Накопительная пенсионная система в республике Казахстан
Собственные
активы фонды инвестировали в государственные ценные бумаги Республики Казахстан
– 59,3%, негосударственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан –
13,1%, ценные бумаги международных финансовых организаций – 3,2%, операции
«Обратное РЕПО» - 3,8%, размещали во вклады банков второго уровня – 10,6%,
негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов – 10,0% от общего объема
инвестиций.
На начало 2010 года пенсионные накопления в накопительных
пенсионных фондах составили 1 860 млрд. тенге, что составило 11,6 % от ВВП
страны.
В
макроэкономическом плане, исходя из постулата, что пенсионный сектор
взаимосвязан с общим состоянием национальной экономики, представляется вполне
логичным рассмотреть его показатели относительно ВВП страны (Таблица 4).
Таблица
4 - Динамика относительных показателей, характеризующих роль пенсионного
сектора в экономике
№
|
Динамика относительных показателей, характеризующих роль
пенсионного сектора в экономике Республики
|
01.01.05
|
01.01.06
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
01.01.10
|
1
|
ВВП, млрд.тенге
|
5 870,1
|
7 453,0
|
10 139,5
|
12 849,8
|
16 052,9
|
15 986,5
|
2
|
Отношение пенсионных накоплений к ВВП, %
|
8,2
|
8,7
|
9,0
|
9,4
|
8,8
|
11,6
|
3
|
Отношение пенсионных взносов к ВВП, %
|
6,5
|
6,9
|
6,7
|
7,1
|
7,4
|
9,3
|
4
|
Отношение «чистого» инвестиционного дохода к ВВП, %
|
2,0
|
2,1
|
2,5
|
2,6
|
1,9
|
3,0
|
5
|
Отношение совокупного капитала фондов к ВВП, %
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,5
|
3. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы и
повышение ее социальной значимости
накопительный пенсионный обеспечение фонд
3.1 Пути решения проблем накопительной пенсионной системы
Недостатки, которые в настоящее время свойственны
казахстанской пенсионной системе: низкий уровень финансовой грамотности
и инвестиционной культуры населения; недостаточный охват населения
услугами накопительных пенсионных фондов, прежде всего речь идет
о сельском и самозанятом населении; недостаточность пенсионных
накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; недостаточная
степень развития системы добровольных пенсионных накоплений; вопросы
эффективного инвестирования пенсионных накоплений, в условиях дефицита
привлекательных, и в то же время надежных и ликвидных
ценных бумаг.
С момента реформирования пенсионной системы Казахстана и по
настоящее время большая проблема, которая присутствовала всегда и, возможно, в
будущем изживет себя, это проблема необразованности людей в понятии организации
пенсионной системы и ее предназначении. Большинство работающего населения не
имеет даже понятия о необходимости пенсионных накоплений, так как вследствие
некоторых негативных моментов, таких как сомнительной деятельности АО « Валют –
Транзит Банка» сказалось практически на всеобщем мнении, что любая организация,
принимающая вклады населения, не гарантирует в свою очередь, сохранность данных
вкладов. Поэтому, только при условии всеобщего обхвата территории Казахстана
пенсионными фондами на предмет обучения пенсионной грамотности населения, может
происходить дальнейшее совершенствование пенсионной системы в целом.
Следующая проблема заключается в том, что большинство народа
– это самозанятые. В Казахстане 2,5 млн. самозанятых граждан. Это говорит о
том, что у 2,5 млн. казахстанцев не будет пенсии. Здесь вопрос не к пенсионным
фондам, а к схеме, по которой они работают, и к государству, которое не до
конца выстроило эти рамки. Процесс реструктуризации экономики по уменьшению
числа самозанятого населения – это продолжительный процесс.
