бесплатные рефераты

Международные стандарты формирования и распределения прибыли предприятия

Международные стандарты формирования и распределения прибыли предприятия

«Международные стандарты формирования и распределения прибыли предприятия»

/Дипломная работа/

 

Содержание

 

Введение

1. Механизм образования и распределения прибыли

1.1. Финансовые результаты деятельности предприятия

1.2. Распределение и использование прибыли

 

2. Распределение прибыли в условиях современной

системы налогообложения

3. Налогооблагаемая прибыль и порядок ее определения

4. Чистая прибыль предприятия

4.1. Чистая прибыль, ее роль в деятельности  предприятия

 и направления использования

4.2. Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении

предприятия

5. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

и оценка качества прибыли

8. Роль прибыли в современных условиях развития экономики

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость реформирования системы бухгалтерского учета в России в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и отчетности и на основании требований развития рыночной экономики является весьма актуальной.

Как известно, принятие этого решения было обусловлено необходимостью превращения экономики России в органическую составляющую мировой хозяйственной системы (привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйственных субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес), а также возможность использовать уже имеющийся в мире опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.

Одной из основ устойчивой финансовой инфраструктуры является четкая, понятная и общепризнанная система бухгалтерского учета и отчетности, принципы которой можно интерпретировать и применять достаточно жестко и постоянно, что будет выгодно всем основным субъектам на рынке: правительству, предприятиям, кредиторам и инвесторам.

Таким образом, построение системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей международным стандартам финансовой отчетности и потребностям реформируемой рыночной экономики предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого определения элементов финансовой отчетности, порядка их признания и оценки, а также установления взаимосвязи между элементами финансовой отчетности.

Данная проблема актуальна и потому, что в период функционирования планово-регулируемой экономики подлинное содержание элементов финансовой отчетности было трансформировано и, по существу, не было востребовано. Отчетность, несмотря на декларируемое требование открытости, была недоступна внешнему пользователю. Изменение в России экономических отношений, а также гражданско-правовой среды, появление под воздействием рынка новых заинтересованных пользователей и их требований к качеству отчетности вызвало необходимость насыщения ее элементов содержанием в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Помимо осмысления и внедрения в российскую практику бухгалтерского учета провозглашенных в МСФО принципов учета и отчетности для успешного реформирования системы бухгалтерского учета необходимо усовершенствовать систему его нормативного регулирования, в которой важная роль отведена стандартам (в российской терминологии - положениям по бухгалтерскому учету и отчетности), призванным конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

В течение ближайших двух лет планируется разработать около 20 новых национальных стандартов и усовершенствовать действующие. На наш взгляд, помимо определения круга стандартов, необходимых к внедрению, важно также обосновать последовательность их разработки и внедрения, опираясь при этом на интегрированную совокупность объективных критериев, определяющих первоочередность внедрения предполагаемых к разработке стандартов.

Данная проблема актуальна и потому, что формирование в России системы рыночных отношений обусловило возникновение ряда новых операций и понятий, которых ранее (при плановом хозяйстве) не было, таких, как нематериальные активы, финансовые вложения, учетная политика организации и другие. И, поэтому, в первую очередь необходимо подвести нормативную базу под эти, уже существующие и требующие нормативного регулирования, операции.

Важное значение и актуальность исследования всех названных проблем в период реформирования системы бухгалтерского учета, на стадии ее адаптации к Международным стандартам, недостаточная разработанность обозначенных вопросов обусловили выбор темы дипломной работы, ее цели и задачи.

В экономической литературе и на международных форумах проблеме большей обеспеченности пользователей надежной и своевременной финансовой информацией уделено чрезвычайно много внимания. Об этом свидетельствуют научные труды О.М. Островского, Я.В. Соколова, П.С. Безруких, О.В. Ефимовой, Т.Б. Крыловой, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, А.Н. Хорина, А.Д. Шеремета, Л.З. Шнейдмана, М.Ф. Овсейчук, О.В. Соловьевой и др.

В современной зарубежной экономической литературе исследования роли отчетности и бухгалтерского учета в энергично развивающемся мировом рынке стали одной из проблем методологии международного бухгалтерского учета и отчетности, что подтверждают работы Бернстайна Л.А., Ван Бреда М.Ф., Бетге Й., Д. Даманта, Нобуса С., Хендриксена Э.С., и др.

