бесплатные рефераты

Иностранные инвестиции в российскую экономику

В России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ.


1.3 Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций


Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д.

25 февраля 1999г. года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ" № 39-ФЗ, а 9 июля 1999 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ" № 160-ФЗ. Согласно этим законам инвестицией называются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором.

Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть:

1.     вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства;

2.     целевые денежные вклады;

3.     научно-техническая продукция;

4.     права на интеллектуальную собственность;

5.     имущественные права;

6.     другие субъекты собственности

В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены - любые объекты за исключением запрещенных законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требования к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы.
Важнейшим фактором влияющим на объем инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от характера спроса на инвестиционные средства.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ", иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку прав исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации).

Приведенное определение сформулировано очень широко, с тем чтобы распространить режим защиты иностранных инвестиций на максимально широкий круг объектов иностранной частной собственности. Однако с экономической точки зрения прямыми иностранными инвестициями (в отличие от портфельных) считаются именно вложения в уставный капитал, а приобретение акций (долей) на вторичном рынке таковым уже не является.

Вложение средств иностранных инвесторов в уставные капиталы российских юридических лиц при их учреждении или при увеличении уставного капитала в Российской Федерации осуществляется в безлицензионном порядке. Именно для зачисления на валютный счет российского лица средств иностранного инвестора в оплату доли (вклада) этого инвестора в уставном (складочном) капитале этой организации «порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации» означал совершение таких операций без ограничений (п.1 Указания ЦБ РФ"О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций» от 8 октября 1999 г. № 660- У).

«С введением нового Закона о валютном регулировании (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., вступил в силу 18 июня 2004 г.) валютные операции движения капитала осуществляются с использованием специальных счетов. В п. 2 ст. 8 Закона о валютном регулировании указаны случаи, когда ЦБ РФ вправе вводить требования об использовании специального счета в отношении резидентов. Операции по зачислению средств нерезидентов, поступающих на счет резидента в оплату вклада в уставном (складочном) капитале, в этом пункте не указаны, следовательно, в отношении резидента такое требование установлено быть не может (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона о валютном регулировании). В то же время п. 3 той же статьи, перечисляющий случаи, когда на нерезидента возлагается обязанность по открытию специального счета, указывает в числе прочих операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, в том числе расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами).

К внутренним ценным бумагам п. 3 ст. 1 Закона о валютном регулировании относит прежде всего ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован на территории Российской Федерации. К таковым в первую очередь относятся акции российских акционерных обществ. Тем самым приобретение нерезидентом акций российских акционерных обществ, в том числе и при первичном размещении, должно совершаться с использованием специальных счетов, при этом денежные расчеты с резидентами он вправе производить только в рублях, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам ценных бумаг (п. 8. ст. 8 Закона о валютном регулировании).»[13]

«Типы специальных счетов и соответствующие им перечни допускаемых режимом этих счетов валютных операций установлены Инструкцией ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов».

Введение специальных счетов сместило центр тяжести правового регулирования валютных операций с резидентов на нерезидентов: если при разрешительном порядке осуществления валютных операций движения капитала обязанность по получению лицензий возлагалась на российское лицо-реципиента по валютным операциям, то требование об открытии специальных счетов при осуществлении валютных операций, опосредующих прямые иностранные инвестиции, напротив, применяется к иностранному лицу-донору.

