Лизинг: виды, сущность, перспективы
Следующим шагом
Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было
утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской
Федерации (Постановление правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167) [3]. В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утверждённом Положении
существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов –
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность
без образования юридического лица и нерезидентов. Осуществляло лицензирование
лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ.
Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление
деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга. Положение
содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления
лицензии, указывало срок действия лицензии – не более 5 лет, основания
аннулирования лицензии, приостановления её действия, другие положения.
После введения в действие
с 01 марта 1996г. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34
параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о
лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и
6 Главы 34 ГК РФ [1].
Постановления
правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали
издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили
организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное
регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в
частности, Постановление Правительства от 21 июля 1996г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы» [3]. Данным Постановлением
предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин;
разработка методических указаний по проведению международных лизинговых
операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний,
инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т.п.
Несколько иной характер
носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября 1998г. № 1020, которым утверждён «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление
лизинговых операций» [3]. Основной целью предоставления государственных
гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций
в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.
Хотя ГК РФ не предусматривает
принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов,
направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой
Федерального Собрания РФ 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября 1998г. и подписан Президентом РФ 29 октября 1998г. [2].
Многие практики и
особенно теоретики права сходились во мнении, что первоначальная редакция
Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при
осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его
разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия
Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют
какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить
наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не
только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге.
Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его
недостатки.
Положительной чертой
Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нём
норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области
валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю
предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять
международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные
средства от нерезидентов РФ в целях приобретения предмета лизинга, в том числе
на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на
территорию РФ и вывоз с её территории предмета лизинга в целях его
использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата
полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не
считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки
зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить
их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном
контроле, налоговое и таможенное законодательство.
Отметим также некоторые
положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях
между участниками лизингового договора и налоговыми органами:
·
Во-первых,
лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость
продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на
расходы, связанные с основной деятельностью, т.е. указанные суммы не включаются
в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
·
Во-вторых,
стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную
амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит
балансодержатель предмета лизинга.
·
В-третьих,
доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а
прибылью – разница между доходами лизингодателя и его расходами на
осуществление основной деятельности лизингодателю.
2.2 Результаты лизинговой
деятельности в России
Лизинговые операции использовались
еще в СССР.
В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг»
занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров,
объектов недвижимости, торгово-лизинговая компания «Россия» - лизингом
станочного оборудования, электронных систем, прокатных станов.
Активизировалась лизинговая
деятельность в России после 1994 г. Активизация лизинговой деятельности объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные
структуры, которые предопределяют эффективное использование лизинговых
операций. С другой стороны, стала остро выявляться необходимость в инвестициях
для обновления производственно-технического потенциала предприятий, для
приобретения конкурентоспособной техники. Потребность в инвестициях не могла
быть удовлетворена традиционными методами. Использование же лизинга позволяло получить
дополнительный источник для реализации инвестиционных процессов.
Считается, что важным этапом в
развитии лиизинговых сделок в России являются операции Международного
промышленного банка (МБП) [4, с. 11]. В 1994г. банком был прокредитован проект
нефтеперерабатывающего завода, нацеленный на создание нефтяных коксов для
использования в электродной и алюминиевой промышленности. Освоение этой
продукции позволило освободиться от импорта, улучшить экологическую обстановку
в районах, где расположены предприятия электродного и алюминиевого
производства. МБП был подготовлен также ряд программ, предусматривающих
использование лизингового механизма для развития промышленности Камчатки,
Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.
В 1994 году на основе объединения
15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговых
компаний (Рослизинг). Рослизинг выполняет методические, организационные и
информационные функции, предусматривающие развитие лизинга в России. Среди
этих функций важнейшими являются следующие:
àсодействие
развитию рынка лизинговых услуг;
àразработка
совместно с органами государственного управления стратегических направлений и
программы развития лизинга в России;
àподготовка
проектов законодательных актов, юридических и правовых основ внутреннего и
международного лизинга;
àпредставление и
защита интересов членов Ассоциации в государственных органах, экономических,
внешнеторговых и общественных организациях как на территории России, так и за
рубежом;
àкоординация деятельности лизинговых
организаций;
àобъединение их
средств для осуществления совместных проектов.
