бесплатные рефераты

Методы оценки финансового состояния предприятия в современных условиях.

Методы оценки финансового состояния предприятия в современных условиях.

Курсова робота: 68 стор., 5 рис., 7 табл., 9 источников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Экономическая сущность санации предприятий……………………….

1. Санация предприятия как понятие…………………………………….

2. Менеджмент финансовой санации предприятия……………………..

3. Классическая модель финансовой санации…………………………...

4. Выводы по разделу 1…………………………………………………...

2 Разработка плана санации. Контролинг и его роль в санации предприятий………………………………………………………………….

2.1 Разработка плана санации………………………………………………

2.2 Сущность и основные задачи финансового контролинга…………….

2.3 Выводы по разделу 2…………………………………………………….

3 Ликвидация предприятия-банкрота………………………………………

3.1 Признание должника банкротом……………………………………….

3.2 Оценка и продажа имущества банкрота………………………………..

3.3 Очередность удовлетворения требований кредиторов………………..

3.4 Обязанности и отчет ликвидатора. Ликвидационная масса…………..

3.5 Выводы по разделу 3…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Расчетная часть………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

С момента вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»

от 14 мая 1992 года № 2343-Х11 (далее – Закон) прошло уже достаточно времени, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что предложенные им инструменты действительно работают. В качестве иллюстрации практического применения некоторых его норм (касающихся прежде всего моратория на удовлетворение требования кредиторов и использование мирового соглашения) рассмотрим ситуацию, в которой, к сожалению, еще находятся многие отечественные предприятия, а также основанный на Законе способ выхода из нее.

Уже никого не удивишь плачевным положением дел, имеющим место на многих предприятиях. Более того, даже те из них, финансовое состояние которых в последнее время медленно, но уверенно улучшается, прочно связаны
«старыми» долгами, истории происхождения которых достаточно разнообразны.
Как правило, такая задолженность состоит из двух частей – коммерческих долгов, образовавшихся в результате хозяйственных отношений с контрагентами
– субъектами предпринимательской деятельности и финансово-кредитными учреждениями, и налоговых долгов, к которым относятся неуплаченные суммы налогов, а также пеня и другие виды штрафных и финансовых санкций.

В связи с этим распространенной является ситуация, при которой чистый денежный баланс предприятия без учета расходов на обслуживание (в том числе погашение) «старых» долгов является положительным,

а с учетом расходов на обслуживание долгов – отрицательным. То есть имеет место ситуация, при которой погашение «старых» долгов приводит

к образованию новых, и цепочка замыкается. Исходя из таких условий понятно, что, не освободившись от долгового бремени, предприятие просто не сможет выйти на должный уровень прибыльности, причем иногда имея для этого все возможности.

Кроме того, наличие долгов иногда просто не позволяет продолжать нормальную хозяйственную деятельность и парализует предприятие.

Это связанно с наличием налогового залога, открытых исполнительных производств, инициированных кредиторами, картотеки. Возникает вопрос: как можно помочь потенциально работоспособному предприятию, когда его счетом пользоваться невозможно, а имущество описывают судебные исполнители?

В случае если предприятие работает прибыльно без учета долгового фактора, то основной вопрос состоит в том, как можно избавиться от долгов, если некоторые кредиторы не хотят их реструктуризировать, пролонгировать, списывать? Ответить на этот вопрос можно основываясь

на положениях Закона № 2343-Х11.

В отличие от старой редакции Закона (Закон Украины

«О банкротстве») новая посвящена прежде всего восстановлению платежеспособности предприятия, а не его ликвидации, на что прямо указывает даже само ее название. Однако самое главное, что Законом

не только декларируется его продолжниковый характер, но и фактически предусматриваются различные рычаги, позволяющие реально восстановить платежеспособность предприятия.

