Мировой опыт налогообложения и его значимость для России
p> Реформирование методов подоходного обложения предпринимательской
деятельности - налогов на производство - неизменно сопровождалось
реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов
эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существование
тесной связи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики:
трансформацией налоговых методов стимулирования инвестиционной активности
предпринимателей и последовательным расширением сферы действия и
возрастанием значимости налогов на потребление (в первую очередь НДС).
Стремясь поощрять рост производственных и научно-технических инвестиций,
правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении второй
половины XX в. последовательно проводили политику ослабления налогового
пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для
инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуации потери бюджета
позволяло постепенное повышение ставок и расширение базы косвенного
налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая
ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая
доходы бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало
мощный механизм роста потенциальных возможностей инвестирования
национального капитала и стимулирования частной инициативы. В начале 80-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой сложилась
единообразная структура налоговых поступлений, включающая несколько
основных составляющих: подоходный налог с граждан; налог на прибыль
корпораций; взносы на социальное страхование; налоги на собственность;
налоги на потребление; активно развивалась система налогообложения
процентных доходов. Принципиально новым направлением налогового регулирования на рубеже
второго и третьего тысячелетия стал процесс формирования налоговых
механизмов, способствующих переходу от централизованных к рыночным
экономическим структурам. Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку
и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений
заключается в следующем: . налоговая система социалистических стран действовала как фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики; . в переходный период налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей и регулирующей. К концу XX в. в процессе реформирования налоговых систем для стран с
развитой рыночной экономикой и индустриально развитых стран, завершающих
процесс перехода к рынку, сформировался единый концептуальный подход к
налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму,
способному выполнять задачи: . обеспечения необходимых объемов фискальных сборов; . активизации конкурентных сил рыночной экономики; . регулирования процессов расширения и модернизации производства; . стимулирования инвестиционной активности предпринимателей; . обеспечения социальной стабильности в обществе; . экологизации производства; . стимулирования развития интеграционных экономических процессов на межгосударственном уровне. 2.2. Общенациональные налоги Налоговые системы развитых рыночных государств помимо фискальной
функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования
экономического и социального развития и внешнеэкономических связей.
Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную
стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом
общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги -
вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах
весьма различно. Вспомним, например, США и Нидерланды. Общегосударственными
обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный
налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Подоходные, или, как их еще называют, прямые, налоги традиционно
вносят весомый вклад в доходы государственного бюджета развитых стран. В
общих налоговых поступлениях государственных бюджетов стран - членов ОЭСР
доля индивидуального подоходного налога в начале 90-х гг. составляла от 13
до 47%, налога на прибыль корпораций - от 4 до 21%, взносов в ФСС - от 9 до
44%, налогов на собственность - от 2 до 12%, на доходы от капитала
(процентные доходы) - от 1 до 7%. Реформы затронули в той или иной степени
каждый из данных налогов, но максимальное внимание в ходе их осуществления
было уделено подоходному и корпоративному налогам. В основу реформирования этих видов налогов легли положения концепции
«экономики предложения», предусматривающей либерализацию фискальной
политики. В ходе неоконсервативных налоговых реформ, охвативших период с
середины 80-х до середины 90-х гг., предельные (высшие) ставки подоходных
налогов были действительно снижены и составляют в среднем для стран ОЭСР
для налога на прибыль корпораций 36, 25%, а для индивидуального подоходного
налога - 46,68% [29, 21]. За последние годы произошло также существенное
снижение базовых ставок корпоративного налога: . в Бельгии - с 45 до 39%; . Великобритании - с 52 до 33%; . Канаде - с 36 до 28% (федеральный налог); . Дании - с 50 до 34%; . Франции - с 45 до 34%; . Германии - с 56 до 45% (на нераспределяемую прибыль); . Японии - с 43 до 37% (государственный подоходный налог); . Швеции - с 52 до 28%; . США - с 46 до 34% [18, 6]. Регулирующая функция налогообложения в этих условиях выполняет роль
стимулятора конкурентных сил в рыночной экономике, а низкие и нейтральные
налоговые ставки призваны положительно воздействовать на: . рост предпринимательской активности; . увеличение производительности труда и эффективности производства в целом за счет его непрерывного технического обновления и модернизации; . рост совокупного потребления за счет увеличения объемов необлагаемого дохода; . уровень цен и инфляционные процессы; . соотношение налогооблагаемого и теневого бизнеса. Именно эти цели реформирования системы прямого налогообложения были
провозглашены в 1981 г. в США в рамках финансовой программы, принятой
Конгрессом по инициативе администрации Рейгана. Налоговая система Франции представляет особый интерес для нашей
страны. Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные
группы: . подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода; . налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; . налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги
на доходы (прибыль) и на собственность умеренные. В табл. 1 показана структура государственного бюджета Франции в начале
90-х годов. Таблица 1 Структура государственного бюджета Франции
|Вид налогов |% |Млн. франков |
|1 |2 |3 |
|Налог на добавленную стоимость |41,4 |669 962 |
|Подоходный налог на физических лиц |18,1 |293 110 |
|Налог на предприятия |10,6 |170 140 |
|Пошлины на нефтепродукты |7,3 |118 618 |
|Прочие налоги |15,2 |245 120 |