Рослизинг – член Европейской
лизинговой ассоциации «Евролизинг».
Оригинальный подход к внедрению
лизинговых операций проявила нефтяная корпорация «ЛУКойл». В конце 1995 г. она учредила лизинговую компанию «ЛК-Лизинг», которая взяла на себя поставки
оборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководство
объединения объясняет серьезными налоговыми льготами, возникающими при таком
методе поставок оборудования [5, с. 10].
В 1995 г. в Лондоне и Франкфурте-на-Майне были проведены первые международные конференции с участием российских
лизинговых компаний.
В настоящее время в России
функционирует значительное число лизинговых компаний различных направлений
деятельности. Основными объектами лизинговой деятельности являются: легковые
автомобили, удельный вес которых достигает 39 % от всех лизинговых сделок; 24 %
приходится на машины и промышленное оборудование; 14 % - на компьютеры и офисное
оборудование; 14 % - на грузовые автомобили; 4 % - на самолеты, суда,
железнодорожный состав; 5 % - на прочее оборудование.
Доля лизинга в ВВП в 2007 году
составила 2,1%, а в инвестициях в основные средства — 11%. В мировой практике
максимальные значения этих показателей составляют 5% и 38% соответственно.
Российский лизинговый рынок может побить этот рекорд уже к 2013 году [9].
2.3 Перспективы
лизинговой деятельности в России в условиях мирового финансового кризиса
2.3.1 Лизинг
автотранспорта
На международной конференции «Лизинг в России: Возрождение
надежд в эпицентре глобального финансового кризиса», прошедшей в Барселоне
30—31 октября 2008 года и собравшей руководителей лизинговых компаний, на долю
которых приходится две трети российского лизинга, отмечалось, что, несмотря на
всю пагубность, кризис — наиболее подходящее время, чтобы остановиться,
оглянуться, объективно определить, каковы перспективы лизинговой отрасли, как
позиционируется та или иная компания на рынке, в отдельных его сегментах, в
регионах; разработать сценарии деятельности в посткризисный период.
В 2007 году
стоимость новых договоров лизинга коммерческого автотранспорта достигла
$7549 млн. Почти две трети этой суммы приходилось на лизинг грузовиков,
более четверти — на легковые автомобили и десятая часть — на автобусы и
пассажирские микроавтобусы.
Причем в
течение пяти лет среднегодовые приросты составляли 81,7%[11]. Финансовый кризис
внес существенные коррективы в эту динамику. Действительно, ряд лизинговых
компаний приостановил фондирование новых проектов, повысился объем неплатежей
лизингополучателей, началось сокращение персонала лизингодателей, сужение
филиальной сети. Оказались затронутыми интересы практически всех лизинговых
компаний, а также поставщиков автотранспорта, лизингополучателей. То
обстоятельство, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса,
несмотря на все проблемы, привнесенные кризисом, только отчасти скрашивают
общую негативную картину.
Последние
изменения в налогообложении отличаются дуализмом. Отменена ускоренная
амортизация для первых трех амортизационных групп, и это приведет к сокращению
лизинговых сделок с малолитражными автомобилями. В то же время сняты
ограничения по применению замедленной амортизации для легковых автомобилей
стоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирских микроавтобусов, цена
которых превышает 800 тыс. руб. В результате налоговые изменения
приведут к удлинению средних сроков договоров лизинга коммерческого
автотранспорта [11].
С 1 января
2009 года уменьшилась на четыре процентных пункта ставка налога на прибыль,
что, конечно, приветствуется. Однако налоговое преимущество приобретения
автотранспорта по лизингу по сравнению с кредитом несколько сократится.
В других
странах сокращались льготы по лизингу, но при этом объемы нового бизнеса росли.
Это обусловлено тем, что увеличивалось количество нужных пользователям услуг.
Цена лизинга всегда важна и значима, но она нередко отступает на второй план по
сравнению с услугами, предоставляемыми лизингодателями. В отечественном лизинге
автотранспорта их насчитывается до 30. Например, «Глобус-Лизинг»,
«КамАЗ-Лизинг» в рамках полнооперационного лизинга удовлетворяют потребности
клиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к месту
нахождения техники, сервисном обслуживании по нормам производителя, оперативной
доставке запчастей, возможности транспортировки автомобилей в регионы,
подменном автомобиле на период ремонта и сервисного обслуживания и т. д.