Целью дипломной работы является обобщение и развитие теоретических и методологических принципов бухгалтерской отчетности применительно к потребностям переходной рыночной экономики России.

В соответствии с целью исследования в работе были сформулированы следующие задачи:

Ø                 провести анализ международного опыта стандартизации бухгалтерского учета и отчетности;

Ø                 осуществить сопоставительный анализ взаимосвязи российских нормативных документов по бухгалтерскому учету с международными стандартами;

Ø                 раскрыть и обобщить результаты основных направлений проводимой системы реформирования бухгалтерского учета;

Ø                 исследовать состав объективных и субъективных критериев, влияющих на последовательность разработки и внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета, проведен сопоставительный анализ этих критериев в зарубежной и российской практике;

Ø                 рассмотреть возможности практического применения некоторых принципов МСФО при решении конкретных учетных задач.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методических вопросов, связанных с формированием отчетности в целях информационного обеспечения принимаемых решений пользователями в условиях рыночной экономики.

В качестве объекта исследования выбрана система бухгалтерского учета коммерческих организаций, формирующая финансовую отчетность.

Дипломная работа базируется на основополагающих принципах международного и национального бухгалтерского учета и отчетности, положениях международных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности, на Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, на действующих национальных стандартах по бухгалтерскому учету и отчетности и других нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет и отчетности в России, на трудах ведущих российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и отчетности, экономического анализа и аудита.

В процессе работы были использованы различные методы исследования: обобщения, сравнительного анализа, систематизации, приемы логической увязки данных.

Результаты, полученные автором, состоят в следующем:

Ø                 раскрыта активная роль бухгалтерской отчетности в реформировании экономических взаимоотношений субъектов переходной к рыночной экономики России;

Ø                 проведенные исследования позволили выделить ряд основополагающих особенностей норм и принципов, реализованных в международных стандартах учета и отчетности, знание и понимание которых в дальнейшем поможет осуществить их взвешенное внедрение и формирование в российской бухгалтерии решений, традиционных для лучшей западной практики;

Ø                 предложена возможность практической реализации Концепции финансового сохранения капитала при решении конкретных учетных задач;

Ø                 на основе проведенного исследования представлен анализ существующих объективных и субъективных критериев, определяющих последовательность разработки национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.


1. Механизм образования и распределения прибыли

1.1. Финансовые результаты деятельности предприятия


          Финансовые результаты деятельности предприятия представляют собой процесс получения финансовых ресурсов, связанный с производством и реализацией товаров, оказанием различного рода услуг, операциями на финансовом рынке.

          Основным источником финансовых ресурсов является прибыль. Её значение в деятельности коммерческих организаций можно определить так:

          а) выступает источником финансирования расширенного производства;

          б) используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности;

          в) является важным финансовым синтетическим показателем деятельности предприятия.

          Основной источник прибыли – это операции по реализации продукции, товаров, услуг и робот. Прибыль от реализации представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции.

          Выручка от реализации продукции определяется либо по мере поступления средств за отгруженные товары на счета в коммерческих банках     и в кассу предприятия, либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов на оплату. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается коммерческой организацией на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. Он обязательно отражается в приказе об учетной политике, которая раскрывает выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета хозяйственной деятельности. С 1 января 1998 года предлагается отказаться от кассового метода исчисления выручки от реализации продукции и перейти к методу начислений (Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. №658 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой реформы и платежной дисциплины”).

          Себестоимость продукции дает стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, основных фондов, природных, трудовых, а также других ресурсов. Полная характеристика состава затрат, входящих в себестоимость,    приводится в “Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),      и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года с последующими изменениями и дополнениями.

По экономическому содержанию затраты, образующие себестоимость продукции, делятся на пять групп:

1)      материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2)      затраты на оплату труда;

3)      отчисления на социальные нужды;

4)      амортизация основных фондов;

5)      прочие затраты.

          Следует обратить внимание на принципиальные изменения и дополнения, внесенные в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года №661.

          С 1 января 1998 года состав затрат на производство и реализацию продукцию предполагается изменить исходя из положения Указа Президента РФ “Об основных направлениях налоговой и платежной дисциплины” от 8 мая 1996 года.

          Прибыль от реализации продукции, работ и услуг зависит от цен, объёма производства, качества, её признания, а также уровня затрат. В настоящее время цены не ограничены и растут без предела, поэтому заинтересованности в снижении затрат в коммерческих организациях нет.

