В структуре инвестиций в
основной капитал по видам экономической деятельности на протяжении 2008 г. произошли довольно существенные сдвиги (табл.2.6). По итогам 2008 г. темпы инвестиций в промышленность сохранились в области положительных значений, в том числе
прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых
составил 4,6%, в обрабатывающие производства – 7,8%, производство и
распределение электроэнергии, газа и воды – 11,3%. При этом отметим, что
повышение концентрации инвестиционных ресурсов в январе-сентябре 2008 г. в промышленности до 44,1% общего объёма инвестиций в экономику в 4 квартале сменилось
сокращением масштабов инвестиционной деятельности в добывающем и обрабатывающем
производствах, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и
воды. В результате доля инвестиций в основной капитал в экономику за период
октября-декабря составила 38,4%.
По сравнению с 2007 г. фиксировалось сокращение инвестиций в строительство на 8,3%, торговлю – на 4,4% и связь – на
4,9%. Инвестиции в транспорт за счёт железнодорожного транспорта сохраняли
достаточно высокую динамику – 112,4% к 2007 г.
Структура инвестиций в
основной капитал по видам экономической деятельности (без субъектов малого
предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Показатели
2007
2008
В том числе
Январь-сентябрь
Октябрь-декабрь
Всего
100
100
100
100
В том числе по
видам экономической деятельности
Сельское
хозяйство, охота и лесной хозяйство
4,5
3,9
4,2
3,4
Промышленность
40,7
42,0
44,1
38,4
Добыча
полезных ископаемых
16,8
16,6
18,3
13,7
В том числе
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
15,3
15,1
16,7
12,6
Обрабатывающие
производства
15,6
16,5
17,5
14,8
Производство и
распределение электроэнергии, газа и воды
8,3
8,9
8,3
9,9
Строительство
2,7
2,4
2,7
2,0
Оптовая и
розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
3,6
2,7
2,7
2,7
Транспорт
18,9
21,9
20,4
24,2
Связь
4,7
4,1
4,1
4,1
Финансовая
деятельность
1,4
1,2
1,2
1,2
Операции с
недвижимым имуществом
12,8
11,7
11,9
11,3
Образование
2,4
2,2
1,8
2,8
Государственное
управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное
обеспечение
2,1
2,0
1,6
2,7
Здравоохранение
и предоставление социальных услуг
2,8
2,6
2,0
3,5
Предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
2,8
2,9
2,8
3,4
Низкие показатели
инвестиционной деятельности последнего квартала 2008 г., рост объёмов незавершённого строительства, высокие процентные ставки и ограниченность
кредитов определяют неблагоприятный фон развития экономики в 2009 г.
Рассмотрим динамику
поступления иностранных инвестиций в Россию.
В 2008 г. в РФ поступило 103,8 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 14,2% ниже аналогичного
показателя 2007 г. (табл.2.7).
Согласно отчёту по инвестициям
конференции ООН по торговле и развитию, опубликованному в октябре 2008 г., по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций в 2007 г. РФ вышла на 9-е место в мире (2006 г. – 10-е, 2005 г. – 15-е). Как и в предыдущем году, среди
развивающихся стран Россия заняла 2-е место после Китая (2005 г. – 3-е)[13].
В декабре международное
рейтинговое агентство S&P понизило суверенный рейтинг России с
«ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». По мнению агентства,
«снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов
и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и трудностям с
удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании».
Агентство Moody”s не стало понижать рейтинг России вслед за S&P, подтвердив свой позитивный прогноз РФ по долговым
обязательствам и депозитам (в июле 2008 г. Moody”s повысило российский рейтинг с Ваа+ до Ваа1, прогноз
«позитивный»).
Таблица 2.7
Структура иностранных
инвестиций в российскую экономику
Год
В млн.долл.
