Международное кредитование в РФ
p> 2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара
выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив
товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство
оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англо-
саксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с
помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и
экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив
экспортеру против предоставленных им документов об отгрузке товаров. Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных
покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле,
представленная в формах: частного страхования, при котором специальные страховые компании
принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае
неплатежеспособности иностранных импортеров оплачиваются их долговые
обязательства отечественным экспортерам; государственных гарантий, когда риск берет на себя государство. Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осуществляет
правительственный Департамент гарантий экспортных кредитов. Он гарантирует
экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции
осуществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая
компания для внешней торговли, в ФРГ — акционерное общество «Гермес» и
Межминистерский комитет по экспортным кредитам. Страхование экспортных
кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации
гарантии своевременного платежа за товары, которые он продавал в кредит
иностранным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспортер
получаст гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта, к которому
переходит право последующего взыскания долга с импортера. Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды. 1. Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцепта, или согласия,
банка-импортера на оплату тратты экспортера.[17] При этом перед
наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в
срок погашает его обязательство перед экспортером. Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и
иностранным экспортерам. Например, до Первой мировой войны, когда мировым
финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали
внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После Второй мировой
войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков. 2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии
получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего
импортера.[18] В таком случае импортер до истечения срока тратты должен
внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их
иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает
ее экспортеру в установленный срок. С конца 50-х — первой половины 60-х гг. распространились новые методы
финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых
ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных
покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между
банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным
образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов
покупателям продукции страны-кредитора; второму отводится сфера
краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х гг.
соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме средне-
и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции
равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты
покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной
продолжительности. Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого
банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и
преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к
рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных
институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем
предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков. Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем
«связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время
широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных
линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок. Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансового
стимулирования экспорта. Возобновляемая, или роли/верная, кредитная линия (разновидность
кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях
евровалютного рынка). Факторинг — факторинговая компания является специализированным
финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на
условиях кредита, разнообразные услуги. Она берет на себя обязательства
экспортера по взысканию задолженности, учету экспортных операций, контролю
и т.д. При этом фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере
взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении
сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту,
факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной
фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость
факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к
размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%.
Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита,
но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет
возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов. Операции по форфейтингу. Они развились на базе так называемого
безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х гг. в Западной
Европе. В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование
векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером прав по
требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может
держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на
приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их
стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии
(forfait), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты
обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера. Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по
форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете
торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель,
т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при
обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно
вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом
случае. Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования
экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти,
а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным
банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном
помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в
форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по
форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на
этом рынке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ — 50%,
американский доллар — 40% и швейцарский франк — 10%.[19] Лизинговые операции становятся все более важной формой международной
торговли машинами и оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных
операций, при которых не происходит передачи юридического права
собственности потребителю товара. Путем периодических отчислений средств
арендодателю в течение срока договора он оплачивает право временного
пользования товарами. Лизинг подразумевает предварительную покупку
оборудования специальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой
компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с
потребителем сдаваемого внаем товара. Как правило, объектом таких операций
является различное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т.д. Расходы по
страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора. Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во многих
случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние
рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения
арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать
денежные средства. Оплата аренды производится по частям в течение всего
периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не
получение права собственности на товар, а приобретение права использовать
его потребительские качества. Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует
привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не случайно крупные
коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании
лизинговых компаний, которые затем переходят часто в их собственность. В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернационализации
национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного
кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в
области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками
долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на
взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-
заемщик, получая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для создания и
реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого
кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий.
