Формирование налоговой системы
Формирование налоговой системы
Доклад
На тему: «Формирование налоговой
системы Древней Руси» №27.
Ростов - на - Дону. 2009г.
Понятие «Древнерусское
государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на
территории современной России после нашествия гуннов в V-VI вв. Первое
централизованное государство – Киевская Русь – возникает в IX в., а через 150 лет начинается его
распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества
(Иван Калита). Процесс образования государства во главе с Москвой завершается в
1521 г., и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе
налогов в России.
Первыми государственными
образованиями Древней Руси были родовые общины, основывающиеся на натуральном
способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и
повинностей. «Феодальные отношения были ещё слабыми. Князь не жаловал своей
дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и
полусвободное население – общинников – смердов – данью. Первоначально размер
этой дани не был регламентирован. Рента – дань потреблялась князем и дружиной,
а её остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить
в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определённые натуральные
повинности».
В вопросах обложения
подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не
укрепление базы собственной власти – хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной
формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на
первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в
известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, необходимостью
увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других
городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени
налаживается и торговля с соседними странами. Изменение порядка взимания дани и
оброка было вызвано ещё и сопротивлением народа против произвола в собирании
податей. По свидетельству летописцев этот процесс связывается с княгиней
Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с
древлян, убивших её мужа Игоря за попытку вторичного её сбора. Ольга лично
объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом,
вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что
делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками – любые
обязательные повинности, которые необходимо было исполнять к определённым
срокам. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно.
Первоначально это была плата на защиту дружиной князя общинных земель. Известны
две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье
собиралось князем или его дружиной.
В XII-XIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк
– разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.
Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е., срочное
или бессрочное пользование недвижимым имуществом.
Оброк как принудительный
натуральный или денежный сбор с крестьян имел двоякое значение.
Иногда так называли плату
государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной
землёй, различными угодьями, либо заниматься каким – либо промыслом. В этом
смысле оброк означал доход казны с принадлежавших ей различных угодий
(например, сенных покосов, звериных гонов), а также городских торговых лавок,
бань, трактиров и прочих заведений.
Кроме того, оброк означал
общую подать, которою уплачивали все жители определённой административной
единицы взамен других податей и повинностей.
В XV-XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денежным
оброком. Его уплачивали государственные, удельные и экономические (бывшие
монастырские) крестьяне. После реформы 1861 г. он был заменён выкупными платежами.
В XVI в. в русском государстве
складывается система кормлений, т.е., предоставление кормленщику права
управлять определённой территорией за службу великому князю. Сборщиками пошлин
(пошлинники) и прямых налогов (тауны) кормленщик назначал своих слуг, действия
которых можно было обжаловать великому князю. Сборы приурочивались обычно к
сбору урожая.
С конца XIV в. сборами оброков и ведением книг
записи по этим сборам стали ведать казначеи, дьяки и подъячие. Эти чиновники,
будучи первоначально дворцовыми холопами великого князя, содержались за счёт
великокняжеской казны. Впоследствии для их содержания были учреждены казначеевы,
дьячьи и подьячьи пошлины.
Косвенные налоги
существовали в виде различных торговых и судебных пошлин.
Основным косвенным
налогом была дорожная пошлина, разновидность внутренней таможенной
пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по
дорогам, мостам и переправам. Её размер зависел от тяжести груза, рода экипажа,
числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота.
Дорожная пошлина мыт
– взимались за провоз товаров через городские заставы, гостиная – за
право иметь склады, вес и мера – за взвешивание товаров, вира
представляла собой штраф за убийство, продажа – штраф за прочие
преступления.
В 1480 г. Иван III, прекратив уплату выхода, фактически
приступил к созданию финансовой системы Руси. Главным прямым налогом стали деньги,
взимаемые с черносошных и посадских людей.
Кроме того, существовали ямские,
пищальные налоги (тратившиеся на производство пушек), а также сборы на
городовое и засечное дело, т.е. строительство засек - укреплений на южных
границах Московского государства. При Иване IV были введены стрелецкая подать на создание регулярной
армии и подать для выкупа угнанных в полон ратных людей и мирных жителей.
