¾
экспертные
заключения о стоимости отдельных объектов основных средств и т.д.
Результаты переоценки
не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года. Они
учитываются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного
года и отражаются в бухгалтерском учете в январе.
У этой схемы есть как
свои плюсы, так и свои недостатки.
С точки зрения
бухгалтерского и налогового законодательства данный способ абсолютно законен.
Также при этом в налоговом учете сумма уценки не уменьшает размер
амортизационных отчислений. Что позволяет быстрее списывать остаточную
стоимость основных средств, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу
на имущество организации.
К недостаткам данного
метода следует отнести обязанность в дальнейшем проводить переоценку, а также
необходимость оплачивать услуги профессиональных оценщиков, привлекаемых для
определения рыночной стоимости уценяемого имущества. Кроме того, удешевление
стоимости основных средств снижает общую коммерческую привлекательность
организации, что может оказать влияние на получение кредита и привлечение
инвестиций.
Данную схему
рекомендуется использовать в случаях резкого и при том существенного снижения
рыночной стоимости основных средств. В иных случаях данный метод не будет столь
эффективен, а скорее убыточен и вреден для экономического положения компании.
Также при
инвентаризации важно не просто пересчитать имущество на наличие, но и оценить
его состояние. Возможно, на балансе числятся давно не используемые основные
средства – либо сломанные и не подлежащие ремонту, либо просто морально
устаревшие. Платить со стоимости этих объектов налог на имущество смысла нет.
Также как и продолжать списывать эту стоимость через амортизационные
отчисления. Намного выгоднее как можно быстрее вывести объект из эксплуатации,
то есть ликвидировать.
Далее рассмотрим
способы минимизации выплат по налогу на прибыль организации. Оптимизация налога
на прибыль одна из самых сложных сторон в деятельности организации, т.к.
госорганы постарались, как можно более подробно прописать этапы взимания и
уплаты налога на прибыль. При этом если злоупотреблять законными способами
снижения налоговой базы по данному налогу, существует достаточно высокий риск,
что налоговые органы признают незаконными операции, которые были совершены
организацией в целях уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Данная
оговорка также относится ко всем остальным налогам и способам оптимизации
затрат по их выплате.
Создание резервов в
налоговом учете также позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль
путем уменьшения авансовых платежей и получения отсрочки по уплате налога.
Оптимизация налога на
добавленную стоимость (НДС) для рассматриваемого нами предприятия является
одной из самых острых и актуальных. НДС считается косвенным налогом, который
включается в цену товара и оплачивается покупателем. Но учитывая основной вид
деятельности предприятия "Сектор" – торговля бриллиантами и
ювелирными изделиями из драгоценных металлов, в цену которых включается НДС по
ставке 18% и которую оплачивают покупатели. Это не может не сказаться на
покупательской активности и уровне продаж продукции "Сектор", так как
НДС сразу увеличивает стоимость продукции на 18%. В этой ситуации группой
компаний "Сектор" идет разработка доклада о создании на территории
Якутска особой экономической зоны для предприятий, работающих в сфере
производства и торговли ювелирными изделиями. В такой зоне предполагается
частичное или полное освобождение от уплаты основных налогов (налог на прибыль,
имущество, НДС) организаций работающих в данной отрасли. В частности
предлагается снижение ставки НДС для ювелирной продукции и бриллиантам до 0%.
За счет этого вырастет спрос на данную продукцию и снизится налоговая нагрузка
на предприятия данной отрасли.
Большая часть из
вышеприведенных методов подразумевает также внесение изменений в учетную
политику организации. Это стоит учитывать при выборе схемы минимизации
налогообложения.
Правильная оптимизация налогообложения
(то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и
прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации
на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной
деятельности.
Заключение
В данной курсовой работе была предпринята попытка
исследовать действующую систему учета расчетов по налогам и сборам с бюджетом
на примере организации ООО НПК "Сектор", и способов оптимизации и
минимизации налогообложения на данном предприятии.
Исходя из цели курсовой
работы, были определены задачи, которые требовалось решить в ходе
исследовательской работы.
Для этого в первой
главе были исследованы теоретические основы, касающиеся налогового учета и
отчетности и определены основные понятия, виды, функции и основные элементы
налогового учета.
Так,
налоговый учет – представляет собой систему обобщения информации для определения
налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов,
сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Налоговый
учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета
для целей налогообложения налогами и сборами хозяйственных операций,
осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а
также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией,
необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.
Все
налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на федеральные,
региональные и местные.