Более того, начало процедуры банкротства в отношении своего предприятия (также называемой «санация под руководством должника») является не прихотью руководителей, а в некоторых случаях их прямой обязанностью.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона должник обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела

о банкротстве в случае возникновения следующих обстоятельств: удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника

в полном объеме перед другими кредиторами; орган должника, уполномоченный в соответствии с учредительными документами или законодательством принять решение о ликвидации должника, принял решение об обращении в хозяйственный суд с заявлением должника о возбуждении дела о банкротстве; при ликвидации должника не в связи с процедурой банкротства установлена невозможность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

В случае если в таких ситуациях предприятие не обращается в суд

с заявлением о возбуждении дела о банкротстве, то к его руководителям может применяться предусмотренная законодательством ответственность (например, ст. 156 Уголовного кодекса Украины). Более подробно признаки сокрытия банкротства приведены в приказе Министерства экономики Украины «О
Методических рекомендациях по выявлению признаков платежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведения до банкротства»

от 17 января 2001 года № 10.

Однако прежде чем начать процедуру банкротства, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы она протекала в нужном для предприятия русле, чтобы эта процедура «случайно» не привела к настоящему банкротству
(ликвидации) предприятия, а наоборот позволила достичь положительных результатов и восстановить его платежеспособность.

РАЗДЕЛ 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Санация предприятия как понятие

Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация.

Термин «санация» происходит от латинского «sanare» – оздоровление, выздоровление. Экономический словарь толкует это понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротства промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может производиться путем слияния предприятия, которое переживает кризис, с более мощной компанией; путем выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; путем увеличения банковских кредитов и предоставлением субсидий; превращением краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной покупкой государством акций предприятия, которое находится в кризисном положении.

Приведенное в словаре толкование целей санации и механизма

ее проведения, список санационных методов не являются достаточно четкими.
Ведь предупреждение банкротства еще не означает оздоровления

и полного выхода предприятия из финансового кризиса. Приведенный список мероприятий не полный и не раскрывает полных методологических подходов тех или иных форм санации.

Некоторые из авторов (например, И.А. Бланк) с санацией отождествляют только мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия, которые реализуются с помощью посторонних юридических

и физических лиц и направлены на предупреждение признания предприятия- должника банкротом и его ликвидации. С этим нельзя согласиться, поскольку мобилизация внутренних финансовых резервов является неотъемлемой составляющей процесса оздоровления любого предприятия.

В монографии, посвященной материально-правовым и процессуальным аспектам банкротства, Титов М.И. предлагает дать такое законодательное определение санации: санация – оздоровление неспособного должника, предоставление ему финансовой помощи от владельца имущества, кредиторов и других физических и юридических лиц (в том числе иностранных), направленной на поддержку деятельности должника

и предотвращение его банкротства. Это определение также предполагает понятие санации как института внешней финансовой поддержки должника.

Согласно Закона Украины «О банкротстве» от 1992 года, под санацией подразумевается удовлетворение требований кредиторов и исполнение обязательств перед бюджетом и другими государственными целевыми фондами, в том числе кредитором, который добровольно берет на себя удовлетворение определенных требований и исполнение обязательств.

Так, согласно такого подхода, санация по своей правовой основе является лишь переводом долга, но с этим нельзя согласиться.

Новый Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», принятый в 1999 году, различает понятия «санация» и «досудебная санация». В этом случае санация рассматривается как система мероприятий, предусмотренных процедурой ведения дела

о банкротстве с целью предотвращения ликвидации должника

и направленных на оздоровление его финансового положения, а также

на удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации долгов и капитала и (или) изменения организационной и производственной структуры должника. Досудебная санация – система мероприятий по восстановления платежеспособности должника, проводимых владельцем должника, инвестором с целью предотвращения его ликвидации путем реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мероприятий в рамках действующего законодательства до начала возбуждения дела о банкротстве.

Свое толкование понятия «санация» существует у Национального банка
Украины: режим финансовой санации – это система

не принудительных и принудительных мероприятий, направленных

на увеличение объема капитала до необходимого уровня на протяжении определенного периода с целью восстановления ликвидности

и платежеспособности и устранение нарушений, которые привели коммерческий банк к убыточной деятельности или кризисного финансового положения, а также последствий этих нарушений.

