Инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа
Инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа
Содержание
Введение
1.
Понятие
инвестиций
2.
Инвестиционная политика
Российской Федерации
2.1 Инвестиции и накопление
основного капитала
2.2 Финансово-инвестиционный
комплекс
2.3 Динамика поступления
иностранных инвестиций в Россию за последние 5 лет
3.
Инвестиционная привлекательность
ХМАО
3.1 Законодательство в инвестиционной сфере
3.2 Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций
3.3 Приоритетные инвестиционные проекты
3.4 Развитие государственно-частного партнерства
Заключение
Список литературы
Введение
Для того, чтобы начать
или развивать уже начатое дело, проект необходимо иметь свободные денежные
средства, в случаи их отсутствия привлекаются внешние источники инвестирования.
Внешние источники инвестирования формируются за счет заемных средств (кредитов)
банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и
компаний, страховых обществ и пенсионных фондов.
В Росси с развитием
рыночных отношений инвестиционный рынок набирает обороты. В западных же странах
практически вся экономика построена на привлечении инвестиций, что на протяжении
многих десятилетий показало свою эффективность.
Основополагающим
для осуществления инвестиционной деятельности в России является Закон РСФСР «Об
инвестиционной деятельности В РСФСР» и другие нормативные акты и законы
Российской Федерации.
Цель данной курсовой
работы заключается в анализе понятия инвестиционного процесса и изучения
макроэкономических условий для роста инвестиций.
Объектом курсовой
работы является инвестиционная политика России и инвестиционная
привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа. Предмет данной работы
макроэкономические условия для роста инвестиций в России и ХМАО.
В ходе
выполнения работы мной были поставлены следующие задачи: рассмотреть такое
понятие как «инвестиции», изучить инвестиционную политику России, проанализировать
инвестиционную привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа.
1.
Понятие
инвестиций
В
экономической литературе понятия «сбережения» и «инвестиции» стоят обычно
рядом: одно неизбежно предполагает другое. Так, по мнению Дж. Кейнса, сбережения
и инвестиции «должны быть равны между собой, поскольку каждая из них равна
превышению дохода над потреблением» (Кейнс, с. 183). По нашему мнению,
сбережения являются лишь необходимым звеном инвестиционного процесса.
Инвестиции предполагают сбережения. Но не все сбережения становятся
инвестициями. Например, если денежные средства не используются своим владельцем
на потребление, то они являются сбережениями. Однако, оставаясь у своего
владельца без движения, они не становятся инвестициями. Инвестициями становятся
те сбережения, которые прямо или косвенно используются для расширения
производства с целью извлечения дохода в будущем (иногда через несколько лет).
В
отечественной литературе советского периода инвестиции рассматривались в
основном под углом зрения капиталовложений, и поэтому категория «инвестиции» по
существу отождествлялась с категорией «капиталовложения». Под
капиталовложениями понимались «затраты на воспроизводство основных фондов, их
увеличение и совершенствование». Что касается инвестиций, то они трактовались
как «долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство,
транспорт и другие отрасли народного хозяйства».
Из
приведенных высказываний следует, что по существу инвестиции не только
отождествлялись с капитальными вложениями, но и подчеркивался долгосрочный
характер этих вложений.
Подобные
взгляды были характерны вплоть до недавнего времени. С началом осуществления в
нашей стране рыночных реформ точка зрения на содержание категории «инвестиции»
стала изменяться, что получило отражение в действующем законодательстве. Так, в
законодательстве Российской Федерации инвестиции определены как «денежные
средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги,
технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки,
кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные
ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов
деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного
социального эффекта».
В
этом определении можно выделить три существенных момента.
Во-первых,
здесь фактически проводится грань между инвестициями и сбережениями, хотя
понятие «сбережения» и не употребляется. Из определения следует, что
инвестициями становятся только те сбережения (денежные средства, машины,
оборудование, другое имущество, интеллектуальные ценности), которые не лежат
мертвым грузом, а вкладываются в различные виды деятельности с целью извлечения
прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Во-вторых,
понятие инвестиций не связывается с долгосрочными вложениями. Инвестициями
могут быть вложения на любой срок, подпадающие под данное определение.
В-третьих,
в Законе не устанавливается форма вложений. Это могут быть денежные средства,
технологии, оборудование, другое имущество, интеллектуальные ценности,
имущественные права. Действительно, суть дела не изменяется от того, внес ли,
например, акционер при создании предприятия определенную сумму денег, которая
пошла на приобретение имущества, или акционер приобрел на свои деньги имущество
и внес его в уставный капитал акционерного общества. По существу, так же
обстоит дело и с интеллектуальными ценностями. Акционер в качестве своего
вклада может внести в уставный капитал общества с согласия других акционеров
идею, которая получает денежную оценку. Дело в том, что акционер мог продать
эту идею акционерному обществу, которая была бы оплачена из средств других
акционеров. И в этом случае эта идея являлась бы товаром, как и любое другое
имущество.
