Инвестиционная характеристика Республики Башкортостан
В структуре инвестиций в основной капитал наибольший объем
(64,2% от общего объема) представлен в следующих видах экономической деятельности:
обрабатывающие производства – 24,6%, транспорт и связь – 18,0%, добыча полезных
ископаемых – 10,7%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
услуг – 10,9%.
Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической
деятельности представлен в таблице
Таблица. Объем инвестиций в основной капитал
Наименование показателя
2010 год
Справочно: 2009 год в % к итогу
млн.руб.
в % к 2009 году
в % в итогу
Инвестиции в основной капитал – всего
83492,5
65,5
100
100
в том числе по видам экономической
деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
6438,7
89,7
7,7
5,5
из него сельское хозяйство
4754,0
90,9
5,7
4,6
рыболовство, рыбоводство
3,1
В 8,5 р
0,0
0,0
добыча полезных ископаемых
8948,2
61,4
10,7
11,3
в том числе:
добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых
6947,7
68,2
8,3
7,9
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
2001,5
45,3
2,4
3,4
обрабатывающие производства
20535,4
59,3
24,6
26,2
из них:
производство пищевых продуктов, включая
напитки, и табака
766,6
47,3
0,9
1,2
текстильное и швейное производство
38,0
15,4
0,0
0,2
производство кожи, изделий из кожи
и производство обуви
1,3
24,9
0,0
0,0
обработка древесины и производство
изделий из дерева
4,3
33,2
0,0
0,0
целлюлозно-бумажное производство;
издательская и полиграфическая деятельность
66,3
20,8
0,1
0,2
производство кокса и нефтепродуктов
8332,7
59,7
10,0
10,8
химическое производство
6093,2
99,2
7,3
4,7
производство резиновых и пластмассовых
изделий
198,8
128,1
0,2
0,1
производство прочих неметаллических
минеральных продуктов
2414,2
29,7
2,9
6,2
металлургическое производство и
производство готовых металлических изделий
216,5
29,5
0,3
0,5
производство машин и оборудования
480,0
53,7
0,5
0,7
производство электрооборудования, электронного
и оптического оборудования
1220,8
141,3
1,5
0,6
производство транспортных средств и
оборудования
656,1
53,8
0,8
0,9
прочие производства
46,6
65,2
0,1
0,1
производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
5132,6
71,2
6,2
5,9
строительство
1757,9
96,8
2,1
1,5
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования
3950,5
96,3
4,7
3,1
гостиницы и рестораны
97,9
23,0
0,1
0,3
транспорт и связь
15050,0
55,4
18,0
21,6
из них связь
4251,2
92,1
5,1
3,6
финансовая деятельность
1087,7
118,7
1,3
0,7
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
9132,5
65,7
10,9
10,8
государственное управление и обеспечение
военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
2111,3
57,3
2,5
2,9
образование
3806,2
93,1
4,6
3,2
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
3462,8
65,2
4,2
4,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и
персональных услуг
1977,7
63,0
2,4
3,0
Наряду с механизмом государственного и рыночного регулирования
эффективно используется механизм частного – государственного партнерства,
основными документами по применению и развитию которого являются план действий по
развитию частного – государственного партнерства в Республике Башкортостан на 2009
– 2010 годы, а также Положение о частном государственном партнерстве в
Республике Башкортостан, закрепляющее принципы, формы и механизмы партнерства.
На территории Республики Башкортостан реализуется ряд
проектов на основе частного – государственного партнерства, среди которых
организации производства строительных материалов, сельскохозяйственной,
автотранспортной и строительной техники.
В 2010 году в республике продолжалась реализация 78 крупных
инвестиционных проектов с общей суммой привлекаемых инвестиций около 600,0
млрд.рублей и созданием порядка 60 тыс. новых рабочих мест.
Из-за кризиса экономика развивалась в условиях сокращения
кредитных и инвестиционных ресурсов. Это сдерживало реализацию стратегических
целей, в том числе формирование оптимальной структуры высокотехнологичного
промышленного производства. Ухудшилось финансовое положение предприятий. Реализация
ряда инвестиционных проектов приостановлена. В частности, это касается
производства трактора «Толпар»: разработки будут переданы совместному с
концерном AGCO предприятию, которое создается на площадях ОАО «НефАЗ» в
Нефтекамске.Вместе с тем есть и позитивные сдвиги. К примеру, на том же
«НефАЗе» совместно с итальянской компанией «Лаверда» налажено производство
комбайна «Челленджер». В 2010 году будет еще 200: половина пойдет нашим
сельхозпроизводителям, столько же - покупателям за пределы республики.