% к
предыдущему году
Всего
Прямые
Портфельные
Прочие
Всего
Прямые
Портфельные
Прочие
2004
40509
9420
333
30756
136,4
138,9
83,0
136,6
2005
53651
13072
453
40126
132,4
138,8
136,3
130,5
2006
55109
13678
3182
38249
102,7
104,6
700,0
95,3
2007
120941
27797
4194
88950
219,5
203,2
131,8
232,6
2008
103769
27027
1415
75327
85,8
97,2
33,7
84,7
Январь-сентябрь
75759
19201
1296
55295
86,2
97,7
83,7
82,8
Октябрь-декабрь
27976
7826
119
20031
84,8
96,0
4,5
90,2
По итогам 2008 г. объём прямых вложений в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 2,8%. Снижение произошло за счёт такой составляющей, как кредиты, полученные от
зарубежных совладельцев организаций, которые сократились за рассматриваемый
период на 16,3%. Взносы в уставной капитал, наоборот, выросли на 7,4%, до 15,9
млрд.долл. Таким образом, удельный вес кредитов, полученных от зарубежных
совладельцев организаций, в структуре прямых иностранных инвестиций в РФ
уменьшился с 42,0% в 2007 г. до 36,2% в 2008 г., а доля взносов в уставной капитал выросла с 53,2 до 58,8%.
В совокупной структуре
иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2008 г., наибольшее снижение (на 66,3%) отмечено в сегменте портфельных инвестиций, основную массу
которых составляют инвестиции в акции и паи (2007 г. – 95,5% объёма портфельных инвестиций, 2008 г. – 79,6%).
Прочие инвестиции в 2008 г. снизились по отношению к 2007 г. на 15,3%. Доля торговых кредитов в структуре прочих вложений
выросла с 15,8% в 2007 г. до 21,5% в 2008 г. По срокам привлечения средств объём кредитов сроком свыше 6 месяцев снизился на 27,1%.
Таким образом, по
сравнению с предыдущим годом в 2008 г. Структура иностранных инвестиций в
российскую экономику претерпела некоторые изменения.
Как и в предыдущем году,
в 2008 г. сохранилась наибольшая концентрация иностранных инвестиций в
промышленности и сфере торговли. При этом по итогам 2008 г. иностранные вложения в промышленность практически не изменились по сравнению с 2007 г., в сферу торговли снизились в 2 раза. Существенное сокращение инвестиций в торговлю привело к
уменьшению её удельного веса в отраслевой структуре иностранных инвестиций по
отношению к предыдущему году. Распределение иностранных инвестиций по основным
отраслям российской экономики представлено в табл. 2.8.
В структуре иностранных
инвестиций в промышленность по итогам 2008 г. отмечено снижение на 28,7% вложений в добычу полезных ископаемых (в 2007 г. отмечался рост в 1,9 раза). Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли на 6,2% (в 2007 г. рост инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 2,1 раза). В обрабатывающей
промышленности на 36,7% выросли инвестиции в пищевую промышленность, на 53,8% -
в химическое производство, достигнув показателей в 4,0 млрд.долл. и 2,5
млрд.долл. соответственно. Иностранные вложения в металлургию в 2008 г. по сравнению с предыдущем годом снизились на 4,8%, составив 14,5 млрд.долл.
Таблица 2.8
Отраслевая структура
иностранных инвестиций в российскую экономику в 2006-2008 гг.
В млн.долл.
Изменение в
% к предыд. году
% к итогу
2006
2007
2008
2006
2007
2008
2006
2007
2008
Промышленность
24607
50163
49704
101,2
203,9
99,1
44,7
41,5
47,9
Транспорт и
связь
5297
6703
4861
137,9
126,5
72,5
9,6
5,5
4,7
Оптовая и
розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
13089
47310
23905
64,0
361,4
50,5
23,8
39,1
23,0
Операции с
недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
5998
8414
15378
230,1
140,3
182,8
10,9
7,0
14,8
Финансовая
деятельность
4698
4450
4977
259,1
94,7
111,8
8,5
3,7
4,8
Прочие отрасли
1420
3901
4944
231,8
274,7
126,7
2,5
3,2
4,8
Прямые и портфельные
инвестиции в промышленность сократились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 27,3 и 64,5%. Прочие вложения в промышленность, наоборот,
увеличились по отношению к предыдущему году на 22,8%. Таким образом, удельный
вес прямых и портфельных инвестиций в промышленность снизился с 36,3 и 8,5% в 2007 г. до 26,6 и 2,3% - в 2008 г., доля прочих инвестиций за данный период выросла с 57,3 до 71,1%.
