14 декабря 1917 года был
подписан Декрет о национализации кредитной системы и образовании Единого
народного банка российской республики, объединяющего все существовавшие на этот
момент государственные, акционерные и частные банки. Позднее капиталы банков
были конфискованы, а банковское дело объявлено государственной монополией.
Такие действия объяснялись необходимостью освобождения трудящихся от
эксплуатации банковского капитала. Кредитная система была практически
ликвидирована. Для реализации стоящих перед новым государством задач банки были
превращены в «узловые пункты общественного счетоводства», на которые
возлагались учетно-организационные функции. Роль всеобщей бухгалтерии народного
хозяйства была признана основной для банков, а операции по аккумулированию и
перераспределению денежных средств ими практически не осуществлялись и
считались неактуальными в условиях военного коммунизма.
Хозяйственная система
этого периода была фактически безденежной и строго централизованной. В течение
нескольких лет (с 1917 по 1920 г.) советским правительством был принят ряд мер
по ликвидации денежного обращения. Установление порядка расчетов между государством
и предприятиями без использования денежных знаков привело к упрощению
банковских операций. С января 1920 г. в стране не существовало банков.
Ситуация изменилась в
середине 1921 г., когда было принято решение о переходе к новой экономической
политике. Для восстановления разрушенного гражданской войной хозяйства
использовались принципы рыночной экономики, большая часть государственных
предприятий была переведена на хозрасчет. Возобновление товарно-денежных
отношений приводило к необходимости реструктуризации кредитной системы.
1. Создание Госбанка, его
функции
15 октября 1921 г. был
основан Государственный банк РСФСР с капиталом, выделенных из государственных
средств, в размере 2 трлн. руб., которые приблизительно равнялись 50 млн. руб.
довоенных. Основные цели деятельности Госбанка заключались в восстановлении
денежного обращения и контроле за его осуществлением, а также в содействии
развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота. Госбанк имел
право банкнотной эмиссии, что служило мощным ресурсом для проведения активных
операций. Все они осуществлялись исходя из принципа народно-хозяйственной
целесообразности, в отличие от ранее существовавшего Единого народного банка
госбанк выполнял кредитные функции – выдачи ссуд, открытие онкольных кредитов с
обеспечением товарами и товарными документами, учет векселей. Кроме того, им
проводилась купля-продажа ценных бумаг, вкладные, валютные, переводные и другие
операции. Значительные темпы инфляции обуславливали высокий процент по ссудным
операциям, который был установлен в размере 8% для государственных и 12% для
частных предприятий в месяц.
С учреждением Госбанка
был заложен фундамент восстановления денежного хозяйства. Национализированная
промышленность, состоявшая до этого времени на бюджетном снабжении государства,
перешла на самостоятельное существование, на хозяйственный расчет. Новая
экономическая политика допустила существование свободного рынка, а также
предоставила право аренды национализированных предприятий частным лицам. Всеми
этими мероприятиями была подготовлена основа для развития кредитных отношений.
В течение первого года
существования Государственного банка по инициативе группы бывших банковских
работников в Ростове-на-Дону был создан Юго-Восточный коммерческий банк. Этот
первый в Советской России коммерческий банк был организовав на 50% за счет
частного капитала, а остальные 50% его капитала было внесены Государственным
банком. В конце 1922 г. образовалось еще несколько банков. Так, в ноябре 1922
г. был создан Российский торгово-промышленный банк, занявший в конце 1923 г. по
своим оборотам второе (после Государственного банка) место в системе кредитных
учреждений Советской России. 12 декабря 1922 г. в Москве начал проводить свои
операции Российский коммерческий банк, учрежденный «для содействия
промышленности и торговле РСФСР и союзных с ней республик и для развития
коммерческих оборотов их за границей».
В 1927 г. руководство
существенно расширившейся кредитной системой и контроль за деятельностью банков
и других кредитных учреждений было возложено на Госбанк СССР. В 1928 г. Госбанк
становится монополистом в краткосрочном кредитовании: его доля в общей сумме
краткосрочных кредитов составляла более 65%. К 1930 г. Госбанку принадлежала
ведущая роль в кредитной системе.
Дальнейшее усиление
позиций Госбанка произошло в ходе проведения кредитной реформы 1930 г., которая
обеспечила достижение двух целей: установление принципа демократического
централизма в работе банков и концентрацию кредитного, расчетного и кассового
обслуживания народного хозяйства в одном общенациональном банке.
2. Кредитная система в
период 1922-1925 гг.
