Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов,
сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы
[2]:
1.Общегосударственные вопросы.
2.Национальная оборона.
3.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4.Национальная экономика.
5.Жилищно-коммунальное хозяйство.
6.Охрана окружающей среды.
7.Образование.
8.Культура, кинематография и средства массовой информации.
9. Здравоохранение
и спорт.
10.Социальная
политика.
11.
Межбюджетные трансферты.
По разделу «Общегосударственные
вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента
РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления,
законодательных (представительных) органов государственной власти и местного
самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти
субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и
таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и
референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную
экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного
материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание
государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные
исследования в области общегосударственных вопросов и другие
общегосударственные расходы.
По разделу «Национальная
оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности
Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной
и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и
вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и
участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой
деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны
мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а
также другие вопросы в данной области.
Раздел «Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание
и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции,
безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения
наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне,
проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области
национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
По разделу «Национальная
экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности
министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере
национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения
законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг,
технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий,
регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора
[6].
В этом
разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за
их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и
метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение
деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию
государственной политики в области занятости населения. Учитываются также
расходы на поддержку отдельных отраслей - топливно-энергетического комплекса,
сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и
информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).
Раздел «Жилищно-коммунальное
хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности
учреждений, осуществляющих руководство и управление в области
жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также
расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные
исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых
домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для
содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В
данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального
развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и
восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния
зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и
замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное
освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т.п.).
По разделу «Охрана
окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление
отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку
атмосферного воздуха.
Раздел «Образование»
отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и
обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего
возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное
общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную
профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях,
специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных
комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на
высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку
и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию
оздоровительной кампании для детей.
По разделу «Культура,
кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на
предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление
объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или
поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование
производства кинофильмов, радио- и телевизионного вешания, издательского дела,
а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов,
писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной
деятельностью.
По данному
разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для
государства культурных объектов, таких как, например, Российская
государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский
музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный
музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России;
Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд
кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
Расходы на «Здравоохранение
и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение
деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере
здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая
предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным
лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования,
реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом,
текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического
надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому
страхованию неработающего населения.
По данному
разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности
учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта,
предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой,
управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или
спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях,
а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных
участников соревнований.
По разделу «Социальная
политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой
пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным
служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50%
ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также
расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения,
функционированием учреждений и организаций социального обслуживания
(дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.),
предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в
форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной
поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами
реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В данном
разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием
населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых
Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в
виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к
работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам,
имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;
компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также
расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
По разделу «Межбюджетные
трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой
помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления
различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с
формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных
расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов
других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также
отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем
передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для
выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных
категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, включая детей.
Федеральные бюджеты
на 2007 и 2008 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами
функциональной классификации расходов бюджетов (таблица 3).
Анализ
соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для
определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.
Таблица 3 - Распределение расходов
федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета
РФ на 2007-2008 гг., %
Наименование
2007 г.
2008 г.
Всего
100,0
100,0
Общегосударственные вопросы
16,0
15,2
Национальная оборона
17,3
15,6
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
13,2
12,7
Национальная экономика
7,7
7,9
Жилищно-коммунальное хозяйство
0,25
0,7
Охрана окружающей среды
0,15
0,1
Образование
5,1
4,8
Культура, кинематография и средства
массовой информации
1,2
1,2
Здравоохранение и спорт
2,7
3,4
Социальная политика
5,6
4,9
Межбюджетные трансферты
30,8
33,5
Так, из
таблицы 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется
сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и
правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2008 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.
Самая большая
статья расходов федерального бюджета — межбюджетные трансферты. В 2008 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в
настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете,
которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.
Расходы на
оборону — это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2008 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство
тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение
составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими —
поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она
существенно превосходит их.