В состав налоговой
отчетности включаются декларации и расчеты по налогам, по которым организация
или физическое лицо является плательщиком.
К федеральным налогам и
сборам относятся:
¾
налог
на добавленную стоимость;
¾
акцизы;
¾
налог
на доходы физических лиц;
¾
налог
на прибыль организаций;
¾
налог
на добычу полезных ископаемых;
¾
водный
налог;
¾
сборы
за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
¾
государственная
пошлина.
К региональным налогам
относятся:
¾
налог
на имущество организации;
¾
транспортный
налог;
¾
налог
на игорный бизнес.
К местным налогам:
¾
земельный
налог;
¾
налог
на имущество физических лиц.
Налоговый учет и
отчетность претерпевают постоянные изменения, так в 2010 году одно из самых
заметных и важных нововведений стала замена единого социального налога (ЕСН) на
прямые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС. В дальнейшем реформа взносов на
социальное страхование продолжится и в 2011 году ставка будет увеличена с 26%
до 34%.
Для обобщения
информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организации
предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Во второй главе на
основе теоретического материала была охарактеризована система учета расчетов с
бюджетом по налогам и сборам на примере ООО НПК "Сектор" и способы
минимизации расходов по основным налогам и сборам выплачиваемых предприятием.
ООО НПК "Сектор" является одним из
крупнейших налогоплательщиков Секторообрабатывающей отрасли республики.
Компания работает на общей системе налогообложения и перечисляет налоги и сборы
в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по
налогам и сборам" ведется по видам налогов.
Рассмотрен и
охарактеризован состав налоговой отчетности предоставляемой компанией "Сектор"
налоговым органам.
Была приведены сравнительная таблица по выплате
налогов и сборов группой компаний "Сектор" в период с 2006 по 2008
гг. Как видно из данной таблицы расходы группы компаний "Сектор"
увеличивались на протяжении всех трех лет. В среднем расходы на оплату налогов
и сборов увеличились в 2,5 раза, что отрицательно сказывается на общем
хозяйственном положении предприятия. Поэтому далее были рассмотрены возможные
способы минимизации и оптимизации налогообложения на данном предприятии.
Были рассмотрены способы и схемы, не противоречащих
действующему законодательству, вариантов оптимизации основных налогов и сборов
– налог на имущество, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.
Для снижения налоговой нагрузки на предприятии по
налогу на имущество предлагается несколько вариантов:
1)
Уменьшение
остаточной стоимости основных средств путем ускорения амортизации имущества,
начисляя ее способом уменьшаемого остатка с применением повышающего
коэффициента равного трём.
Чем меньше остаточная стоимость основных средств,
тем меньше сумма облагаемая налогом на имущество. Значит, чтобы сократить
налоговые платежи по этому налогу следует как можно быстрее амортизировать
объекты основных средств.
2)
Снижение
остаточной стоимости основных средств путем их переоценки на конец года.
К недостаткам данного метода следует отнести
обязанность в дальнейшем проводить переоценку, а также необходимость оплачивать
услуги профессиональных оценщиков, привлекаемых для определения рыночной
стоимости уценяемого имущества. Кроме того, удешевление стоимости основных
средств снижает общую коммерческую привлекательность организации, что может
оказать влияние на получение кредита и привлечение инвестиций.
Данную схему рекомендуется использовать в случаях
резкого и при том существенного снижения рыночной стоимости основных средств. В
иных случаях данный метод не будет столь эффективен, а скорее убыточен и вреден
для экономического положения компании.
Создание резервов в налоговом учете также позволяет
минимизировать платежи по налогу на прибыль путем уменьшения авансовых платежей
и получения отсрочки по уплате налога.
Оптимизация налога на добавленную стоимость (НДС)
для рассматриваемого нами предприятия является одной из самых острых и
актуальных. Но на данный момент минимизация данного налога не представляется
возможным. Тем не менее, на предприятии "Сектор" ведется разработка
доклада правительству Якутии о создании на территории г. Якутска особой
экономической зоны (ОЭЗ) для предприятий, работающих в сфере производства и
торговли ювелирными изделиями. На территории данной ОЭЗ планируется снижение
ставки НДС для ювелирной продукции и бриллиантам до 0%.
Правильная и осуществляемая законными
методами схема оптимизация налогообложения и прогнозирования возможных рисков
обеспечит стабильное положение организации ООО НПК "Сектор"
на рынке, поскольку позволяют избежать крупных
убытков в процессе хозяйственной деятельности и в период экономических спадов и
финансовой нестабильности в национальной экономике.