Отличительными чертами компенсационных соглашений являются крупномасштабный
долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и
импортной сделок. Широкое распространение получили так называемые мультинациональные
контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве
самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие
контракты совместно страхуются и финансируются банками и национальными
страховыми институтами экспортного кредитования участвующих в них стран. В
связи с этим можно отметить создание временных международных банковских
консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых
фирмами нескольких стран. Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает
перед заемщиками в качестве единого института. С категорией экспортных
кредитов данную форму финансирования сближает то, что она носит целевой, а
не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают
участие правительственные институты заинтересованных стран. §2. Международный долгосрочный кредит Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного
капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы
различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве
должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные
предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые
учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и
банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы
другим странам; международные валютно-кредитные организации. В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется
на частный, государственный и частно-государственный. Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ
международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все
развитые страны ввели полную обратимость валют. Они и раньше практиковали
международные финансовые кредиты, но в большинстве случаев
эпизодически.[20] Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный
период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран
Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной
хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным
платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-
заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров.
Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в
других странах, что привело к оседанию долларов на счетах
западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а
на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов. Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов
являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные
сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер,
поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация. Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и
подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные
займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее
положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на
базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем
прослеживается тенденция к их росту. Так, по данным Института мировой
экономики и международных отношений, если в 1985 г. объем облигационных
займов составил 167,8 млрд. долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд.
долл., или на 51,4%.[21] Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой
мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу.
Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период
11 млрд долл. Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия,
Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В
связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли
поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в
аренду). После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным
кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г.
объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2
млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной
Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании
в сумме 3 750 млн. долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа
сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена
валютных ограничений и других преград для проникновения американского
капитала в стерлинговую зону. В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере
650 млн долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы
на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во
Франции. Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств
государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены
крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в
послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г.
общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд
долл.[22] Количество государственных займов как составной части программ помощи
постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В
70—80-е гг. межправительственные займы предоставлялись в основном
промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением
межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной
интервенции. После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по
линии международных валютно-кредитных организаций. §3. Международные вашютно-кредитные организации Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации
- это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью
регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и
финансовых отношений.[23] К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития. Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк,
который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк
центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,
Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во
главе с банкирским домом Моргана. Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам
Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных
банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных
банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет
центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР
производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной
системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и
стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней
стран.[24] БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-
продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи
заподноевропейским международным банком, БМР осуществляет
межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная
организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был
создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе
(США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ
находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из
пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и
Западного полушария. Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной
торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования
валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы
платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам —
членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных
балансов. Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесена первая серия
поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия
поправок, которая отражала замену Бретгон-Вудской валютной системы новой,
Ямайской валютной системой.[25] Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в
соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой
зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой
капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ
входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня
1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181
страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из
этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США —
1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из
размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах
МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые
100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% —
развивающимся.[26] Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается
раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным
органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых
странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому
признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета
управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав
МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были
ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в
капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем
количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето
при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и
квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27] 1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ.
Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в
Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до
трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством
покупки через определенный срок национальной валюты на свободно
конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без
ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,
предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты. 2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после
предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и
выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер. Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних
кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов
экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами
страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на
крупные кредиты в частных банках. МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-
кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед
Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е.
регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте
или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты
валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций
отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%). В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на
базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим
операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных
ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими
странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами —
членами МВФ. Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву
основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к
сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были
отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих»
валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной
системой, введенной с апреля 1978 г. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных
золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного
баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные
используются частными банками для определения платежеспособности стран-
заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным
условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а
также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —
Международной ассоциации развития. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное
учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный
одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-
финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,
являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945
г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —
Вашингтон.[28] Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам
в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и
кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван
с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и
привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в
странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время
Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы
стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала
ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью
противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования
развития их экономики. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как
исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,
представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из
министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в
год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса
также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя
членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:
США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются
размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и
средства, полученные от продажи облигаций. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения
производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под
гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным
кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления
информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и
содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%
стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли
инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР
увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в
здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%
кредитов банка.[29] В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего
долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого
совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для
регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав
членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования
банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245
млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР. Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с
целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50
лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд
долл. Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в
1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным
предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты
выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким
образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,
создаваемых частным сектором. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет
страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации,
войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г. Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и
президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является
ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом
МВФ и Всемирного банка. Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:
в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27
участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;
в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран
региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский
банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и
14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы
финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры:
строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и
т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основная цель региональных банков развития — совершенствование
экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление
внешней зависимости. Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных
организациях «Европейского союза». Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью
предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых
районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой
структуры производства. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в
рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный
институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации
экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного
обслуживания стран-членов. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в
соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания
содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с
переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.
Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а
также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,
Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации —
Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка
принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская
Федерация. ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70
млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии
европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским
странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала,
Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему
СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30] Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.
Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на
необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать
скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности
и введению конвертируемости своих валют. Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов §1. Иностранные банки в России В последнее время проблема более активного участия иностранного
банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных
аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы,
разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего
времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает
ответа на вопрос, каким образом этот кризис будет преодолеваться. В такой
ситуации тезис о возможности расширения присутствия иностранных банков в
России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно
популярным даже в тех кругах, которые раньше активно выступали против
подобных процессов. Для того чтобы понять, насколько оправданными могут быть надежды на
существенное возрастание роли банков с иностранным капиталом (в дальнейшем
- инобанки) в российской банковской системе, на мой взгляд, необходимо
последовательно ответить на такие вопросы: Что представляли собой инобанки
в России к середине 1998 г.? Какими потенциальными преимуществами обладают
инобанки по сравнению с российскими банковскими институтами и какие
недостатки им присущи? Каковы основные причины и последствия банковского
кризиса в России и что могут сделать инобанки для их устранения? Как
изменились позиции инобанков в России после банковского кризиса 1998 г.? Для России традиционным показателем, характеризующим участие
иностранного капитала в ее банковской системе, является наличие в уставном
капитале кредитной организации доли, принадлежащей к резидентам. В
совокупном уставном капитале российской банковской системы эта доля
несколько превышает 4%. По состоянию на 1 июля 1998 г. нерезиденты
Российской Федерации принимали участие в капиталах 146 кредитных
организаций, зарегистрированных на ее территории (на 1.05.99 их количество
сократилось до 139). При этом 17 кредитных организаций принадлежали
нерезидентам на 100% (на 1.05.99 - 20), а в капиталах еще 11 кредитных
организаций нерезиденты имели более половины уставного капитала (на 1.05.99
- 13).[31] На мой взгляд, говоря об иностранном участии в российской банковской
системе, правильнее было бы анализировать деятельность российских банков,
находящихся под контролем нерезидентов, то есть тех, где нерезиденты имеют
свыше 50% капитала. Однако для России более устоявшимся является анализ
деятельности только тех банков, которые принадлежат нерезидентам полностью.
Этому есть объяснение. Во-первых, именно в такой форме существуют дочерние
структуры крупнейших международных банков на территории России и,
безусловно, их влияние на развитие ситуации в дальнейшем будет
определяющим. Во-вторых, статистические данные по рассматриваемой группе
банков наиболее доступны для анализа. По изложенным причинам в дальнейшем
тексте все статистические данные будут приводиться только по этой группе
банков, хотя, как мне представляется, качественные проблемы, обсуждаемые
ниже, свойственны всем российским банкам, контролируемым иностранным
капиталом. К середине 1998 г. доля инобанков в активах и пассивах российской
банковской системы составляла 5-5,5%, что, казалось бы, дает возможность
говорить о незначительном влиянии указанной группы банков на общее
положение дел, хотя по этим показателям оно выше, нежели по "официальным"
критериям. Вместе с тем более детальный анализ структуры активов и пассивов
инобанков позволяет сделать определенные выводы об их специализации. Так,
около 90% их обязательств являлись валютными, около 80% - обязательствами
перед нерезидентами, примерно 80% привлеченных средств были получены от
банковских учреждений. В то же время в целом у российских банков эти
показатели составляли соответственно около 38%, 16 и 38%.[32] Приведенные
цифры наглядно свидетельствуют о том, что привлеченные средства инобанков
формируются главным образом за счет получения ресурсов от материнских
банков. Доля текущих счетов клиентов в привлеченных средствах у инобанков
составляла меньше 14%, а доля депозитов - около 3% совокупных обязательств.
