История развития Центрального банка России
История развития Центрального банка России
Курсовая работа
«История развития Государственного
банка России»
Самара 2010
Введение
Банки – огромное достижение цивилизации. Они представляют собой
экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений.
Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира.
Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные
расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг,
оказывают многообразные экономические услуги.
Банковское дело возникло и развивалось на
базе капитала, приносящего проценты. Еще при разложении первобытнообщинного
строя использовался ростовщический капитал. Богатеющие представители верхушки
власти давали взаймы средства. Развитие ростовщического капитала и положило
начало банковскому делу.
Банки составляют
неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно
связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни,
обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между
промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это
атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны,
сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это
планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным
денежным капиталом.
Банки имеют специфическое назначение, выполняют определенную функцию. Будучи предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими многообразные банковские и иные операции, банки подчиняются экономическим законам, общим и специальным законодательным нормам. Банки имеют свою только им присущую технологию. Рассматривая сегодняшнюю ситуацию в экономике России, говорят, как правило, о спаде промышленного производства, упуская из виду состояние банковской сферы денежного обращения. Банковская деятельность является наиболее характерным индикатором состояния финансовой системы, движения денежных потоков, уровня расчетных операций, степени защищенности интересов вкладчиков, устойчивости финансового рынка. На современном этапе рыночных преобразований экономики России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой – энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес. Тема курсовой работы является актуальной, потому что история развития банковской системы нашей страны, очень глубока и интересна. Поэтому я попытаюсь раскрыть эту очень интересную тему.
1. Теоретический
аспект сущности банка, как экономической категории
1.1
Исторический
аспект развития понятия банка, как экономической категории
Термин «банк»
происходит от итальянского слова «банко», что означает
лавка, скамья
или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
С древнейших
времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься
посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением
монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.
Во многих
источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах,
принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и
под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в 8 в. до н.э.
Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже
выпускал банковские билеты.
Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять лет из расчета 10% годовых. Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли. Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12–15 вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые – промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи. После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита.
«История
российского агрокредитования берет свое начало в XVIII веке, когда государство
впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по
европейскому образцу. Открывшаяся в то время первая в России кредитная
организация «Монетная контора» была учреждением, где представители дворянства и
купечества могли получить ссуду.
Важное
начинание продолжила императрица Елизавета Петровна: её указом в 1754 году были
открыты Дворянские Заёмные Банки на территории Москвы и Санкт-Петербурга.
Первое время эти учреждения по-прежнему кредитовали дворян, однако позже,
согласно распоряжению от 1766 года, они начали выдавать ссуды крестьянам.
К 1796 году
активы Дворянских банков перешли на баланс новообразованного «Государственного
Заёмного Банка», который поддерживал сельское хозяйство ссудами для мелких и
крупных землевладельцев. В таком виде банковская система просуществовала вплоть
до восшествия на престол императора Александра I, который в 1817 году решил
основать «Государственный Коммерческий Банк». Постепенно этот банк обзавелся
большой сетью региональных представительств, которые открывались в крупных
городах царской России – Москве, Петербурге, Киеве и других. Этот банк можно
считать историческим прообразом современного Россельхозбанка».
1.2
Учреждение
Государственного банка России и основные виды его деятельности
«Государственный
банк – главный банк в дореволюционной России – был учрежден в 1860 г. в
соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного
коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка
императором был утвержден его Устав.
Государственный
банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал,
первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный – 3
млн. рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы,
органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии
с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим
кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности
Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также
через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от
Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 г. в
состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных
отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время
Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в
793 казначействах.
Согласно
Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для «оживления торговых
оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Но основную часть ресурсов
банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование
казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков.
Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату
Министерства финансов, – проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по
ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский
поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства
Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы
России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного
кредита.
Операции
Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны
были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и
общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и
серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в
счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке
государственных бумаг за свой счет.
Большую часть
своих ресурсов в 1860–70-х гг. Государственный банк вкладывал в государственные
и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и
долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг
Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение
долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 году. Из коммерческих
операций наибольшее развитие в течение 1860–80-х гг. получили учет векселей,
покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.
Кредитование
торгово-промышленного оборота происходило в основном посредством учета векселей
и выдачи ссуд, под векселя. До середины 70-х годов учет векселей составлял в
среднем 30–50 млн. руб. в год. С середины 70 до середины 80-х годов операции по
учету торговых векселей увеличились вдвое и составляли в среднем 100 млн. руб.
в год. Через 10 лет в 1890 г. они достигли только 152,5 млн. рублей. Объем
подтоварных ссуд был крайне незначителен.
На
кредитование торгово-промышленного оборота Государственный банк направлял в
1866–1875 гг. до 28%, в 1875–1880 гг. до 53%, а затем вплоть до 90-х
гг. – до 63% своих коммерческих ресурсов.
Большая часть
ссуд, выданных под процентные бумаги, так же как и суммы, вложенные в
собственные процентные бумаги, по сути, представляли собой финансирование
казны.
В целях «упрочения
денежной кредитной системы» Государственный банк осуществлял покупку и продажу
тратт. Кроме того, в 1862–1863 гг. проводил размен кредитных билетов на
звонкую монету.
Операция,
начавшаяся 1 мая 1862 г., предполагала размен кредитных билетов по курсу
570 коп. за золотой полуимпериал или 110,5 коп. за 1 руб. серебром. В
последующем предполагалось установить обмен по курсу 100 коп. кредитными
билетами за 1 руб. звонкой монетой.
