Контроль над финансовой деятельностью предприятия
p> В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после
инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада,
кладовой, секции и т.д.) заявить об этом председателю инвентаризационной
комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных
фактов и в случае их подтверждения проводит исправления выявленных ошибок
в установленном порядке. Для оформления инвентаризации необходим применять формы первичной
учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
установленное “Методическими указаниями по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств” от 13 июня 1995 года. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки
правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием
членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц
обязательно до открытия склада, кладовой, секции т.п., где проводится
инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения
инвентаризации оформляется актом и регистрируются в книге учета контрольных
проверок правильности проведения инвентаризации. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой
ценностей могут проводиться выборочные проверки. Контрольные проверки
правильности инвентаризации, проводимое в межинвентаризационный период,
осуществляется инвентаризационными комиссиями по распоряжения руководителя
организации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактами наличием
имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах
бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется
на финансовые результаты предприятия, а у бюджетной организации - на
увеличение финансирования (фондов) б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на четах
виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал от
взыскания убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи
списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации
- на уменьшение финансирования (фондов). Оценка имущества и обязательств проводится организацией для их
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном
выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем
суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества,
полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования;
имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости изготовления. Наличие амортизации основных средств и нематериальных активов
производится независимо от результатов хозяйственной деятельности
организации в учетном периоде. Применение других методов оценки, в том числе путем резервированная,
допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и другими нормативными актами органов, осуществляющих
регулирование бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет по валютным счета организации и операциям в
иностранной валюте ведется в дублях на основании пересчета иностранной
валюты по курсу Центрального банке Российской Федерации на дату совершения
операции. При определении учетной политике предприятия утверждается порядок
контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, а также другие
решения, необходимые для организации контроля, в том числе правила
документооборота и технология. К правилам документооборота относятся порядок движения первичных
документов, которые являются основанием для отражения информации о
совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные документы фиксируют факт хозяйственных операций. Они должны
соответствовать требования Положения от 29 июля 1985 года N 105 “О
документах и документообороте в бухгалтерском учете”. А именно: - первичные документы должны содержать достоверные данные и
создаваться своевременно, как правило в момент совершения операции; - первичные документы создаются на бланках типовых и типовых
межведомственных форм, а также на бланках специализированных форм,
разработанными и утвержденными министерствами и ведомствами. В отдельных случаях, при наличии соответствующих технических средств,
допускается создавать первичные документы на ЭВМ. При этом должны
соблюдаться требования, предъявляемые Положением “О документах и
документообороте в бухгалтерском учете” Согласно этого Положения первичные
документы для придания им юридической силы должны иметь следующие
реквизиты: а) наименование документа (формы), код формы; б) дату составления; в) содержание хозяйственной операции; г) измерители хозяйственных операций (в количественном и стоимостном
выражении) д) наименование должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их
расшифровки. В необходимых случаях в первичных документах могут быть приведены
дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия,
учреждения, основанием для совершения хозяйственных операций,
зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые
характером документируемых хозяйственных операций. В условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты
первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов. Записи в первичных документах должны производиться чернилами,
химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, и
другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение
длительного времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается
использовать для записей простой карандаш. Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному
прочерку. На предприятии, в учреждении руководителем утверждается по
согласованию с главным бухгалтером перечень лиц, имеющих право подписи
первичных документов. Количество лиц, имеющих право подписи документов на
выдачу материальных ценностей, должно быть ограничено. Подписи лиц, ответственных за состояние машиночитаемых первичных
документов, могут быть заменены паролем или другим способом автоматизации,
позволяющих однозначно идентифицировать подписи соответствующих лиц. Дополнительные требования к порядку создания первичных документов,
фиксируются факты совершения кассовых операций, операции с товаро-
материальными ценностями, кредитных и расчетных обязательств, определяется
Законом Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Положением “О ведении
кассовых операций”, правилами Центрального банка России и другими
нормативными актами. В случаях, установленных законодательством, бланки форм первичных
документов могут относится к бланкам строгой отчетности. Порядок
использования и учета бланков форм первичных документов строгой отчетности,
а также круг предприятий, устанавливают министерства и ведомства в
соответствии с указаниями Госкомстата Российской Федерации, Министерством
финансов Российской Федерации по вопросам унификации форм первичных
документов и отнесении их в необходимых случаях к документам строгой
отчетности. Бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой
отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном
министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом). Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной
проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность
оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность
документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете” запрещается
принимать к исполнению и оформления первичные документы по операциям,
которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки,
хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других
ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру
предприятия, учреждения для приятия решения. Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отмену,
исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке -
дату записей в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке
- оттиск штампа контролера, ответственного за их обработку. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам,
а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы,
подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки “Получено” или
“Оплачено” с указанием даты (числа, месяца, года). Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или
получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка,
передача в архив - документооборот) регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный
бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя
предприятия, учреждения. График должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный
документ, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и
исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять
минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота
способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении,
усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышения уровня
механизации и автоматизации учетных данных. График документооборота может быть оформлен в виде схемы(см.: табл.
