Казначейская система исполнения бюджета
Казначейская система исполнения бюджета
Федеральное агентство образования РФ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный
торгово-экономический университет
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ФИНАНСЫ»
на тему
«КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА»
Содержание
Введение
1. Казначейская
система исполнения федерального бюджета
1.1 Роль
казначейства в исполнении бюджета
1.2 Структура
казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета
2. Полномочия
органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения
областного и местного бюджетов
3. Передача
отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами
федерального казначейства
4. Порядок
открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов
федерального бюджета
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
По мере перехода Российской экономики к рыночным отношениям
все большее значение приобретает рациональное управление государственными
финансами.
Федеральный бюджет - форма
образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,
предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами
государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств,
предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не
допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов)
образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации
имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный
бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего
субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти
субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных
средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не
допускается.
Каждое муниципальное образование
имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) -
форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,
предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего
муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных
форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных
обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с
бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных
образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления
полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных
образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для
осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района
(районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в
состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими
бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Международный опыт и практика функционирования отечественной
финансовой системы помогли принять практически безальтернативное решение об
организации в Минфине РФ системы органов федерального казначейства, и переводе
федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого и
основного этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными
финансами.
Основным предназначением казначейства является содействие
оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами и предоставление
информации Правительству РФ о состоянии государственных финансовых и
материальных ресурсов, для оценки работы органов государственного управления и
прогноза экономических последствий бюджетной политики. Помимо этого, на всех
этапах процесса расходования средств казначейство осуществляет контроль за
использованием бюджетов всех уровней.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализуемый казначейский контроль,
предшествующий кассовому расходованию средств, является эффективным средством
обеспечения их целевого использования, а так же позволяет не только выявить
нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения.
Объектом исследования является казначейская система РФ, предметом –
становление казначейской системы РФ.
Целью данной работы является исследование казначейского исполнения
Федерального бюджета по доходам и расходам, а так же обзор счетов Федерального
казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
-
Рассмотреть роль
казначейства в исполнении бюджета.
-
Проанализировать
структуру казначейской системы.
-
Рассмотреть
полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию
исполнения областного и местного бюджетов.
В первой главе курсовой работы рассмотрены: роль казначейства
в исполнении бюджета, структура казначейской системы, ее основные функции и
принципы исполнения бюджета.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены полномочия
органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения
областного и местного бюджетов.
В третьей главе рассмотрены передача отдельных функций по
исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства.
В четвертой главе определен порядок открытия и ведения
органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации
лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
1. Казначейская система исполнения федерального бюджета
1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета
Одним из главных
последствий начавшихся рыночных реформ для финансовой системы государства стала
необходимость воссоздания государственного казначейства как важного
подразделения Министерства финансов. Проблема казначейства — это проблема
сохранности бюджетных денег, как на стадии доходов, так и на стадии расходов.
Деятельность казначейства
связана с осуществлением двух важных принципов, выработанных финансовой наукой
во второй половине XIX в., когда во
всех крупных странах произошел переход в части государственных финансов к
принципу единого фонда денежных ресурсов. Министерство финансов было признано
единственным ведомством, уполномоченным государством формировать фонд
общегосударственных ресурсов. Это и означало появление бюджета в его нынешнем
виде. Единый фонд означал, что общие доходы могут идти на любые расходы.
Финансовые возможности государства вследствие этого резко возросли, но принцип
единого фонда потребовал введения единой кассы. Государственные бюджетные
деньги можно было получить только в одном месте - в государственном
казначействе.
При централизованном
планировании потребности в казначействе не было, поскольку единственный и к
тому же Государственный банк был монополистом в осуществлении денежных
безналичных расчетов. Госбанк СССР фактически играл роль казначейства,
обеспечивая кассовое исполнение бюджета.
В 1992–1993гг. были приняты
решения о воссоздании системы казначейства в рамках Министерства финансов РФ.
Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его
отделений во всех субъектах Федерации. Смысл создания казначейства в том, что
все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета,
которыми распоряжается казначейство в соответствии с утвержденными правилами и
показателями. Тем самым обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы
для бюджетных денег.
Обращаясь к истории,
заметим, что казначейства России прошлого века осуществляли прием, хранение,
выдачу бюджетных средств и даже эмиссию казначейских билетов[1].
Эти определения во многом совпадают с относительно главной задачей –
осуществление кассового исполнения бюджета.
Воссоздание казначейской
системы исполнения бюджета в условиях России означает, что средства бюджета
будут поступать непосредственным получателям этих денег от подразделений
казначейства, минуя посредников. Но, при рассмотрения понятия «исполнение
бюджета», следует различать узкую и широкую трактовку. Современные авторы
отечественной учебной литературы по-разному трактуют данное понятие. Б.Ф. Ицкович
под основным содержанием исполнения бюджета понимает осуществление контроля за
движением финансовых потоков, за выполнением финансируемыми из бюджета
организациями установленных для них плановых норм и заданий[2].
