Использование лизинга в энергетическом секторе
— привлечение частных инвестиций в высокотехнологичный сектор
экономики;
— повышение эффективности использования результатов научной и
научно-технической деятельности, в том числе интеллектуальной собственности.
Важной инновационной задачей является использование объектов
промышленной собственности с использованием лизинга, как одного из наиболее
эффективного организационно-финансового механизма внедрения энергосберегающих
технологий производства электроэнергии.
Электроэнергетика - одна из самых капиталоемких отраслей
промышленности и поэтому для ее функционирования требуются крупные инвестиции.
Ранее строительство крупных производителей электрической и тепловой энергии
осуществлялось, как правило, за счет Минэнерго СССР либо за счет профильных
министерств.
Современный электроэнергетический комплекс России был создан
в период с 1950-х годов до конца 80-х годов XX века, когда развитие энергетики
шло темпами, опережающими остальные отрасли промышленности. При росте
национального дохода за этот период в 6,2 раза возможность производства
электроэнергии выросла более чем в 10 раз.
Начиная с 1990 г. ситуация изменилась. Ограниченные
государственные ресурсы не удовлетворяют требованиям замены морально и
физически устаревших электрогенерирующих мощностей на современные и более
эффективные.
В новых условиях строительство электростанций представляет
собой задачу непосредственно связанную с конкуренцией. Изыскание, опознание и
реализация инновационных идей служат основой успеха. Совершенствование методов
строительства электростанций и их компонентов зависит от законодательства,
условий рынка и требований, предъявляемых заказчиками, а также от действий
конкурентов. Новые разработки и концепции подвергаются техническим и
экономическим оценкам с точки зрения выгоды заказчиков с тем, чтобы выявить
решения, обеспечивающие самое рентабельное строительство электростанций и их
эксплуатацию.
Проблема технического перевооружения и модернизации
оборудования стоит практически перед каждым предприятием энергетического
комплекса Российской Федерации.
Производственный потенциал электроэнергетики России на данный
момент состоит из электростанций общей установленной мощностью около 216 тыс.
МВт, в том числе АЭС — 22,2 тыс. МВт. и ГЭС — 45 тыс. МВт, остальное — ТЭС и
децентрализованные источники энергии. Энергосистема Российской Федерации
является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергокомпаний.
В производственной отрасли нарастает процесс физического и
морального старения генерирующего оборудования. В настоящее время выработали
ресурс 34 тыс. МВт., что составляет 16% мощности электростанций России, в том
числе ГЭС — 22 тыс. МВт и ТЭС — 12 тыс. МВт. В перспективе произойдет
лавинообразное нарастание объемов выработавшего свой ресурс основного
оборудования. Так, к 2010 г. 104 тыс. МВт, или 50% действующего в это время
оборудования ТЭС и ГЭС, выработает свой ресурс, а к 2020 г. — 150 тыс. МВт, что
составит 70%.
Обновление мощности и обеспечение прироста потребности в
генерирующей мощности возможны за счет следующих основных мероприятий:
o
продление срока
эксплуатации действующих ГЭС, АЭС и значительного количества ТЭС с заменой
только основных деталей и узлов;
o
достройка
объектов, находящихся в высокой степени готовности;
o
сооружение новых
энергетических объектов в дефицитных регионах;
o
техническое
перевооружение ТЭС с использованием технических решений.
Технический прогресс не стоит на месте. На смену паросиловым
установкам приходят газотурбинные технологии. Энергетические компании и
промышленные (энергоемкие) предприятия сталкиваются с выбором — как возможных
источников инвестирования, так и самих механизмов финансирования.
Возможны различные формы привлечения финансовых (капитальных)
ресурсов в электроэнергетику. Ниже представлены основные схемы финансирования:
1.
Собственные
инвестиционные средства.
2.
Прямые
инвестиции.
3.
Выпуск
дополнительных акций (облигаций).
4.
Кредитные
ресурсы.
5.
Бюджетное
финансирование.
6.
Лизинговые схемы.
