Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование
В мировой
практике данный принцип в настоящее время считается менее целесообразным,
поскольку следование ему перегружает бюджет расходами, которые могут быть
выделены автономно с самостоятельными источниками доходов. В Казахстане же
принят централизованный способ формирования государственных финансовых средств,
поэтому с 1998 года ликвидированы внебюджетные фонды: пенсионный, социального
страхования, дорожный, содействия занятости населения.
Под принципом реалистичности понимается соответствие принятых
показателей бюджета утвержденным параметрам и направлениям среднесрочной
фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития
республики и регионов. Поэтому реалистичность показателей бюджетов достигается
на основе объективной оценки состояния экономики, объемов производства и
основывается на макроэкономических показателях плана социально-экономического
развития Республики Казахстан и регионов на среднесрочный период.
Принцип
реалистичности необходим для предотвращения и устранения фальсификации отчетов
об исполнении бюджетов. Он предусматривает правдивое отражение финансовых
операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных
назначений. Реалистичность определяется обоснованностью расчетов всех
источников доходов и направлений расходов, базирующихся на показателях прогнозов
и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.
Принцип транспарентности бюджетной системы требует публикации в
средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов по их исполнению.
Это дает возможность каждому члену общества ознакомиться с предстоящими
доходами и расходами государства, в особенности с основными направлениями
расходования средств, в том числе на социальную сферу, размерами дефицита и
способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы). Более
емко понятие принципа транспарентности можно охарактеризовать как обязательное
опубликование нормативно правовых актов в области бюджетного законодательства,
бюджетов и отчетов об их исполнении, а также другой информации о фискальной политике,
открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового
контроля.
Условиями
нормального и эффективного функционирования низовых – местных – бюджетов
являются самостоятельность и сбалансированность. Под принципом
самостоятельности бюджетов понимается формирование их доходной части за счет
собственных источников, в пределах которых определяются направления их
использования и расходования. Соблюдение этого принципа обеспечивается
установлением стабильного распределения поступлений между бюджетами разных
уровней и определением направлений их расходования, наделением всех уровней
государственного управления правом самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс в рамках бюджетного законодательства.
Этот принцип
значительно расширяет права местных представительных и исполнительных органов
власти в использовании и расходовании финансовых ресурсов на региональном
уровне, поскольку допускается изъятие доходов, дополнительно полученных в
процессе исполнения местных бюджетов, и свободных остатков нижестоящих бюджетов
в вышестоящий бюджет, а также возложение на местные бюджеты дополнительных
расходов без обеспечения их соответствующими ресурсами.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают закрепленные законом
источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные
средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий,
определенных законами страны. Сбалансированность бюджетов всех уровней может
являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении
и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут
устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.
Бюджетная
система должна функционировать стабильно, без резких изменений в бюджетном
устройстве, в бюджетном процессе, в бюджетных процедурах и отношениях. Это
основывается на принципе последовательности, означающем необходимость
соблюдения органами государственного управления ранее принятых решений в
области бюджетных отношений.
В
определенные моменты у государства возникает необходимость первоочередного
развития отдельных отраслей экономики или сфер деятельности. В связи с этим
разрабатываются приоритетные направления социально-экономического развития
страны или регионов. Исходя из этого, понятие принципа приоритетности в
бюджетной системе означает осуществление бюджетного процесса в соответствии с
данными приоритетными направлениями.
Функционирование
бюджетной системы, начиная от разработки бюджета и заканчивая его исполнением,
подчиняется требований необходимости достижения определенных действенных
результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ, с использованием
оптимального объема бюджетных ресурсов. Это соответствует содержанию принципа
эффективности, который требует обеспечение наилучших результатов в
использовании утвержденного объема бюджетных средств.