В структуре иностранных
инвестиций по видам экономической деятельности в промышленности также были
отмечены изменения (рис. 2.3). В сфере добычи полезных ископаемых прямые
инвестиции снизились в 2,8 раза, что привело к сокращению их доли в совокупных
вложениях в данную отрасль до 40,2% (в 2007 г. – 80,1%). Доля прочих вложений в добычу, рост которых по итогам 2008 г. оценивался в 2,1 раза (до 7,3
млрд.долл.), увеличилась до 59,0% (2007 г. – 19,8%).
Как и в предыдущем году,
в обрабатывающей промышленности в 2008 г., наоборот, основная часть иностранных инвестиций пришлась на прочие вложения, которые по сравнению с 2007 г. увеличились на 10,5%, достигнув в итоговых показателях инвестиций в обрабатывающую промышленность
81,9% (2007 г. – 78,7%). Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли
за рассматриваемый период выросли на 44,3%. Удельный вес прямых вложений в
обрабатывающую промышленность вырос до 17,5% (2007 г. – 12,8%).
В географической
структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2008 г., сохранили свои позиции в качестве крупных экспортёров капитала в РФ Кипр, Великобритания,
Нидерланды, Германия и Люксембург. По итогам 2008 г. наибольший объём (19,9 млрд.долл., 19,1% общего объёма иностранных инвестиций, поступивших в
российскую экономику за данный период) был направлен с Кипра, из Великобритании
в РФ поступило 14,9 млрд.долл. (14,4%), из Нидерландов – 14,5% млрд.долл.
(14,0%).
Наибольший рост
инвестиций в 2008 г. отмечен из Германии – в 2,1 раза по отношению к 2007 г. В то же время инвестиции с Кипра снизились на 3,9%, Франции – на 8,0%, США – на 2,3%. В
наибольшей степени сократились вложения из Ирландии – на 43,9%, Великобритании
– на 43,3%, Люксембурга – на 38,6%, Нидерландов – на 22,4%.
Различия в динамике
инвестиций привели к изменению географической структуры иностранных инвестиций
в российскую экономику.
Как и в предыдущем году,
наиболее привлекательными для инвесторов в Кипра стали операции с движимым
имуществом, торговля, финансовая деятельность и строительство, куда они
инвестировали соответственно 30,9%, 21,5, 8,4 и 6,0% совокупных инвестиций с
Кипра в РФ в 2008 г. По итогам 2007 г. на данные сферы российской экономики
приходилось соответственно 19,0%, 45,5, 7,1 и 4,7% кипрских вложений.
Предприниматели из
Великобритании продолжили инвестирование в торговлю, хотя и вложили в эту сферу
в 2008 г. в 2,9 раза меньше средств, чем в 2007 г. По итогам 2008 г. на торговлю пришлось 39,1%совокупных вложений в РФ из Великобритании (2007 г. – 64,2%). Доля обрабатывающих производств в инвестициях из Великобритании выросла с 27,7% в 2007 г. до 31,7% в 2008 г.
В структуре инвестиций в
РФ из Нидерландов произошло снижение доли добычи топливно-энергетических
полезных ископаемых с 67,1% в 2007 г. до 33,1% в 2008 г. В российскую электроэнергетику было вложено 14,7% инвестиций, направленных из Нидерландов в
РФ в 2008 г.
По состоянию на конец 2008 г. накопленный иностранный капитал без учёта органов денежно-кредитного регулирования,
коммерческих и сберегательных банков, включая рублёвые инвестиции,
пересчитанные в доллары США, составил 264,6 млрд.долл., что на 19,9% превышает
соответствующий показательна начало года.