Одним из методов решения ряда обозначенных выше проблем
может стать введение в практику так называемых «мультипортфелей», которые
дадут возможность каждому вкладчику принимать инвестиционные решения
в вопросах управления и приумножения своих пенсионных накоплений,
основываясь на собственных предпочтениях в соотношении риска
и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей,
основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных
стратегиях. Однако в будущем при определенных условиях возможна
и иная модель сочетания уже большего числа стратегий инвестирования
активов. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут
наделены не только правами, но и ответственностью
за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают
на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем
проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой
и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении
в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне
ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати,
введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением
твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными
задачами, поставленными главой государства в рамках дальнейшего развития
накопительной пенсионной системы страны.
Разнонаправленные тенденции по доходности на рынке
инвестирования пенсионных активов свидетельствуют о том, что Пенсионные Фонды
Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения
денег вкладчиков. Поэтому изучение проблем и перспективы развития Накопительных
Пенсионных Фондов приобретают актуальное значение.
Сложившаяся сегодня ситуация с пенсионным обеспечением наших
граждан не может не вызывать чувство обеспокоенности и не только у состоявшихся
пенсионеров, и не только у ближайших кандидатов (работников предпенсионного
возраста), но и у людей среднего возраста и у молодых людей.
Справедливости ради надо отметить, что за последние годы
среднемесячный размер назначаемой пенсии существенно увеличился: с 9898 тенге в
2006 году до 21 500 тенге в 2010 году. В то же время совершенно очевидно, что
пенсионеры в нашей стране продолжают относиться к категории населения с самым
низким доходом.
С началом реформы пенсионной системы в 1998 году, был
увеличен возраст выхода на пенсию с 60 до 63 для мужчин и с 55 до 58 для
женщин. Хотя в то время средняя продолжительность жизни мужчин в Казахстане
едва переваливало за 61 год. Видимо этим можно объяснить значительное снижение
числа пенсионеров с 2,85 млн. в 1997 году до 1,98 в 1998 году. Сокращение
только за один год составило почти 900 тыс.(!) человек. С тех пор количество
человек, получающих пенсии в нашей стране неуклонно снижалось (соответственно
увеличивалось число не доживших до пенсионного возраста) и достигло 1,63 млн. в
2007 году (сейчас около 1,7 млн.). Средняя продолжительность жизни в Казахстане
в 2009 году составили: мужчины – 63,6 года; женщины- 73,55.
В непростое в финансовом отношении для страны время
Правительство нашло очень простое для себя решение – снизить нагрузку на бюджет
за счет пожилых людей. Люди, граждане страны, конечно, могли бы понять и
внутренне принять такое решение Правительства, если бы одновременно с этим не
наблюдались факты очевидного разграбления государственных ресурсов отдельными,
особо приближенными к власти субъектами. Если бы не наблюдался повсеместный
рост коррупции и несуразно большое относительно численности населения и ВВП
государства число долларовых мультимиллионеров и даже миллиардеров в нашей
стране.
Тогда же было принято решение о дальнейшем снижении нагрузки
на государственный бюджет посредством постепенного перехода от солидарной
модели пенсионной системы к накопительной, так называемой “чилийской” модели.
За более чем 12 лет ежемесячные 10% отчисления от заработной
платы граждан нашей страны позволили действующим сегодня 13 Накопительным
пенсионным фондам накопить более 2 триллионов тенге. Вроде бы замечательная
картина складывается.
Однако как показывает анализ официальных источников www.afn.kz:
1)
Доля рисковых
активов в текущей стоимости пенсионных активов составляет 55% (данные АФН). То
есть в случае неблагоприятных сценариев развития в пенсионных фондах останется
только 45% нынешних сумм.
2)
Во всех НПФ (за
исключением одного фонда) имеет место реальная отрицательная доходность
инвестированных средств. Так средневзвешенный коэффициент номинального дохода
по пенсионным активам НПФ за последние 5 лет оказался равен 43,35% тогда как
накопленный уровень инфляции по официальным данным за тот же период составил
61,53%. То есть количество накопленных богатств реально не только не
увеличилось, но произошло уменьшение покупательской способности направленных в
НПФ денег на более чем 18%.
