Государственный бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страны
Государственный бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страны
Государственный
бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страны
Основные функции государства неизменны и
присущи всем странам. К ним относятся: государственное управление, обеспечение
внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие НТП,
социально-культурному развитию, повышению экономической мощи страны.
Для выполнения этих функций государство
должно иметь соответствующие денежные ресурсы. Формирование этих ресурсов
осуществляется через финансовые отношения государства с предприятиями,
учреждениями, населением. Формы бюджетных отношений определяются в каждом
конкретном государстве самостоятельно, исходя из существующих на данном этапе
методов ведения хозяйства и задач, стоящих перед государством.
Бюджетные отношения получают материальную
основу в бюджетном фонде страны, который имеет сложную организационную
структуру. Размер бюджетного фонда определяется степенью централизации
финансовых ресурсов в руках государства и зависит от следующих факторов:
-
уровня развития экономики;
-
методов хозяйствования на
предприятиях, в организациях, учреждениях;
-
решаемых обществом экономических и
социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений по
формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие
государственного бюджета.
Государственный бюджет является основным
звеном финансовой системы любого государства. Государственный бюджет - основной
финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.
Как инструмент, государственный бюджет
можно представить в форме баланса доходов и расходов государства (табл. 1). Как
специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный
документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и
распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных
функций.
По экономической сущности государственный
бюджет - денежные отношения, возникающие у государства с физическими и
юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода, в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства, социально культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Таблица 1 Структура доходов и расходов
федерального бюджета (на примере Закона о федеральном бюджете на 2008 и 2009
годы)
№
п/п
|
Доходы
|
Удельный
вес, %
|
№
п/п
|
Расходы
|
Удельный
вес, %
|
2008 г.
|
2009г
|
2008 г.
|
2009г
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Налоговые доходы
в т.ч.:
|
84,6
|
93,5
|
1.
|
Управление
|
3
|
3,4
|
1.1.
|
Налог на прибыль
|
7,9
|
14,5
|
2.
|
Федеральная судебная система
|
0,9
|
0,9
|
1.2.
|
Налог на доходы физических лиц ( в 2000 г. - подоход-ный налог)
|
3
|
0,2
|
3.
|
Международная деятельность
|
6,6
|
1,9
|
1.3.
|
НДС
|
34,8
|
43,3
|
4.
|
Национальная оборона
|
16,5
|
18
|
1.4.
|
Акцизы
|
15
|
15,8
|
5.
|
Правоохранитель-ная деятельность
|
9,3
|
11
|
1.5.
|
Федеральные лицензионные сборы
|
0,1
|
0,1
|
6.
|
Содействие НТП
|
1,8
|
1,9
|
1.6
|
Налог на пользователей природными ресурсами
|
1,4
|
1
|
7.
|
Промышленность, энергетика, строительство
|
2,3
|
3,7
|
1.7.
|
Таможенные пошлины
|
21,5
|
16
|
8.
|
Сельское хозяйство
|
1,3
|
1,7
|
1.8.
|
Прочие налоги
|
1,9
|
|
9.
|
Охрана окружающей среды
|
0,4
|
0,3
|
2.
|
Неналоговые доходы
в т.ч.:
|
7,8
|
5,4
|
10.
|
Транспорт и связь
|
0,1
|
2,5
|
2.1.
|
От государственного имущества
|
3,2
|
2,2
|
11.
|
Предупреждение чрезвычайных ситуаций
|
1
|
0,5
|
2.2.
|
От внешнеэкономической деятельности
|
4,3
|
2,6
|
12.
|
Образование
|
3,7
|
4
|
2.3.
|
Прочие неналоговые доходы
|
0,3
|
2,6
|
13.
|
Культура, искусство, кинематография
|
0,5
|
0,5
|
3.
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
7,6
|
1,1
|
14.
|
Средства массовой информации
|
0,6
|
0,5
|
15.
|
Здравоохранение и физическая
культура
|
1,8
|
1,9
|
16.
|
Социальная политика
|
7,4
|
9,0
|
17.
|
Обслуживание государственного долга
|
25,7
|
20
|
18.
|
Пополнение государственных запасов
|
0,01
|
0,01
|
19.
|
Финансовая помощь нижестоящим бюджетам
|
8,0
|
15,6
|
20.
|
Исследование космического
пространства
|
0,4
|
0,3
|
21.
|
Мобилизационная подготовка экономики
|
0,04
|
0,04
|
22.
|
Утилизация вооружения
|
0,2
|
0,5
|
23.
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
7,0
|
0,1
|
24.
|
Прочие расходы
|
0,5
|
1,75
|
|
Итого доходов
|
100
|
100
|
|
Итого расходов
|
100
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сущность бюджета как экономической
категории проявляется в его функциях:
1.
формирование денежных фондов
(доходов). В ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной
части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства;
2.