Как позднее
выяснилось, момент для проведения этой операции был выбран неудачно. В январе
1863 г. в Польше вспыхнуло восстание. Резко увеличился спрос на золото В
мае 1863 г. выдача звонкой монеты превысила поступления на 10,4 млн. руб.,
в августе же только за три дня монеты было выдано на 4,4 млн. руб.
Курс
российских ценных бумаг упал, стал снижаться вексельный курс кредитного рубля.
29 октября на Петербургской бирже началась паника. Размен кредитных билетов на
звонкую монету был прекращен 1 января 1863 г., поскольку продолжение
размена грозило полным истощением разменного фонда.
С
1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого
запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и
его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи.
Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в
слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его
разменный фонд. В результате в течение 1867–1876 гг. разменный фонд
увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.
Выдачу ссуд
Государственному казначейству «на текущие нужды» Государственный банк прекратил
после назначения на пост Министра финансов Н.Х. Бунге, который ввел в
практику заключение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов.
Свой долг Государственному банку Казначейство начало погашать с 1881 г.
Указ от 1 января 1881 г. объявлял о прекращении выпусков кредитных билетов
и о сокращении их количества в обращении. Но в 1882 г. разразился
экономический кризис, который продолжался почти пять лет. В результате за 1881–1886 гг.
вместо 300 млн. руб. с баланса Государственного банка было списано всего 87
млн. рублей. Затраты Банка за счет Казны впервые сравнялись с суммами Казны,
вложенными в него, только в 1896 году. Полностью долг Казны Государственному
банку был погашен в 1901 г., в соответствии с Указом Николая II от 28
апреля 1900 г., предписывавшим Государственному казначейству погасить
остаток его долга Государственному банку в размере 50 млн. руб. за кредитные
билеты.
В рамках этой
политики Государственный банк с середины 70-х годов в порядке «борьбы» правительства
с кризисами и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения
начал проводить операции по спасанию пошатнувшихся и обанкротившихся банков и
некоторых предприятий. В результате действий Государственного банка банковские
кризисы середины 70-х и начала 80-х годов XIX в. не нанесли ощутимого
удара по банковской системе России. Основные столичные и провинциальные
коммерческие банки были спасены. В середине 80-х гг. Госбанк занимался
поддержкой и спасением обществ взаимного кредита. Их долг Банку в 1887 г.
достиг 6,2 млн. рублей. Были спасены также и городские общественные банки в
крупных городах.
С 1886 г.
после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный
банк стал интенсивно субсидировать два государственных банка – Крестьянский
поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки получали в
результате выпуска закладных листов. Убытки, которые возникали при их
реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк.
Россия
вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих
западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения
капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце
XIX – начале XX века. В это время Министром финансов был крупнейший
государственный деятель России рубежа XIX–XX вв. С.Ю. Витте.
Главное
внимание С.Ю. Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и
железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с
реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав.
Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия
должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в
особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50
млн. руб., резервный – до 5 млн. рублей.
Государственному
банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные
залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и
фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением,
определенным Министром финансов.
Новый Устав
внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был
выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и
поставлен под надзор Государственного контроля.
Рост
коммерческих операций в Государственном банке, начавшийся за год до принятия
нового Устава, был кратковременным. Он закончился в 1896 году. В течение этого
периода почти в три раза возросла учетная операция. Произошло, правда в меньших
размерах, увеличение специальных текущих счетов и ссуд под процентные бумаги.
Почти в три раза возросли товарные ссуды сельским хозяевам (на те же сроки 9,2
млн. руб. и 29,8 млн. руб.) и почти в два раза увеличились ссуды промышленным
предприятиям (на те же сроки – 8,8 млн. и 16,7 млн. руб.).
Спустя год
после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа,
завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы – денежной реформы Витте – Государственный
банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало
регулирование денежного обращения.
Подготовка
денежной реформы заняла полтора десятка лет. Задачей Государственного банка в
это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного
курса с помощью девизной политики. В начале 1895 г. золотой запас России
составил 911,6 млн. рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля
произошла в 1893–1895 годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г.
составила 1,59%.
Эмиссионным
центром страны Государственный банк стал на основании Указа Николая II от 29
августа 1897 года. «Государственные кредитные билеты, – гласил указ, – выпускаются
Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными
потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом; сумма золота,
обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в
обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 миллионов рублей.
Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 миллионов рублей, должны
быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так, чтобы каждым 15
рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом не менее одного
империала».
В качестве
эмиссионного банка Государственный банк обязан был, прежде всего, обеспечивать
устойчивость новой денежной системы. Между тем Устав 1894 г. предусматривал
осуществление им ряда операций, которые противоречили его новой функции.
Поэтому для последних двух десятилетий деятельности Государственного банка была
характерна крайняя сдержанность в выдаче ссуд и открытии кредитов, разрешенных
Уставом, но противоречивших эмиссионному закону.
Во второй
половине 90-х годов все внимание Министерства финансов и Государственного банка
было сосредоточено на укреплении металлической валюты за счет сжатия активных
операций банка.
Значительное
развитие в это время получили операции с государственными ценными бумагами. Их
объем в несколько раз превышал собственный капитал банка. Министерство финансов
и Государственный банк активно воздействовали на фондовую биржу для поддержания
курса государственных ценных бумаг и кредитного рубля. С конца 1890-х гг.