3)
Последствия
глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008
года, проявились и на состоянии отечественного пенсионного сектора. Вторая
«волна» мирового финансового кризиса, вызванная банкротством крупнейших мировых
финансовых институтов и спровоцировавшая усиление волатильности на фондовых,
товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое
негативное влияние в той или иной степени на состоянии практически всех
сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития
которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние годы, а в
некоторых случаях даже снижение.
Портфели казахстанских НПФ, равно как
и зарубежных, проявили высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых,
так и на внутреннем фондовых рынках.
Так, впервые с начала
функционирования накопительной пенсионной системы Казахстана в сентябре 2008
года было зафиксировано снижение пенсионных накоплений, что объясняется
сокращением инвестиционного дохода в связи с волатильностью на финансовых
рынках и связанным с этим отрицательным трендом рыночных котировок на ценные
бумаги, находящиеся в инвестиционных портфелях НПФ. Так, котировки на ценные
бумаги казахстанских эмитентов, в том числе БВУ, на фоне нарастания негативных
ожиданий в отношении стабильности финансового сектора и усиления волатильности
фондовых, товарных рынков упали практически до своих минимальных исторических
значений.
Мировой финансовый кризис заставил по-новому взглянуть на
результаты деятельности накопительных пенсионных фондов. Если большинство
фондов показало отрицательную доходность только если учитывать накопленный
уровень инфляции, то отдельные НПФ показали отрицательную доходность и в
номинальном исчислении. Анализ деятельности НПФ во всем мире показывает
удручающую картину все большего снижения доходности в условиях
разворачивающегося мирового экономического кризиса. Менеджмент НПФ в целях
повышения доходности начинает вкладывать все большую долю своих средств в
активы с высоким уровнем риска (акции компаний). Повышение рисков владения
подобными финансовыми инструментами в условиях незавершившегося окончательно
мирового экономического кризиса очевидно все большему количеству экспертов. В
то же время “греческий синдром” значительно повысил риски владения
государственными облигациями. “Горячие пирожки” докризисного периода (эпохи)
“безрисковые” инструменты – CDO (кредитный дефолтный своп) и другие производные
финансовые инструменты уже не имеют былой популярности.
Что же остается? Куда же вкладывать огромные свободные
средства мировых НПФ, объемы которых достигают по оценкам экспертов 10
триллионов долларов? Остается только сырье, продукты питания и драгоценные
металлы. И вот мы с вами наблюдаем картину неестественно быстрого роста цены на
нефть, пшеницу и золото (в сентябре золото достигло исторического максимума в 1
300 долларов за тройскую унцию). Деньги НПФ надувают очередные “мыльне
пузырьи”. В тот момент когда выяснится, что реальная экономика не сможет
оплачивать за сырье и металлы надутые до космических высот цены, начнется
обвальное и повсеместное(и окончательное) падение цен на все и вся.
Становится все более очевидным, что в свете наблюдающегося
мирового экономического кризиса, могут сбыться самые мрачные пророчества в
духе: “когда я выйду на пенсию деньги с моего НПФ, скорее всего, испарятся и я
ничего не получу” или “цены в то время будут уже такими, что я смогу купить на
свои пенсионные накопления только булку хлеба”.
Главная задача, стоящая на сегодня - это увеличить
минимальную пенсию до достойного уровня. На сегодняшний день прожиточный
минимум в Казахстане составляет 14 952 тенге. При этом потребительская корзина
состоит на 60% из продуктов питания и на 40% из непродовольственных товаров. В
то же время в соответствии международными стандартами потребительская корзина
должна состоять на 30% из продуктов питания и на 70% из непродовольственных
товаров и услуг. То есть, если сделать соответствующий перерасчет, то получим
величину прожиточного минимума 29 304 тенге. Отсюда абсолютно ясно, что
минимальная пенсия никак не должна быть меньше полученной суммы. Согласно
рекомендациям Международной организации труда (МОТ) разница между минимальной и
максимальными пенсиями должна составлять 3,5-4 раза. У нас эта разница сейчас
составляет где-то 2,7 раз. Прямое сравнение уровня жизни наших пенсионеров и
европейских конечно же будет не в нашу пользу. К примеру, размер средней пенсии
в Германии составляет 984 Евро, в Финляндии -1,3 тыс.Евро, в Голландии – 3,2
тыс. Евро. В случае повышение размера минимальной пенсии до 30 000 тенге.
