Место и роль налоговой политики в современном государстве
Место и роль налоговой политики в современном государстве
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 2
ГЛАВА I.
Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике......................................................................................................... 4
1.1 Сущность и
функции налогов................................................................... 4
1.2 Научные
подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики. 10
ГЛАВА II.
Роль налогов в государственном регулировании экономики.. 17
2.1 Сущность налоговой
политики, ее принципы................................. 17
2.2 Налоговая политика
в условиях рыночной экономики.................. 20
2.3 Налоговая политика
как инструмент государственного регулирования экономики 28
Заключение.................................................................................................... 38
Список использованной литературы............................................................ 41
Приложение 1................................................................................................ 43
Приложение 2................................................................................................ 44
Приложение 3................................................................................................ 45
В общей системе
государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит
налогам. Налоги – сложная социально-экономическая категория, отражающая
динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также
структур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг
– юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и
владеющими имуществом.
Налогообложение как
комплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно с
государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые
функции. В условиях преобладания частной собственности налоги выступают
основным источником финансового обеспечения деятельности государства.
Государственное
регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в
экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на
уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.
Государственное регулирование
при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты
налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги играют две
роли:
·
Это главный
источник финансирования государственных расходов
·
Это инструмент
регулирования, так как в задачу бюджетных органов входит не только обложить
налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на
хозяйственное поведение.
Теоретико-методологический
фундамент налогов и налогового регулирования был заложен в трудах классиков
экономической теории В.Петти, А. Смита, Д.Рикардо и впоследствии развиты такими
экономистами, как А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, М.Фридмен, А.Лаффер и др.
Советские экономисты А.
Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можно
стимулировать промышленность, регулировать производство, потребление,
предложение, спрос, цены.
Цель исследования – определить
роль налогов в государственном регулировании экономики.
Задачи исследования:
·
Исследовать
экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций
налога
·
Сделать обзор
экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике
·
Определить роль
налоговой политики в современном государстве
·
Проанализировать
различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики
·
Показать значение
налогов в государственном регулировании экономики
Актуальность темы состоит
в том, что современная налоговая система России представляет собой сложную
структуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономики
и предпринимательства в России требует снижения уровня налогов до минимума, с
другой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат.
Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним из
основных вопросов развития страны. Особенно актуальна роль налогов в
государственном регулировании экономики сейчас, во время мирового экономического
кризиса, так как такая экономическая ситуация требует продуманного
вмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений и
успешного восстановления экономики.
ГЛАВА I.
Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов
в экономике
1.1 Сущность и
функции налогов
Под налогом принято
понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов:
федеральные налоги, налоги и сборы субъектов Российской Федерации
(региональные) и местные налоги и сборы. Эти налоги образуют соответствующую
финансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных)
бюджетов. Часть федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль, акцизы и некоторые другие, выступают в качестве регулирующих.
Часть их сумм в соответствии с законом РФ о бюджете на соответствующий год
может поступать в нижестоящие бюджеты. Часть (доля) налогов субъектов Федерации
(региональных) может передаваться в бюджеты местного самоуправлении
(муниципальные). Это делается для сбалансированности бюджетов по доходам и расходам.
Законодательство РФ о
налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и
принятых в соответствии с ними федеральных законах о налогах и сборах (ч.1 ст.1
НК РФ). Понятие налогов и сборов дано в НК РФ (ст.8).
Налог – это обязательный
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор понимается как
обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого
является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юридически
значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий).
Налоги как экономическая
категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных
уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения
выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы
взимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированием
государственного бюджета - финансового плана страны, баланса доходов и расходов
государства.[1]
Все виды налогов и сборов
устанавливаются соответствующими законами Российской Федерации. Основным
законом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс Российской
Федерации. Это единый нормативно-законодательный акт, охватывающий все процессы
налогообложения и налоготворчества, начиная с взаимоотношений налоговых органов
и плательщиков, характеристики их прав и обязанностей и кончая порядком расчета
и уплаты налогов. Налоговый кодекс максимально приближен к закону прямого
действия и предусматривает эволюционное преобразование налоговой системы без ее
кардинальных изменений. В нем доминирует ориентация на фискальные функции
налогообложения, на максимизацию изъятия средств в пользу государства.