У российских банков в целом эти показатели достигали соответственно 22 и
38%. Следовательно, можно предположить, что инобанки не ставят перед собой
задачи привлечения российских финансовых ресурсов. У инобанков доля
валютных активов приближалась к 60% по сравнению с 30% у российских банков.
Менее 1,5% кредитов, предоставленных инобанками предприятиям нефинансового
сектора, были номинированы в рублях против 58% у российских банков.[33]
Это, на мой взгляд, свидетельствует о нежелании инобанков осуществлять
банковские операции в российской валюте и об их стремлении концентрировать
активность на валютном сегменте". Приведенные оценки вполне согласуются с известными качественными
сторонами деятельности инобанков, которые, приходя в Россию, в основном
занимались: - обслуживанием крупных иностранных компаний - своих постоянных
клиентов, начинающих бизнес в России, и с некоторых пор - крупнейших
российских экспортеров главным образом в иностранной валюте; - или операциями на российском финансовом рынке, в основном на рынке
государственных долговых обязательств (ГКО-ОФЗ), выступая на нем как от
своего имени (за свой счет или за счет материнского банка), так и в
значительно большей степени от имени своих клиентов. Вышеизложенное означает, что инобанки, безусловно, заняли в российском
банковском бизнесе достаточно устойчивую, но крайне ограниченную по своим
масштабам нишу и что они не являлись в полном смысле слова универсальными
банками, то есть стремящимися и способными оказывать клиентам весь спектр
банковских услуг.
Вместе с тем события второй половины 1998 г. резко изменили ситуацию на
российском рынке банковских услуг: некоторые крупнейшие банки оказались
неплатежеспособными, финансовый кризис государства подтолкнул банки
перевести свои активы в иностранную валюту, что спровоцировало платежный
кризис, подорвало доверие к надежности российских банковских институтов,
"набег на банки" привел к массированному изъятию депозитов населения из
банковской системы. §2. Возможности и недостатки инобанков для российского клиента Потенциальные преимущества инобанков хорошо известны и активно
обсуждаются сторонниками расширения их участия в российской банковской
системе. К таким преимуществам относят: - надежность и стабильность, длительное время деятельности; - оказание квалифицированной помощи при выходе на международные
финансовые рынки в части не только предоставления средств, но, что порой
более важно, консультирования и оказания всего спектра сопровождающих
услуг; - способность поиска и привлечения внешних партнеров для развития
бизнеса в России; - возможность практически неограниченного обслуживания международных
операций российских компаний. Однако при внимательном анализе приведенного перечня преимуществ
нетрудно заметить, что все перечисленное относится и может быть приписано
не самим инобанкам, а исключительно их материнским банкам. Таким образом,
главным и единственным достоинством инобанков является их связь с
материнским банком. Но, как хорошо известно, "наши недостатки есть
продолжение наших достоинств". Это в полной мере применимо и к инобанкам. Инобанки, как правило, не могут предоставить своим клиентам "нормальное"
банковское обслуживание. Одним из основных ограничений их деятельности
является практически полное отсутствие у руководства инобанков права на
принятие самостоятельных управленческих решений - все стратегические, а
порой и многие вопросы тактического характера должны обязательно
рассматриваться и утверждаться материнскими банками в рамках
общеустановленных процедур и внутренних лимитов. Это - нормальная позиция
материнского банка, стремящегося консолидировать информацию, принятие
решений и контроль за своими рисками. Но для российского клиента такая
ситуация означает неготовность инобанков быстро реагировать на запросы и
потребности российской клиентуры, медлительность в принятии решений даже по
несложным вопросам. Существенным ограничением для работы с российскими клиентами,
безусловно, выступает отсутствие достаточного объема собственных средств у
инобанков (эта проблема является одной из наиболее острых для всей
российской банковской системы), то есть сравнительно небольшой размер их
капиталов. Этот недостаток особенно ощущается, когда речь заходит о
банковском обслуживании крупнейших российских компаний, чьи потребности в
финансировании превышают совокупные возможности банковской системы. Нельзя
забывать и о том, что действующие надзорные нормы Банка России, как
правило, привязаны к размеру капитала банка и таким образом ограничивают
масштабы расширения его активности. Безусловным ограничителем деятельности инобанков в России является
отсутствие у них региональной и филиальной сети, необходимой для работы с
растущей клиентурой, особенно если речь идет об обслуживании физических
лиц. Неприспособленность офисных помещений инобанков для работы с большим
количеством клиентов стала притчей во языцех осенью прошлого года, но
ничего не было предпринято за последнее время в этой части. Крупнейшим недостатком инобанков с точки зрения потенциальной российской
клиентуры являются их неготовность и нежелание предоставлять клиентам весь
спектр услуг, традиционно оказываемых им российскими банками, особенно тех,
которые связаны с помощью в снижении бремени налогообложения и преодолении
сложностей валютного контроля. Стремление инобанков ограничить свои услуги
исключительно расчетным обслуживанием российских клиентов, выстраивать
отношения с ними без учета реальностей российской бизнес-культуры входят в
явное противоречие с клиентскими запросами. В свете последних событий нельзя сбрасывать со счетов и то, что
деятельность инобанков в большой мере подвержена политическим ограничениям
со стороны правительств тех государств, в которых находятся материнские
банки. §3. Российская Федерация как заемщик В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона
(заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или
другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется
возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное
количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору
государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами
— граждане или юридические лица. Государственные займы являются
добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не
допускается.[34] Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния
его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с
государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем
глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России
как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны. В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге
Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются
долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими
лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и
общегосударственный долг, который включает задолженность не только
Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в
состав государства. Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся
в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской
Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством,
государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных
Правительством. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и
вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет
ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных
образований Российской Федерации, если они не были гарантированы
Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных
и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска
определяются самостоятельно на местах. Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две
группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов,
условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица,
являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в
национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги,
пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного
поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других
государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы
инвесторов страны размещения. Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным
Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и
государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным
государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым
Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17
декабря 1994 г. В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как
внутри страны, так и на международной арене. Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке. В последние годы заемная
деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно
активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов
Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для
привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные
государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а
следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств
инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в
производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание
внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит
начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны.
Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием
государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного
долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88 400
млрд. руб. Законом "О федеральном бюджете на 1996 г." верхний предел
государственного внутреннего долга на конец 1996 г. установлен в сумме
316,0 трлн. руб. В прошедшие годы наибольший удельный вес в финансировании
задолженности Правительства РФ имели кредиты ЦБ РФ. При этом их доля
увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ приходилось 65,2%, то в
1994 г. — уже 67,6%. В 1995 г. эта тенденция коренным образом была
изменена. Разработанная финансовая политика предполагает, что новые
заимствования целиком и полностью должны финансироваться за счет других
источников. Запланированный на 19% финансовый год предельный размер
дефицита федерального бюджета в размере 88 550 млрд. руб. должен быть
покрыт за счет внутренних источников в общей сумме 56 100 млрд. руб., что
вдвое больше показателя 1995 г., и источников внешнего финансирования в
общей сумме 32450 млрд. руб. Поэтому сектор государственных ценных бумаг
будет стремительно расти, и к концу года его объем должен достигнуть 153
трлн. руб.[35] • Важная роль в финансировании бюджетного дефицита принадлежала
государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО). Впервые они
были выпущены в 1993 г. В соответствии с "Основными условиями выпуска
государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации",
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107,
операции с ГКО могут осуществляться только через уполномоченных дилеров,
получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. ГКО являлись краткосрочным заемным инструментом. Первоначально они
выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать
месяцев. Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения
расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение
производится ЦБ по номиналу. Таким образам доход инвестора складывается за
счет разницы между ценой погашения и ценой покупки. Первичное размещение ГКО совершалось на аукционе, на который официально
зарегистрированные дилеры ЦБ подавали собранные от всех желающих заявки на
приобретение облигаций, в которых указывались цена и количество
приобретаемых ГКО. Допускалась подача заявки без указания цены. Такие
заявки называются неконкурентными. Объем неконкурентных заявок заранее
ограничивался эмитентом. Эмитент в зависимости от суммарного спроса и объема выпуска определяет
цену отсечения, т. е. минимальную цену, допустимую с его точки зрения для
реализации облигаций. Все заявки поступившие по данной цене и выше,
подлежат удовлетворению; заявки, в которых были указаны более низкие цены,
не удовлетворяются, т. е. отсекаются. Местом проведения торговых сессий ГКО стала Московская межбанковская
валютная биржа. Владелец облигации имеет право на зачет стоимости
погашаемых ГКО при оплате приобретаемых ГКО следующего выпуска. ГКО пользовались большим спросом у инвесторов как на внутреннем так и на
внешнем рынке. Заинтересованность инвестора в приобретении ГКО
определялась: высокой надежностью этого заемного инструмента; высокой
