бесплатные рефераты

Конвертируемость. Её типы

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6;[4]

Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте можно разделить на две группы, согласно ст. 8 Соглашения МВФ:

1. Текущие валютные операции

2. Валютные операции, связанные с движением капитала

К «текущим валютным операциям» относятся:

А)               переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

Б)                получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

В)               переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

Г)                переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами, как правило, без каких-либо ограничений.

Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сделкам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

К «валютным операциям, связанным с движением капитала», относятся:

А)               прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участи в управлении предприятием;

Б)                портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

В)               переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

Г)                предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

Д)               предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Е)                все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями

Другими словами, если валютная операция не может быть отнесена к текущей валютной операции, то для целей применения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» она будет рассматриваться как валютная операция, связанная с движением капитала. Валютные операции, связанные с движением капитала, подлежат валютному контролю и валютному регулированию и осуществляются в соответствии с инструкциями, письмами и другими нормативными актами и оперативными документами Банка России. Этого требует валютная политика государства – система мер в области валютных отношений, осуществляемая государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами.

Различают:

– долговременную валютную политику, которая нацелена на модификацию валютной системы, валютного рынка

– текущую валютную политику, которая нацелена на определение валютного курса, валютных операций, регулирование деятельности валютного рынка и рынка золота.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, но в конечном счете осложняют проблему их балансирования, так как возникает необходимость регулирования международных расчетов с каждой страной отдельно. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в международных экономических отношениях порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров.

Валютные ограничения в РФ

В соответствии с предложениями Президента РФ ускорить процесс приобретения национальной валютой статуса свободно конвертируемой были внесены существенные изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[5] решениями Государственной Думы. В соответствии с внесёнными изменениями были отменены статьи, содержащие те или иные валютные ограничения, касающиеся проведения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории России и за её пределами. Отмена валютных ограничений означает, что валюта РФ в настоящее время формально соответствует всем требованиям МВФ, предъявленным к свободно конвертируемым валютам.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». [6]

Внесённые изменения означают для резидентов РФ переход к уведомительному порядку открытия (закрытия) банковских счетов за пределами России, что соответствует практике, принятой в развитых странах. Действующее законодательство не содержит ограничений на осуществление нерезидентами валютных операций.

По мнению инициаторов либерализации валютного законодательства, снятие ограничений по финансовым операциям может привести к повышению инвестиционной привлекательности государства. Так Банк России снял последние ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменив требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций. Кроме того, отменена обязательная продажа экспортерами части валютной выручки. Снятие ограничений на движение капитала через границу, отмена требований о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении валютных операций – все эти меры, по мнению экспертов, приведут к повышению инвестиционной привлекательности России.

Конечно, на сегодняшний день данные меры не смогут обеспечить полную конвертируемость рубля, так как для полной конвертируемости необходим ряд условий, например, таких, как осуществление нефтяных расчетов в рублях. Однако специалисты надеются, что при дальнейшем введении подобных мер российская валюта может занять такой статус.

Для инвестиционной привлекательности большое значение имеет возможность для инвестора не только вложить средства в экономику страны, но и возможность быстро отозвать эти средства. Поэтому снятие ограничений по движению капитала, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность России. Есть также мнение, что в сложившихся макроэкономических условиях валютная либерализация не окажет серьезного влияния на курс национальной валюты. На самом деле ее проведение лишь создает предпосылки для того, чтобы в течение ближайших 3–5 лет национальная валюта начала завоевывать позиции на международных финансовых рынках.


5. Понятие конвертируемости и её типы. «свободно используемая валюта» в уставе МВФ


Денежное устройство, основанное на полноценном золотом обращении внутри стран и в масштабах мира, содержало в себе механизм обратимости, не требовавший каких-либо особых средств и приемов обмена одних валют на другие. Свободная и неограниченная конвертируемость подразумевалась сама собой.

Положение кардинальным образом изменилось с началом демонетизации золота, прекращением свободного обмена банкнот на золото, введением денежных систем, основанных на бумажных и кредитных деньгах. Мировой опыт перехода к конвертируемости национальных валют достаточно разнообразный.

Он предполагает создание определенных экономических предпосылок:

– развитие экспортно-импортных операций;

– формирование официальных золотовалютных резервов;

– сдерживание инфляции;

– сокращение дефицита государственного бюджета;

– уменьшение платежного баланса;

– урегулирование внешней задолженности страны;

– нормализацию социально-политической обстановки в стране.