Собственные инвестиционные средства (самофинансирование). В
отличие от “материнской“ компании, дочерние компании (АО-Энерго) не способны
аккумулировать значительные ресурсы, необходимые для финансирования собственных
инвестиционных проектов. Только некоторые АО-Энерго способны самостоятельно
финансировать энергетические проекты. Одна из проблем такого способа
капитальных вложений — существующая система тарифообразования на оптовом и
розничном рынках электрической энергии. В частности, региональные регулирующие
органы рассматривают инвестиционные вложения как затратные, и поэтому насколько
существенно будет оптимизирована и возможно минимизирована инвестиционная
программа, настолько не подорожает тарифное меню энергокомпаний. То есть в
конечном итоге только финансово-устойчивые компании могут себе позволить
расширение энергетического парка. Главными объектами инвестирования в первую
очередь являются теплогенерирующие объекты. Показательным примером такого
способа капитальных вложений является реконструкция с использованием передовых
технологий и применением современного парогазового оборудования, а также систем
автоматизированного управления технологическими процессами. Возведенная на
Тюменской ТЭЦ-1 парогазовая установка суммарной мощностью 220 МВт является
вторым крупным парогазовым блоком в России. Используемая на смонтированном
блоке технология экологична и позволяет дать большой выигрыш в экономии
топлива. С вводом энергоблока будет обновлена вся инфраструктура станции, что
повысит эффективность и надежность остающегося в работе оборудования и позволит
более быстрыми темпами, с меньшими затратами проводить дальнейшую реконструкцию.
Но, к сожалению, такая форма финансирования является редким примером в практике
энергокомпаний.
Прямые инвестиции. Высокий уровень объема привлечения прямых
инвестиций говорит о доверии инвестора и возможности получения гарантированного
инвестиционного эффекта от проекта. Привлечение потенциальных инвесторов, в
основном западных, — одна из основных стратегических задач РАО “ЕЭС России“.
Активный интерес к российской энергетике проявляют практически все
транснациональные энергетические компании. Вероятнее всего, эти компании
отказываются от инвестирования по следующим причинам: во-первых, неясная
позиция правительства по вопросам реформирования отрасли, и не только
энергетической, но и газовой. Слушания по рассмотрению хода реформирования
электроэнергетики постоянно переносят. И, во-вторых, это форма участия
стратегических партнеров в управлении энергетическими объектами.
В связи с сокращением генерирующих мощностей перед
федеральными электростанциями стоит ключевой вопрос о строительстве или
реконструкции объектов. Готовы также и инвестиционные обоснования, но пока
инвесторы не спешат вкладывать собственные ресурсы.
Отечественные инвесторы тоже готовы участвовать в
финансировании энергетических объектов, правда, только объектов коммунальной
энергетики по ряду причин:
1.
Меньшие
капитальные вложения в отличие от “большой“ энергетики.
2.
Срок окупаемости
от 5 до 10 лет при модифицированной внутренней норме доходности (MIRR) на
уровне 20%. Это, в первую очередь, связано с относительно высокими тарифами,
которые достигают в среднем 1–1,5 руб/кВтч на электрическую энергию и до 600
руб/Гкал на тепловую энергию (в зависимости от региона).
3.
Возможность
участия в управлении региональными (муниципальными) сетевыми объектами. Эти
объекты являются главной целью инвесторов.
4.
Умеренный
политический риск.
Даже при финансировании таких проектов инвестор не
застрахован от:
Обязательной продажи электрической энергии “гарантирующим“
поставщикам (в редакции Проекта Постановления Правительства РФ “Об утверждении
Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период
реформирования электроэнергетики“, п. 92). Для обеспечения эффективности
проекта необходимо заключение долгосрочных контрактов на поставку электрической
и тепловой энергии. В этом вопросе необходима поддержка региональной
администрации.
Сегодня региональные власти стремятся найти способы
привлечения инвестиций. Схема приватизации муниципальных энергетических
объектов нормативно не прописана, поэтому создаваемым администрациями компаниям
передается арендное право на управление активами или право на техническое
обслуживание. Скорее всего, в ближайшее время региональные власти начнут
выставлять на тендеры вышеназванные арендные обязательства на долгосрочной
основе для привлечения стратегических партнеров.
Выпуск дополнительный акций. В настоящее время это, пожалуй,
один из распространенных рыночных способов привлечения дополнительных средств.
В мировой практике указанный способ привлечения инвестиций широко используется.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26 мая 1995 г. №208-ФЗ “Об
акционерных обществах“, выпуск дополнительных акций относится к компетенции
общего собрания акционеров или наблюдательного совета Общества, если уставом
Общества не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета)
Общества.