Первый советский
государственный заем 1922 года представлял собой «хлебный» заем, так как
размещение его проводилось за наличные деньги, однако стоимость облигаций выражалась
в пудах ржи, погашались они соответствующим количеством зерна.
Практика проведения
натуральных займов была признана удачной: первый «хлебный» заем позволил
потенциальным инвесторам привыкнуть к ценным бумагам новой власти, второй же
заем уже изначально пользовался большим спросом. Все это дало возможность
перейти к выпуску денежных займов, обеспечивавших привлечение свободных
денежных средств на нужды хозяйства и снижение инфляции. Помимо выпуска
«хлебных» займов Наркомфин организовал выпуск так называемого «золотого» займа
в октябре 1922 года под названием «государственный внутренний долгосрочный 6% с
выигрышами заем 1922 года» на сумму 100 млн. руб. золотом. Держателям купонных
акций обещали 6% годовых и выкуп с 1 декабря 1928 года. Выплаты процентов и
выигрышей производились совзнаками по курсу на золото. «Золотой заем» был
первой попыткой долгосрочного займа новой власти. Погашение облигаций
начиналось с конца 1928 года и проводилось в течение 5 лет путем тиражей; заем,
таким образом, был рассчитан более чем на 10 лет. Размещение займа оказалось
неудачным, главным образом из-за его долгосрочного характера.
С ростом эмиссии совзнаки
стали стремительно обесцениваться. Уже осенью 1923 года ежедневный рост
денежной массы составил 4,4%, а цен – 9%[1]. Гиперинфляция привела к
фактическому аннулированию почти всей массы выпущенных ранее бумажных денег,
что освободило государство от обязательства материальной компенсации товарными
ценностями или золотом владельцам совзнаков. Только за 1922 - 1926 годы было
выпущено десять внутренних государственных займов: три натуральных, пять
денежных для размещения средств населения и два специального назначения.
«Хлебный» заем частично помогал государству преодолеть голод, «Сахарный» -
решать проблемы производства сахара. Облигации крестьянских займов принимались
в уплату сельхозналога и обеспечение ссуд. Однако все больше наблюдалась
тенденция принудительного распространения займов.
В первом же денежном
займе (государственный 6% выигрышный заем 1922 года на сумму свыше 100 млн.
руб. золотом) часть облигаций распространялась принудительно и была необратима.
Заем размещался среди частных торговцев, промышленников, подрядчиков, которых
обязали при уплате налога покупать определенное количество облигаций. На
облигациях делалась специальная надпечатка: «Не подлежит приему в залог и не
может котироваться на бирже». Обязательное приобретение облигаций было введено
для государственных и кооперативных предприятий. Среди рабочих и служащих заем
размещался в порядке коллективной подписки, для них право продажи и залога
облигаций особо не ограничивалось. На этих условиях был проведен залог и 1924
года.
По мере восстановления
народного хозяйства все больше возрастала потребность в банковских услугах.
Государственный банк был не в состоянии обеспечить кредитное обслуживание
экономики в полном объеме. Поэтому возникла необходимость в расширении сети
кредитных организаций. В 1922 году были созданы первые акционерные банки –
Всероссийский банк потребительской кооперации (Покобанк), Украинбанк,
Юго-восточный банк. Значительное распространение получили общества взаимного
кредита, объединяющие мелкий и средний торгово-промышленный капитал. Для
отраслевого обслуживания народного хозяйства были созданы специальные банки,
которые могли проводить широкий круг банковских операций за счет привлекаемых
средств, исключая эмиссию банкнот. Это были Всероссийский торгово-промышленный
банк (Промбанк) и Всероссийский коммерческий банк (Роскомбанк). Следует
отметить, что последний был основан на шведском капитале в размере 10 млн. руб.
Кредитная система росла
быстрыми темпами (табл. 1).
При этом за два года (с 1923
по 1925 г.) сводная валюта баланса кредитных организаций увеличилась в 5 раз, а
учетно-ссудные операции - в 5 раз. Стабильно росли остатки текущих и депозитных
счетов, объем привлекаемых средств возрос почти в 7 раз. Кроме перечисленных
выше организаций в состав кредитной системы входили ломбарды, созданные в 1922
и 1923 г. Они представляли собой хозрасчетные предприятия, находящиеся в
ведении местных советов в системе учреждений бытового обслуживания. Ломбарды
предоставляли ссуды населению под залог движимого имущества, а также
осуществляли хранение ценностей за плату. Размер ссуды достигал 75% стоимости
закладываемых вещей, а по драгоценным металлам и камням - до 90%.