Каждый
участник бюджетного процесса обязан неукоснительно выполнять все требования
бюджетного законодательства. Поэтому в бюджетной системе действует принцип
ответственности, означающий привлечение участников бюджетного процесса к
ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Финансовые
отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, государственными
учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как
части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в
распределительном процессе, непременным участником которого является
государство (в лице соответствующих органов власти), во-вторых, связаны с
формированием и использованием централизованного фонда денежных средств,
предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения и межбюджетные связи складываются по поводу формирования,
распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое
воплощение они проявляют через бюджетную систему. Бюджетная система - это
совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений и бюджетного
устройства государства.
Бюджетное
устройство - это организация государственного бюджета и бюджетной системы
страны, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Понятие бюджетного
устройства включает в себя структуру бюджетной системы, бюджетную
классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов. Бюджетное
устройство определяется формой государственного устройства страны и
основывается на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и
местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
республиканского бюджета и местных бюджетов, распределению доходов и расходов -
все это составляет звенья бюджетной системы. Взаимосвязь звеньев бюджетной
системы реализуется через механизм межбюджетных отношений.
Федеративному
устройству государства присуща трехзвенная бюджетная система. Под такой
системой понимается наличие центрального бюджета (союзного, федерального),
бюджетов членов федерации (республик, штатов, земель) и местных бюджетов. В
унитарных государствах применяется двухзвенная бюджетная система: центральный
(республиканский) бюджет и местные бюджеты. При этом в федеративных
государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в бюджеты членов
федерации, в свою очередь, бюджеты членов федерации своими доходами и расходами
не входят в федеральный бюджет. Аналогично, местные бюджеты в унитарных государствах
своими доходами и расходами не входят в республиканский бюджет, т.е. являются
самостоятельными.
В бюджетных
системах как унитарного, так и федеративного государства возможна различная
степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за
центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к
низовым бюджетам "в зависимости от уровня централизации управления
социально-экономическими процессами. В Республике Казахстан, поскольку она
является унитарным государством, применяется двухзвенная бюджетная система -
республиканский бюджет и местные бюджеты.
В
государствах с федеративным устройством бюджетное устройство основывается на
принципах бюджетного федерализма. Федерализм как способ управления органично
сочетает интересы всего государства с интересами отдельных его частей,
обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности
территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. Отсюда бюджетный
федерализм можно определить как отношения между федеральной властью и властями
национально - государственных и административно-территориальных субъектов по
поводу оптимального, научно обоснованного распределения доходов бюджета каждого
уровня и финансирования их затрат. Бюджетный федерализм базируется:
-на сочетании
интересов, обеспечивающих высокую степень самостоятельности территориальных
бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета;
-на наличии
трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов каждого звена;
-на
применении единых для всех субъектов государства критериев расчета объемов
средств, выделяемых из федерального бюджета в целях выравнивания развития
регионов и оказания им финансовой помощи.
Централизация
доходов на федеральном уровне производится для выполнения общегосударственных
экономических и социальных программ, обеспечения устойчивости государственных
финансов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регионами.
Распределению доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в
соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень
власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы
должны быть, как правило, максимально приближены к той
административно-территориальной единице, в интересах которой они
осуществляются.
Бюджетное
устройство Республики Казахстан соответствует унитарной форме государственного
устройства, при которой административно-территориальные единицы страны не имеют
ни автономии, ни государственности. Все они подчиняются действующим, единым
законодательным актам, единым органам власти, централизованному управлению
политическими, экономическими и. социальными процессами. Бюджетное устройство,
соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными
актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах.
Отношения,
складывающиеся в бюджетном процессе между вышестоящими и нижестоящими
бюджетами, принято называть межбюджетными отношениями. Система межбюджетных
отношений включает в себя отношения не только между республиканским бюджетом и
бюджетами регионов Республики Казахстан, но и внутри регионов - между
областными (городскими) и районными бюджетами. Основой межбюджетных отношений
является четкое разграничение функций и полномочий уровней государственного
управления, единство и прозрачность методов распределения поступлений и
расходов между уровнями бюджетов.