Согласно п. 4. ст. 1 указанной Инструкции, вводятся пять режимов специальных счетов в валюте Российской Федерации, предназначенных для осуществления нерезидентами валютных операций на российской территории. Оставим в стороне счета «С», открываемые для приобретения нерезидентом у резидентов и отчуждения им же облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации, и счета «О», открываемые для операций с другими облигациями, являющимися внутренними ценными бумагами, а также счета «В 1 », используемые для получения займов и кредитов от резидентов и привлечения от резидентов рублевых счетов от выдачи векселей, являющихся внутренними ценными бумагами, и от первичного размещения акций и облигаций, эмитентом которых является сам нерезидент, и счета «В 2», используемые для расчетов и переводов при предоставлении нерезидентом займов и кредитов резидентам и при приобретении у резидентов внутренних неэмиссионных ценных бумаг (кроме векселей), и отметим счета типа «А», открываемые для приобретения у резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющиеся внутренними ценными бумагами.»[14]

Как видно из сказанного, а также из предусмотренного в П. 4.9 Инструкции № 116-И списка разрешаемых по данным типам счетов операций, операция по приобретению иностранным инвестором акций российской компании непосредственно у эмитента (при первичном размещении и при дополнительном выпуске) включает следующие этапы:

1) открытие в уполномоченном банке (имеются в виду российские банки и действующие в России филиалы зарубежных банков, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на совершение операций с иностранной валютой - П. 8 СТ. 1 Закона о валютном регулировании) счета в иностранной валюте (для перечисления денег из-за границы);

2) открытие там же счета в валюте Российской Федерации (для конвертации валютных денежных средств в рубли);

3) открытие счета типа «А» (для зачисления на него средств с рублевого счета);

4) списание средств со счета типа «А» и их зачисление на счет российского эмитента.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время проведение валютных операций движения капитала, связанных с вложением прямых иностранных инвестиций, очень усложнено.

В то же время уплата иностранному инвестору дивидендов по акциям не считается валютной операцией движения капитала, и поэтому резиденты вправе без каких-либо ограничении уплачивать нерезидентам дивиденды в иностранной валюте.

«Важно также отметить, что к операциям по приобретению нерезидентом внутренних ценных бумаг, помимо уже установленного Инструкцией № 116-И требования об использовании специального счета, может быть также введено и дополнительное требование о резервировании, что допускается подп. 2 п. б ст. 8 Закона о валютном регулировании. Речь идет о возможности введения ЦБ РФ требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции на срок не менее года (заметим при этом для сравнения, что резидент, пожелавший приобрести у нерезидента акции российского акционерного общества, может быть обязан ЦБ России зарезервировать до 100% суммы валютной операции на срок не более 60 календарных дней подп. 1 п. 5 ст. 8 Закона о валютном регулировании).

Однако совершенно вне пределов действия Инструкции № 116-И оказываются операции по внесению иностранных инвестиций в уставный (складочный) капитал российских коммерческих организаций, не являющихся акционерными обществами. Это означает, что вклад в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, вклад в паевой фонд производственного кооператива, в складочный капитал хозяйственного товарищества (полного товарищества и товарищества на вере) как при учреждении, так и при увеличении уставного капитала иностранный инвестор вправе перечислить деньги в иностранной валюте на счет организации, чей уставной (складочный) капитал (паевой фонд) оплачивается в иностранной валюте (но сама номинальная стоимость его доли в уставном капитале будет в любом случае выражена в рублях).»[15]

Нельзя не отметить, что перенос обязанности соблюдения валютного законодательства на нерезидента может повлечь очень серьезные проблемы, связанные с применением к нерезиденту административной ответственности.

«Действительно, Согласно со ст. 15.25 РФ (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 Г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации») устанавливает ответственность за «осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании».

То есть субъектом ответственности, безусловно, является иностранный инвестор-нерезидент, на котором и лежит обязанность по открытию специального счета типа «А». Но возникает вопрос: насколько возможно взыскание штрафа в размере до одного размера суммы незаконной валютной операции с юридического либо физического лица, принадлежащего к иной юрисдикции? Постановления органов валютного контроля о наложении штрафа на иностранного инвестора, который приобрел акции российского АО без использования счета типа «А», а на прямую, за валюту не смогут быть исполнены принудительно (если в Российской Федерации отсутствует имущество таких организаций, включая средства на счетах в российских банках), а за пределами территории Российской Федерации исполнение таких постановлений международными договорами о правовой помощи не предусматривается (не говоря уже о том, что такие договоры заключены далеко не со всеми странами).»[16]

Делая вывод, можно сказать, что в настоящее время регулирование валютных операций движения капитала с использованием специальных счетов распространяется на операции, связанные с прямыми иностранными инвестициями, только в части инвестиций в уставные капиталы акционерных обществ, инвестиции же в предприятия иных организационно-правовых форм осуществляются по сути в том же порядке, что и текущие валютные операции, т.е. без ограничений.