|Неналоговые поступления |7,4 |120 267 |
|Итого: |100 |1 617 217 | [21, 31] Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать алкогольные
напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных
металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые
виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами,
помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов
управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например,
туристических или расположенных возле природных источников, местные органы
власти вводят туристический сбор. К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины.
Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего
рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства.
Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической
политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные
товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены
товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п.
Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам. Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У
предприятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с
учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и
расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может
повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от
землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%. Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть
вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально
оговоренных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет. Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток)
предприятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную
декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех
месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля
года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До
окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные
платежи. Налоговые льготы устанавливаются главным образом через ускоренную
амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства.
Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда стоимость
оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и ускоренная
– с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация
используется обычно на промышленное оборудование, особенно
энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в течение
одного года. В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога: 10% – от
прироста инвестиций в развитие производства и 50% – от прироста вложений в
научные исследования. Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог
с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете
Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с дохода,
декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года.
Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух
супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной
единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все
денежные поступления, полученные в течение отчетного года: заработная
плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от
движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от
сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой
деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с
ценными бумагами и т. д. Принимаются в расчет также и разовые доходы,
получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения
вычитаются специально определенные законодательством расходы, например,
целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным
социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д. Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со
ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не
превышающие 18,1 тыс. франков. Максимальная ставка применяется для дохода,
превышающего 246,8 тыс. франков. В 90-е годы подоходный налог с физических лиц дополнен социальными
отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление,
установленное Законом о финансах в 1991 г., составляет 1,1% всех доходов от
движимого и недвижимого имущества. Кроме этого, имеются социальные
отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по
вкладам. Ставка отчисления – 1%. Есть и специальные социальные отчисления. Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов,
полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим
движимым имуществом. Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене
недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в
году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы,
полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также
от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная
ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание
находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок
менее двух лет. Далее ставка сокращается да нуля в зависимости от срока. Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая
сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается
в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный
предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов
налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от
ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на
сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% – для
предметов искусства и 7,5% – для сделок с драгоценными металлами. Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.
Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги,
находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания,
промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции,
облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично
освобождены от этого налога, в частности, имущество для использования в
рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного
имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия. Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на
начало 90–х годов указаны в табл. 2 Таблица 2
Ставка налога на собственность
|Стоимость имущества, франки |Налоговая |
| |ставка, % |
|1 |2 |
|До 4 260 000 |0,0 |
|От 4 260 001 до 6 920 000 |0,5 |
|От 6 920 001 до 13 740 000 |0,7 |
|От 13 740 001 до 21 320 000 |0,9 |
|От 21 320 001 до 41 280 000 |1,2 |
|Свыше 41 280 000 |1,5 | [21, 35] При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна
превышать 85% всего дохода. К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные
и гербовые сборы и пошлины. В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. Во
Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд
заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные
сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер.
Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35
900 франков, 8,5% – в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% – для
выплат выше указанной суммы. Помимо этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное
образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.
Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-
технического образования в стране. Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель
обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной
подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% общей
суммы заработной платы. Для предприятий, использующих временную рабочую
силу, ставка составляет 2%. Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться
на профессиональную подготовку молодежи. Предприниматели, на предприятиях которых работают 10 и более человек,
обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного
строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство
жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять
соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы
участия на эти цели положено отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда. Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно отметить налог на автотранспортные средства
предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие
собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества
автомобилей и мощности их двигателей. Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых
учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании. Весьма полезным для Российской Федерации может оказаться опыт
Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии
политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи,
вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное
государство с выраженной социальной ориентацией. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой
является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации
и распределение финансовых источников для их осуществления. При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех прямых
основных налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств
(нынешних земель). Империи было передано право – устанавливать лишь
таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак,
пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов, положило начало
созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих
расходов этого было не достаточно. Источником средств явились доходы от
почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель,
имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей
предусматривалась возможность прибегнуть к займам. Цели налоговой политики определил канцлер Германии Отто Бисмарк
(1815–1898) при обсуждении вопросов о введении таможенных пошлин на
сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он
сказал: «Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много
требует от прямых налогов и слишком мало – от косвенных, и я добиваюсь
того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить
косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных
надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого
уровня, который не может быть – более терпим». Регулярные матрикулярные взносы отдельных государств ставили империю в
зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы
Германии. В 90-е годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные
бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. – налог с наследства, в 1913 г.
– налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г.
Германия активно использовала возможности прямого налогообложения.
Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на
покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия
ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода
к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло
только в 60-е годы. В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения,
разработанных Министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая
реформа. Ее главное значение в том, что был ликвидирован финансовый
суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания
налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено
налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали
владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о
подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с
дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства
на социальные нужды. Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и
социальных последствий Первой мировой войны, привели к усилению
централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике
было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех
видов налогов независимо от их последующего распределения. Это финансовое
управление функционировало до мая 1945 г. Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с
именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра
хозяйства, а затем Канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда. Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений. Это
требовало определенной и немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов,
общин, земель, что несовместимо с жесткой централизацией финансовых
ресурсов. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что
государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями,
входящими в ее состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы,
возникающие при выполнении ими своих функций; федерация и земли
самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы
независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости
взаимоувязки общегосударственных и земельных интересов при решении
конкретных задач и обеспечении финансирования. В то же время для
обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система
Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют
сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц
распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в
федеральный бюджет, 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в
местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между
федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую
деятельность взимается местными органами управления, но им остается
половина, а вторая перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог
на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения
распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с
течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Германия – одна из немногих стран, где применяется не только
вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные
земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн–Вестфалия,
перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким,
как Саксония, Шлезвиг–Гольштейн. Это явилось итогом многолетнего развития
налоговой системы. Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы
построения системы налогообложения: . налоги по возможности минимальны; . минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание; . налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи–либо шансы; . налоги соответствуют структурной политике; . налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; . система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать
государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому
давать какие–либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой
тайны гарантировано; . налоговая система исключает двойное налогообложение; . величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства. Основные виды налогов в Германии: . подоходный налог на физических лиц, . налог на корпорации, . налог на добавленную стоимость, . промысловый налог, . налог на имущество, . поземельный налог, . налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, . страховые взносы, . налог с наследства и дарения, . автомобильный налог, . налог на содержание пожарной охраны, . акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно–водочные и табачные изделия, . таможенные пошлины, . сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Рассмотрим некоторые из них. В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на
прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1990 г.