Согласно Закона Украины «О страховании» принудительная санация предусматривает: проведение комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности страховщика, в том числе обязательной аудиторской проверки; восстановление запрета на свободное пользование имуществом страховщика и принятие страховых обязательств без разрешения Комитета по делам надзора за страховой деятельностью; восстановление обязательного для выполнения графика осуществления расчетов с застрахованными; принятие решения о ликвидации или реорганизации страховщика.

Из приведенного широкого спектра мнений о сущности понятия санации можно синтезировать единственное определение. Таким можно считать определение, данное известными зарубежными экономистами

(Н. Здравомыслов, Б. Бекенферде, М. Гелинг), передовыми специалистами

по вопросам вывода предприятий из финансового кризиса: санация –

это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых мероприятий, направленных на достижение

или восстановление платежеспособности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде.

То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Приведенное определение воплощает комплексный подход к рассмотренному понятию, является универсальным и всесторонне освещает экономическую сущность санации предприятий. Экономическое содержание понятия «санация» рассмотрено на рис.
1.1. Для полного раскрытия содержания санации следует конкретизировать виды мероприятий, которые проводятся в рамках финансового оздоровления субъектов хозяйствования.

Рис. 1.1 Экономическое содержание понятия «санация»

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово- экономического характера, которые отражают финансовые отношения, возникающие в процессе мобилизации и использования внутренних

и внешних финансовых источников оздоровления предприятий. Источниками финансирования санации могут быть средства, полученные

на условиях займа или собственности; на возвратной или безвозвратной основе.

Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков

и устранение причин их возникновения, восстановление или сбережение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственного характера.

Санационные мероприятия организационно-правового характера направлены на усовершенствование организационной структуры предприятия, организационно- правовых форм бизнеса, повышение качества менеджмента, освобождение предприятия от непродуктивных производственных структур, улучшение производственных отношений между членами трудового коллектива. В этом контексте различают два вида санации: санация со сбережением существующего юридического статуса предприятия- должника; санация с изменением организационно-правовой формы

и юридического статуса санированного предприятия (реорганизация).

Производственно-технические санационные мероприятия связаны, прежде всего, с модернизацией и обновлением производственных фондов,

с уменьшением простоев и повышением ритмичности производства, сокращением технологического времени, улучшением качества продукции

и снижением себестоимости, усовершенствованием ассортимента выпускаемой продукции, поиском и мобилизацией санационных резервов

в сфере производства.

Поскольку санация предприятия связана, как правило, с сокращением лишнего персонала, большое значение имеют санационные мероприятия социального характера. Особенно это касается финансового оздоровления предприятий-гигантов. В таком случае увольнение работников может привести к социальной нестабильности в регионе. Поэтому следует вести обдуманную политику увольнения во взаимосвязи с реализацией социального плана проекта санации. Тут могут быть предусмотрены такие мероприятия, как создание и финансирование системы переподготовки кадров, поиск и предложение альтернативных рабочих мест, дополнительные выплаты по безработице, предоставление уволенным работникам ссуд.

На практике достаточно часто с санацией идентифицируется понятие
«реструктуризации». Реструктуризация субъекта хозяйствования –

это проведение организационно-экономических мероприятий, направленных на изменение его структуры, системы управления, форм собственности, организационно-правовых форм, которые способны восстановить прибыльность, конкурентоспособность и эффективность производства.

Можно утверждать, что «санация» является более широким понятием, чем
«реструктуризация». Реструктуризацию целесообразно начинать

на ранних стадиях кризиса. Она направлена преимущественно

на преодоление причин стратегического кризиса и кризиса прибыльности.

А санация включает в себя как реструктуризацию (мероприятия

по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности), так

и мероприятия финансового характера (направленные на восстановление ликвидности и платежеспособности).

В экономической литературе часто упоминается концепция быстрого выявления финансового кризиса и радикальных санационных действий («Primat des Handelns»). Приверженцы этого направления (в основном экономисты- практики) не учитывают, что в случае его выбора не остается времени для тщательного исследования причин кризиса и разработки оптимальной санационной стратегии. В противоречие этим взглядам теоретики придерживаются того, что цейтнот в подготовке санационных мероприятий – основной фактор будущих неудач, поскольку нет шанса для разработки импровизированных и гибких действий.

