корректировки величины арендной платы с ориентацией на рыночные
цены;
- совершенствования
нормативно-правовой базы, регулирующей земельные отношения, развитие рынка земли
и осуществления контроля за использованием земельных участков.
2.
Структура и функции финансовой
службы унитарного предприятия
Главным
органом управления, принимающим стратегические решения в сфере финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, является собственник имущества унитарного предприятия.
Собственник
имущества государственного или муниципального предприятия в отношении финансов предприятия
осуществляет следующие полномочия:
–
формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
–
даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом;
–
утверждает программу деятельности, показатели экономической эффективности
деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
–
принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора
и определяет размер оплаты его услуг;
Руководитель унитарного предприятия в процессе управления финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия имеет следующие полномочия:
–
действует от имени унитарного предприятия без доверенности;
–
утверждает структуру и штаты унитарного предприятия;
–
осуществляет приём на работу работников такого предприятия, заключает
с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры;
–
издает приказы, выдаёт доверенности в порядке, установленном законодательством.
Финансовое
планирование в государственных унитарных предприятиях имеет ряд своих особенностей.
Основным документом, в котором отражается текущий финансовый план ФГУП на предстоящий
год, является программа его деятельности. Программа деятельности представляет собой
комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.
Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом
периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства РФ и
федеральных органов исполнительной власти. К проекту программы прилагается технико-экономическое
обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого
эффекта от их выполнения.
Составлением проекта программы занимается
непосредственно финансовая служба предприятия (планово-экономический отдел). Разработанная
программа на очередной год должна быть представлена руководителем ФГУП до 1 августа
текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится
предприятие.
Руководитель предприятия ежегодно, до
1 апреля, вместе с отчётом о деятельности предприятия за прошедший год представляет
в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части
прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году.
Функции
финансовой службы фирмы.
Финансовая
структура в процессе осуществления деятельности фирмы решает следующие проблемы:
- Источники
финансирования – краткосрочное и долгосрочное кредитование; лизинговое финансирование;
распределение прибыль; целесообразность привлечения заемных и использование собственных
средств.
- Капитальные
вложения и оценка их эффективности – доходность капитала, текущая и перспективная
цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат.
- Финансовое
планирование – содержание, порядок разработки и значение финансовых планов.
- Анализ
финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности,
рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов.
Задачи финансовой службы.
1.
контроль за выполнением
принятых решений;
2.
учет и анализ прошлого
опыта и экстраполяция его на будущее;
3.
учет тенденций развития
и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования;
4.
учет стратегических
целей и перспектив;
5.
ориентация на экстренный
характер принимаемых решений или проводимых преобразований;
6.
обоснование и признание
непредсказуемости влияния некоторых внешних факторов.
Структура
управления финансово - экономической службы предприятия.
Во
главе предприятия генеральный директор. За ним: первый заместитель генерального
директора – финансовый директор. А затем:
- Бухгалтерия
(финансовый учет);
- Аналитический
отдел;
- Отдел
финансового планирования;
- Планово
– экономический отдел.
Бухгалтерия
ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формирует публичную
финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями.
Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого
учета. Учет должен строится так, чтобы оперативно сводить финансовую информацию
воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение,
своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Финансовые
отчеты организации должны включать прибыльность, рыночную позицию, производительность,
использование активов, инновации.
Страницы: 1, 2
|