Однако в российской практике среди акционеров нередко
возникают проблемные ситуации, связанные с выпуском дополнительных акций. Так,
например, в электроэнергетике с одной стороны — РАО “ЕЭС России“ или Российский
фонд федерального имущества, с другой, — миноритарии. Из последних событий
можно вспомнить предложение одного из акционеров начать выпуск дополнительных
акций Красноярской ГЭС в качестве возможного способа привлечения дополнительных
финансовых ресурсов для достройки Богучанской ГЭС. Позиция РАО “ЕЭС России“
была категоричной. Попытки таким способом привлечь инвестиционные ресурсы
вызывают негативную реакцию у государственных органов.
Кредитные ресурсы. Как известно из практики, примерный срок
окупаемости энергопроектов может составлять в среднем от 7 до 30 лет в
зависимости от мощности оборудования и финансовых возможностей рынка продаж
электрической и тепловой энергии. На данном этапе отечественные кредитные
институты могут предоставить только “короткую“ позицию для энергетических
компаний, а также энергоемких предприятий, то есть максимум до 5–7 лет и под
“существенные“ процентные ставки. Причем ставки по кредитам могут достигать
10–15% годовых в валюте. Предприятия в этих реалиях способны только обслуживать
кредит. Можно сделать вывод, что кредитные институты в настоящее время
обеспечивают лишь кредитование текущих обязательств энергетических компаний.
А вот под разработку собственной энергетической стратегии, а
именно — строительство генерирующих мощностей, зарубежные банки уже готовы
предложить свои средства. Примером такого взаимодействия служит семилетний
кредит, выданный Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) ОАО
“Уралкалий“ в размере $75 млн. Часть кредита предоставлена за счет собственных
средств ЕБРР, андеррайтером второй половины займа выступает банк ABN-AMRO.
Средства будут направлены на модернизацию производства, обновление вагонетного
парка “Уралкалия“, а также на реализацию программы развития собственной
генерации. Основную часть займа — $55 млн, “Уралкалий“ направит на
строительство собственной электростанции. Срок окупаемости проектов — 4–5 лет,
как говорится в официальном сообщении.
Бюджетное финансирование. На данном этапе развития рыночных
отношений бюджетное финансирование имеет особое значение для развития
энергетики страны, что характерно для всех промышленно развитых стран.
Например, в странах со слабо развитым рынком капитала без помощи государства
финансирование инвестиционных проектов практически неосуществимо, и поэтому,
например, был бы невозможен выход из кризиса электроэнергетики Испании.
Комплексная экономическая политика государства может обеспечить инвестиционную
привлекательность электроэнергетики. При этом способы возможного
государственного финансирования могут быть совершено разными: от регулирования
денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия в результате
амортизации, высвобождения от налогообложения средств, направленных на
инвестирования в производство, до предоставления широкомасштабных
государственных кредитов на развитие энергетического комплекса. То есть
государство на своем примере могло бы преподать своеобразный пример другим
возможным инвесторам.
Лизинговые схемы финансирования. Более “современный“ способ
привлечения инвестиционных средств. Лизинг является видом инвестиционной
деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у
поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на
определенный срок и на определенных условиях лизингополучателю с последующим
переходом права собственности к лизингополучателю при условии выплаты всех
лизинговых платежей. Лизинг позволяет предприятию, не отвлекая собственные
ресурсы, произвести модернизацию (реконструкцию) основных фондов и получить
новое высокотехнологичное оборудование с одновременной оптимизацией
налогообложения предприятия.
Финансовая аренда (лизинг) в условиях оживления российской
экономики и стабилизации макроэкономической ситуации в стране становится все
более и более востребованным инвестиционным инструментом. Многие российские
предприятия, не имевшие в течение последних 10–12 лет финансовых возможностей
для обновления основных фондов, рассматривая различные варианты организации
финансирования технологического обновления и развития производства, сегодня
останавливают свой выбор именно на лизинге как на наиболее выгодном способе
решения своих инвестиционных задач.
Все же стоит отметить, что институт лизинговых компаний в
России находится в стадии формирования. Сейчас идет процесс накопления
собственных оборотных средств, а также постоянный поиск более “дешевых“ денег
для обеспечения лизинговых операций. Европейские заводы-изготовители
генерирующего оборудования малой мощности (например, Jenbacher AG) уже начинают
предлагать своим клиентам лизинговые схемы финансирования. Хотя можно отметить
тот факт, что в большей степени пользователями лизинговых схем являются
промышленные (энергоемкие) предприятия, а не энергетические компании.