На методы и формы проведения санации повлияли развитие экономической теории; эволюция роли государства как регулятора рыночной экономики; макроэкономические изменения в странах бывшего социалистического блока; новые подходы к приватизации (реприватизации) предприятий.

Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, США, Великобритании являются вопросы, связанные с методами прогнозирования банкротства предприятий, классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; содержанием контролинга санации, порядком проведения санационного аудита; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; скоростью финансового оздоровления; приватизационными аспектами санации предприятий.

1.2 Менеджмент финансовой санации предприятия

Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации.

Как правило, план санации разрабатывают по поручению собственников или руководства предприятия консалтинговые или аудиторские фирмы в тесной взаимосвязи с внутренними службами контролинга (если такие существуют на предприятии). В случае, если санация осуществляется в ходе ведения дела о банкротстве, то разрабатывать план должен назначенный хозяйственным судом руководящий санацией.

Решающее значение для успешного проведения финансового оздоровления предприятия имеет организация эффективного менеджмента санации, сущность которого можно рассматривать в двух аспектах: институциональном и функциональном.

С институциональной стороны к менеджменту санации можно отнести всех физических лиц, которые уполномочены собственниками субъекта хозяйствования или силой закона провести финансовую санацию предприятия, то есть осуществлять фактическое управление предприятием

на период его оздоровления. Очень часто к черте банкротства предприятие приводит именно неумелое или умышленно неправильное управление. Руководство предприятия, которое привело его к финансовому кризису,

как правило, не может эффективно управлять санацией. Отсюда возникает необходимость замены руководства предприятия или передачи полномочий на проведение санации третьим лицам. В Великобритании, например, ежегодно из
60 тысяч возбужденных дел о банкротстве около 90% завершаются сменой руководства.

В общем к лицам, которые могут быть носителями менеджмента санации, следует отнести контролирующие органы, консультантов, аудиторов, управляющих санацией, которые назначаются согласно решения хозяйственного суда, представителей банковских учреждений или других кредиторов, опытных менеджеров, а также бывшее руководство предприятия. Решение вопроса о назначении менеджмента санации принадлежит к числу первоочередных мероприятий в рамках финансового оздоровления.

Из функционального блока менеджмент санации – это система антикризисного управления, которая заключается в эффективном использовании финансового механизма с целью предотвращения банкротства и финансового оздоровления предприятия. Функциональные сферы менеджмента санации можно рассматривать как отдельные фазы управленческого цикла, причем в процессе санации предприятия такие циклы перманентно повторяются при достижении отдельных стратегических или тактических целей. К функциональным сферам менеджмента санации относятся следующие: постановка целей; формирование и анализ проблемы (главная проблема – финансовый кризис); поиск альтернатив, прогнозирование и оценка их реализации (подбор

и оценка необходимого каталога санационных мероприятий); принятие решения; реализация (проведение конкретных санационных мероприятий); контроль; анализ отклонений.

Важной составляющей организации действующего менеджмента санации является создание эффективной системы контролинга, главными заданиями которого является определение стратегических и тактических целей санации и ориентация процесса управления на достижение этих целей. Решающим при этом является создание системы информационного обеспечения, плановых, аналитических и контрольных служб. Но следует отметить, что не существует единых рецептов организации менеджмента санации предприятия. Каждый случай финансового кризиса требует индивидуального подхода к управлению процессом его преодоления.

Решение о проведении санации может приниматься в следующих основных случаях.

Во-первых, по инициативе субъекта хозяйствования, который пребывает в кризисе – если существует угроза неплатежеспособности

и признания его банкротом в недалеком будущем. Решение о санации принимается до обращения кредиторов в суд с заявлением о признании банкротом данного предприятия (досудебная санация).

Во-вторых, после того как должник по собственной инициативе обратился в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве
(если предприятие стало финансово неспособным или существует реальная угроза такой неспособности). Одновременно с подачей заявления должник обязан предоставить в хозяйственный суд план санации или проект мирового соглашения. Понятно, что решение о санации принимается только в случае, если предприятие докажет кредиторам, что оно является способным к санации.