Межбюджетные
отношения основываются на определенных принципах. В Бюджетном кодексе РК
изложены следующие принципы межбюджетных отношений:
- равенство
во взаимоотношениях нижестоящих бюджетов с вышестоящими бюджетами;
- эффективное
распределение поступлений с учетом соблюдения следующих критериев их
разграничения:
а)за
нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие
стабильный характер, не за висящие от воздействия внешних факторов;
б)налоговые и
неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные
государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого
финансируются указанные услуги;
в)налоги,
имеющие перераспределительный характер и не равномерное размещение налоговой
базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;
г)при
закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение
отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их
собираемости;
д)налоги,
взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку,
закрепляются за местными бюджетами;
-
выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных
единиц;
- обеспечение
предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня
государственных услуг;
-
максимальные эффективность и результативность предоставления государственных
услуг - закрепление государственных услуг за тем уровнем государственного
управления, который может обеспечить наиболее эффективные и результативные
производство и предоставление государственных услуг;
-
максимальное приближение уровня предоставления, государственной услуги к ее
получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень
бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения
качества государственных услуг;
-
ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование
полученных официальных трансфертов и кредитов.
В практике
существуют различные формы регулирования межбюджетных отношений, которые
определяются с учетом налогового потенциала каждого из уровней бюджетов,
результатов оценки объективных потребностей регионов, утвержденных натуральных
норм. Согласно Бюджетному кодексу РК, формы регулирования межбюджетных
отношений устанавливаются в соответствии со среднесрочной фискальной политикой.
Формами
регулирования межбюджетных отношений между республиканским и областным
бюджетом, бюджетом города республиканского значения, бюджетом столицы являются
официальные трансферты и бюджетные кредиты. Межбюджетные отношения между
областным бюджетом и районными бюджетами, бюджетами городов областного значения
регулируются официальными трансфертами, бюджетными кредитами и нормативами
распределения доходов.
Механизм
трансфертов применяется для обеспечения единой методологии бюджетного
регулирования и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных
отношений. Трансферты рассчитываются на основе нормативно-долевого метода,
позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов
территорий и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.
В
соответствии с Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой
структуре, которая включает в себя следующие разделы:
1. Доходы:
- налоговые
поступления;
- неналоговые
поступления;
- поступления
от продажи основного капитала;
- поступления
официальных трансфертов.
2.Затраты.
3.Операционное сальдо.
4.Чистое бюджетное кредитование:
- бюджетные
кредиты;
- погашение
бюджетных кредитов.
5. Сальдо по
операциям с финансовыми активами:
-
приобретение финансовых активов;
- поступления
от продажи финансовых активов государства.
6.Дефицит (профицит) бюджета.
7.Финансирование дефицита (использование профицита)
бюджета:
- поступление
займов;
- погашение
займов;
- движение
остатков бюджетных средств.
По
приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление
отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и
другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также
деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют
целевого назначения, кроме официальных трансфертов.
Под затратами
бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они
используются для обеспечения деятельности государственных учреждений, на оплату
товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в
качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим лицам. К
затратам бюджета относятся также официальные трансферты, поскольку они являются
выплатами из одного уровня бюджета в другой и в Национальный фонд РК.
Разницу между
доходами и затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом,
если затраты бюджета превышают его доходы, то имеет место отрицательное
операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами
образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо
допускается при наличии в затратах бюджета бюджетных программ развития и его
предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.
В настоящее
время вместе с безвозмездным бюджетным финансированием используется бюджетное
кредитование посредством выдачи бюджетных кредитов. В отличие от бюджетного
финансирования такие кредиты выдаются на условиях возвратности и возмездности,
но проценты по ним или не взимаются, или они значительно ниже, чем по кредитам
банков, Поэтому бюджетные кредиты занимают как бы промежуточное место между
кредитами банков и бюджетными ассигнованиями. В связи с этим в структуре
бюджета выделяется понятие чистого бюджетного кредитования как разница между
бюджетными кредитами и их погашением.