Следует отметить, что
региональные и местные налоги могут устанавливаться соответствующими органами
власти только в пределах перечня и размеров, установленных Федеральным законодательством
(Налоговым кодексом РФ). Это положение является основополагающим для
централизованного регулирования всей налоговой системы.
Будучи финансовой
категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги
обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов
финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фон, фонд социального
страхования и др. Следует отметить нравственно-этические аспекты
налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей
отдельных социальных групп налогоплательщиков (предприниматели разного уровня и
сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходом и др.).
Социально-экономическое
содержание налогов раскрывается в их функциях[2].
Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную,
перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнота
осуществления государством своих функций зависит от величины главного
финансового фонда страны – консолидированного бюджета Российской Федерации,
равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функция
налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого
изъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с целью
своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и
муниципальных фондов финансовых ресурсов.
Реализация фискальной
функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего –
перераспределительной. Поступившие в централизованные денежные фонды налоги
перераспределяются на те или иные цели. – просвещение и науку, оборону,
здравоохранение, содержание органов управления и т.д. В процессе взимания
налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в
полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему
контроля за поступлением налогов. Собираемость налогов в последние годы
достигает 70-80% к сумма, которые возможны к поступлению, что является
положительным показателем функционирования налоговой системы.
Особая роль в
налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она
придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать
в качестве комплексного экономического рычага, который активно используется
государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций
развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения
рынка товарами и экономического роста. Реализовываться эта функция должна через
изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам
рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для
развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной
стратегии.
Кроме указанных функций
налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из
рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной
стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложение
должно стимулировать инвестиции[3]
в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения
конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на
внешних рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые
пользуются повышенным спросом.
И, наконец, социальная функция
налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного
интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через
обеспечение качества жизни – ее продолжительности, достойных условий
существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью
налогов осуществляется регулирование этого процесса.
Функции налогов активно
используются государством для разработки и реализации налоговой политики.
Налоговая политика представляет собой систему мер государства по
целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития
производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения
на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.
В настоящее время главной
проблемой, определяющей действенность системы налогообложения, является
оптимизация соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно,
что придает налоговой системе качественное содержание, обеспечивая
потенциальную возможность реализации основных направлений повышения ее
эффективности.
Налоговая система должна
ориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочных
стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающем как
повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.
Наконец, нужно
последовательно руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая
направленность механизма налогообложения. Это предполагает построение такой
налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы
интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность
налоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствовать
эффективном развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.[4]
Все это требует изменения
концепции налогообложения. Оно должно превратиться в решающий комплексный
фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к
интересам производства, стимулируя его рост на основе использования
инновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставок
налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из
прибыли предприятий не приостанавливало развития производства, а создавало
дополнительный импульс для его роста.[5]
Мировая практика налогообложения базируется на положении об эластичной
зависимости между уровнем налоговых ставок и объемом дохода, а следовательно, и
налоговых поступлений. По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденция
доходов предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых
платежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы: объема производства,
доходов.
Таким образом, налоговая
система представляет собой качественно определенную совокупность ряда
элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также
взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле
налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих
звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность
налоговой системы в целом. Действие налоговой системы реализуется через
налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность
организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Будучи частью налоговой
системы производственных отношений, налоги одновременно отражают реальные
потоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости
– национального дохода, но в определенной мере и других частей валового
национального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного
рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры
экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования. В решении тактических и
стратегических социально-экономических задач налоговой системе принадлежит
особая роль.
С развитием
экономической науки развивались и теоретические взгляды ученых-экономистов на
место и значение налогов в экономике. Попытки теоретического обоснования
практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях. Их эволюция
происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли.
Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической
политики государства. Долгое время господствующим было только классическое представление
о роли налогов в экономике.
Классическая
теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет высокий теоретический
уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама
Смита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей.
Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных
доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом
какая-либо иная роль (регулирование экономики; страховой платеж, плата за
услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории
рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит. В рыночных условиях
удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической
свободы, свободы деятельности субъектам. А. Смит выступал против
централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не
уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация
позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то
что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей,
она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о
природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила,
к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам
производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.
Адам Смит
сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа
налогообложения, желательных в любой системе экономики: 1) Подданные
государства должны участвовать в содержании правительства соответственно
доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому
равенству или неравенству налогообложения.
(Принцип
соразмерности)
2) Налог,
который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно
определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
(Принцип
определенности)
3) Каждый
налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее
всего оплатить его.
(Принцип
удобности)
4) Каждый
налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из
кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
(Принцип дешевости)
А. Смит также
считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики,
охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству
необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых
доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается,
основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления
от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство
и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т. д.), то они должны покрываться
за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом
считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы
не должны рассматриваться в качестве налогов.
По словам
французского ученого Поля Мари Годме, представителя классической теории,
единственная цель налога - финансирование государственных расходов. Эта
концепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства и
признающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией
«государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело к
трансформации и смягчению этой теории. Так, не отрицая влияния налогов на
экономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее,
исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического
процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства
во вред другим, или, иначе говоря, призывали к благоразумию при использовании
налогообложения в экономических процессах.
В то же время
представляется очевидным, что классическая теория сегодня абсолютно
несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов
четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных
экономических последствий. Взыскание налогов уменьшает покупательную
способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные
налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по
себе влияет на многие экономические процессы в обществе.
В настоящее
время выделяют два альтернативных направления использования налогов в
государственном регулировании: 1)кейнсианское; 2)неоклассическое. Дж. Кейнс
явился основоположником теории и практики государственного регулирования
экономики, одним из инструментом которой являлись налоги. Кейнсианская модель
государственного регулирования главное значение придает «эффективному спросу»
населения, в недостатке которого автор видит основную причину кризисных явлений
в экономике. Государство должно восполнить недостающий спрос за счет увеличения
своих расходов, налогов, стимулирования инвестиций и производства. Именно государство,
считал Кейнс, в экстремальные периоды должно выбирать приоритетные направления
развития экономики и проводить соответствующее финансирование за счет своих
доходов. Образовавшийся при этом дефицит государственного бюджета покрывается
государственными займами, а выплаты процентов по этим займам проводятся за счет
налогов.
Варьируя
разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных
экономических условий, государство может влиять на изменение основных
макроэкономических пропорций. В данной системе налоги становятся не только
средством балансирования бюджета, но и инструментом регулирования потребления и
инвестиций.
Налоги,
полагал Кейнс, являются средством стабилизации экономики. Отводя государству
ведущую роль, он обосновал тезис о возможности изменения налоговых ставок в
зависимости от фазы цикла или темпов роста экономики.
Кейнсианский
подход к макроэкономическому регулированию нашел отражение в официальных
программах экономической политики ряда стран.
Экономическая
реальность 70-80-х годов XX в., связанная с обострением инфляционных процессов,
снижением темпов экономического роста, повышением уровня безработицы и
бюджетным дефицитом, изменила приоритеты экономического развития.
Кейнсианское
направление в макротеории уступило место неоклассическим концепциям,
базирующимся на принципе свободы и тезисе о внутренней устойчивости рынка, а
следовательно, отрицании активной государственной политики. В неоклассическом
направлении широкое распространение получили две концепции: монетаризм и теория
экономики предложения.
В отличие от
Кейнса, яркий представитель монетаристской теории М. Фридман решительно
выступал против расширения экономических функций государства. Поставив под
сомнение кейнсианский механизм бюджетного финансирования, где изменения
налоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост
национального дохода, монетаристы отводят налогам незначительную роль в
стабилизации экономики.
В их теории
налоги, наряду с другими механизмами, воздействуют лишь на денежное обращение,
изымая излишнее количество денег.
Изъятие
большой доли доходов ведет к тому, что люди предпочитают уменьшать
продолжительность и интенсивность труда, и труд заменяется досугом. В то же
время налог, частично обесценивая доход, вынуждает индивида изменять объем и
структуру потребления.