Третье место
занимают расходы на общегосударственные вопросы — около 650 млрд рублей в 2008 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой
бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят
расходы на обслуживание государственного долга — примерно '/3 от
общих расходов по этому разделу.
Хочется
отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении
последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального
бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2003 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2004 г. они составляли 14,6%. В 2007 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на
обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального
бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих
расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.
Правда к 2009 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные
последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному
разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при
текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно
значительные еще остались.
Если говорить
о динамике внутреннего долга, то за последние годы его величина существенно
выросла. Так, если в 2000 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2001 г. — 372,6 млрд руб., то в 2002 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2003 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2005 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал
расти. В 2006 г. он составил 843,2 млрд руб., в 2007 г. — 937,2 млрд руб. К концу 2008 г. государственный внутренний долг РФ составил 1 143,2 млрд
руб.
Расходы на
обслуживание государственного внутреннего долга также за последние годы растут.
Так, если в 2002 г. они составляли 55,0 млрд. руб., то в 2004 г. – 57,5 млрд. руб., в 2006 г. – 64,4 млрд. руб., а в 2008 г. уже 68,2 млрд. руб.
Стабильными,
но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию
отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, строительства,
сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.
Расходы на
образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более
4—5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже
— не более 2—3%.
Невелика
также доля расходов на фундаментальные исследования — всего 1,5% расходов
федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так,
если в 2005 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли
1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 2007 г. уже - 0,69% ВВП. В 2008 г. доля расходов на науку в ВВП составила всего 0,2%, что во много
раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне
расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение
научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют
осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое
ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического
прогресса.
Правда,
следует отметить, что в 2008 г. существенно возросли расходы по статье
«Социальная политика». Если в 2007 г. расходы по этой статье составляли всего
9% расходов федерального бюджета, то в 2008 г. — 22%. В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля
расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются
расходы государственных социальных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ,
Фонда социального страхования и т.п.
В течение
каждого бюджетного года, особенно в годы текущего глобального кризиса
Правительство производит коррекцию расходов. Например, добавлено расходов на 2008 г. 25,8 миллиарда рублей в дополнение к предыдущим увеличениям расходной части бюджета текущего
года. Тем самым общая сумма расходов, которая обновляется, - 287,8 миллиарда
рублей.
Дополнительное
увеличение расходов, правда, по его словам, произойдет за счет увеличения
перераспределения расходов между 2008-м и 2009 годами: большая часть придется
на перераспределение расходов инвестиционного фонда.
Дополнительные
420 миллионов рублей выделят Владивостоку на подготовку саммита АТЭС в 2012
году. Как считает премьер Владимир Путин, "это хороший повод придать
дополнительный импульс для подъема всего Дальневосточного региона".
Решение о выделении дополнительных средств на проведение саммита АТЭС было
принято на заседании правительственной бюджетной комиссии. "В ходе
бюджетной комиссии мы договорились дополнительно проработать вопросы
финансирования ряда значимых проектов", - пояснил Путин. В общем, после
такого замечания вице-премьер не возражал ни по одному пункту. А расходы только
увеличивались - на ускорение строительства моста через Волгу в Ульяновске (2,9
миллиарда рублей), дороги Махачкала-Ботлих в Дагестане (1 миллиард), на
техническое оснащение Останкино (350 миллионов).
Кроме того,
ФГУП "Почта России" в текущем году будет выделено 1,6 миллиарда
рублей, ФГУП "Атомфлот" - 400 миллионов рублей. Еще в 1 миллиард
обойдется бюджету реконструкция набережной в Ярославле и в 2,18 миллиарда -
ускорение создания библиотеки имени Ельцина.
Чтобы
успокоить россиян, которые каждую дополнительную копейку расходов, объявлявшуюся
Кудриным, принимали с замиранием сердца, ведь это вклад в рост цен, главный
финансист пообещал справиться с инфляцией. Правда, не лично, а посредством
Центрального банка. Но осторожные признания, вроде "правительство должно
иметь низкий фон инфляции, но мы по-прежнему его упускаем", все же не
удержался и сделал. Сейчас он абсолютно уверен, что Центробанк удержит прирост
денежной массы в запланированных параметрах, несмотря на увеличение
непроцентных расходов федерального бюджета.