В общем объёме
накопленных иностранных инвестиций по-прежнему лидирует Кипр, Нидерланды,
Люксембург, Великобритания и Германия, доля которых составила 70,3% (2007 г. – 72,0%). В то же время доля первой пятерки стран-инвесторов в сегменте прямых и прочих
инвестиций снизилась до 73,4 и 57,6% (2007 г. – 77,0 и 67,8%), в структуре портфельных инвестиций она увеличилась до 75,3% (2007 г. – 65,1%) (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Накопленные иностранные
инвестиции по основным странам-инвесторам
Накоплено
на 01.01.2009 г., млн.долл.
Изменение к
01.01.2008 г., %
Всего
Прямые
Портф.
Прочие
Всего
Прямые
Портф.
Прочие
США
8769
3193
662
4914
102,2
87,8
54,8
131,5
Германия
17425
7275
26
10124
147,8
161,9
26,5
140,7
Франция
9542
1927
1
7614
161,2
124,0
3,2
175,7
Великобритания
30811
4647
2339
23825
105,4
135,2
101,1
101,5
Кипр
56902
40732
1728
1442
114,7
115,0
101,6
11,6
Нидерланды
46346
35931
41
10374
118,6
101,9
78,8
275,8
Люксембург
34402
1217
273
32912
118,0
165,6
124,7
116,7
Прочие страны
60402
27470
557
45375
127,8
148,3
50,3
164,3
Итого
264599
122392
5627
136580
119,9
118,8
83,6
123,3
В структуре иностранных
инвестиций, накопленных на конец 2008 г., преобладают прочие инвестиции, на
долю которых пришлось 51,6%. Аналогичный показатель для прямых иностранных
инвестиций составил 46,3%.
На фоне снижения
иностранных вложений в российскую экономику объём изъятого капитала в виде
переведённых за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов
за пользование кредитами и погашения кредитов по итогам 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 16,3% и составил 67,95 млрд.долл. (65,5% поступивших в 2008 г. иностранных инвестиций). В 2007 г. изъято 48,3% объёма поступивших иностранных инвестиций.
Регионы с наиболее
благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской
части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-Западного,
Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти
две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчёте на
один регион здесь ниже среднероссийского.
Активизация
инвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызвана
реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками
регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и
инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат,
обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий
активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с
углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной
среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие
унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает
учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и
региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов,
их ориентацию на достижение общих экономических результатов.
Глава 3. Проблемы
и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности РФ
3.1
Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной
деятельности
Во многих российских
регионах в целом уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировалась
необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих
в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта
(получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к
коммунальным службам и др.). В табл. 3.1 представлены основные методы
государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном
уровне.
Таблица 3.1
Методы
государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном
уровне
Прямые
методы
Косвенные
методы
1)
целевые региональные программы развития промышленности, сельского
хозяйства, др.отраслей;
2)
региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
3)
прямые капитальные государственные вложения;
4)
региональные стандарты и нормы;
5)
квотирование;
6)
лицензирование;
7)
региональные контрольные пакеты акций;
8)
региональная и муниципальная собственность;
9)
стимулирование спроса и регулирование цен;
10)
государственное финансирование НИОКР;
11)
субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за
рубежом
1)
налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
2)
налоговые каникулы;
3)
льготные ставки по ссудам;
4)
кредитные меры стимулирования экспорта:
-предоставление
прямых экспортных кредитов;
-рефинансирование
экспортных кредитов;
-страхование
экспортных кредитов;
-государственные
гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона
производств;
5)
инвестиционный налоговый кредит;
6)
региональные и муниципальные займы;
7)
платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
8)
платежи за загрязнение окружающей среды;
9)
гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим
инвестиции в экономику региона.
Можно отметить, что формы
и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствует мировой
практике.
Таким образом, основными
элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:
1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный
процесс; 2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных
льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; 3) создание
организационных структур по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза
инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования; 5)
оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; 6) предоставление
гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации
отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; 7) аккумулирование
средств населения путём выпуска муниципальных займов.
Одним из инструментов
инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного
климата, выступает законодательная деятельность.
В последние годы акценты
в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на
региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъёктов Федерации в
экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных
ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению
частных инвестиций в отечественную экономику.