Список использованных
источников и литературы
1.
Налоговый
кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ, часть
вторая от 5 августа 2000г. №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ
2.
Федеральный
закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ //
Российская Газета
3.
Федеральный
закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" // Российская Газета
4.
План
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и
Инструкция по его применению. Утверждено приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №
94н. // Российская Газета
5.
Приказ
Минфина России от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации" // Российская Газета
6.
Приказ
Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н "Учетная политика организации "ПБУ
1/2008" // Собрание законодательства РФ
7.
Приказ
Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"
// Собрание законодательства РФ
8.
Приказ
Минфина РФ от 30 марта 2001г. №26Н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" //
Собрание законодательства РФ
9.
Приказ
Минфина РФ от 19 ноября 2002г. №114Н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"
ПБУ18/02" // Собрание законодательства РФ
10.
Приказ
Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по его применению" / Собрание законодательства РФ
11.
Бабаев
Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учеб, - 4-е изд., перераб. и доп. – М. ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240с.
12.
Данилина
Ю.А.. Годовой налоговый отчет 2008. – М.: ООО "Статус-Кво 97", 2008.
– 567с.
13.
Зиинченко
Л. Получение налоговой экономии в 2010 году // Практическое налоговое
планирование. — 2010. – №1 –С. 34-37.
14.
Левадная
Т.Ю. Оптимизация налогообложения организации // Российский налоговый курьер. –
2009. –№11 – С. 56-59.
15.
Лемантов
Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов.
– М.: Налоговый вестник; 2008. –352с.
16.
Налоговый
менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко
В.В. – М. Изд-во Библиотека Высшей Школы, 2009. – 256с.
17.
Налоговая
проверка без потерь: схемы и методы / Александра Владимировна Баязитова. – М.:
Вершина, 2008. – 192 с.
18.
Налоговый
учет и отчетность: Учебное пособие // Под ред. Свиридова Н.В., Козлова Т.Н.,
Гафурова Ф.К. – М.: Проспект-М, 2008. – 196с.
19.
Оптимизация
и минимизация налогообложения: готовые способы экономии / Суслова Ю.А. – 2-е
изд., доп. и перераб. – М.: Вершина, 2008. – 176с.
20.
Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2009. – 351с.
21.
Петрова
А. Какими способами можно сдать налоговую отчетность // Главбух. – 2009. –№9 –
С. 28-31.
22.
Попова
Е. Как оформить налоговую отчетность // БСС "Система Главбух". – 2008
23.
Разгулин
С., Новоселов К., Лапина А. Годовой отчет 2008. – М.: ЗАО "Актион-Медиа",
2008. – 688с
24.
Савицкая
Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. – М.: Новое знание, 2007.
25.
Сушкевич
А.Н. Учётная политика организации. Налоговый и бухгалтерский учёт. – М.:
Промышленно-торговое право, 2008. – 246 с.
26.
Учетная
политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год / Анищенко
А.В. – М.: Вершина, 2009. – 280с.
Приложение 1
Обзор налоговых
изменений, вступивших в силу с 1 января 2010 года
Суть изменений
Как было раньше
Как стало в 2010 году
Часть I Налогового кодекса РФ
Изменен порядок исправления налоговых ошибок, которые привели к
переплате налога (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ)
Налог пересчитывался за тот период, в котором была допущена
погрешность. И не важно, в чью пользу, бюджета или компании, произошла ошибка
Если ошибка привела к переплате в бюджет, исправить ее можно в том
периоде, когда она обнаружена
Введена ответственность налоговиков за несвоевременную
разблокировку счета (п. 9.2 ст. 76 Налогового кодекса РФ)
Налоговое законодательство не предусматривало ответственности за
несвоевременную разблокировку счета
Инспекция должна выплачивать проценты за каждый день просрочки
исполнения решения о разблокировке счета и передачи этого решения в банк.
Также предусмотрен порядок расчета этих процентов
Уточнены правила, по которым инспекторы могут требовать от компании
документы в ходе проверки (п. 5 ст. 93 Налогового кодекса РФ)
Инспекторы в ходе проверки могли повторно затребовать от
компании документы, ранее уже представленные организацией
ИФНС не может повторно затребовать документы, ранее уже
представленные организацией. Ограничение не действует, если бумаги ранее
представлялись в ИФНС в виде подлинников и были возвращены, а также в ситуациях,
когда документы были утрачены налоговиками вследствие непреодолимой силы
Расширен перечень полномочий налоговых органов (подп. 9 п. 1 ст.
