Формирование расходов бюджета на образование
Формирование расходов бюджета на образование
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Курсовая работа
на
тему: «Формирование расходов бюджета на образование»
Введение
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой
категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с
выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические
отношения, на основе которых происходит процесс использования средств
централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во
множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и
количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно
устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической
ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с
народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства,
формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов
порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на
определенном этапе социально-экономического развития.
Образование традиционно является приоритетной сферой в
Казахстане. Это провозглашено во многих политических заявлениях и программах. И
если в первое десятилетие независимости республики эти декларации не всегда
подкреплялись соответствующим финансированием, то с 2000-2001 гг. ситуация
изменилась: стабилизация и подъем экономики позволили увеличить расходы
государства на образование
Однако, очевидному возрастанию интереса и внимания к
образованию и со стороны государства, и со стороны общества сопутствует
«нарастающее ощущение его неблагополучия»: несмотря на регулярно проводимые
реформы, качество знаний и уровень интеллектуальной подготовки школьников и
студентов ежегодно неуклонно снижаются.
Причиной такого положения дел традиционно считается
уменьшение финансирования образования в период 1991 -1998гг., которое повлекло
за собой закрытие детских садов, школ, резкое увеличение наполняемости классов
и их совмещение, потерю квалифицированных педагогических кадров и т.д.
Поскольку, безусловно, вышеперечисленные факты имеют место и ежедневно
негативно сказываются на каждом участнике образовательной реальности, то выход
из сложившейся кризисной ситуации видится ими, прежде всего, в увеличении
финансирования.
В настоящее время актуальным является изучение
направления, содержания и эффективности образовательных реформ в РК. Тема
расходов бюджета на финансирование образования постоянно обсуждается на
заседаниях Правительства и депутатского корпуса РК как в плане повышения
информированности о процессах формирования, распределения и расходования
бюджетных средств, так и в плане получения реальной картины взаимодействия
органов власти и общественности в бюджетном процессе в сфере образования.
Цель курсовой работы заключается в исследовании
расходов бюджета на финансирование образования.
К задачам курсовой работы относятся:
1.
изучить финансовое обеспечение
образовательной отрасли;
2.
проанализировать механизм
формирования бюджета образования.
3.
проанализировать структуру бюджета
и проследить динамику расходов на образование по статьям;
4.
оценить реальную эффективность
освоения бюджетных средств, выделяемых на финансирование образования в Республике
Казахстан.
Методологической основой для написания курсовой работы
послужили нормативно-законодательные акты: Конституция РК, Бюджетный Кодекс,
Закон РК «О бюджетной системе», Закон РК «Об образовании», труды отечественных
и зарубежных ученых в области бюджетного процесса, материалы периодической
печати, статические и аналитические материалы фонда СОРОС.
Глава 1 Теоретические аспекты государственного финансирования образования
Государственный
бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его
существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно
предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в
соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств
необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего
национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.
Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения
обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в
централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для
проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества решения
задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного
управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не
результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость,
обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями
государства.
На
современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы
позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного
производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной
структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных
программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные
преобразования.
Благодаря
финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих
участках экономического и социального развития, подготавливая условия для
успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Таким
образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет
выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению
общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования
объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное
назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической
категории.
Из
текущего бюджета Республики Казахстан (далее - текущий бюджет) финансировать
текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.
Государственные
расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием
государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают
экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и
потреблением части валового общественного продукта в целях развития и
совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных
потребностей общества.
Роль
государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть
направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и
услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону,
охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных
инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие
потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами
со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.
Организация
государственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а также
установления строгого порядка их финансирования и использования средств.
Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является
плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового
общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной
сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития
национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным
методом планирования государственных расходов является балансовый метод.
Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает
использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим
обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального
хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее
перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический
прогресс и решение важнейших социальных проблем.
Безвозвратный
характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного
возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода).
Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время
совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета
(например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства)
- это повышает эффективность используемых ресурсов.
Необходимым
принципом организации государственных расходов является оптимальное сочетание
бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принцип
выражает процесс софинансирования государственных расходов.
Республика Казахстан признана мировым сообществом как
государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости
страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым
сообществом.
В этом контексте возрастают роль и
значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня
общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны.
Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование,
требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического
этапа и соответствия потребностям развития экономики.
В условиях быстроизменяющегося мира
и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются
обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто
овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система
казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить
обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и
эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного
участия в жизни общества (компетентность). Казахстанская система образования
продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и
содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном
пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не
ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и
творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы
управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности
специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности
управления образованием.