          Источником прибыли также является реализация основных фондов и иного имущества коммерческой организации. В этом случае прибыль определяется в виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. В качестве индекса инфляции применяется индекс-дефлятор, рассчитываемый Госкомстатом РФ и ежеквартально публикуемый 20-го числа следующего месяца за отчетным кварталом. В 1996 году индекс-дефлятор составил в 1-ом квартале – 113,3%, во 2-ом – 108,3%, в 3-ем – 105,2%, в 4-ом – 103,5%, в 1-ом квартале 1997 года – 101.6%.

          Наряду с операциями, связанными с реализацией, прибыль приносят и так называемые внереализационные операции. Результат по внереализационным операциям определяется как разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами.

          Наиболее перспективными для коммерческих организаций являются доходы от сдачи имущества по лизинговому соглашению и доходы по ценным бумагам.

 

1.2. Распределение и использование прибыли


          Под распределением прибыли следует понимать направления её на формирование доходов бюджетов разных уровней, на финансирование производственных, социальных, экологических программ, погашение кредитов, и другие цели.

          Самое главное в распределении прибыли – это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Исходя из этого, хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распределения прибыли коммерческой организации, учитывая при этом конкретную экономическую ситуацию. Участие прибыли в распределительном процессе покажем на схеме.        

С1991 года апробируется и совершенствуется налоговая модель распределения прибыли предприятия. Правовым обеспечением распределения прибыли являются Гражданский кодекс РФ, Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций “ от 27 декабря 1991 года с последующими изменениями и дополнениями и отдельные отраслевые законодательные акты. Нормативным обеспечением является Инструкция ГНС РФ “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” от августа 1995 года с изменениями и дополнениями.

          В настоящее время при распределении прибыли коммерческая организация должна руководствоваться только действующим законодательством, своим уставом и собственными интересами. Распределению подлежит плановая и фактическая валовая прибыль.

          Рассмотрим алгоритм распределения фактической валовой прибыли коммерческой организации:

1.     Определяется валовая фактическая прибыль.

2.     Из валовой прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются:

          а) доходы и прибыль, облагаемые по особым ставкам:

          15%

- доходы в виде дивидендов, полученные по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и         удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия–эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления;

-         доходы, полученные от долевого участия в других предприятиях;


           43%

- прибыль от посреднических операций;

- прибыль от страховой деятельности;

-         прибыль от осуществления отдельных банковских операций;

           70%

-         доходы от видео проката, видео салонов, проката аудио- и видеокассет и записи на них;  

                   90% 

-         доходы  от казино, иных игорных мест и другого игорного бизнеса;

           б) другие виды прибыли, не подлежащие налогообложению:

-         прибыль от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции;

-         прочие.

3.     Исчисляется сумма льгот по налогу на прибыль (льготируемая прибыль).

          Льготы по налогу на прибыль установлены в виде:

-         освобождения отдельных видов затрат, осуществляемых за счет прибыли, от обложения налогом;

-         освобождения отдельных видов деятельности или предприятий от уплаты налога на прибыль;

-         снижения ставок налога на прибыль.

          Установленные законодательством льготы можно подразделить на две группы: общие для всех плательщиков и дополнительные для отдельных плательщиков налога на прибыль. Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление производственного потенциала, повышение уровня социальной защиты работающих, развитие учреждений социально-культурной сферы. Они постоянно уточняются, совершенствуются, что обусловлено изменениями экономической ситуации. Сумма всех льгот не должна уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50 процентов.

4.Определяется налогооблагаемая прибыль (п.1-п.2-п.3).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       5. Определяется сумма налога на прибыль по формуле:             

6. Рассчитывается сумма средств, подлежащая дополнительному внесению в бюджет, исчисленная исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка России за пользование банковским кредитом. Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются коммерческими организациями с 1 января 1993 года. Авансовые взносы налога на прибыль определяются исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых платежей производится не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.

          От уплаты авансовых взносов налога на прибыль освобождаются бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, и малые предприятия. Критерии отнесения предприятий к малым определены Федеральным законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 года.

          Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность не более установленных предельных уровней:

-         в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

-         в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

-         в оптовой торговле – 50 человек;

-         в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

-         в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

          Органам представительной (законодательной) власти субъектов РФ с 1996 года предоставлено право в части освобождения от уплаты авансовых платежей налога на прибыль предприятий, добывающих драгоценные металлы и драгоценные камни, общественных организаций, религиозных объединений, жилищно-строительных и гражданских кооперативов, а также садовых товариществ.