31 Налогового кодекса РФ)
Налоговики имели право взыскивать налоговые недоимки, пени и
штрафы
Инспекторы получили дополнительное право — взыскивать с налогоплательщиков
проценты, начисленные на сумму НДС, который был неправомерно возмещен в
заявительном порядке
Налог на добавленную стоимость (гл. 21 Налогового кодекса РФ)
Уточнено, какие ошибки в счете-фактуре влекут отказ в вычете (п.
2 ст. 169 Налогового кодекса РФ)
Счет-фактура, оформленный с нарушениями правил, которые
прописаны в пунктах 5, 5.1 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, являлся
основанием для отказа в вычете НДС
Данное правило уточнили: отныне "снять" вычет по
причине ошибки в счет-фактуре налоговики могут только в том случае, если
неточность не позволяет идентифицировать продавца, покупателя, наименование
или стоимость товара (работы, услуги), а также налоговую ставку и сумму НДС,
предъявленную покупателю
НДС можно возместить ускоренно в заявительном порядке (п. 12 ст.
176, ст. 176.1 Налогового кодекса РФ)
Компании возмещали НДС в порядке, предусмотренном статьей 176
Налогового кодекса РФ. Согласно данной статье, налог мог быть возмещен
налогоплательщику только по результатам камеральной проверки декларации. При
условии, что в ходе проверки не будет выявлено нарушений
Прежний порядок возмещения, прописанный в статье 176 Налогового
кодекса РФ, продолжает действовать. Но наряду с ним у компаний появилась
возможность быстрее возместить НДС, воспользовавшись заявительным порядком,
который прописан в новой статье 176.1 Налогового кодекса РФ. Начиная с I
квартала 2010 года налогоплательщики вместе с отчетностью по НДС могут подать
заявление о возврате суммы налога к возмещению до окончания камеральной
проверки. По результатам рассмотрения этого заявления налоговики возвращают сумму
возмещения на расчетный счет компании (или зачитывают в счет имеющейся
недоимки). Если впоследствии по результатам "камералки" выяснится,
что налог был возмещен неправомерно, компания будет обязана вернуть сумму
возмещения с процентами (начисляются исходя из двойной ставки
рефинансирования)
Дополнен перечень операций, не облагаемых НДС (п. 2 ст. 146 и п.
3 ст. 149 Налогового кодекса РФ)
НДС, в частности, не облагаются операции, не признаваемые
реализацией, операции по продаже земельных участков, а также передача
денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого
капитала и реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного
назначения и религиозной литературы
Этот список пополнился еще несколькими видами операций: — оказание
услуг по передаче государственного или муниципального имущества в
безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление их
уставной деятельности; — реализация коммунальных услуг, предоставляемых
управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными
потребительскими кооперативами; — реализация работ (услуг) по содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых)
управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными
потребительскими кооперативами
Акцизы (гл. 22 Налогового кодекса РФ)
Возросли ставки по акцизам (п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ)
В частности, в 2009 году: — акциз по этиловому спирту из всех
видов сырья составлял 27 руб. 70 коп. за 1 литр безводного спирта; — акциз по
сигаретам с фильтром составлял 150 руб. за 1000 штук + 6% расчетной
стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 177
руб. за 1000 штук; — акциз по легковым автомобилям с мощностью двигателя
свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно составлял
21 руб. 70 коп. за 0,75 кВт (1 л. с.)
В частности, в 2010 году: — акциз по этиловому спирту из всех
видов сырья равен 30 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта; — акциз по
сигаретам с фильтром равен 205 руб. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. за
1000 штук; — акциз по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 67,5
кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно равен 23 руб. 90 коп.
за 0,75 кВт (1 л. с.)