Наращиваются производственные мощности агропромышленного комплекса, в районах
вводятся новые птицеводческие комплексы, цеха по переработке мяса,
молочно-товарные фермы.
Рейтинги
По данным Национального рейтингового агентства «Эксперт РА»
Республика Башкортостан по рейтингу инвестиционного климата в 2006 – 2007 годах
занимала 8 место и входило в десятку российских регионов с наименьшим интегральным
инвестиционным риском и занимала 3-е место. По результатам рейтинга
инвестиционной привлекательности субъектов РФ, проведенного агентством «Эксперт
РА», Башкортостан в номинации «минимальный экономический риск инвестирования» в
2009-2010 гг. занял первое место, в номинации «высший уровень инвестиционной
привлекательности» - девятое место. Несмотря на то, что по уровню
инвестиционной привлекательности сдал позиции, можно рассматривать как
положительный момент, т.к. в 2009 – 2010 годах Российская экономика столкнулась
с снижением внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на
основные товары российского экспорта. Начало кризиса в мире и России
связывалось в первую очередь с банковской сферой, однако в результате
экономического спада были втянуты почти все отрасли российской экономики.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s 20 апреля 2010 года подтвердило рейтинг ВВ+ республики с прогнозом «стабильный». Хотя еще
по состоянию на 28 августа 2008 года было присвоено по международной шкале на
уровне ВВ с прогнозом «позитивный». По уровню рейтинга Standard & Poor`s
Республика Башкортостан уступает городам Москва, Санкт – Петербург, Ханты –
Мансийскому и Ямало – Ненецкому автономным округам. Впервые в десятку лучших в 2010 году
не попала Республика Татарстан. Они понизили свои рейтинги по пяти из семи
видов риска. В вышеназванном рейтинге тщательно анализируется инвестиционный
климат 83 регионов РФ. В проведении экспертной оценки приняли участие и
зарубежные аналитики – члены Российско-германской внешнеторговой палаты.
Сейчас Башкортостан имеет также долгосрочный кредитный
рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством Moody's на уровне Ва1
(прогноз «стабильный»).
Наличие у региона кредитных рейтингов общепризнанных
международных рейтинговых агентств является необходимым условием для привлечения
заемных средств регионом на внешних финансовых рынках, а также позволяет
привлекать заемные средства наравне с другими субъектами, имеющими аналогичный
рейтинг. При открытости данной информации о рейтингах, можно судить о степени
развитости экономики региона, об инвестиционной среде, что значительно повышает
инвестиционную привлекательность региона.
Иностранные инвестиции
Накопленный иностранный капитал в экономике республики на
конец 2010 года составил с учетом погашенных кредитов и изъятых инвестиций
505,7 млн.долларов США (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары
США), или 90,6% к соответствующему периоду 2009 года.
Доля прямых инвестиций в накопленном иностранном капитале
составляет 56,8%, портфельных инвестиций – 2,5%, прочих инвестиций,
осуществляемых на возвратной основе (торговые и прочие кредиты) – 40,6%.
Графически структура иностранных инвестиций стран- инвесторов
представлена следующим образом.
Объем привлеченного капитала из-за рубежа в экономику
республики в 2010 году составил 169,2 млн. долларов США (включая рублевые
инвестиции). Крупнейшими получателями иностранных инвестиций являются ООО
«Ласселсбергер», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», Уфимское ЗАО «Ингеохолдинг», ООО
«Стройинвестменеджмент», ОАО «Уфанет».
Кроме того, поступило иностранных инвестиций от резидентов РФ
в основном через банки и дочерние организации фирм на сумму 159,3 млн. долларов
США.
Привлечение передовой техники, новых технологий, возможность
перевооружения и создание новых рабочих мест вызывают высокий интерес к прямым
инвестициям.
Динамика объема иностранных инвестиций, поступивших в республику,
представлена в таблице.
Таблица. Объем иностранных инвестиций, поступивших в республику
Башкортостан за 2003 – 2010 годы (тыс.долларов США)
Наименования показателя
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Всего инвестиций
20547,9
40187,7
91073,2
242734,1
61276,6
319617,1
178004,6
169248,6
в % к предыдущему году
69,3
в 2,0 раза
в 2,3 раза
в 2,7 раза
25,2
в 5,2 раза
55,7
95,1
из общего объема инвестиций:
прямые инвестиции
8995,0
766,0
89004,5
51464,9
32230,1
125154,5
105448,1
68674,7
портфельные инвестиции
451,7
1,7
1528,5
3788,8
4548,9
3952,7
3605,9
16271,4
прочие инвестиции
11101,2
39420,0
540,2
187480,4
24497,6
190509,9
68950,6
84302,5
Структура иностранных инвестиций представлена в таблице.