доходностью; высокой ликвидностью; налоговыми льготами, поскольку
действующим налоговым законодательством доходы по государственным ценным
бумагам налогом не облагаются. На что и поддались иностранные инвесторы, но
это не могло продолжаться долго и к концу 1998 г. «пирамида» ГКО стала
стремительно рушиться, что окончательно подорвало доверие иностранных
инвесторов Внешние заимствования РФ. В соответствии с Законом "О государственных
внешних заимствованиях РФ "..., к ним относятся привлекаемые из иностранных
источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных
организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные
финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта. Государственные
внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно
утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает
годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы
государственного внешнего долга РФ. На 1996 г. верхний предел
государственного внешнего долга РФ установлен в сумме 124,1 млрд. долл.
США, а предельный размер государственных внешних заимствований в сумме 9,2
млрд. долл. США. По оценке Минфина, на начало 1995 г. внешний долг РФ
составил 119,9 млрд. долл. США. Собственно российский долг - 111 $ долл.,
остальное - долги СССР, унаследованные Россией. Последние состоят из
кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. $), Лондонского клуба,
объединяющего примерно 600 банков (25 млрд. $ + 7 млрд. просроченных
процентов), фирм-поставщиков (около 5—7 млрд.), стран, не входящих в
Парижский клуб (около 30 млрд.). После вступления РФ в члены МВФ и МБРР эти
международные институты также предоставляют кредиты РФ.[36] Тяжелое финансовое положение РФ определяет сложности с погашением
внешних долговых обязательств. Особенно острой ситуация была в 1992 г., на
который пришелся пик платежей. Предстояло выплатить 21 млрд. долл. Поэтому
летом 1992 г. российское Правительство предложило своим кредиторам
заключить соглашение о реструктуризации платежей, т. е. пересмотреть сроки
и порядок выплаты долгов. В 1993 г. были реструктуризирова-ны все платежи
за 1992 — 1993 гг. Затем переговоры проводились ежегодно. §4. Российская Федерация как кредитор В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как
кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось
бюджетному финансированию, то в 1994 — 1996 гг. кредитным отношениям,
которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить
достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как
кредитора на международной арене остается свернутой и в основном
ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР. Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федерального бюджета
выступают российские предприятия и организации—юридические лица и органы
исполнительной власти субъектов РФ. Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими
структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента
РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет
средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484. Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового
года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по
государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на
проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым
кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и
приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и
за рубежом. В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств
краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора
о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ
через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их
аппарат на местах. Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой
характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные
счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно
конвертируемой валюты ( за исключением необходимости приобретения импортных
материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае
выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ
принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за
пользование ссудой. Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным
организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и
международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как
кредитором. Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов,
предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов,
предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-
участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты
государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных
платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным
кредитам. В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ
выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х —
первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в
качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой
деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор
задолженности иностранных заемщиков — 140 млрд. долл (по курсу Госбанка
СССР тех лет 1 долл. равнялся 0,67 руб.). Долги стран СНГ Российской
Федерации составляют 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате
неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993
г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в
эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты,
переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы
кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет
процентов. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ
составляют (в млн. долл.): Армении — 92,6, Белоруссии — 470,2, Таджикистана
— 254,5, Узбекистана — 486,8, Молдавии —122,3, Украины — 2703,9, Киргизии —
134,3, Казахстана — 1318,0, Грузии — 147,4, Азербайджана — 81.5.[37] Заключение. Говоря о будущем инобанков в России, следует четко разделить роль
инобанков в кредитовании российской экономики и их роль в российской
банковской системе. Первая, несомненно, будет повышаться по мере
нормализации политико-экономической ситуации в стране, поскольку объем
национальных сбережений в России явно недостаточен для финансирования
инвестиционных потребностей экономики. В этой связи привлечение
иностранного капитала - процесс объективно обусловленный и неизбежный, в
котором роль иностранных банков будет довольно заметной. Что же касается
роли инобанков в российской банковской системе, то здесь речь должна идти о
том, насколько активно данные банки привлекают российские сбережения и
трансформируют их в инвестиции, то есть выполняют ключевую функцию
банковской системы в любой экономике. Следует признать, что сегодня эту
роль инобанки не выполняют и нет никаких признаков их потенциальной
активизации. Особняком в этой связи стоит вопрос о том, способны ли иностранные
банки в России найти необходимое количество объектов для инвестиций или
российские сбережения будут трансформироваться ими в рамках глобальных
банковских институтов, замещая внешнее финансирование для российской
экономики. Очевидно, иностранные банки не желают терять российскую
кредитную клиентуру. Но поскольку они не испытывают недостатка в финансовых
ресурсах, то российской экономике они предпочитают предоставлять кредиты за
счет ресурсов, аккумулируемых головными конторами. Именно поэтому инобанки
в России не стремятся к развитию операций на пассивной стороне своего
баланса, в первую очередь розничного бизнеса. Это тем более понятно, если
вспомнить, что российские риски оцениваются иностранными банками одинаково
независимо от того, на чьих балансах отражаются операции -московских банков
или головных контор. Точно так же установление совокупных лимитов
российского риска для международных банков в целом приводит к тому, что
приращение ресурсной базы в России не ведет к автоматическому увеличению
объемов кредитования российской экономики, так как сдерживается
установленными ограничениями. Общий вывод из проведенного анализа свидетельствует о том, что
иностранные банки, несомненно, смогут стать значимыми в российской
банковской системе. Однако их роль в России будет адекватной при условии
привлекательности ее экономики для иностранных инвестиций в целом.
Измеряемый любыми статистическими показателями удельный вес инобанков в
российской банковской системе будет возрастать главным образом в силу
медлительности процессов реструктуризации отечественных банков после
кризиса, но они не станут "опорой" восстановления российской банковской
системы. В связи с этим нашей стране можно пожелать нормальное правительство,
которое смогло бы восстановить доверие инвесторов. Ведь потерять его так
просто, а приобрести – так тяжело. И надеюсь не в далёком будущем Россия
займёт достойное место на рынке ссудных капиталов. Список литературы: 1. Алексашенко С., кандидат эк. Наук, руководитель Центра развития. Вопросы экономики №7, 1999, стр. 52-61 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Москва – Санкт-Петербург, 1998. 3. Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. О.И.Луврушина. - М.: «Финансы и статистика», 1998. 4. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 5. Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб. пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 6. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
-----------------------
[1] Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. О.И.Луврушина. - М.: «Финансы и
статистика», 1998.
[2] Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. О.И.Луврушина. - М.: «Финансы и
статистика», 1998.
[3] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[4] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[5] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф.
Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
[6] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб. пособие.
– СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [7] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[8] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб. пособие.
– СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
[9] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[10] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[11] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[12] Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.
Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[13] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб. пособие.
– СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [14] Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. О.И.Луврушина. - М.: «Финансы
и статистика», 1998. [15] Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. О.И.Луврушина. - М.: «Финансы
и статистика», 1998. [16] Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. О.И.Луврушина. - М.: «Финансы
и статистика», 1998. [17] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф.
Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [18] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф.
Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [19] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [20] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [21] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [22] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [23] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [24] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [25] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [26] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [27] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [28] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [29] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [30] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [31] Алексашенко С., кандидат эк. Наук, руководитель Центра развития.
Вопросы экономики №7, 1999, стр. 52 [32] Алексашенко С., кандидат эк. Наук, руководитель Центра развития.
Вопросы экономики №7, 1999, стр. 52 [33] Алексашенко С., кандидат эк. Наук, руководитель Центра развития.
Вопросы экономики №7, 1999, стр. 52 [34] Гражданский кодекс Российской Федерации. Москва – Санкт-Петербург,
1998. [35] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф.
Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [36] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. [37] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб.
пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
Страницы: 1, 2
|