Активное развитие
кредитной системы было положительным фактором. Но значительная роль частного
капитала (банковского, промышленного) не могла не вызвать опасения руководства
страны. Кроме того, кредитная система выполнила поставленные перед ней задачи
восстановительного периода. Во-первых, было возобновлено денежное обращение и
создана денежная система на основе новой валюты - банкнот Госбанка. Во-вторых,
произошло снижение темпов инфляции, а расширение денежной массы соответствовало
товарному обороту. В-третьих, с помощью банковского контроля за соблюдением
расчетно-платежной дисциплины была налажена работа предприятий. В-четвертых,
благодаря выполнению банками функции по привлечению и перераспределению
свободных денежных средств многие отрасли получили необходимую кредитную
поддержку. В-пятых, отсутствие территориальных границ для банковского капитала
оказало неоценимую помощь в восстановлении экономической целостности страны.
3. Кредитная система в
период 1926-1930гг.
Достигнутые успехи
позволили в 1926 г. начать активные действия по обобществлению промышленности,
торговли, а в дальнейшем и кредитной системы. Устранение частного капитала с
рынка происходило на фоне развернувшейся реконструкции промышленности.
Возведение новых зданий и замена устаревшего оборудования требовали
долгосрочных вложений. Изданными законодательными актами предприятиям
предписывалось направлять средства через бюджет или систему долгосрочного
кредитования на капитальное строительство. Расходы на закупку материалов и
производство строительных работ привели к уменьшению текущих счетов в банках.
Таким образом, ресурсная база негосударственных кредитных организаций резко сократилась.
Одновременно возросли
остатки на бюджетных счетах, так как средства для безвозвратного финансирования
народного хозяйства аккумулировались в основном бюджетом путем принудительного
сбора доходов государственных предприятий. Распределение этих средств между
отраслями и предприятиями осуществлялось через банки исходя из государственного
плана, в соответствии с которым устанавливался объем и сроки предоставления
средств. По мере сокращения частного сектора происходил рост государственного
бюджета и расширялись объемы централизованного планирования. На бюджет была
возложена основная задача по перераспределению средств, особенно долгосрочного
характера. Но кредит как добровольный, а не принудительный метод аккумуляции
денежных ресурсов и их перераспределения не был ликвидирован. Тем не менее в
структуре банковских активов произошло разграничение двух групп операций -
краткосрочного кредитования и долгосрочного финансирования. Структура кредитной
системы на 1 октября 1929 г., а также объемы кратко- и долгосрочного
кредитования представлены в табл. 2[3].
В соответствии с
приведенными данными в табл. 2 ведущее положение по краткосрочному кредитованию
занимал Госбанк (79,1%). Основные долгосрочные операции осуществлялись Банком
долгосрочного кредитования промышленности (40,9%), системой коммунального
кредита (32,1%) и системой сельскохозяйственного кредита (20,9%). Так как
межотраслевое перераспределение средств проводилось через бюджет, то банки
долгосрочного кредитования были тесно связаны с последним.
В течение
реконструктивного периода вопрос о безвозвратном финансировании промышленности
приобрел особое значение. Темпы прироста долгосрочного кредитования
увеличивались из года в год. К 1928 г. они превышали темпы прироста
краткосрочного кредитования в 3 раза. Фондами кредитования пользовались
предприятия госпромышленности и энергоснабжения (53;3% общей задолженности),
сельскохозяйственная кооперация (15,3%), госторговля (8,1%) и ряд других групп
банковской клиентуры. Частному капиталу доступ к кредитным ресурсам был
практически закрыт, на его долю приходилось только 0,6% общего объема
предоставленных средств.
Таблица 2
Структура кредитной системы
СССР на 1 октября 1929 года
Кредитные организации
Краткосрочные операции
Долгосрочные операции
млн. руб.
% к итогу
млн. руб.
% к итогу
Госбанк СССР
Акционерные банки
Банк долгосрочного
креди-тования промышленности
Кооперативные банки
Система коммунального
кредита
Система сельскохозяйст-венного
кредита
Общества взаимного кре-дита
4043
140,2
-
270,7
360,3
275,6
16,4
79,1
2,7
-
5,3
7,1
5,4
0,4
114,4
12
1766,1
136,9
1389,7
902,7
-
2,6
0,3
40,9
3,2
32,1
20,9
-
Итого
5106,2
100
4321,8
100
Главной особенностью
зарождающейся социалистической кредитной системы было общегосударственное
планирование кредита. Кредитный план определял предполагаемую динамику основных
банковских показателей, но во многом носил прогнозный характер. Реальные объемы
банковских операций не всегда совпадали с запланированными, что объяснялось, в
частности, недостаточной разработкой методов кредитного планирования и
колебаниями хозяйственных процессов. Тем не менее этот план являлся
обязательной директивой для банковского сектора.
