бесплатные рефераты

Накопление и инвестиции. Роль инвестиций в экономике


2.3 Внешние источники финансирования


Наряду с рассмотренными выше собственными инвестиционно-финансовыми ресурсами фирмы источниками финансирования инвестиционной деятельности могут служить привлеченные и заемные средства.

К привлеченным относят средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их числе можно назвать: средства от эмиссии акций, дополнительные взносы (паи) в уставный капитал, а также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.

Под заемными понимаются денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Заемные средства включают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, других финансово-кредитных институтов, государства.

Мобилизация привлеченных и заемных средств осуществляется различными способами, основными из которых являются: привлечение капитала через рынок ценных бумаг, рынок кредитных ресурсов, государственное финансирование.

Привлечение капитала через рынок ценных бумаг играет важную роль в рыночной экономике. Средства, полученные в результате эмиссии и размещения ценных бумаг, являются одним из основных источников финансирования инвестиций.

Ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке, по экономическому содержанию подразделяются на два основных вида:

• долевые, представляющие собой непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности и делающие его совладельцем последней (обычные и привилегированные акции акционерных обществ);

• долговые, которые характеризуются обычно твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством эмитента выплатить сумму долга в определенный срок (классическим примером долговых ценных бумаг являются облигации).

В соответствии с критерием такого разделения финансовые средства, полученные в результате эмиссии ценных бумаг, выступают как привлеченные (по долевым ценным бумагам) и заемные (по долговым обязательствам).

Среди заемных источников финансирования инвестиционной деятельности главную роль играют кредиты банков. Привлечение кредитов банка зачастую рассматривается как лучший метод внешнего финансирования инвестиций, если предприятие не может удовлетворить свои потребности за счет собственных средств и эмиссии ценных бумаг.

Экономический интерес в использовании кредита связан с эффектом финансового рычага. Известно, что предприятия, использующие только собственные средства, ограничивают их рентабельность величиной, равной примерно двум третям экономической рентабельности. Предприятие, использующее заемные средства, может увеличить рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве баланса и стоимости заемных средств.

Инвестиционный кредит выступает как разновидность банковского кредита (как правило, долгосрочного), направленного на инвестиционные цели. Кредит выдается при соблюдении основных принципов кредитования: возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого использования.

Формы предоставления инвестиционного кредита могут быть различными. Наиболее часто используются: срочные ссуды и возобновляемые ссуды, конвертируемые в срочные, кредитные линии.

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Основными видами обеспечения, применяемыми в банковской практике, выступают: залог, поручительство, гарантия, страхование кредитного риска. Особое место среди залоговых форм финансирования занимают долгосрочные ссуды, выдаваемые под залог недвижимости — ипотечный кредит. Ипотечный кредит способствует развитию и укреплению рыночных отношений.

Государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках государственных программ поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций: дотации и гранты, долевое участие, прямое (целевое) кредитование, предоставление гарантий по кредитам.

Источники внешнего финансирования инвестиционной деятельности в рыночной экономике характеризуются значительным многообразием. С развитием финансовых рынков модифицируются традиционные и возникают новые способы мобилизации капитала. В современных условиях наиболее распространены: дополнительные взносы (паи), лизинг, венчурное инвестирование, франчайзинг.

В последнее время в индустриальных странах динамично растут объемы венчурного финансирования. Понятие «венчурный капитал» означает рисковые инвестиции. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Финансируются обычно компании, работающие в области высоких технологий.

Венчурные инвестиции осуществляются в форме приобретения части акций венчурных предприятий, еще не котирующихся на биржах, а также предоставления ссуды или в других формах. Существуют механизмы венчурного финансирования, сочетающие различные виды капитала: акционерный, ссудный, предпринимательский. Однако в основном венчурный капитал имеет форму акционерного капитала.

Венчурный капитал приобретает решающую роль в развитии экономики. Это связано с тем, что именно благодаря венчурным предприятиям удалось реализовать значительное количество разработок в новейших областях промышленности, обеспечить быстрое перевооружение и реструктуризацию производства на современной научно-технической основе.

По мнению директора по инвестициям Российской венчурной компании, несмотря на кризис, Россия на пороге бума венчурных инвестиций. «Финансовый кризис, который мы сейчас наблюдаем, - удачный период для внедрения передовых технологий, использования новейших изобретений и создания новых технологических компаний», - убежден Ян Рязанцев4.

В кулуарах последнего форума Европейской ассоциации прямого и венчурного инвестирования объем российского венчурного рынка к 2010-2012 годам оценивали в $5 млрд.


Глава III. Иностранные инвестиции в экономике РФ


3.1 Привлечение иностранных инвестиций


Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.

Иностранные инвестиции - это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем :

·                    создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

·                    создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

·                    приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

·                    приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

·                    предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Иностранный капитал может привлекаться в форме государственных, частных и смешанных инвестиций.

Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

Частные (негосударственные) инвестиции — это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

Портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Прочие инвестиции - торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых организаций и т. п.), банковские вклады.

Основными способами привлечения иностранных инвестиций являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АДР, использование концессионной системы.

Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.

Получение кредита от коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

·                    в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

·                    в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);

·                    в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

·                    в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;

·                    в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

·                    в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;

·                    в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

3.2 Динамика иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации


Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся.

Иностранные инвесторы стремятся вложить капитал главным образом в форме кредитов с процентами и в ценные бумаги.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона)5.

Проанализируем, из каких государств преимущественно привлекаются иностранные инвестиции в Российскую экономику, инвесторы каких государств предпочитают использовать благоприятные условия инвестирования в России.

Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

По состоянию на конец сентября 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец сентября 2007г. - 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных - 2,4% (2,1%).


Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам

 

Накоплено на конец сентября 2008г.

В том числе

Справочно поступило в январе-сентябре 2008г.

млн.дол.

всего млн.дол.


в % к итогу

Прямые

млн.дол.


порт- фельные

млн.дол.


Прочие

млн.дол.


Всего инвестиций1)

251279

100

117883

6094

127302

75792

из них по основным странам-инвесторам

216422

86,1

100850

5633

109939

62716

в том числе: Кипр

54528

21,7

38561

1892

14075

15304

Нидерланды

45152

18,0

38773

33

6346

8911

Люксембург

34210

13,6

1221

281

32708

6267

Соединенное Королевство (Великобритания)

31356

12,5

4460

2358

24538

12550

Германия

14881

5,9

5512

24

9345

6528

Франция

8515

3,4

1950

2

6563

5079

США

8503

3,4

3161

822

4520

2098

Ирландия

8017

3,2

465

0,4

7552

999

Виргинские острова (Брит.)

7470

2,9

5111

192

2167

2643

Швейцария

3790

1,5

1636

29

2125

2337


В январе-сентябре 2008г. в экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2008г. 48,1 млрд.долларов, или на 20,7% больше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%)6.


3.3 Инвестиционный климат в РФ


Возможности привлечения иностранных инвестиций во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

В их числе:

·                   природные ресурсы и состояние экологии;

·                    качество трудовых ресурсов;

·                   уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

·                    политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;

·                   макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний;

·                   качество государственного управления, политика центральных и местных властей;

·                   законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации;

·                   уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;

·                   защита прав собственности, уровень корпоративного управления;

·                   обязанность исполнения партнерами контрактов;

·                    качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

·                   качество банковской системы и других финансовых институтов;

·                    доступность кредитования;

·                    открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

·                   административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок;

·                    уровень монополизации экономики.

Создание благоприятного инвестиционного климата в значительной мере решается путем развития нормативно-правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям: совершенствования российского законодательства в сфере международного инвестиционного сотрудничества и заключения международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежание двойного налогообложения. Данные соглашения предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, гарантии инвестиционной деятельности, защиту прав и интересов, а также возмещение убытков.

В России осуществлен ряд мероприятий по развитию законодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия страны в международном инвестиционном сотрудничестве.

В июне 1999г. введен в действие Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, обеспечение стабильности условий их деятельности, соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Закон устанавливает национальный режим для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В законе определены условия осуществления инвестиционной деятельности, в отношении которых может быть применен специальный законодательный режим. Они связаны с участием иностранных инвесторов в приоритетных инвестиционных проектах. Установлены гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской Федерации, которое распространяется на коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале выше 25%.

Для привлечения иностранных инвестиций в последние годы в России реализован ряд мер по облегчению налогового бремени, введен ряд освобождений от уплаты НДС, таможенных пошлин и налога на прибыль. Так, освобождаются от уплаты НДС: товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов; товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия).

Другая льгота, которая предоставляется иностранным инвесторам - освобождение от налога на прибыль. От налога на прибыль освобождаются средства: направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения; направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства.

От обложения таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии, что эти товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Большое значение для привлечения иностранных инвестиции имеет благоприятный инвестиционный климат на уровне регионов. Практика подтверждает, что иностранные инвестиции концентрируются в регионах с развитой рыночной инфраструктурой и высокой платежеспособностью населения, а также обладающих значительными сырьевыми запасами.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются такие регионы, как: Москва, Сахалинская область, Тюменская область, Республика Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Коми, Нижегородская и Иркутская области.

Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в части гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам регионального значения.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества, является Министерство экономического развития и торговли, которое организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координирует сотрудничество с международными финансовыми организациями в инвестиционной сфере, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества.

На ближайшие годы предусматривается комплекс мер по дальнейшему Улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов, способствующих притоку иностранных инвестиций в экономику России.


Заключение


Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует инвестиционный климат страны. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, необходимо отчетливо представлять, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам, которые нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных Интернет - ресурсов.

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.


Список литературы


1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ

2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.

3. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций: Практикум. - М.: Маркетинг, 2000.

5. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

6. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2004.

7. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учеб. Пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2002.

8. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.

9. Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005.

10. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2000.

11.Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Журнал «Статистическое обозрение» № 3 (66) – 2008г.

13. №43 (278) | «Финанс.» | 17-23.11.2008

14. www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики России.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