В-третьих, по окончании месячного срока с момента опубликования

в официальном печатном органе Верховного Совета или Кабинета Министров
Украины объявления о возбуждении дела о банкротстве данного предприятия – если поступили предложения от физических или юридических лиц, которые хотят удовлетворить требования кредиторов к должнику

и подали акцептованные комитетом кредиторов и хозяйственным судом предложения о санации (реорганизации) неплатежеспособного предприятия. В случае согласия кредиторов с условиями и механизмом удовлетворения их претензий хозяйственный суд принимает решение о приостановлении дела

о банкротстве и об осуществлении финансовой санации юридического лица.

В-четвертых, по инициативе финансово-кредитного учреждения. Согласно
Закона Украины «О банках и банковской деятельности» учреждение банка имеет право относительно клиента, объявленного неплатежеспособным, применить комплекс мероприятий по его санации,

в том числе: передать оперативное управление данным предприятием администрации, сформированной при участии банка; реорганизовать должника; изменить порядок платежей; направить на погашение кредиторской задолженности выручку от реализации продукции.

В-пятых, по инициативе залогодержателя целостного имущественного комплекса предприятия. В случае неисполнения обязательств, обеспеченных ипотекой целостного имущественного комплекса предприятия, залогодержатель имеет право осуществить предусмотренные договором мероприятия по оздоровлению финансового положения должника, включая назначение своих представителей в руководящие органы предприятия, ограничение в праве распоряжаться выпущенной продукцией и другим имуществом соответствующего субъекта хозяйствования. Если санационные мероприятия не привели к восстановлению платежеспособности предприятия, то залогодержатель имеет право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о взыскании имущества, которое находится в ипотеке.

В-шестых, по инициативе Государственного органа по вопросам банкротства, если речь о государственных предприятиях.

В-седьмых, по инициативе НБУ – если речь идет о финансовом оздоровлении коммерческого банка. Режим санации является привентивным методом влияния НБУ на коммерческий банк перед применением санкций, предусмотренных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

1.3 Классическая модель финансовой санации

Экономически развитые страны по-разному решают проблемы санации и банкротства предприятий. Отличия объясняются особенностями экономического и социального развития, принципами построения национальных финансовых систем и их составляющих – финансов предприятий. Целостный взгляд на этапы проведения финансового оздоровления отдельного предприятия представляет собой так называемая «классическая модель санации», которая широко используется как основа для разработки механизма финансовой санации субъектов хозяйствования

в странах с развитой рыночной экономикой.

Согласно классической модели санации, функциональная система которой изображена на рис. 1.2, процесс финансового оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового кризиса.

Рис. 1.2 Классическая модель санации

Следующим этапом санации является проведение причинно- наследственного анализа финансового кризиса. На основании предоставленной информации (первичные бухгалтерские документы, решения сборов акционеров, финансовые планы) определяются внешние

и внутренние факторы кризиса, его глубина и качество финансового состояния фирмы.

В рамках анализа осуществляется экспертная диагностика финансово- хозяйственного состояния предприятия, анализируются его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-наследственного анализа, согласно классической модели санации, делаются выводы о санационной способности предприятия, целесообразности или нецелесообразности санации соответствующей хозяйственной единицы. Если производственный потенциал предприятия разрушен, утрачены рынки сбыта продукции, структура баланса неудовлетворительная, то принимается решение

о консервации или ликвидации субъекта хозяйствования. В противном случае санация будет означать лишь отсрочку во времени ликвидации предприятия и ничего кроме дополнительных убытков для собственников

и кредиторов не принесет.

Добровольная ликвидация предприятия-должника – это процедура ликвидации неспособного предприятия, которая осуществляется вне судебных органов на основании решения собственников или соглашения, заключенного между собственниками данного предприятия и кредиторами

и под контролем кредиторов.

Принудительная ликвидация предприятия – это процедура ликвидации неспособного предприятия, которая осуществляется по решению хозяйственного суда (как правило, в процессе ведения дела о банкротстве).

В случае, если предприятие имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, ликвидность и прибыльность, владеет достаточно подготовленным управленческим персоналом, рынками сбыта товаров, производство продукции соответствует приоритетным направлениям экономики страны, то принимается решение о разработке санационной концепции с целью проведения финансового оздоровления с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационноспособном предприятии начнется санация, тем больше шансов на ее конечный успех.