Сальдо по
операциям с финансовыми активами представляет собой разницу между затратами на
приобретение финансовых активов и поступлениями от реализации финансовых
активов государства. Под приобретением финансовых активов понимаются расходы
бюджетных средств на покупку в государственную собственность долей участия и
ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации. Поступления от
продажи финансовых активов представляют собой доходы бюджета от продажи долей
участия и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации,
находящиеся в государственной собственности, в оперативном управлении либо
хозяйственном ведении государственных предприятий.
Под бюджетным
дефицитом понимается превышение расходов бюджета над его доходами, а если
доходы бюджета превышают его расходы, то тогда имеет место понятие бюджетного
профицита. Величина дефицита (профицита) бюджета равна операционному сальдо за
минусом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям с финансовыми
активами. Бюджетный дефицит как финансовое явление не обязательно относить к
событиям чрезвычайного или исключительного характера, поскольку практически в
мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой
преодоления этого явления.
Для покрытия
бюджетного дефицита государство использует различные способы (например,
денежная эмиссия, внутренние и внешние заимствования). Бюджетным кодексом РК
предусмотрено финансирование дефицита бюджета (обеспечение покрытия дефицита)
за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования
дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение
суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой
погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает
расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных
средств на погашение основного долга по займам. Его объем определяется как
превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных
займов и движения остатков бюджетных средств.
Под бюджетным
процессом понимается деятельность государственных органов по составлению,
рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, по организации исполнения
бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая
законодательством. Содержание бюджетного процесса определяется государственным
и бюджетным устройством страны. В Республике Казахстан бюджетный процесс
представляет собой последовательное и регламентированное осуществление органами
центральной и местной государственной власти, участниками бюджетного процесса
деятельности по разработке и рассмотрению проектов бюджетов, Национального
фонда, утверждению и исполнению бюджетов и фонда, а также по контролю их
исполнения.
Организация
бюджетного процесса суверенного государства строится в соответствии с
действующим бюджетным законодательством. В нашей стране он регулируется
Бюджетным кодексом и другими законодательными и нормативными актами,
регулирующими бюджетный процесс, а также Правилами о порядке составления и
исполнения бюджета, разрабатываемыми уполномоченным органом по бюджетному
планированию. Организация бюджетного процесса в республике строится на
следующих принципах:
- единства,
выражающегося в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, в
единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и
бюджетной информации, в единстве денежной системы;
-
самостоятельности, когда каждый участник бюджетного процесса самостоятельно
организует свою деятельность, которая обеспечивается наличием собственных
источников доходов и правом определять направления их использования;
-
сбалансированности, сущность которой заключается в установлении правильного
соотношения между доходами и расходами всех бюджетов;
Соблюдение
требований вышеназванных принципов должно обеспечить устойчивость бюджета и
необходимые пропорции в распределении средств, как между сферами деятельности,
так и между регионами. Важное условие при этом - соответствие расходов бюджета
его доходам, создание финансовых резервов, что служит главной основой всей
финансовой политики государства.
Согласно
Бюджетному кодексу, бюджет формируется на основе среднесрочного плана
социально-экономического развития РК и программ развития территорий с учетом
ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана. Другим важным моментом,
также отраженным в Бюджетном кодексе, является регламентирование функций
государственной власти в управлении финансовыми ресурсами, включая организацию
бюджетного процесса. Эти функции проявляются:
-во
взаимодействии экономических и финансовых целей государства;
-во
взаимодействии бюджетов разных уровней и взаимодействии бюджетов с различными
секторами экономики;
-в
совершенствовании налогово-фискальных инструментов;
-в
определении источников и размеров отчислений во внебюджетные специальные фонды;
-в установлении
структуры и размера поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;
-в
определении размера дефицита (профицита) республиканского бюджета;
-в
сбалансированности местных бюджетов;
-в оценке
состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на
финансовые операции государства.
На протяжении
всех стадий бюджетной деятельности по организации бюджетного процесса решаются
следующие основные задачи:
-определение
доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема
в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического
развития;
-установление
расходов бюджета по целевому и адресному назначению;
-согласование
бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление
инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы;
-сокращение и
ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
-осуществление
бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня
путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также
между сферами деятельности и регионами;
-повышение
роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования) для обеспечения
пропорциональности и сбалансированности различных крупномасштабных
социально-экономических программ;
-контроль
финансовой деятельности юридических лиц и доходов физических лиц при выполнении
ими налоговых обязательств.