достижение двукратной разницы между минимальной и максимальными размерами
пенсии на первом этапе можно считать большой победой.
Уже начиная с 2011 года, можно и нужно увеличить размер
минимальной пенсии до 30 000 тенге. При этом размер средней пенсии должен будет
составить 45 000 тенге. Размер максимальной пенсии – 60 000 тенге. При этом
большая часть пенсионеров должны получать пенсию в границах 40 000 – 50 000
тенге. Не более 3% должны получать минимальную и около 7% максимальную.
Соответствующие изменения необходимо внести в Методику
исчисления пенсий. При этом принципиальным моментом считается дополнительное
внесение таких изменений в соответствующие Методики и правила работы, которые
бы отменили применяемую ныне практику сбора будущими пенсионерами всевозможных
справок и архивных документов. Будущий пенсионер будет обязан представить в
территориальные подразделения МТСЦ себя лично, удостоверение личности и (если
есть) трудовую книжку. Все остальные действия по сбору необходимых и
достаточных для расчета и начисления пенсии документов должны осуществляться
работниками территориальных подразделений МТСЦ.
Реальные источники повышения пенсий:
1)
Трансферт 1,2
трлн. тенге из национального фонда РК в Республиканский бюджет. Предлагается
законодательно закрепить принятую в настоящее время практику ежегодного
трансферта в Республиканский бюджет в размере 1,2 трлн. тенге. Запретить
финансирование из этого Фонда Банки второго уровня и других субъектов
экономики, как это имело место в 2009 году. Внести соответствующие изменения в
Концепцию формирования, инвестирования и расходования Национального фонда РК и
назвать его Пенсионным фондом РК. Так это и было сделано в Норвегии, по аналогии
с которой и был сформирован наш Национальный фонд.
2)
Из этого
трансферта в размере 1,2 трлн. тенге предлагается формировать социальный блок
республиканского бюджета.
3)
Отменить
обязательные пенсионные взносы в НПФ. Эти средства направлять напрямую в
республиканский бюджет для формирования социального блока. В 2009 году эта
сумма составила более 300 млрд. тенге.
4)
Разрешить всем
участникам накопительной пенсионной системы изъять свои средства со счетов НПФ
и распорядиться ими по своему усмотрению.
5)
Объявить о
добровольности участия граждан в НПФ.
6)
Расформировать
все институты развития(ФНБ “Самрук-казына”, Фонд “Даму”, Фонд “Каз-Агро” и др.)
как не справившимися с возложенными на них задачами.
7)
Рассматривать и
утверждать бюджеты Национальных компаний и компаний с государственным участием
на открытых заседаниях Мажилиса Парламента РК. С имеющей место практикой
откровенного разбазаривания национального достояния посредством:
государственных закупок по многократно завышенным ценам; закупок товаров и
услуг заведомо ненужных для осуществления деятельности необходимо покончить раз
и навсегда. Ввести прямую персональную ответственность курирующего министра,
ответственного за назначение топ-менеджмента Национальной компании за
неисполнение утвержденного Мажилисом бюджета. Повышение эффективности
национальных компаний и компаний с государственным участием может привести к
реальной экономии по самым осторожным оценкам в размере больше чем 500 млрд.
тенге в год. Эти деньги направить напрямую на увеличение зарплат работникам
сферы образования и здравоохранения.
8)
Одним из основных
критериев оценки топ-менеджмента Национальной компании должно стать ежегодное
повышение производительности. Это выступает в унисон с Стратегпланом-2020.
3.2 Основные направления по
совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов
В перспективе в рамках реализации
государственных программ, включая программу по созданию «электронного»
правительства, ожидается законодательное развитие работы по переходу к
предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения,
включая отдаленные регионы, на основе электронной карточки. В качестве одного
из ее базовых приложений планируется предусмотреть электронные услуги по
пенсионному обеспечению граждан. Внедрение электронных технологий позволит
решить как вопросы по рабочим процессам с вкладчиками, так и упрощения
процедуры перевода накоплений между фондами.