Все вышеизложенное также заставляет сомневаться в эффективности практического применения механизма правового регулирования операций, связанных с прямыми иностранными инвестициями и наглядно доказывает сложность и запутанность данного механизма.



ГЛАВА 2. Субъект РФ как объект инвестиционной привлекательности

2.1 Региональная структура иностранных инвестиций в экономике РФ


В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой.

В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведение исследований, имеющих отраслевой и региональный аспекты.

Характерной чертой для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных районов, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

То есть можно говорить о территориальном дисбалансе в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80 % иностранных инвестиций поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получают иностранных инвестиций.

Решение о капиталовложениях в тот или иной регион иностранный инвестор принимает на основе рейтингов инвестиционной привлекательности регионов страны.

«Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражаются в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков.

Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Инвестиционный потенциал включает:

1.                природно-ресурсный – средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

2.                производственный – совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

3.                потребительский – совокупная покупательная способность населения;

4.                инфраструктурный – экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность;

5.                трудовой – трудовые ресурсы и их образовательный уровень;

6.                институциональный – ступень развитии ведущих институтов рыночной экономики;

7.                финансовые – объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;

8.                инновационный – уровень внедрения достижений научно-технического прогресса;

9.                туристический – объем притока туристов.

Наиболее известным российским рейтинговым агентством является «Эксперт-Регион», которое оценивает рейтинг субъектов Федерации по условиям инвестирования.

Инвестиционный потенциал российских регионов в 2007-2008 гг., рассчитанный консалтинговым агентством «Эксперт-Регион», представлен в Приложении 7.»[17]       

Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как видно из таблицы, являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург (Таблица 2).


Таблица 2 - Инвестиционный потенциал российских регионов в 2007-2008 гг.[18]

Ранг потенциала 2007-2008

Регион (Субъект Российской Федерации)

Доля в общеросс. потенциале2007-2008

1

Москва

17,519

2

Санкт-Петербург

6,086

3

Московская область

4,541

4

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

3,074

5

Свердловская область

2,871

6

Краснодарский край

2,612

19

Новосибирская область

1,375

22

Волгоградская область

1,164

24

Белгородская область

1,159

43

Владимирская область

0,699

58

Астраханская область

0,518

83

Республика Калмыкия

0,126

88

Корякский автономный округ

0,045


Согласно данным рейтинга Волгоградская область занимает 22 место (2007 г. - 20 место), по инвестиционному потенциалу среди регионов Российской Федерации. Это не удивительно, так как Волгоградская область сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Южного федерального округа Российской Федерации, привлекательным для иностранных инвесторов. Даже не смотря на отрицательную динамику иностранных инвестиции, предприятия и организации Волгограда развивали деловые контакты с иностранными партнерами в сфере услуг во внешнеэкономической деятельности.

Для сравнения Астраханская область занимает 58 место в рейтинге, Республика Калмыкия 83. Краснодарский край занимает 6 место.

Высокая доля инвестирования приходится на обрабатывающие производства, особенно в производстве пищевых продуктов и нефтепродуктов - 26 процентов от общего объема инвестиций.

Увеличивается инвестирование сельского хозяйства. По наличию сельскохозяйственных угодий в составе субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. Уникальные почвенно-климатические условия Волгоградской области позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, маслосемян подсолнечника и горчицы, овощей, фруктов, продукции животноводства. Потребности в инвестициях перерабатывающей промышленности из расчета возможных производства и переработки сельхозпродукции весьма значительны.