Организация
бюджетного процесса начинается с подготовки на предстоящий финансовый год
уполномоченным органом по бюджетному планированию, каковым в нашей республике
является Министерство экономики и бюджетного планирования, основных направлений
бюджетной политики, а также проекта консолидированного финансового плана государства.
Последний разрабатывается на основе ежегодного послания Президента РК к народу
Казахстана, среднесрочного плана социально-экономического развития республики,
программ развития территорий, оценки текущего исполнения бюджета, динамики
макроэкономических показателей, основных направлений денежно-кредитной и
фискальной политики.
В случае
одобрения представленных документов Правительство республики принимает
постановление, которым устанавливается порядок, сроки формирования проекта
бюджета центральными государственными органами, организациями, содержащимися за
счет бюджетных средств, и представления его в уполномоченный орган. Все
участники бюджетного процесса руководствуются Правилами составления и
исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденными Правительством
РК.
Содержанием
бюджетного процесса, который основывается на бюджетном устройстве страны и
бюджетных правах, определяются его этапы (стадии) деятельности. В целом
осуществление бюджетного процесса включает в себя следующие этапы бюджетной
деятельности:
1)
составление проекта бюджета;
2)
рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение
бюджета;
4)
составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
На первом
этапе формирования бюджета в целях определения объемов денежных - средств,
необходимых для выполнения органами центральной и местной государственной
власти своих функций, составляются проекты бюджетов разных уровней. Этому
процессу предшествует определение основных направлений бюджетной политики
страны, разработка прогнозных параметров развития экономики в целом и его
отраслей и регионов, подготовка финансовых балансов. Для разработки бюджета в
качестве исходных используются макроэкономические показатели, характеризующие
объем валового внутреннего продукта на предстоящий год и темп его роста,
инфляционные процессы и среднегодовой курс национальной валюты (тенге) по
отношению к доллару США.
Работа по
составлению проекта бюджета - одного из важных этапов бюджетного процесса -
начинается задолго до начала предстоящего бюджетного года. В Республике
Казахстан непосредственная работа по составлению бюджета начинается с
ежегодного обращения Президента страны с Посланием к народу Казахстана, в
котором определяются общие направления социально-экономического развития страны
и формируются задачи финансово-денежной политики государства.
Проект
бюджета разрабатывается органами исполнительной власти: республиканский бюджет
- центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местные
бюджеты - соответствующими местными органами. При составлении бюджета решаются
такие задачи, как его воздействие на экономику страны, обеспечение
согласованности финансовых ресурсов с социально-экономическими программами,
установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании бюджетных
средств и источников покрытия дефицита бюджета.
Поскольку
составление проектов бюджетов целиком и полностью возлагается на Правительство
РК и соответствующие исполнительные органы местной власти, то порядок и сроки
разработки республиканского бюджета и местных бюджетов, а также порядок работы
над необходимыми документами, обязательными для представления одновременно с
проектом бюджета, определяется специальным постановлением Правительства РК.
Расчеты и показатели проекта бюджета до официального представления в органы
представительной власти носят конфиденциальный характер. При разработке проекта
бюджета должен соблюдаться принцип преемственности и последовательности
социально-экономической политики государства.
На следующем
этапе одобренный высшим и местными исполнительными органами (Правительством РК
и соответствующими акиматами) проект бюджета для рассмотрения и утверждения
поступает в представительные органы (Парламент Республики Казахстан и
соответствующие маслихаты). Здесь проект бюджета рассматривается в специальных
комитетах и комиссиях, где детально анализируются статьи бюджета, вносятся
коррективы и дается заключение. Затем проект бюджета обсуждается на заседаниях
палат Парламента (мажилисе и сенате). Утверждается республиканский бюджет на
совместном заседании палат Парламента, местные бюджеты - на заседаниях
маслихатов. На этом этапе бюджетного процесса принимается закон о бюджете на
предстоящий финансовый год.