Данное определение представляется неточным, поскольку исполнение бюджета не
ограничивается рамками контроля. В.И. Ткачук считает: «В узком смысле слова
исполнение бюджета состоит в обеспечении поступлений, расходования и учета
движения бюджетных ресурсов»[3]. Данное
определение соответствует понятию «кассовое исполнение бюджета».
М.В.Романовский приводит следующее определение: «Исполнение бюджета начинается
после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного
процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов»[4].
М.Л.Седова считает исполнение бюджета центральной стадией бюджетного процесса,
на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов
соответствующих органов государственной власти и органов местного
самоуправления в форме бюджетного фонда[5]. В
финансово-кредитный словарь содержит следующую трактовку: «Исполнение бюджета -
стадия бюджетного процесса, на которой осуществляются мобилизация
запланированных по бюджету доходов и бесперебойное финансирование мероприятий,
предусмотренных планами экономического и социального развития»[6].
В России действует
многоступенчатая управленческая иерархия, и представители каждой ступени
претендуют на то, чтобы деньги для всех подведомственных им организаций
поступали в их распоряжение. Понятно, что в этом случае резко замедляется
движение денег, возрастает вероятность ошибок и злоупотреблений. Казначейская
система означает, что «живые» деньги двигаются только по «счетам бюджета,
которыми распоряжается казначейство, и поступают для окончательного
расходования только в те организации, которые относятся к бюджетополучателям.
Все посредники, пусть и находящиеся на высоких уровнях управления, остаются в
стороне от реального использования денег. Хотя, конечно, они сохраняют свои
полномочия по распределению полученных лимитов бюджетных средств между
подведомственными организациями.
Таким образом, органы
Федерального казначейства, представляя интересы государства, берут под
контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым
использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность
предназначаемых объемов финансирования.
1.2 Структура казначейской системы, ее основные функции и
принципы исполнения бюджета
Органы Федерального
казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по
территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов
казначейства трехуровневая.
Первый уровень - Главное
управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет
сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением
средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих
органов казначейства.
Второй уровень -
управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям,
областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они
обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при
формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.
Третий уровень —
отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме
городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального
бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи
бюджетополучателям.
Органы Федерального
казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной
власти.
К основным задачам и
функциям органов Федерального казначейства относятся[7]:
-
учет налогов и
платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в
банках;
-
распределение в
установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
-
возврат и зачет
между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
-
учет льгот и
отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и
перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
-
взаимные расчеты
между бюджетами различных уровней;
-
доведение лимитов
и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
-
обеспечение
целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного,
текущего и последующего контроля;
-
управление
доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.
Исполнение федерального
бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном
банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других
кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам
финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе.
Таким образом,
казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах[8].
Первый принцип
казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам
осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые
счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств
федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете
отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в
процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование
бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет
распорядителями в соответствии с лимитами.
Второй принцип казначейского
исполнения федерального бюджета - принцип осуществления финансирования и
принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах
лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных
ассигнований (ст.224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании
бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного
учреждения (ст.221 Бюджетного кодекса РФ).
Третий принцип - принцип
единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение принципа
единства кассы дано Н.Г.Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что
орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении
Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и
поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся
предусмотренные бюджетом расходы»[9]. Таким
образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно
способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению
прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым
расходованием.
Четвертый принцип
казначейского исполнения федерального бюджета - принцип детальности.
Детальность исполнения бюджета достигается за счет бюджетной классификации.
Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более
детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы,
проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за
целевым использованием бюджетных средств.
Пятый принцип
казначейского исполнения федерального бюджета - принцип закупки товаров (работ,
работ, услуг) на основе государственных и муниципальных контрактов. Данный
принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и
исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам.
Шестой принцип
казначейского исполнения федерального бюджета - принцип финансирования расходов
бюджетных организаций путем зачета денежных средств (ст.235 Бюджетного кодекса
РФ).
Федеральное казначейство
в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за[10]:
-
правильность
исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными
средствами;
-
финансирование
расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций,
государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным
кодексом РФ;
-
полноту и
своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
-
своевременность
зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
-
доведение в
заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств
бюджета до получателей бюджетных средств;
-
финансирование расходов,
не включенных в бюджетные росписи;
-
финансирование
расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
-
осуществление
контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными
распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
-
исполнение
предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба,
нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.
В настоящее время,
необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна
охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и
муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности
этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным
казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и
местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и
ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь.
Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов
между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из
центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых
странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов
стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано
с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как
нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. Органы
казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием
и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки,
обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства.
Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает
казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом,
казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных
экономических проблем России.
2. Полномочия органов
федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и
местного бюджетов
Федеральное казначейство обладает
следующими бюджетными полномочиями:
-
производит
распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации по нормативам, установленным Бюджетным Кодексом, федеральным
законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом
представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий
год, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
-
открывает в Банке
России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и
иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
устанавливает режим этих счетов в соответствии с Бюджетным Кодексом;
-
устанавливает
порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
-
устанавливает
порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
-
осуществляет
открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального бюджета, а также по поручению высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
(местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением открывает и
ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей
средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
-
ведет сводный
реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств
федерального бюджета;
-
доводит до
главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной
бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;
-
доводит до
распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные
главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты
бюджетных обязательств;
-
ведет учет
операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и
представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность о кассовом
исполнении федерального бюджета в соответствии с Бюджетным Кодексом, иными
актами бюджетного законодательства Российской Федерации;
-
получает от
главных распорядителей средств федерального бюджета материалы, необходимые для
составления отчета об исполнении федерального бюджета;
-
составляет на
основании отчетности, представленной главными распорядителями средств
федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет
его в Министерство финансов Российской Федерации;
-
составляет и
представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении
консолидированного бюджета Российской Федерации на основании отчета об
исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных
уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами
местного самоуправления;
-
осуществляет иные
полномочия в соответствии с Бюджетным Кодексом, иными актами бюджетного
законодательства Российской Федерации либо полномочия, возложенные Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти
Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на
основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства
распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие
операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий
применительно к средствам федерального бюджета.
Перевод бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в территориальные органы
федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (органы
федерального казначейства) осуществляется по решению соответствующего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного
самоуправления.
Органы федерального казначейства
осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов на основе заключенных соглашений о кассовом
обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации либо местного
бюджета с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо
органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных данными
соглашениями.
Под кассовым обслуживанием органами
федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов понимается учет территориальными органами федерального
казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников
финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации, средств, поступающих от вышестоящих бюджетов.
Органы федерального казначейства
после заключения соответствующих соглашений, для обслуживания исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации открывают лицевые счета на балансовом
счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», а для
обслуживания исполнения местных бюджетов - лицевые счета на балансовом счете
40204 «Средства местных бюджетов».
Лицевые счета открываются органами
федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации
или в кредитных организациях, в которых соответствующему органу федерального
казначейства открыт счет по учету доходов и (или) средств федерального бюджета.
При открытии счета в учреждение Центрального банка Российской Федерации или
кредитную организацию представляется копия соглашения между администрацией
субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и управлением
(отделением) федерального казначейства о кассовом обслуживании исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Для обслуживания бюджетных
учреждений, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации, расположенных на территориях районов, городов (районов в городах)
субъекта Российской Федерации, отделению федерального казначейства может
открываться отдельный лицевой счет на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов
субъектов Российской Федерации». Если бюджетные учреждения финансируются за
счет средств местных бюджетов, то для их обслуживания отделению федерального
казначейства открывается лицевой счет на балансовом счете 40204 «Средства
местных бюджетов». При этом основанием для открытия счета является копия
соглашения, заключенного органом федерального казначейства с органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного
самоуправления по кассовому обслуживанию исполнения соответствующего бюджета и
разрешение на открытие и ведение указанных счетов.
Органы, исполняющие бюджет субъекта
Российской Федерации или местный бюджет, после заключения соглашения между
органами федерального казначейства и органами исполнительной власти субъекта
Российской Федерации либо органами местного самоуправления закрывают в
установленном порядке счета, открытые им на балансовом счете первого порядка N
402 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Счета бюджетных учреждений,
финансируемых из бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов,
открытые в банках, при переводе их на обслуживание в органы федерального
казначейства закрываются в установленном порядке.
При наличии в банке картотеки неоплаченных
в срок расчетных документов, учитываемых на внебалансовом счете N 90902
«Расчетные документы, не оплаченные в срок» к лицевым счетам органов,
исполняющих бюджет, или бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета субъекта
Российской Федерации или местных бюджетов, счета которых закрываются, отзыв и
возврат расчетных документов из картотеки по указанному внебалансовому счету.
Учет операций по финансированию
расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
осуществляется на лицевых счетах, открываемых в органах федерального
казначейства по каждому получателю бюджетных средств (бюджетные учреждения).
Бюджетные учреждения распоряжаются
средствами, учитываемыми на лицевых счетах, открытых им в органах федерального
казначейства, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми
актами, а также инструкциями Министерства финансов Российской Федерации.
Операции на указанных лицевых счетах
отражаются в валюте Российской Федерации - рублях.
Порядок учета операций, открытия и
ведения лицевых счетов в органах федерального казначейства устанавливается
Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с действующими
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По окончании бюджетного года остатки
не использованных бюджетными учреждениями финансовых средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов, имеющиеся на лицевых счетах в органах
федерального казначейства, переносятся органами федерального казначейства на
лицевые счета этих бюджетных учреждений нового года и используются при
дальнейшем финансировании за счет средств бюджета нового года, если иное не
предусмотрено законодательством.
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления осуществляют
контроль за своевременным представлением бюджетными учреждениями в органы
федерального казначейства документов, необходимых для открытия и ведения
лицевых счетов.
3. Передача отдельных функций по исполнению областного и
местного бюджетов органами федерального казначейства
Органы местного самоуправления
взаимодействуют с территориальными органами Федерального казначейства на основе
соблюдения государственных интересов и взаимного предоставления информации.
Органы местного самоуправления вправе
заключать соглашения с территориальными органами Федерального казначейства об
обслуживании исполнения местных бюджетов. В этом случае полномочия
территориальных органов Федерального казначейства распространяются на
организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета.
Территориальные органы Федерального казначейства не вправе отказывать органам
местного самоуправления в заключении таких соглашений.
Администрация субъекта Российской
Федерации (органа местного самоуправления) поручает Управлению (отделению)
федерального казначейства осуществление кассового обслуживания исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по доходам и расходам.
Кассовое обслуживание исполнения
доходной и расходной частей бюджета субъекта Российской Федерации (местного
бюджета) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регулирующими бюджетные правоотношения, принятыми органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей
компетенции.
Полномочия органов федерального
казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской
Федерации (местного бюджета) определяются Соглашением.
Администрация субъекта Российской
Федерации (органа местного самоуправления) организует и обеспечивает исполнение
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Кассовое обслуживание исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) органами федерального
казначейства осуществляется во взаимодействии с финансовыми и налоговыми
органами субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления),
учреждениями Центрального банка Российской Федерации и другими кредитными
организациями.
Открытие счетов бюджета субъекта
Российской Федерации (местного бюджета) органами федерального казначейства для
учета ими средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
осуществляется в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, других банках,
привлеченных к обслуживанию счетов по учету доходов и средств бюджетов на
основе договоров, заключаемых в порядке, определенном Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 1997 г. N 477. Движение средств учитывается на
текущих бюджетных счетах 40201 «Средства субъектов Российской Федерации» и
40204 «Средства местных бюджетов». Учет доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов осуществляется на счете 40101 «Налоги,
распределяемые органами федерального казначейства» с символом 02.
Учет движения средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется на лицевых
счетах, открываемых в органах федерального казначейства к счетам 40201, 40204.
Для учета расходов получателям
бюджетных средств в органах федерального казначейства открываются лицевые
счета, на которых отражается финансирование получателей бюджетных средств и их
кассовые расходы.
Порядок учета операций, открытия и
ведения лицевых счетов устанавливается Министерством финансов Российской
Федерации.
Через лицевые счета получателей
бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства,
осуществляются:
-
финансирование
расходов учреждений и организаций в соответствии с действующим
законодательством, на основании представленных в установленном порядке реестров
на финансирование;
-
перечисление
средств между бюджетами различных уровней;
-
расчеты с
учреждениями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по
программам субъектов Российской Федерации и программам органов местного самоуправления.
Органы федерального казначейства в
процессе осуществления кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов принимают на себя следующие
обязательства:
-
обеспечивают учет
финансирования расходов соответствующего бюджета. При этом реестры для
финансирования принимаются от финансовых органов в пределах остатков денежных
средств на счетах 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» и
40204 «Средства местных бюджетов», уменьшенных на остаток неиспользованного
финансирования на лицевых счетах получателей бюджетных средств;
-
производят учет
операций в разрезе кодов бюджетной классификации по зачислению доходов и
возвратам излишне или неправильно уплаченных сумм налогов и других обязательных
платежей из бюджета на основании платежных документов налогоплательщиков,
органов федерального казначейства, финансовых органов, учет операций по
расходам получателей бюджетных средств, а также на основании исполнительных
документов о бесспорном взыскании средств в соответствии с действующим
законодательством;
-
обеспечивают
выдачу информации по поступлениям в бюджет субъектов Российской Федерации и
местные бюджеты в разрезе кодов бюджетной классификации;
-
обеспечивают
ежедневную выдачу информации о движении средств на счетах 40201 «Средства
бюджетов субъектов Российской Федерации» и 40204 «Средства местных бюджетов» и
свободных остатков, доступных для финансирования;
Страницы: 1, 2
|