Ряд
лизинговых компаний столкнулись с требованиями банков изменить процентные
ставки по действующим договорам. На конференции в Барселоне представители
германских компаний заявили, что в их стране такая практика недопустима. У нас
же это становится обычаем делового оборота. Поскольку погашение задолженности
по кредитам осуществляется за счет лизинговых платежей, то лизингодатели
вынуждены заниматься пересчетом сумм к уплате по договорам лизинга.
Лизингополучателям стали предлагать досрочное завершение сделок.
Осенью 2008
года участились дефолты лизингополучателей. Ранее отношение суммы задолженности
по договорам, по которым предусматривалось изъятие имущества у
неисполнительного лизингополучателя, к величине всего портфеля лизинговой
компании составляло 0,3—0,5%. Сейчас этот показатель вырос почти на порядок [11].
Лучшим
исходом для лизингодателей по сделкам с лизингополучателями, находящимися в
предбанкротном состоянии, является получение своей собственности обратно.
Последующая продажа автотранспорта позволяет сократить потери. Худший сценарий
для лизингодателя — это судебное разбирательство, растянутое во времени.
Правда, Федеральная служба судебных приставов по инициативе секции лизинга ТПП
РФ 30 октября 2008 года приняла решение считать правомерным внесудебное
взыскание на основании исполнительной надписи нотариусов.
Некоторые
лизингодатели, например «КамАЗ-Лизинг», во взаимоотношениях с неисполнительными
лизингополучателями стали использовать нормы законодательства о банкротстве,
позволяющие инициировать процедуру банкротства при двух подряд неплатежах и
сумме задолженности свыше 100 тыс. руб. Таким образом можно
преодолеть нежелание платить, когда средства на счете лизингополучателя
имеются.
Лизингом
различных видов автотранспортных средств занимается более двух десятков компаний,
учредителями которых выступают западные автоконцерны, зарубежные лизингодатели,
банки, инвестиционные фонды. В 2007 году удельный вес этих компаний в общем
объеме автолизинга России составлял 32%. В первой половине 2008 года данный
показатель превысил уровень 40%, а по итогам года повысился еще на несколько
процентных пунктов. Растут портфели у Europlan, «Вольво финанс сервис Восток»,
ГК «Скания Лизинг». Это обусловлено большими возможностями в части привлечения
финансирования; ростом обращений к ним компаний, которые не смогли получить
кредиты в банках либо заявки которых не рассматривались лизингодателями,
сократившими или приостановившими свою деятельность [11].
Выработка на
одного работника у таких крупных немецких лизингодателей автотранспорта, как
Deutsche Leasing и VR-Leasing, составляла соответственно €4738 тыс. и
€2359 тыс. в год. Для сравнения отметим, что в компаниях, работающих на
российском рынке,— ГК «Скания Лизинг» и Europlan — аналогичные показатели
равнялись €4241 тыс. и €318 тыс. в год [11].
Объем
финансирования новых договоров лизинга в 2007 году составил $22 млрд. В 2008
году этот показатель сократился, несколько изменилась и структура
финансирования [11].
Отметим два
варианта прогноза относительно перспектив финансирования лизинга в России.
Первый — пессимистический. Все очень плохо. Кредитование почти закрывается для
большинства лизинговых компаний на продолжительный срок, и многие лизингодатели
сворачивают свою деятельность. При таком сценарии будет нанесен более чем
существенный ущерб всей экономике России и в особенности ее инвестиционной
сфере.
Второй
сценарий — оптимистический. Предоставляемые на долгосрочный период средства в
банковский сектор многих стран и России предусматривают платность, срочность,
возвратность. Эти деньги надо отработать, их надо вернуть и, кроме того,
заплатить проценты за право пользования. Наиболее привлекательный инструмент
для решения этих задач — лизинг. Высокая доходность на российском рынке,
увеличение разницы между ставками в мире и в России при банковском
кредитовании, по облигационным купонам, при секьюритизации лизинговых активов,
других позиций финансирования в конечном итоге приведет к переливу капитала.