использование денежных фондов
(расходов). Данная функция реализуется в процессе целевого расходования
бюджетных средств;
3.
контроль за формированием и
использованием денежных фондов.
Для использования бюджета в качестве
инструмента распределения и контроля финансовых ресурсов создается бюджетный
механизм, посредством которого государство маневрирует поступающими в его
распоряжение денежными средствами.
Выделяют следующие виды бюджетов:
а) по уровням бюджетной системы:
федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты;
б) по характеру решаемых задач:
Минимальный бюджет – расчетный бюджет,
задачей которого является покрытие минимально необходимых расходов. Этот бюджет
служит базой для формирования межбюджетных отношений: определения сумм
бюджетных субсидий, кредитных ресурсов и т.д.
Чрезвычайный бюджет – бюджет с особым
правовым режимом, используемый при введении чрезвычайного положения в стране.
Введение такого бюджета регламентируется законодательством.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов
нижестоящих уровней и рассматриваемого бюджета. Особенность этого бюджета
заключается в том, что он рассчитывается по факту исполнения, т.е.
законодательно не утверждается, не является правовым актом, а используется лишь
для анализа.
В системе государственных финансов учет и
систематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетная
классификация. Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов,
источников финансирования дефицита бюджета для обеспечения сопоставимости показателей
бюджетов всех уровней.
Состав доходов
государственного бюджета
Доходы бюджета отражают экономические
отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и
гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.
В условиях существовавшей до 1991 г. административно - командной системы управления экономикой порядок формирования доходов
государственного бюджета характеризовался:
·
ярко выраженным фискальным
характером;
·
жесткой централизацией и
регламентацией;
·
использованием индивидуальных
ставок (особенно платежи из прибыли), которые рассчитывались по отдельным
предприятиям, исходя из условий их деятельности.
В результате в руках государства
аккумулировалась значительная доля финансовых ресурсов, использование которых
также распределялось единым центром. В настоящее время (с 2006 г.) система государственных доходов претерпела значительные изменения.
В составе бюджетной классификации доходов
выделяют следующие группы доходов:
1.
налоговые доходы;
2.
неналоговые доходы.
Налоговые поступления являются основным
источником доходов государственного бюджета. Налоги возникли вместе с товарным
производством, разделением общества на классы и появлением государства,
которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и др. «В
налогах воплощено экономически выраженное существование государства».
Налоговая система РФ
представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на
территории страны. Основным элементом, характеризующим налоговую систему
государства, является налог.
Экономическое содержание налогов
выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны,
и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных
финансов.
Налог – обязательный, индивидуально –
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК ст. 8).
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий) (НК ст. 8).
Функции налогов:
1.
Распределительная
– выражает сущность налогов, как особого централизованного (фискального)
инструмента распределительных отношений. Посредством налогов, например,
осуществляется финансирование предприятий бюджетной сферы. Распределительная
функция налогов обладает рядом свойств: изначально, распределительная функция
носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало
необходимым активно участвовать организации хозяйственной жизни в стране, у
функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый
механизм. В налоговом регулировании возникли подфункции: стимулирующая (через
предоставление льгот) и воспроизводственная (платежи за пользование природными
ресурсами, налоги в дорожный фонд, на производство минерально-сырьевой базы).
2.
Посредством
фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов –
формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной
системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных
функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)
3.
Контрольная функция
налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность
количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с
потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за
движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в
налоговую систему и бюджетную политику.
Налоги и сборы классифицируются по
ряду признаков.
1.
В зависимости от
объекта обложения:
Прямые налоги – взимаемые
непосредственно с дохода и имущества и перечисляемые в бюджет субъектом налогообложения.
Косвенные налоги- включенные в цену
товара, услуги или тариф. Субъектом налогообложения в данном случае выступает
непосредственно покупатель товара.
2.
По цели
использования:
Специальные налоги – используются на
конкретные цели, чаще всего обозначенные названием налога. Например, название
налога «целевой сбор на нужды муниципальной милиции», отражает направление его
использования.
Общие налоги – обезличенные налоги,
поступающие в бюджет на финансирование разных мероприятий.
3. В зависимости от уровня
государственного управления, устанавливающего данный налог различают
федеральные, региональные и местные налоги. Классификация налогов по данному
признаку в соответствии с Налоговым Кодексом представлена на рис. 1.
Налог как экономическая категория
характеризуется следующими элементами.
1.
Субъект налога
(плательщик). Субъектами налогообложения в РФ являются физические и юридические
лица, выполняющие обязательства по уплате налога. От понятия субъект налога
следует отличать понятие носитель налога – конечный налогоплательщик, несущий
на себе фактическое бремя по уплате налога. Носитель и субъект налога не
совпадают в случае косвенного налогообложения.
