Лизинг как способ улучшения финансирования предприятия
При этом необходимо учесть выплаты по
лизинговым платежам, которые составляют 77313 долл. США ежегодно.
Исходя из выше перечисленных условий
эксплуатации и соответствующих затратах на обслуживание и эксплуатацию, предполагаем,
что суммарный расход по обслуживанию и эксплуатации 179713 долл. США.
Расчет
дохода предприятия от применения лизинга в международных транспортных
перевозках.
Транспортное предприятие покрывает свои
затраты по содержанию и эксплуатации своего автотранспорта за счет оплаты
заказчиком ставки фрахта на перевозку. В настоящее время действующая ставка на
перевозку товаров из Чебоксар в Остраву (Чехия) составляет 1700 долл. США.
Следовательно, на кругорейс одна машина заработает 3400 долл. США. Но в данное
время существует довольно таки серьезная конкуренция на рынке международных
транспортных перевозок. Поэтому наша фирма с целью более быстрого проникновения
на этот рынок будет устанавливать ставку фрахта в размере 1600 долл. США, а на
круговой рейс - 3200 долл. США. Тем самым, исходя из вышеперечисленных
факторов, можно сделать вывод, что суммарный доход от данного вида деятельности
составит 256000 долл. США.
Исходя из расчетов ожидаемых доходов и расходов,
связанных с проведением данного мероприятия на предприятии ОАО «ЧАРЗ»,
полученные результаты окажут сильное влияние на основные техника экономические
показатели предприятия.
Все расчеты приведены в валюте США, и,
чтобы сопоставить результаты экономической деятельности до и после проведения
мероприятия, необходимо последние привести к российскому рублю из расчета: 1
доллар США равен 25 рублям на конец 2007 года.
2.3 Оценка эффективности
лизинговых сделок предприятия
Произведя расчет и спрогнозировав
расходную и доходную часть данного проекта, как уже говорилось выше,
предлагаемые мероприятия могут оказать серьезное влияние на основные
технико-экономические показатели по предприятию.
Точка безубыточности рассчитывается для определения
минимального объема продаж продукции ОАО «ЧАРЗ», для выполнения всех денежных
обязательств. Расчет точки безубыточности позволит определить, каким должен
быть объем продаж продукции, позволяющий ОАО «ЧАРЗ» без посторонней помощи
выполнить свои денежные обязательства.
Определение
минимального объема производства и реализации продукции, при котором
достигается безубыточность бизнеса — есть
определение порога рентабельности. Следовательно, порог рентабельности — это
такой объем производства, при котором фирма не получает ни прибылей, ни
убытков.
Сумма валовой маржи определяется по
формуле:
ВМ = ВР – Пер.З, (56)
где ВМ – валовая маржа;
ВР – выручка от реализации;
Пер.З – переменные затраты.
,
(57)
где Квм – коэффициент валовой маржи.
, (58)
где ПR – порог рентабельности;
Пост.З – постоянные затраты.
Превышение
реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой
прочности фирмы:
ЗФП
= ВЫРУЧКА – ПR.
(59)
Таблица 11. Расчет точки безубыточности в
ОАО «ЧАРЗ» за 2006–2007 гг.
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Отклонение (+;-)
|
Темп изменения,%
|
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
|
64325
|
47773
|
-16552
|
74,2
|
2. Переменные затраты, тыс. руб.
|
39888
|
25560
|
-14328
|
99,5
|
3. Валовая маржа, тыс. руб.
|
24437
|
22213
|
-2224
|
90,8
|
4. Коэффициент валовой маржи
|
0,379
|
0,464
|
+0,085
|
122,4
|
5. Постоянные затраты, тыс. руб.
|
22765
|
20964
|
-1801
|
92,1
|
6. Прибыль, тыс. руб.
|
1249
|
1672
|
-423
|
74,7
|
7. Порог рентабельности, тыс. руб.
|
60065
|
45181
|
-14884
|
75,2
|
7. Запас финансовой прочности: - тыс. руб.
|
4260
|
2592
|
-1668
|
60,8
|
-%
|
6,62
|
5,42
|
-1,2
|
-
|
8. Операционный рычаг
|
19,56
|
13,28
|
-6,28
|
67,8
|
По
данным таблицы 11 можно сделать вывод о том, что валовая маржа в 2007 году
уменьшилась на 2224 тыс. руб. или на 9,2% и составила 22213 тыс. руб.