С 2012 года заключение договора о пенсионном обеспечении с
фондом и осуществление перевода накоплений будет автоматизировано посредством
использования электронной карточки. В связи с этим предусматривается
оптимизация процесса хранения документов в электронном виде и совершенствование
процесса информирования вкладчиков.
Таким образом, вкладчик в дальнейшем прямо, а не косвенно,
будет участвовать в принятии наиболее важных решений, а деятельность пенсионных
фондов должна перейти совершенно на новый уровень.
Также будут выработаны меры по обеспечению надлежащего
контроля и установлению ответственности за планирование и реализацию
инвестиционных проектов, перераспределения рисков от государства бизнесу и
разработки механизмов возмещения убытков накопительных пенсионных фондов в
рамках финансирования таких проектов. При этом сохранность пенсионных
накоплений, привлеченных для финансирования инвестиционных проектов в рамках
государственно-частного партнерства, будет оставаться одной из основных
гарантий государства. Необходимо разработать стратегию управления активами и
обязательствами государственного сектора в тесной взаимосвязи с задачами и
мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных сегментов финансового
рынка, включая рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему /6/.
Развитие накопительной системы напрямую
зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные финансовые
инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов
вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной
составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных
фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь,
инвестируется в проекты. Кроме того, они выполняют стабилизирующую функцию в
финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане
сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми
средствами.
С накопительной пенсионной системой
на обязательной основе работают 26 стран. Участники системы находятся в тесном
взаимодействии с регулирующим органом и ассоциацией финансистов. Готовятся
законопроекты о переходе на мультипортфели для того, чтобы повысить доходность
в перспективе. Понятно, что эти новшества дадут результат не сразу.
Эффективность перехода на мультипортфели показал опыт Чили. Такую же систему
планируют внедрить в Казахстане.
К 2012 году вся пенсионная система Казахстана будет полностью
переведена на новый режим. Что это значит и как это отразится на
вкладчиках.
Ежемесячно 10% нашей зарплаты переводится в накопительный
пенсионный фонд (НПФ). Как только деньги поступают на пенсионные счета, НПФ
начинает вкладывать их в различные финансовые инструменты. Это делается для
того, чтобы увеличить размер накоплений, иначе деньги будут просто
аккумулироваться на счетах и с годами обесцениваться из-за инфляции. Чтобы не
допустить этого, накопления «прокручивают» на рынке ценных бумаг. Таким
образом, наши деньги приносят определенный доход, а мы автоматически считаемся
инвесторами.
К сожалению, не все фонды
обеспечивают своим вкладчикам желаемую прибыль. Все зависит от того, какую
стратегию выбрал НПФ – в этом процессе сами вкладчики не участвуют. Однако
начиная со следующего года впервые в практике казахстанской накопительной
пенсионной системы каждому вкладчику будет предоставлена возможность
самостоятельно выбирать стратегию приумножения своих накоплений. Стратегии
будут отличаться друг от друга по уровню доходности и степени риска.
Согласно поправкам 2008 года в закон о
пенсионном обеспечении каждый накопительный пенсионный фонд с 2012 года будет
обязан формировать за счет пенсионных активов консервативный и умеренный
инвестиционные портфели. Кроме того, он будет вправе дополнительно формировать
агрессивный инвестиционный портфель. Соответственно к каждому типу
инвестиционного портфеля будет применяться определенная инвестиционная
стратегия. Так, например, консервативный портфель будет представлен финансовыми
инструментами, за исключением акций, которым присущ относительно низкий риск:
это государственные ценные бумаги, ценные бумаги наиболее надежных эмитентов с
фиксированным доходом и номинированных в национальной валюте. Умеренный
портфель, активы которого будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том
числе в размере не более 30% в акции, то есть помимо низкорискованных бумаг
портфель будет включать определенную долю более рискованных финансовых
инструментов, которые, как правило, обеспечивают и более высокую доходность.
