Государственный долг: содержание и основные формы
Государственный долг: содержание и основные формы
Минобрнауки россии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический
факультет
Кафедра
финансов и кредита
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Финансы»
на
тему: «Государственный долг: содержание и основные формы»
Руководитель
курсовой работы,
к.э.н.,
доцент О.В. Качур
Курсовую
работу выполнил
студент
3 курса 9 группы Т.З. Гулиев
Воронеж
– 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1
Дефицит бюджета и государственный долг
1.2
Понятие внутреннего государственного долга
1.3
Понятие внешнего государственного долга
2.
МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1
Общие принципы обслуживания государственного долга
2.2
Обслуживание внутреннего государственного долга
2.3
Обслуживание внешнего государственного долга
3.
ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3.1
Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
3.2
Проблемы сокращения внутреннего государственного долга
3.3
Проблемы сокращения внешнего государственного долга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для
финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним
заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.
Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее
полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств,
принятых государством к исполнению, но по различным причинам не
профинансированных в срок.
В
настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых
экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального
внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей
постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные
аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления,
обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на
развитие экономики страны.
Очевидно,
что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и
разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством
доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических
лиц.
Вопрос
о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия
государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях
определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста,
суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Практически
в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный
долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как
правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического
роста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуют
определенных вложений, в том числе государственных.
Однако
государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства
в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития
макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства
являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Поэтому
целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных
проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования
государственного долга в России.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать
определение понятиям «государственный долг», «дефицит бюджета»;
- раскрыть
основные методы обслуживания государственного долга;
- охарактеризовать
систему управления государственным долгом РФ;
- определить
принципы управления государственным долгом;
- проанализировать
современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.
Актуальность
данной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современных
условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов
для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего
финансового кризиса.
Проблеме
государственного долга посвящены работы экономистов-классиков, среди которых
можно выделить Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А.
Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких
авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и
другие.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА
1.1
Дефицит бюджета и государственный долг
Для
начала определимся, что же такое бюджет. Понятие «бюджет» имеет два толкования.
С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми
располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие,
семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами
экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий
соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего
за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в нем
денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения,
каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
В
тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления
расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в
виде процента от ВНП.
Бюджетный
дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в
экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления
крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост
валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного
регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами,
стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы,
но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в
резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.
Главным
признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой
экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост,
однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета
по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет
действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги
уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в
период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме
(чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционный
перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если
он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования
экономического роста.
Согласно
Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета
являются:
1)
внутренние источники следующих видов:
-
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте
Российской Федерации;
-
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени
Российской Федерации;
-
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы
Российской Федерации;
2)
внешние источники следующих видов:
-
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской Федерации;
-
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных
финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте».
В
теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов[1]:
1.
Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики.
Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве
таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система
налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в
прибылях.
2.
Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в
условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном
в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей
степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.
3.
Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом
инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
4.
Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей
суммой выплат по долгу.
5.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с
измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный
квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций
следует упомянуть:
-
финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в
государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных
за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
-
накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые
в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
-
финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации
обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству;
-
рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и
жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
Бюджетный
дефицит не относится к разряду чрезвычайных событий для государства. Еще Дж.
Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных
расходов над доходами на определенных этапах развития общества[2].
Следует
отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за
счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три
основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа:
монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того,
мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов
решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной
частей бюджета.
Государственный
долг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям. При
осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно
заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В
сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и
кредитора.
Согласно
п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации
являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и
юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и
иными субъектами международного права».
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности
имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами и международными финансовыми
организациями, в пользу указанных кредиторов;
- государственных
ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
- договоров
о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров
поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств
третьими лицами;
- переоформления
долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации
на основе принятых федеральных законов;
- соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
Основной
при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и
внешний. Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие
систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных
ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим
для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является
непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму
накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом
имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
1.2 Понятие внутреннего государственного долга
По
своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность
кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из
национального частного сектора в государственный бюджет на основе их
заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность
налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы,
государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного
равновесия.
В
статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение
государственного или муниципального долга, которым являются обязательства,
возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых
на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а
также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации
или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
В
этой же статье дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом
признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
- основная
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
- объем
основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем
основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской
Федерацией от бюджетов других уровней;
- объем
обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года),
среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет
до 30 лет).
Долговые
обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются
конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение
условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков
выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Статьей
119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован порядок
обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации,
государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,
муниципального долга.
Затраты
по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской
Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание
государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком
России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской
Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств
Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним
или в иной форме.
Выполнение
Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций
генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых
обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде
процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством
Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк
России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию
государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание
государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального
долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным
законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
от 25.11.2009 г. № 308-ФЗ установлен верхний предел государственного
внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года по долговым
обязательствам Российской Федерации в сумме 3 301 795 464 тыс. рублей[3].