Коэффициент валовой маржи в 2006 году составил 0,379, а в 2007 году 0,464,
увеличившись на 0,085 пункта.
Порог
рентабельности в 2006 году равен 60065 тыс. руб., а в 2007 году 45181 тыс. руб.
Уменьшение составило 14884 тыс. руб. Это означает, что если в 2007 году
предприятие получит выручку в размере не менее 45181 тыс. руб., переменные
издержки будут не более 25560 тыс. руб., то предприятие не получит ни прибылей, ни убытков.
Таким образом, запас финансовой прочности ОАО «ЧАРЗ» в 2006 году составил 4260
тыс. руб. от выручки, а в 2007 году 2592 тыс. руб. от выручки.
Значение же операционного рычага
уменьшилось на 6,28 пункта и составило в 2007 году 13,28.
Теперь можно сформулировать два правила,
полезных для ОАО «ЧАРЗ»:
1.
Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог
рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения.
При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
2.
Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем
ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что
существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым
неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда,
новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).
ОАО «ЧАРЗ»
должно
обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения
массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства
(наращивания выпуска продукции), нужно будет резко увеличить постоянные
затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном
периоде прибыли.
Принимая
конкретное решение об объеме реализации продукции, ОАО «ЧАРЗ» следует считаться с этими
выводами.
Так, в связи с расширением
предпринимательской деятельности предприятия, при реализации лизингового
проекта предприятие обновит свои основные фонды, что говорит о положительной
тенденции развития предприятия.
С увеличением количества основных средств
предприятия увеличится количество штатных работников.
С увеличение выручки от реализации услуг
по международным транспортным перевозкам так же увеличится производительность
труда.
Проведя анализ финансового положения
предприятия ОАО «ЧАРЗ», было выявлено, что за 2007 год предприятие
достигло определенных успехов. Предприятию удалось реализовать свои услуги на
сумму 47773 тыс. руб., и прибыль составила 1672 тыс. руб. В основном, все
экономические показатели соответствуют нормативным значениям или даже превышают
их. Это свидетельствует о крепком финансовом положении предприятия. Об этом же
говорит и расчет по определению типа финансовой устойчивости фирмы.
Однако в 2007 году наблюдается некоторое
снижение экономических показателей по предприятию. В частности, за анализируемый
период наблюдается снижение удельной доли основных средств в активах
предприятия. В основном это связано с устареванием используемой техники,
притом, что за 2007 год предприятие не приобрело новых основных средств. В
целом же показатели финансового состояния предприятия имеют положительную
тенденцию, то есть предприятию из года в год все легче покрывать свои
обязательства своими собственными оборотными средствами.
Для того чтобы улучшить подобное положение,
предприятие ОАО «ЧАРЗ» намеревается реализовать проект, в котором будут
использованы лизинговые отношения. Тем самым данная фирма сможет увеличить
количество услуг, предоставляемых своим контрагентам. По сути, данный проект
представляет собой сочетание стратегического развития предприятия и мероприятия
по улучшению своею финансового и материального положения.
Основой данного проекта является договор
долгосрочного финансового лизинга, в соответствии с которым предприятию ОАО «ЧАРЗ»
передается грузовой автотранспорт для международных перевозок грузов.