биржевая интервенция и значительные инвестиции в ценные бумаги стали
использоваться также для противодействия падению курсов промышленных и
банковских акций.
В 1912 г.
в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на
протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков.
Начался отлив
золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд
Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн. рублей. К
19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже
предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря
заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн. руб., погашенный
выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.
В это время
Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских
кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два
раза. Источником средств для его операций были выпуски кредитных билетов и
средства казны. Вклады и текущие счета частных лиц и учреждений оставались на
уровне 1903 г. и составляли в среднем 250 млн. рублей. Эмиссия
кредитных билетов в течение этих лет дала Банку 810,9 млн. руб., средства казны
– 600 млн. рублей. На покупку золота и иностранной валюты у Государственного
банка уходило 7/8 эмиссии. Оставшуюся часть эмиссии и средства казны он через
посредство коммерческих банков направлял на кредитование промышленности и
торговли.
2.
Основные этапы развития Государственного банка России
2.1
История развития Государственного банка в советский период
«В советском
союзе с 30-х по 80-е гг. XX в. Государством создавалось и
совершенствовалась система специализированных банков. В конце отмеченного
периода она состояла из Внешторгбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Стройбанка и
Сбербанка. Каждый из них представлял собой сложную централизованную систему с
разветвленной сетью учреждений. Государством проводилось реорганизации принятой
специализации.
За счет
большой сети Госбанка (185 контор и 4274 отделения) спецбанки в 80-е гг.
расширили свою сеть, причем прикрепление осуществлялось в зависимости от того.
Клиентура какого банка преобладала в данном отделении. С конца десятилетия
значительная часть государственных специализированных банков и их отделений
была преобразована в коммерческие банки и их филиалы. Благодаря принятым в 1990 г.
союзному и российскому законам о банках и банковской деятельности система
коммерческих банков стала постепенно развиваться.»
«Основными
задачами Государственного банка СССР становятся эмиссия бумажных денег,
финансирование народного хозяйства и сметно-бюджетная деятельность. В январе
1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год
становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промбанк,
Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк. В таком виде кредитно-финансовая система
просуществовала до апреля 1959 года – с этого времени Государственный банк
начинает самостоятельно выполнять задачи своих подразделений. Основной отраслью
кредитования для Государственного банка являлось сельское хозяйство. При
советской власти 90% от общей суммы выданных в стране кредитов составляли
сельскохозяйственные кредиты, остальные 10% – промышленные кредиты.
В 1987 году в
ходе «перестройки» происходит реформа банковской системы: из состава
Государственного банка СССР выделяется Агропромбанк – специализированный банк,
кредитующий только сельское хозяйство. В то время Агропромбанк был крупнейшим
сельхозбанком мира – его сеть состояла из 35 тысяч представительств по всему
Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал
110 тысяч сотрудников.»
«В советское
время Госбанк был превращен в орган краткосрочного кредитования народного
хозяйства: коммерческий кредит был заменен прямым банковским, а система
коммерческих банков – системой государственных специализированных банков.»
«К 1987 г.
банковская система страны имела следующий вид:
ü
Внутри
страны функционировали Госбанк СССР (верхнее звено), Строй банк СССР,
Внешторгбанк СССР, сеть государственных сберегательных касс (нижнее звено)
ü
За
границей действовали совзагранбанки (главный акционер – Госбанк СССР)
ü
Для
реализации планов по международной экономической интеграции созданы:
Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный
банк – банк долгосрочного (до 15 лет) и среднесрочного (до 5 лет) кредитования.
В 1987 г.
внутри страны была осуществлена перестройка нижнего звена банковской системы и
образованы пять специализированных банков: Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк
СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, Сбербанк СССР. Образование
суверенной банковской системы РФ связано с распадом СССР.»[1]
«В условиях
проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК
соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под
названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921
года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в
Государственный банк СССР.
В ноябре
1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение
операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать
официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные
в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра,
иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
В
1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал
совзнака – бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для
покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были
выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль выпуска
1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших
в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца
1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.
11 октября
1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в
обращение червонцев – банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр.
С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой
была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.
В течение
1922–24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец.
Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к
7,74232 г. чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С
1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном
использовались во внешней торговле.
В марте
1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который
являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался
на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более
ранних образцов.
В период НЭПа
практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до
востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также
срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три
года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В
октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по
всем конторам.
С
1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе
отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые
должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование
определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был
создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их
деятельность.
В июне
1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся
органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в
соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.
В конце 20-х –
начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было
создание эффективного механизма централизованного планового регулирования
материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с
этим в 1930–32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой
был создан механизм централизованного планового регулирования движения
кредитно-денежных ресурсов.
В январе
1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк.
В марте
1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного
кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.
В
1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению
учета, совершенствованию организации документооборота и усилению
внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса
Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало
баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к
децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего
контроля в центре.
В
1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.
Во время
Великой Отечественной войны 1941–45 гг. Госбанк для покрытия дефицита
госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса
за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в
1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе
которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в
соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и
проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа
1947 г.).
В марте
1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г. чистого
золота.
В декабре
1949 г. был принят второй Устав Госбанка.
В апреле
1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана
часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г.
Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.
В мае
1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные
знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое
содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г. чистого
золота.
В октябре
1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение
Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.
В 1965–69 гг.
в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли
изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и
регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и
организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности
стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную
плату и по простым ссудным счетам.
В сентябре
1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с
которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром,
организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.