Правительство
Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской
Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению
верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако
Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет
Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования
с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга,
но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание
государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы
внутреннего и внешнего долга).
Обобщая
изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга -
это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и
не выплаченных по ним процентов.
Государственный
долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е.
вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными
способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные
займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и
кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг
(прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми
обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим
лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если
пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из
классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа
средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории
государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные
гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты
по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране,
темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно,
говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов
власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном
росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные
последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по
внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения
налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также
могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное
инвестиционное финансирование.
1.3 Понятие внешнего государственного долга
Внешний
долг (External Debt) – это задолженность правительства страны перед
иностранными кредиторами.
Государственный
внешний долг в РФ — это задолженность РФ и ее субъектов физическим и
юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям,
выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ
используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения
государственных долговых обязательств РФ. Программа государственных внешних
заимствований РФ включает перечень внешних заимствований РФ на очередной
финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные
заимствования.
Наличие
некоторого внешнего долга у каждой страны – это весьма заурядное явление
современной экономической жизни, так как активное участие правительства страны
в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для
финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить
возможности правительства по стимулированию спроса в экономике[4].
Однако
в некоторых случаях это заурядное явление начинает создавать незаурядные
проблемы государству и его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы,
которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга,
становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточно
для продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга на
внутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страны
ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних
обязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).
Внешний
дефолт создает серьезные проблемы для страны: национальная валюта
обесценивается, фондовые индексы падают, в стране снижается заработная плата,
люди теряют работу и стремительно беднеют.
В
современной истории иногда случается так, что если происходит внешний дефолт у
одной страны, то велика вероятность, что та же участь постигнет и соседей со
сходной структурой экономики и долгов. Действительно, если инвестор видит
проблемы с обслуживанием долга, например, у Аргентины, то для страховки он, скорее
всего, предпочтет избавиться от ценных бумаг стран всего региона Латинской
Америки: в итоге возможности рефинансирования долга пропадут и у остальных
соседей по несчастью, что может подтолкнуть их к внешнему дефолту. Крупные
совместные дефолты за последние 30 лет произошли, например, в Мексике и
Латинской Америке (1982), Восточной Азии (1997), Эквадор (2008)[5].
Рассмотрим
причины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:
1.
Высокий первичный дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходится
занимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становится
структурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, это
неизбежно приведет к долговому кризису. Например, после Второй мировой войны
развитые страны выдали очень много кредитов развивающимся странам для покрытия
дефицита бюджета.
2.
Высокая ставка процента обслуживания долга. Когда сам внешний долг вырастает до
тех величин, которые кажутся опасными для иностранных инвесторов, вложивших
средства в активы данной страны, ставка процента повышается. Это приводит к
тому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средства
на обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы.
Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.
3.
Рост валютного курса вызывает рост суммы долга в пересчете в отечественную
валюту. Так как выплата долга правительством, ведется из собранных налогов, то
можно говорить об увеличении бремени долга страны.
4.
Проблемы с внутренним рынком заимствований. Если ставка процента на внутреннем
рынке велика, и правительство вынуждено сокращать объем внутреннего долга,
часто оно прибегает к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, переводя
часть внутреннего долга во внешний долг.
Проблема
внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут
из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что были
созданы специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов,
объединивший основные страны – кредиторы (в их число вошла и Россия) и
Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.
Какова
же основная стратегия поведения кредиторов с должниками, близкими к внешнему
дефолту? В 1980-х годах существовало 2 мнения по поводу разрешения проблем
кредиторов:
План
Бейкера (Baker plan, 1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачи
новых кредитов странам должникам для того, что бы они могли выиграть время и
увеличить свой экспорт и производство, чтобы выплатить и новые и старые долги.
План предполагал обязательное осуществление структурных реформ в
странах-должниках. Был признан неудачным, и был заменен на план Брэди.
План
Брэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам.
Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинные
бумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам,
остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры
с кредиторами. Оказался более успешным.
Успешность
плана Брэди сделала практику списания части долгов кредиторами правилом в
мировых финансах и сейчас вместе со структурными реформами экономики
страны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса. Мировой
банк идентифицировал 25 стран с низким уровнем дохода как сильно обремененными
внешним долгом.
Программа
внешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельный
размер государственных внешних займов РФ, а также максимальный объем
использования кредитов на предстоящий финансовый год, ежегодно утверждаемый в
форме федерального закона. Как правило, он не должен превышать годового объема
платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего
долга. По оценкам экономистов, Россия может относительно безопасно осуществлять
платежи при ежегодном росте экономики на уровне 7–10%.
дефицит бюджет долг государственный
2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1
Общие принципы обслуживания государственного долга
Выплаты
процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется
обслуживанием долга.
Система
обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент
перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового
сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной
формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ
перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором —
практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные,
монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми
посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом
производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения
является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост
доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется
финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов
используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако
в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для
сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских
товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в
целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и
предоставление средств на модернизацию технологии.