Наряду с банковским широкое
распространение в этот период получил государственный кредит, с помощью
которого привлекались свободные денежные средства. С 1926 по 1928 г. долг
государства возрос в 3 раза и составил на 1 января 1928 г. 1300 млн. руб. (без
включения займа хозяйственного восстановления). Государственные займы, носящие,
как правило, обязательный характер, распределялись среди предприятий и
организаций, помещающих в облигации часть своих резервных капиталов, а также
среди населения. Займы распространялись путем коллективной подписки и их
главными держателями становились рабочие и служащие.
Другим важным каналом
привлечения средств населения являлись вклады в сберегательных кассах. На 1
октября 1928 г. они составили 315 млн. руб. Сопоставление этих сумм с данными
по государственным займам позволяет сделать вывод о незначительном объеме
вкладных операций, проводимых сберкассами. При этом все привлеченные от
населения средства помещались в облигации госзаймов.
Постепенный процесс
преобразования кредитной системы с целью ее адаптации к условиям
централизованного планирования был завершен кредитной реформой 1930 г.
Радикальные изменения были внесены как в организационную структуру, так и в
формы банковской деятельности.
Для упорядочивания
движения продукции в рамках обобществленного сектора полностью было
ликвидировано коммерческое кредитование и заменено прямым банковским.
Предприятиям запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в
кредит. Таким образом, товарные векселя исключались из коммерческого оборота,
что привело к ликвидации банковских операций по их учету. Другие банковские
операции были упрощены и рационализированы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы по обслуживанию
займов в 1922-1926 годов составляли примерно половину от поступающих от них
средств. Советская экономика тогда еще не приобрела устойчивости, и фондовый
рынок, на котором котировались и государственные бумаги, был подвержен
стихийным колебаниям. В 1927 году займы начинают размещать путем подписки, под
зарплату, с возможной рассрочкой платежа
Смена экономического
курса привела к серьезному финансовому кризису 1929 - 1930 годов. Резкий рост
капитальных вложений и кредитов, не давших ожидаемого быстрого результата,
привел к росту эмиссии. В 1930 году денежная масса возросла на 45 %, что в 2
раза превысило темпы роста производства предметов потребления.
Сельскохозяйственное производство и товарооборот сократились. Это не могло не
отразиться на госкредите. В 1929 году реализация облигаций выросла только на 12
%, а их сброс населением превысил максимально планируемый в 2,4 раза. Реальной
стала перспектива обвального сброса государственных ценных бумаг. С февраля
1930 года продать или заложить облигацию можно было только с разрешения
комиссий содействия государственному кредиту (КОМСОД).
В результате реформы 1930
года было завершено создание кредитной системы распределительного типа. Ее
структура была перестроена по функциональному признаку: выделен
общегосударственный банк краткосрочного кредитования и создан банковский
аппарат для обслуживания капитальных вложений. Советская кредитная система была
монобанковской и состояла из нескольких соподчиненных звеньев: госбанка СССР,
четырех всесоюзных специальных банков долгосрочного финансирования и
кредитования капитальных вложений (Промбанка, Сельхозбанка, Торгбанка и Цекомбанка);
Внешторгбанка, выполняющего часть операций по обслуживанию внешнеэкономической
деятельности и внешней торговли, сберегательных касс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров
А.М. Финансовая система СССР. – М.: Госфиниздат, 1956.
2. Белоусов Р.А.
Экономическая история России. XX век. – М.: издАТ,
1999.
4. Деньги,
кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 273.
5. История
финансового законодательства России / Под ред. И.В. Рукавишниковой. – М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
6. Орлов А.С.,
Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2003.
7. Тарасов В.
И. Деньги, кредит, банки. – Мн.: Мисанта, 2003.
8. Финансы,
денежное обращение и кредит / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –
М.: Юрайт-М, 2001.
[1]
История финансового законодательства России / Под ред. И. В. Рукавишниковой. –
М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – с. 135.
[2]
Деньги, кредит, банки / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. –
с. 273.
[3]
Деньги, кредит, банки / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. –
с. 275.