Практическими примерами использования лизинговых схем могут служить следующие
компании: ОАО “Башкирэнерго“, ОАО “Татэнерго“ и ОАО “Новосибирскэнерго“.
В последнее время появились крупные иностранные и российские
лизинговые компании (ЛК). Это заставляет организации искать новые ниши для
развития своей лизинговой деятельности. Сегодня большую актуальность
приобретает лизинг энергетического оборудования. Специалисты считают, что этот
сектор в ближайшее время опередит темпы развития в устоявшихся и довольно
популярных нишах, таких как: транспорт, спецтехника и машиностроительное
оборудование.
Увеличивается число предложений по продаже энергетического
оборудования в лизинг. Здесь активно предлагают свои услуги такие компании, как
ЛК "Техуниверсал", ЛК "ИР ЛИЗИНГ", ЗАО
"Промлизинг", ООО "Траст-Лизинг", ЛК "ЕвразЛизинг".
Рынок лизинга энергоэффективного оборудования только
развивается. Специалисты прогнозируют, что доля этого сегмента в сумме
заключаемых договоров компаний будет расти.
"Рынок лизинга энергосберегающего оборудования находится
в стадии развития, хотя износ основных средств в энергетике и ЖКХ составляет
более 70% и налицо острая необходимость замены устаревшего оборудования",
— говорит Сергей Лебедев, руководитель Краснодарского филиал ООО
"Индепендент Лизинг".
Энергоэффективное оборудование (регулирующие гидроэлеваторы;
клапаны смесительные трехходовые; клапаны запорно-регулирующие; привода к
запорно-регулирующей арматуре; электронные регуляторы температуры;
термодатчики), позволяющее снижать издержки производства, востребовано в
промышленности и сельском хозяйстве, говорят эксперты.
"И крупные и малые предприятия заинтересованы в создании
современного производства. Но малые предприятия плохо осведомлены о выгодах
энергоэффективного оборудования и финансовых инструментах, делающих его
доступным. Между тем переход на такое оборудование — шанс быстро развить
производство", — говорит Алексей Рашевский, директор филиала банка
"Центр–инвест" в Краснодаре.
Лизинг энергетического оборудования имеет серьезный потенциал
роста. Точные прогнозы делать сложно, в первую очередь, это зависит от
активности естественных монополий, в том числе РАО "ЕЭС". Развитию
лизинга энергоэффективного оборудования будет способствовать сильный износ
коммуникаций и энергосетей жилищно–коммунального хозяйства.
Бытует мнение, что применение условий лизинга на рынке
электротехнического оборудования невозможно. Наиболее часто у покупателя
возникает вопрос, связанный со схемой защиты лизинговых компаний от риска
неоплаты по договору: "в случае неуплаты арендной платы за оборудование
лизинговая компания имеет право после второго неплатежа изъять предмет лизинга
и реализовать его на вторичном рынке".
Здесь следует обратить внимание на то, что при составлении
лизингового договора оговариваются условия между лизингополучателем и
лизингодателем. Там учитываются все особенности лизинга энергетического
оборудования и деятельности предприятия лизингополучателя.
Условия предоставления кредита и лизинга все же несколько
различны. При оформлении кредита банк потребует дополнительный залог, что
отсутствует при лизинговой сделке. Здесь залогом является само оборудование.
В качестве примера лизинговой компании, занимающейся лизингом
в области энергетики, можно привести «ИР-Лизинг».
Лизинг энергетического оборудования является приоритетным
направлением деятельности компании "ИР-Лизинг" Реализован ряд
крупнейших проектов по поставке специализированного энергетического
оборудования на ведущие электростанции страны.
Компания "ИР-Лизинг" обеспечивает поставку
региональным предприятиям энергетики полного диапазона сложного,
специализированного оборудования: гидро и газовые турбины, компрессоры,
генераторы, вспомогательное оборудование и т.д. Возможны варианты как единичной
(отдельные узлы и агрегаты электростанций), так и множественной, включающей
дополнительное и вспомогательное оборудование, поставок.
"ИР-Лизинг" предоставляет в лизинг оборудование по
сделкам любой степени сложности по заказу наших клиентов и обеспечивает его
доставку в любой регион России, используя индивидуальный подход и схемы
альтернативного финансирования.
Помимо оборудования в состав проекта могут быть включены
объекты недвижимости. Плотины, главное здание электростанции - всё это может
быть включено в единый лизинговый проект.