Таблица. Структура иностранных инвестиций по видам
инвестирования (в % к итогу)
Наименования показателя
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Всего инвестиций,
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе:
прямые инвестиции
43,8
1,9
97,7
21,2
52,6
39,2
59,2
40,6
портфельные инвестии
2,2
0,0
1,7
1,6
7,4
1,2
2,0
9,6
прочие инвестиции
54,0
98,1
0,6
77,2
40,0
59,6
38,8
49,8
Успешно реализуются проекты с участием французских,
австрийских, голландских и итальянских капиталов, направленных на открытие
конкурентоспособных производств и повышение инвестиционного потенциала региона.
Французский концерн «Сен- Гобен» строит завод по производству гипсокартона в
муниципальном районе Уфимский район. Австрийской компании «Ласселсбергер» в
феврале 2010 года введена первая очередь завода по производству керамической
плитки. ОАО «НефАЗ» совместно с голландской фирмой «VDL» организовано производство пассажирских автобусов и
совместно с итальянской фирмой «Лаверда», входящей в международную компанию «AGCO», сборочное производство комбайнов
«Челленджер – 647» с последующей локализацией изготовления агрегатов и узлов на
промышленных предприятиях республики.
В среднесрочной перспективе ожидается значительный приток
иностранного капитала в сферу обрабатывающих производств, торговли,
строительстве, а также на развитие транспортной инфраструктуры.
Главное конкурентное преимущество республики - не только
уникальное географическое положение на границе Европы и Азии, на пересечении
важнейших водных, железнодорожных, трубопроводных и автомобильных магистралей,
связывающих европейскую часть страны с Уралом, Сибирью и среднеазиатскими
государствами. Также республику отличает наличие крупных производств и
передовых технологий в топливной, химической и нефтехимической отраслях,
машиностроении; высокая производственная активность агропромышленного
комплекса; устойчивая финансовая система; развитый многопрофильный
научно-образовательный комплекс.
Факторы, сдерживающие инвестиционную деятельность в стране
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и
иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,
несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих
проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.
Распределение организаций, осуществляющих деятельность по
добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и
распределении электроэнергии, газа и воды по оценке факторов ограничивающих
инвестиционную деятельность представлена в таблице.
Таблица. Распределение организаций по оценке факторов,
ограничивающих инвестиционную деятельность. (по материалам выборочных
обследований инвестиционной активности организаций); в процентах от
общего числа организаций)
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность
Недостаточный спрос на продукцию
10
21
14
10
15
21
17
11
18
Недостаток собственных финансовых средств
41
53
68
66
60
65
63
59
63
Высокий процент коммерческого кредита
47
35
31
31
30
31
28
27
26
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных
проектов
39
31
24
23
17
17
12
14
15
Инвестиционные риски
35
33
27
26
24
25
28
29
27
Неудовлетворительное состояние технической базы
18
19
14
14
12
9
8
8
7
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал
8
14
10
18
11
14
13
12
8
Неопределенность экономической ситуации в стране
49
35
29
19
20
18
14
11
33
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные
процессы
36
30
22
17
21
17
13
18
10
Наибольший удельный вес получили такие факторы, как
недостаток собственных средств. Если в 2001 году проблемой привлечения заемных
средств являлся высокий процент получения кредита и ее сложность, то к 2009
году ситуация значительно улучшилась, предприятия, которых затрагивала данная
проблема сократилось в 2 раза. Заметно возросло число предприятий, которых
останавливает неопределенность экономической ситуации в стране, это естественно
в эти годы. С каждым годом все больше предприятий оснащены передовыми
технологиями, достигнута автоматизация технического процесса, увеличивается
выпуск высокотехнологической продукции. Также заметно совершенствование,
начиная с 2005 года нормативно – правовой базы, регулирующая инвестиционные
процессы, можно предположить, что все больше учитываются интересы инвесторов.
В республике Башкортостан инвестиционную активность
ограничивают следующие факторы:
- полупродуктовая направленность хозяйственной структуры,
недостаточное разнообразие видов деятельности, выпускающих продукцию конечного
потребления, с высокой долей добавленной стоимости;
- недостаточный уровень развития инвестопроводящей
инфраструктуры;
- наличие некоторых административных барьеров;
- недостаточный уровень информированности потенциальных
инвесторов о возможностях и преимуществах инвестирования в республике.