По ходу проведения расчета затрат и
определения экономического эффекта от реализации данного проекта, еще раз
убедились в том, что лизинг является одним из наиболее выгодных мероприятий по
развитию любого предприятия, в том числе и данного. Основными факторами,
послужившими основой для данного рода утверждения, стали следующие:
-
во-первых,
это объясняется тем, что в большинстве случаев предприятия не могут
своевременно обновлять свои
основные средства. Главной причиной является отсутствие
достаточного количества денежных средств. В то же время, лизинг
позволяет получить предприятию необходимые производственные средства, начать производство,
при этом предприятие получает прибыль, из которой оно платит платежи
лизингодателю во время действия договора, а по его окончании фирма может выкупить
технику по остаточной стоимости;
-
во-вторых,
происходит снижение налогового бремени. Оно выражается в том, что непосредственным
балансодержателем имущества в случае лизингового договора будет выступать
лизинговая компания, а лизингополучатель как бы освобождаемся от уплаты налога
на имущества;
-
в-третьих,
при помощи лизинговых операций фирма имеет доступ к новым,
высокопроизводительным технологиям, которая подчас стоит очень дорого. В нашем
случае, ОАО «ЧАРЗ» получает доступ к относительно новой автомобильной
технике;
-
в-четвертых,
за счет того, что предприятие получает от лизингодателя дополнительное
оборудование, то оно имеет возможность создать новые рабочие места, тем самым лизинг
оказывает влияние на социальную сферу;
-
в-пятых,
как уже говорилось выше, увеличивается спектр услуг и расширяется ассортимент
товаров, что можем способствовать более глубокому проникновению предприятию,
как на внутренний рынок, так и на внешний, и соответственно увеличиваются доходы
предприятия.
Как видно из перечисленных факторов, лизинг имеет
неоспоримые преимущества.
Также из таблицы 11 видно, какой эффект
получает предприятие при выполнении данного проекта, то есть все основные
технико-экономические показатели вырастают, что говорит о неоспоримом положительном
результате от реализации проекта.
3. Мероприятия, направленные на улучшение
финансирования предприятия с помощью лизинговых операций
3.1 Предложения по расширению лизинговых операций
на предприятии на примере опыта зарубежных предприятий
Опыт зарубежных стран рассматривает лизинг в качестве
альтернативной возможности создания (приобретения) имущества (основных фондов)
предприятием по отношению к схеме прямого кредитования. С организационной точки
зрения, как правило, формирование лизинговых отношений означает возникновение
промежуточного звена между кредитором и потребителем инвестиций. Поэтому
преимущества и недостатки включения лизинговой компании в сделку должны и могут
рассматриваться: а) с точки зрения интересов кредитора; б) с точки зрения
интересов получателя основных фондов - предмета лизинговой сделки.
Рассматривается три основных участника лизинговой операции: производственное
предприятие, лизинговая компания и кредитор.
Предлагается оригинальная интерпретация и компоновка затрат
предприятия - заемщика (арендатора) при двух сравниваемых схемах сделки. Далее
изучается "трансформация затрат" при организации лизинговой сделки.
Лизинговая сделка в самом общем случае является альтернативой операции по привлечению
кредита, необходимого для приобретения основных производственных фондов. С
позиции производственного предприятия возникновение дополнительного
экономического звена между ним и кредитором означает перекомпоновку элементов
его затрат, связанных с возвратом предоставленных инвестиций.
Потом исследуется характер взаимоотношений предприятия с
лизинговой компанией. Авторы анализа считают, что экономическая
целесообразность лизинга для производственного предприятия (арендатора) может
рассматриваться в двух вариантах взаимоотношений с лизинговой компанией:
I - "Вариант отношений равного партнерства", в
котором лизинговая компания предлагает предприятию свои услуги исходя из своих
собственных возможностей по привлечению заемных средств и оценки
целесообразного уровня вознаграждения. А производственное предприятие принимает
решение исходя из экономической целесообразности предлагаемых условий. При этом
предполагается, что альтернативой предлагаемой лизинговой сделке является
реальная возможность предприятия самостоятельного привлечения заемных средств
на аналогичный период времени. Анализ "Варианта отношений равного
партнерства" предполагает рассмотрение сделки и принятие решения о
лизинге, только с точки зрения потенциального арендатора - "предприятия".
Решение принимается на основе сопоставления затрат потенциального арендатора,
связанных с арендным и кредитным финансированием.
II - "Вариант родственных отношений", в котором
предполагается объединение интересов предприятия и лизинговой компании в целях
минимизации затрат, связанных с приобретением необходимого производственного
имущества. Альтернативой также является кредитная сделка. В этом случае
экономическая целесообразность лизинга рассматривается исходя из оценки
совокупных затрат предприятия и лизинговой компании при организации сделки.
"Родственность отношений" лизинговой компании и арендатора
предполагает отсутствие самостоятельного интереса лизинговой компании
(отличного от интересов производственного предприятия) в получении прибыли,
превышающей размер прибыли, необходимого для оплаты обязательных платежей.