Экономическим
итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее
существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.
Расходы
по обслуживанию государственного долга РФ приведены в табл. 2.1.
Таблица
2.1 Расходы по обслуживанию государственного долга РФ
Годы
|
Все
расходы Федерального бюджета (млрд. руб.)
|
В
том числе на обслуживание государственного долга
|
млрд.
руб.
|
Удельный
вес во всех расходах (%)
|
1996
|
356,2
|
44,6
|
12,5
|
1997
|
436,6
|
44,4
|
10,2
|
1998
|
472,2
|
148,7
|
31,5
|
1999
|
667,6
|
162,9
|
24,4
|
2000
|
855,1
|
220,1
|
25,7
|
2001
|
1193,5
|
239,8
|
20,1
|
2002
|
1947,3
|
285,0
|
14,6
|
2003
|
2345,6
|
277,7
|
11,8
|
2004
|
2659,4
|
287,6
|
10,8
|
2005
|
3047,9
|
205,5
|
6,7
|
2006
|
4270,1
|
198,5
|
4,6
|
2007
|
5463,5
|
143,0
|
2,6
|
2008
|
6729,8
|
153,4
|
2,3
|
2009
|
9
845,4
|
202,8
|
2,0
|
2010[6]
|
9
887,0
|
280,3
|
2,8
|
Источник:
составлено автором.
Основные
принципы обслуживания и погашения долга определяют требования к структуре
долгового портфеля, процедурам управления[7].
Принцип
1. Долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований.
Инвестиционные
проекты по развитию инфраструктуры могут иметь достаточно длительные сроки
окупаемости или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должны
финансироваться за счет долгосрочных заимствований. Наращивание краткосрочных
долговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетной
системы.
Принцип
2. Структура долгового портфеля обеспечивает равномерный график совокупных
ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Наличие
«пиков» выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущей
ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов, что, в свою
очередь, снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Равномерный
график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить
финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при
неизменном уровне долговой нагрузки.
Принцип
3. Портфель заимствований субъектов Российской Федерации максимально
диверсифицирован по видам обязательств и кредиторам.
При
существенной роли заемных средств органы власти субъекта Российской Федерации в
своей финансовой деятельности стремятся к максимальной диверсификации структуры
портфеля заимствований с целью снижения зависимости от одного кредитора или
одного долгового инструмента. Доступ к различным рынкам заимствований позволяет
повышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия для новых
заимствований в зависимости от текущей конъюнктуры.
Принцип
4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другим
осуществляется только в случае, если это оговорено в условиях заимствований.
Приоритетное
положение одних кредиторов по отношению к другим может быть установлено
соответствующими документами при выпуске долговых обязательств. Информация о
наличии приоритетных обязательств доступна для всех кредиторов. Дискриминация
тех или иных держателей равных по приоритету долговых обязательств не
допускается.
Принцип
5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга.
План
(прогноз) обслуживания погашения долга отражает текущую структуру долга,
потребность в заимствованиях, предполагаемые параметры новых заимствований,
динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочного
финансового плана субъекта Российской Федерации.
Принцип
6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению в рамках бюджета
текущего года или реструктуризации в долговые обязательства.
Просроченная
кредиторская задолженность, не являясь частью государственного долга, по своей
природе очень к нему близка — наращивание кредиторской задолженности может
использоваться в качестве альтернативы привлечению заемных средств. Необходимо,
чтобы просроченная кредиторская задолженность по результатам сверки с
дебиторами была признана регионом или муниципальным образованием. После этого она
может быть погашена в рамках бюджета текущего года или реструктуризирована. Под
реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение обязательств
с заменой их долговыми обязательствами, например кредитными соглашениями.
2.2
Обслуживание внутреннего государственного долга
Обслуживание
государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его
учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение
Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению
долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним
осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять
функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк
России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию
государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата
услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга
осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание
государственного долга.
Обслуживание
государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга
производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и
правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация
о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную
долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную
долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения
обязательства.
Информация,
внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче
органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ,
затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую
книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В
Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств
РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об
исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация[8].
В
государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых
обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о
дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об
исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая
информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти
субъекта РФ.
Таблица
2.2 Внутренний долг Российской Федерации
Показатель
|
По
состоянию на 01.12.10 (млн. руб.)
|
Объем
государственного внутреннего долга Российской Федерации, в том числе:
|
2
579 128,221
|
Государственные
гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
|
280
639,747
|
Государственный
внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных
бумагах (ОФЗ-ГСО)
|
2
292 076,637
|
Источник:
данные Министерства Финансов РФ.
Долговые
обязательства различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные
(от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Основные
государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ,
включают:
- государственные
краткосрочные облигации ГКО;
- государственные
долгосрочные облигации;
- облигации
государственного сберегательного займа;
- облигации
внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские
векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской
Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним
долгом государства.
Таблица
2.3 Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части
государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в
период с 01.10.10 г. по 31.10.10 г. (млрд. руб.)
Страницы: 1, 2
|