Законодательное обеспечение
В Республике Башкортостан проводится планомерная работа по
принятию нормативных правовых актов, регулирующих и конкретизирующих
инвестиционную деятельность с учетом особенностей региона.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «Об
иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» разработана
система мер, позволяющая коммерческим организациям с иностранными инвестициями,
зарегистрированным на территории республики, получать льготы по налогу на
прибыль и налогу на имущество в части, подлежащей зачислению в республиканский
бюджет, а также возмещать часть процентных ставок по привлекаемым кредитам.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на
территории республики Указом Президента Республики Башкортостан от 3 июля 2008 года №УП-304 учреждены ежегодные премии Президента Республики Башкортостан
«За эффективную инвестиционную деятельность». Однако, выдвижение предприятий со
стороны, как предприятий, республиканских органов исполнительной власти, так и
муниципальных образований ведется не на активном уровне.
Для создания системы привлечения инвестиционных ресурсов в
приоритетные для республики сферы, а также для координации взаимодействия всех
участников инвестиционного процесса и формирования эффективной инвестиционной
политики постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2009г. № 422 принята Концепция инвестопроводящей системы в Республике Башкортостан на
период до 2015 года, а Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2010г. № 257 утвержден План мероприятий по ее реализации.
Для достижения поставленных инновационных целей в республике
принят и реализуется ряд концептуальных документов, таких как Закон «Об
инновационной деятельности в Республике Башкортостан», Указ Президента
Республики Башкортостан «О мерах государственного стимулирования инновационной
деятельности в Республике Башкортостан».
В 2009-2010 гг. в части поддержки и развития инновационной
деятельности принято более 50 нормативно-правовых и распорядительных актов.
В ходе заседания Совета законодателей России по вопросу «О
законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектов
РФ», который состоялся 9 ноября 2010 года под руководством Председателя Совета Федерации С.Миронова было отмечено, что Республика Башкортостан занимает
лидирующие позиции в законодательном обеспечении развития инновационной
деятельности.
На комитете Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики
Башкортостан «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», который
предусматривает дополнительные меры оказания содействия и государственной
поддержки инновационных процессов в Республике Башкортостан, в части
субсидирования затрат субъектов инновационной деятельности, производящих и
реализующих товары, расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях,
на страхование при реализации инновационных проектов.
В республике принята Республиканская целевая инновационная
программа, реализация мероприятий которой нацелены на ускорение процесса
увеличения численности инновационных предприятий и объема выпускаемой ими
продукции.
Освоено более 48 млн. рублей средств бюджета выделенных на
реализацию Программы в 2010 году. Оказана финансовая поддержка из бюджета
Республики Башкортостан около 50 субъектам инновационной деятельности.
Заключение
Привлечение в широких масштабах
национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально
ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения,
в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только
совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и
интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Социально – экономические процессы прошедшего 2010 года
характеризовались, с одной стороны, достойным противостоянием вызовам мирового
финансово – экономического кризиса, с другой, обозначили нерешенные в
докризисный период проблемы, в первую очередь, связанные с зависимостью от
внешней конъюнктуры, слабой диверсификацией экономики, дефицитом долгосрочных
инвестиционных ресурсов.
Основные направления дальнейшего развития Республики
Башкортостан в сложившихся условиях ориентированы на продолжение реализации
антикризисных мероприятий, обеспечение выхода на траекторию устойчивого
социально – экономического развития путем модернизации, повышения эффективности
и конкурентоспособности, роста инновационной составляющей экономики, увеличения
объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирования развития
новых технологий, улучшения условий жизни граждан и качества социальной сферы.
В Республике Башкортостан проводится планомерная работа по
принятию нормативных правовых актов, регулирующих и конкретизирующих
инвестиционную деятельность с учетом особенностей региона.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «Об
иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» разработана
система мер, позволяющая коммерческим организациям с иностранными инвестициями,
зарегистрированным на территории республики, получать льготы по налогу на
прибыль и налогу на имущество в части, подлежащей зачислению в республиканский
бюджет, а также возмещать часть процентных ставок по привлекаемым кредитам.
Республика Башкортостан по итогам XIV рейтинга инвестиционной
привлекательности регионов России признан регионом с минимальным экономическим
риском инвестирования. В номинации «Минимальный экономический риск
инвестирования» Республике Башкортостан присуждено первое место в Российской
Федерации. Кроме того, Башкортостан эксперты определили в числе 10 регионов с
высшим уровнем инвестиционной привлекательности.