Исторические параллели развития финансово–экономического обеспечения пенитенциарных учреждений Казахстана
Исторические параллели развития финансово–экономического обеспечения пенитенциарных учреждений Казахстана
Исмаилова Д.Ш.
Тема
статьи: Исторические параллели развития финансово – экономического обеспечения
пенитенциарных учреждений Казахстана
По мере формирования и реформирования уголовно – исправительной системы на
разных исторических этапах развиваются и социально – экономические критерии
соответствия условий содержания заключенных в тюремных учреждениях. Для
достижения этих целей мировым сообществом формируются новые правила и
стандарты, требующие оптимизации финансового обеспечения данного механизма. Исторические
аспекты финансово-экономического становления тюремной системы свидетельствуют о
том, что развитие государства, его социальных институтов запускает механизм
разрастания тюремной системы. Анализ финансирования исправительных учреждений
до 1917 года Российской Империи и Казахстана в ее составе, показывает, что
расходы на финансово – экономическое обеспечение тюрем с каждым годом растут в два
и более раза. Так, в 1880 году на содержание тюремного ведомства России
выделены денежные средства в сумме около 9 млн. рублей1. Расходы на содержание тюремной
системы в 1906 году составили около 18 млн. рублей 6. В 1912 году на содержание
тюремного ведомства страны предусмотрено более 34 млн. рублей3, а в тот же период на содержание
Главного тюремного управления было выделено 152.450 рублей2.
В России начала 20 века функционировало 712 мест заключения. В системе
Главного тюремного управления Министерства юстиции функционировало 57 колоний и
приютов, в которых содержалось 2570 несовершеннолетних воспитанников.
Финансирование мест заключения увеличивалось из года в год. Ситуация с
преступностью оставалась прежней.
Предложенные цифры и факты дают основание думать, что
увеличение ВВП и других макроэкономических показателей, позволяет в большем
объеме финансировать систему исправительных учреждений. Исторически
зафиксировано в российских и зарубежных источниках, что в 1912 году уровень ВВП
в Российской Империи увеличился вдвое. Аналогичная ситуация наблюдается в
Казахстане, когда при значительном росте ВВП (от 4-до 6 % в год) и увеличении
финансирования тюремных учреждений, граждане продолжают страдать от лиц
нарушающих общественный порядок.
В 2003 году в РК в связи с необходимостью решения указанных выше проблем
исправительной системы была утверждена Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1376 «Программа дальнейшего развития
уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 2004 – 2006 годы», мероприятия
которой направлены на улучшение условий содержания осужденных, содержащихся в
исправительных учреждениях, качества исполнения наказаний, не связанных с
изоляцией от общества.
На реализацию данной программы в 2006 году было выделено 2,3 млрд. тенге.
Анализ динамки финансирования из средств государственного бюджета предложено в
таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей государственного бюджета, направленных
на общественный порядок за 2003 – 2005 годы, в процентах к ВВП
Наименование
2003 год
отчет
2004 год отчет
2005 год оценка
1
2
3
4
Общественный порядок, безопасность,
правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность
2,0
2,1
2,2
Расходы по функциональной группе «Общественный порядок, безопасность,
правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность» предусматривали
расходы предусматривать на уровне 2,0 % к ВВП в 2006 году, 2,2 % – в 2007 году
и 2,1 % – в 2008 году.
Таблица 2 - Прогноз расходов государственного бюджета направленных на
общественный порядок на 2006 –2008 годы
Наименование
2006 год
2007 год
2008 год
в % к ВВП
доля, %
в % к ВВП
доля, %
в % к ВВП
доля, %
Расходы
24,1
100,0
23,9
100,0
23,7
100,0
Общественный порядок, безопасность,
правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность
2,0
8,4
2,2
9,1
2,1
8,8
Все эти стало возможным благодаря реализации норм Конституции РК,
гарантирующей права и свободы граждан общества. Благодаря этому, в стране
произошли большие изменения в плане либерализации уголовного законодательства и
гуманизации системы наказания. В ряд действующих законов были внесены
изменения, направленные на снижение сроков наказания для лиц, впервые
совершивших преступления небольшой и средней тяжести, значительно сокращено
количество составов преступлений, карающихся смертной казнью, заметно улучшены
материально-техническое состояние мест лишения свободы и условия содержания
заключенных.