          Пример:

          Предположим, что коммерческая организация в 1 квартале 1997 год планировала получить прибыль в сумме 2 млн. рублей. У неё нет прибыли, облагаемой в особом порядке, и нет льгот по налогу на прибыль.

Варианты расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов, скорректированных на учетную ставку ЦРБ за 1 квартал 1997 года 

 

Показатели

План

Факт/1

Факт/2

1. Валовая прибыль (налогооблагаемая), т.р.



2000



2400



1800

2.Сумма налога на прибыль, т.р.


700


840


630

3. Учетная ставка, установленная ЦБР на 15.02.97, делённая на 4,%

-




42:4=10,5




42:4=10,5

4. К доплате в бюджет, т.р.



140+140x0,105=154,7


70+70x0,105=77,35


          Начиная с 1января 1997 года все предприятия, за исключением малых предприятий и бюджетных организаций, имеют право перейти на ежемесячную выплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.

          7. Определяется прибыль, остающаяся в распоряжении коммерческой организации (п.4 – п.5 – п.6).

          8. Определяется чистая прибыль как разница между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия и:

-         налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет за счет прибыли;

-         штрафными санкциями, установленными за нарушение финансового законодательства;

-         расходами по погашению кредитов;

-         платежами за превышение предельно допустимых выбросов, загрязняющих      в природную среду;

-         прочими расходами.

       Чистая прибыль может использоваться предприятием фондовым или бесфондовым методом, что обязательно отражается в приказе об учетной политике.

          Фондовый метод использования чистой прибыли характерен для крупных и средних предприятий с большими оборотами и значительными экономическими и социальными программами, требующими инвестиций.

          Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которые предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно. По экономическому содержанию фонды – это чистая прибыль отчетного года, либо прошлых лет, распределенная для целевого использования на развитие и совершенствование производства (счет 88-3 “Фонды накопления”), мероприятия социальной направленности (счет 88-4 “Фонды социальной          сферы”), материальное поощрение (счет 88-5 “Фонды потребления”). Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий, перераспределять средства фондов между ними.

          Бесфондовый метод чаще всего используют малые предприятия. Их чистая прибыль          невелика, деление её по фондам ведет к распылению средств, а введение дополнительных субсчетов на счет 88 “Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)” затрудняет учет.

          В акционерных обществах имеют место некоторые особенности в распределении прибыли, установленные Федеральным законом        РФ “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 года.

          Во-первых, в акционерных обществах создается резервный фонд в размерах, предусмотренных уставом общества. Средства резервного фонда предназначаются исключительно на покрытие непредвиденных убытков, а также на выплату процентов по облигациям и дивидендам по привилегированным акциям в случае недостаточности средств. До 1997 года при определении налогооблагаемой прибыли отчисления в указанный фонд исключались в размере не более 15 процентов уставного капитала. С 1997 года эта льгота отменена.

          Во-вторых, акционерное общество может создавать специальный фонд акционирования работников общества из чистой прибыли. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения работникам.

          В-третьих, в акционерных обществах устанавливается очерёдность распределения чистой прибыли: выплата процентов по облигациям, отчисления в резервный фонд, выплата дивидендов по привилегированным акциям, выплата дивидендов по обыкновенным акциям, отчисления в фонд целевого использования, прочие расходы.

          Постановлением правительства РФ “Порядок планирования и финансирования деятельности казенных хозяйств” от 6 октября 1994 года определён особый порядок распределения прибыли на казенных предприятиях. Они создаются на базе ликвидированных государственных предприятий. ПО прогнозной оценке Министерства экономики РФ в 1996 году намечалось преобразовать в федеральные казенные предприятия 600 государственных заводов и фабрик. Суммарный объем финансирования этих предприятий из федерального бюджета должен был составить около 2 трлн. рублей.

          Производственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Прибыль от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг, произведённых в соответствии с планом-заказом и в результате разрешённой ему самостоятельной деятельностью, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

          Подписанный Президентом РФ 30 декабря 1996 года Закон “О соглашениях раздела продукции” устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Этот правовой акт регулирует приток иностранных инвестиций в добывающие отрасли. Субъектами отношений являются, с одной стороны, Российская Федерация (государство), с другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности (инвесторы).