Рис. 1 Система налогов и сборов в РФ
2. Объект налога. Законодательством
установлено, что объектами налогообложения являются:
-
прибыль (доход);
-
стоимость определенных товаров;
-
добавленная стоимость продукции,
работ, услуг;
-
имущество юридических и физических
лиц;
-
передача имущества (дарение,
наследование);
-
операции с ценными бумагами;
-
отдельные виды деятельности;
-
другие объекты.
3. Источник уплаты налога - средства, за
счет и из которых производится удержание налоговых платежей. Всеобщим исходным
источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от
объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные
доходы основных участников общественного производства и государства, как
организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда
работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход
государства. Источник и объект налога могут совпадать (например, при уплате
налога на прибыль предприятий), но могут и быть различными (налог на имущество
предприятий: объект – среднегодовая стоимость имущества, а его отнесение
производится на финансовые результаты).
4. Единица обложения – часть объекта,
принимаемая за основу при исчислении налога (1 руб. дохода, 1 га земли и т.п.).
5. Налоговый оклад – общая сумма налоговых
изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период
времени.
6. Налоговые ставки - величина налога в
расчете на единицу обложения. Устанавливается либо в процентном отношении к налоговой
базе, либо в абсолютном измерении в зависимости от величины от
налогооблагаемого объекта. Различают налоговые ставки:
- прогрессивные – чем больше
налогооблагаемая база, тем больше ставка налога. Примером может служить ставка
подоходного налога в РФ, действовавшая до 2008 г.
- регрессивные – ставка налога, уменьшаемая
с увеличением налогооблагаемой базы. Например, ставка единого социального
налога в РФ.
- пропорциональные – ставка
налогообложения не зависит от величины налогооблагаемой базы. Этот вид
налоговых ставок используется для большинства налогов в РФ.
7. Налоговые льготы - установленные
законом вычеты из налоговой базы, наступающие при тех или иных условиях, и
сокращающие как размер налоговой базы, так и размер уплачиваемого налога.
Наиболее распространенными налоговыми льготами являются: необлагаемый минимум,
изъятие определенных элементов из налогообложения, понижение налоговых ставок.
8. Способ уплаты налога – способ расчета и
взимания налогового платежа, зависящий от распределения функций по исчислению и
внесению в бюджет налога между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Различают кадастровый способ уплаты (земельный налог, поимущественное
налогообложение физических лиц), способ уплаты у источника (налог на доходы
физических лиц), декларационный способ (большинство налогов с предприятий).
Неналоговые доходы характеризуются
отсутствием фискально – постоянного характера, твердо установленной (как для
налогов) ставки, а также целевой направленностью использования поступлений.
Неналоговые доходы не должны жестко планироваться, как правило, они
устанавливаются на уровне, сложившемся в прошлом году.
Выделяют следующие неналоговые доходы:
1.
доходы от имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности или от хозяйственной
деятельности:
1.1
доходы от использования имущества;
1.2
дивиденды по акциям государства;
1.3
аренда;
1.4
проценты по банковским вкладам;
1.5
прибыль ЦБ РФ и др.;
2.
доходы от продажи имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности (приватизация,
продажа государственных акций, конфискация и др.);
3.
доходы от реализации
государственных запасов;
4.
доходы от продажи земли и
нематериальных активов;
5.
поступление капитальных
трансфертов из негосударственных источников;
6.
административные платежи и сборы;
7.
штрафные санкции, возмещение
ущерба;
8.
доходы от внешнеэкономической
деятельности (проценты по государственным кредитам, экспорт);
9.
прочие.
Значительный удельный вес в доходах
Федерального бюджета занимают целевые бюджетные фонды – денежные фонды,
образуемые в составе консолидированного бюджета страны за счет целевых
источников средств и используемые на финансирование определенных
государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства.
Целевые бюджетные фонды формируются в бюджете с 1995 г. ежегодно их состав может изменяться. Так, например, в бюджете 2000 года были предусмотрены
новые фонды:
- фонд контрольно – ревизионных органов
Министерства финансов;
- фонд по охране озера Байкал.
Кроме того, в бюджете сформированы
следующие целевые бюджетные фонды:
- федеральный дорожный фонд;
- федеральный экологический фонд;
- фонд министерства по налогам и сборам;
- государственный фонд борьбы с преступностью;
- фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы и др.
Подавляющая часть средств целевых
бюджетных фондов консолидируется в Федеральном бюджете. Самый крупный из них до
2001 года был Федеральный дорожный фонд РФ (его удельный вес составлял порядка
70 % доходов целевых бюджетных фондов). В бюджете 2010 года все
вышеперечисленные фонды упразднены и создан Фонд министерства РФ по атомной
энергетике.
Расходы государственного
бюджета: экономическое значение, классификация, структура
Расходы бюджета представляют экономические
отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и
предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и
использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Совокупность
конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой,
представляет систему государственных расходов.