Этап
исполнения бюджета заключается в получении утвержденных доходов и осуществлении
расходов в соответствии с утвержденными в бюджете ассигнованиями, а также
осуществление финансирования дефицита (использования профицита) бюджета. Данный
этап продолжается течение календарного года, который принято называть
финансовым или бюджетным годом. Исполнение бюджетов обеспечивают Правительство
РК и соответствующие местные исполнительные органы, руководствуясь при этом
следующими принципами:
- целевого
использования бюджетных средств, согласно которому использование бюджетных
ассигнований осуществляется строго по назначению в соответствии с паспортами
бюджетных программ и нормативными правовыми актами, регламентирующими их
осуществление;
-
своевременности, который требует своевременного в установленные сроки
зачисления поступлений в бюджет и использования бюджетных средств;
-
равномерного исполнения бюджета, который требует распределения бюджетных
средств в течение бюджетного года таким образом, чтобы в конце года не
допустить накопления объема платежей;
- единства
кассы, по которому все финансовые операции, проводимые по зачислению
поступлений, и финансированию расходов, осуществляются с единого казначейского
счета в национальной валюте.
Последний
этап бюджетного процесса, осуществляемый после завершения бюджетного года, -
это составление отчета об исполнении бюджета, который формируется специальными
органами - центральным уполномоченным органом по исполнению республиканского
бюджета и соответствующими органами на местах по исполнению местных бюджетов.
Отчет представляется в представительные органы власти, которые его утверждают в
установленном порядке.
При
составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости сокращения дефицита бюджета и обязаны
руководствоваться принципом сбалансированности доходов и; расходов бюджета. Это
означает, что величина предусмотренных бюджетом расходов должна соответствовать
суммарной величине доходов - бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Однако достижение равенства доходов и расходов бюджета на
практике не всегда возможно и это не считается чрезвычайным положением,
поскольку в мире практически нет стран, которые не имели бы бюджетного
дефицита.
Вместе с тем
надо различать природу возникновения бюджетного дефицита, которая характеризует
его качество и бывает различной. Возникновение дефицита, во-первых, может быть
связано с необходимостью значительных государственных вложений в экономику
страны, что является государственным регулированием ее поступательного
развития. Во-вторых, дефицит может возникнуть вследствие чрезвычайных
обстоятельств (стихийные бедствия, катастрофы, войны и т.п.) и, в-третьих, в
результате кризисных явлений в экономике, когда происходит ее развал, а
правительство не способно управлять финансовой ситуацией в стране. В последнем
случае требуется принятие не только экономических мер, но и политических
решений.
Сбалансированность
бюджета достигается на основе использования различных способов покрытия
бюджетного дефицита. Основным источником покрытия дефицита бюджета являются
внутренние и внешние заимствования, поскольку использование другого способа -
денежной эмиссии - может привести к росту и развитию инфляционных процессов.
Государственное заимствование Правительством РК и местными исполнительными
органами осуществляется в целях финансирования дефицита республиканского и
местных бюджетов и ограничивается установленной в Бюджетном кодексе нормой.
Механизм
функционирования бюджетной системы регламентируется юридическими нормами.
Совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система,
а так же определяется компетенция государственных органов власти и управления
по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, представляет
собой бюджетное право.
Порядок
разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского и местных
бюджетов определены Бюджетным кодексом Республики Казахстан и Законом РК «О
местном государственном управлении в РК», который действует с 2001 года.
В Бюджетном
кодексе по всем видам бюджетов дается их определение, устанавливается наименование
доходов и расходов, рассматривается порядок составления отчетов об исполнении
бюджета, их утверждения и регламентируются вопросы контроля исполнения
бюджетов. Здесь же определен перечень налогов, по которым в соответствующий
бюджет поступают доходы полностью, указаны доходы, по которым в доход
соответствующего бюджета зачисляется часть доходов по нормативам, установленным
вышестоящим органом. Бюджетным кодексом определяется порядок формирования
Национального фонда, источники его формирования и использования, а также
определены функции Совета по управлению этим фондом.