Постепенный переход к конвертируемости по мере создания необходимых предпосылок – предпочтительный вариант. Однако существует волюнтаристский (шоковый) вариант, который неизбежно сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, удорожанием импорта, усилением инфляции, увеличением валютных потерь при погашении внешнего долга.

Введение конвертируемости связано с проблемами выбора:

– степени конвертируемости;

– того, для кого она предназначена (резидентов или нерезидентов);

– типа операций;

– степени необходимости валютных ограничений.

Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

Валютная конвертируемость – это валютно-финансовый режим, позволяющий во внешнеэкономических операциях более или менее свободно обменивать национальные денежные единицы на иностранные. В экономической литературе существуют различные определения валютной обратимости, но все они так или иначе сводятся к сочетанию свобод и ограничений участников валютных операций. Например, валюта считается полностью обратимой, когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу – постоянному или изменяющемуся. Согласно другому определению, валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особым ограничениям, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке. А иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их или свободно приобрести местные товары по преобладающим ценам в этой валюте.

Необходимо подчеркнуть что установление режима валютной обратимости – исключительная монополия государственной власти, реализуемая через политику финансовых органов и Центрального банка. Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает прежде всего отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей.

Согласно статье 8 Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов.

В настоящее время в разных странах устанавливаются различные валютные режимы с разной степенью свободы валютного обмена. Вследствие этого валюты пользуются большим или меньшим спросом на валютных рынках. Большинство стран, присоединившись к статье 8 Устава МВФ, установили режим частичной обратимости, распространив ее лишь на текущие международные сделки. Лишь незначительное число наиболее богатых и стабильных государств отменили валютные ограничения и на движение капиталов. Формально таких стран в конце 80-х годов было 17: США, Канада, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Голландия, Новая Зеландия, Гонконг, Япония, Сингапур, Малайзия, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты. Но, по мнению некоторых специалистов, учитывая моменты вмешательства официальных властей некоторых стран в валютные операции, большинство стран из 17-ти еще не достигли режима полной конвертируемости.

В зависимости от допускаемой свободы выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует множество разновидностей и вариантов режима обратимости. В научной литературе и международной практике сложилась достаточно четкая классификация этих форм, которая графически может быть проиллюстрирована следующей схемой:



Таким образом, в настоящее время валюта реально может иметь 3 статуса:

1) свободно конвертируемая;

2) частично конвертируемая;

3) замкнутая.

При отсутствии каких-либо законодательных ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций (торговым, неторговым, движению капитала) как для резидентов, так и для нерезидентов валюта относится к свободно конвертируемой (СКВ). В настоящее время полностью отменили ограничения США, страны ЕЭС, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Россия и некоторые арабские страны. С 1 июля 2006 года Центробанк России добровольно снял все ограничения по валютным операциям. Но пока, в случае форс-мажорных обстоятельств, за ним остается право вернуться к прежнему режиму, ограничивающему движение капиталов. [7]

Экспертная оценка близости национальной валюты к признанию свободно конвертируемой включает 4 показателя:

1.                Состояние валютного курса внутри страны, которое определяется:

·                      близостью официального и неофициального курсов валют

·                      близостью равновесного курса и валютного рыночного курса

·                      спрэдом валют, т.е. разницей курсов покупки и продажи

2.                Макроэкономическая открытость в экономике, измеряемая:

·                      отношением экспорта товаров, капитала к национальному доходу

·                      отношением импорта товаров, капитала к национальному доходу

·                      отношением платежей по обслуживанию долга к экспорту

·                      отношением валютных резервов к объёму импорта

·                      отношением внешнеэкономического сальдо к национальному доходу

3.                Либерализация внешнеэкономических отношений в стране, измеряемая:

·                      степенью свободы импорта и экспорта

·                      долей государственного сектора в экономике

·                      долей денежного обращения, занятого другими валютами

·                      долей сектора экономики с регулируемыми ценами

·                      долей дотаций из бюджета

4.                Стабильность внутренней экономики, измеряемая:

