Налог на добавленную стоимость: учет расчетов с бюджетом
Налог на добавленную стоимость: учет расчетов с бюджетом
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Сущность
и классификация налогов
1.2 Принципы
налогообложения в Российской Федерации
1.3 История
развития налога на добавленную стоимость
Глава 2.
Порядок ведения учета расчетов по налогу на добавленную стоимость
2.1
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ООО
"Биволи"
2.2 Порядок исчисления
и уплаты НДС в бюджет
Глава 3.
Порядок ведения учета расчетов по НДС с точки зрения аудита
3.1 Цели и
задачи аудита по НДС
3.2 Аудит
расчетов по НДС
Заключение
Список
использованной литературы
Основным источником формирования бюджета государства являются
налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные
программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование
самого государства. Организация работы налоговой системы является одной из главных
задач в развитии экономики. Качество ее функционирования во многом предопределяет
формирование бюджета страны, развития предпринимательства в России, уровень социального
обеспечения граждан.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов.
Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая
на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят
к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок
взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения
на конечных потребителей продукции, работ, услуг. НДС самый сложный для исчисления
из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории
универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются
через цену товара. НДС является весьма важным налогом для государства и поэтому
он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено
внимание. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм
его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков
возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным
налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность избранной
темы.
Налогу на добавленную стоимость уделяется значительное внимание
в отечественной и зарубежной научной литературе. В России проблемой НДС занимались
такие ученые как, Кондраков Н.П., Масленникова А.А., Макаров А.С., Ларичев А.Ю.
и многие другие.
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов
с бюджетом по НДС.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в
рамках настоящего исследования решение следующих задач:
Изучить сущность налогов;
Выявить роль налогов в системе налогообложения Российской Федерации.
определить экономическую сущность НДС и его роль в налоговой
системе страны;
исследовать зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости;
рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС на предприятии;
рассмотреть порядок учета расчетов с бюджетом по НДС и представления
налоговой декларации по НДС;
Объектом исследования является торговое предприятие ООО
"Биволи", деятельностью которого является розничная и оптовая реализация
лекарственных средств и других медицинских препаратов на рынке товаров и услуг.
Предметом исследования является порядок ведения учета расчетов
по налогу на добавленную стоимость. Информационной базой курсового исследования
являются формы отчетности предприятия, такие как Бухгалтерский баланс и отчет о
прибылях и убытках за 2007 - 2008 отчетные года, а так же такие документы как счета-фактуры,
книга покупок и книга продаж, товарный отчет, налоговые декларации по НДС и т.д.
В процессе выполнения курсовой работ были применены различные
приемы и методы экономических исследований: монографический, логический, статистический,
аналитический и т.д.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
использованной литературы.
Налоги - древняя экономическая категория, и возникла она с возникновением
государства. Можно утверждать, что история государства - это история его налоговой
политики. Теория и практика сбора налогов в любом историческом периоде затрагивала
самые насущные интересы как нации в целом, так и каждого жителя государства. Налоговая
система все время совершенствовалась. На первом этапе налог платился в натуральной
форме. Затем с развитием государства налоги начали платиться в денежной форме.
В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги
являются главным методом мобилизации доходов, ибо без них государство существовать
не может. Что же такое налоги?
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических
и физических лиц в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов РФ. Государство с
помощью налогов осуществляет распределение или перераспределение национального дохода,
аккумулированного в государственном бюджете в интересах всего государства и каждой
личности. Налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической
формой производства и производственных отношений, которые формируют их общественное
содержание. Это дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю
природу и развитие, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия
налогов на производственные отношения в обществе. Налоги отражают закономерности
производства как часть распределительных отношений в обществе. Налоги имеют материальную
основу, так как представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую
государством.
При распределении национального дохода налоги обеспечивают органы
государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального
дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается
в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.
Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение
стоимости без эквивалентного обмена, то есть от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости,
созданной в процессе производства, то есть трудом, капиталом, природными ресурсами.
Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических
и социально-экономических мероприятий.
Будучи сферой производственных отношений, налоги являются своеобразной
экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями
развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие
денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального
дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть
финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Налоги - это не только экономическая, но одновременно и финансовая
категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем
финансовым отношениям и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения,
то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.
Выделяют, как правило, четыре основные функции налогов: фискальную,
регулирующую, контрольную и распределительную, а также две подфункции: стимулирующую
и воспроизводственного назначения.
Фискальная (или бюджетная) функция (фиск - государственная
казна) вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства
финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью
образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части
доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны
страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников
доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном
объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные
заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет
с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства,
что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп,
находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических,
социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию
возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного
бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных
задач.
Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги
активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают
или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный
спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла.
Таким образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства
посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных
сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие
рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения,
отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических
мер принадлежит налогам.
Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами,
вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует
решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс,
регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя
финансовые ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на
инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это
достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления
значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или
частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной
взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление
части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства
государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части
стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками
- агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти
реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного
процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая
функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным
их свойством.
Контрольная функция налогов как экономической категории
состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений
и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря
этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль
за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в
налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налогово-финансовых
отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов,
ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том,
чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном
объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов выражает
их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении
общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим,
что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные
функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров.
Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием
налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Множественность налогов, их различное назначение и построение
делают необходимой классификацию налогов. Существуют следующие критерии, используемые
для подразделения налогов: по способу взимания налогов; по субъектам-налогоплательщикам;
по характеру применяемых ставок, налоговых льгот; по источникам и
объектам налогообложения; по органам, устанавливающим налоги; в соответствии
с порядком введения налога; в зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется
налог; целевой направленностью введения налога и т.д.
По форме взимания различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество
налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения
возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого
налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный
налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество
физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование
доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота
товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации,
в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель.
Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или
услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает
с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые
затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами
на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя.
При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы
или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим
носителем налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного
налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные
пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам
финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект
достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик
налога. В этом случае следует выделить три группы:
налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог
на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке
наследования или дарения и др.);
налоги, плательщиками которых являются организации (налог на
имущество организаций, налог на прибыль организаций);
налоги, плательщиками которых являются организации и физические
лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику, за счет которого организации уплачивают
налоги, различают следующие налоги:
налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями
(НДС, акцизы);
налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество
организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль и организаций;
налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении
организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом
размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например,
транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении
величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество
организаций, налог на прибыль организаций и др.);
регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода
или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в
судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей
налоги делятся на:
общие;
специальные.
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд
государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные
от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных
в законе. Налог на прибыль, НДС - это общие налоги, а единый социальный налог -
специальный.
В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения
налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный
бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль
и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации - налог на прибыль, налог на имущество
организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет - налог на рекламу,
земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется
ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации "О Федеральном бюджете".
По времени уплаты налоги бывают текущие, единовременные
и чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение
всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо
деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный
налог - ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо
нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического
лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля,
ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях,
например, начало военных действий.
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации
заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах
налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, отдельных частных
изменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной
практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет,
были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства.
Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины
и другие обязательные платежи определяет Налоговый Кодекс Российской Федерации.
К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные
внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд
социального страхования.
Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить
основные принципы налогообложения.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII
в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом
Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде "Исследование о природе и причинах
богатства народов" (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими
принципами.
К основным принципам налогообложения в Российской Федерации относятся:
Принцип законности налогообложения;
Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
Принцип справедливости налогообложения;
Принцип публичности налогообложения;
Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
Принцип экономической обоснованности налогообложения;
Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства
о налогах и сборах;
Принцип определенности налоговой обязанности;
Принцип единства экономического пространства Российской Федерации
и единства налоговой политики;
Принцип единства системы налогов и сборов.
1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип
общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека
и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Налогообложение
- это ограничение права собственности, закрепленного в ст.35 Конституции РФ, но
ограничение законное, т.е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на
реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством
и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно
уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п.1 ст.3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст.57 Конституции
Российской Федерации, согласно новелле этой статьи "каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы". Кроме того, ч.2 ст.6 Конституции РФ устанавливается,
что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п.1 и
п.5 ст.3 НК РФ).
В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать
в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность
налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются,
по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям
(например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных
участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.
Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа
равенства всех граждан перед законом (ч.1 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз.1 п.2 ст.3
НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься
различно, исходя из социальных, расовых или национальных, религиозных и иных различий
между налогоплательщиками.
В развитие этих положений в абз.2 п.2 ст.3 НК запрещено устанавливать
дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости
от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской
Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован
в п.5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской
Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя
из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном
государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы
(часть 2 ст.6 и ст.57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство
должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации
налогов и сборов".
Впоследствии данный принцип был закреплен в п.1 ст.3 НК РФ, правда,
в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов):".При
установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате
налога исходя из принципа справедливости", т.е. налоги должны быть справедливыми.
При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму
догмы "с каждого налогоплательщика по его возможностям".