Теория
экономики предложения была сформулирована в начале 80-х годах американскими
учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лаффером. Данная теория исходит из того,
что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную
активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей.
Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить
корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по
мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту[6].
Необходимым
условием устранения дестимулирующего воздействия на функционирование экономики
является снижение налоговых ставок. Теория Лаффера обосновала положение о том,
что более низкие налоговые ставки могут не изменить или даже увеличить
налоговые поступления. Лаффер считал, что сокращение налогов, понижение
предельных норм обложения может иметь стимулирующий эффект на экономику,
налоговую базу:
·
налоговая база
будет расти вследствие расширения объема производства;
·
часть
экономических субъектов выходит из так называемой подпольной экономики в
легальную;
·
активизируется
рациональное использование производственных возможностей.
Эти три
эффекта, взятые вместе, указывал Лаффер, демонстрируют простую логику того, как
сокращение отдельных налоговых ставок может в действительности увеличить
налоговые поступления. Зависимость между налоговыми ставками и налоговыми
поступлениями представлена кривой Лаффера.(см. график 1)
График 1.
Кривая Лаффера[7]
На основе анализа
статистических данных были выведены оптимальные предельные ставки. Авторы
налоговой реформы в США И. Брэдли и Р. Гефард установили предельную ставку для
корпораций — 30—35%, М. Фридмен понижал ее до 25%, а М. Эванс предлагал еще
более низкие ставки, которые позволят затормозить и инфляционные процессы.
Как установлено мировой
практикой, максимально возможный уровень изъятия добавленной (вновь созданной)
стоимости через налоговую систему должен находиться в среднем в пределах
33-35%. Дальнейшее повышение ставок тормозит развитие производства, лишая его
источников инвестиций и стимулов, сокращает налоговую базу и ведет к уменьшению
налоговых платежей. Снижение же налоговых ставок (до определенного уровня)
стимулирует развитие производства и ведет к росту налоговых поступлений.
При дальнейшем росте
налоговых ставок налоговые поступления резко сокращаются. Налоговая система,
таким образом, должна строиться так, чтобы не препятствовать проявлению
предпринимательской инициативы и интереса приложения труда в сфере производства
товаров и услуг.
Подводя итог, можно
сказать, что теория налогового регулирования экономики не менее важна, чем
реализация той или иной научной концепции на практике. При разработке налоговой
политики необходимо учитывать исторический и научный опыт предыдущих поколений
(см. Таблицу 2 в Приложении 2) чтобы выбрать такую модель построения
налоговой системы, которая отвечала бы требованиям времени и существующей
экономической ситуации.
ГЛАВА II.
Роль налогов в государственном регулировании экономики
Налоговая
политика - система мер, проводимых государством в области налогов и
налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов,
величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов
налогообложения, в налоговых льготах.
Налоговая
политика государства является одним из основных инструментов бюджетной политики
государства и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется в
законах, Налоговом кодексе, нормативных актах и других документах. В РФ главным
инструментом бюджетного регулирования признается как оптимизация налогового
бремени физических и юридических лиц, так и отдельных сфер труда.
Налоговое
бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных
налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение
общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и
показывает, какая часть произведенного общественного продукта
перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически
развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение
налогового бремени составляет 40-45%. В России этот показатель несколько выше:
с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%[8].
Для
конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного
дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение
суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.
Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на
предприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, он
достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов;
сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие
налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.
Распределение налогового бремени между
налогоплательщиками опирается на принцип налогообложения получаемых благ и на
принцип платежеспособности.
Региональные и местные
бюджеты формируют финансовые ресурсы для социально-экономического и культурного
развития соответствующей территории.[9]
Исходный момент при этом – определение расходов на социально-экономические
нужды и источников их покрытия. Призванная стимулировать процессы
воспроизводства в народном хозяйстве, на всех этапах развития экономики,
налоговая политика реализуется государством через:
·
Предоставление и
изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих
развитие одних видов деятельности и свертывание других;
·
Введение одних
налогов и сборов и упразднение других.
Таким образом, налоговая
политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых
мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения
финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а
также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и
использует эти функции для проведения активной налоговой политики. [10]
С одной стороны,
налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно
в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой
стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая
политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и
логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на
экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях
посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия
для развития экономики, в других - оно тормозится.