В этом случае объектом лизинга становится имущественный
комплекс, включающий в себя прошедший государственную регистрацию объект,
строительства.
Срок договора лизинга зависит от срока амортизации
поставляемого оборудования, так для единичных поставок он составляет от 3-х
лет, для множественных поставок, где в рамках одного договора может быть
поставлено оборудование с разным сроком амортизации, срок договора от 5 до 7
лет. В случае включения в состав договора объектов недвижимости срок договора
лизинга вырастет до 10 лет.
Результатом работы может быть полностью оснащённая и готовая
к работе электростанция любой мощности в любой точке России.
"ИР-ЛИЗИНГ"- партнер ведущих производителей
энергетического оборудования
Эта компания первой реализовала лизинговые проекты на
поставку различного высокотехнологичного оборудования:
-
«Силовые машины»,
на сумму около 21 млн. USD
-
«General
Electric», на сумму около 19 млн. USD
-
Сызранский завод «Тяжмаш»
-
Pratt&Whitney
-
Объединение
"Пермские Моторы"
У нее хорошо отлажены связи с транспортными компаниями,
поэтому доставка оборудования любой сложности, в любое место нахождения, для
нас не представляет трудности.
Также компания "Ир-Лизинг" сотрудничает с
монтажными организациями.
Можно привести крупнейшие проекты в области энергетики данной
лизинговой компании:
1) Бурейская ГЭС
Организация финансирования и поставка по лизингу двух
гидравлических турбин, двух гидрогенераторов общей мощностью 335 МВт для
строящихся энергоблоков №5 и №6. Контракт предусматривает изготовление,
поставку и выполнение работ по монтажу и установке.
Производитель: ОАО «Силовые машины»
Стоимость проекта: USD 112 млн.
Начало реализации проекта: декабрь 2008 г.
Ввод в эксплуатацию: июль и декабрь 2010 г.
2) Калининградская ТЭЦ -2
Организация финансирования и поставка по лизингу различного
оборудования, включая газовую турбину (170 МВт) и два генератора.
Производитель: ОАО «Силовые машины»
Стоимость проекта: USD 125 млн.
Начало реализации проекта: апрель 2007 г.
Ввод в эксплуатацию: ноябрь 2008 г.
3) Калининградская ТЭЦ -1 (Янтарьэнерго)
Поставка по лизингу электротехнического оборудования
российского производства для реконструкции КТЭЦ-1.
Стоимость проекта: USD 1,2 млн.
Начало реализации проекта:июль 2008 г.
Ввод в эксплуатацию: июнь 2009 г.
4) ГТУ-ТЭЦ "Луч" (Белгородэнерго)
Организация финансирования и поставка по лизингу 2-х
газотурбинных установок по 30 МВт.
В рамках проекта: лизинг оборудования, организация
транспортировки, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
Производитель:General Electric (США)
Первая поставка генерирующего оборудования в России
Стоимость проекта: USD 38 млн.
Начало реализации проекта: август 2007 г.
Ввод в эксплуатацию:май 2009 г.
5) Жигулевская ГЭС
Организация финансирования и поставка по лизингу новой
гидротурбины.
В общую стоимость проекта включены услуги по проверке
технического состояния турбины и ее переводу в различные режимы работы.
Производитель:ОАО «Силовые машины»
Стоимость проекта: USD 15 млн.
Начало реализации проекта: октябрь 2005 г.
Ввод в эксплуатацию: апрель 2007 г.
6) ЗАО «Крокус»
Строительство электростанции «под ключ» общей мощностью 33
МВт с возможностью выработки тепла и холода.
В рамках проекта осуществляются: проектирование, организация
строительных работ, поставка газопоршневых агрегатов, котлов-утилизаторов,
другого основного и вспомогательного оборудования, инжиниринг, монтажные и
пуско-наладочные работы.
Производитель: Jenbacher, GE (Австрия)
Стоимость проекта: USD 45 млн.
Начало реализации проекта:март 2010 г.
Ввод в эксплуатацию: июнь 2011 г.
Проект осуществляется с участием ведущих проектных,
инжиниринговых и строительных компаний РФ.
7) ЗАО УК «ДКМ-Инжиниринг» (для ММДЦ «Москва-Сити»)
Организация финансирования и поставка по лизингу
газотурбинного оборудования.
на базе турбогенератора OPRA
Производитель: OPRA (Голландия)
Стоимость проекта: USD 3,4 млн.