В январе
1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.
В декабре
1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и
банковской деятельности». В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с
учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными
банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на
общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.
Период с июля
1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского
государственного банка и Госбанка СССР.
Руководители
данного банка в данный период представлены в приложении 2
2.2
Центральный банк РФ: цели деятельности и его функции
«Центральный
банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на
базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному
Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2
декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном
банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим
лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе
были определены функции банка в области организации денежного обращения,
денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и
регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В
июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России),
подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В
ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и
упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР
единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и
валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции
Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до
1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление
материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений,
предприятий и организаций.
20
декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и
пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку
РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным
банком Российской Федерации (Банком России).
В
течение 1991–1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе
коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих
банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана
сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их
компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на
организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные
котировки иностранных валют по отношению к рублю. С декабря 1992 г.
начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения
государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
В
1992–1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк
России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также
систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента
Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных
бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С
1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для
финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые
централизованные кредиты отраслям экономики.
В
2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию
банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы
международных стандартов (МСФО).
С
целью противодействия использованию банками разного рода схем для
искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в
2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение «О порядке
формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и
Инструкцию «Об обязательных нормативах банков».
В
связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению
ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание «О проведении
единовременного обследования по ипотечному кредитованию», в котором был
определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных
кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
В
2004 г. на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк
России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих
эмиссию облигаций с ипотечным покрытием», в которой установил особенности
расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения
дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих
эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
В
декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые,
финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного
страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также
компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей
функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по
вкладам.
В
настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство
банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц,
размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
В
апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года». В соответствии с этим документом
основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.)
является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
Реформирование
банковского сектора будет способствовать реализации программы
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2005–2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой
направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и
реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009–2015 гг.)
Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной
задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на
международных финансовых рынках.»[2]
Высшим
органом управления Банка является Совет директоров – коллегиальный орган, в
состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров,
работающих на постоянной основе в Банке.
ЦБ РФ образует единую
централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающую
центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие
предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка
России.
В настоящее
время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие
структурные подразделения: сводный экономический департамент, а также
департаменты исследований и информации, наличного денежного обращения,
регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России,
регулирования расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, лицензирования
деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, банковского
регулирования и надзора, операций на финансовых рынках, обеспечения и контроля
операций на финансовых рынках, финансового мониторинга и валютного контроля,
платежного баланса, методологии и организации обслуживания счетов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, полевых учреждений, международных
финансово-экономических отношений, внешних и общественных связей,
информационных систем, департамент персонала, внутреннего аудита и ревизий,
департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России а также
юридический, административный и финансовый департаменты, Главная инспекция
кредитных организаций, Главное управление недвижимости Банка России, Главное
управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России, Главное
управление безопасности и защиты информации.
Банк России
осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и
иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской
Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение
устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком
России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
– во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит
единую денежно-кредитную политику;
– монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
– является
кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их
рефинансирования;
– устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
– устанавливает
правила проведения банковских операций;
– осуществляет
обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством
проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и
государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация
исполнения и исполнение бюджетов;
– осуществляет
эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
– принимает
решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их
действие и отзывает их;
– осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
– регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными
законами;
– осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды
банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка
России;
– организует
и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
– определяет
порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными
государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
– устанавливает
правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской
Федерации;
– устанавливает
и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
– принимает
участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и
организует составление платежного баланса Российской Федерации;
– устанавливает
порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет
выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по
выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет
выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих
изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
– проводит
анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы и статистические данные;
– осуществляет
иные функции в соответствии с федеральными законами.
3. Влияние
основных направлений денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ на
экономику России на современном этапе
Центральный
Банк РФ – главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган
денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны,
государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации,
регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем.
Основные цели
деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе
его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования системы расчетов.
Теории спроса
и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения
обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на
стабилизацию экономического развития.
Кредитно-денежная
политика
представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых
Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный
банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он
преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста,
смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение
сбалансированности внешнеэкономических связей.
В большинстве
промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным
образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих
формах.
1. Учетная
политика заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих
от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных,
торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на
оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку, по которой
коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В
России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования
коммерческих банков.
2. Второй
формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов.
Смысл этой
формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих
кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму
резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию
коммерческих банков на кредитном рынке страны.
3. Операции
на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной
политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих
операций, воздействующих на предложение денег, – покупка или продажа
Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом все
кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у
Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя
таким образом дефицит государственного бюджета.
4. Четвертой
формой является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему
путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применение
санкций за их нарушение.
Основные
инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка России
сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:
1) процентные
ставки по операциям Банка России;
2) нормативы
обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции
на открытом рынке;
4)
рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные
интервенции;
6)
установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые
количественные ограничения;
8) эмиссия
облигаций от своего имени.
С
целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России
проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на
улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В
установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены
несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской
деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по
реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного
координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК).
В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор
экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Денежно-кредитная
политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности
и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста
страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги,
способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных
ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому
укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В
результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой
Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет
резких колебаний обменного курса.
«Существует
документ направлений денежно – кредитной политики на 2010–2012 гг.,
одобренный Госдумой, который предоставил Центробанк.