была 56%). На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно
ниже – 36% с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы
акционеров, подлежащие обложению подоходным налогом. В среднем с учетом
налоговых льгот ставка не превышает 42%. Широко используется ускоренная
амортизация. Например, в сельском хозяйстве разрешается уже в первый год
списать до 50% стоимости оборудования, в первые три года – до 80%. Не
облагаются налогом проценты по ссудам. Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на
пиво, идущего в бюджеты земель. Наибольшие доходы казне обеспечивает акциз
на минеральное топливо – 31,8 млрд. марок в 1994 г. Затем идет табачный
акциз – 15,5 млрд. марок, около 2 млрд. марок – кофейный. Ставки
федеральных акцизов следующие: . бензин – 0,98 - 1,08 марки на 1 литр в зависимости от содержания в нем свинца; . мазут для отопления – 9,4 пфеннига на 1 кг; . табачные изделия – 13 пфеннигов в расчете на 1 сигарету; . поджаренный кофе – 4,3 марки на 1 кг; . крепкие спиртные напитки – 2550 марок на 100 литров; . шампанское – 2 марки на 0,75 литра; . на страховые сделки – 12% со страхового полиса [28, 61]. Промысловым налогом (это один из основных местных налогов) облагаются
предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой,
торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат
прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка
определяется муниципальными органами. Характерный пример: ставка 5% от
прибыли и 0,2% от стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум
составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма
отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и
работником. Подоходный налог в Германии взимается с физических лиц по
прогрессивной шкале: минимальная ставка – 19% (при годовом доходе до 8153
нем. марок), максимальная – 53% (с дохода свыше 120 тыс. нем. марок) [25,
206]. Необлагаемый минимум – 1536 марок в месяц для одиноких и 3 072 марки
для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы,
льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).
Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум
увеличивается до 3 700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не
облагаются подоходным налогом 4 750 марок. Максимальная ставка налога
применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, а для семейной
пары – 240 тыс. марок. Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от
наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий),
промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от
капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления. Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты.
При этом учитываются и особые расходы, как, например, алименты после
развода супругов, взносы на медицинское страхование и страхование жизни,
церковный налог, затраты на профессиональное образование и т.д. Подоходный
налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка при
выплате заработной платы (налог на заработную плату) и перечисляется в
налоговые органы. При определении налога на заработную плату применяются такие
категории, как налоговые классы, налоговые таблицы и налоговые карты.
Существует шесть налоговых классов, в которые группируются наемные рабочие
и служащие: I класс – холостые рабочие без детей; II класс – холостые, разведенные или овдовевшие люди, имеющие на
содержании ребенка; III класс – женатые, если в семье работает лишь один из супругов; IV класс – предусматривает случай, когда работают и муж, и жена, и
облагаются налогом раздельно; V класс – женатые работающие, один из которых облагается по III
классу; VI класс – рабочие, имеющие заработную плату в нескольких местах, Налоговые таблицы учитывают классы, а также наличие в семье детей, их
количество, на чьем содержании они находятся, совместно или раздельно
ведется в семье хозяйство. Таблицы учитывают также налоговые льготы. Удержание налога из заработной платы происходит на основе налоговой
карты. Карта заполняется в общине по месту жительства. В ней удостоверяются
налоговый класс, количество детей, вероисповедание работающего. Там же
отмечается инвалидность, достижение 64-летнего возраста и т. д. В 1994 г. Германия получила в виде налоговых поступлений 786 млрд.