Активы агрессивного портфеля будут инвестироваться в финансовые инструменты, в
том числе в размере не более 80% в акции, а также в производные инструменты и
инструменты, выраженные в иностранной валюте, которые, как правило, несут самые
высокие риски. Порядок и условия инвестирования пенсионных активов в финансовые
инструменты, в том числе:
- перечень объектов инвестирования;
- размеры инвестиций по видам финансовых
инструментов;
- суммарные размеры инвестиций для каждого
вида инвестиционного портфеля;
- требования по хеджированию устанавливаются
нормативным правовым актом АФН и инвестиционной декларацией накопительного
пенсионного фонда.
Инвестиционная декларация разрабатывается
накопительным пенсионным фондом для каждого вида инвестиционного портфеля.
Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов
лиц, до достижения пенсионного возраста которым осталось семь лет и менее, могут
переводиться накопительным пенсионным фондом только в умеренный или
консервативный инвестиционный портфель без последующего перевода в агрессивный
инвестиционный портфель данного или любого другого накопительного пенсионного
фонда. Накопительным пенсионным фондам будет предписано в срок до 1 января 2012
года провести работу по приему заявлений вкладчиков (получателей) о выборе
инвестиционного портфеля. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), не
обратившихся с заявлением в накопительный пенсионный фонд о выборе
инвестиционного портфеля, будут переводиться накопительным пенсионным фондом в
умеренный инвестиционный портфель. С целью минимизации рисков вкладчиков закон
налагает ответственность на пенсионные фонды и их управляющие компании по
возмещению вкладчикам потерь взносов с учетом инфляции за период накопления.
Помимо этого, вкладчикам по консервативному или умеренному инвестиционному
портфелю возмещаются также потери определенного дохода за период накопления.
Если показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда по
пенсионным активам, рассчитанный по консервативному или умеренному
инвестиционному портфелю на конец календарного года, составляет величину,
меньшую минимального значения доходности по соответствующему виду портфеля, то
накопительный пенсионный фонд восстанавливает разницу между показателем
номинальной доходности и минимальным значением доходности за счет собственного
капитала в порядке, установленном нормативным правовым актом АФН. Порядок
расчета номинальной доходности накопительного пенсионного фонда, рассчитываемой
по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю, и минимального
значения доходности по каждому виду инвестиционного портфеля устанавливается
нормативным правовым актом АФН. Чтобы вкладчики могли сознательно сделать выбор
того или иного инвестиционного портфеля, инвестиционная стратегия должна будет
публиковаться в средствах массовой информации.
Введение агрессивных мультипортфелей в
пенсионных фондах Казахстана переносится на 2015 год. Это связано с тем, что
значительное количество эмитентов, чьи бумаги торгуются на фондовом рынке
испытывают трудности с рефинансированием своих обязательств. Около 29 эмитентов
допустили дефолт в прошлом году. В нынешнем году 11 компаний не находятся в
листинге. Инвесторы потеряли доверия к корпоративным ценным бумагам и
предпочитают приобретать государственные. Регулятор констатирует создать
полноценную стратегию инвестирования в различные виды портфелей затруднительно.
Что касается агрессивного портфеля, сохранность накоплений и
взносов вкладчиков в данном портфеле обеспечивает НПФ, также с учетом уровня
инфляции. Государство не будет нести ответственности за пенсионные накопления,
находящиеся в агрессивном портфеле.
Если случится так, что в момент входа в агрессивный портфель
сумма накоплений была выше, чем на выходе из него, то фонд обязан возместить
разницу с учетом инфляции за счет собственных средств.
Внедрение мультипортфелей в конечном итоге должно повысить
доходность пенсионных накоплений вкладчиков, обеспечить надежность всей
пенсионной системы, предоставить больше свободы и пенсионным фондам, и их
вкладчикам.