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ)
Изменен порядок налогообложения матпомощи (п. 8 ст. 217
Налогового кодекса РФ)
Единовременная матпомощь при рождении ребенка в сумме не больше
50 000 руб. не облагалась НДФЛ независимо от того, сколько лет прошло с момента
рождения (усыновления) малыша
НДФЛ не нужно удерживать с единовременной матпомощи при рождении
(усыновлении) ребенка, если она выплачена нанимателем в течение первого года
после рождения (усыновления) малыша. Предельная сумма такой поддержки в 2010 году
— 50 000 руб. на каждого ребенка
Не облагалась НДФЛ только та единовременная матпомощь, которую
организация оказала: — работнику в связи со смертью члена семьи; — членам
семьи работника в связи с его смертью
Теперь это правило распространяется и на бывших работников
компании, вышедших на пенсию
Увеличился вычет, предоставляемый при продаже объектов (кроме
недвижимости), которыми владели менее трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 220
Налогового кодекса РФ)
Доходы от реализации имущества (кроме недвижимости), которым
владели менее трех лет, можно было уменьшить на 125 000 руб. либо на сумму
расходов по его приобретению
Доходы от реализации имущества (кроме недвижимости), которым
владели менее трех лет, можно уменьшить на 250 000 руб. либо на сумму
расходов по приобретению этих объектов
Изменены правила получения социальных вычетов по взносам по договору
негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного
страхования (п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
Социальный вычет по НДФЛ граждане могли получить, только когда
завершится соответствующий налоговый период
Если взносы по соответствующим договорам работодатель удерживал
из зарплаты сотрудника и перечислял в соответствующие фонды, социальный вычет
работник может получить у налогового агента до конца налогового периода
Изменен порядок налогообложения доходов от реализации легковых
автомобилей (п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ)
При продаже транспортных средств, находившихся в собственности
три года и более, можно было заявить имущественный вычет, равный полученному
доходу
Доходы от продажи автомобилей не облагаются НДФЛ, если до снятия
с регистрационного учета автомобиль был зарегистрирован на данное физлицо в
течение трех лет и более. По таким доходам не нужно подавать налоговую
декларацию. Если же автомобиль был в собственности менее трех лет,
по-прежнему остается возможность либо заявить вычет, либо уменьшить сумму
дохода на документально подтвержденные расходы
Единый социальный налог (гл. 24 Налогового кодекса РФ)
Вместо ЕСН компании будут платить страховые взносы
Компании платили ЕСН, часть которого зачислялась в федеральный
бюджет, а остальной налог распределялся между ПФР, ФСС, федеральным и территориальным
ФОМС. При этом "спецрежимники" перечисляли только взносы на обязательное
пенсионное страхование
Глава 24 Налогового кодекса РФ отменена. Вместо ЕСН все компании
должны платить (причем в 2010 году по тем же ставкам) взносы: — на
обязательное пенсионное страхование; — на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством; — на обязательное медицинское страхование. Но при
этом в 2010 году спецрежимники взносы в ФСС и ФОМС должны считать по нулевой
ставке
Налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового кодекса РФ)
Изменен порядок налогового учета валютных авансов (п. 11 ст. 250
и подп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ)
Перечисленный продавцу валютный аванс покупатель в налоговом
учете должен был регулярно переоценивать
Перечисленный продавцу валютный аванс покупателю в налоговом
учете переоценивать больше не нужно. Таким образом, налоговый учет валютных
авансов приближен к бухучету, где их также не переоценивают
Упрощен порядок налогового учета материальных излишков (п. 2 ст.
254 Налогового кодекса РФ)
В материальные расходы включалась только сумма налога,
уплаченного со стоимости выявленных излишков. То есть 20% от их рыночной
стоимости
Компании могут признавать в расходах ту же сумму, которую они
учли в доходах, выявив материальные излишки в ходе инвентаризации или после
демонтажа, разборки, ремонта основных средств
Уточнен порядок учета расходов арендатора на неотделимые
улучшения арендованного имущества (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ)
Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия
арендодателя за свой счет, амортизировались арендатором в течение срока
действия договора аренды. Сумма амортизации рассчитывалась исходя из срока полезного
использования, определенного для арендованных объектов основных средств
Компании могут амортизировать капвложения в арендованное
имущество по нормам, не зависящим от срока полезного использования этого
имущества. При этом важно соблюсти такое условие: данное капитальное вложение
названо в качестве отдельного инвентарного объекта в Классификации основных
средств. Правда, списывать стоимость неотделимых улучшений по-прежнему можно
только до окончания срока договора аренды
Вместо ЕСН налог на прибыль будут уменьшать страховые взносы
В налоговые расходы компании включали ЕСН
В налоговые расходы компании включают страховые взносы в каждый
из внебюджетных фондов
Закончился период, когда действовал льготный порядок налогового
учета процентов (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ, ст. 4 и 5 Федерального
закона от 19 июля 2009 г. № 202-ФЗ)
Проценты по кредитам и займам включались в налоговые расходы в
следующем порядке. Организации, у которых нет сопоставимых долговых
обязательств, проценты по рублевым вкладам могли учитывать в пределах ставки
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (до 1 августа 2009 года — в 1,5
раза). По валютным обязательствам лимит составлял 22 процента
Проценты по кредитам и займам снова включаются в налоговые
расходы в прежнем порядке. Организации, у которых нет сопоставимых долговых
обязательств, проценты по рублевым вкладам учитывают в пределах ставки
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. По валютным обязательствам
лимит снова составит 15%
Уточнен порядок учета процентов по кредитам и займам (п. 8 ст.