На начало 2008 года в 81[14]
субъекте РФ выпущено около 908 законов регионального уровня, посвящённых темам
инвестиций и инвестиционной деятельности. Большая часть этих законов формальна:
они лишь изменяют иные, ранее принятые законы. Так, по числу законов,
посвящённых инвестиционной деятельности, на первом месте с большим отрывом идёт
Томская область, более 10 законов издано в Новгородской, Ярославской и
Вологодской областях. С одной стороны, эти числа отражают внимание, которое
придают в регионах инвестиционным вопросам, - с другой стороны, эти числа могут
показывать и нестабильность регионального законодательства в отношении
инвестиционной деятельности.
Если же провести
содержательный анализ, то, оказывается, реально в регионах есть лишь от 1 до 4
законов одного из следующих видов:
-
законы,
утверждающие (чаще лишь декларирующие) те или иные региональные инвестиционные
программы в рамках бюджета (впрочем, иногда эти программы ведутся и с привлечением
иных, т.е. частных, средств);
-
законы о займе
(выпуске облигаций) для инвестиционных целей;
-
законы о
привлечении (гарантиях, защите) иностранных инвестиций;
-
наконец, наиболее
популярны (после 1998 г.) законы, посвящённые общему вопросу привлечения
(гарантий, защиты) инвестиций в экономику, осуществляемых в форме капитальных
вложений.
При этом все субъекты РФ
следуют моделям политики, заложенным федеральным законодательством (указами
Президента и федеральными законами, в т.ч. законом №39-ФЗ 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений»).
Наметим общие контуры
оценки законотворчества регионов. Прежде всего, следует оценить как позитив то,
что за истекшие годы все регионы уделили внимание инвестиционной деятельности,
подняв принимаемые нормативные акты на уровень региональных законов. Большая
часть законотворчества приходится на конец 1990-х и 2000-е годы. Однако при
этом, за небольшим исключением, нормы региональных законов, посвящённых
привлечению инвестиций, слишком буквально копируя федеральные нормы, часто
недостаточно подробно развивают их на региональном уровне.
Речь идёт о том, что
вслед за федеральным законом, в таких нормах часто нет однозначных критериев
для отбора инвестпроектов. Это с неизбежностью создаёт поле для коррупции.
Например, эти законы обычно делегируют определение порядка отбора
инвестпроектов (для налоговых льгот или для оказания бюджетной поддержки) органам
исполнительной власти. Конечно, это облегчает работу, так как позволяет им
оперативно реагировать на экономическую ситуацию. Но, это же с неизбежностью
создаёт условия для определения отдельных позиций в этом порядке так, чтобы
подыграть какому-либо потенциальному претенденту.
Декларации о гарантиях
защиты инвестиций обычно остаются неполными (т.е. голословными). В законах надо
чётко определить следующие позиции: в чём могут состоять гарантии защиты,
каковы критерии для обращения инвестора за гарантиями, в какие органы надо
обращаться за получением гарантий, в какие сроки будут осуществляться
гарантийные меры.
На уровне регионов и
Федерации законам, направленным на поощрение инвестиций, не хватает норм,
обеспечивающих обратную связь, т.е. публичные, детальные и непарадные отчёты
исполнительной власти перед законодателями. Нужен регулярный, т.е. закреплённый
в законах, контроль законодателей за степенью успешности применения законов об
инвестициях, а также порядок регулярного пересмотра этих законов. Возможно,
именно отсутствие обратной связи влечёт нестабильность инвестиционных законов
(многочисленную их коррекцию, про которую сказано в начале заметки).
Иногда есть некоторый
перекос в пользу иностранных инвестиций. Но в условиях позитивного торгового баланса,
вызванного высокими ценами на энергоносители, Россия нуждается не столько в
массовом притоке иностранного капитала, сколько в его приходе вместе с
технологиями. Поэтому целесообразно создавать условия для бизнеса вообще (т.е.
безотносительно страны происхождения), обеспечивая иностранцам не искусственные
преференции, а лишь национальный режим. Тогда иностранные инвесторы могут
сыграть роль катализатора, не претендуя на вытеснение отечественных.