Указанное
выше определение инвестиций требует некоторого пояснения. Так, здесь через
запятую перечисляются, например, деньги, паи, акции, имущество,
интеллектуальные ценности и т. д. Однако деньги, имущество, интеллектуальные
ценности становятся инвестициями тогда, когда вкладываются в объекты
предпринимательской и других видов деятельности. Владельцы паев, акций и других
ценных бумаг уже внесли либо деньги, либо интеллектуальные ценности, либо
другое имущество и уже являются инвесторами. Паи, акции и другие ценные бумаги
представляют собой уже осуществленные инвестиции.
Далее,
приведенное выше определение связывает инвестиции с целями получения прибыли
(дохода) и достижения положительного социального эффекта. Действительно, во
многих случаях эта цель является главной. Однако инвесторы могут преследовать и
преследуют в реальности и иные как экономические, так и внеэкономические цели.
Поэтому сводить цели инвестирования лишь к получению прибыли неправомерно.
В
современной экономической литературе, посвященной финансовым аспектам
функционирования экономики, инвестиции являются одной из наиболее часто
используемых категорий как на микро-, так и на макроуровне. При этом, как
правило, это понятие трактуется достаточно узко и противоречиво.
Так,
в одной из первых переводных монографий по рыночной экономике Э. Дж. Долана и
Д. Е. Линдея инвестиции на макроуровне определяются как «увеличение объема
капитала, функционирующего в экономической системе, т. е. увеличение
предложения производительных ресурсов, осуществляемое людьми» (Долан, Линдей,
с. 13).
В
учебнике «Экономикс» инвестиции характеризуются как «затраты на производство и
накопление средств производства и увеличение материальных запасов» (Макконел,
Брю, с. 388).
В
этих определениях инвестиции рассматриваются как механизм (способ) увеличения
производительных ресурсов общества. Фактически они сужают понятие
инвестирования до производственного (реального) инвестирования. При такой
трактовке вложения капитала в ценные бумаги, в банковские депозиты уже нельзя
относить к категории «инвестиции», так как не происходит увеличения
производительных ресурсов общества.
В
учебнике «Инвестиции» инвестирование в широком смысле определяется как процесс
расставания «с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем» (Шарп,
Александер, Бейли, с. 1). При этом выделяются два главных фактора,
характеризующих этот процесс, - время и риск. Здесь инвестиции рассматриваются
как процесс вложения денежных средств с целью получения их большей суммы в
будущем. Это также узкая трактовка данной категории, так как инвестирование
капитала в реальной действительности происходит не только в денежной, но и в
других формах движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов.
Кроме
того, определение инвестиций через вложения, «приносящие выгоды», не совсем
корректно, так как существуют инвестиционные проекты, которые не приносят
инвесторам непосредственных выгод. Увязывание ожидаемых выгод с длительным
периодом времени представляется некорректным, так как многие операции,
связанные, в частности, с вложениями в ценные бумаги, изначально рассчитаны на
получение разового результата в краткосрочном периоде.
Обобщая
представленные выше подходы к определению понятия инвестиции, можно выделить
следующие признаки инвестиций, являющиеся наиболее существенными:
·
потенциальная
способность инвестиций приносить доход;
·
процесс
инвестирования, как правило, связан с преобразованием части накопленного
капитала в альтернативные виды активов экономического субъекта (предприятия);
·
в
процессе осуществления инвестиций используются разнообразные инвестиционные
ресурсы, которые характеризуются спросом, предложением и ценой;
·
целенаправленный
характер вложения капитала в какие-либо материальные и нематериальные объекты
(инструменты);
·
наличие
срока вложения (этот срок всегда индивидуален и определять его заранее
неправомерно);
·
вложения
осуществляются лицами, называемыми инвесторами, которые преследуют свои
индивидуальные цели, не всегда связанные с извлечением непосредственной
экономической выгоды;
·
наличие
риска вложения капитала, означающее, что достижение целей инвестирования носит
вероятностный характер.
Таким
образом, мы подошли к тому, чтобы сформулировать определение понятия
инвестиции. Под инвестициями мы будем понимать целенаправленное вложение на
определенный срок капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты)
для достижения индивидуальных целей инвесторов.
2. Инвестиционная политика
Российской Федерации
2.1
Инвестиции и накопление основного капитала
В
любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает
возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важной
макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом
внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП
направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Норма
накопления в российской экономике 1999-2001 гг. оставалась низкой. В
2001 г. она составила 17%, в дальнейшем предполагается рост валовых накоплений
до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе
должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом
инвестиций в основной капитал. Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших
негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в
фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной
капитал достигала уровня 30-40% ВВП и выше (например, Германия и Япония
в послевоенные десятилетия, США в 50-60-е годы).
В
СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30%
ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом,
проблема накоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляции
достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможности
накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных
сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее
время характерен разрыв в цепочке «сбережения - инвестиции», что является серьезной
проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые
национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление
основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации
национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных
инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном
экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого
капитала.
Одной
из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в
90-е годы XX в., явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор
экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в четыре
раза.
Инвестиционный
кризис в России вызван
целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин,
повлекших за собой целый ряд следствий:
·
быстрое
сокращение абсолютных объемов накопления;
·
существенное
снижение его доли в валовом внутреннем продукте;
·
резкое сокращение
бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных
программ по остаточному принципу;
·
уменьшение доли прибыли
предприятий, направляемой на расширение производства.