Администрацией Волгоградской области особое значение придается привлечению иностранных инвестиций в экономику региона в качестве основного инициатора в создании образа открытого региона для иностранного капитала.

Активизации инвестиционной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры.

Перспектива развития региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы и развитие уникальных рекреационных территорий для туризма.

«На территории области разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды. Особенно следует отметить наличие больших запасов углеводородов - свыше 500 млн. тонн нефти, 1,2 трлн. куб. метров газа и свыше 450 млн. тонн газового конденсата. Уникальны огромные (более 250 млрд. тонн) разведанные залежи бишофита (хлормагниевой соли). Волгоградская область располагает крупнейшим в мире месторождением этого ценного природного минерала, который в своем составе содержит почти все элементы таблицы Менделеева. Регион характеризуется разнообразными рекреационными ресурсами: климат, лечебно-оздоровительные условия, минеральные воды, лечебные грязи и рапа озера Эльтон.»[19]

За период 1993-2008 гг. в экономику области было вложено 860,1 млн. долл. США инвестиций, в том числе прямых инвестиций — 333,3 млн. долларов США. Вложение средств в основном производилось в предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей. За первое полугодие 2008 года в регион поступило 50 млн. долл. США иностранных инвестиций. Практически вся эта сумма направлена на развитие предприятий цветной и черной металлургии и пищеперерабатывающей промышленности. Кроме того, иностранным инвесторам предлагается возможность инвестировать другие значимые для государства проекты, такие как реконструкция Волгоградского международного аэропорта, Волго-Донского судоходного канала, строительство мостового перехода через реку Волга, Центра по трансплантации почки и диализа и ряд других.

К вышесказанному хотелось бы добавить, что к основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата можно отнести инновационную деятельность, в первую очередь - организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки.


2.2 Инвестиционные приоритеты стран-инвесторов в Волгоградской области


Инвестиционная деятельность нерезидентов охватывает более 150 предприятий области. Приоритеты деятельности иностранных инвесторов включают: разведку и добычу нефти – российско-германское предприятие «Волгодеминойл»; строительство и отделку зданий – российско-итальянское предприятие «Колумбус»; производство и продажу прохладительных напитков – британское предприятие «Кока-Кола»; производство кислорода – российско-британское предприятие «Волгоградский кислородный завод» и ряд других.

В Михайловском районе работает целая группа российско-греческих предприятий. В их состав входят 4 предприятия по выращиванию свиней –«Крити», «Родос», «Патра», «Вергина», а также комбикормовый завод и строительная фирма «Гросс». Основным управляющим этой фирмой является совместное предприятие «Афины-Волга».

В городе Волжском АО «Оргсинтез» имеет долголетний опыт сотрудничества с французской компанией «Рон Пуленк», инвестиции которой позволили произвести реконструкцию производства сероуглерода и метионина.[20]

За последние годы доля иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгоградской области, в общем объеме иностранных инвестиций по России неуклонно росла. Наиболее активно и постоянно осуществляли реализацию проектов на территории области инвесторы из Канады, Италии, Германии и Великобритании.

Исходя из данных, представленных в приложении 8 видно: наиболее крупными иностранными инвесторами в области являются представители Германии, Кипр и США. Среднее положение по объему вкладываемых инвестиций занимают представители Великобритания, Канады и Италия. Незначительными по объемам являются инвестиции Греция, Словении и Франция (Приложение 8).

Попытаемся проанализировать поступление иностранных инвестиций за последние 2 года (2007-2008 гг.)