272 Налогового кодекса РФ)
В Налоговом кодексе РФ было указано, что признавать проценты
надо на конец каждого отчетного периода (например, на 31 марта, 30 июня, 30
сентября)
Проценты по кредитам и займам в налоговом учете нужно признавать
в расходах ежемесячно. В таком же порядке определяется и лимит, зависящий от
ставки рефинансирования ЦБ РФ
Изменено одно из обязательных условий признания ценных бумаг
обращающимися на организованном рынке (подп. 3 п. 3 ст. 280 Налогового кодекса
РФ)
Если когда-либо по ценным бумагам определялись рыночные
котировки, их признавали обращающимися на организованном рынке ценных бумаг
(при соблюдении прочих условий)
Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке
ценных бумаг, если в течение трех месяцев до совершения сделки по ним
определяли рыночные котировки (при соблюдении прочих условий)
Расширен перечень медицинских услуг, оказанных работникам
компании, которые можно учесть при расчете налога на прибыль (абз. 9 п. 16 ст.
255 Налогового кодекса РФ)
При расчете налога на прибыль учитывалась только стоимость
полисов добровольного медицинского страхования, не превышающая 6% от расходов
на оплату труда
Кроме расходов на добровольное медицинское страхование в налоговом
учете теперь можно списать стоимость медицинских услуг, оказанных работникам
организации. Но общий лимит расходов по ДМС и стоимости медицинских услуг
остался прежним — 6% расходов на оплату труда
Уточнены методы списания ценных бумаг при их выбытии (п. 9 ст.
280 Налогового кодекса РФ)
При выбытии ценной бумаги расходы определяли: — по стоимости
первых по времени приобретений (ФИФО); — по стоимости последних по времени
приобретений (ЛИФО); — по стоимости единицы
При выбытии ценной бумаги расходы можно определять: — по стоимости
первых по времени приобретений (ФИФО); — по стоимости единицы. То есть метод
ЛИФО применять нельзя
Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Налогового кодекса
РФ)
Увеличен размер лимита доходов, позволяющий оставаться на "упрощенке"
(п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ)
В 2009 году лимит доходов компании на "упрощенке"
составлял 20 000 000 руб., умноженных на коэффициенты-дефляторы
Чтобы применять упрощенный режим налогообложения, в 2010, 2011 и
2012 годах доход компании не должен превышать 60 000 000 руб.
Учет взносов во внебюджетные фонды: — с базой "доходы минус
расходы" (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ);
В налоговые расходы включались взносы на обязательное пенсионное
страхование и на "травматизм"
В налоговые расходы включаются страховые взносы на: —
обязательное пенсионное страхование; — обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2010 году
ставка по ним для "упрощенщиков" — 0%); — обязательное медицинское
страхование (в 2010 году ставка по ним для "упрощенщиков" — 0%); —
взносы "на травматизм"
— с базой "доходы" (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 Налогового
кодекса РФ)
"Упрощенный" налог уменьшали взносы на обязательное
пенсионное страхование, а также больничные пособия. При этом уменьшить налог
можно было не более чем на 50%
"Упрощенный" налог можно уменьшить на страховые взносы
на: — обязательное пенсионное страхование; — обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
(в 2010 году ставка по ним для "упрощенщиков" — 0%); — обязательное
медицинское страхование (в 2010 году ставка по ним для "упрощенщиков"
— 0%); — взносы на "травматизм"; — больничные пособия. Лимит
остался прежним — не более 50% от суммы налога
Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 Налогового кодекса РФ)
Установлен коэффициент-дефлятор на 2010 год (приказ
Минэкономразвития России от 13 ноября 2009 г. № 465)
Коэффициент-дефлятор К1 составлял 1,148
Коэффициент-дефлятор К1 равен 1,295
Изменился расчет ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ)
ЕНВД уменьшали взносы на обязательное пенсионное страхование, а
также больничные пособия
ЕНВД можно уменьшить на страховые взносы на: — обязательное
пенсионное страхование; — обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2010 году ставка по
ним для "вмененщиков" — 0%); — обязательное медицинское страхование
(в 2010 году ставка по ним для "вмененщиков" — 0%); — взносы на "травматизм";
— больничные пособия
Транспортный налог (гл. 28 Налогового кодекса РФ)
Изменены минимальные и максимальные ставки транспортного налога
(п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ)
Региональные власти могли увеличивать или снижать базовую ставку
по транспортному налогу в пять раз
Региональные власти могут увеличивать или снижать базовую ставку
по транспортному налогу в десять раз
Налог на имущество (гл. 30 Налогового кодекса РФ)