Разработка и реализация
государственной политики в сфере образования осуществляется в соответствии с
Законом Республики Казахстан «Об образовании». К компетенции правительства отнесены
и разработка и реализация государственной политики по развитию образования.
Реализацию этой политики осуществляют вместе с правительством так же и
центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области образования,
местные исполнительные органы и местные органы управления образованием.
Система
финансирования образования - совокупность бюджетов, других источников доходов,
а также бюджетных и внебюджетных процессов и отношений.
Система
финансирования образования основывается на следующих принципах:
-
принцип эффективности и результативности
-
принцип приоритетности
-
принцип ответственности
-
принцип разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов
Источниками
финансирования образования являются:
-
бюджетное финансирование содержания государственных учреждений
образования;
-
бюджетное финансирование государственного образовательного
заказа;
-
доходы от оказания платных образовательных услуг;
-
доходы от оказания других видов платных услуг, не противоречащих
законодательству;
-
кредиты банков второго уровня;
-
спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисления
и пожертвования, гранты;
-
средства в размере до одного процента от общего объема
инвестиций, определяемых модельными контрактами на проведение операций по
недропользованию.
Государственное
финансирование является основой государственных гарантий получения гражданами
Республики Казахстан образования. Государство обеспечивает выделение бюджетных
ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным
программам и бюджетным программам развития.
Финансирование
государственных организаций образования осуществляется за счет республиканского
и местных бюджетов с соблюдением требований, устанавливаемых государственными
общеобязательными стандартами образования по уровням образования, и на
основании норм, определяемых законодательством Республики Казахстан.
Государство
обеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований в Фонд всеобщего
обязательного среднего общего образования в размере не менее одного процента
(не менее трех процентов – ДДСО) от суммы расходов на текущее содержание
общеобразовательных школ.
Финансирование
малокомплектных школ должно учитывать затраты, не зависящие от количества
обучающих.
Финансирование
государственных учреждений образования за счет средств государственного бюджета
обеспечивает содержание и выполнение функций учреждений в соответствии с
общеобязательными стандартами образования.
Правительство
Республики Казахстан утверждает гарантированный норматив сети государственных
учреждений общего среднего образования в зависимости от плотности населения и
отдаленности населенных пунктов.
Финансирование
государственных предприятий образования, организаций образования других
организационно-правовых форм, осуществляется на основе государственного
образовательного заказа.
Финансирование
частных организаций образования по государственному образовательному заказу
осуществляется при условии их аккредитации.
Финансирование
организации образования на подготовку кадров осуществляется:
-
с техническим и профессиональным, послесредним образованием в
виде размещение государственного заказа;
-
с высшим образованием путем предоставления обучающимся
дифференцированных образовательных грантов (обусловленных грантов). ДДСО
Государственный
заказ на финансирование среднего профессионального и высшего профессионального
образования размещается в виде дифференцированных образовательных грантов
(обусловленных грантов). Размер дифференцированных образовательных грантов
определяется Правительством Республики Казахстан в зависимости от
специальности, вида и статуса учебного заведения.
Размещение
государственного заказа осуществляется в соответствии с законодательством о
государственных закупках.
Создание
и развитие материально-технической базы государственных организаций образования
осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, доходов от
оказания платных услуг, иных источников, не запрещенных законодательством
Республики Казахстан, в соответствии с республиканскими и региональными инвестиционными
программами и проектами.
Порядок
формирования республиканских и местных инвестиционных программ и проектов
утверждается Правительством Республики Казахстан.
В
целях обновления и укрепления материально-технической базы высших учебных
заведений с особым статусом инновационных и национальных высших учебных
заведений в величине образовательного гранта предусматриваются расходы на
развитие в размере не менее 50 и 30 процентов соответственно к текущим
расходам.
Государство
может субсидировать приобретение необходимого учебного, учебно-клинического
оборудования для учебно-клинических центров государственных медицинских
организаций образования с целью повышения качества клинической подготовки
медицинских работников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Организации
образования имеют право владеть и пользоваться имуществом в порядке,
определенном законодательством и их уставами. Государственное имущество
организации образования не подлежит изъятию или использованию в целях
противоречащих основным задачам организации образования. Приватизация
организаций образования осуществляется в соответствии с законодательством и по
согласованию с уполномоченным органом в области образования.
Расходная
часть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указанием
конкретных целей. Основным приоритетом расходов текущего бюджета являются
расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную защиту).
Нормативно-правовое
обеспечение финансирования бюджетных программ составляют следующие
законодательные акты:
1.