1.3 стр. 20), или перечня работ по созданию, проверке и обработке
документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а
также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения
работ. Таблица 1.3. Пример графика документооборота по предприятию, учреждению. |Наиме-н|Создание документа |Проверка документа |
|ование | | |
|докумен| | |
|та | | |
| |коли-|от-в|ответ-|ответ|срок|от-в|кто |поря-|сро|
| | |ет-с| | |ис-п|ет-с|пред-|док |к |
| |чест-|твен|ствен-|ствен|ол-н|твен|став-|пред-|пре|
| |во |ный | |-ный |е-ни|-ный|ляет |ставл|дст|
| |эк-зе|за |ный за|за |я |за | |е-ния|авл|
| |мп-ля|вы-п|офор- |ис-по| |про-| | |е-н|
| |ров |ис-к|мление|лнени| |вер-| | |ия |
| | |у | |е | |ку | | | |
|требова| 2 |цех |ОМТС |склад|ежед|бух-|1 экз|при |еже|
|-ние | | |бухгал| |нев-|галт|- цех|от-че|дне|
| | | |-терия| |но |ерия|2 |те |в-н|
| | | | | |(до | |экз. |при |о |
| | | | | |... | |- |рее-с|(до|
| | | | | |ча-с| |склад|тре |...|
| | | | | |ов) | | | |ча-|
| | | | | | | | | |сов|
| | | | | | | | | |) | За состоянием внутреннего контроля несет ответственность сама
организация. Контроль за финансовой деятельностью предприятия
осуществляется как постановкой самой системы внутреннего контроля, так и
проведением ревизий, проверок и так далее. Проверки могут осуществлять как
работники предприятия, так и приглашенные специалисты и службы, включая
аудиторов со стороны. 2. СИСТЕМА ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ Внутренний контроль необходимо отличать от внешнего контроля. С
развитием рыночных отношений понятие контроля неразрывно связано с понятием
аудита. 2.1. Аудит Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных
об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их
соответствия определенному критерию и представляющий результаты
заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается
на структурном подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и
незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные,
влияющие на принятие аудиторских решений. Независимая оценка объективных данных об экономических действиях
осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю
(аудиту). Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике,
направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в
чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев
(акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей
деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной
выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки. Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской
деятельности определены Временными правилами “Аудиторской деятельности в
Российской Федерации”. Согласно этих правил аудиторская деятельность
(аудит) - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации,
налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов
и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,
действующим в Российской Федерации. Основными принципами являются: независимость, обязательность и
ответственность. 1. Независимость выражается в том, что при проведении аудиторской
проверке и составлении заключения аудиторы не зависят от аудируемой
организации, от любой третьей стороны, в том числе от государственных
органов, поручившим им проведение проверки, а также от собственников и
руководителей аудиторских фирм, в которых он работают. Исходя из этого принципа, в соответствии с Временным положением
“Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка не
может проводиться: а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами,
руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического
субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой)
отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или
свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также
братья, сестры, родители дети супругов); б) аудиторскими фирмами: - в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями,
собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в
отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями,
собственники, акционерами; - в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними
предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих
в своем капитале долю этих аудиторских фирм; в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному
экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского
учета, а также составлению финансовой отчетности. 2. Обязательность. Как установлено Временным положением “Аудиторской
деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка может быть
обязательной и инициативной. При этом если инициативная проверка проводится
по решению собственников аудируемой организации, то обязательная не зависит
от ее воли или желания. Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных
органов. Это могут быть органы дознания и следователь, которые при наличии
санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с
процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или
аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки
экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов
возбужденного (возобновляемого производством) уголовного дела, принятого к
производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела,
подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно
соответствовать обязательствам, послужившим основанием дела для возбуждения
(возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству
(возобновлению производством) гражданского дела или дела, подведомственного
арбитражному суду. Срок поведения аудиторской проверки по такому поручению
определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как
правило, не должен превышать двух месяцев. С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам
финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке
органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной
аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой
взыскание на основании решения суда или арбитражного уда по искам,
предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами
государственной налоговой службы и органами налоговой полиции: - штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного
размера установленной законом минимальной оплаты труда; - штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в
сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной
оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета
Российской Федерации. 3. Ответственность, в том числе материальная, предусматривается в
отношении как организаций, уклоняющийся от аудиторской поверки или
препятствующей ее проведению, так и аудитора, допустившего
неквалифицированные аудиторские процедуры. При осуществлении аудита аудиторские фирмы и аудиторы имеют право: а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки,
исходя из требований нормативных актив Российской Федерации, а также
конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания
органа дознания, прокурора, следователя, суда или арбитражного суда; б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о
финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг,
материальных ценностей, получать разъяснения по возникающим вопросам и
дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки; в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления
аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии
государственных органов, поручивших проверку; г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке
аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а
также иных специалистов; д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае
непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой
документации, а также в случае необеспеченная государственными органами,
поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его
семьи при наличии такой необходимости. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны: а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской
деятельности требования законодательства Российской Федерации; б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу,
поручившему провести проверку о невозможности своего участия в проведении
аудиторской проверки данного экономического субъекта, а также о
необходимости привлечения к участию в поведении проверки дополнительных
аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работ или каким-
либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или
поручения поручителя; в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать
иные аудиторские услуги; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими
в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия
собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением
случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по
поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного
суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения)
суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том
объеме, в котором они признают это возможным. Проверяемый экономический субъект имеют право получать от аудитора
(аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях
законодательства, касающихся проведению аудиторской проверки, правах и
обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора
(аудиторской фирмы) - о нормативных атак, на которых основываются замечания
и выводы аудитора. Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставить
экономическому субъекту эту информацию. Руководитель и иные должностные лица проверяемого экономического
субъекта обязаны: а) создавать аудитору или аудиторской фирме условия для
своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю
документацию, необходимую для проведения, а также давать по запросу
аудитора разъяснения в устной и письменной форме; б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения
порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности. Результатом аудиторской поверки является заключение аудитора или
аудиторской фирмы - документ, имеющий юридическое значение для всех
юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления,
органов местного самоуправления. Заключение аудитора или аудиторской фирмы
по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов,
приравнивается к заключению к экспертизы, назначенной в соответствии
процессуальным законодательством Российской Федерации. Заключение договора аудитора или аудиторской фирмы должно состоять из
трех частей - вводной, аналитической и итоговой: а) в водной части указывается: для аудиторской фирмы : юридический адрес и телефоны; порядковый
номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на
осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя
и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке; для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество,
стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа,
выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок
действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного
счета; б) в аналитической части указывается: - наименование экономического субъекта и период его деятельности, за
который проводится проверка; - результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового)
учета, составление соответствующей отчетности и состояние внутреннего
контроля; - факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных
нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления
финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений
законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-
финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб собственникам
экономического субъекта, государства или третьих лиц; в) в итоговой части аудиторского заключения находится запись о
подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономического субъекта. В случае если экономическим субъектом - заказчиком в ходе проведения
проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского
(финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдения
законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского
заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности
бухгалтерской или финансовой отчетности. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором,
подтверждающим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторские заключение,
кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо
уполномоченном и иным должностным лицом аудиторской фирмой и заверяется
печатью аудиторской фирмы. Экономический субъект обязан предоставить заинтересованным лицам
только итоговую часть аудиторского заключения. Важным вопросом аудиторской деятельности являются взаимоотношения
аудитора и организации - клиента. Право выбора аудитора предоставлено организации. Аудитор не
обязательно должен проживать в населенном пункте, где находится
экономический субъект. В процессе аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности
экономического субъекта процедуры проводятся в определенной
последовательности. Различают следующие этапы подготовки и оформления ее
результатов: общее изучение; предварительное ознакомление; составление программы и плана проверки; проведение проверки; оформление аудиторского заключения; использование материалов проверки. На первом этапе получают информацию об основных показателях отрасли,
к которой относятся предприятие; рыночных ценах на приобретаемое сырье и
выпускаемую продукцию, партнерах и т.д. На втором этапе следует посещение организации, знакомство с
персоналом, местами хранения материальных ценностей, общей структурой
организации. На третьем этапе аудитор предварительно знакомится с бухгалтерской и
финансовой отчетностью, после чего составляет программу и план проверки. В программе решается стратегическая задача проведения проверки. В
плане означены конкретные объекты и вопросы проверки, сроки ее начала и
окончания и исполнители. На четвертом и пятом этапах аудитор соответственно составляет
заключение и, руководствуясь материалами проверки, дает практические
рекомендации клиенту. Выбор метода и проведения аудиторской поверки зависит прежде сего от
того, впервые или нет она проводится в данной организации. Аудитор по
своему усмотрению выбирает процедуру получения аудиторских доказательств.
Это: 1. Проверка арифметических расчетов клиента, в зависимости от плана
проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она
бывает выборочной или сплошной. 2. Наблюдение или участие в инвентаризации различных активов клиента.
Инвентаризация в данной ситуации - метод получения ценных и достоверных
доказательств о реальности и точности активных статей баланса и фактов
совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение
за ее проведением помогут правильно оценить систему бухгалтерского учета и
внутреннего контроля организации. 3. Наблюдение за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерских
операций. Эта процедура также важна для оценки системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля. 4. Устный опрос персонала и руководства организации-клиента и
получения от клиента письменных представлений. Как правило, эти процедуры
используются на начальной стадии, когда аудитор знакомится с проверяемой
организацией и планирует проверку. 5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц. Проводя
эту процедуру, обращают внимание на правильность составления и оформления
документов, а также на точность и своевременность их отражения в
бухгалтерском учете. 6. Проверка документов, подготовленных организацией - клиентом.