4. Принцип публичности налогообложения. Публичность
цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма),
налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран,
прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной
цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц - налогоплательщиков и общества
в целом. "Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию
налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков,
но и других членов общества"
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой
процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через
конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его
в ином порядке противоречит ст.57, ч.3 ст.75 Конституции Российской Федерации),
а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент
законопроектов. В России такое правило содержится в ч.3 ст.104 Конституции Российской
Федерации.
6. Принцип экономической обоснованности налогообложения.
Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков,
но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны
быть произвольными). В соответствии с п.3 ст.3 НК РФ "Налоги и сборы должны
иметь экономическое основание и не могут быть произвольными".
7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов
законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п.7 ст.3 НК РФ. В
соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности
актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности налоговой обязанности.
Он закреплен в п.6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства
о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно
знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
9. Принцип единства экономического пространства Российской
Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен
в ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.1 ГК РФ и п.4 ст.3 НК РФ. В
соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо
или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового
права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано
в абз.4 п.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта
1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом
субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных
прав человека и гражданина, закрепленных в ст.34 и 35 Конституции Российской Федерации,
обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой. Поэтому закрепленный
налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных
налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.
Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике
последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на
добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют
другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на
потребление (Япония). Сейчас НДС взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует
в США и Австралии,
где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.
В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый
вид косвенного налогообложения. В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен
в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии),
а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную
стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто
называют "европейским налогом", отдавая должное как самому месту появления
нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня
уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является
важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая
страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в "европейский"
бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции.
В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое
прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей
суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих,
с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику
в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.
Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису
Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с
оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако
в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать
"локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое
от Франции африканское государство Кот ди Вуар.
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым
налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке.
Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен.
НДС стал применяться лишь в XX веке.
В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических
и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных
налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция.
Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи
с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы,
которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет
собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог
с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж
послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период
I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара
от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого
товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей,
так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены
были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения
оборотов налогом с продаж.
С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие
снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I
Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет,
сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных
источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям,
был введен вновь.
Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование
механизма обложения данным налогом.
Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии
розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала.
Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более
быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств.
В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые
убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный
контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении
объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении
капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней
стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась.
Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению
налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать
весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957
году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно
которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы
в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила
НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести
данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог
на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива
Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы
обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.
Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991
году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства
стран-членов ЕЭС.
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его
жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог
на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января
1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон
ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на
добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на
производственные расходы (издержки).
В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому
в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную
стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного
косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран -
членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество,
необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную
стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились
в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия
в течение определенного времени.
Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения
Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного
косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления
в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте
функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста
популярности НДС являются:
возможность вступления в ЕЭС;
стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на
потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны
по сравнению с другими налогами;
НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью
технические средств и определенной системы документооборота.
НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной
торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.
Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран,
в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование
довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих
правил. С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств.
Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое
превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю
НДС приходится 45 % всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии
- 50 %. На его долю приходиться в среднем 13,8 % налоговых поступлений бюджетов
42 стран.
Та же тенденция наблюдалась и в России. С момента своего введения
НДС стал первым по значимости среди четырех главных налогов, обеспечивающих большую
часть налоговых доходов федерального бюджета.
В Российской Федерации НДС был введен в 1992 году для продукции,
производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на
ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном
порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного
превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование
ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.
Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших
до этого (с оборота и продаж). Для нашей страны особенно важно, что НДС свободен
от недостатков, присущих упраздненному теперь налогу с оборота. Налог с оборота
представлял собой часть централизованного чистого дохода государства, созданного
в сфере материального производства и используемого государством для дальнейшего
развития экономики и других общегосударственных нужд. Являясь твердо фиксированной
долей в цене товара, налог с оборота не зависел от колебаний себестоимости и выполнения
предприятием плана прибыли, обеспечивал устойчивое и регулярное поступление предусмотренных
сумм в госбюджет. Экономическая природа налога с оборота та же, что и прибыли; они
находились в органической взаимосвязи, дополняя друг друга, и представляли единую
стройную систему распределения чистого дохода. Попытки "исправить" недостатки
налога с оборота за 61 год его существования (он был введен в ходе финансовой реформы
1930 г.) предпринимались неоднократно. Но избавиться от них можно было лишь вместе
с самим налогом, что и сделано в конце 1991 года. Сегодня НДС в России является
не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части
бюджетов всех уровней государства.
Страницы: 1, 2
|