Способы поощрения
инвестиций иногда чрезмерно общи, тогда как виды поддержки малого, среднего и
крупного бизнеса не могут не отличаться. Крупному бизнесу легче добиться
особого отношения к себе, например, обеспечив поддержку СМИ или личный приём
своих представителей у высших должностных лиц и т.п., - малому и среднему
бизнесу это сделать трудней. Властям же надо учесть как раз особо позитивную
роль малого и среднего бизнеса, так как в инновациях ведущую роль играют как
раз не крупные, а небольшие предприятия. Между тем, для поощрения малого
бизнеса в Налоговый кодекс, например, введены особые налоговые режимы (единый
налог на вменённый доход, единый сельхозналог, упрощённая система
налогообложения). Поэтому для поощрения инвестиций также целесообразно ввести
законом особые инвестиционные режимы, явно вводя в закон критерии (например, по
объёму капвложений) применения этих режимов.
Таким образов, в регионах
России сделаны первые шаги по развитию инвестиционного законодательства.
Назрели следующие шаги, такие, как развитие инструментария в виде процедурных
норм прямого действия, снижающих коррупционные риски; как введение
инвестиционных режимов поощрения небольших капвложений, направленных на
инновационное развитие; как создание благоприятного климата для массированного
роста отечественных инвестиций (сохраняя для иностранных инвестиций как
катализаторов развития, национальный режим), и, наконец, введение форм
публичной отчётности исполнительной власти перед законодателями о реализации
законов, направленных на поощрение инвестиций. Эти меры могут быть реализованы на
основе разработки модельных законов для регионов, а также при такой доработке
норм на уровне федеральных законов, чтобы через них дать образцы для
регионального законотворчества.
Без объединения усилий
федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и
альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в
стадию устойчивого экономического роста.
3.2
Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в
регионах России
Инвестиционная политика в
каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими
факторами:
-
экономической и
социальной политикой, проводимой в регионе;
-
привлекательностью
региона для иностранных инвестиций и др.
Основными задачами
системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:
-
создание
инфраструктуры инвестиционного рынка;
-
определение
приоритетных направлений вложения инвестиций;
-
создание условий
для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе
свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов
страны;
-
обеспечение
интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком
инвестиционных ресурсов.
Региональная
инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение
эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего
задела развития региона в будущем.
Реализация инвестиционных
проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном
уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В
условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора
– это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая
политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять
на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой
переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не
начали функционировать.
В этой связи очень важна
нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных
препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в
регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам
инвестиционной деятельности:
-
принципиально
наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а
также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти
как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей
власти;
-
приоритетные
направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в
связанных с этим проектах;
-
существование
рынка производственных площадок;
-
наличие рабочей
силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
-
налоговые льготы
и условия их получения;
-
порядок
предоставления земли, величина арендной платы за землю.
Российская практика
показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица,
ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В
ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных
сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе
занимающимися проблемами инвестировании.
В идеале, приоритетные
направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона
(чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые
направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации,
реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями
приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании
существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления
развития региона.
Около трети регионов, по
результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности
для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от
достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской
области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона;
производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.
В ряде случаев в регионах
виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным,
что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что
намерены развивать.
Встречаются также случаи,
когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и
осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.
Во многих субъектах РФ
традиционно практически не уделяется внимание формированию и поддержанию
положительного имиджа региона в целом, а также широкому распространению в
мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных
инвестиционных возможностях и их преимуществах.
Регионам необходимо
разработать стратегии привлечения инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций
представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных
возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе.
Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами
и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.
Разработка и реализация
стратегии привлечения инвестиций предполагает:
-
создание условий,
способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных
направлений и приоритетных объектов для инвестирования;
-
экспертную оценку
ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов
привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций
(привлечение стратегических и финансовых инвесторов).
Наиболее
распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в
регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на
имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9
субъектов) и на транспорт (4 субъекта).
В различных субъектах
используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:
-
на все
инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др.
области);
-
одобренные
инвестиционные проекты (Новгородская область, Псковская область «в
разрешительном порядке по утверждённым Администрацией области проектам без
ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций,
реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом
государственной власти», Красноярский край);
-
инвестиционные
проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика
Ингушетия, Ростовская область и др.);
-
проекты,
включённые в Программу (Вологодская область, Республика Алтай);
-
все
инвестиционные проекты, в заявительном порядке (Псковская область);
-
организациям,
созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).
Срок действия законов о
предоставлении налоговых льгот – от неопределённого до одного года. Сроки
предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов
(Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.
Наилучшие решения:
1)
Предоставление
налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития
региона;
Проведённый анализ
показал, что только небольшая часть субъектов федерации (15% изученных сайтов)
стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и
Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков
инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.
Важным элементом также
является заинтересованность муниципального образования в регулировании
земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является
Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке
предоставления земельных участков на территории муниципального образования
Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.
В отношении величины
арендной платы за землю наилучшими решениями являются:
-
Калининградская
область, где определены порядок и основная формула расчёта величины арендной
платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г.№222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения
за земельные участки, находящиеся в государственной собственности
Калининградской области и переданные в аренду»);
-
Республика
Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;
-
Нижегородская и
Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части
платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.
В целом, можно
сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных
отношений:
1)
Законодательное
регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на
земельные участки для инвесторов;
2)
Возможность
длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации
инвестиционного проекта и далее до 50 лет);
3)
Регулирование
земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов;
4)
Прозрачные для
инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю;
5)
Освобождение от
арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для
инвестиционных проектов.
Итак, в регионе должна
быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать
инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а
также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна
отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.
Властями должны быть
определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала
субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития
региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования.
Наилучший вариант – выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде
(за счёт существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде,
учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.
Для преодоления
административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного
окна», институт «поводырей» - кураторство инвестиционных проектов.
Предоставление налоговых
льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона.
Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком
реализации инвестиционного проекта.
Предоставление этих льгот
различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий,
инвестирующих собственные или заёмные средства.
Регулирование земельных
отношений. Для крупных инвестиций принципиальным вопросом остаётся
необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса
должен быть закреплён порядок передачи земля, порядок выкупа земли в
собственность. Также должен быть определён размер или хотя бы порядок расчёта
величины арендной платы за землю.
Содействовать инвесторам
в обеспечении рабочей силы. Помимо развития региона как привлекательного места
для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной
квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное
финансирование обучения, так и организация специализированных обучающих
программ для одобренных инвестиционных проектов.
Одним из перспективных
направлений в инвестиционной деятельности – создание региональных
инвестиционных фондов.
Фонд позволяет
аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных
инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие
предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы
Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в
инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с
целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего
дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.
В качестве учредителей
Фонда могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные
инвесторы. Участие региональных администраций в капитале Фонда способствует
привлечению в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует о
серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по
стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных
рисков.
Успешная работа Фонда
позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять
капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию,
увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу,
создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь
инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.
Заключение
В результате анализа,
указанной в библиографии литературы по проблеме инвестиционной политики РФ, мы
пришли к следующим выводам:
Успешно функционирующая
инвестиционная деятельность страны – необходимое условие для устойчивого и
стабильного экономического роста.
В общем плане государство
может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов:
кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот
предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое
перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания
благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
научно-технической политики и других.
Цель инвестиционной
политики – реализация стратегического плана экономического и социального
развития страны.
Задачи инвестиционной
политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической
ситуации в стране.
Различают отраслевую,
региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все
они находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Инвестиционная политика
на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на
региональном и микроуровне.
Эффективность
инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при
её формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически
сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и
регионов.
На макроуровне выработка
и реализация федеральной государственной инвестиционной стратегии помогает
концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее
перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность
в развитии экономики в целом, переход её в новое качественное состояние с
наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и
инновационной политики – функция Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти.
Важнейшими направлениями
государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной
поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание
институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в
реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального
центра и регионов.
Основными элементами
инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: 1) принятие
собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; 2)
предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и
стимулов финансового и нефинансового характера; 3) создание организационных
структур по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза инвестиционных
проектов за счёт государственных источников финансирования; 5) оказание
содействия инвесторам в получении таможенных льгот; 6) предоставление гарантий
и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на
конкурсной основе инвестиционных проектов; 7) аккумулирование средств населения
путём выпуска муниципальных займов.
Инвестиционная политика в
каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими
факторами:
-
экономической и
социальной политикой, проводимой в регионе;
-
привлекательностью
региона для иностранных инвестиций и др.
Основными задачами
системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:
-
создание
инфраструктуры инвестиционного рынка;
-
определение
приоритетных направлений вложения инвестиций;
-
создание условий
для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе
свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов
страны;
-
обеспечение
интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком
инвестиционных ресурсов.
Региональная
инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности
производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела
развития региона в будущем.
Список
используемой литературы
1)
ФЗ «Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 25.02.1999 г. (в ред.
Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 г. №117-ФЗ, от
08.12.2003 г. № 169-Фз, от 22.07.2005 г. №117-ФЗ, от 03.-6.2006 г. №75-Фз).
2)
ФЗ «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 №22-ФЗ, от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 02.02.2006 г. №19-ФЗ, от
18.12.2006 г. №232-ФЗ, от 24.07.2007 г. №215-ФЗ).
3)
ФЗ «Об
инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 29.06.2004 г. №58-ФЗ, от 15.04.2006 г. №51-ФЗ, от 06.12.2007 г.
№334-Фз).
4)
Аньшин В.М.
Инвестиционный анализ, М.: Дело, 2005 г.
5)
Бюро
экономического анализа. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в
российскую экономику. М.: ТЕИС. – 2004 г.
6)
Государственное
регулирование экономики – Курс лекций. Под.ред. Н.Антоновой. – Минск, 2006 г.
7)
Дива А.И.
Инвестиции: Учебное пособие для вузов/ А.И.Дива. – 2-е изд., перераб.и доп. –
М.: Издательство «Экзамен», 2005 г.
8)
Жилина В.И.
Инвестиционная деятельность в переходной экономике: учебное пособие. –
Волгоград: Вол-ГУ, 2003 г.
9)
Игошин Н.В.
Инвестиции. Организация управления и финансирование: учеб. – М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2006 г.
10) Игонина Л.Л. Инвестиции, М.:
Экономистъ, 2003 г.
11) Инвестиционный бизнес. Учебное
пособие под.ред. Яковца Ю.В, М.: изд-во РАГС, 2004 г.
12) Мелкумов Я.С. Организация и
финансирование инвестиций, М.: ИНФРА-М, 2005 г.
13) Нешитой А.С. Инвестиции: учебник,
6-е изд., перераб.и.испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.
14) Стерлигова А.Н. Инвестиционная
политика в организации. Учебное пособие. М.: 2002 г.
15) Фондовый портфель: Книга
эмитента, инвестора, акционера. Книга биржевика. Книга финансового брокера. –
М.: 1992 г.
16) Шарп У., Александр Г., Бэйли Дж.
Инвестиции. М.:ИНФРА-М.,1997 г.
17) Блинов А.О. Гарантийные механизмы
и инвестиционный процесс // Финансы. - №4, 2005 г.
18) Зверев В.А. Методы
государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник
экономиста. - №6, 2006 г.
19) Линник Л. Регулирование
иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики, №2, 2003 г.
20) Никитина Е.А. Проблемы
государственного регулирования инвестиционной деятельности //Финансы. - №9, 2005 г.
21) Проблемы инвестиционной политики
в регионах Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ,
№1 (318), 2007 г.
22) Хорошилова О. Прямые иностранные
инвестиции в России и возможности //Инвестиции в России. - №4, 2007 г.
23) Гойхер О.Л. Уровни управления
инвестиционной политикой //ВлГУ: Электронные публикации, №18, 2007 г.
24) Картина мира: Кризис без паники,
Ведомости №192 (2214) от 10 октября 2008 г.