С развитием
производительных сил и производственных отношений с расширением границ
государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования
Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их
расширению, его потребности ограничивались расходами на содержание княжеского
двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках
(города, укрепления, церкви, дороги и т.п.), содержания аппарата управления,
поддержания внутреннего порядка, финансировании посольств и т.д. Налоги собирались
в несколько формах:
·
дань;
·
оброк;
·
подать;
·
урок;
·
дары;
·
поклоны;
·
кормы;
·
поборы.
Подать – собирательный
термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и урок. Однако если дань устанавливалась
произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки
взимались с определённого предмета, а уроки определялись по размеру и по
времени поступления.
В X в. возникают и развиваются княжеские
хозяйства, что приводит к перевозу части податей на денежную основу.
Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с
соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается
и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с
этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс
обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное
строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных
повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд
должностей, связанных со сбором налогов:
·
данщики;
·
мытники;
·
вирники;
·
пятенщики.
Объектом обложения
выступал дом, дым, т.е. само хозяйство, размер которого и его экономические
возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения
стало введённое в период упорядочивания обложение по числу членов хозяйства.
К моменту распада
Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится
земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и
виды податей, различались.
Однако в большинстве
княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой
сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в
себя земельный участок определённого размера с учётом качества земли, к
которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включённое в соху,
несколько коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты
подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип.
Все налоговые платежи
крестьян имели натуральный характер. В этот период времени власть над
подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все
повинности свободные крестьяне. Феодальная знать сформируется позднее из числа
дружинников и родственников князя. С развитием городов и укреплений возникают
связанные со строительными работами личные повинности, чёткий перечень которых
отсутствует.
Процесс возникновения
крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси, которая распалась
на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое – либо
единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества
существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития
феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются
натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего
деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение в доходах
дани с побеждённых и добычи от набегов.
Способы собирания дани
были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками,
иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и
делала развёрстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими
доходами.
Особого внимания среди
налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые
термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами».
Налоговая система
развивалась по трём направлениям:
1.
основу налогового
обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного
государства;
2.
всё большее
значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер;
3.
формировалась
система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов
власти.
В XV-XVI вв. всё большее значение приобретают денежные налоги,
но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглого
населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск,
лошади, меха и т.д.). Наибольшее значение имели меха.
На рубеже XV-XVI вв. в России зарождается косвенное обложение.
Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т.е.
увеличивается их число). Появление косвенных налогов – свидетельство
расширения товарно – денежных отношений, что является закономерным в условиях
увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств
(дворян, монастырей, бояр).
Изменение социально –
экономических условий к середине XVI в.
потребовало реорганизации государственного управления и соответственно реорганизации
системы доходов и расходов государства.
Увеличение
государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы.
Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога – «кормленного
откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались
организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», - первые
специальные финансовые учреждения в России.
Необходимость вооружения
стрелецких полков привела к выделению новых налогов – «пищальных денег» и
«емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся
Сибирь и отдалённые населения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей
России вводилась ратная повинность.[1]
В ряду налоговых
мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века
налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой
России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи
повсеместно стал составлять 800-1200 четвёртей (400-600 десятин). Соха как
единица обложения включала не только земельный надел, но и определённое
количество крестьянских дворов (обычный расчёт – исходя из двух десятин
пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные
отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, имели окладной характер, т.е. на
все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно
упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодической переписи
поземельных угодий, которые проводились через 40-50- лет.
Таким образом, налоговая
система России на протяжении XII-XIII вв. складывалась под воздействием
требований хозяйственной жизни. С развитием товарно – денежных отношений,
изменением социально – экономических условий и расширением границ государства
налоговая система постепенно усложнялась.
Список
литературы
1.
История мировой и
русской финансовой науки и политики. В.М. Пушкарёва. Москва. 2003 г. С. 204-205.
2.
История
финансовой мысли и политики налогов. В.М. Пушкарёва. Москва. 2003 г. С. 197.
3.
Налоги и
налогообложение. Под редакцией доктора экономических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки РФ. Г.Б. Поляка. Москва. 2006 г. С. 6-8.
4.
Налоги и
налогообложение. Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. Москва. 2006 г. С. 62-69.
5.
Налоговый
менеджмент. Под редакцией доктора экономических наук, профессора, члена
корреспондента РАЕН А.Г. Поршнева. Москва. 2003 г. С. 32-37.
[1] Ратная повинность означает обязательную (личную) воинскую
повинность, но некоторые категории населения могли выплатить повинность
деньгами и не служить в армии.
|