Прежде чем предложить вариант расчета, авторы анализа делают замечания о том,
что:
·
при
таком построении лизинговой сделки факт возникновения лизинговых платежей
вместо суммарных затрат при организации прямого кредитования не приводит к
дополнительному расходу предприятия по НДС.
·
размер
налогов с оборота производственного предприятия при этом не меняется
·
возникает
дополнительный расход лизинговой компании в виде "налогов с оборота"
с лизингового платежа
·
размер
амортизационных отчислений принципиально эквивалентен, поскольку является
функцией от балансовой стоимости основных фондов
·
при
лизинге проценты по пользованию кредитом включаются в себестоимость лизинговой
компании и, следовательно, возникает экономия виде уменьшения налога на
прибыль.
Далее, выделяются "преимущества" и
"недостатки" лизинга: Экономятся средства по уплате налога на прибыль
за счет включения в себестоимость процентных платежей по кредиту и возможности
использовать механизм ускоренной амортизации. Недостатком лизинговой схемы по
сравнению с прямым кредитом считается "необходимость повторной уплаты
налогов с оборота". Последующий анализ заключается в выяснении условий,
при которых преимущества лизинга перевешивают его недостатки. Авторы анализа
получают следующие результаты сравнения: "механизм лизинга целесообразен
для предприятия при условии экономической возможности предприятия применить
механизм ускоренной амортизации имущества и / или объективной
необходимости использования для приобретения имущества механизма
кредитования". Такое заключение получено вследствие не рассмотрения
условий сравнения лизинга с альтернативным ему займом. Лизинг становится более
дешевым в результате ускорения амортизации актива, при сохранении прежних норм
при традиционном кредитном финансировании. Различия в сроках жизни проектов не
принимается в расчет. Поэтому последующие авторские построения не соответствуют
принципам оценки конкурирующих инвестиций.
Дальнейшие рассуждения авторов анализа касаются расчета
лизинговых платежей. В общем случае структура лизинговых платежей
представляется в следующем виде:
ЛП = ЗА · tлд + К% + П + НП + НИ + НО, (10)
где ЗА - величина линейной амортизации с коэффициентом 3;
tлд - срок действия лизингового договора;
К% - суммарные затраты по уплате процентов за
пользование кредитными средствами на протяжении всего периода возврата кредита;
П - прибыль лизинговой компании, необходимая для выплаты
кредита в части превышения над суммой амортизационных отчислений;
НП - налог на прибыль уплачиваемый лизинговой компанией, в
связи с необходимостью получение прибыли П;
НИ - налог на имущество;
НО - налоги с оборота.
Несмотря на видимые недостатки и двусмысленность, отечественные
авторы этого анализа сделали видимый шаг вперед по сравнению с другими
отечественными методиками лизинга: во-первых, сделана попытка применить
западный подход к анализу лизинга в российских условиях; во-первых, это
единственная известная отечественная работа, в которой ее авторы пробовали
соединить воедино анализ эффективности лизинга и расчет лизинговых платежей.
3.2 Рекомендации по повышению эффективности
управления финансами предприятия на основе использования лизинга
В соответствии с Федеральным законом «О
лизинге» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ (в ред. от 23 июля 2006 г.)
меры государственной поддержки лизинговых организаций, устанавливаемые по
решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в пределах их компетенции, следующие:
• предоставление государственных гарантий
для реализации лизинговых проектов;
•
предоставление
участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации
оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных
средств на их деятельность;
•
предоставление
инвестиционных кредитов для лизинговых проектов;
•
освобождение
от налогов лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой
компании;
•
освобождений
хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную
ими от реализации договора финансового лизинга со сроком действия не менее 3
лет;
•
освобождение
банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную
ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового
лизинга (выполнение лизинговых договоров);
•
освобождение
хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на добавленную
стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты
налога на добавленную
стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
•
предоставление
в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям с
целью создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
•
меры по
формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на защиту
правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок.
Анализ приведенного перечня мер
государственной поддержки деятельности лизинговых организаций показывает, что в
основном они носят декларативный, слишком общий характер. Так, например, не
были внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части
освобождения лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от
реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет.