Уточнено, кто является плательщиком налога (п. 1 ст. 373
Налогового кодекса РФ)
Плательщиками налога являлись все компании независимо от того,
есть у них основные средства или нет
Плательщиками налога являются только те компании, на балансе
которых числятся основные средства. Как следствие, нет необходимости сдавать "нулевые"
декларации
Социальное страхование
Изменен порядок расчета больничных и детских пособий (новая
редакция Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ)
В расчет брали выплаты, на которые начисляли ЕСН в части,
поступающей в ФСС
В расчет принимаются доходы, с которых платятся взносы на обязательное
социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством
Если у работника не было заработка ни в расчетном периоде, ни
перед страховым случаем, выплата рассчитывалась исходя из оклада
Если у работника нет заработка ни в расчетном периоде, ни перед
страховым случаем, в таком случае для расчета выплаты нужно взять заработок
за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя,
предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая
Увеличен максимальный размер пособий по временной
нетрудоспособности (новая редакция Федерального закона от 29 декабря 2006 г.
№ 255-ФЗ)
Максимальный размер пособия составлял 18 720 руб. в месяц
Вместо максимального размера месячного пособия по временной
нетрудоспособности введено понятие предельного среднедневного заработка,
который составляет 1136,99 руб. Связано это с тем, что в 2010 году платить
страховые взносы во внебюджетные фонды (которые вводятся вместо ЕСН) нужно
только с выплат, общий размер которых не превышает 415 000 руб. с начала
года. А 1136,99 руб. –– это результат деления 415 000 руб. на 365 дн.
Увеличен максимальный размер пособий по беременности и родам
(новая редакция Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ)
Максимальный размер пособия составлял 25 390 руб.
Вместо максимального размера месячного пособия по беременности и
родам в 2010 году введено понятие предельного среднедневного заработка,
который составляет 1136,99 руб. На эту величину следует ориентироваться при
расчете пособия
Увеличены размеры некоторых детский пособий (ст. 4.2
Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, Федеральный закон от 2 де-
кабря 2009 г. № 308-ФЗ и новая редакция Федерального закона от 29 декабря
2006 г. № 255-ФЗ)
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки
беременности, составляло 374,62 руб. Размер единовременного пособия при
рождении ребенка –– 9989,86 руб. Минимальный размер пособия по уходу за
ребенком до полутора лет рассчитывался так. Если ребенок у мамы –– первенец,
то минимум –– 1873,10 руб. за полный календарный месяц. Если ребенок второй,
третий и т. д., то минимум равен 3746,20 руб. Максимальный размер пособия по
уходу за ребенком до полутора лет составлял 7492,40 руб.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки
беременности, составляет 412,08 руб. Новый размер единовременного пособия при
рождении ребенка –– 10 988,85 руб. Минимальный размер пособия по уходу за
ребенком до полутора лет рассчитывается так. Если ребенок у мамы –– первенец,
то минимум –– 2060,41 руб. за полный календарный месяц. Если ребенок —
второй, третий и т. д., то минимум равен 4120,82 руб. Максимальный размер
пособия по уходу за ребенком до полутора лет теперь определяется совершенно
по-иному. С 2010 года предельная сумма месячного пособия составляет: 415 000 руб.:
12 мес. × 40% = = 13 833,33 руб., где 415 000 руб. — годовой лимит
выплат в пользу одного человека, на которые начисляются страховые взносы во
внебюджетные фонды
Ужесточена ответственность за непредставление в срок отчетности
в ФСС РФ (новая редакция п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №
125-ФЗ)
Штраф за непредставление отчетности в срок составлял 1000 руб.
Если подобное нарушение было совершено повторно в течение года, то размер
штрафа увеличивался до 5000 руб.
Если отчетность не представлена в течение 180 календарных дней
после того, как истек срок ее подачи, штраф составит 5% суммы страховых
взносов, которая подлежит уплате на основе этой отчетности. Однако размер
штрафа ограничивается: он должен быть не более 30% суммы взносов, но не менее
100 руб. За подачу отчетности с задержкой свыше 180 календарных дней штраф
взимается в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе
отчетности. Помимо этого 10% от той же суммы страховых взносов придется заплатить
дополнительно за каждый месяц (в том числе неполный) непредставления
отчетности начиная со 181-го календарного дня после наступления срока ее
подачи. При этом сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб.