Представители зарубежных общественных организаций, в частности
"Международная тюремная реформа", отмечают несомненное лидерство в вопросах
реформирования финансово – экономического обеспечения тюремных учреждений Республики
Казахстан среди стран региона.
Таким образом, можно отметить, что многие зарубежные эксперты и
представители общественных организаций констатируют свое сильное впечатление от
происходящих в Казахстане позитивных процессов, связанных с реализацией новой
государственной правовой политики и проведения в стране реформы
правоохранительных органов, открытостью и либерализацией нашей тюремной
системы. Важным шагом в реформах пенитенциарной систем является тот факт, что
учреждения республики из ведомства МВД перешли в подчинение Министерства юстиции
РК, как это сделано в отдельных странах ЕС.
Активное внимание к вопросам финансово –
экономического обеспечения актуализируется в связи со стратегической задачей
вхождения Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира. Базовые рейтинги
республики в целом близки к достижению стратегической задачи вхождения в число
50-ти конкурентоспособных стран (совокупный рейтинг — 51), тем не менее такого
показателя РК смогла достигнуть только из-за высокого макроэкономического
рейтинга (10-е место), а рейтинг других показателей невысокий, к примеру,
рейтинг государственно - правовой инфраструктуры находится на 75-м месте.
Что же повлияло на низкий показатель развития государственных и
общественных институтов в стране (75-е место)? Рейтинг доверия населения и
уровень реализуемой политики уголовно- исполнительных структур в РК находится
на 75-м месте, а рейтинг борьбы с организованной преступностью находится на 76-м
месте.
В этой связи стоит сделать вывод о том, что многие государства мира,
проходя период активного роста экономики, (пример Российской империи в период
1912-1913 г.г., приведенный выше), сталкивались на проблемой несоответствия
уровня развития экономики и уголовно-исполнительной, тюремной систем. Проблемы
данного характера стоит решать при помощи тщательных исследований причин низкой
эффективности денежных вложений в развитие тюремной системы. И, бросая взгляд
на историческое прошлое, можно сделать вывод о том, что в 19-20 веках в
Российской Империи, ученые также задавились этим вопросом. Н.М. Ядринцев,
публицист и этнограф замечает, что в научных разработках ученых имеет место
узкоориентированное направление разработки проблемы тюремной системы. Н.М.
Ядринцев, в своих трудах предвидел последствия расширения тюрем на территории современного
Казахстана. Среди последствий отрицательного влияния тюрем на уровень социально
– экономического развития и сегодня, не смотря на значительные изменения в их
финансово – экономическом обеспечении, можно обозначить следующие: высокий уровень
заболеваемости, низкий уровень социальной защищенности граждан, освободившихся
из мест лишения свободы, безработица, дискриминация со стороны социальных служб
и работодателей.
Также, в рамках данной статьи можно отметить, что вопросы тюремного заключения
оказывали существенное влияние на развитие социально-экономической обстановки в
стране, примером тому является Казахстан, имеющий на своей территории множество
УИК, как наследие имперской и тоталитарной политики.
Таким образом, историческое прошлое нашей страны в период ее нахождения в
составе России и в составе СССР легло тяжелым бременем на современную
пенитенциарную систему Казахстана.
Во – первых, это связано с тем, что одном из путей освоения сибирских
регионов царское правительство видело сначала в ссылке осужденных в Сибирь и
Казахстан, а затем и создание здесь целого ряда тюремных учреждений, которые
составляли по численности большую часть российских тюрем XIX – начала веков.
Во – вторых, результатом развития системы тюрем на территории Казахстана
и Сибири стало дальнейшее развитие системы учреждений для отбывания наказаний
уже в период сталинских репрессий 30-50 годов 20 века. Проявлением
социалистической системы уголовно – исполнительного производства стала система
лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий.
В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались
репрессированные со всех регионов СССР, позднее был сформирован лагерь «АЛЖИР».
На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей.
Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.