«На конец 2008 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда составил 343,3 млн. долл. США, в том числе, прямых – 62,3 млн. долл. США, и прочих – 37,7 млн. долл. США.»[21]


Таблица 3 - Иностранные инвестиции в районы Волгоградской области за 2008 г.[22]

Район

Объем поступивших инвестиций в млн. долл. США

Краснооктябрьский

6,97

Красноармейский

3,4

Дзержинский

2,9

Кировский

0,6


Из таблицы 3 видно, что среди восьми районов Волгограда в 2008 году иностранные инвестиции были направлены только в четыре. Практически весь объем инвестиций был направлен в обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес занимали инвестиции в экономику предприятий Краснооктябрьского района – 51 процент.

Первое место по объему вложенных инвестиций в экономику Волгограда за 2008 г. заняла Австрия (50 процентов от всего объема поступивших иностранных инвестиций в форме кредитов), второе место заняла Великобритания (24 процента в форме кредитов), третье место – Германия (16 процентов в форме прямых инвестиций), четвертое место – Кипр (4,9 процента в форме прочих инвестиций) и пятое место – Нидерланды (4,6 процента в форме прямых инвестиций).

На конец декабря 2008 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, составил 144,5 млн. долл. США (90,0 процентов от общего объема накопленных иностранных инвестиций Волгоградской области).[23]

Переговоры и взаимные договоренности были направлены на развитие в Волгограде въездного туризма, соответствующей инфраструктуры, в том числе строительство и реконструкцию гостиниц, ресторанов, торгово-развлекательных центров, открытие прямых авиамаршрутов из Волгограда в страны Центральной Европы и Азии. Велись переговоры с такими компаниями и фирмами, как Nissan, Mazda, Hivec (Япония), Martec Recycling Corp., Aluma System, Tridel, Toronto Transit Comission, Koss Canada inc (Канада), Siemens, Sanm, AG Fonex Machinery, Hausmaxx HSW (Германия), IVECO, Gaia, BPV (Италия), Хиреш ЕП, Линдоб (Венгрия) и другими.

«В качестве примеров результата международного и межрегионального сотрудничества можно привести следующие мероприятия:

·  разработка программ сотрудничества (с итальянским концерном “Гайя” в области утилизации опасных медицинских отходов, с германской компанией “Келер-технологосистемы Гмб Х G Co. КГ” в области охраны окружающей среды, с Арканзасским Университетом Медицинских Наук (США) в области семейной медицины и борьбы с туберкулезом, с канадской компанией “Косс Канада ИНК” в области строительства быстровозводимого и дешевого жилья коттеджного типа);

·  договоренность о создании в Волгограде совместного предприятия “Мотовело-Юг” с предприятием “Мотовело” (Беларусь), предназначенного для продажи и сервисного обслуживания белорусской мото-велотехники в девяти регионах России;

·  проработка вопросов реализации программ (“Ретрофитинг” с компанией “Сименс” по модернизации имеющегося на предприятиях Волгограда станочного парка, производства и капитального ремонта трамваев совместно с чешскими предприятиями);

·  переговоры с “Федеральным союзом предприятий среднего бизнеса Германии” (г. Гамбург) о производстве в Волгограде транспортных двигателей и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3-х тонн. Общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, на конец июня 2008 года составил 343,3 млн. долл. США (что на 38,2 процента меньше аналогичного показателя 2007 года) »[24]


Таблица 4 - Динамика структуры накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда на конец первого полугодия 2007 г. и 2008 г.[25]

По форме инвестиций

Объем накопленных иностранных инвестиций на 01.07.2007г. (в млн. дол. США)

Объем накопленных иностранных инвестиций на 01.07.2008г. (в млн. дол. США)

Млн. долл США

В процентах к итого

Млн. долл США

В процентах к итого

Всего

474,6

100

343,3

100

Прямые

349,6

73,7

231,9

62,3

Прочие

125,0

26,3

129,4

37,7


Среди восьми районов Волгограда в первом полугодии 2008 года иностранные инвестиции были направлены только в Дзержинский район по пяти видам экономической деятельности (Таблица 5).