В документе
дан анализ развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2009 году,
рассмотрены цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на
период 2011 и 2012 годов, а также перечислены мероприятия Банка России по
совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков и
платежной системы России.
Главной целью
денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов
определяется последовательное снижение инфляции: в 2010 году – до 9–10%, в 2011
году – до 7–8%, в 2012 году – до 5–7%.
После
обсуждения в Госдуме Банк России доработал и представил депутатам новый вариант
ДКП с учетом их замечаний. ЦБ улучшил официальный прогноз по инфляции, оттоку
капитала и динамике международных резервов в 2009 году.
Согласно
документу, инфляция по итогам 2009 года может составить «заметно меньше 11%».
Первоначальный вариант ДКП, представленный в Госдуму, предполагал рост
потребительских цен на уровне «менее 12%». В 2008 году инфляция в РФ составила
13,3%.
Банк России
предполагает в трехлетний период завершить создание условий для применения
режима таргетирования инфляции и перехода к свободному плаванию курса рубля.
Прогнозируется дальнейший рост валютных резервов и одновременно – последовательное
снижение темпов его прироста. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных
ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки
рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и
абсорбирования ликвидности.
Центробанк
после обсуждения с депутатами и доработки документа несколько повысил прогноз
среднегодовой цены на нефть в 2009 году – до 59,5 доллара за баррель с 57,0
долларов за баррель. Соответственно были скорректированы некоторые показатели
платежного баланса. Так, счет текущих операций платежного баланса, по оценке
ЦБ, может быть сведен с положительным сальдо в 34,2 миллиарда долларов
(первоначальный вариант – 32,4 миллиарда долларов), а профицит баланса товаров
и услуг оценивается в 71,8 миллиарда долларов (первоначально – 67,7 миллиарда долларов).
Чистый вывоз частного капитала в новом документе оценивается в 40 миллиардов
долларов (ранее – 42 миллиарда долларов), а прирост международных резервов – в
2,2 миллиарда долларов (в первоначальном варианте – сокращение на 3 миллиарда
долларов).
Прогнозы на
2010–2012 годы подверглись менее существенной корректировке. Задачи по снижению
инфляции подтверждены.
Ожидания по
чистому оттоку капитала в 2010 году тоже не изменились – от 25 до 10 миллиардов
долларов в зависимости от варианта прогноза (первый вариант предусматривает
среднегодовую цену на российскую нефть в 45 долларов за баррель, второй – 58
долларов, третий – 68 долларов, четвертый вариант – 80 долларов).
В то же время
прогноз динамики международных резервов в 2010 году немного улучшен: по первому
варианту резервы сократятся на 8 миллиардов долларов (первоначальный прогноз – 10,8
миллиарда долларов), по второму-четвертому вариантам – вырастут на 15,5–69,7
миллиарда долларов (ранее – 13,1–67,3 миллиарда долларов).»[3]
3.1
Характеристика
экономического кризиса 1998 г. и 2008 г.
В курсовой
работе проведена сравнительная характеристика кризиса 1998 г. и кризиса
2008 г.
Каждый
большой экономический кризис по-своему загадочен и оригинален. Даже спустя
много десятилетий продолжаются споры об основных причинах и последствиях
отгремевших событий. И действительно, многое становится видным с больших
временных расстояний. Но тем не менее множественно общих черт и различий
поддаются оперативному анализу. Часть российских факторов кризиса лежала в
русле общемировых тенденций, некоторые имели национальную специфику. Можно
выделить ряд разноплановых отечественных фундаментальных причин кризиса:
²
Высокие
темпы роста российской экономики после 1998 г. породили общую эйфорию.
Нарастание различных диспропорций, отмечаемое экспертами, не насторожили ни
власть, ни общество;
²
Эйфория
привела к стагнации роста производительности труда, перекапитализации нашего
фондового рынка, раздуванию издержек, росту зарплатоемкости ВВП и т.д. Все это
стало тормозить развитие;
²
Налоговый
пресс и иные формы государственного давления на бизнес также стали сказываться
на хозяйственных процессах;
²
Экономическое
развитие в свою очередь находилось под воздействием искусственного
стимулирования нефтегазометаллическими деньгами;
²
Всеобщий
сверхоптимизм: стабильность и рост – это надолго, если не навсегда – заразил
часть компаний и граждан вирусом жизни в долг;
²
Проявились
негативные последствия сырьевой ориентированности экспорта. Быстрое падение в
пару-тройку раз цен на товары, составляющие 70–80% российского экспорта,
явилось серьезным отрицательным фактором;
²
Низкая
степень доверия в обществе. Недружественность власти к бизнесу, ее неверие в
структуры рыночной экономики и ряд других факторов привели к тому, что при
появлении затруднений уровень доверия очень резко снизился. Это усугубило
многие проблемы;
²
Трудности
создала и перекапитализация фондового рынка. Как отмечалось выше, постепенно в
мире изменились цели корпоративного управления: рост капитализации компаний
стал важней роста производительности труда. Россия не избежала общего процесса.
Похожая подмена происходила в ряде случаев и с целями государственного
регулирования;
²
Нарушение
техники финансовой безопасности. Как отмечалось выше, Россия внесла свой вклад
в надувание финансового пузыря. Показатель капиталоемкости ВВП (отношение
совокупной капитализации рынка акций национальных компаний к объему
номинального ВВП) по итогам 2007 г. достиг 116%, что, к примеру, почти в
два раза превысило показатель Германии (64%).