Хроническое
недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу,
за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом
основных фондов (рис. 1).
Рис.
1. Оценка стоимости износа основных производственных фондов В отраслевом разрезе
Задачи
инвестиционной политики
Несмотря
на рост инвестиций в России в 1999-2001 гг. возрастают диспропорции в
их отраслевом распределении: в 2000 г. почти половина общего объема инвестиций
была вложена в топливно-сырьевые отрасли и транспорт (в начале 90-х годов эта
доля составляла около 30%, а в предыдущие десятилетия - 20-25%). Это
вызывает снижение удельного веса инвестиций в обрабатывающую промышленность
(химия, нефтехимия, машиностроение, металлообработка) и отрасли,
ориентированные на конечный потребительский спрос (легкая, пищевая
промышленность, услуги).
Важной
задачей государства является закрепление положительных тенденций в
инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределения внутренних
инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность
для модернизации и формирования современной структуры экономики. В российской
экономике в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций.
Преодоление
воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановление условий для
внутреннего накопления. Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной
эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных
экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением.
Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на отечественные товары
инвестиционного и потребительского назначения. Решение этих задач может
обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных
аспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов.
Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного
субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
От
централизованных капитальных вложений к частным инвестициям
К
концу 90-х годов XX в. в России в целом сформировалась рыночная модель
инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные
вложения в плановой экономике, сменили различные категории частных инвесторов.
Формируется необходимая инфраструктура инвестиционного процесса - коммерческие
банки, разного рода финансовые учреждения, фирмы - поставщики оборудования,
агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные
фирмы и др.
Государство
целенаправленно проводит последовательную децентрализацию инвестиционного
процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных
предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется только
кредитованием на возвратной и платной основе. Одновременно бюджетное
финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих
некоммерческий характер. В последние годы значительно расширяется совместное
(долевое) государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов,
позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных
(кредитных) инвестиционных средств используется на реализацию особо эффективных
инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса и на предоставление гарантий
частному капиталу.
2.2
Финансово-инвестиционный комплекс
Рыночная
модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и
недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм
накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная
система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации
в инвестиции.
Банковская система России на протяжении 90-х
годов XX в. была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе,
в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики.
Так, например, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты на основной
капитал в сумме 26 млрд. руб., что составляет 4% в общем объеме источников
финансирования в основной капитал. Основными факторами, препятствующими
активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень
риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер
сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных
инвестиционных проектов. Наметилась тенденция роста свободных денежных средств
банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная
восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в
инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных
условий для их прибыльного использования.
Для
реформируемой экономики России характерно стало свертывание инвестиционного
процесса. Причины этого коренятся в двух узких звеньях. На входе в
инвестиционное пространство - острый дефицит финансовых ресурсов для
инвестирования. При этом владельцы свободных денежных капиталов не
заинтересованы инвестировать средства в реальный сектор экономики. На выходе
из инвестиционного пространства - резкое сужение массового платежеспособного
спроса, что подрывает фундамент финансовой окупаемости инвестиций.
Решение
важнейшей задачи современной российской экономики - сочетание политики
экономической стабилизации с политикой экономического роста - требует
стимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылок
устойчивого подъема экономики России невозможно без реального инвестирования,
обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционной
сферы.
Системный
подход к инвестированию
Добиться
оживления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных
вложений можно лишь при системном подходе к решению проблем
финансово-инвестиционного комплекса в целом. Сущность действий
финансово-инвестиционного комплекса состоит:
а) в
интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и
потоков;
б) во
взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов
финансирования и реального инвестирования;
в) во
взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении финансовых и реальных инвестиционных
ресурсов.
Такое
понимание финансово-инвестиционного комплекса включает одновременно и финансы в
узком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, на
безвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулирования инвестиционного
процесса в рыночных условиях чрезвычайно высока.
Макроэкономическое
регулирование инвестиций
На
макроуровне характер, формы и методы государственного регулирования экономики в
весьма сильной степени предопределяют структуру ФИК и направления его развития.
Методами государственного регулирования можно:
·
снижать и
повышать инвестиционную активность в стране;
·
создавать для
инвестиций более выгодные условия в реальном секторе экономики или, наоборот, в
сфере биржевых спекуляций;
·
предопределять
отраслевую структуру инвестиций в реальный сектор экономики.