Заключение
Структурные реформы в пенсионной системе необходимы. И хотя в
целом пенсионная реформа выдерживается в том виде, в каком планировалась,
очевидно, что свои деньги будущие пенсионеры увидят только в том случае, если
условия существования НПФ будут совершенствоваться – таковы реалии. Несмотря на
постепенное устранение, наиболее существенных недостатков в процессе развития
накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны
эффективные методы управления накопительными пенсионными фондами. Это
выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной
системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их
компетенции, в отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для
осуществления пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные
потенциальные возможности для существующего совершенствования управления
пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.
В
ходе проведенного исследования были сделаны выводы, что:
1)
Несмотря на постепенное устранение наиболее существенных недостатков в процессе
развития накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны эффективные
методы управления накопительными пенсионными фондами. Это выражается в
отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в
постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в
отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для осуществления
пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные потенциальные возможности
для совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в
Республике Казахстан.
2)
Проводимая
в Казахстане пенсионная реформа столкнулась с рядом трудностей, вызванных
нестабильным экономическим положением вследствие мирового финансового кризиса,
неотлаженностью законодательства, демографическими проблемами. Для успешного
реформирования пенсионной системы необходимо разработать и создать стабильную
экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение
наличного интеллектуального потенциала для работы над проектами
нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования накопительной пенсионной
системы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост,
инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.
3)
Изучение специфики деятельности накопительных пенсионных фондов позволило
выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на их устойчивость. Группу
внешних факторов составили экономические, политические, демографические
факторы, которые независимо от деятельности фонда могут повлиять на его
финансовую устойчивость. Внутренние факторы напрямую зависят от деятельности
фонда, менеджмента, политики его управления, уровня капитализации и стратегии
развития.
4)
В современных условиях необходимость разработки долгосрочной стратегии развития
пенсионной системы обусловлена неудовлетворительными характеристиками финансовой
обеспеченности пенсионных обязательств за счет собственных источников и, как
следствие, быстрым увеличением разбалансированности государственного бюджета.
Стратегическое
планирование развития пенсионной системы следует трактовать как совокупность
долгосрочных стратегических целей и механизмов их достижения,
конкретизированных во времени и ориентированных на стабильное функционирование
пенсионной системы в течение периода формирования и реализации прав на пенсию,
а также на поступательное повышение уровня пенсионного обеспечения.
При
разработке стратегического планирования необходимо обеспечить соблюдение
определенных принципов:
- планирование
развития пенсионной системы в увязке с ключевыми сферами
социально-экономического развития;
- гармонизация
стратегического планирования развития пенсионной системы с концепцией и
направлениями долгосрочного развития страны, определяющих пути и темпы роста
средств государственного бюджета и доходов населения как основы формирования
ресурсов для пенсионного обеспечения и превращение средств пенсионных
накоплений в важный источник долгосрочных инвестиций в экономику;
- увязка
со стратегией развития финансового рынка и государственной долговой политикой,
ибо целью стратегии развития финансового рынка является его опережающее
развитие по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта в стране,
необходимое, в том числе для возможности инвестирования возрастающих объемов
пенсионных накоплений и обеспечения эффективности вложения этих средств;
- обеспечение
сбалансированности размеров государственных заимствований и объемов средств
пенсионных накоплений, размещаемых в государственные ценные бумаги;
- увязка
с уровнем производительности общественного труда. Иначе рост доходов
пенсионеров может привести к росту инфляции в стране;
- фиксирование
доли пенсионных накоплений в валовом внутреннем продукте страны. Это можно
использовать в качестве обязательного норматива. Как уже указывалось ранее,
пенсионеры все более вытесняются из процесса перераспределения средств в
обществе, что не может не сказаться на уровне их благосостояния. Поколения,
чьими усилиями в прошлом была создана огромная часть национального богатства, в
настоящем все в большей степени оттесняются от его использования.