Каждый кризис
по-своему внезапен. Россияне с этим в полной мере столкнулись как в 1998-м, так
и в 2008 г. Десять лет назад тоже возникла напряженность в мировой
финансовой системе, но в основном в ее азиатской части. Но главное, нарастали
серьезные проблемы в хозяйстве России. Но все это практически всеми,
недооценивалось. В итоге фондовый рынок тогда рухнул, банковская система
распалась на отдельные сегменты.
Россия
извлекла серьезные уроки из дефолта 1998 г. Главным стало осознание того,
что слабость государственных финансов дорого обходится стране. Кроме того, была
признана необходимость защищать экономику от неожиданных изменений внешней
конъюнктуры. Дефолт действительно был вызван сочетанием огромного бюджетного
дефицита с резким падением стоимости нефти. Еще одной важной ошибкой,
совершенной в 1998 г., была попытка поддержать неизменный курс рубля,
когда цены на нефть рухнули. В конце концов это привело к гораздо большей
девальвации, чем было необходимо вначале.
Сравнительная
характеристики основных параметров кризиса приведены в Приложение 5. Правда,
здесь нужно сделать принципиальную оговорку. Кризис 1998 г. давно
закончился. Кризис 2008–2009 гг. продолжается. Вполне возможно, жизнь еще
внесет свои поправки в различные параметры нынешних событий. Тогда последующие
исследования можно будет провести более точно, чем наш экспресс-анализ. Бурный
мировой экономический подъем последних лет привел к резкому росту
нестабильности. Различные волны от общемирового цунами расходятся постепенно,
от одного региона к другому, от одних товаров и активов перекидываясь на
другие.
Но есть и
негативные отличия. Принципиальная разница: тот кризис был российским. Формула
выхода: снижение рубля + подъем мирового спроса на наши товары = 3% роста ВВП в
1999 г. Нынешний – мировой. И пока не исчерпает свою злую энергию, будет
мучить отечественную экономику. Поскольку второе слагаемое отсутствует. Сейчас
проблемы сложнее, чем в 1998 г. Яма глубокая. Тогда выбрались
самостоятельно и довольно быстро.
Россия стала
неотъемлемой частью мировой экономики. Никто нас туда силком не затискивал.
Сами отчаянно стремились. И правильно делали. Получили много хорошего. Теперь
увидели изнанку. Осознали, что рыночная система – явление экономической природы.»[4]
«Попробуем
оценить состояние российской экономики в каждый из рассматриваемых периодов.
Самую общую информацию о структурных характеристиках народного хозяйства можно
получить из анализа структуры использованного ВВП (приложение 6).
Как
показывают данные прил. 6, структура использованного ВВП в российской экономике
претерпела существенные изменения. Прежде всего, значительно возросла доля
валового накопления основного капитала, достигшая в 2008 г. 22% ВВП. При
этом произошло снижение доли ВВП, использованного на государственное управление
и потребление домашних хозяйств. И только доля экспорта в структуре
использованного ВВП осталась неизменной. Таким образом, экспорт как в 1998 г.,
так и в 2008 г. играл значительную роль в формировании экономической
динамики.
Основная
особенность ситуации, сложившейся в 2008 г., состоит в том, что произошло
значительное «сжатие» внешнего спроса, сопровождавшееся обвальным падением цен
на основные товары российского экспорта. И в 1998 г. наблюдалось ухудшение
мировой конъюнктуры, выразившееся в снижении цен на ключевые товары российского
экспорта, но существенного торможения мировой экономики не произошло, спрос на
продукцию российского ТЭК, металлургии и химии сохранялся.
Важно также
отметить, что российская экономика 2008 г. значительно отличалась от
экономики 1998 г. и по уровню доходов, и по уровню инвестиционного
потенциала, и по уровню резервов, имевшихся в распоряжении государства, бизнеса
и населения. Достаточно сказать, что к 2008 г. российская экономика по
объемам ВВП практически достигла докризисного уровня, в то время как в 1998 г.
она находилась в низшей точке падения.
Однако
несмотря на все различия в состоянии экономики в 1998 и 2008 гг., остается
актуальным вопрос о механизмах развертывания кризиса. Причем ответ на этот
вопрос представляет чисто практический интерес, поскольку непосредственным
образом влияет на выработку решений в области экономической политики.
Экономические агенты (бизнес, население, государство) реагируют на разрастание
негативных тенденций экономического развития, оптимизируя издержки,
пересматривая инвестиционные планы. Можно предположить, что 10 лет – слишком
малый срок, чтобы поведение основных субъектов экономики в условиях ухудшения
ситуации резко изменилось, поэтому ретроспективный анализ может в существенной
мере помочь в выборе мероприятий по минимизации экономических последствий
кризиса. Динамика ВВП, которая является индикатором состояния экономики в
целом, показывает, что после распада СССР вплоть до I кв. 1999 г. темпы
роста ВВП (за исключением III и IV кв. 1997 г.) были отрицательными. Следовательно,
период 1998–1999 гг. представляет собой продолжение экономического спада
предшествующих лет, только более быстрыми темпами. В этом по-видимому, состоит
одно из ключевых различий в механизмах формирования и протекания экономического
кризиса в 1998 и 2008 гг.
Такой же
выглядит ситуация по материалам месячной статистики. Спад в промышленности,
следующий за некоторым ее оживлением (в июле 1997 г. – апреле 1998 г.),
мог бы указывать на начало кризиса, но это оживление имело фрагментарный
характер, было достаточно вялым и весьма непродолжительным, чтобы считать
завершенным спад всех предшествующих лет. Кроме того, следует подчеркнуть, что
такие важнейшие показатели, как, например, инвестиции в основной капитал и в
строительство вообще не демонстрировали устойчивых положительных темпов роста
многие годы в период перед кризисом 1998–1999 гг.
