Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса
действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе
исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и
налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики
налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства
кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый
бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого
бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах
фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом
представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в
котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по
обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному
распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных
доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий,
финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета
составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается
исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий
детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного
бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам
бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и
направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные
органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному
распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной
классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов,
смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов
бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие
кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое
исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по
зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется
либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором
открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования
мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей
и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20
дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных
ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы
ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих
распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления
утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные
банки (для местных бюджетов).
Бюджетное обязательство - это оформленное
бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании
доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они
имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных
обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей
бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных
обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления
установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие
обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами
с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.
Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения
исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в
финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.
Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств
бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу
юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств
является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым
органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных
подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с
бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет
собой кассовый бюджетных расход.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение
федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ
образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе
государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его
исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование
межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и
обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской
Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального
бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация
поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств,
выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных
ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на
Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения
Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в
системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений
в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным
казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и
управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской
федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и
закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый
счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства
находится в Центральном банке Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам
включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет
Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным
бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм
доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального
бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает
осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в
себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение
и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств
федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины
расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в
уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть
осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным
распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение
плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение
поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к
неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более
чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять
решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении
режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим
сокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение
поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к
неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более
чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести
режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения
расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также
размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той
же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов,
включенных в адресную инвестиционную программу.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении
бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного
самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета,
осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно
заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации
или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.
В установленном порядке финансовые органы представляют
квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы
власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный
орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета
подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об
исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
Орган представительной власти принимает решение по отчету об
исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего
контрольно-счетного органа.
Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие
исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным
ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов,
соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении
отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным
органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской
Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и
привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов
Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают
ответственность исполнительного органа перед представительным (досрочное
прекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительный
орган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного
органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнении
бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.
удельный вес каждого из видов налоговых доходов и налоговых
доходов в целом относительно ВВП;
номинальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП;
реальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП;
По результатам расчетов заполнить таблицу 1.
2. Провести сравнительный анализ рассчитанных показателей и
их динамики за 2000-2003 гг., оценить изменение налоговых доходов относительно
ВВП.
3. Сформулировать выводы об уровне развития национальной
хозяйственной системы, изменениях фискальных функций государства, тенденциях
прямого и косвенного налогообложения, а также перспективах развития
государственных финансов. При любой оценке обосновать свою позицию.
Решение:
1. Рассчитаем структуру налоговых доходов бюджета, данные
занесем в таблицу 1.
Таблица 1. Структура налоговых доходов бюджета 2000 - 2003
гг.
Статьи доходов бюджета
2000
2001
2002
2003
млрд. руб.
уд. вес в доходах
млрд. руб.
уд. вес в доходах
млрд. руб.
уд. вес в доходах
млрд. руб.
уд. вес в доходах
НДС
342
57,77
472
48,56
912
60,32
972
35,71
Акцизы
100
16,892
212
21,81
182
12,04
122
4,482
Таможенные пошлины
102
17,23
172
17,7
192
12,7
220
8,082
Налоговые доходы бюджета
592
100
972
100
1512
100
2722
100
ВВП
4000
*
3950
*
3750
*
2950
*
Инфляция, %
18
*
12
*
12
*
11
*
Для более наглядного представления об изменении структуры
расходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму:
как видно из расчетов, в суммарном выражении налоговые
доходы бюджета выросли как по видам (кроме поступлений в виде акцизов), так и в
общем;
в абсолютном выражении удельный вес поступлений по налогу на
добавленную стоимость к 2003 г. по сравнению с 2000 г. в общей сумме налоговых
поступлений бюджета снизился с 57,77% до 35,71%, т.е. на 22,06 пункта; удельный
вес от поступления акцизов - на 12,41 пункта, с 16,892% до 4,482%; таможенных
пошлин - на 9,148 пункта, с 17,23% до 8,082%;
все исследуемые виды налоговых поступлений бюджета (НДС,
акцизы, таможенные пошлины) - являются косвенными налогами, т.е. включаются в
стоимость товара, ложась таким образом, на конечного потребителя. Преобладающая
доля косвенных налогов над прямыми говорит о социальной незащищенности граждан
страны, слабом развитии государства;
за период 2000 - 2003 гг., удельный вес всех видов налоговых
поступлений колебался, но в целом заметна тенденция к снижению доли поступлений
косвенных налогов, каковыми и являются все изучаемые виды налогов, т.е. соответственно
растет доля поступлений от прямых налогов, что говорит о повышении социальной
направленности экономической политики государства и развитии национального
хозяйства.
2. Рассчитаем удельный вес каждого вида налоговых доходов и налоговых
доходов в целом относительно ВВП, данные занесем в табл.2.
Таблица 2. Структура
налоговых доходов бюджета в ВВП за 2000 - 2003 гг.
Статьи доходов бюджета
2000
2001
2002
2003
млрд. руб.
уд. вес в ВВП
млрд. руб.
уд. вес в ВВП
млрд. руб.
уд. вес в ВВП
млрд. руб.