Именно
на макроуровне образуются все основные предпосылки, предопределяющие интеграцию
финансовых и реальных инвестиционных потоков в ФИК всех уровней и всех видов:
а) государственное
регулирование цен или, наоборот, отпуск всех цен на самотек сильно влияют
на соотношение цен на различные виды товаров и услуг, в том числе на
инвестиционные товары и услуги и на потребительские товары и услуги. Ценовая
диспропорциональность препятствует переливанию финансовых ресурсов с одной
стадии инвестиционного цикла на другую, резко замедляет оборот финансовых
ресурсов;
б) государственное
регулирование банковского процента способствует интеграции финансовых и
реальных инвестиционных ресурсов при обеспечении низкого уровня процента, но
отдаляет друг от друга финансовые и реальные инвестиционные ресурсы при его
высоком уровне;
в) государственная
налоговая политика влияет на финансовые потоки и реальные инвестиционные
процессы: последние начинают свертываться из-за нехватки финансовых ресурсов в
сфере реального финансирования в случае чрезмерного налогообложения и,
наоборот, разворачиваются при снижении налогов на производителя;
г) курс
национальной валюты по отношению к иностранным валютам существенным образом
влияет на интеграцию (в положительном или отрицательном смысле) финансовых
потоков и реальных экономических процессов в меру открытости страны мировому
рынку;
д) распределение
денежных накоплений и доходов в обществе влияет на возможности концентрации
финансовых ресурсов для реального инвестирования. Благодаря формированию
массового платежеспособного спроса на товары и услуги создается фундамент
окупаемости и прибыльности финансовых ресурсов, направляемых на реальное
инвестирование.
На
макроуровне особенно важно соотношение и взаимодействие реальных инвестиционных
ресурсов, с одной стороны, и финансовых ресурсов, могущих быть с достаточной
степенью вероятности использованными на реальные инвестиции, - с другой.
Значение
соотношения денежной и товарной массы
Особое
значение для взаимодействия финансовых и реальных инвестиционных ресурсов имеет
соотношение между величиной денежной массы в стране и наличной массой реальных
товаров и услуг. При этом необходимо учитывать структурирование денежной массы.
Например, следует различать «длинные» и «короткие» деньги, концентрацию денег
на стороне массового спроса со стороны населения или на стороне узкой прослойки
лиц, предъявляющей спрос на предметы роскоши и переводящей денежные накопления
в зарубежные банки. Также важно структурирование реальных товаров и услуг
(соотношение между потребительскими и инвестиционными товарами и услугами).
При
этом не только соотношение денежной и товарной массы в стране относится к числу
ведущих факторов, предопределяющих инвестиционную активность в реальном секторе
экономики. Пропорционально росту этой активности сближаются финансовые и
реальные инвестиционные ресурсы, а при снижении инвестиционной активности эти
два вида ресурсов отдаляются друг от друга. Именно структурные соотношения в
рамках денежной и товарной масс, внутри финансовых и реальных инвестиционных
ресурсов предопределяют степень реальной инвестиционной активности,
обусловливающей степень сближения и взаимопереплетения финансовых и реальных
инвестиционных ресурсов.
2.3
Динамика поступления иностранных инвестиций в Россию за последние 5 лет
Для российской экономики на
протяжении последних 10 лет была характерна тенденция опережающего роста
иностранных инвестиций относительно темпов расширения внутреннего
отечественного капитала. Существенное опережение темпов роста общего объема
иностранных инвестиций по сравнению с динамикой отечественных инвестиций
объясняется структурными особенностями. Основную часть поступающих в российскую
экономику иностранных инвестиций составляют «прочие инвестиции», которые
классифицируются по виду финансового инструмента: ссуды и займы; торговые
кредиты; кредиты, полученные не от прямых инвесторов, - в частности, от
международных финансовых организаций (от Мирового банка, Международного
валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского
банка реконструкции и развития); кредиты правительств иностранных государств
под гарантии Правительства Российской Федерации и т.д. В среднем за период
2000-2008 гг. на долю прямых инвестиций приходилось примерно 26% общего объема
иностранных инвестиций, портфельных - 2% и на прочие - 72%.
По темпам роста и объемам
иностранных инвестиций в российскую экономику 2007 г. является рекордным:
масштаб поступивших от иностранных инвесторов средств увеличился более чем
вдвое по отношению к уровню предыдущего года. Объем поступивших прямых
инвестиций в 2007 г. достиг 27,8 млрд долл., что превысило сумму поступлений за
предыдущие два года.
Динамичный рост прямых
инвестиций поддерживался резким увеличением масштабов связанных торговых
кредитов и кредитов прямых инвесторов. За 2007 г. прирост прочих инвестиций
составил более 50 млрд долл., что, безусловно, оказало влияние на финансовые
показатели государства. Вместе с тем фондовый рынок остается зоной высоких
рисков, что определило неустойчивость динамики портфельных инвестиций.
Сокращение объемов
портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции, в
период 2000-2004 гг. было прервано некоторым оживлением в 2005 г. и взрывным
ростом в 7 раз в 2006 г. при замедлении динамики до 131,8% в 2007 г. Резкий
всплеск активности иностранных инвесторов сменился вялой динамикой в 2008 г. По
итогам 2008 г. объем иностранных инвестиций в российскую экономику по сравнению
с 2007 г. снизился на 14,8%.
Ослабление динамики
поступления иностранных инвестиции в основной капитал продолжалось в течение
всего 2008 г. и сохранилось в 2009 г.
Хотя незначительное
снижение объемов поступления иностранных инвестиций было отмечено в IV квартале
2008 г., кризисные явления в инвестиционной сфере отчетливо проявились в I
квартале 2009 г., когда поступивший в российскую экономику объем иностранных
инвестиций снизился на 30,3% по отношению к соответствующему периоду 2008 г. и
в 2,3 раза по сравнению с предыдущим кварталом.