марок. Они распределены так: в федеральный бюджет – 379 млрд. марок, в
бюджеты земель – 269 млрд., в бюджеты общин – 97,3 млрд., отчисления в
фонды Европейского Союза – 40,7 млрд. марок. Эволюция налоговой системы Германии от сильных в финансовом отношении
земель и слабого государства (империи) через чрезмерную централизацию к
разумным финансовым отношениям, строящимся на основе соблюдения интересов
регионов и государства, может быть весьма поучительной и для Российской
Федерации. Одной из последних среди промышленно развитых стран Швеция начала
осуществлять глобальную перестройку своей фискальной системы по
направлениям, ставшим к этому моменту уже стандартными. Новая система
налогообложения Швеции была одобрена Парламентом в июне 1990 г. и вступила
в силу с 1 января 1991 г. Как и в других странах, необходимость реформирования налоговой системы
возникла в связи с негативными тенденциями, наметившимися в шведской
экономике во второй половине 80-х гг. (позже, чем в других развитых
странах). В этот период темпы роста инфляции оказались в среднем на 2%
выше, чем в странах - конкурентах Швеции, а при значительно возросших
затратах на рабочую силу страна существенно отставала по темпам роста ВНП и
производительности труда от других государств - членов ОЭСР. Нарастали
объемы экспорта национального капитала: в 1988 г. объем инвестиций шведских
предпринимателей за рубежом превысил объем вложений в национальную
экономику. Нормативная ставка налога на прибыль корпораций в Швеции в настоящее
время составляет 28%, но до 1991 г. она составляла 52%, а с учетом
специального налога на финансирование фондов наемных рабочих - 57%, т.е.
одной из наиболее высоких среди развитых стран. И даже при наличии
различных налоговых льгот норма прибыли у шведских компаний была
существенно ниже, чем у их зарубежных конкурентов. Еще более жестким, чем налог на корпорации, был подоходный налог,
включавший подоходный местный и прогрессивный государственные налоги.
Номинальная ставка подоходного налога колебалась от 35 до 72%, а у
среднеоплачиваемого рабочего с учетом действовавших налоговых льгот
фактически начислявшийся подоходный налог изымал около 40% заработной
платы. Если же принять во внимание налог на заработную плату (данный платеж
производит работодатель, но он существенно влияет на зарплату наемных
рабочих), то максимальное налоговое бремя для шведа составляло 73% его
доходов. А это означает, что заставить квалифицированных специалистов
трудиться сверхурочно, повышать уровень образования, искать дополнительные
заработки было весьма проблематично: налоговая система оказывала явно
дестимулирующее влияние на трудовую активность населения. Кроме того,
применение высоких ставок при системе разнообразных налоговых льгот
создавало условия для уклонения от уплаты налогов. Налог на доход с капитала взимается по ставке 30%. В понятие капитала
включается кроме ценных бумаг, процентов по вкладам также владение землей. Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак,
бензин, энергия. Налог на наследство и дарение ступенчатый – от 10 до 60%. Наследство
(дарение) до 200 тыс. крон для супругов и по 50 тыс. крон для каждого
ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних
родственников и при стоимости, превышающей 8 млн. крон. Одна из крупнейших статей дохода бюджета Швеции – социальные платежи в
виде начислений на фонд оплаты труда. Приведем пример начислений на
заработную плату работников наемного труда, % (табл. 3). Таблица 3 Начисления на заработную плату
|Виды начислений |Процент к |
| |заработной плате |
|1 |2 |
|На пенсионное обеспечение |13,0 |
|На медицинское страхование |8,43 |
|На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого |5,86 |
|нет выслуги лет) | |
|На пенсионную страховку |0,2 |
|На страхование от производственного травматизма |1,38 |
|На превентивную защиту сотрудников |0,17 |
|На выплату пособий по безработице, финансирование |2,12 |
|переквалификации потерявших работу | |
|1 |2 |
|На гарантию заработной платы при банкротстве |0,2 |
|компании | |
|На страхование жизни |0,61 |
|На групповую страховку |0,95 |
|На пособия при увольнении |0,28 |
|На дополнительную пенсию |3,1 |
|На страховку от травматизма |1,0 |
|В гарантийный фонд |0,06 |
|Налог на пенсионные платежи |0,6 |
|Общая сумма начислений составляет |38%. | [32, 25] Если речь идет не о наемном работнике, а о владельцах фирмы, то
несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их
даже выше – 39,3%. Финансовый год в Швеции начинается с 1 июля. Налоговая система Соединенных Штатов Америки развивается и
совершенствуется уже более 200 лет и способствует развитию рыночных
отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечить доходами
федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги выступают
здесь в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование
и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации
экономической политики американского государства. Основное звено в
финансовой системе США составляет бюджетный механизм федерального
правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления,
направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70%
доходов и расходов. Доходную часть федерального бюджета США определяют пять основных
источников. Это подоходный налог с физических лиц, удельный вес которого в
доходах обычно превышает 45%. Далее идут отчисления в фонды социального
страхования – 36–37%. Налог на прибыль корпораций составляет только 8–10%,
акцизы – 4-5% и таможенные пошлины – примерно 1%. Речь идет о собственных
доходах без учета заемных средств. Как видим, самую крупную статью доходов составляет подоходный налог с
населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются необлагаемый
налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться
либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды
доходов членов семьи за год. Исчисляется налог следующим образом. Суммируются все полученные
доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии
и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами,
государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и
т. д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным
налогом, либо в составе личного дохода. Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются
деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты,
связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и
содержание капитальных активов – земельных участков, зданий, оборудования,
текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у
предпринимателей, но и у людей свободных профессий. Далее можно вычесть
расходы на спецодежду, транспортные и некоторые другие расходы,
непосредственно связанные с производственной деятельностью. Полностью или
частично исключаются еще некоторые виды доходов: . 50% доходов от реализации капитальных долгосрочных активов, . проценты по облигациям, выпущенным властями штатов или местными органами управления, . некоторые виды выплат из государственных и частных фондов социального страхования. После указанных вычетов получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые
льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме того,
чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги,
уплаченные властям штата, местные налоги, суммы алиментов, расходы на
медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы),
проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости. После
данных вычетов образуется налогооблагаемый доход. Необлагаемый минимум доходов – величина переменная, имеющая тенденцию
к увеличению. В начале 90–х годов он равнялся 3 тыс. долл., а для супругов,
заполняющих совместную декларацию, – 5 тыс. долл. Ставки подоходного налога
приведены в табл. 4. Таблица 4 Ставки подоходного налога
|Налоговые|Налогооблагаемый доход, тыс. долл. |
|ставки, %| |
| |Супружеская |Супружеская |Одинокий глава|Одинокий |
| |пара, |пара, |семьи |человек |
| |совместные |раздельные | | |
| |доходы |доходы | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|15 |0–29,75 |0–14,9 |0–23,9 |0–17,85 |
|28 |29,751–71,9 |14,901–35,95 |23,901–61,65 |17,851–43,15 |
|33 |71,901–149,25 |35,951–113,3 |61,651–123,79 |43,151–89,56 |
|28 |Свыше 149,25 |Свыше 133,3 |Свыше 123,79 |Свыше 89,56 | [31, 131] Интересно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986
г. там действовала сложная система из 14 ставок от 11 до 50%. По реформе
1986 г. на следующий год, было, введено пять ставок: 11, 15, 28, 35 и 38,5%
в зависимости от облагаемого дохода и семейного положения
налогоплательщика. Указанная выше система введена с 1988 г. Интервалы
доходов, в которых действуют налоговые ставки, могут уточняться и
изменяться при формировании бюджета. Итак, основное направление развития подоходного обложения ведет к
упрощению шкалы ставок, снижению максимального уровня налога, увеличению
необлагаемого минимума. Но наряду с этим уменьшается количество налоговых
льгот. Отчисления в фонды социального страхования – вторая по величине статья
доходов федерального бюджета – делаются как работодателем, так и наемным
работником. В США действуют две государственные системы социального
страхования: федеральная пенсионная система и федерально–штатная система
страхования по безработице. Взносы имеют обязательный характер. В отличие
от России, где основную часть взноса делает работодатель, в США взнос
делится в равных долях. Ставка меняется при формировании бюджета, но при
этом имеет тенденцию к росту. Так, в 1980 г. комбинированная ставка для
предпринимателей и лиц наемного труда составляла 12,3% (уплачивали они по
6,15%), в 1988 г. – 15,02%, в 90–х годах – 15,3% фонда заработной платы. Но
облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50,1 тыс. долл. в
год в расчете на каждого занятого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|