Порядок
разработки, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета определен
Конституцией РК и Бюджетным кодексом РК; Структуру государственных органов в
области регулирования бюджетных отношений' составляют; Президент РК, Парламент
РК, Счетный комитет по контролю исполнения республиканского бюджета,
Правительство РК, центральные уполномоченные органы по бюджетному планированию,
исполнению бюджета, местные представительные и исполнительные органы.
Положения
Бюджетного кодекса определяют, что в компетенцию Президента РК в области
регулирования бюджетных отношений входит определение порядка разработки
республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Президент образует,
определяет состав и утверждает Положение о Республиканской бюджетной комиссии,
определяет основные направления бюджетной политики страны, а также имеет иные
полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими законами Республики
Казахстан.
Законодательный
орган страны - Парламент РК - в области регулирования бюджетных отношений,
согласно Бюджетному кодексу, утверждает республиканский бюджет и внесенные в
него изменения и дополнения, рассматривает и утверждает отчеты Правительства РК
и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета, а также
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией РК.
В компетенцию
Счетного комитета по контролю исполнения республиканского бюджета в области
бюджетных отношений входит установление порядка проведения и осуществление
внешнего контроля, разработка стандартов государственного финансового контроля,
мониторинг исполнения принятых решений, а также иные полномочия в соответствии
с законодательными и нормативными актами.
В
соответствии с Бюджетным кодексом к компетенции Правительства РК в области
бюджетных отношений относятся:
- определение
методики расчетов различных показателей;
-
установление и утверждение различных процедур, обеспечивающих порядок
разработки и исполнения бюджетов;
-
представление Парламенту РК республиканского бюджета и годового отчета о его
исполнении;
- составление
совместно с Национальным банком РК годового отчета о формировании и
использовании Национального фонда РК.
В Бюджетном
кодексе закреплены права центральных уполномоченных органов по бюджетному
планированию, по исполнению бюджета, по внутреннему контролю, а также
компетенция маслихатов и акиматов области, города республиканского значения,
столицы, района.
Закон РК «О
местном государственном управлении в РК» регулирует общественные отношения в
области местного государственного управления, Определяет компетенцию,
организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных
органов.
Местное
государственное управление представлено местными представительными и
исполнительными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей
территории в целях проведения государственной политики, ее развития в пределах
компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами,
а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей
территории.
Местный
представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением
области (города республиканского значения, столицы) или района (города
областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с
законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее
реализации, и контролирующий их осуществление.
Экономическую
и финансовую основу деятельности местного государственного управления
составляют:
- местный
бюджет;
- имущество,
закрепленное за коммунальными юридическими лицами;
- иное
имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.
К компетенции
маслихатов относится утверждение планов, экономических и социальных программ
развития соответствующей территории, местного бюджета и годового отчета о его
исполнении, плана расходов на содержание района в городе республиканского
значения (столице). Маслихат избирает свою ревизионную комиссию, которая
осуществляет внешний контроль исполнения местного бюджета и рассматривает
отчеты о проведении такого контроля.
Акимат
области (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с
законодательством: разрабатывает и представляет на утверждение маслихата планы,
экономические и социальные программы развития области (городов республиканского
значения, столицы), областной бюджет (городов республиканского значения,
столицы) и обеспечивает их исполнение, а также формирует отчет об исполнении
бюджета соответствующей административно-территориальной единицы.
В Законе РК
«О местном государственном управлении в Республике Казахстан» также уточняются
отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета.
Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных
подразделений - это право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий
круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется данное
право. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности, но
процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля использования
выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных
органов власти.
1.3
Бюджетная система зарубежных стран
Для
выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления
должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой
стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы,
благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания
законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе
формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования
возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые
законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения
бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными
видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют
собой бюджетное устройство.
В разных
странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными
государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем
развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного
управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах
(Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления -
центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария
и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|