Общемировая
неблагоприятная ситуация на рынке углеводородов и других сырьевых товаров,
усиление нестабильности на мировых фондовых рынках спровоцировали к началу 2009
г. уход иностранных инвесторов с российского рынка.
В I квартале 2009 г. в
виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также погашения
кредитов и выплат процентов за пользование ими был изъят объем средств,
сопоставимый с объемом поступивших в этот период иностранных инвестиций.
Кроме того, впервые за
последнее десятилетие инвестиции из России за рубеж превысили объемы
инвестиционных вложений в российскую экономику. Данные тенденции были
характерны и во П-Ш кварталах 2009 г. В IV квартале 2009 г. вложения из РФ за
рубеж составили лишь 46,5% от поступивших в данный период иностранных
инвестиций.
Рост процентных ставок на
кредитные ресурсы, высокие инвестиционные риски, сжатие внутреннего спроса,
неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках способствовали сохранению низкой
инвестиционной активности.
Первое снижение суверенных
рейтингов России со времени обострения мирового финансового кризиса произошло в
декабре 2008 г., когда международное рейтинговое агентство S&P понизило
суверенный рейтинг России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный».
По мнению агентств,
«снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных
резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и
трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании». По
той же причине агентство Fitch в феврале 2009 г. понизило рейтинг России с
уровня «ВВВ+» до уровня «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный».
В августе 2009 г.
агентство Fitch подтвердило рейтинг, установленный в феврале 2009 г. В
пресс-релизе агентства S&P в сентябре 2009 г. отмечено, что оно не стало
менять суверенные рейтинги России. Причиной подобного решения было названо
сохранение рисков для российской экономики.
Агентство Moody's не стало
понижать рейтинг России вслед за S&P и Fitch, подтвердив в конце 2008 г.
свой позитивный прогноз РФ по долговым обязательствам и депозитам,
ограничившись лишь снижением прогноза по рейтингу с «позитивного» на
«стабильный» (в июле 2008 г. Moody's повысило российский рейтинг с «Ваа2» до
«Baal», прогноз по рейтингу «позитивный»). В конце октября 2009 г. агентство
заявило, что, по его мнению, суверенный рейтинг России в ближайшее время
останется в диапазоне «A3» - «Ваа2» и шансы на его значительное снижение
невелики.
В целом за 2009 г.
иностранные инвестиции оцениваются в 81,9 млрд долл., или 79,0% к 2008 г. ( приложение
1).
Наибольшее снижение
абсолютных показателей (на 11,1 млрд долл.) и относительное (на 41,1%) в 2009
г. отмечалось в сегменте прямых инвестиций.
Прочие вложения,
осуществляемые на возвратной основе, сократились на 10,2 млрд долл., при этом
взносы в уставный капитал по итогам 2009 г. сократились на 49,7% до 8,0 млрд
долл.
Кредиты, полученные от
зарубежных совладельцев организаций, снизились на 34,2% до 6,4 млрд долл. Таким
образом, удельный вес кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций,
в структуре прямых иностранных инвестиций в РФ вырос с 36,2% в 2008 г. до 40,5%
в 2009 г., а доля взносов в уставный капитал снизилась с 58,8 до 50,3%.
Согласно отчету по
инвестициям UNCTAD «World Investment Report 2008», по объему привлеченных прямых
иностранных инвестиций в 2008 г. РФ вышла на 5-е место в мире (2007 г. - 9-е
место, 2006 г. - 10-е место, 2005 г. - 15-е место) и среди развивающихся стран
Россия заняла 2-е место после Китая (2005 г. - 3-е место).
В соответствии с данными,
представленными в отчете, в 2008 г. на Россию пришлось 4,1% мировых прямых
иностранных инвестиций (2007 г. - 2,8%), что обусловлено существенным снижением
притока прямых иностранных капиталовложений в развитые страны.
В соответствии с
опубликованным отчетом UNCTAD снижение совокупного объема прямых иностранных
инвестиций в мире отмечалось последовательно начиная с I квартала 2008 г.
В январе - марте 2009 г.
снижение совокупных прямых иностранных инвестиций в мире, по оценке, составило
44% по отношению к I кварталу 2008 г. При этом отмечалось, что за данный период
падение прямых иностранных инвестиций зафиксировано в 70 странах из 96. В
развитых странах приток прямых иностранных инвестиций в I квартале 2009 г.
снизился по отношению к пиковым значениям, зафиксированным в IV квартале 2007
г., более чем в 3 раза.
В развивающихся странах
максимальные объемы поступления прямых иностранных инвестиций отмечались в I
квартале 2008 г., по итогам I квартала 2009 г. их снижение составило около 40%.
Позже всех стран (начиная с Ш квартала 2008 г.) снижение прямых иностранных
инвестиций зафиксировано в странах Восточной Европы и СНГ. Снижение абсолютных
показателей в странах Восточной Европы и СНГ было гораздо глубже по сравнению с
совокупным показате- лем и с данными по развитым и развивающимся странам, но в
относительных величинах по итогам января - марта 2009 г. прямые иностранные
инвестиции по отношению к максимальным показателям П квартала 2008 г. снизились
приблизительно в 2 раза.
В сегменте портфельных
инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2009 г., отмечено снижение по
сравнению с 2008 г. на 37,7%.
При этом в их структуре
отмечается снижение удельного веса инвестиций в акции и паи, которые до
последнего времени составляли основную массу портфельных иностранных инвестиций
(2007 г. -95,5% объема портфельных инвестиций, 2008 г. - 79,6%, 2009 г. -
42,9%).
Прочие инвестиции в 2009
г. по отношению к соответствующему периоду 2008 г. снизились на 13,5%. Доля
торговых кредитов в структуре прочих вложений по итогам 2009 г. осталась на
уровне 2008 г. и составила 21,4% (2008 г. - 21,5%). По срокам привлечения
средств доля кредитов сроком свыше 6 месяцев осталась на уровне 67,9% (2008
г.-68,1%).
Таким образом, по
сравнению с предыдущим годом в 2009 г. структура иностранных инвестиций в
российскую экономику претерпела некоторые изменения.
В 2009 г. иностранные
инвестиции в промышленности снизились почти на 1/3 и составили 40,3% общего
объема поступлений иностранных инвесторов в российскую экономику.
После двукратного падения
инвестиций в торговлю в 2008 г. в 2009 г. иностранные вложения в торговлю
сократились на 4,7%, при этом их доля в общем объеме иностранных вложений
повысилась до 27,5%. Особенностью 2009 г. явилось восстановление положительной
динамики иностранных инвестиций в транспорт и связь после их сокращения на
27,5% в предыдущем году. Иностранные инвестиции в трубопроводный транспорт в
2009 г. составили 9,0 млрд долл. и в 3,2 раза превысили уровень благополучного
2007 г.
Динамичный рост
иностранных инвестиций в связь в 2009 г. в 5,1 раза по сравнению с предыдущим
годом не только полностью компенсировал снижение 2008 г., но и обеспечил
расширение инвестиционного потенциала на 20% относительно 2007 г.
В результате доля
транспорта в структуре иностранных инвестиций в 2009 г. повысилась до 12,0%
против 3,4% в 2008 г. и 2,8% в 2007 г., а доля связи - соответственно до 4,5%
против 1,3 и 2,7%
Мировой кризис, начавшийся
с проблем с ипотекой в США, оказал существенное влияние на сектор недвижимости.
Во многих странах отмечались двухзначные темпы падения цен на недвижимость в
годовом исчислении. Все это привело к снижению интереса инвесторов к вложениям
в сферу российской недвижимости. В 2009 г. иностранные вложения в операции с
недвижимым имуществом сократились почти в 2 раза (приложение 2).
В структуре иностранных
инвестиций в промышленность по итогам 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечено
снижение на 16,7% вложений в добычу полезных ископаемых (в 2008 г. снижение
составляло 28,7%). Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли снизились на
34,5% (в 2008 г. рост инвестиций в обрабатывающую промышленность составил
6,2%). В обрабатывающей промышленности почти на 40% снизились инвестиции в
пищевую промышленность, на 37,6% - в химическое производство, составив 2,4 млрд.
и 1,6 млрд. долл. соответственно. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке
металлов иностранные вложения в металлургию в 2009 г. по сравнению с
аналогичным периодом предыдущего года снизились в 3,2 раза, составив 4,5 млрд.
долл.
Прямые и портфельные
инвестиции в промышленность сократились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на
44,1 и 41,2%. Прочие вложения в промышленность также снизились по отношению к
предыдущему году на 29,5%. Таким образом, удельный вес прочих инвестиций в
промышленность вырос с 71,1% в 2008 г. до 75,6% в 2009 г., доли прямых и
портфельных инвестиций за данный период снизились с 26,6 и 2,3% до 22,4 и 2,0%
соответственно.
В структуре иностранных
инвестиций по видам экономической деятельности в промышленности также были
отмечены изменения.
В сфере добычи полезных
ископаемых прямые инвестиции снизились на 36,2% до 3,2 млрд долл., что привело
к сокращению их доли в совокупных вложениях в данную отрасль по итогам 2009 г.
до 30,7% (2008 г. - 40,2%).
Доля прочих вложений в
добычу, снижение которых по итогам 2009 г. оценивается в 7,2% (до 6,8 млрд
долл.), увеличилась до 65,8% (2008 г. - 59,0%).
В обрабатывающей
промышленности в 2009 г. основная часть также пришлась на прочие вложения,
которые по сравнению с 2008 г. снизились на 35,5%, составив в итоговых
показателях инвестиций в обрабатывающую промышленность 80,6% (2008 г. -81,9%).
Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли за рассматриваемый
период снизились на 30,7%. Удельный вес прямых вложений в обрабатывающую
промышленность вырос по итогам 2009 г. до 18,5% (2008 г. - 17,5%).
В географической структуре
иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2009 г., сохранили
свои позиции в качестве крупных экспортеров капитала Нидерланды и Люксембург. В
2009 г. наибольший объем - 11,7 млрд долл. (14,3% общего объема иностранных
инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период) был направлен
из Люксембурга, из Нидерландов поступило 11,6 млрд долл. (14,2%).
В первую тройку лидеров -
поставщиков капитала по итогам прошедшего года вошел Китай, вложения которого в
российскую экономику составили 9,8 млрд долл. В то же время США не вошли даже в
первую десятку крупнейших экспортеров капитала в РФ по результатам 2009 г.
В 2009 г. наибольший рост
инвестиций отмечен из Японии - в 3,5 раза по отношению к 2008 г. (до 3,0 млрд
долл.), вложения из Люксембурга выросли на 65,7%. В то же время инвестиции с
Кипра снизились в 2,4 раза, из Великобритании - в 2,3, из Франции - в 2,5, из
Ирландии - в 3,9 раза. Вложения из Нидерландов снизились на 20,0%, из Германии
- на 31,3%. Различия в динамике инвестиций привели к изменению географической
структуры иностранных инвестиций в российскую экономику.
По состоянию на конец 2009
г. накопленный иностранный капитал без учета органов денежно-кредитного
регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые
инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 268,2 млрд долл., что на 1,4%
выше соответствующего показателя на начало года. Негативным является тот факт,
что прямые накопленные инвестиции за год сократились на 13,4 млрд долл. Однако
сокращение накопленных прямых инвестиций отмечалось в I квартале 2009 г. (на
27,2 млрд долл., или на 22,2%, за квартал) и во П квартале 2009 г. (на 180 млн
долл., или на 0,2%). Во 2-м полугодии прошедшего года накопленные прямые
иностранные инвестиции, наоборот, росли, увеличившись за полугодие на 14 млрд
долл. (на 14,7%).
По итогам 2009 г. в общем
объеме накопленных иностранных инвестиций лидируют Кипр, Нидерланды,
Люксембург, Великобритания и Германия, доля которых составила 59,1% (в 2008 г.
- 70,3%). В то же время доля первой пятерки стран-инвесторов в сегменте
портфельных инвестиций увеличилась до 85,0% (в 2008 г. - 75,3%), в структуре
прямых и прочих инвестиций она снизилась до 61,8 и 55,3% (в 2008 г. - 73,4 и
57,6%) (приложение 3).
В структуре иностранных
инвестиций, накопленных на конец 2009 г., преобладают прочие инвестиции, на
которые пришлось 55,5%. Аналогичный показатель для прямых иностранных
инвестиций составил 40,6%.
В 2010 г., по прогнозам
Минэкономразвития, восстановление потоков иностранных инвестиций в российскую
экономику продолжится. Так, в конце декабря 2009 г. агентство S&P
пересмотрело прогноз кредитного рейтинга России с «негативного» на
«стабильный», подтвердив валютный рейтинг на уровне «ВВВ». В конце января 2010
г. международное рейтинговое агентство Fitch также сохранило рейтинг России на
уровне «ВВВ», пересмотрев прогноз по рейтингу с «негативного» на «стабильный».
3. Инвестиционная
привлекательность ХМАО
Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее
динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным
климатом.
Специфика экономики
округа связана с развитием топливно-энергетического комплекса.
Округ занимает 1-е место
среди регионов Российской Федерации по добыче нефти, по объему промышленного
производства, производству электроэнергии; 2-е место по добыче природного
газа, объему инвестиций в основной капитал и объему поступлений налогов в
бюджетную систему РФ; 3-е место по естественному приросту населения.
Валовый региональный
продукт в 2009 году составил 1846,9 миллиардов рублей, объем инвестиций в
основной капитал - 454,3 млрд.руб.
В 2009 году на фондовой
бирже ММВБ был успешно размещен облигационный заем автономного округа на сумму
6 млрд. рублей в целях финансирования дефицита регионального бюджета. При этом
спрос превысил предложение почти в 3 раза и составил 17 млрд. руб.
Последовательность и
непрерывность позитивных экономических преобразований, плодотворное
сотрудничество власти и бизнеса, развитая инфраструктура сопровождения
инвестиций обуславливают высокую инвестиционную привлекательность Югры для
российских и зарубежных партнеров.
3.1 Законодательство в
инвестиционной сфере
Неотъемлемой частью
проводимой инвестиционной политики Правительства Югры является развитая система
нормативно-правовых актов в этой сфере.
Так, с 2007 года в
регионе реализуется Программа государственной поддержки подготовки и (или)
реализации приоритетных инвестиционных проектов автономного округа. Программой
предусмотрены различные виды государственной поддержки инвестиционных проектов.
На сегодняшний день наиболее востребованными являются:
·
предоставление
бюджетных инвестиций;
·
предоставление
субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым
заемным средствам;
·
предоставление
субсидий на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей и
объектов инженерной инфраструктуры.
В настоящее время
наблюдается замедление темпов оказания государственной поддержки инвестиционных
проектов, связанное с сокращением бюджетного финансирования Программы
автономного округа. В этих условиях ведется работа по развитию альтернативных
механизмов государственной поддержки, основным из которых является
предоставление государственных гарантий автономного округа.
Еще одним видом
государственной поддержки, не требующим прямого вложения бюджетных средств,
являются налоговые льготы (предоставление отсрочек, рассрочек и инвестиционных
налоговых кредитов; предоставление льгот по налогу на прибыль организаций,
налогу на имущество организаций и транспортному налогу).
3.2 Сферы экономики,
перспективные для привлечения инвестиций
В стратегической
перспективе до 2020 года автономный округ стоит перед объективной
необходимостью выработки политики, обеспечивающей структурное изменение и
модернизацию экономики.
Принимая во внимание, что
в Югре созданы все условия для развития инноваций, постепенного усложнения
структуры экономики, развития “не нефтяных” сфер деятельности, а также огромную
значимость вклада северных территорий в целом, и Югры в частности, в ускорение
экономического роста и диверсификацию экономики страны, в настоящее время
особое внимание уделяется развитию территориально-производственных комплексов
(кластеров), как точек роста экономики округа и страны в целом.
В настоящее время на
территории региона развиваются 4 основных кластера:
·
Нефтегазохимический
кластер;
·
Лесопромышленный
кластер;
·
Горнорудный
кластер;
·
Инновационно-технологический
кластер.
Реализация инвестиционных
проектов в рамках данных кластеров позволит обеспечить устойчивость экономики
округа в первую очередь за счет радикального повышения эффективности работы
сферы услуг, реального и инфраструктурного сектора экономики.
3.3 Приоритетные
инвестиционные проекты
В 2007 году
Правительством Югры утвержден Реестр приоритетных инвестиционных проектов
автономного округа. Документ определяет основные инвестиционные проекты в
различных направлениях развития экономики – от нефтегазохимии и энергетики до
здравоохранения, образования и сферы услуг.
Кроме того, утвержден
Реестр инвестиционных паспортов площадок (земельных участков), выделяемых для
реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры.
По заказу Правительства
автономного округа разработана Информационно-справочная система “Инвестиционные
площадки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”, представленная на сайте www.investhmao.ru. Система предназначена для накопления,
отображения и поиска данных об инвестиционных проектах (площадках) автономного
округа на основе web- и мультимедиа- решений.
Потенциальные инвесторы
могут получить в Системе расширенную информацию об инвестиционных площадках,
указав интересующие параметры.
3.4 Развитие
государственно-частного партнерства
В условиях необходимости
оптимизации и перераспределения нагрузки на бюджет автономного округа при
реализации инфраструктурных проектов большое значение приобретают механизмы
реализации инвестиционных проектов с использованием принципов
государственно-частного партнерства. В этой связи в настоящее время ведется
работа по формированию региональной законодательной базы по данному
направлению.
В 2009 году
Правительством автономного округа было подписано соглашение с Государственной
корпорацией “Банк развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)”. В рамках подписанного соглашения ведется активная работа по
созданию Регионального центра государственно-частного партнёрства,
адаптированного под действующую в автономном округе систему реализации
проектов.
Сейчас рассматривается
возможность заключения подобного соглашения с Министерством регионального
развития РФ. Данное соглашение положит основу для плодотворного сотрудничества
в области развития региональной инвестиционной политики. Указанный документ
позволит начать взаимодействие с Министерством по вопросам методологического
содействия при формирования нормативной правовой базы, вопросам оценки и
рассмотрения перспективных инвестиционных проектов, которые могут претендовать
на участие в финансировании государственных институтов развития инвестиционной
деятельности.
Заключение
Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив инвестиционную привлекательность России, в заключении скажем немного и о том, зачем России необходим благоприятный инвестиционный климат. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Иностранный капитал может принести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлечение национальных
и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской
экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь,
позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также
создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на
экономическом росте страны.
Современный этап
экономического развития России характеризуется целым рядом позитивных
изменений, благодаря которым наблюдается улучшение инвестиционного климата в
стране. Несомненным достижением является присвоение России рейтинговым
агентством Moody’s инвестиционного рейтинга, хотя ведущие агентства Standard & Poor’s и Fitch все еще рекомендую вкладывать
средства в Россию только с целью проведения спекулятивных операций.
Следовательно, оценка международными агентствами инвестиционного климата в
России является достаточно низкой, что требует осуществления целого ряда мер по
улучшению инвестиционного климата в России.
По итогам анализа
макроэкономических условий, влияющих на инвестиционный климат, и современного
политического и экономического состояния России представляется возможным
проведение следующих мероприятий по улучшению инвестиционного климата в России:
обеспечение политической стабильности и последовательности реформ в стране,
проведение мероприятий по дальнейшему сокращению инфляции, налоговое
стимулирование инвестиционной деятельности, развитие фондового рынка и стимулирование
сохранения российского капитала в стране.
В заключение хочется
отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в
значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому
успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию
социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.
Список
литературы
1.
Агапова Т. А.,
Серегина С. Ф. Макроэкономика: уч. под ред. Сидоровича А. В. – М.: Издательство
«Дело и сервис», 2005.
2. Бакалавр: Макроэкономика: электронный
учебник под ред. Думной.- М.: КНОРУС, 2008.
3.
Игошин Н. В. Инвестиции.
Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ,
Финансы, 2006.
4. Инвестиции: электронный учебник под
ред. А. Ю. Андрианова – М.: КНОРУС, 2009.
5. Официальный веб-сайт органов
государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Режим
доступа: http://www.admhmao.ru/invest/index.htm
6.
Рамилова А.
Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования //
Российский экономический журнал, 2003, № 7.
7. Тэпман Л. Н. Риски в экономике. М., 2002.
8. Черкасов В.Е. Международные
инвестиции. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001.
|