5)
Одна из важнейших задач социально-экономического развития связана с расширением
использования современных рыночных механизмов мобилизации частных
инвестиционных ресурсов для ускоренного обновления основных средств
отечественных предприятий. Одним из способов ее решения может стать
использование пенсионных накоплений, которые представляют собой долгосрочный,
масштабный источник инвестиций. Анализ современного размещения пенсионных
накоплений показал, что в настоящее время их привлечение для целей развития
производства сдерживается рядом экономических факторов, прежде всего,
необходимостью соблюдения баланса между надежностью и доходностью инвестиций,
что определено спецификой источника (средства будущих пенсионеров). Отметим,
что существующее государственное регулирование в сфере инвестирования пенсионных
накоплений практически не стимулирует вложение пенсионных накоплений в реальный
сектор экономики. И для расширения инструментария вложений пенсионных
накоплений предлагается, в частности, использовать различные варианты
современного инвестиционного финансирования.
Прогнозирование
будущих пенсионных накоплений необходимо основывать на методике использования
многофакторной модели. При этом систему факторов, определяющих будущие
пенсионные накопления, следует разделить на две группы. К первой относятся:
человеческий капитал, характеризуемый уровнем образования индивида и его
профессиональными навыками и определяющий текущий доход.
Вторую
группу факторов составляют макроэкономическая политика, воздействующая как на
динамику национального дохода, так и на соотношение доходов в разных секторах
экономики, а также сложившийся в предшествующий долгосрочный период уровень
развития конкретной страны и соответственно уровень жизни ее граждан. Эти две
группы можно условно охарактеризовать «факторы личностного характера » и
«факторы макроэкономического характера».
В заключении нужно отметить, что совместная работа
представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных
пенсионных фондов и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных
участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к
тому, что в Казахстане наконец-то будет построена эффективная пенсионная
система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни в
пенсионном возрасте.
Список использованных источников
1.
Закон РК от
20.06.1997г. 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан"
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2010г.).
2.
Программа
развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы.
3.
Послание
Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - "Новый Казахстан в
новом мире" от 28 февраля 2007 года.
4.
Послание
Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - «Повышение
благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» от 6
февраля 2008 года.
5.
Послание
Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие, новый
экономический подъем, новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года.
6.
Концепция
развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период от 1
февраля 2010 года.
7.
Мельников В.Д.
Основы финансов: Учебник. - Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2007.-568 с.
8. Основные направления
совершенствования государственного регулирования НПФ РК // Материалы международной научно-практической
конференции «Проблемы развития мировой и казахстанской экономики в
посткризисный период», -Кокшетау, 2010. - С. 384-389, 0,3 п.л.
9. История
и предпосылки развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан //
Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. -Караганды,
2010. - № 1(16).
- с. 69-72, 0,3 п.л.
10. Анализ
развития накопительных пенсионных фондов в РК // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.
Серия экономическая. -Астана, 2010.
-
№ 1, 0,3 п.л.
11. Особенности
казахстанской пенсионной системы в современных условиях // Вестник Финансовой
академии. -Астана, 2010.
-
№ 1. - С.
37-43, 0,3
п.л.
12. Обучающая книга "Беззаботная
старость" #"#">www.npf.kz
17. Официальный веб-сайт АО «НПФ БТА
Казахстан» www.pfbta.kz
18. Официальный веб-сайт АО «НПФ «ҰларYмiт»
www.ularumit.kz
19. Официальный веб-сайт АО «НПФ
«НефтеГаз - Дем» www.ngdem.kz
20.
Официальный
веб-сайт АО «НПФ «ГРАНТУМ» www.grantum.kz
21.
Официальный
веб-сайт АО «НПФ Народного Банка Казахстана» www.halykfund.kz
22. Официальный веб-сайт АО «НПФ
«РЕСПУБЛИКА» www.respublica.kz
23. Официальный веб-сайт АО «НПФ
«Казахмыс» www.kazmys.kz
24. Официальный веб-сайт АО «НПФ
«Капитал» www.npfcapital.kz
25.
Официальный
веб-сайт АО «ОНПФ «Отан» www.pf-otan.kz
26.
Официальный
веб-сайт АО «Евразийский НПФ» www.enpf.kz
27.
Официальный
веб-сайт АО «НПФ «АМАНАТ КАЗАХСТАН» www.amanat-kazakhstan.kz
28. Официальный веб-сайт Агентства по
надзору финансовых рынков и организаций www.afn.kz
Страницы: 1, 2, 3
|