Пенсионное страхование
Подавать индивидуальные сведения персонифицированного учета
придется чаще (новая редакция Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №
27-ФЗ)
Страхователи представляли в ПФР индивидуальные сведения о
начисленных и уплаченных взносах только по итогам года
В 2010 году страхователи должны представлять в ПФР
индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных взносах по итогам каждого
полугодия, а с 2011 года — ежеквартально
Типовые бухгалтерские
проводки по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"
Дебет
Кредит
Содержание хозяйственной
операции
68
19
НДС по оприходованным
материальным ценностям (нематериальным активам выполненным работам, оказанным
услугам) списан в зачет из бюджета (произведен налоговый вычет)
68
19
Акцизы по
оприходованным и отпущенным в производство материальным ценностям списаны в
зачет из бюджета (произведен налоговый вычет)
68
50
Уплачены из кассы
налоги и сборы в бюджет
68
51
Уплачены с расчетного
счета налоги и сборы в бюджет
68
52
Уплачены с валютного
счета налоги и сборы в бюджет
68
55
Уплачены со
специального счета в банке налоги и сборы в бюджет
68
66
Средства
краткосрочного займа (кредита) переведены заимодавцем в счет уплаты налогов и
сборов по распоряжению заемщика
68
67
Средства
долгосрочного займа (кредита) переведены заимодавцем в счет уплаты налогов и
сборов по распоряжению заемщика
68
77
Отражено отложенное
налоговое обязательство
Типовые бухгалтерские
проводки по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"
Дебет
Кредит
Содержание
хозяйственной операции
08
68
Суммы невозмещаемых налогов
и сборов, начисленных в связи с осуществлением вложений во внеоборотные
активы, включены в их первоначальную стоимость
09
68
Отражен отложенный
налоговый актив
10
68
Суммы невозмещаемых
налогов и сборов, начисленных в связи с покупкой материалов, включены в их
первоначальную стоимость
11
68
Суммы невозмещаемых
налогов и сборов, начисленных в связи с покупкой животных, включены в их
первоначальную стоимость
15
68
Суммы невозмещаемых
налогов и сборов, начисленных в связи с покупкой материально-производственных
запасов, включены в их первоначальную стоимость (при использовании счета 15)
20
68
Суммы начисленных
налогов и сборов учтены в затратах основного производства
23
68
Суммы начисленных
налогов и сборов учтены в затратах вспомогательного производства
26
68
Суммы начисленных
налогов и сборов учтены в составе общехозяйственных расходов
29
68
Суммы начисленных
налогов и сборов учтены в затратах обслуживающего производства
41
68
Суммы невозмещаемых
налогов и сборов, начисленных в связи с покупкой товаров, учтены при
формировании их стоимости
44
68
Суммы начисленных
налогов и сборов (например, транспортный налог) учтены в расходах на продажу
51
68
Суммы налогов и
сборов, излишне уплаченные в бюджет, возвращены на расчетный счет организации
52
68
Суммы налогов и
сборов, излишне уплаченные в бюджет, возвращены на валютный счет организации
55
68
Суммы налогов и
сборов, излишне уплаченные в бюджет, возвращены на специальный счет в банке
70
68
Удержан налог на
доходы физических лиц из заработной платы работников
75
68
Удержан налог на
доходы с сумм, выплаченных учредителям (участникам) организации
90.3
68
Начислен НДС по
проданной продукции (товарам, работам, услугам)
90.4
68
Начислены акцизы по
проданной продукции (товарам)
90.5
68
Начислены экспортные
пошлины
91.2
68
Начислены налоги и
сборы, относимые в соответствии с налоговым законодательством на финансовые
результаты (например, налог на имущество, налог на рекламу)
98.1
68
Начислен НДС с
полученных сумм, учитываемых в составе доходов будущих периодов (например, с
полученной вперед суммы арендной платы)
99
68
Начислен налог на
прибыль к уплате в бюджет
99
68
Начислен налог на
игорный бизнес к уплате в бюджет
99
68
Отражены суммы
штрафных санкций, начисленных за нарушения налогового законодательства
Счет
68 "Расчеты по налогам и сборам" корреспондирует со счетами
По
дебету
По
кредиту
19
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям