|
||||||||||||||||||||||
Начиная с 1января 1997 года все предприятия, за исключением малых предприятий и бюджетных организаций, имеют право перейти на ежемесячную выплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. 7. Определяется прибыль, остающаяся в распоряжении коммерческой организации (п.4 – п.5 – п.6). 8. Определяется чистая прибыль как разница между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия и: - налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет за счет прибыли; - штрафными санкциями, установленными за нарушение финансового законодательства; - расходами по погашению кредитов; - платежами за превышение предельно допустимых выбросов, загрязняющих в природную среду; - прочими расходами. Чистая прибыль может использоваться предприятием фондовым или бесфондовым методом, что обязательно отражается в приказе об учетной политике. Фондовый метод использования чистой прибыли характерен для крупных и средних предприятий с большими оборотами и значительными экономическими и социальными программами, требующими инвестиций. Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которые предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно. По экономическому содержанию фонды – это чистая прибыль отчетного года, либо прошлых лет, распределенная для целевого использования на развитие и совершенствование производства (счет 88-3 “Фонды накопления”), мероприятия социальной направленности (счет 88-4 “Фонды социальной сферы”), материальное поощрение (счет 88-5 “Фонды потребления”). Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий, перераспределять средства фондов между ними. Бесфондовый метод чаще всего используют малые предприятия. Их чистая прибыль невелика, деление её по фондам ведет к распылению средств, а введение дополнительных субсчетов на счет 88 “Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)” затрудняет учет. В акционерных обществах имеют место некоторые особенности в распределении прибыли, установленные Федеральным законом РФ “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 года. Во-первых, в акционерных обществах создается резервный фонд в размерах, предусмотренных уставом общества. Средства резервного фонда предназначаются исключительно на покрытие непредвиденных убытков, а также на выплату процентов по облигациям и дивидендам по привилегированным акциям в случае недостаточности средств. До 1997 года при определении налогооблагаемой прибыли отчисления в указанный фонд исключались в размере не более 15 процентов уставного капитала. С 1997 года эта льгота отменена. Во-вторых, акционерное общество может создавать специальный фонд акционирования работников общества из чистой прибыли. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения работникам. В-третьих, в акционерных обществах устанавливается очерёдность распределения чистой прибыли: выплата процентов по облигациям, отчисления в резервный фонд, выплата дивидендов по привилегированным акциям, выплата дивидендов по обыкновенным акциям, отчисления в фонд целевого использования, прочие расходы. Постановлением правительства РФ “Порядок планирования и финансирования деятельности казенных хозяйств” от 6 октября 1994 года определён особый порядок распределения прибыли на казенных предприятиях. Они создаются на базе ликвидированных государственных предприятий. ПО прогнозной оценке Министерства экономики РФ в 1996 году намечалось преобразовать в федеральные казенные предприятия 600 государственных заводов и фабрик. Суммарный объем финансирования этих предприятий из федерального бюджета должен был составить около 2 трлн. рублей. Производственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Прибыль от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг, произведённых в соответствии с планом-заказом и в результате разрешённой ему самостоятельной деятельностью, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Подписанный Президентом РФ 30 декабря 1996 года Закон “О соглашениях раздела продукции” устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Этот правовой акт регулирует приток иностранных инвестиций в добывающие отрасли. Субъектами отношений являются, с одной стороны, Российская Федерация (государство), с другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности (инвесторы). Особенностью рассматриваемого закона является максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства, прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание заменено разделом продукции по условиям соглашения. Инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей за исключением: - налога на прибыль, где объектом обложения является часть прибыльной продукции; - платежей за пользование недрами, состоящими из разовых выплат, уплачиваемых при заключении соглашения (бонусов), ежегодных выплат за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярных выплат (роялти), установленных в процентном отношении от объёма добычи минерального сырья или от стоимости произведённой продукции и платы за пользование землёй; - платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников – граждан России; - платежей в государственный фонд занятости населения России. Рассмотренный порядок распределения валовой прибыли коммерческой организации представляется сложным, поэтому его необходимо откорректировать, прежде всего, по всем элементам налогов, учитывая современную и будущую экономическую ситуацию.
2. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложенияРаспределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов России. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулированной в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той её части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством. Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения, после чего раскроем подробнее отдельные направления прибыли. Прежде всего, валовая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда работников (занятых в основной деятельности), учитываемых в себестоимости продукции, по сравнению с её нормируемой величиной. Далее валовая прибыль уменьшается на сумму: - платежей за пользование природными ресурсами (так называемых рентных платежей); - доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; - дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; - доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества. Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли: - от проведения массовых, концертно-зрелищных мероприятий на концертных площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; - от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; - от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли производятся отчисления резервные фонды или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы. С 1994 года из валовой прибыли исключаются также доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ. Не подлежащие обложению налогом на прибыль. Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. Наряду с этим с 1993 до 1996 года в бюджет вносился также налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда против их нормируемой величины. С 1 января 1996 года этот налог отменён. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Первая корректировка валовой прибыли означает увеличение последней на сумму превышения расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, и учитываемых в себестоимости продукции, по сравнению с её нормируемой величиной. Нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость, но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной в РФ, и фактической среднесписочной численности работников. Минимальный размер месячной оплаты труда с 1 апреля 1996 года составляет 75900 руб. Следовательно, нормируемая величина расходов на оплату труда во втором квартале 1996 года равнялась 455400 руб. (75900 x 6). Нормируемая величина расходов на оплату труда увеличивается на выплаты, предусмотренные законом (например, выплаты в связи с районным регулированием заработной платы; оплата стоимости коллективного питания, предоставляемого бесплатно членам экипажей судов, авиаотрядов; оплата стоимости форменной одежды и обмундирования, выдаваемых бесплатно военнослужащим, и др.). В среднесписочную численность работников включаются лица, как стоящие в штате, так и не состоящие в штате. При этом в среднесписочную численность работников включаются студенты и учащиеся, проходящие производственную практику, если оплата их труда включена в фонд оплаты труда. К лицам, работающим по совместительству, относятся не только работники других предприятий, но и работники данного предприятия, которые в свободное от основной работы время работают по совместительству. Рассмотрим пример исчисления суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной за 1-ый квартал 1997 года. Расчет налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда против нормируемой величины. | ||||||||||||||||||||||
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
|||||||||||||||||||||
1. Суммы, начисленные на оплату труда работникам, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), за 1 квартал 1997 г. |
466240 |
|||||||||||||||||||||
2. Фактическая среднесписочная численность работников, оплата труда которых относится на себестоимость продукции (работ, услуг), включая работников, состоящих в штате, в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате (выполняющих работы по договорам подряда и другим договорам гражданского правового характера), за 1 квартал 1997 г. |
320 |
|||||||||||||||||||||
3. Выплаты, районным регулированием заработной платы, оплатой стоимости коллективного питания, бесплатно предоставляемого членам экипажей морских и речных судов, диспетчерам и членам экипажей авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота, оплатой стоимости выдаваемых бесплатно форменной одежды и обмундирования, расходами на содержание военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в части, относимой на себестоимость (работ, услуг) в составе фонда оплаты труда, платой проезда к месту отдыха и обратно работникам предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, доплатами за подвижной и разъездной характер работы, выплатами за выполнение работ вахтовым методом и полевых работ, а также выплатами из федерального бюджета на формирование фонда оплаты труда конвертируемых предприятий и организаций за 1 квартал 1997 г. Страницы: 1, 2 |
|