В – третьих, огромное скопление системы тюремных учреждений на территории
Казахстана, не могло не отразиться на здоровье и образе жизни современного местного
населения и самих заключенных. Еще в конце 19 века Н.М. Ядринцевым в его книге
«Русская колония» в тюрьме и ссылке отмечалось, что, так как система отбывания
наказаний на поселениях близ населенных пунктов предполагала частый контакт
местного населения с заключенными, страдающими различными хроническими
заболеваниями, то, очевидно, что местное население страдало аналогичными
заболеваниями. Среди них, по данным Н.М. Ядринцева имели место такие опаснейшие
даже на сегодняшний день инфекции как туберкулез, известный в тот период как
чахотка и другие.
В заключении данной статьи также стоит предположить, что одной из причин
низкой эффективности вкладываемых средств в тюремные учреждения, наряду с
коррупцией в органах УИС, устаревшими методами распределения средств, является
отсутствие внимания среди ученых и практиков к вопросам управления тюремными
системами. Создав нормально функционирующий аппарат работы тюрем, в купе с
соответствующими финансовыми вложениями, наше государство может получить более
эффективное и рентабельное расходование бюджетных денег и средств, получаемых от
международных организаций.
Объединяя в одном месте людей разных по возрасту, криминальному опыту,
тяжести содеянного мы получаем обратный вопреки ожидаемому эффект - растущее
число потенциальных преступников. Поэтому, в рамках развития и оптимизации
системы тюрем чаще должны подниматься вопросы более детальной классификации
осужденных в зависимости от характера их преступлений, психотипа, уровня
социальной культуры и пр.
Управлять тюрьмами с высоким уровнем дифференциации осужденных по
указанным признакам позволит эффективнее расходовать денежные средства.
Другим фактором улучшения системы более эффективного расходования средств
в УИС может быть названо создание многорежимных учреждений. В одном учреждении
можно вводить несколько режимов, чтобы заключенные знали, что если они будут
неукоснительно соблюдать правила, то можно находится и в более благоприятном
режиме в этой же колонии.
Например, в Швеции осужденных вообще не привлекают к труду. У них трудовые
колонии с производственными корпусами, помещениями просто отсутствуют. Есть, к
примеру, небольшой столярный цех на территории самой тюрьмы. Такая же картина
во многих других развитых странах мира. Условия содержания в развитых странах
оставляют приятное впечатление. Богатый опыт борьбы с преступностью есть в США.
В США мало делается для того, чтобы отбывший наказание человек встал на
правильный путь. Там очень высокий процент рецидива, да и вообще уровень
преступности самый высокий в мире. Четверть всех заключенных в мире приходится
на США.
Таким образом, создание нормальных условия труда и быта осужденных, отход
от тюрьмы образца царской России или советского лагеря станет новым шагом на
пути к соответствию мировым стандартам отбывания наказания. Соответствие этим
стандартам, станет одним из важных шагов признания Казахстана в ряде наиболее
развитых стран мира и позволит увеличить эффективность вложений финансовых
средств из различных источников финансирования.
Список
использованных источников:
1.
Ядринцев
Н.М. Сочинения. Т 2. Сибирские инородцы: - Тюмень, 2000. - С. 233.)
2.
Ядринцев
Н. М. Сибирь как колония. СПб., 1982. с. 16.
3.
Рощевская Л.П.
Западносибирская политическая ссылка в период реакции 80-х годов XIX века.
Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири. - Новосибирск, 1978. 250 с.
4.
Боголепов М. Финансовые отношения Сибири и России.
- С.-Петербург, Типография Альтшулера, журнал “Сибирскiе Вопросы”, № 2. 1906 -
с. 10.
5.
Симатов А.А.
Тюремная реформа в России (1860-90-е гг.). Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата исторических наук. - Иркутск, 1998.
6.
Пенитенциарная
реформа и проблемы борьбы с незаконными методами ведения дознания и следствия в
Казахстане. Сборник материалов научно-практического семинара. - Алматы:
Казахстанское Международное Бюро по правам человека и соблюдению законности,
фонд “ХХ-век”, 1999. - (права человека) - с.118.
7.
Нои И.С. Сущность
и функции уголовного наказания в Советском государстве . Саратов 1973 г.
8.
Тер-Акопов А.А.
Форма исполнения наказания и дифференциация ответственности Москва 1998.
9.
Интервью
с Председателем Комитета УИС Министерства юстиции РК Н. Смагуловым//16.07.2006 msk
10.
Онгарбаев
С. О. Принцип законности и проблемы его реализации в режиме отбывания наказания
в исправительных учреждениях. //Казахский