·                      Уровнем инфляции

·                      Отношением бюджетного дефицита к объёму доходов бюджета

·                      Суммой интервенций центрального банка к валютным резервам

В Уставе Международного валютного фонда (МВФ) с 1978 г. введено также понятие «свободно используемая валюта». К ней отнесены американский доллар, немецкая марка, японская иена, французский франк, английский фунт стерлингов. Под свободно используемой валютой понимается валюта государства – члена, относительно которой Фонд устанавливает, что она действительно широко используется для платежей по международным операциям и что она является предметом активной торговли на основных валютных рынках. Данным определением МВФ зафиксировал важное отличие между формальной свободной конвертируемостью, обусловленной формальным снятием каких-либо ограничений на совершение обменных операций с данной валютой, и реальной конвертируемостью, связанной с возможностью реально купить или продать данную валюту без существенных дополнительных издержек. Другими словами, МВФ выделяет в качестве одного главных условий свободной (полной) конвертируемости наличие развитого международного рынка данной валюты.

Предпосылками введения реальной полной конвертируемости валюты является создание благоприятных общеэкономических условий функционирования национальной экономики и ее широкое вовлечение в систему международного разделения труда.

К основным таким предпосылкам относятся:

·                     общая стабильность темпов развития экономики;

·                     нормализация социально-политической обстановки;

·                     уменьшение дефицита по счетам текущих операций;

·                     урегулирование внешней задолженности страны;

·                     накопление официальных золотовалютных резервов;

·                     высокая степень доверия к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом.

·                     высокая степень интегрированности страны в мировую экономику.

По мере создания этих предпосылок в государстве формируется своего рода «валютный тыл», обеспечивающий твердость валюты всем комплексом перечисленных факторов, а сама страна получает возможность перехода к более свободной форме конвертируемости своей валюты за счет роста спроса на нее в международном платежном обороте, а также за счет хранения и сбережения ее в международных валютных резервах и национальных резервах центральных банков. Это позволяет увеличивать эмиссию национальной денежной единицы не только для внутренних нужд национальной экономики, но и для обслуживания международного оборота и, таким образом, дает стране возможность получать дополнительный эмиссионный доход.

Здесь, правда, важно понять, что валюта с подобными свойствами доступна только для весьма ограниченного числа стран, способных создать вышеуказанные условия в острой конкурентной борьбе, т.е. условия для захвата международного валютного поля за счет стран-конкурентов. Остальные страны, не способные создать такие предпосылки, вынуждены ограничивать возможности обмена своих валют, вводя частичную их конвертируемость.

Главное преимущество свободно конвертируемой валюты – возможность для резидентов страны-эмитента использовать национальную валюту в целях проведения международных расчетов без дополнительных трансакционных издержек. Это повышает конкурентоспособность ее экспортеров.

Кроме понятия «свободно используемая валюта» в уставных документах МВФ в настоящее время используются термины «конвертируемость по текущим операциям» и «конвертируемость по капитальным операциям». Степень конвертируемости национальной валюты регламентируется выполнением страной условий статьи 8 Устава МВФ, которая предусматривает отмену ограничений по текущим операциям платежного баланса (даже при сохранении ограничений на конвертируемость по операциям движения капитала), отмену множественности валютных курсов и практики проведения дискриминационных валютных мероприятий.

Частично конвертируемыми являются валюты тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок. Таким образом, частичная конвертируемость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с разным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов:

·                внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны);

·                по двухсторонним правительственным соглашениям;

·                блокированные;

·                конвертируемые (полностью или частично).

Для введения частичной конвертируемости необходимо наличие внутреннего рынка товаров (работ, услуг), капитала, валюты, сбалансированного и в определённой степени открытого для нерезидентов.

Неконвертируемыми, или замкнутыми валютами являются национальные денежные единицы тех стран, законодательство которых предусматривает ограничения практически по всем видам операций. Советский и даже российский рубль фактически до середины 1992 г. являлся классическим образцом такой валюты.