Банки по-прежнему платят налог на прибыль, полученную ими от предоставления
кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга. Не
было введено частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин.
Критическое отношение вызывают намерения
законодателей утвердить отраслевые формы государственной поддержки. Прежде
всего, это касается поддержки лизинговых операций в авиации и других видах
транспорта, а также в агропромышленном комплексе. Аргументов, доказывающих
целесообразность государственной поддержки развития лизинга именно в данных
отраслях, а не, например, в точном машиностроении, приборостроении и других
отраслях, определяющих научно-технический прогресс, не имеется.
По нашему мнению, отраслевой подход при
выборе приоритетов государственной поддержки развития лизинга не приемлем. В
любой отрасли есть необходимость в государственной поддержке лизинговых
операций по приобретению машин и оборудования, имеющих народнохозяйственную значимость.
Именно необходимость приобретения имущества в интересах государства должна
стать критерием при установлении приоритетов государственной поддержки, а не
отраслевая принадлежность лизинговых компаний. К тому же развитие финансового
лизинга должно стимулировать спрос на продукцию предприятий базовых отраслей,
что в свою очередь должно привести к росту поступлений от их деятельности в
бюджет.
Завершая обзор законодательного
обеспечения развития финансового лизинга в России, сформулируем целесообразные для
успешной реализации этой цели направления его дальнейшего совершенствования:
• отказаться от отраслевого принципа при
определении приоритета государственной поддержки развития лизинга;
•
пересмотреть
льготы для организаций, вступающих в финансовые отношения по лизинговым
операциям;
•
предоставить
возможность применения субъектами лизинговой сделки ускоренной амортизации
оборудования;
•
создать
правовые условия для более широкого применения возвратного лизинга, при котором
лизингополучатель может закладывать полученную технику под определенную сумму и
тем самым пополнять оборотные средства, выпускать свою продукцию,
рассчитываться по долговым обязательствам согласно условиям лизингового
договора.
Для того чтобы определить
привлекательность финансового лизинга для инвестиционной деятельности
предприятий, рассмотрим достоинства и недостатки лизинговых операций по
сравнению с традиционными формами финансирования инвестиций. Начнем с
достоинств.
1. Лизинг предполагает финансирование в
полной сумме аренды имущества и не требует немедленного начала платежей, что
дает возможность обновлять основные производственные фонды при временной
нехватке финансовых ресурсов.
2. Лизинговое соглашение более гибко, чем
кредит, поскольку предоставляет возможность участникам сделки выработать
наиболее удобную для них схему выплат.
3.
Инвестирование
в форме имущества в отличие от предоставления денежных ссуд снижает риск
возврата средств, поскольку у лизингодателей сохраняются права собственности на
передаваемое имущество.
4.
Предприятию
проще получить имущество по финансовому лизингу, чем ссуду на его приобретение,
поскольку имущество, передаваемое в лизинг, выступает в качестве залога.
5.
Риск
морального и физического износа и устаревания имущества уменьшается для
лизингополучателя, поскольку имущество не приобретается в собственность, а
берется во временное пользование.
6.
Имущество,
предоставленное в финансовый лизинг, не числится у лизингополучателя на его
балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на
имущество.
7.
Лизинговые
платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно
снижают налогооблагаемую прибыль.
8.
Производитель
оборудования и другого имущества, передаваемого в финансовый лизинг, получает
дополнительные возможности для сбыта своей продукции.
9.
Наличие
амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя способствует
взаимовыгодному заключению лизинговых соглашений с лизингополучателем путем
уменьшения размера лизинговых платежей и установления взаимовыгодного графика
их выплат.
10. Лизингодатель имеет льготное
налогообложение не только по уплате налога на прибыль, полученную им от
реализации договора лизинга, но и по налогу на добавленную стоимость при
выполнении лизинговых услуг.
Наряду с преимуществами лизинговых
операций финансовому лизингу присущи также и недостатки:
1.
Не
следует давать категорическую оценку налоговых аспектов лизинговых операций.
Действительно, лизинговые платежи относят на себестоимость продукции, тем самым
уменьшают налогооблагаемую прибыль, но те же самые платежи, будучи завышенными,
способны привести к росту цены товара и снизить его конкурентоспособность.