Начало реализации проекта: декабрь 2008 г.
Ввод в эксплуатацию: август 2009 г.
8) ОАО «ММП им. В.В. Чернышева»
Строительство теплоэлектростанции общей мощностью 40 МВт «под
ключ».
В рамках проекта осуществляются: проектирование, получение
ИРД, поставка газотурбинных установок, котлов-утилизаторов и другого основного
и вспомогательного оборудования, инжиниринг, строительно-монтажные и пуско-наладочные
работы.
Производитель: Московское машиностроительное предприятие им.
В.В. Чернышева Стоимость проекта: USD 46 млн.
Начало реализации проекта: декабрь 2009 г.
Ввод в эксплуатацию: май 2011 г.
Проект осуществляется с участием ведущих проектных,
инжиниринговых и строительных компаний РФ. Установка создана на основе высоких
Технологий авиационного моторостроения России.
Компанией "ИР-ЛИЗИНГ" ведется активное
сотрудничество с различными ОГК и ТГК.
"ИР-Лизинг" занимается и промышленной энергетикой,
включающей в себя поставку так называемых когенеративных энергетических
установок средней и малой мощности, основное назначение которых – обеспечение
электроэнергии непосредственно самого предприятия.
В настоящее время в рамках данного направления реализуются
следующие проекты:
Проект поставки газотурбинного оборудования на базе
турбогенератора OPRA для "ДКМ-Инжиниринг" (для ММДЦ «Москва-Сити»)
Поставщик: ООО "БПЦ Энергетические системы".
Сумма договора поставки: USD 2,53 млн.
Продолжительность проекта: 38 месяцев.
Срок лизинга: 29 месяцев.
Кредитующий банк: АКБ «Промсвязьбанк».
9 декабря 2009 г. в Москве проходила VIII Всероссийская конференция «Лизинг в России – 2009».
Было отмечено, что для быстрого восстановления инвестиционной активности и
объемов лизингового рынка необходимо улучшение общеэкономической ситуации,
снижение уровня неплатежей между субъектами экономики, а также однозначно
выраженное государством намерение содействовать развитию лизинговой отрасли,
подкрепленное принятием соответствующих поправок к законодательным актам по
лизингу, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года:
в условиях неопределенности», подготовленное в рамках конференции. По оценкам
"Эксперта РА", в случае улучшения общеэкономической ситуации в
стране, объем рынка лизинга в 2009 году составит 300-320 млрд руб., в случае же
реализации негативных тенденций – 250-270 млрд руб. При этом темпы прироста
полученных лизинговых платежей, очевидно, будут превышать темпы прироста объема
профинансированных средств. Подобная ситуация сохранится до момента устойчивого
экономического развития, при котором инвесторы будут готовы вновь активно
развивать лизинговый бизнес. В условиях общей неопределенности развития
экономики, компаниям крайне сложно прогнозировать деятельность более чем на три
месяца вперед. Тем не менее, мы предполагаем, что при отсутствии внешних шоков
и позитивном развитии экономики, объем рынка лизинга вырастет в 2010 году на
10-15% и составит около 330-350 млрд руб. В 2011 году при благоприятных
условиях можно ожидать рост рынка на уровне 30-40%.
«Основные негативные тенденции, серьезно повлиявшие на рынок
в 2009 г. – снижение доступности кредитных ресурсов, высокий уровень
дебиторской задолженности ЛК и отсутствие новых качественных лизингополучателей
в экономике. Однако у рынка по-прежнему огромные перспективы для восстановления
и роста, особенно если вспомнить, насколько лизинг важен для осуществления
модернизации экономики», – отмечает руководитель службы рейтингов кредитных
институтов «Эксперта РА» Ирина Велиева.
По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году на рынке лизинга
возобновятся положительные темпы прироста объемов сделок.
Рисунок 2 – Динамика развития рынка лизинга
Решающим фактом увеличения введения энергетического
оборудования (в том числе и модернизация или реконструкция) с использованием
лизинговых схем, была бы централизация лизинговых операций с непосредственным участием
РАО “ЕЭС России“. Это позволило бы дочерним компаниям с неустойчивым финансовым
положением обновить основные фонды (в особенности, теплогенерирующие активы).