Отдельным аналитическим блоком в классической модели выделено формирование стратегических целей и тактики проведения санации.

При определении целей санации следует учитывать, что каждое предприятие имеет ограниченные ресурсы, ограниченные возможности сбыта продукции и должно осуществлять свою деятельность в рамках правового поля государства, в котором оно расположено. Цели должны быть реальными

и поддаваться количественному и качественному измерению. Главной стратегической целью санации является восстановление эффективной деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Для достижения этой цели следует согласовать тактические цели, а именно: сферу деятельности, ассортимент продукции и ее потребителей; основные стоимостные целевые показатели (выручка, прибыль, ликвидность); социальные цели.

Только при условии достижения консенсуса относительно тактических целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главной стратегической цели санации.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации

и распределения ресурсов компании. Конечная цель в санационной стратегии состоит в достижении долгосрочных конкурентных выгод, которые обеспечили бы компании высокую рентабельность.

Следующим элементом классической модели санации является

ее проект, который разрабатывается на базе санационной программы

и содержит технико-экономическое обоснование санации, расчет объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, конкретные графики и методы мобилизации финансового капитала, сроки освоения инвестиций и их окупаемость, оценку эффективности санационных мероприятий, а также прогнозируемые результаты исполнения проекта.

Важным компонентом санационного процесса является координация

и контроль за качеством реализации запланированных мероприятий. Менеджер предприятия должен своевременно выявлять и использовать новые санационные резервы, а также принимать объективные квалифицированные решения для преодоления возможных преград при осуществлении оздоровительных мероприятий. Ощутимую помощь в этом случае может оказать оперативный санационный контролинг, который синтезирует в себе информационную, плановую, консалтинговую, координационную и контрольную функции. Заданиями санационного контролинга является идентификация оперативных результатов, анализ отклонений и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоление дополнительных преград.

Следует помнить, что при ведении дела о банкротстве реальной властью над предприятием будет обладать не руководство и даже не общее собрание акционеров (участников) предприятия, а его кредиторы в лице комитета кредиторов, представляющего интересы всех кредиторов. Именно он в конечном итоге и будет решать дальнейшую судьбу предприятия.

В связи с этим основной задачей для предприятия во время ведения дела

о банкротстве является получение поддержки со стороны комитета кредиторов
(о чем необходимо позаботиться еще до подачи заявления).

На подготовительном заседании суда с целью выявления всех кредиторов выносится постановление, которое обязывает подать

в официальном печатном органе в десятидневный срок объявление

о возбуждении дела о банкротстве. При этом под официальным печатным органом понимается газета Верховной Рады Украины «Голос України», газета Кабинета
Министров Украины «Урядовий кур'єр», печатные издания соответствующего областного совета по местонахождению должника.

Во время предварительного заседания хозяйственный суд выносит постановление, в котором определяется размер признанных судом требований, кредиторов, включаемых распорядителем имущества в реестр,

и назначается дата проведения сборов кредиторов. Выборы комитета кредиторов проводятся по списку открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов, причем в комитет кредиторов должно входить не более семи лиц.

Предприятие после возбуждения дела о банкротстве может претендовать на определенные преимущества, такие как мораторий

и мировое соглашение.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов (далее – мораторий) представляет собой остановку исполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок исполнения которых наступил до дня введения моратория,

и приостановку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов
(обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении моратория. При этом на основании части 1 статьи 11 Закона мораторий вводится на основании постановления суда о возбуждении дела

о банкротстве, которое принимается не позднее чем на пятый день со дня поступления заявления. Мораторий распространяется на обязательства, сроки исполнения которых наступили до подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве. Мораторий вводится на удовлетворение всех требований кредиторов, кроме случаев, предусмотренных Законом. К таким случаям относятся, в частности, выплата заработной платы, алиментов, возмещения ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с обязательствами должника в процедурах распоряжения имуществом должника и санации.