2.
Стоимость
оформления договоров и другой документации для проведения лизинговой операции,
которую необходимо включать в калькуляцию расходов, относительно невысокая.
3.
Порядок
исчисления налогооблагаемой базы может неблагоприятно сказаться на лизинговых
операциях.
4.
На
лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых
платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга часто выше, чем цена
приобретения имущества за счет собственных средств или банковского кредита.
Тем не менее, привлекательность лизинга как инструмента для
осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает
интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и
формы его применения.
Сегодня наибольшим потенциалом по объему лизинговых операций
обладают лизинговые компании, создаваемые банками, что говорит о рациональности
данной структуры организации в сегодняшних экономических условиях.
В заключении можно сказать, что на сегодняшний день развитию
лизинга в России препятствует ряд следующих факторов:
- за рубежом термином “лизинг” называются отношения
финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще
благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия
налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их
риски, связанные с долгосрочным кредитованием.
- неразвитость инфраструктуры лизингового рынка.
Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя
более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм
и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых
услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования,
расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и
т.п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим
лизинговых компаний.
- недостаток квалифицированных кадров для лизинговых
компаний.
Выводы и предложения
Создание нового конкурентоспособного
производства в условиях рыночной экономики России требует привлечения
значительных инвестиций. В настоящее время распространенным явлением стали
ограниченность собственных финансовых ресурсов предприятий, отсутствие у них
положительного опыта работы в новых рыночных условиях и, как следствие этого,
невозможность открытия традиционной кредитной линии.
Использование новых, нетрадиционных для
российских предприятий технических и финансовых механизмов инвестиций в
промышленное производство способствует интенсивному финансовому оздоровлению
российской экономики.
Лизинговый бизнес в России постепенно
становится одной из наиболее эффективных форм взаимодействия предпринимателей.
Однако слабая исследованность проблемы, отсутствие удовлетворительной
законодательной базы, опасения многих финансовых структур внедрять у себя новую
форму финансирования, с одной стороны, и резкое увеличение вероятности получения
кредитных ресурсов для предприятий, снижение факторов риска, по сравнению, с
традиционными формами кредитования, с другой стороны, делает лизинг объектом
повышенного внимания всех участников финансового рынка. В настоящий момент, по
мнению ряда ведущих российских экономистов-аналитиков, поиск выхода из
создавшейся ситуации ожидания затянулся.
При развитой рыночной экономике всем ее
участникам очевидно, что лизинг - выгодная форма сбыта для изготовителя при
недостатке финансовых ресурсов у потребителя. Для потребителя лизинг- способ
приобретения основных средств не по полной стоимости, то есть аренда,
позволяющая отсрочить расходование значительных финансовых ресурсов,
одновременно используя в качестве постепенного погашения стоимости арендуемого оборудования
денежные средства, получаемые от эксплуатации нового и более эффективного
оборудования.
За 2007 год значительно сократилась выручка от продаж ОАО «ЧАРЗ»
(на 16552 тыс. р.). Это связано как со спадом производства, так и с уменьшением
прибыли (на 16129 и 423 тыс. р. соответственно). Кроме того, произошел спад прочих
доходов и расходов. Можно отметить, что предприятие снизило оказание услуг не связанных
с основной деятельностью. При этом происходит увеличение убытков от прочей деятельности.
В результате чистая прибыль предприятия снизилась с 642 до 12 тыс. р.
За 2006–2007 гг. резервный фонд не пополнялся. За 2006
год 37,6% чистой прибыли было направлено на выплату дивидендов, а 62,4%
осталось нераспределенной. За 2007 год 83,3% чистой прибыли было направлено на
выплату дивидендов, а 16,75 осталось нераспределенной. Это позволяет нам
сделать вывод о том, что руководство ОАО «ЧАРЗ» планирует расширять
производство, а именно, увеличивать основные и оборотные фонды, осваивать новые
виды продукции.
За 2007 год на предприятии произошло сокращение величины внеоборотных
активов за счет сокращения основных средств на 597 тыс. рублей. Основные средства
являются единственными представителями внеоборотных активов. Оборотные активы увеличились
за период. Основное увеличение произошло за счет роста запасов (на 692 тыс. р.)
и краткосрочной дебиторской задолженности (на 319 тыс. р.). Более чем в два раза
увеличились денежные средства (131 тыс. р. на 01.01.2008 г.). Рост запасов
и дебиторской задолженности (как долгосрочной, так и краткосрочной) может рассматриваться
как отрицательная тенденция в деятельности предприятия. Увеличение денежных средств
– положительная тенденция роста ликвидности предприятия. Сокращение величины и доли
основных средств в общей величине активов говорит о замедлении обновления внеоборотных
активов.
Лизингодателем и балансодержателем будет
выступать фирма ООО «СКАНИЯ ЛИЗИНГ», производителем шведский концерн SCANIA CV АВ, а
лизингополучателем, соответственно, ОАО «ЧАРЗ».
Суммарный лизинговый платеж за два года составит
154626 USD. По условиям договора, платежи будут производиться равными
частями, ежемесячно, то есть каждый месяц ОАО «ЧАРЗ» должен будет
выплачивать по 6442,75 USD.
Как и в любом виде деятельности, при
эксплуатации автомобильного парка предприятие несет определенные расходы по его
содержанию. Чтобы понять: нужно ли проводить те или иные мероприятия внутри
предприятия, необходимо просчитать, какие расходы понесет предприятие при
внедрении данного мероприятия.
Основной статьей расходов по содержанию и
эксплуатации автотехники станут расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Из
выше упомянутых условий эксплуатации автомобильного транспорта можно сделать
следующий вывод, что одна машина за месяц пройдет 8000 тысяч км, тем самым она
потратит 2800 литров дизельного топлива, а в год весь автопарк потратит 112000
литров топлива. При средней цене литра дизельного топлива 8 рублей, суммарные
затраты на топливо составят 28 тыс. долл. США.
Исходя из расчетов ожидаемых доходов и расходов,
связанных с проведением данного мероприятия на предприятии ОАО «ЧАРЗ»,
полученные результаты окажут сильное влияние на основные техника экономические
показатели предприятия.
Все расчеты приведены в валюте США, и,
чтобы сопоставить результаты экономической деятельности до и после проведения
мероприятия, необходимо последние привести к российскому рублю из расчета: 1
доллар США равен 25 рублям на конец 2007 года.
Так, в связи с расширением
предпринимательской деятельности предприятия, при реализации лизингового
проекта предприятие обновит свои основные фонды, что говорит о положительной
тенденции развития предприятия.
С увеличением количества основных средств
предприятия увеличится количество штатных работников.
С увеличение выручки от реализации услуг
по международным транспортным перевозкам так же увеличится производительность
труда.
Проведя анализ финансового положения
предприятия ОАО «ЧАРЗ», было выявлено, что за 2007 год предприятие
достигло определенных успехов. Предприятию удалось реализовать свои услуги на
сумму 47773 тыс. руб., и прибыль составила 1672 тыс. руб. В основном, все
экономические показатели соответствуют нормативным значениям или даже превышают
их. Это свидетельствует о крепком финансовом положении предприятия. Об этом же
говорит и расчет по определению типа финансовой устойчивости фирмы.
Разработка и реализация лизинговых схем с
помощью выбора экономически наиболее эффективных проектных решений, оценка
эффективности данного способа инвестирования в соответствии с действующим
законодательством является актуальной задачей современной российской экономики.
Список использованной
литературы
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации: части первая, вторая и третья (с изм. и доп. от 27
июля 2006 г.). – М.: ИНФРА - М, 2006. - 372 с.
2.
Федеральный
закон “О финансовой аренде (лизинге)” от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ в ред.
от 26 июля 2006 г.
3.
Постановление
правительства РФ от 3 сентября 1998 г. №1020 “Об утверждении порядка
предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”
4.
Баканов М.И. Теория
экономического анализа: Учебное пособие / ред. Баканов М.И., Мельник М.В.,
Шеремет А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 535 с.
5.
Бланк И.А. Финансовая
стратегия предприятия / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр; Эльга, 2004. - 712 с.
6.
Володин А.А. Управление
финансами (Финансы предприятий) / ред. Володин А.А. – М.: ИНФРА-М, 2006. –
503 с.
7.
Волков А.С. Искусство
финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем: Учебное пособие для вузов. –
М.: Экзамен, 2006. – 328 с.
8.
Гаврилов С.Л. Развитие
и потенциал лизинговой деятельности в российской экономике // Сборник
научных трудов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – М.: МАКС
Пресс, 2003. - С. 194-205.
9.
Габдрахманов О.Ф. Лизинговые
операции в инвестиционной деятельности жилищно-коммунальных хозяйств: ИНЭП. -
М., 2007. - 25 с.
10.
Газман
В. Финансирование лизинга // Оборудование: рынок, предложение, цены. -
2006. - №3(111). - С. 24-28.
11.
Газман В.Д. Лизинг
России - 2004 // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2005. - №5(101).
- С. 24-28.
12.
Газман В.Д. Лизингоемкость
инвестиций // Экон. журн. ВШЭ. - 2007. - Т.11, №1. - С. 35-54.
13.
Гладышева
Ю. Возвратный лизинг: преимущества и риски // Консультант. - 2006. - №3. -
С. 30-33.
14.
Говоров С.Н. Классификация
видов лизинга // Экономика и финансы. - 2007. - №5(85). - С. 27-34.
15.
Горемыкин В.А. Методы
определения размера лизинговых платежей // Справочник экономиста. - 2006.
- №7(37). - С. 98-104.
16.
Данилова Н.Ф. Экономический
анализ деятельности предприятия: Курс лекций / ред. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю.
– М.: Экзамен, 2006. – 189 с.
17.
Ефименко Л.В.,
Савинова М.С. Совершенствование финансового механизма заключения
лизинговых сделок // Вестн. Магнитогор. ГТУ. - 2005. - №2(10). - С. 21-23.
18.
Канов В.А. Предложения
по формированию комплекса мер государственной поддержки и развития лизинговых
отношений по отраслям // Экономика и финансы. - 2007. - №11(115). - С. 37-38.
19.
Карп М.В. Лизинг:
экономические, правовые и организационные основы Учебное пособие для вузов /
ред. Карп М.В., Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М., Шабалин Е.М.,
Эриашвили Н.Д. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320 с.
20.
Козловский В.А. Развитие
рынка лизинговых услуг в РФ как способ обновления основного капитала
производственных предприятий: РГЭУ "РИНХ". - Ростов-на Дону, 2007. –
26 с.
21.
Круглая А.А. Бизнес-стратегия
лизинговой компании // Финансы и кредит. - 2007. - №36(276). - С. 44-50.
22.
Ковалев
В. Финансы организаций (предприятий): Учебник. – М.: ТК Велби, 2006. – 474 с.
23.
Колчина Н.В.,
Поляк Г.Б., Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий):
Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 383 с.
24.
Макаревич Л.М. Управление
эффективностью компании (надежная гарантия прибыльности бизнеса) / Л.М. Макаревич.
– М.: Вершина, 2004. – 184 с.
25.
Остапенко
В. Финансы предприятия: Учебное пособие. - 3-е издание, исправленное и
дополненное. – М.: Омега-Л, 2006. – 412 с.
26.
Попов В.М. Анализ
финансовых решений в бизнесе / В.М. Попов, С.Г. Млодик, А.А. Зверев.
– М.: КноРус, 2004. – 288 с.
27.
Скамай Л.Г. Экономический
анализ деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / ред. Скамай Л.Г.,
Трубочкина М.И. – М.: Инфра-М, 2006. – 478 с.
28.
Философова Т.Г. Лизинг: Профессиональный
учебник. 3-е изд. – М.: Юнити, 2008. – 191 с.
29.
Финансовый
менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Леонтьева В.Е., Бочарова В.В.,
Радковской Н.П. – М.: Т.Д."Элит-2000", 2005. – 559 с.
30.
Финансы
организаций (предприятий): учебник для вузов / ред. Н.В. Колчина. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 368 с.
31.
Шуляк П.Н. Финансы
предприятия: Учебник. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005. – 708 с.
32.
Экономика
фирмы: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –
М.: Юнити-Дана, 2003. – 461 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|