Капитал всегда стремится туда и постольку, где и поскольку для него созданы
более благоприятные условия, в том числе по повышению уровня доходности на
вложенные средства. Но это произойдет не сразу. Понадобятся месяцы, чтобы
финансовые потоки начали восстанавливаться.
Вероятно
повышение конкуренции на рынке капитала, которая, в свою очередь, повлияет в
дальнейшем на сокращение ставок на отечественном рынке. В результате возможное
уменьшение темповых характеристик развития лизинга автотранспортных средств в
2008—2009 годах может смениться их последующим ростом в 2010—2011 годах.
Возможность вырваться
вперед, скорее всего, получат те лизинговые компании, которые сумеют привлечь
более дешевые финансовые ресурсы. В связи с этим усилится процесс концентрации
лизингового бизнеса и получат развитие сделки слияний и поглощений лизинговых
компаний, купли-продажи контрактов и портфелей.
Leaseurope
применяет упрощенную методологию расчета уровня концентрации, согласно которой
расчет ведется по количеству компаний, владеющих определенной частью
лизингового рынка. В России четверть рынка автолизинга приходилась на долю пяти
лизингодателей, половина — у 14 компаний.
По данным
Ассоциации лизинговых компаний Италии, на долю первых 15 лизингодателей
коммерческого автотранспорта этой страны приходилось 43,4% стоимости всех
сделок. Для сравнения отметим, что в России уровень концентрации автолизинга
был более высоким — 51,8% [11].
На
конференции в Барселоне и в обращении правительства к Северо-Западной
лизинговой ассоциации предлагалось:
—
предоставить лизинговым компаниям, как и банкам, право на получение кредитов на
поддержание ликвидности и на реализацию новых проектов. Это позволит повысить
контроль за обоснованным использованием государственных средств в период
кризиса;
—
предусмотреть при выдаче кредитов банкам адресность их использования, указав,
что в определенном объеме они должны быть направлены для реализации
инвестиционных проектов, включая лизинговые;
— ввести
мораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключенным
договорам;
—
предусмотреть введение в действие механизма ускоренной амортизации с
коэффициентом не выше трех при линейном методе начисления амортизации для
первых трех амортизационных групп с 1 января 2010 года. Это позволит не
нарушить принципы Гражданского и Налогового кодексов по двум основаниям: закон
обратной силы не имеет; вносимые изменения не должны привести к ухудшению
положения налогоплательщика;
—
законодательно закрепить в Налоговом кодексе право лизинговых компаний на
использование инвестиционной льготы, предоставленной производственным
предприятиям, и др.
Скорее всего,
предложенные меры позволят придать импульс инвестиционной активности в стране,
поскольку в деятельности лизинговых компаний аккумулируются интересы большого
количества предприятий и организаций.
2.3.2 Лизинг в нефтегазовой отрасли
Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли,
планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих
предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако
специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном
сегменте.
Износ
основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже
обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются
производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более
65% [13].
Интенсивная
нефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительному
усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила
материальную базу отрасли.
Сказывается и
значительное отставание во внедрении современных технологий бурения,
переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отрасли
требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых
месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры
транспортировки продукции и т. д. Это создает самые широкие возможности
для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность
компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.
Добывающие и
перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства в
переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных
программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования
для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых
компаний.
Например,
инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее
данным, могут составить около $45 млрд. [13]. Кроме того, последние
нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию
отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также
положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.
В общем
объеме российского рынка лизинга в 2007 году сегмент оборудования для
нефтедобычи и переработки занял 4,5%, объем нового бизнеса в сегменте (сумма
новых заключенных сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году
— около 1,44 млрд руб.) [14].
В сегменте
оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено новых
договоров лизинга почти на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке —
0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль
газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены
показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию
лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая
2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял
18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила
новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по
информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в
развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб. [14].
В сегменте
оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со
стандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной состав и грузовая
техника для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым,
сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.
Первая часть
указанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны,
автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. В
то же время специфическая часть оборудования несет в себе и специфические риски
ввиду узкой сферы его применения (например, недвижимые неразборные
конструкции).
В целом
лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна
уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового состояния своего
потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются
исключительно за счет устойчивого финансового положения клиента.