Премьерский
формат серьезно изменился с приходом Владимира Путина на Краснопресненскую
набережную. Теперь президиум больше напоминает традиционное совещание
президента с правительством. Прежде чем решить вопросы, стоящие в повестке дня,
Путин внимательно послушал министров. Вице-премьер Сергей Иванов пришел не с
пустыми руками, а с проектом, который одобрил на днях наблюдательный совет
"Роснанотехнологий".
- Сколько
стоит? - спросил Путин, явно не отвлекаясь от мысли раздела допдоходов бюджета.
-
Всего-навсего 300 миллионов рублей, - скромно произнес Иванов.
Зато о
преимуществах говорил долго и упорно, ведь проект по производству асферических
оптических линз с уникальным нанопокрытием позволит сократить число линз и
зеркал в конструкции любой оптической техники, начиная от фотоаппаратов, камер,
ксероксов и, конечно, космической аппаратуры и продукции военного назначения.
Таким
образом, Правительство РФ должно и может контролировать и корректировать
расходование средств государственного бюджета, а также вливание и
дополнительных средств по жизненно-важным приоритетным направлениям, таким как:
реальная экономика, наука и на технологии, поддержка малого и среднего бизнеса,
социальные проекты и другие направления.
3. Пути
совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
Ключевая
проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной
системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами,
установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная
часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой
помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность
расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система
межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость
(нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить
основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для
решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные
полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их
использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких
бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного
бюджета.
Существует
также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием
средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не
приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим
результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая
неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых
договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер
выделяемых из федерального бюджета средств.
Конкретные
формы нецелевого использования бюджетных ресурсов и связанных с ними
злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.
Нецелевое
использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных
отраслей экономики: сельское
хозяйство, уголедобыча, туризм.
Нецелевое
использование средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов ("Российский инсулин")
Нецелевое
использование и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления и практика
нецелевого использования средств федерального бюджета в регионах вооруженных
конфликтов (Чеченская Республика), а также в ряде субъектов РФ, грубо
нарушающих федеральное законодательство.
Так, в
Калмыкии, по результатам проверки Счетной палаты РФ, обнаружены многочисленные
и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств
федерального бюджета: сбор налогов коммерческими структурами и нецелевое
использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений.
Значительные
объемы денежных средств, находящихся на балансе целевых внебюджетных фондов,
широкое предоставление полномочий по их распределению и расходованию,
недостаточный уровень внешнего контроля на фоне общей экономической и правовой
нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в поле их
деятельности.
Например,
ситуация в Пенсионном Фонде РФ.
Известны
несколько схем незаконного перераспределения средств Пенсионного фонда в пользу
негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются
вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через
коммерческие банки и товарная схема выплаты пенсий.
Выявлено
немало случаев нецелевого использования денежных средств управляющими
региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности и
заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда,
строительство дорогостоящих зданий фонда, вхождение в уставной капитал
коммерческих банков, где размещаются расчетные счета, через которые
"прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о
чем свидетельствуют материалы уголовных дел.
В целях
предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств
специалистами предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным
фондом. Один из возможных вариантов - передача функции сбора пенсионных взносов
Министерству по налогам и сборам. Результатом этой меры может явиться
сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько
раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы
считают, что при передаче этих функций налоговым органам сбор средств в
пенсионный фонд возрастет как минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС
гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд.
Нецелевое
использование и хищение средств Фонда Социального Страхования России.
Используются аналогичные схемы, различающиеся конкретными деталями.
Нецелевое
использование средств внебюджетных фондов на региональном и местном уровнях достаточно
распространено.
В настоящее
время законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за
незаконное или неэффективное использование государственных средств. Отсутствие
уголовной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств
способствует повторяемости и распространению этих нарушений. УК РФ
устанавливает ответственность лишь за незаконное получение и нецелевое
расходование государственного целевого кредита, в остальных случаях наказание
ограничивается административными и штрафными санкциями. В этой связи
целесообразно введение уголовной ответственности за нецелевое расходование
бюджетных средств, особенно в крупных размерах.