Таким образом, введение моратория в значительной мере облегчает (хоть и временно) текущую хозяйственную деятельность. При этом любое исполнительное производство в отношении предприятия автоматически приостанавливается на основании п. 8 статьи 34 Закона Украины

«Об исполнительном производстве» от 21 апреля 1999 года № б06-Х1У,

а также «размораживается» текущий счет предприятия.

Основным инструментом (видом судебной процедуры), который следует использовать при ведении дела о банкротстве является мировое соглашение, представляющее собой договоренность между должником

и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов).
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела

о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов – членов комитета, и считается принятым, если все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, высказали письменное согласие на заключение мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника (банкрота), кредиторов, требования которых обеспечены залогом, кредиторов второй

и следующих очередей. В случае если по условиям мирового соглашения предполагается значительное списание (либо прощение) задолженности,

а также при реструктуризации долга на длительный срок, необходимо учитывать, что для кредиторов, которые не принимали участия

в голосовании или проголосовали против заключения мирового соглашения, не могут быть установлены условия худшие, чем для кредиторов, высказавших согласие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены к одной очереди. Поэтому при составлении и заключении мирового соглашения необходимо придерживаться однообразного подхода

в вопросе определения условий, для кредиторов одной очереди. В мировом соглашении может содержаться условие об исполнении обязательств должника третьими лицами (то есть, фактически условие о переводе долга).

Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом

и вступает в силу только после такого утверждения. Для этого арбитражный управляющий суда подает в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения в течение пяти дней со дня его заключения.

Существует два случая, когда хозяйственный суд имеет право отказать в утверждении мирового соглашения, а именно: при нарушении порядка заключения мирового соглашения, установленного Законом; если условия мирового соглашения противоречат законодательству.

Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения является основанием для прекращения дела о банкротстве.

Выводы по разделу 1

Процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях позволяет достаточно успешно избавиться

от долгов и фактически начать работу с «чистого листа», не растеряв при этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного производства против должника, а также сохранив за собой контроль над предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве,

в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30% причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в меньшем объеме. Это объективно связано

с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате реализации ликвидационной массы на открытом рынке.

Основным инструментом при ведении дела о банкротстве является мировое соглашение, представляющее собой договоренность между должником и кредитором об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве.

Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация.

Санация – система финансово-экономических, производственно- технических, организационно-правовых мероприятий, направленных

на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности

и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.

Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации.

Проведение процедуры санации и подписание мирового соглашения позволят в значительной мере учесть интересы кредиторов, которые получат в данном случае удовлетворение своих требований в большем объеме, хотя

и на протяжении более длительного времени (в случае реструктуризации задолженности). Государство также заинтересовано даже в полном списании всей налоговой задолженности по условиям мирового соглашения для сохранения предприятия, которое в дальнейшем будет осуществлять текущие налоговые платежи.

РАЗДЕЛ 2

РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ.

КОНТРОЛИНГ И ЕГО РОЛЬ В САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Разработка плана санации

План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и контролинговые службы предприятия, которое пребывает

в финансовом кризисе, представители потенциального санатора, независимые аудиторские и консалтинговые фирмы. Необходимость привлечения внешних консультантов во время разработки плана обусловлена тремя основными причинами: затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана; потребностью в соответствующих знаниях и опыте; потребностью в объективности.

Для разработки плана санации используют весь методический

и функциональный арсенал контролинга. При этом следует руководствоваться следующими принципами: завершенность – учет всех наиболее важных обстоятельств дела

(все позиции плана должны базироваться на целиком проверенных данных); содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые относятся к процессу санации; правильность – правдивое освещение проблематики кризиса

с отображением всех предпосылок и беспрерывной логической цепочки аргументов; ясность – правдивое и однозначное освещение и отображение информации; объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным взглядом контролера и выводами.

На основе изучения зарубежного опыта и его синтеза с отечественной практикой были разработаны методические рекомендации по составлению ориентировочного плана санации. Планирование охватывает финансовые, производственные и трудовые ресурсы предприятия, процессы хозяйственной деятельности. Общая структурно-логическая схема плана санации представлена на рис. 2.1. План санации может состоять из введения и четырех разделов.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