Конституция Республики Казахстан, в разделе II статьи 30
которой обозначено следующее: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее
образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование
обязательно».
2.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный процесс:
-
Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548;
-
Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999года № 357-1
(с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Республики
Казахстан от 07 декабря 2001года № 261);
-
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 «Об
утверждении Правил финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм
отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений,
содержащихся за счет государственного бюджета»;
-
Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года № 505-11 «О республиканском
бюджете» на соответствующий год;
-Решения
маслихатов о местном бюджете на соответствующий год;
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 07 июля 2004 года (ст. 43, ст.
44).
Право
на доступ населения к информации вообще и информации о бюджете образования в
частности закреплено в следующих законодательных актах:
1.
Конституция Республики Казахстан, статья 18 п.3: «Государственные
органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой
информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с
затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками
информации»;
2.
Конституция Республики Казахстан, статья 20 п.2: «Каждый имеет право
свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом
способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты РК
определяются законом»,
3.
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548, ст.
94: «Паспорта администраторов бюджетных программ подлежат обязательному
опубликованию в электронных и (или) иных средствах массовой информации с
обеспечением защиты государственных секретов в соответствии с законодательством
Республики Казахстан». (Прим. РЦПИ: см. P020832)
4.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19.06.1995
года «О порядке рассмотрения обращений граждан».
5.
Закон Республики Казахстан «Об образовании», статья 33. Компетенция
организаций образования.
Нормативно-правовым
основанием создания и функционирования паспортов бюджетных программ является
Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года за № 548, в ст.74,
п.7 которой указано: «Проект паспорта бюджетной программы (подпрограммы)
является документом, определяющим цели, задачи, нормативно-правовое обоснование,
ожидаемые результаты, мероприятия, ответственных исполнителей, сроки
выполнения, стоимость в национальной валюте, источники финансирования бюджетной
программы».
Проект
паспорта бюджетной программы входит в бюджетную заявку, ежегодно составляемую
администратором бюджетной программы.
Паспорта
бюджетных программ составляются в соответствии с едиными стандартами
составления паспортов бюджетных программ (Закон РК от 01. 04. 1999 г. «О
бюджетной системе», Постановление правительства РК о 29.05.2002 г. № 592
«Правила разработки проектов республиканского и местного бюджетов)
Паспорт бюджетной программы должен включать в себя
следующие разделы:
1. Стоимость бюджетной программы.
В данном пункте указывается сумма расходов по годам,
необходимая для реализации бюджетной программы. Проект паспорта по бюджетным
программам, направленным на реализацию инвестиционного проекта с выделением
освоенных сумм за прошедший период с начала реализации инвестиционного проекта,
сумм, запланированных на текущий финансовый год и последующие годы до окончания
реализации инвестиционного проекта.
2. Нормативно-правовые акты, регулирующие программу.
В данном пункте приводятся нормативно-правовые акты
Республики Казахстан, определяющие государственные функции и необходимость
реализации целей и задач данной программы. При этом следует полностью указывать
наименование, дату и номер нормативного акта, в случае ссылки на
законодательный акт обязательно указывать номер статей.
3. Источники финансирования программы.
Источниками финансирования бюджетной программы могут
быть средства республиканского и местного бюджетов, в том числе
правительственные займы, займы местных исполнительных органов, софинансирование
из вышестоящего бюджета.
4. Цель бюджетной программы.
Целью программы является определенный конечный
результат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы.
Цель бюджетной программы должна быть четкой, реалистичной и достижимой. Цель
бюджетной программы формируется исходя, прежде всего, из задач стратегического
развития страны, индикативного плана Республики, Индикативных планов
социально-экономического развития областей, городов Астаны и Алматы,
государственных, отраслевых (секторальных) программ, экономических и социальных
программ развития территорий, а также функций государственного управления.
5. Задачи программы
Цель программы разбивается на отдельные задачи. Задачи
программы отражают цель программы и должны быть ясными, четкими, конкретными и
проверяемыми. Задачи должны представлять собой основные этапы достижения целей
программы.
6. План мероприятий по реализации программы.
План мероприятий по реализации бюджетной программы
представляет собой комплекс организационных, экономических, технических других
действий с количественными характеристиками. В плане мероприятий указываются
конкретные действия и мероприятия по реализации бюджетной программы с указание
подпрограмм (в случае их наличия), по которым эти действия предусмотрены,
ответственные исполнители (подведомственные государственные учреждения или сам
администратор бюджетных программ) и сроки реализации каждого мероприятия по
годам.
7. Ожидаемые результаты реализации бюджетной
программы.
Данный пункт должен содержать количественные и
качественные показатели, характеризующие достижение цели программы по годам. Показатели,
характеризующие уровень выполнения программы и ее эффективность, должны быть
доступными и проверяемыми.
В результате изучения теоретических
основ финансирования образования из государственного бюджета было выявлено, что
Государство обеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований на
образование с учетом его приоритетности. Правительство Республики Казахстан
утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций
образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных
пунктов.
Финансирование государственных
организаций образования осуществляется за счет бюджетных средств с соблюдением
требований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами по
уровням образования, и с учетом денежных и натуральных норм, а также норм
оплаты труда, определяемых законодательством Республики Казахстан.
Далее
проведем анализ расходов бюджета на финансирование образования в динамике за
ряд лет и в разрезе республиканского, областного и городского бюджетов.
Глава 2. Анализ расходов бюджета на финансирование образования
2.1 Анализ бюджета
образования Республики Казахстан в 2002-2005 годах
Стабилизация
экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы
государственного бюджета на образование (таблица 1).
Таблица 1 – Расходы государственного бюджета на
образование (млн. тенге)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Дошкольное
воспитание и
обучение
|
2975
|
3322
|
3880
|
4553
|
5742
|
Среднее общее
образование
|
60007
|
67224
|
81744
|
98906
|
124979
|
Начальное
профессиональное
образование
|
2693
|
3018
|
3910
|
5299
|
6540
|
Среднее
профессиональное
образование
|
2662
|
2528
|
2989
|
3495
|
5001
|
Высшее
и
послевузовское образование
|
8120
|
9344
|
11783
|
12763
|
15506
|
Прочие
программы
|
4959
|
17640
|
14671
|
24505
|
33547
|
Итого
|
81416
|
103076
|
118977
|
149521
|
191315
|
в % к ВВП
|
3,1
|
3,1
|
3,2
|
3,4
|
3,8
|
Увеличение
расходов государства на образование было не только абсолютным, но и в
процентном отношении к ВВП несмотря на значительные темпы его роста.
В
соответствии с функциональной классификацией расходы на образование в бюджетах
всех уровней относятся к функциональной группе «04 Образование» (Ф-04).
Названия, номера, количество программ, а также число администраторов,
исполняющих программы Ф-04, из года в год изменяются.
В
таблице 2 представлены данные о динамике изменения программ функциональной
группы «04 Образование» в разрезе трех лет: 2002-2005.
Таким образом, после резкого уменьшения
количества программ в 2004 (42 в 2004 году против 85 в 2002 году), в 2005 году
количество программ группы образование увеличилось до 57.
Таблица 2 - Программы функциональной группы «04 Образование»
№№ п/п
|
Годы
|
Количество
администраторов программ
функц.
группы
04
Образование
|
Количество
программ функц. группы
04
Образование
|
Всего
программ
|
Программ
администратора 225 МОиН
|
Программ
других администраторов
|
1
|
2003
|
19
|
85
|
48
|
37
|
2
|
2004
|
12
|
42
|
21
|
21
|
3
|
2005
|
14
|
57
|
26
|
31
|
В
таблице 3 и на рисунке 1 представлены сравнительные данные об общих расходах
бюджета и расходах на финансирование образовательных программ.
Рисунок 1 – Удельный вес расходов на образование в бюджете РК (%)
Таблица
3 - Сравнительная таблица расходов бюджета и
бюджета образования
Наименование
|
Бюджет Республики Казахстан
|
Абсолютное Отклонение расходов тыс. тг 2005/
2004гг
|
Уд. вес расходов на образование в расходах бюджета РК ( %)
|
Темп роста (%)
|
|
2002
|
2004
|
2005
|
2002
|
2004
|
2005
|
2002/
2004
|
2004/
2005
|
Расходы бюджета
|
567856905
|
1026969555
|
1089469412
|
62499857
|
-
|
-
|
-
|
180,85
|
106,09
|
В том числе на образование
|
16452861
|
36128220
|
57371693
|
21243473
|
2,90
|
3,52
|
5,27
|
219,59
|
158,80
|
Таким образом, по данным рисунка 1
видно, что в 2002 – 2005 годах расходы на образование стабильно растут. Причем
темпы роста бюджета образования опережают темпы роста расходов республиканского
бюджета. Увеличивается также и удельный вес бюджета образования в расходах
республиканского бюджета (рисунок 2).