Информация, полученная в ходу такой проверки, являющейся внутренней, и ее
достоверность и ценность зависят от качества системы внутреннего контроля
клиента. 7. Аналитические процедуры, т.е. анализ и оценка полученной аудиторам
информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с
целью выявить необычные факты и показатели и исследовать причины их
возникновения. Типичные виды аналитических процедур: сопоставление остатков
по счетам за различные учетные периоды; сопоставление показателей периода
финансовой отчетности с прогнозировавшимися руководством организации;
оценка соотношений между различными статьями отчетов и сопоставлений их
сданными предыдущих периодов; сопоставление финансовых показателей
деятельности организации со среднеотраслевыми; сопоставление финансовой и
нефинансовой информации (например, сведения об объеме выпуска продукции в
денежных и натуральных единицах). Заключая договор организации - клиенту, следует помнить, что аудит не
подменяет и не заменяет собой государственный контроль, который
осуществляют государственные органы, например Государственная налоговая
служба, таможенные органы. 2.2. Государственный контроль. Переход к рыночным отношениям тесным образом связан с введением целой
налоговой системы, способной обеспечить концентрацию в руках государства
финансовых ресурсов, необходимых для решения задач экономического и
социального развития страны. Создана единя система контроля. Для контроля
за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и
других платежей, установленных законодательством Российской Федерации
создана государственная налоговая служба. Государственная налоговая служба Российской Федерации, а также
Государственные налоговые службы субъектов, входящих в состав Российской
Федерации Государственные налоговые инспекции областей, регионов и городов
имеют право: - производить в министерствах и ведомствах и ведомствах, на
предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности
проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет,
деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и
других обязательных платежей в бюджет, а также получать необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникшим при проверках; -
получать от предприятии, учреждений, организаций (включая банки и иные
финансово-кредитные учреждения) сведения о вкладах предприятий и
организаций. Эту информацию должностные лица налоговой службы обязаны
сохранять в тайне; - обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении
своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с
содержанием объектов налогообложения независимо от их нахождения
производственные склады, торговые и иные помещения предприятий, учреждений,
организаций; - требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых
предприятий, учреждений, организаций устранения выявленных нарушений
законодательства; - приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций по
расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в
случаях непредставления (или отказа представить государственным налоговым
инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов
и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных
обязательных платежей в бюджет; - изымать у предприятий, учреждений и организаций документы,
свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или сокрытии
иных объектов от налогообложения, с одновременным производства осмотра
документов, фиксируя их содержание. Основанием для изъятия соответствующего
документа является письменное мотивированное постановление должностного
лица налоговой инспекции. - применять к предприятиям, учреждениям, организациям финансовые
санкции в виде всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо
суммы налога за иной сокрытый (заниженный) объект налогообложения и штрафа
в размере той же суммы, а при повторном нарушении в двойном размере; десяти
процентов причитающихся сумм налогов или платежей за отсутствие учета
прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения; - в бесспорном порядке взыскивать в бюджет недоимки, а также суммы
штрафов и иных санкций, предусмотренных Законом “О Государственной
налоговой службе” ; - предъявлять в суде и арбитраже иски, о признании недействительной
регистрации предприятий, в случае нарушения установленного порядка
регистрации, о признании сделок недействительными и взыскание в доход
государстве всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно
приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий; - налагать административные штрафы на должностных лиц предприятия,
учреждений организаций в порядке установленном Законом “О Государственной
налоговой службе”. Должностные лица Государственных налоговых инспекций обязаны строго
соблюдать Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской
Федерации, другие законодательные акты Российской Федерации и субъектов,
входящих в состав Российской Федерации. Государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и
своевременный учет налогоплательщиков и проведение у них документальных и
камеральных проверок по правильности и своевременности уплаты в бюджет
налогов и других платежей. За невыполнение или ненадлежащее выполнение
должностными лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей
они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности
в соответствии с действующим законодательством. Правительство наряду с реформой налогового законодательство решило
провести коренную реорганизацию всей системы налоговой службы. В связи с
этим правительство Российской Федерации установило постановление от 13
марта N 269 “Вопросы Государственной налоговой службы Российской
Федерации”, которое позволит ее значительно укрепить. В чем же суть
проводимой реформы?. Намеченные преобразования должны превратить налоговую службу в орган,
который: - действует в интересах всего общества, отдельных граждан и работает
во взаимодействии с ними; - обеспечивает соблюдение равенства всех граждан и предприятий перед
налоговым законодательством; - обеспечивает эффективное наполнение бюджета; - наряду со сбором и взысканием налогов информирует и консультирует
налогоплательщиков, помогает им в осуществлении финансовой деятельности и
налогового планирования; - принципиально, профессионально и бескомпромиссно борется с
сознательными нарушителями налоговой дисциплины. Первейшая задача реорганизации - сосредоточить усилия профессионалов
- налоговиков на тех сферах экономической деятельности, где особенно велики
резервы увеличения налоговых поступлений. Сейчас 10 - 15 процентов
налогоплательщиков обеспечивают до 80 процентов налоговых поступлений. К
числу таких налогоплательщиков относятся: промышленно - финансовые группы,
транснациональные структуры, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся
производством и оборотом алкогольной продукции; финансово - банковские
структуры; крупнейшие по масштабам своей деятельности государственные
предприятия. С этой целью в системе налоговых органов будут созданы специальные
службы налогового контроля. Они будут располагать эффективными методами и
средствами и действовать на всех уровнях - от районной налоговой инспекции