Таблица 5 - Поступление иностранных инвестиций в Дзержинский район г. Волгограда за первое полугодие 2008г.[26]


Объем инвестиций

Страна-инвестор

Тыс. долл США

В процентах к итого

Всего

141829,0

100


Обрабатывающие производства

136865,1

96,5

Нидерланды

Операции с недвижемостью

4400,0

3,1

Австрия

Прочие услуги

428,9

0,3

Кипр

Гостиницы и рестораны

135,0

0,1

Кипр


Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес иностранных инвестиций за 2008 г. на примере Дзержинского района поступило в обрабатывающее производство. Основную масса иностранных инвестиций направляется в пищевую промышленность и черную металлургию.

Среди полученных иностранных инвестиций только инвестиции в обрабатывающие производства были в форме прямых, остальные в форме прочих.

Делая вывод, хотелось бы отметить, что Волгоградская область является одним из лидеров Южного федерального округа по темпам экономического развития. По многим показателям индустрия области занимает ведущие позиции в Южном федеральном округе. Традиционно регион считается сельскохозяйственным, однако в последние годы основную часть поступлений в бюджет региона дает промышленность. Эти же тенденции прослеживаются и в привлечении иностранных инвестиций в регион.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как показывают исследования, иностранные инвестиции являются одним из двигателей национальной экономики. Для эффективного функционирования всей экономической сферы страны недостаточно аккумулирования собственных внутренних средств. Очевидно, что необходимо также привлечение иностранного капитала в сферы экономики и его эффективное использование.

В настоящее время в России происходит снижение притока иностранных инвестиций. В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного общества.

Иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами финансирования развития экономики:

1.                Инвестиции – это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи технологий, ноу-хау, новейших методов управления.

2.                Прямы иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.

Но помимо проблемы привлечения иностранных инвестиций также остро стоит проблема эффективного использования уже привлеченных иностранных инвестиций.

Поэтому необходимо обеспечить контроль со стороны государства и проведение продуманной инвестиционной политики.

Важной проблемой также является неоднородность отраслевой и региональной структуры иностранного инвестирования. Это связано с тем, что существуют наиболее привлекательные отрасли и регионы для вложения иностранных инвестиций.

Отраслевая неравномерность может быть вызвана двумя причинами:

1.                существуют отрасли наиболее прибыльные для вложения иностранных инвестиций (это обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля)

2.           существуют отрасли, в которые вкладывать иностранные инвестиции убыточно, в связи с тем, что инвесторам выгоднее импортировать свою продукцию, чем создавать конкурентоспособное производство в России.

Второй составляющей данной проблемы является региональная неоднородность привлечения иностранных инвестиций. Это связано с инвестиционной привлекательностью регионов России. Исследованием инвестиционного климата в регионах РФ занимается консалтинговое агентство «Эксперт-Регион». По его данным на 2008 г. Волгоградская область занимает 22 место, что, в принципе, очень неплохо.

Наиболее привлекательной отраслью Волгоградской области по данным на 2008 г. является обрабатывающее производство.

Делая вывод, хотелось бы отметить, что важной причиной нежелания иностранных инвесторов вкладывать капиталовложения в экономику России является ее неблагоприятный инвестиционный климат – нестабильное состояние экономики, широкий размах коррупции, неэффективность законодательства, непредсказуемость политического руководства. Также нет пока ясного представления о том, какое место должны занимать иностранные инвестиции в развитии нашей экономики. До тех пор пока не будет определена роль иностранных капиталовложений в решении экономических задач страны и они не будут рассматриваться как важное средство решения ее главных экономических проблем, фактор ускорения модернизации экономики и способ более широкого вовлечения России в мировое рыночное хозяйство, существенно активизировать приток иностранного капитала в Россию вряд ли удастся. Лишь усовершенствование законодательства, долгосрочная стратегия и конкретная государственная инвестиционная политика могут привести к более широкому привлечению иностранных инвестиций в российское государство.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