На выбор конкретного
варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая
экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения)
производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства;
соответствие между сферой производства, находящейся под государственным
контролем, и приватизированным сектором. [11]
Различают краткосрочную и
долгосрочную налоговую политику государства. Краткосрочная направлена на
создание условий для преодоления спада и обеспечения подъема экономики страны,
в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции и
уровня безработицы, то вторая предполагает оптимизацию налогового бремени с
целью стабилизации расширенного воспроизводства в стране.
На практике налоговая
политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой
совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления
налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму
посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности
государственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорции
между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.
Подводя итог, можно
сказать, что налоговая политика государства – важный фактор регулирования
экономики. Налоги можно использовать для стимулирования инвестиций в нужном
районе (местности) на важные в определенное время для развития экономики виды
деятельности. С помощью налогов и сборов можно регулировать личное потребление
населения, структурные сдвиги в экономике, ее динамику и объемы, а также
взаимоотношения юридических и физических лиц с государством, стимулировать
развитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечение
через систему льгот и преференций иностранных инвестиций в экономику страны.
В современных условиях
налоговая политика государства нужна, чтобы обеспечивать рост рентабельности и
снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях
реализации необходимых структурных изменений в экономике. Налоговая политика
должна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.
Наконец, ей принадлежит гарантировать социальную устойчивость и решение
наиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованные
фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации
общегосударственных социально-экономических программ развития. [12]
Н.В. Миляков
выделяет две модели рыночной экономики[13],
классифицируя их по исторически-эволюционному формированию. Первая – либеральная
модель, которую характеризуют:
·
Незначительное
вмешательство государства в хозяйственные процессы; широкая свобода
хозяйствующих субъектов
·
Узкий
государственный сектор экономики
·
Минимальное
участие государства в решении социальных задач
Такая модель
сложилась в США, Великобритании, Франции и др.
Вторая –
социально ориентированная модель, отличительные особенности которой:
·
Большая степень
государственного регулирования
·
Значительный
государственный сектор
·
Масштабное
финансирование из бюджета социальных программ
Такая модель
сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и др.
Выбор той или
иной модели рынка определяет налоговое бремя производства. Либеральная модель
позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная –
предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков,
незначительные льготы.
Макроэкономическая
политика современного государства, как правило, основывается на базовой
экономической теории. Развитие экономической системы приводит к постоянной
смене экономических концепций, лежащих в основе экономической политики
государства. Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей
общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех,
поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом
государственного регулирования рыночной экономики. Именно выполнением этой
комплексной функции характеризуются системы налогообложения в странах с
развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия и др.). При этом
реализуется принцип адекватности налоговых систем. Он состоит в том, что формы
и методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать конкретным
условиям формирования рыночной экономики. Налоговая политика государства во
многом определяет формирование эффективного рыночного механизма.
Через налоговую политику
государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития.
Опыт США, Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая
система – наиболее активный рычаг государственного регулирования
социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии,
внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве,
ускоренного развития приоритетных отраслей.
Стимулирование
приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий
налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Через
это прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны.
Эта политика активно применяется в Китае.
Большое значение имеет
переход к возмездной (компенсационной) концепции налогов. В ее основе лежит
рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством.
Благодаря этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте
оказываемых услуг, их адекватности величине налогов (охрана личности и бизнеса,
организация управления экономикой и обеспечение ее пропорционального развития,
формирование инфраструктурной основы экономического роста, обеспечение интеллектуально-информационной
основы развития, качества жизни и решения комплекса социальных задач и т.п.).
Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государства
за реализацию его регулирующих функций. [14]
Требуется также более
полный учет в налоговом механизме всей системы интересов развивающейся рыночной
экономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственных
работников. Для этого понадобится снижение налогового бремени, возлагаемого
прежде всего на юридических лиц, т.е. на предприятия, фирмы, корпорации, а
также перехода к дифференцируемому налогообложению прибыли, в зависимости от
уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий в обеспечении
экономического роста.
Страницы: 1, 2
|