до Государственной налоговой службы России. Предполагается создание общегосударственной системы учета
налогоплательщиков и контроля их деятельности, которая будет связана с
базами данных министерства внутренних дел, налоговой полиции, таможенного
комитета, других органов. При этом в перспективе возможен доступ
налогоплательщиков к информационно-справочной информации по вопросам
налогообложения, а также переход к компьютерной технологии подачи
декларации и внесения налоговых платежей. Важная составная часть преобразований - качественное
совершенствование методики налоговой деятельности. На местах будут
зональные органы Государственной налоговой службы. Для проведения
комплексных налоговых проверок предусматривается оперативное формирование
рабочих групп специалистов. Специальная служба создается для серьезного
изучения методов уклонения от уплаты налогов и принятия соответствующих
контрмер. Еще одно новшество - организации работы “участковых” налоговых
инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков буквально “в
лицо”. Четкая регламентация работы, а также система внутреннего
инспектирования и аудита позволяет качественно изменить содержание
оперативной работы налоговых органов и повысить ее эффективность. В ходе реформирования налоговой службы намечена подготовка и
реализация Государственной программы пропаганды налоговой культуры и
налогового воспитания. Будет создана эффективная система профессионального
консультирования налогоплательщиков. Налоговая реформа призвана повысить профессиональный и кадровый
потенциал налоговой службы. Предполагается свести к минимуму возможности
профессиональной недобросовестности или коррупции, усилить налоговую службу
за счет наиболее надежных и опытных людей, кадровых военных. Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации
определяет Закон “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Налоговая система Российской Федерации включает в себя: - порядок установления и отмены налогов и других платежей; - понятие налога и другого платежа; - понятие плательщика налога; - обязательность учета налогоплательщиков; - понятие объекта налогообложения; - порядок установления налоговых ставок, ставок акцизов и таможенных
пошлин; - порядок распределения средств в бюджеты разного уровня; - понятие льгот по налогам; - обязанности налогоплательщиков и ответственность налогоплательщиков
за нарушение налогового законодательства; - права налогоплательщиков; - обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий; - виды налогов. Установление и отмена налогов, боров, пошлин и других платежей, а
также льгот их плательщиком осуществляется Верховным Советом Российской
Федерации и другими органами государственной власти. Органы государственной власти национально - государственных,
национально- и административно - территориальных образований дополнительно
льготы по налогообложению могут предоставлять только в пределах сумм
налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской
Федерации в их бюджеты. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимают обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории
плательщиков и физические лица, на которые в соответствии с
законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в
органах Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом
банке кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета
налогоплательщика только при предъявлении ими документа, подтверждающего
постановку на чет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в это
орган об открытии указанных счетов. За невыполнение указанных требований на руководителей банков и
кредитных учреждений налагаются административные штрафы в размере
пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты
труда. Объектами налогообложения являются доходы (прибыть), стоимость
определения товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными
актами. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один
раз за определенный законом период налогообложения. Налоговые ставки, за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин,
устанавливаются Государственной Думой Российской Федерации и другими
органами государственной власти. На отдельные виды и группы товаров, определяемые Государственной
Думой Российской Федерации, ставки акцизов устанавливаются Правительством
Российской Федерации. Ставки таможенных пошлин определяются в порядке, установленном
Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе”. По налогам могут устанавливаться в порядке на условиях, определяемых,
законодательными актами, следующие льготы: - необлагаемый минимум объекта налога; - изъятие их обложения определенных элементов налога; - освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков; - понижение налоговых ставок; - вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный
период); - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку
взимания налогов); - прочие налоговые льготы. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный
характер, если иное не установлено законодательными актами Российской
Федерации. Налоговой системой предусмотрены обязанности налогоплательщиков: - своевременно и в полном размере уплачивать налоги; - вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-
хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; - представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты
налогов документы и сведения; - вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками
налоговых органов; - в случае несогласия фактами, изложенными в акте проверке,
произведенной налоговым органом, представлять в письменной форме пояснения
мотивов отказа от подписи этого акта; - выполнять требования налогового органа об установлении выявленных
нарушений законодательства о налогах; - в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению
собственников (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать
налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации
(реорганизации); - другие обязанности. Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта
налогообложения и по основания, установленными законодательными актами. На ряду с обязанностями налогоплательщик имеет право: - пользоваться льготами по налогам на основаниях и в порядке,
установленном законодательными актами; - представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на
льготы по налогам; - знакомиться с актами проверок; - представлять налоговым органам пояснения в исчислении и уплате
налогов и по актам проведенных проверок; - в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых
органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные
законодательными актами. Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны
представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-
хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и
предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации. Банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение
поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во
внебюджетные фонды и использовать неперечиленные суммы в качестве кредитных
ресурсов. В случае установления таких фактов налоговый орган взыскивает
полученный этими учреждениями доход в федеральный бюджет с привлечением
руководителей этих учреждений к административной ответственности в виде
штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда. Компетенция органов государственной власти и решение вопросов о
налогах определяется в соответствии с Законом “О налоговой системе
Российской Федерации” и другими законодательными актами. Органы государственной власти всех уровней не в праве вводить
дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации, рано как и повышать ставки
установленных налогов и налоговых платежей. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 было установлено, что дополнительные налоги и боры субъектов федерации,
дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством
России, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, местных органов государственной власти до введения
закона О федеральном бюджете на 1994 год. Как отмечалось ранее с принятием 11 марта 1997 года постановления
Президента “Вопросы государственной налоговой службы Российской Федерации”
началась радикальная реорганизация государственной налоговой службы. Предполагается упростить налоговую систему, поскольку сейчас
существует более тысячи нормативных актов, имеющих отношение к налогам. Это
примерно 20 - 25 законов по отдельным видам налогов, несколько десятков
указов президента, более 900 инструкций налоговой службы, телеграммы
налоговой службы и Министерства финансов. Инстинктивных материалов
чрезвычайно много, и некоторые из них трактуют законы так, что их смысл
меняется на прямо противоположный. Поэтом налоговую систему требуется
упростить свести к минимуму количество инструкций налоговой службы и
Министерства финансов. В ходе реформы предполагается сократить уровень налогообложения и
одновременно устранить льготы и расширить налоговую базу. Налоговое бремя
сегодня очень высоко, и поэтому целые отрасли и отдельные компании уходят
от налогообложения с помощью различных льгот. В результате проигрывают те,
кто честно выплачивает налоги в бюджет, поскольку основное бремя
накладывается именно на них. Конечно, снизить его значительно проще, нежели
заставить платить налоги те предприятия, которые сейчас пользуются
льготами. Налоговая реформа предполагает сократить количество налогов и четко
определить, какие из них пойдут в федеральный бюджет, а какие - в
региональный, то есть разделить ответственность между этими уровнями. На ряду с налоговыми службами государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия возложен на таможенную службу. Согласно Таможенного кодекса Российской Федерации таможенными
органами производится таможенный контроль. Этот контроль осуществляют
должностные лица таможенных органов Российской Федерации путем проверки
документов и сведений, необходимых для таможенных целей: таможенного
досмотра, учета товаров и транспортных средств, проверки системы учета и
отчетности, осмотра территорий и помещений складов и помещений складов
временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находиться
товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение
наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и
регулирование товарообмена на таможенной территории Российской Федерации,
участие в реализации, товарно-политических задач по защите российского
рынка, стимулирование развития рациональной экономики и друге задачи
экономической политики Российской Федерации. Основные функции таможенных органов: - обеспечение в пределах своей компетенции экономическую безопасность
Российской Федерации; - защита экономических интересов Российской Федерации; - применение средств таможенного регулирования торгово- экономических
отношений; - взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - участие в разработке мер экономической политики в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,
реализация этих мер; - борьба с контрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового
законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную
границу; - осуществление и совершенствование таможенного контроля и
таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению
товарооборота через таможенную границу Российской Федерации; - ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной
таможенной статистики Российской Федерации; - ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; - осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; - реализация единой финансово-хозяйственной политике, развитие
материально-технической и социальной базы таможенных органов. Инструментом торговой политике и государственного регулирования
внутреннего рынка товаров Российской Федерации при взаимосвязи его с
мировым рынком, а также правилом обложения товаров пошлинами при их
перемещении через границу Российской Федерации является порядок
формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин
(таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную
границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с
товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенная стоимость заявляется или декларируется декларантом
таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через
таможенную границу Российской Федерации. Контроль за правильностью
определения таможенной стоимости осуществляется таможенными органами
Российской Федерации. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им
сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной,
количественно определяемой и документально подтвержденной документации. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной
стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа Российской
Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения. При
возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений,
представляемых декларантом для определения таможенной стоимости, декларант
имеет право доказать такую достоверность. В случае непредставления
доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом
данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности
использования выбранного декларантом метода таможенной оценки. При возникновении необходимости уточнения заявленной декларантом
таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган
Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в
пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в
соответствии с законодательством Российской Федерации либо уплатить
таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара,
осуществленной таможенным органом Российской Федерации. Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением
заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу
Российской Федерации дополнительной информации, несет декларант. При этом
увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением
таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения
фактической отсрочки оплаты товара пошлиной. В удостоверение происхождение товара из данной страны таможенный
орган Российской Федерации вправе требовать представление сертификата о
происхождении товара. При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации
сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это
зафиксировано в соответствующих контрактах, в национальных правилах страны
ввоза или предусмотрено международными обязательствами Российской
Федерации, выдается уполномоченным на то органом. Таможенный орган Российской Федерации может отказать в выпуске товара
через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных
оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат
выпуску в соответствии с международными соглашениями, участником которых
является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской
Федерации. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или
сведения о происхождении товара не является основание для отказа в выпуске
товара через таможенную границу Российской Федерации. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются
с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставка таможенного тарифа
Российской Федерации. 2.3 Контроль банков. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая
1994 года N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” установлена
ответственность предприятия и их руководителей за несоблюдение условий с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Контроль за
соблюдением этих операций возложен на банки. По сведениям, предоставляемым
банками, Государственная налоговая служба рассматривает дела об
административных нарушениях и наложении штрафов. С целью контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью
и порядка ведения кассовых операций на предприятиях и организациях банки
проводят проверки соответствия ведения кассовых операций на предприятии
Положению N 40 “О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве”,
утвержденному Центральным банком Российской Федерации 22 сентября 1993
года, а именно: - созданы ли условия, необходимые для обеспечения и сохранности
денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк, а именно
обеспечение охраной, автотранспортом и так далее; - полноту и своевременности оприходования денег, полученных из банка,
путем проведения сверок с выписками банка; - понтону оприходования других поступлений (плата за квартиру
квартиросъемщиков, плата родителей за содержание в детских учреждениях и
т.д.), путем сверки по банным бухгалтерского учета ( по лицевым счетам
квартиросъемщиков и т.д.); - правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров,
кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; - имеются ли подписи в получении денег, особое внимание уделяется
соответствию подписей при выплате депонированных сумм; - правильность ведения операций в кассовой книге и выведение в ней
остатков на конец дня; - погашены ли приходные и документы штампом “Получено”, а расходные
“Оплачено”, с указанием даты; - правильности итогов подсчетов платежных ведомостей; - правильность оформления документов при депонированной заработной
плате; - правильность выдачи денег по доверенностям; - соблюдается ли лимит наличных денег в кассе, а также порядок
расчетов, а также порядок расчетов наличными деньгами с юридическими
лицами. Лимит хранения наличных денег в кассе устанавливается учреждениями
банков, в котором обсушивается предприятие. Предельный размер расчетов
наличными деньгами с юридическими лицами устанавливается Правительством
Российской Федерации; - при наличии на предприятии нескольких кассиров проверяется
правильность ведения книги учета приняты и выданных денег, которые должны
быть открыты на каждого кассира; - где хранятся дубликаты ключей от сейфов кассы. Они должны храниться
в опечатанных пеналах (пакетах и так далее) у руководителя предприятия; - созданы ли на предприятии комиссии по проведению инвентаризации
кассы и осуществляет ли он свои обязанности; - выполняется ли Закон “О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением” и других нормативных
документов, изданных в соответствии с этим Законом. За несоблюдение условий работы с денежной наличности предприятие и их
руководители несут ответственность в виде: - за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями,
учреждениями организациями сверх установленных норм - штрафа в 2-х кратном
размере суммы произведенного платежа; - за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной
наличности - штрафа в 3-х кратном размере выявленной неоприходованной
суммы; - за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных
средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных
лимитов - штрафа в 3-х кратном размере выявленной превышающей лимит
кассовой суммы; - на руководителя предприятия, допустившего указанные нарушения,
налагается административный штраф в размере 50 - кратного установленной
минимальной месячной оплаты труда. За нарушение требований Закона Российской Федерации “О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением” к предприятиям применятся штрафные санкции: - в 350 - кратном установленном законом размере минимальной месячной
оплаты труда, в случае ведения предприятия расчетов с населением без
применения контрольно - кассовых машин; - при использовании для расчетов неисправных контрольно- кассовых
машин - 200 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты
труда; - если предприятие не вывесило ценники на подаваемый товар или
прейскурант на оказываемые услуги, в этом случае налагается штраф в размере
100 установленных законом размеров минимальной оплаты труда; - в 10-ти кратном установленном законом размере минимальной месячной
оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки или услуги в случае
невыдачи чека лицом, обязанным выдать его покупателю, и при даче чека с
указанными суммами менее уплаченной. 3. КОНТРОЛЬ ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Современный период характеризуется расширением сфер приложения
компьютерных технологий, ростом числа предприятий с автоматизированной
обработкой финансовой информации. Применение ЭВМ в современной системе финансового контроля за
деятельностью предприятия позволяет ускорять обработку финансовых операций. Существует много программных продуктов, используемых в системе
внешнего и внутреннего контроля, позволяющих выполнять как отдельные
операции, так и несколько операций. Одна из таких программ, используемых в
системе внутреннего контроля “1С: Бухгалтерия - Проф. для Windows”. При
помощи этой программы можно формировать, печатать и хранить бухгалтерские
документы, например: платежные поручения, счета, накладные, приходные и
расходные ордера и многое другое; выполнять несложные расчеты заработной
платы, расчет износа Основных средств, закрытие счетов и другие операции;
формировать кассовую книгу; документы по заработной плате; подготавливать
отчеты для налоговых органов, бухгалтерии и руководства; а также при помощи
“1С: Бухгалтерии - Проф. для Windows” можно вести бухгалтерский учет
предприятия. Программа “1С Бухгалтерия - Проф. Для Windows” является универсальным
бухгалтерским инструментом и может быть настроена самим бухгалтером на
любую систему. Стандартная настройка включает в себя список счетов, соответствующих
“Плану счетов бухгалтерского учета финансов - хозяйственной деятельности