Экспертная оценка предпосылок будущей конвертируемости базируется на рассмотрении возможностей страны и предполагает определение трёх показателей:

·                     Ресурсообеспечение страны и его значимость в мировой экономике: территория, месторождения нефти, руды, золота, алмазов, трудовые ресурсы

·                     Технологический уровень развития экономики страны по отношению к мировому: технологический уровень промышленного производства, сельского хозяйства, производительность труда, развитие инфраструктуры, фондоотдача, уровень образования населения

·                     Национальные резервы (доля к валовому годовому национальному продукту): золотой запас, валютные резервы центрального банка, объём основных капиталов на человека, возможность получения международных субсидий

Отметим также, что формальное присоединение страны к 8 статье Устава МВФ не всегда означает действительное установление обратимости валюты. Дело в том, что по условиям статьи 8 страны-участницы могут устанавливать ограничения даже по текущим операциям, но с согласия и одобрения МВФ. Сегодня более двух десятков стран используют подобную процедуру. Поэтому их валюту можно считать конвертируемой лишь условно. Это в основном страны Центральной и Латинской Америки. Вместе с тем можно наблюдать обратное явление. Некоторые страны отменяют валютные ограничения на текущие операции. Таким образом, их валюта в принципе становится частично конвертируемой. Но по тем или иным причинам эти страны не заявляют официально о присоединении к 8 статье Устава МВФ, и поэтому остаются в составе стран с замкнутыми валютами.

С точки зрения принадлежности той или иной стране обратимость валюты может быть внешней и внутренней.

В условиях внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранным юридическим и физическим лицам (в общепринятой терминологии – нерезидентам). А граждане и юридические лица данной страны такой свободы не имеют.

Внутренняя обратимость валюты означает, что резиденты данной страны без ограничений могут использовать свои накопления местной валюты для покупки иностранной валюты, ее хранения или перевода какому угодно резиденту для любой цели. А нерезиденты такой свободой не обладают. Как показывает практика, переход к конвертируемости валюты обычно начинается с внешней обратимости, поскольку легче контролировать валютные операции, учитывая относительную немногочисленность иностранцев по сравнению с резидентами данной страны.

Таким образом, конкретный режим обратимости валюты характеризуется тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении видов внешнеэкономической деятельности и их участников.

Конвертируемость валюты – это объективно необходимая предпосылка включения страны в мировую экономику, развития всех форм внешнеэкономических связей.

Режим конвертируемости национальной валюты определяется законодательным путем и провозглашается государством. Он влияет на формирование инвестиционного климата в стране. Субъекты хозяйства, нуждающиеся в капиталах, могут привлекать средства из-за рубежа. Иностранные инвесторы могут осуществлять перевод за границу заработанных в стране прибылей, реинвестировать прибыль. Конвертируемость валюты позитивно влияет на экономику страны, стимулируя конкуренцию, позволяя сопоставлять внутренние издержки и цены с мировым уровнем. Национальная экономика получает возможность осваивать передовые технологии, подтягивать производство до уровня мировых стандартов. Малоэффективные производства, не выдержавшие иностранной конкуренции, свертываются или осуществляют структурную перестройку. В конечном счете в экономике страны происходит определенная оптимизация внутренних пропорций воспроизводства в увязке с общим состоянием мирового рынка. Но «открытость» национальной экономики, непосредственно вытекающая из режима обратимости, может иметь для страны определенные негативные последствия. Колебания валютных курсов могут нанести убытки экспортерам или импортерам. Открытая рыночная экономика зависит от колебаний мировых цен, процентных ставок. Избежать влияния факторов конъюнктуры мирового рынка невозможно (если не отгородится от него искусственно). Поэтому при переходе к обратимой валюте страна должна учитывать вероятные потери и разрабатывать меры по защите от негативных колебаний конъюнктуры мирового рынка.



Заключение


В процессе написания данной работы было изучено понятие конвертируемости валюты. Рассмотрена международная и национальная валютные системы, элементом которых является данная категория. Также определена роль конвертируемости валют в международных торговых отношениях. Рассмотрены основные механизмы и режимы конвертируемости, различие внешней и внутренней конвертируемости.

В результате было установлено, что конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы – это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Полная конвертируемость валюты – отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные, и наоборот. Что касается частичной конвертируемости, то под этим понятием подразумевают конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, она означает свободный обмен национальной валюты на иностранные по текущим операциям. При этом свободная конвертируемость валюты подразумевает полную конвертируемость в сочетании с её широким использованием для осуществления международных текущих и капитальных операций. Для этого должна функционировать эффективная система платежей в данной валюте, и ее ликвидный мировой рынок (Ликвидный рынок – рынок, на котором наблюдается высокий уровень торговой активности, что позволяет совершать сделки купли-продажи с минимальными изменениями цен).

Основная роль обратимости национальной денежной единицы – обеспечение долгосрочных выгод для страны от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов. Таких выгод, как:

·Свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом.