При формировании рыночных отношений предприятиям
энергетического комплекса открываются возможности по привлечению инвестиционных
ресурсов. Каждый из вышеуказанных вариантов финансирования имеет свои
особенности, преимущества и недостатки. Поэтому энергетикам, прежде всего,
необходимо четко следовать бизнес-логике, а также текущей эффективности
используемой схемы финансирования.
Механизм привлечения внешних инвестиций должен быть понятен в
первую очередь стратегическому инвестору, а для этого необходимо создать не
только благоприятные финансовые условия, но и:
разъяснить механизм участия инвестора в управлении
энергетическими объектами;
прописать государственные гарантии по обеспечению
эффективности инвестиций;
принять нормативно-правовые акты по методическому обеспечению
возврата инвестиций;
ужесточить контроль использования инвестиционных ресурсов;
вести более “прозрачную» систему бухгалтерского учета;
создать специализированный институт оценки энергетических
инвестиционных проектов;
организовать единую базу данных проектов, и т.д.
Технологическому прорыву в электроэнергетике может
способствовать формирование системы методологического обеспечения
инвестиционных процессов, объединяющих стратегию и механизм их реализации,
обеспечение качественной оценки инвестиционных проектов и их централизованного
отбора для финансирования или обеспечения государственных контрактов
(гарантий). В конечном итоге на данном этапе проблема обновления
технологического парка остается ключевой.
Заключение
Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, при котором
лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование
(предмет лизинга) и затем сдает его в аренду за определенную плату, на
определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю (клиенту) с
последующим переходом права собственности лизингополучателю. Лизинг — это
инвестиционный инструмент, позволяющий предприятию, не отвлекая собственные
ресурсы, произвести модернизацию основных фондов и получить новое и современное
высокотехнологичное оборудование. Лизинг — это способ финансирования, при
котором получение средств на развитие совмещается с оптимизацией
налогообложения предприятия. Лизинг положительно влияет на экономику: а именно:
способствует повышению конкурентоспособности промышленности, увеличивает занятость
населения, ведет к росту доходов частного бизнеса и государства. Преимущества
лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что
предприниматель может начать дело, располагая лишь частью средств, необходимых
для приобретения помещений и оборудования (имущества). Предприятиям
предоставляются не денежные средства, контроль за расходом которых не всегда
возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и
расширения производственного аппарата.
Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для
стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления
промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных
производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Однако для
этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает анализ опыта передовых
стран мира, этому уделяется самое пристальное внимание: создается
соответствующее законодательство, предоставляются определенные налоговые льготы
и т.д.
Успешному развитию лизинга в препятствует ряд обстоятельств,
основные из которых сводятся к следующему:
- несовершенство действующего законодательства и существующей
нормативно-методической базы и, как следствие - наличие определенных
противоречий экономики и права;
- недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств
как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных
лизингополучателей;
- нехватка стартового капитала для организации лизинговых
компаний;
- отсутствие современной инфраструктуры лизингового рынка,
развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы
всех участников лизингового рынка;
- отсутствие эффективной системы информационного обеспечения
лизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной
информации о предложениях лизинговых услуг;
- нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;
- с учетом текущего момента - нарастание кризисных явлений в
мировой и отечественной экономике и финансовой сфере.
Для успешного развития лизинговой деятельности, привлечения
инвестиций, необходимо предусмотреть дополнительные налоговые и таможенные
льготы, в том числе: уменьшение ставки налога на прибыль для лизинговых
компаний; снижение таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в
отношении оборудования для производства новых видов продукции, имеющих приоритетное
значение для развития экономики, не только для конкретных государственных
предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать такую
продукцию. Одним из актуальных путей решения имеющихся в лизинговой
деятельности проблем, кроме очевидной необходимости совершенствования
нормативно-правовой базы, является использование накопленного в этой сфере
мирового опыта, касающегося форм и методов организации лизинговых компаний и
механизмов их функционирования, а также подготовки и использований квалифицированных
кадров (прежде всего топ-менеджеров).
В заключение следует отметить, что в России имеется
значительный неиспользованный потенциал развития лизинговых отношений, который
следует как можно скорее запустить в производство, что позволит а) решить ряд
неотложных задач технического и технологического перевооружения производства,
повышения его конкурентоспособности, б) уменьшить остатки готовой продукции на
складе, увеличить объемы лизинговых операций и прибыль, получаемую от них.
Список использованных источников
1)
All-leasing.ru (Электронный ресурс). –
Режим доступа: http://www.all-leasing.ru
2)
Carter L. Leasing in
emerging markets. - Washington: World Bank, 2011.