Рисунок 2 – Удельный вес программ в
бюджете образования РК (%)
Таким
образом, в структуре бюджетов 2002, 2004, 2005 годов наибольший удельный вес
приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским
профессиональным образованием. (Рис. 2). Причем их доля в бюджете постепенно
снижается от 70% в 2002 году до 37,12% в 2005 году. Но по абсолютной величине
стоимость этих программ увеличивается и темп их роста в 2004/2005 годах
составил 123%. Доля расходов республиканского бюджета на подготовку специалистов
со средним профессиональным образованием снижается: от 6,06% в 2002 году до
3,09% в 2005 году. По программам, исполняемым другими администраторами, темп
роста составляет 114,03%, тогда как по программам, исполняемым администратором
225 МОиН темп роста 75,07%.
Интересна
динамика финансирования программ по повышению квалификации и переподготовке
кадров, исполняемых администратором 225 МОиН (таблица 4).
По
данным таблицы 4 видно, что в 2002 – 2004 годах финансирование по этим
программам уменьшилось и по удельному весу, (с 1,19% до 0,11%) и по абсолютной
величине: с 196383 до 40878 тыс. тенге, темп роста 20,82%. В бюджете же 2005
года происходит резкое увеличение финансирования этих программ: с 40878 до
156544 тыс. тенге и темп роста составил 382,95%.
Таблица
4 - Соотношение затрат на переподготовку и повышение квалификации по МОиН и
другим администраторам
Администратор
|
Название
|
Сумма, тыс.
тенге
|
Удельный
вес в бюджете образования
%
|
225
МОиН
|
|
2002
|
2004гг
|
2005
|
2002
|
2004
|
2005
|
Образование
|
16452861
|
36128220
|
57371693
|
|
|
|
10/
повышение квалификации и переподготовка кадров на республиканском уровне
|
196383
|
|
|
1,19
|
|
|
023/повышение
квалификации и переподготовка кадров гос. организаций образования
|
|
40878
|
|
|
0,11
|
|
023/
повышение квалификации и переподготовка кадров
|
|
|
619044
|
|
|
1,08
|
ИТОГО
ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ
|
|
|
|
|
|
|
ЗА 2002 ГОД
|
351222
|
|
|
2,13
|
|
|
ЗА 2004 ГОД
|
|
412412
|
|
|
1,14
|
|
ЗА 2005 ГОД
|
|
|
1291213
|
|
|
2,25
|
Кроме
программы 023 в республиканском бюджете 2005 года впервые появились программы
038 и 039 Целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификации
педагогических работников и на укрепление материально-технической базы
областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров.
И хотя доля этих программ в бюджете, включая программу 023, незначительна,
всего 1,08%, но по абсолютной величине их финансирование увеличилось в 15,1
раза, темп роста составил 1514,4%.
Таким
образом, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстан
за 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов по
сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество
бюджетных программ уменьшилось.
Наибольший
удельный вес в структуре бюджета образования РК приходится на программы по
подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным
образованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевые
трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астана и Алматы.
В
бюджетах РК 2004, 2005 годов появились программы целевых трансфертов областным
бюджетам, бюджетам городов Астаны, Алматы. В 2005 году по сравнению с 2004
годом увеличилось и их количество, и их доля в бюджетах. Однако прозрачность
бюджетов 2004, 2005 годов по сравнению с бюджетом 2002 года уменьшилась.
В 2005
году впервые выделены целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение
квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической
базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических
кадров. Эти программы адм. 225 МОиН имеют наибольший темп роста в бюджете 2005
года.
Если
проанализировать областные бюджеты на образования (рисунок 3), то видно, что в 2005 году бюджеты образования во всех рассматриваемых
областях, кроме Карагандинской, по сравнению с 2004 годом по абсолютной
величине уменьшились, также уменьшилось и количество бюджетных программ.
Рисунок 3 – Удельный вес расходов на образование в
бюджетах областей Республики Казахстан (%)
Но
вместе с тем доля образования в бюджетах этих областей в 2005 году возросла. С
2004 года в бюджетах областей нет программ, направленных на укрепление
материально-технической базы, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию
объектов образования (программы 064, 066, 072, 074, 073, 40, 30, 53, 77, 80).
Можно предположить, что все эти программы объединены в программе 016, которая
появилась в бюджетах СКО, ВКО и Карагандинской областей 2004 года. Стоимость
программы 016 больше стоимости вместе взятых вышеуказанных программ 2003 года,
но объединение их в одной программе снижает прозрачность бюджета: невозможно
сделать вывод о том, на что идет и как изменяется финансирование мероприятий
данной программы. Следует также отметить, что в 2004 году в бюджетах ЗКО и
Жамбылской области нет и программы 016, и вышеперечисленных программ бюджета
2003 года. Также в 2004 году в бюджетах всех областей отсутствует программа 40
«Методологическое обеспечение на местном уровне», которая в 2003 году
незначительно финансировалась только в ЗКО и Жамбылской области.
Страницы: 1, 2
|