·Расширение возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиционную политику за рубежом.

·Стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость производства к меняющимся условиям.

·Подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству.

·Возможность осуществления расчетов в национальных деньгах.

·Возможность ограниченной денежной эмиссии национальной валюты в мировой финансовый оборот без каких-либо значительных последствий для данной страны.

·На уровне народного хозяйства в целом – специализация с учетом относительных преимуществ, наиболее оптимальное и экономное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Учитывая изученный ранее материал, в заключении я бы хотела показать некоторые положительные и отрицательные последствия введения режима свободной конвертируемости на примере России.

Соответственно, свободная конвертируемость рубля, на самом деле полная конвертируемость. Снятие валютных ограничений, которое, безусловно, положительно, но, строго говоря, не означает, что тут же в ряде стран возникнет интерес к рублю и можно будет свободно рубли продавать, покупать или обменивать на другие валюты. Статус страны со свободно конвертируемой валютой усиливает имидж России. Данный шаг показывает намерение России улучшить инвестиционный климат и стимулировать крупный иностранный капитал на вложения в Россию. Для того чтобы валюта страны стала использоваться во внешнеэкономических операциях других стран, необходимо увеличение ее экономического вклада в общемировой экономический рост. Введение реальной конвертируемости рубля предполагает прежде всего подъем российской экономики, который бы позволил, с одной стороны, эффективно поглотить приток иностранных инвестиций, а с другой стороны, обеспечить спрос на ее валюту со стороны других стран мира. Так что мгновенных перемен от отмены ограничений России ждать не стоит. Однако при соблюдении разных условий – от инвестиционной привлекательности страны до развития туризма и политики Центробанка – рубль вполне сможет занять место среди востребованных конвертируемых денег на свободном валютном рынке.

Среди положительных последствий введения режима свободной конвертируемости рубля можно выделить следующие:

·                   создает основание для нового экономического роста;

·                   облегчат валютные операции компаний и, в перспективе, могут усилить приток иностранных инвестиций в Россию;

·                   рубль может стать международным средством для формирования золотовалютных резервов;

·                   приводит к удешевлению импорта;

·                   облегчает торговые и валютные отношения России со странами СНГ и с КНР.

Но основной эффект должен заключаться в повышении темпов роста благосостояния граждан в результате повышения конкурентоспособности российской экономики.

Что касается отрицательных последствий, за введением режима конвертируемости рубля:

·                   шок притока капитала в ситуации неразвитости наших рынков, неготовности банков, инфляционных последствий, который снижает возможности ЦБ по сдерживанию влияния спекулятивного притока и оттока капитала;

·                   увеличение зависимости рубля от поведения валютных спекулянтов как следствие свободы в операциях с ним;

·                   снижение конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с импортными аналогами, или же необходимость ЦБ эмитировать больше рублей для сдерживания укрепления национальной валюты;

·                   уменьшение степени управляемости национальной экономикой.

Таким образом, переход к конвертируемости национальной валюты – это длительный процесс формирования широких связей между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование их экономик. Введение режима конвертируемости национальной валюты требует создания необходимых условий и экономических предпосылок, в том числе валютно-финансовых и имеет свои положительные и отрицательные последствия для страны.




Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1.         Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2008. – 560 с.

2.         Варламова Т.П., Варламова М.А. Валютные операции: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 272 с.

3.         Деньги, кредит, банки. Учебник. /Под ред. Жукова Е.Ф. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2007. – 703 с.

4.         Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. И.Б. Хмелёв. Москва – 2008 г.

5.         Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ

6.         Федеральный закон от 26.06.2006 №131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»»

7.         Федеральный закон от 30.10.2007 №242-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»» ч. 2 . ст. 12

8.         «Российская газета» – Центральный выпуск №4080 от 31 мая 2006 г.

9.         #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ  ст.1 п.1

[2] Варламова Т.П., Варламова М.А. Валютные операции: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 272 с.

[3] Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ  ст.1 п.1

[4] Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ ст.1 п.6 и п.7

[5] Федеральный закон от 26.06.2006 № 131-ФЗ «О внесении изменений в  Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”»

[6] Федеральный закон от 30.10.2007 № 242-ФЗ «О внесении изменений в  Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» ч.2.ст.12

[7] "Российская газета" - Федеральный выпуск №4108 от 4 июля 2006 г.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