3)
Clark
T.M. Leasing. - London; New York: McGraw Hill Book Co., 2009.
4)
VIII Всероссийская конференция «Лизинг в
России – 2009» / Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (Электронный ресурс). –
Режим доступа: http://www.raexpert.ru/conference/2009/leasing/
5)
Беречь энергию
можно в лизинг / Информационный центр реформы ЖКХ (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://www.jkh-reforma.ru/news_5179.html
6)
Буевич И. Договор
международного лизинга / /Валютное регулирование и ВЭД. – 2005. - №9.
7)
Горемыкин В.А.
Лизинг. - М.: «Дашков и К», 2006.
8)
Для чего нужен
лизинг электрооборудования российским предприятиям? / БАЛТэнергоМАШ
(Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.baltenergomash.ru/lising_energooborudovaniya.htm
9)
ИР-Лизинг
(Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.ir-leasing.ru/
10)
Кашкин В.
Антикризисные стратегии для лизинга // Банковское обозрение для бизнеса. – 2009. - №1/3.
11)
Кашкин В.
Российский рынок лизинга в 2010 году // Банковское обозрение для бизнеса. – 2011.
- № 4 (106).
12)
Лизинг / ОАО
Югорская лизинговая компания (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http://www.ugra-leasing.ru/leasing/
13)
Лизинг, его
достоинства и недостатки / BANKI73.RU (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://www.banki73.ru/operations /lising/
14)
Лизинг.
Достоинства и недостатки лизинга / Деловой квартал (Электронный ресурс). –
Режим доступа: http://dkvartal.ru/news/1645990
15)
Лизинг: основы
теории и практики: Учебное пособие / В.А. Шабашев, Е.А. Федулова, А.В. Кошкин;
под ред. проф. Г.П. Подшиваленко. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2008.
16)
Малявина А.В.,
Попов С.А., Пашина Н.Б. Лизинг и антикризисное управление: Учеб. пособие для
вузов / Моск. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2005.
17)
Проект документов
о лизинге (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www. unlease.ru
18)
Смирнов А.Л.
Лизинговые операции. - М.: Изд-во АО "Консалтбанкир", 2004.
19)
Формы привлечения
инвестиций в энергетику (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http://www.rbsys.ru/print.php?page=146&option =public
Приложение
Нормативная база
Регулирование лизинговой деятельности осуществляется на
основании следующих документов:
Гражданское законодательство
-
Глава 34,
Параграф 6, ст.ст. 665-670 Гражданского кодекса РФ;
-
Федеральный закон
РФ «О финансовой аренде (лизинге) № 164-ФЗ от 29.10.1998.
Международное законодательство
-
КОНВЕНЦИЯ УНИДРУА
О МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ ЛИЗИНГЕ от 28.05.1988 (Федеральный закон РФ № 16-ФЗ
от 08.02.1998 «О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К КОНВЕНЦИИ УНИДРУА О
МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ ЛИЗИНГЕ»)
-
Конвенция о
межгосударственном лизинге от 25.11.1998.
Законодательство о бухгалтерском учете
Приказ Министерства Финансов РФ от 17.02.1997 № 15 «ОБ
ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА»;
Для предприятий, подведомственных Федеральному дорожному
агентству, имеются дополнительные правила, утвержденные Приказом Генерального
директора Российского Дорожного Агентства от 21.01.2003 № 16 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДОГОВОРУ
ЛИЗИНГА».
Налоговое законодательство
Налоговый кодекс РФ (основные главы: 21, 25, 30).
Антимонопольное законодательство
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-I;
Вопросы, контролируемые Федеральной службой по финансовому
мониторингу (бывший Комитет по финансовому мониторингу)
Федерального Закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2004 «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И
ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» (основные статьи – 5,6,7);
-
Рекомендации по
разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным
имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17.07.2005. № 983-р.
-
Постановление
Правительства РФ от 17 апреля 2005 г. № 245 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным
имуществом»;
-
Приказ Комитета
РФ по финансовому мониторингу от 11.08.2006 г. № 104 «Об утверждении рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма»;
Вопросы регистрации автотранспорта
Приказ МВД РФ от 27.01.2006 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».
Вопросы расчетов лизинговых платежей
Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей
(утв. Минэкономики 16 апреля 1996 г.).
Страницы: 1, 2
|