          Особенностью рассматриваемого закона является максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства, прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание заменено разделом продукции по условиям соглашения. Инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей за исключением:

          - налога на прибыль, где объектом обложения является часть прибыльной продукции;

          - платежей за пользование недрами, состоящими из разовых выплат, уплачиваемых при заключении соглашения (бонусов), ежегодных выплат за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярных выплат (роялти), установленных в процентном отношении от объёма добычи минерального сырья или от стоимости произведённой продукции и платы за пользование землёй;

          - платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников – граждан России;

-         платежей в государственный фонд занятости населения России.     Рассмотренный порядок распределения валовой прибыли коммерческой организации представляется сложным, поэтому его необходимо откорректировать, прежде всего, по всем элементам налогов, учитывая современную и будущую экономическую ситуацию.

                              


2. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения


          Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов России.

          Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

          В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулированной в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

          С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той её части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

          Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия       

          Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

          Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения, после чего раскроем подробнее отдельные направления прибыли.

          Прежде всего, валовая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда работников (занятых в основной деятельности), учитываемых в себестоимости продукции, по сравнению с её нормируемой величиной.

          Далее валовая прибыль уменьшается на сумму:

-         платежей за пользование природными ресурсами (так называемых рентных платежей);

-         доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России;

-         дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;

-         доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.

          Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли:

-         от проведения массовых, концертно-зрелищных мероприятий на концертных площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек;

-         от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов;

-         от посреднических операций и сделок.

          Из валовой прибыли производятся отчисления резервные фонды или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

          С 1994 года из валовой прибыли исключаются также доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ. Не подлежащие обложению налогом на прибыль.

          Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения.

          С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. Наряду с этим с 1993 до 1996 года в бюджет вносился также налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда против их нормируемой величины. С 1 января 1996 года этот налог отменён. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно.

          Первая корректировка валовой прибыли означает увеличение последней на сумму превышения расходов на оплату труда     работников, занятых в основной деятельности, и учитываемых в себестоимости продукции, по сравнению с её нормируемой величиной.

          Нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость, но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной в РФ, и фактической среднесписочной численности работников.

          Минимальный размер месячной оплаты труда с 1 апреля 1996 года составляет 75900 руб. Следовательно, нормируемая величина расходов на оплату труда во втором квартале 1996 года равнялась 455400 руб. (75900 x 6).

          Нормируемая величина расходов на оплату труда увеличивается на выплаты, предусмотренные законом (например, выплаты в связи с районным регулированием заработной платы; оплата стоимости коллективного питания, предоставляемого бесплатно членам экипажей судов, авиаотрядов; оплата стоимости форменной одежды и обмундирования, выдаваемых бесплатно военнослужащим, и др.).

В среднесписочную численность работников включаются лица, как стоящие в штате, так и не состоящие в штате. При этом в среднесписочную численность работников включаются студенты и учащиеся, проходящие производственную практику, если оплата их труда включена в фонд оплаты труда. К лицам, работающим по совместительству, относятся не только работники других предприятий, но и работники данного предприятия, которые в свободное от основной работы время работают по совместительству.

          Рассмотрим пример исчисления суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной за 1-ый квартал 1997 года.

          Расчет налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда против нормируемой величины.

                                                                                                                        Показатели

Сумма,            тыс. руб.

1.            Суммы, начисленные на оплату труда работникам, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), за 1 квартал 1997 г.



466240

2.            Фактическая среднесписочная численность работников, оплата труда которых относится на себестоимость продукции (работ, услуг), включая работников, состоящих в штате, в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате (выполняющих работы по договорам подряда и другим договорам гражданского правового характера), за 1 квартал 1997 г.








320

3.            Выплаты, районным регулированием заработной платы, оплатой стоимости коллективного питания, бесплатно предоставляемого членам экипажей морских и речных судов, диспетчерам и членам экипажей авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота, оплатой стоимости выдаваемых бесплатно форменной одежды и обмундирования, расходами на содержание военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в части, относимой на себестоимость (работ, услуг) в составе фонда оплаты труда, платой проезда к месту отдыха и обратно работникам предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, доплатами за подвижной и разъездной характер работы, выплатами за выполнение работ вахтовым методом и полевых работ, а также выплатами из федерального бюджета на формирование фонда оплаты труда конвертируемых предприятий и организаций за 1 квартал 1997 г.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