Аналогичная
динамика была характерна для транспорта, сельского хозяйства и оптовой
торговли. При этом рост безработицы наблюдался уже с начала 1990-х годов, а в
1998 г. ситуация только усугубилась, но собственно тенденция роста
безработицы сформировалась еще до 1998 г.
Таким
образом, о 1998–1999 гг. можно говорить только как о периоде усугубления
многолетнего спада. Если 1998–1999 гг. и можно охарактеризовать как
кризис, то он был связан, прежде всего, со значительным падением
потребительского спроса, который в отличие от других показателей продолжал
расти вплоть до августа-сентября 1998 г.
Подведем
итоги выше изложенного. Во-первых, ситуацию в российской экономике во второй
половине 1998 г. – первой половине 1999 г. вряд ли можно назвать
экономическим кризисом. Более правомерно охарактеризовать этот период как
завершение многолетнего спада, обусловленного осложнениями, которые ускорили
динамику спада и довели его до «низшей точки». Во-вторых, если применить данное
ранее определение экономического кризиса к периоду 1998–1999 гг., то
ускоренный экономический спад длился 17 мес. – с июня 1998 г. до
ноября 1999 г. В-третьих, осложнения, усугубившие многолетний спад в
российской экономике, в значительной степени были вызваны внешними по отношению
к российской экономике факторами, прежде всего, падением конъюнктуры на мировых
товарных рынках.
В то же время
необходимо отметить, что в течение 1991–1998 гг. произошла значительная
«выбраковка» неэффективных производств, были созданы основные рыночные
институты. Это позволяет говорить о том, что в период спада происходило
накопление факторов, способствующих началу экономического роста. Для
задействования факторов был необходим «спусковой механизм», которым и стала
девальвация рубля с последующим «сжатием» объемов импорта. Дополнительным
фактором, способствовавшим началу экономического роста в 1999 г., стало
наличие значительного резерва незагруженных мощностей в промышленности. В 2008 г.
фаза нарастания кризисных явлений была существенно короче. Ее начало было также
связано с падением мировых цен на топливно-энергетические товары и снижением
сальдо торгового баланса в сентябре 2008 г.
Следует
отметить, что кроме сокращения внешнего спроса на основные товары российского
экспорта, в 2008 г. существенное негативное воздействие на экономическую
динамику оказал мировой финансовый кризис. Следствием его стали недоступность
международных ресурсов капитала для российского частного сектора и вывод
капитала из страны, который за август-декабрь 2008 г. составил 165,8 млрд. долл.
Завершение
первой фазы произошло в декабре 2008 г. – январе 2009 г. На наш
взгляд, на данный момент имеются все основания полагать, что пик снижения
сальдо торгового баланса (4,6 млрд. долл.) был пройден в декабре 2008 г.
Отток капитала после января 2009 г. практически прекратился.
Нарастание
негативных последствий внешнего шока устраняется только с переоценкой
национальной валюты, которая позволяет сбалансировать взаимосвязи национальной
и мировой экономик. Однако новое равновесие для торгового обмена и потоков капитала,
требующее соответствующей балансировки внутренних рынков – денежного, товарного
и рабочей силы – устанавливается до окончательной стабилизации сальдо внешней
торговли и оттока капитала, что приводит к наложению начала активной фазы
кризиса на фазу накопления кризисных предпосылок.
Итак, началом
активной фазы кризиса в первом случае можно считать май 1998 г., а во
втором – ноябрь 2008 г. В обоих случаях происходит наложение друг на друга
первой и второй фаз. Как уже отмечалось, одно из основных различий
рассматриваемых периодов заключается в динамике экономических показателей в
предшествующее время. Так, если кризисные явления 1998–1999 гг.
представляют собой продолжение в «обостренной» форме многолетнего спада, то
конца 2008 г. – начала 2009 г., наоборот, постепенного развития после
многолетнего роста. Это существенное различие может выражаться в темпах
экономического спада: в 1998–1999 гг. они должны быть меньшими по
сравнению с 2008–2009 гг. Иными словами, спад конца 2008 г. – начала
2009 г. может иметь более острое проявление, чем десять лет назад.
Кроме того,
об этом свидетельствует скорость, с которой протекает кризис начала 2008 г.
Если в первом случае первая фаза длилась восемь месяцев, и вторая фаза началась
через шесть месяцев после начала первой, то во втором случае первая фаза
длилась пять месяцев, а начало второй фазы последовало за ней через три месяца.
Проведенный
анализ показывает, что к февралю 2009 г. в российской экономике
закончилась активная фаза экономического кризиса и началась стабилизация,
предшествующая фазе активного восстановления.
Меры
экономической политики приобретают особую актуальность в фазе стабилизации,
когда требуются системные мероприятия по обеспечению высоких темпов
восстановления экономики и устойчивого долгосрочного развития.
В текущих
условиях наибольший эффект дальнейшего развития страны возможен в случае выхода
экономики из фазы стабилизации без существенной поддержки со стороны внешних
рынков. Для России сейчас имеется уникальная возможность создать механизм экономического
роста, движущие силы которого будут опираться на внутренний рынок. Такое
развитие событий в наибольшей степени может способствовать созданию условий для
устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе.»
3.2
Анализ
сравнительной характеристики кризисов 1998 и 2008 гг.