Важнейшее
значение в выявлении нарушений и злоупотреблений при использовании средств
бюджета имеет деятельность контрольно-ревизионной комиссии Министерства
финансово РФ. Предмет его - использование федеральных средств, поступающих в
виде дотаций, субвенций, ссуд, трансфертов, а также средств, отпущенных на
федеральные государственные программы, государственные федеральные предприятия
и организации, предприятия любых формы собственности по обращениям
правоохранительных органов. Экономические преступления, которые выявляет КРУ,
отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма, которым не
всегда обладают сотрудники правоохранительных органов.
Опыт развитых
стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности
весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само
расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или
района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому
направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на
что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги
налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и
понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета
и их использованием действительно усилится с полным переходом России на
казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор
остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на
экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел
этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП
и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой
экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам,
чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация
плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально
направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с
одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной
властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от
монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции,
которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна
немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств.
Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая
ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах,
улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную
плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан
к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров
и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят
число злоупотреблений.
Определение
приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и
ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор
сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных
средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная
практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество
средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных
инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации
финансового положения в стране.
Основными
задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в
России являются:
1)обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
2)расширение государственного финансирования инвестиций в
приоритетных областях экономики;
3)сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и
целевым программам;
4)уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
5)концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
6)сокращение расходов на содержание государственного аппарата и
обслуживание государственного долга;
7) повышение
эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе
постепенного проведения военной реформы;
8) усиление
контроля за использованием бюджетных средств.
Правительству
РФ следует постоянно пополнять законодательную и нормативно-правовую базу по
вопросу бюджетного финансирования и расходования соответственно требований
времени. Пример тому Федеральный закон №63 от 26.04.07 г. ″О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в
соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных
законодательных актов Российской Федерации″. В Бюджетный кодекс были
внесены существенные поправки в части исполнения бюджетов по расходам. Закон
№63 применяется в полном объеме с 1 января 2008 г.
Заключение
Из всего
вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является
важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования
основного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет
является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в
бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Государственные расходы представляют собой часть
финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного
бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной
классификацией видов расходов.
В условиях рынка государственные расходы
находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур,
общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение
определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения,
размерами государственного сектора в экономике и другими факторами.
Организация государственных расходов основана на
следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств;
2. Безвозвратность государственных расходов;
3. Соблюдение режима экономии.
В
соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы
включает:
- классификацию расходов по функциональному
признаку;
- классификацию расходов по экономическому
содержанию;
- классификацию расходов по ведомственному
признаку.
Расходы бюджетной системы по содержанию
представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных
функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых
ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной
классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.
Список использованных
источников
1.
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2007.
2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 1998.-№145 – ФЗ
3. ФЗ «О
бюджетной классификации Российской Федерации» [Текст]. -2000. - №115
4.
Постановление Правительства РФ «О программе развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 г.» [Текст]. – 2001. - №584
5.
Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов» [Текст]. – 2004. - №249
6. Основы
бюджетной системы [Текст]: учебник / М.Афанасьев. – М.:ФОРУМ – ИНФРА, 2004.
7. Климович
В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ В.П.Климович//Форум-ИНФРА-М.
– 2006.
8. Финансы,
налоги и кредит [Текст]: учебник / А.М. Емельянов. М.: Изд-во РАГС. – 2006.
9. Управление бюджетом:
Курс лекций. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
10 Бюджетный процесс в
РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. – М.: Издательство
«Перспектива»: ИНФРА - М, 2008.
11. Бюджетная система
Росси: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,
2006.
12. Финансы. Денежное
обращение. Кредит.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
13. Анализ экономики.
Страна, рынок, фирма. Под ред. В.Е. Рыбалкина. Учебник. – М. / Международные
отношения, 2008.