Реализация
предмета лизинга в случае дефолта лизингополучателя стороннему покупателю может
стать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны
бетона и замурованная в них вышка для выкачивания нефти. Сама скважина при этом
— это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при
наступлении дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии
на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят
сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной
площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.
Помимо
возможных финансовых проблем клиента существуют законы природы, по которым
месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В этом случае
оборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно придется снимать и перевозить на
новое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшей
реализации добывающей техники прорабатываются лизингодателями еще на этапе
заключения сделки.
Второй
особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника
очень часто функционирует в агрессивной среде, а также в отдаленных регионах с
затрудненным доступом. Это означает, что у лизингодателя возникает проблема
обеспечения качественной страховой защиты оборудования в условиях ограниченного
числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.
На фоне
высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны
нефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодатели
в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техники
для нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий
барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.
«Во-первых,
необходимо, чтобы в штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся
не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать контракт по поставке
телеметрической системы для установки горизонтального бурения, производимой,
например, поставщиком в Шотландии, гораздо сложнее, чем контракт на поставку
автомобиля или даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает
Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».—
Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях
суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько
сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих
видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей
длины» [13].
Здесь
возникает еще одна особенность работы с данным видом оборудования —
взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки нефти и газа в
России производит очень небольшое количество предприятий, что дает им
возможность диктовать свои условия поставок. Значительное количество
оборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается у
зарубежных производителей, которые также работают в низкоконкурентной среде.
«В то же
время компании, предъявляющие спрос на подобное оборудование, занимают
лидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), а
значит, очень чувствительны к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно,
немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условия
финансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО
«Райффайзен-Лизинг» [13].
Это значит,
что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- и
газодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать сделки,
добиваясь приемлемых условий поставок с одной стороны и выгодных условий
финансирования для лизингополучателя — с другой.
2.3.3
Деятельность отечественных и зарубежных лизинговых компаний на внутреннем и
внешнем рынках
Ни мировой финансовый кризис, ни проблемы с фискальными
органами не помешают отечественным лизингодателям в ближайшей перспективе
удерживать лидерство на внутреннем рынке. Однако с реализацией международных
амбиций придется подождать — для выхода на внешние рынки российским компаниям
не хватает ни сил, ни желания.
Западные
лизинговые компании начали активно выходить на российский рынок финансовой
аренды примерно пять лет назад. Сегодня лизинговые подразделения практически
всех крупных мировых западных финансовых групп представлены в России. Например,
германо-австрийский холдинг VB-Leasing учредил на российском рынке дочернюю
компанию «ФБ-Лизинг», итальянская группа Uni Credit создала в РФ компанию
«Локат Лизинг Руссия». У нас также работают группы ING Group (подразделение ING
Lease в России) и Taxi Lease (компания «Транспорт Лиз») из Нидерландов, Parex
Bank (компания «Парекс-Лизинг») из Латвии, BNP Paribas (компания Arval) из
Франции, транснациональные «Брансвик Рейл Лизинг» (финансовая группа
«Брансвик») и «Ханса Лизинг» (банк «Ханса»), Hyundai («Хендэ Лизинг») из Южной
Кореи и другие.
Как сейчас
отечественные лизингодатели сосуществуют с многочисленными и сильными
иностранными конкурентами и готовы ли российские игроки сегмента финансовой
аренды побороться с западными компаниями на международном рынке? Эти вопросы
интересуют сейчас многих участников отрасли и непосредственно потребителей
лизинговых услуг. В СМИ еще несколько лет назад много говорили о том, что
иностранцы легко отнимут кусок хлеба у отечественных игроков. Однако эти
мрачные прогнозы не оправдались, считает Александр Кожевников, генеральный
директор компании «Авангард-Лизинг». «Про угрозу со стороны западных компаний
говорят с 2000 года, как только стало понятно, что российская экономика не
умерла. Однако с 2003 года присутствие на рынке иностранных игроков
принципиально не выросло», — поясняет он. Пять лет назад российский рынок
лизинга был очень нестабильным, а сейчас отрасль сложилась и крупнейшие игроки
определились. «Если посмотреть сегодня на список крупнейших лизинговых
компаний, увидим, что иностранный капитал заявляет о себе только во второй
десятке, — отмечает Александр Кожевников. — Но это, разумеется, не повод сидеть
сложа руки, надо работать. Впрочем, недооценивать себя тоже не следует» [13].
«Из
большинства публикуемых рейтингов следует, что ведущие позиции с точки зрения
размера портфеля и новых инвестиций пока принадлежат российским компаниям, —
поддерживает Аркадий Герасенко, генеральный директор ING Lease в России. —
Иностранные компании, конечно же, присутствуют на российском рынке, но не в
таком количестве и качестве, как могли бы» [13]. Дело в том, что в России
отечественные лизингодатели растут более быстрыми темпами, чем иностранные. По
данным генерального директора компании «ФинСтройЛизинг» Сергея Кирьянова,
сейчас отечественные лизингодатели прочно держат основную долю на рынке
лизинговых услуг, а вот экспансия зарубежных компаний возрастает главным
образом за счет западных банков, доля которых на рынке капитала в России
увеличивается очень быстро.
Более
успешный путь интеграции отечественных лизингодателей на западные рынки — это
сотрудничество с иностранными поставщиками техники и других объектов лизинговых
сделок. Более того, оборудование и техника иностранного производства сегодня
фаворит российского лизингового рынка. Эта тенденция касается большинства
отраслей финансовой аренды. Иностранная техника не лидирует лишь в совсем уж
специфических направлениях лизингового бизнеса, например в секторе финансовой
аренды железнодорожной техники или недвижимости, когда в лизинг сдаются офисы и
производственные площади. Особенно популярно приобретать в финансовую аренду
высокотехнологичное оборудование иностранного производства.
Как признаются
потребители лизинговых услуг и сами операторы финансовой аренды, импортное
оборудование отличается большей производительностью и лучшими техническими
характеристиками, а значит, имеет более длительный период эксплуатации. Поэтому
российские предприятия охотнее покупают оборудование, произведенное на Западе,
нежели отечественную технику. Да и самим лизинговым компаниям покупка
импортного оборудования чаще всего обходится дешевле за счет организации
финансирования поставок напрямую из-за рубежа. Западные банки положительно
относятся к кредитованию поставок в другие страны. Более того, существуют
специальные программы по поддержке экспорта оборудования. Они предусматривают
дешевое кредитование российских лизинговых компаний зарубежными банками, под иностранную
же технику. При этом широкое распространение имеют программы, организованные
крупными производителями при поддержке собственных финансовых подразделений. А
еще импортные сделки выгодны лизинговым компаниям, так как они дают репутацию
добросовестного заемщика в глазах иностранных банковских структур. То есть чем
больше компания занимает, тем больше у нее возможностей получить еще более
выгодное финансирование, конечно, при наличии хорошей кредитной истории.
Заключение
Лизинг становится гибким
и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции,
способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно
важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу,
обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На
лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекларировав
политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту, за
последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все
льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически
не выполняются.
В заключение стоит еще
раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют
определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но
навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же
критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной
привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса),
заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с
высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления
залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не
обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг
стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих”
клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и
лизинговыми компаниями проделана огромная работа.
Отраслями, наиболее
привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское
хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и
судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению,
следует ожидать активизации лизинговой деятельности.
Сейчас Россия переживает
экономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестирования
во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из
наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала
является лизинг, как внутренний, так и международный.
На мой взгляд, нашей
стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы один из
следующих элементов:
— была бы продуманна и
создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала
бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение
предоставляемых услуг;
— предоставление банкам
более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок
(более 3-х лет);
— развитие системы
гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например, страхование).
— наряду с уже принятыми
мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга),
усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла бы
подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей
в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование
средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.
Список
использованных источников и литературы
1.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации (§ 6, Статьи 665 - 670). {Электронный ресурс}/Правовая система
Гарант. - Режим доступа:
#"#">#"#"
target="_blank">Коммерсант
Business Guide. – 13.10.2008.- Режим доступа: #"#"
target="_blank">Коммерсант
Business Guide.- 02.02.2009.- Режим доступа: #"#" target="_blank">РБКdaily.- 18.11.2008.- Режим доступа: #"#">#"#" target="_blank">Коммерсант Business Guide.-
26.02.2009.- Режим доступа: http://www.banki.ru/
Страницы: 1, 2
|