Принципы построения системы
государственных расходов:
а) целевая направленность средств;
б) безвозвратность расходования
государственных ресурсов;
г) соблюдение режима экономии -
последовательная минимизация затрат относительно получаемого результата.
Схематично структуру государственных
расходов можно представить в следующем виде (рис. 2):
Рис. 2. Структура расходов государственного бюджета
Расходы классифицируют по функциональной,
ведомственной, экономической, территориальной классификации расходов.
Экономическая классификация выделяют текущие расходы – обеспечивающие текущее
финансирование органов государственного управления, бюджетных учреждений, и
капитальные – денежные затраты государства, связанные с финансированием
инновационной и инвестиционной деятельности государства.
Виды расходов по разделам функциональной
классификации были представлены в таблице 2. Данные расходы отражают
направление средств бюджета на выполнение конкретных функций государства.
Основные задачи в области государственных
расходов в настоящее время:
-
снижение расходов на управление;
-
сокращение числа федеральных
целевых программ (за счет местных бюджетов);
-
сокращение расходов на оборону;
-
снижение уровня дотаций по
отдельным отраслям;
-
предоставление приоритета в
финансировании расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание,
образование.
Бюджетный дефицит: понятие,
причины, источники финансирования
Различные соотношения бюджетных
показателей позволяют характеризовать бюджет с трех возможных состояний:
-
когда расходы бюджета превышают
его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета;
-
превышение доходной части бюджета
над его расходами называется профицитом бюджета;
-
сбалансированным называется
бюджет, доходная и расходная части которого равны.
Итак, дефицит бюджета - превышение расходов
бюджета над его доходами. Для целей сравнения и анализа бюджетный дефицит
рассчитывается в относительном виде: в процентах к ВВП или к расходам (если по
каким – либо причинам ВВП рассчитать затруднительно).
где Деф – размер дефицита бюджета, %;
Д – доходы бюджета, руб.;
Р - расходы бюджета, руб.
Бюджетный дефицит чаще всего бывает
вынужденным. Неэффективная бюджетная политика приводит к росту бюджетного
дефицита и увеличению суммы государственного долга. Однако, в некоторых случаях
дефицит может быть инициирован органами власти ввиду принятия программ,
требующих крупных бюджетных расходов. Как правило, от таких вложений в будущем
ожидаются доходы, оправдывающие затраты по погашению дефицита текущего периода.
Таким образом, можно выделить следующие причины дефицитов бюджетов:
1.
кризисные явления в экономике;
2.
чрезвычайные ситуации и стихийные
бедствия;
3.
милитаризация экономики в мирное
время;
4.
крупные вложения в развитие
экономики и изменение его структуры;
5.
чрезмерное увеличение темпов роста
социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.
За 2009 год в России впервые за последние несколько
лет сложился профицит Федерального бюджета. По предварительной оценке (на
1.03.2009 г.) профицит составил 177,2 млрд. руб., или 2,6% ВВП против дефицита
федерального бюджета в размере 1,1% ВВП за 2008 год.
Наличие бюджетного дефицита требует от органов
власти поиск источников его покрытия. Различают налоговый и кредитный методы
финансирования дефицита. Налоговый метод предполагает увеличение доходов
бюджета за счет поступления налоговых платежей: поднимаются налоговые ставки,
расширяются объекты налогообложения, отменяются льготы, увеличивается число
налогов. Кредитный способ позволяет приобрести недостающие средства за счет
займов на внутреннем и внешнем рынке. Разновидностью кредитного метода является
эмиссионный, который представляет собой осуществление эмиссии Центральным
Банком РФ.
Источники финансирования дефицита бюджета:
1.
Внешние источники:
а) кредиты иностранных государств,
банков и международных финансово – кредитных организаций в иностранной валюте;
б) облигационные валютные внешние займы.
2.
Внутренние источники:
а) выпуск государственных ценных бумаг
внутренних займов;
б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней;
в) кредиты ЦБ РФ.
Последний источник финансирования дефицита
бюджета по своей сути представляет собой денежную эмиссию, следовательно,
является инфляционным.
Если в процессе исполнения бюджета
происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение
поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр – это пропорциональное снижение
государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных, в течение
оставшегося времени финансового года. Состав защищенных статей определяется
органами власти, составляющими бюджет. Как правило, к ним относятся расходы по
выплате заработной платы, социальных пособий, стипендии, медикаменты и
перевязочные средства и т.п.
Литература
1.
Абрамова М.А., Александровна Л.С.
Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2.
Балабанов А.И., Балабанов И.Т.
Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3.
Большаков C. В. Финансовая
политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы.
2008. № 11.
4.
Булатова А. С. Экономика: учебник.
М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5.
Буретин Л.Н.
Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.
|