Банковская
система России: в 1998 г. число банков сократилось намного больше чем в 2008 г.
только в первый кризис банки пропали вместе с деньгами вкладчиков, а во второй
кризис, многие вклады были застрахованы, из-за чего государство увеличило сумму
до 700 тыс. руб.
Фондовый
рынок в России: падение фондовых индексов в 1998 г. значительно выше, чем в 2008 г.
в 1998 г., падение составило почти в 10 раз, а в 2008 г. в 4–5 раз.
Политика
властей предкризисная: к первому кризису, дефолту в 1998 г., никто не
готовился, он пришел неожиданно, что нельзя сказать про кризис 2008 г. к
нему готовились много лет.
Политика
властей антикризисная: Сравнивать антикризисные политики кризисов разных годов
бессмысленно. В 1998 г., у государства не было опыта, чтобы правильно и
осмысленно подойти к проблема кризиса. А вот уже в 2008 г. антикризисная
политика была достаточно активная и эффективная, но ее эффективность
значительно снижалась из-за коррупционных составляющих.
Наличие
финансовых резервов у государства: в 1998 г. к началу кризиса финансовый
резерв составлял 20 млрд. дол., а в 2008 г. 600 млрд. дол. Разница
значительна большая, что говорит о том, что промежуток в 10 лет научил наше
государство лучше справляться с кризисом.
Затраты на
борьбу с кризисом: в 1998 г. на поддержание валютного курса было потрачено 10
млрд., а в 2008 г. 250 млрд. или около 14% ВВП.
Цены на
нефть до и в ходе кризиса: Если сравнивать кризис 1998 и 2008 гг., то до кризиса
были цены выше, чем во время, во время кризиса, цена за баррель очень сильно
упала. С 18–20 до 9–10 дол и с 100–140 до 30–40 дол. соответственно.
Масштаб: Разница этих двух
кризисов по масштабу состоит в том что, кризис в 1998 г. имел локальный
характер коснулся только нашей страны. А в 2008 г. кризис был мировой,
затронул много стран нашего мира.
Реальные
доходы населения: доходы населения в 1998 г. упали значительно больше, чем во
время кризиса в 2008 г. в 2008 г., процент доходов населения упал с 2
до 5%, а в 1998 г. с 12–16%.
Изменение
курса рубля: разница видна, в 1998 г. резкая девальвация, с последующим,
плавным движением, а в 2008 г. плавная девальвация, так же с последующим
плавным движением.
Готовность
бизнеса к кризису: в 2008 г. предприятия лучше подготовлены к кризису, чем 10
лет назад. Накопился опыт рыночного хозяйствования, многие имеют опыт работы в
кризисе 1998 г. Можно было использовать мировой опыт, избегая ошибок, уже
совершенных западными коллегами. Но увы, на это внимание было не обращено.
Основные
факторы преодоления кризиса: Способы борьбы с кризисом различны, в 1998 г.
мощная девальвация рубля, рост мирового спроса на товары нашего экспорта,
массовое снижение издержек и оптимизация бизнеса российских компаний. А в 2008 г.
были представлены такие антикризисные действия, как стабилизация мировых
экономических процессов, контролировались действия участников хозяйственных
процессов и государственных и финансовых властей.
Заключение
В современных
банковских системах центральный банк занимает особое место. Он является органом
государственного регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска
банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В
центральном банке хранятся золотовалютные резервы страны. Он осуществляет
руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков,
хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других
правительственных органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом
центральные банки, как правило, являются государственными.
По закону РФ
центральный банк России правительству не подчинен. Он кредитует банки и
кредитные учреждения и организует систему рефинансирования. Банк России – расчетный
центр страны, определяющий систему, порядок и формы расчетов в стране, в том
числе и между банками.
Деятельность
центрального банка России – обеспечение устойчивости российской валюты,
покупательской способности рубля и минимизации инфляции, а также эффективности
всей банковской системы расчетов в интересах экономики в целом.
Основным
проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны,
который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных
инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов
рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции
на открытом рынке и ограничение кредитования.
Одно из
важнейших направлений деятельности центрального банка – рефинансирование
кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности
банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального
банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то
есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня
ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их
рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать
кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты,
испытывающие временные трудности.
Одной из
важнейших функций центрального банка является участие в управлении
государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства,
местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление
государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения
проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем
денежно-кредитном рынке.
При
проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не
только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и
расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления
денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим
условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов
денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с
восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением
банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от
наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов
экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
Список
литературы
1.
Конституция
Российской Федерации.
2.
Федеральный
закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
3.
Балабанов.
Банки и банковская деятельность. – М., 2001
4.
Борисов А.Б. Большой
экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
5.
«Деньги.
Кредит. Банки» под ред. Лаврушина О.И., Москва 1999 г.
6.
«Деньги.
Кредит. Банки» под ред. В.В. Иванов, Б.И. Соколов, Москва 2009 г.
7.
«Экономический
кризис и личные финансы» С.В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина, Москва 2009 г.
8.
Борискин А.В. Деньги
Кредит Банки / Е.Ф. Борискин, А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000
9.
Кондратьев Н.Д. Большие
циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
10. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] «Деньги. Кредит. Банки»
под ред. В.В. Иванов, Б.И. Соколов, Москва 2009 г. стр. 653
[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] РИА Новости////#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]«Экономический кризис и личные финансы» С.В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина,
Москва 2009 г., с. 99-105
|