... “, и содержит образцы типовых операций, документов и расчетов,
произвольных отчетов, форм первичных документом и комплект отчетов для
налоговой инспекции. Набор типовых операций, позволяет автоматизировать ввод проводок при
оформлении наиболее часто встречающихся хозяйственных операций. Он
охватывает все основные направление бухгалтерского учета: движение денежных
средств, учет Основных средств и амортизационных отчислений, учет
материалов и малоценных быстроизнашивающихся предметов, расчеты с
подотчетными лицами, учет заработной платы, формирование хозяйственных
операций. Настройка режима “Документы и расчеты” позволяет формировать основные
бухгалтерские документы: платежные поручения, счета, накладные, приходные и
расходные кассовые ордера, а также автоматически выполнять не сложные
расчеты заработной платы, расчет износа основных средств, закрытие счетов. Входные в основную настройку формы произвольных отчетов позволяют
получать кассовую книгу и итоговые документы по заработной плате: расчетные
и платежные ведомости, расчетные листки, справку об отчислениях в фонды и
справки по заработной плате сотрудников. Комплект отчетов для налоговой инспекции представляет собой набор
произвольных отчетов, позволяющих автоматически получать отчетные формы для
налоговой инспекции: баланс и приложения расчетов по налогам, отчеты во
внебюджетные фонды. Программ “1С: Бухгалтерия - Проф. Для “Windows” отличается от других
подобных программ удобством в работе, быстротой проведения операций,
использованием наглядных возможностей Windows - интерфейса (меню, окна,
пиктограммы и прочее) и легкостью освоения. Исходные данные для программы являются проводки. Вносимые в журнал
хозяйственных операций. В программы вводятся все проводки, отражающий
хозяйственную деятельность предприятия. Программа рассчитана на хранение
большого количества проводок - десятков и сотен тысяч, однако всегда можно
найти среди них нужные по дате, счетам дебета и кредита, суммы или
содержанию. Кроме того, можно ограничить “видимость” проводок некоторым
временным интервалом, просматривая проводки за год, полугодие, квартал и
другие периоды времени. Программа позволяет вводить проводки следующими методами: 1. Ручной ввод проводок - при вводе в журнал пользователю следует
указать дату, корреспонденцию счетов, сумму и содержание. Если по указанным
счетам ведется аналитический учет, то программа потребует ввести признаки
аналитического учета, то есть субконто. Если по счетам проводки ведется
количественный и или валютный счет, то программа потребует ввести
количество и (или) сумму в валюте. 2. Использование типовых операций позволит автоматизировать ввод
стандартных или часто используемых операций. При вводе типовых операций
создается одна или несколько проводок, причем суммы этих проводок могут
вычисляться автоматически. 3. Использование режима “Документы и расчеты” представляет еще более
универсальные и гибкие средства для ввода документов и проведения
бухгалтерских расчетов. С помощью этого режима в журнал операций можно
ввести данные о некотором документе или расчета и связанные с ним проводки,
которые автоматически рассчитываются по заданным формулам. Соответствующий
документ при этом можно тут же распечатать на принтере. Программа “1С: Бухгалтерия - Проф. Для “Windows” позволяет при вводе
проводок автоматически формировать и рассчитывать входные документы. Один
раз введя реквизита операции, можно получить и проводки в журнале операций,
и входной документ. Программа позволяет использовать многочисленные
оформительские возможности “Windows” для создания красивых и наглядных
документов. На основании введенных проводок программа формирует отчетность и
другие вспомогательные документы, в частности: - оборотно-сальдовые ведомости по счетам и (или) субсчетам; - шахматку; - анализ счета, содержащий итог по корреспонденциям этого счета со
всеми счетами; - обороты счета, содержащие сальдо и обороты по дебету и кредиту
счета и обороты с другими четами за указанный период времени; - журнал-ордер и ведомости по счету, выводящие те же данные, что
обороты счета, но в детализации по датам или даже по отдельным проводкам; - сводные проводки - итоги по всем используемым корреспонденциям; - анализ счета по датам - остатки, обороты и корреспонденции с
другими счетами за каждую дату отчетного периода; - отчет по журналу операций - выбор проводок из журнала операций по
отдельным счетам, корреспонденциям и по другим признакам; - карточку счета - все проводки с данным счетом - позволяет получить
кассовую книгу, выписку из банка. Документы могут содержать сведения за месяц, квартал, год или другой
период времени. При рассмотрении программного продукта “1С: Бухгалтерия - Проф. Для
Windows” легко заметить, что он предназначен для только для пользования в
системе внутреннего контроля. В системе внешнего контроля используются
другие программы. Эти программы в основном рассчитаны на обработку
различных документов, выполнения расчетов. Примером таких программ может
служить программный комплекс автоматизированной системы учета налогов (АСУ
- Налог), который используют в государственной налоговой инспекции по
городу Нерюнгри. АСУ - Налог позволяет работникам налоговой инспекции выполнять на
все работы по обработке поступающей информации и получению необходимых для
работы данных и отчетов. Информация о количестве налогоплательщиков, их
юридические адреса, учредителе, филиалах и банковских счетах, иными словами
данные по Государственному реестру, передаются на региональный уровень, а
затем на Федеральный уровень. В состав программного комплекса “АСУ - Налог” входят следующие
функциональные пакеты программных средств: плательщик, налог, выходные
документы, камеральные проверки, НСИ, технология, администратор. Функциональный пакет программных средств плательщик позволяет
выполнять следующие работы: - создавать информационную базу о налогоплательщиках, другими словами
так называемую “электронную картотеку налогоплательщиков”; - использовать картотеку для формирования и печати различных
документов и статистических сведений по учету налогоплательщиков, получение
групп плательщиков по заданным условиям, поиска интересующих плательщиков
по указанным параметрам; - открывать лицевые счета налогоплательщикам по налогам и вести учет
о начислении и поступлении налогов, пени, штрафов, а также получать и
печатать информацию о лицевом счете; - получать информацию по каждому плательщику о состоянии расчетов с
бюджетом по конкретному налогу на заданную дату. Программный модуль налог предназначен для проведение операций
оперативно - бухгалтерского учета по конкретно выбранному налогу. Программный модуль “Входные документы” предназначен для работы по
составлению отчетов установленной в налоговой системе формы, и для
формирования различных документов по учету налогов, предусмотренных
инструкциями Государственной Налоговой Службы. Программный модуль “НСИ” предназначен для обслуживания базы данных
нормативно-справочной информацией. В этом режиме можно добавлять, убавлять
и модифицировать информацию классификаторов и справочников, принятых к
использованию в налоговой системе.
Страницы: 1, 2
|