уд. вес в ВВП
НДС
342
8,55
472
11,95
912
24,32
972
32,95
Акцизы
100
2,5
212
5,367
182
4,853
122
4,136
Таможенные пошлины
102
2,55
172
4,354
192
5,12
220
7,458
Налоговые доходы бюджета
592
14,8
972
24,61
1512
40,32
2722
92,27
ВВП
4000
100
3950
100
3750
100
2950
100
Инфляция,%
18
*
12
*
12
*
11
*
Для более наглядного представления об изменении структуры
расходов, на основании расчетных данных таблицы 2, построим диаграммы:
как видно из расчетов, все налоговые доходы бюджета имеют
тенденцию к увеличению удельного веса в общем объеме ВВП.
удельный вес налоговых доходов в целом бюджета в ВВП
достаточно резко возрастает в 2003 г. - практически в два раза, доля общих
налоговых поступлений с 2000 г. к 2003 г. выросла с 14,8% до 92,27%, в
количественном выражении этот показатель составил 2130 млрд. руб. или 77,47%.
за период 2000 - 2003 гг. произошло значительное сокращение
общего объема неналоговых поступлений и их доли в ВВП, что напрямую связано со
снижением физического объема ВВП. В структуре неналоговых доходов бюджета РФ
наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности и от
сдачи в аренду государственного имущества, следовательно, наметившаяся
тенденция к их снижению требует самого пристального внимания государства и
принятия срочных мер по исправлению положения, например проведение
инвентаризации и переоценки федерального имущества, основных производственных
фондов.
3. Рассчитаем абсолютный прирост показателей налоговых
доходов бюджета и ВВП в 2003 г. по сравнению с 2000 г. табл.3.
Как видно из таблицы 3, налоговые доходы бюджета от
поступления НДС выросли на 630 млрд. руб. или на 184,21%, доходы от поступления
акцизов и таможенных пошлин возросли на 22 и 118 млрд. руб. соответственно, что
составляет 22% и 115,69% по сравнению с 2000 г., налоговые поступления в целом
выросли на 2130 млрд. руб. или на 359,8%.
Уровень ВВП в 2003 г. по сравнению с 2000 г. снизился на
1050 млрд. руб. или на 26,25%;
Таблица 3. Абсолютное изменение показателей в 2003 г.
Статьи доходов бюджета
2000
2003
млрд. руб.
млрд. руб.
Абсолютное изменение
В%
НДС
342
972
630
184,21
Акцизы
100
122
22
22
Таможенные пошлины
102
220
118
115,69
Налоговые доходы бюджета
592
2722
2130
359,8
ВВП
4000
2950
-1050
-26,25
4. Рассчитаем номинальные темпы прироста налоговых доходов
бюджета и ВВП. Номинальные - в текущих ценах каждого года, данные представим в
табл.4, Темп прироста рассчитаем как разницу между соответствующим темпом роста
и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр= (yi/yi-1) *100%;
Таблица 4. Номинальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг.
Статьи доходов бюджета
2000
2001
2002
2003
млрд. руб
млрд. руб
Т. Пр.
млрд. руб
Т. Пр.
млрд. руб
Т. Пр.
НДС
342
472
38,012
912
93,22
972
6,579
Акцизы
100
212
112
182
-14,2
122
-32,97
Таможенные пошлины
102
172
68,627
192
11,63
220
14,58
Налоговые доходы бюджета
592
972
64,189
1512
55,56
2722
80,03
ВВП
4000
3950
-1,25
3750
-5,06
2950
-21,33
Инфляция,%
18
12
*
12
*
11
*
5. Рассчитаем реальные темпы прироста налоговых доходов
бюджета и ВВП. Реальные - скорректированные с учетом уровня цен (инфляции), т.е.
данные каждого года разделим на соответствующий индекс цен (табл.5);
при расчете данных для 2002 и 2003 гг. уровень инфляции
будет считаться как сумма предыдущих уровней к уровню цен 2000 г.
в сопоставимых ценах к 2003 г. по сравнению с 2000 г. наблюдается
рост поступлений по налогу на добавленную стоимость и таможенных пошлин, сборы
в виде акцизов уменьшились;
Таблица 5. Реальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг.
Статьи доходов бюджета
2000
2001
2002
2003
млрд. руб.
млрд. руб.
Т. Пр.
млрд. руб.
Т. Пр.
млрд. руб.
Т. Пр.
НДС
342
421,43
23,225
735,5
74,52
720
-2,107
Акцизы
100
189,29
89,29
146,8
-22,45
90,37
-38,44
Таможенные пошлины
102
153,57
50,559
154,8
0,801
163
5,297
Налоговые доходы бюджета
592
867,86
46,598
1219
40,46
2016
65,38
ВВП
4000
3526,8
-11,83
3024
-14,26
2185
-27,74
Инфляция,%
18
12
*
12
*
11
*
Полученные данные представим в виде диаграммы:
данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп
прироста налоговых доходов бюджета составляет 50,8% за год ( (46,6+40,5+65,4) /3),
т.е. можно ожидать, что в 2004 г. они составят 4083 млрд. руб., также наблюдается
тенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышении
эффективности бюджетной политики;
данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп
прироста ВВП составляет -17,94% за год ( (11,83+14,26+27,74) /3), т.е. в 2004 г.
можно ожидать, что ВВП составит 2420,77 млрд. руб.;
в целом налоговые доходы бюджета сохранят тенденцию к
увеличению своего удельного веса в общем объеме ВВП;
уменьшение величины ВВП в сопоставимых ценах нельзя считать
положительным фактом, тем более с одновременным уменьшением неналоговых доходов
бюджета, что говорит о возможной дестабилизации политической и экономической
ситуации в стране и снижении уровня развития национальной хозяйственной системы.