Налог на игорный бизнес в России и зарубежом
Налог на игорный бизнес в России и зарубежом
Содержание
Ввведение
1. Налог на игорный бизнес в
России
1.1 Объект налогообложения
1.2 Налогоплательщики
1.3 ФНС об игорном бизнесе
2. Игорный бизнес: зарубежная
практика
2.1 Тенденции игорного бизнеса
2.2 Реформы на острове
консерваторов
3. Законодательное регулирование
игорного бизнеса за рубежом
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Существующая
с незапамятных времен индустрия игорного бизнеса претерпевает значительные
изменения. Отдельно стоящие казино постепенно замещаются
более или менее масштабными казино-курортами, которые
становятся центрами досуга для всей семьи. В ряде стран, в том числе и в России,
принимаются новые законодательные акты, призванные урегулировать существующие
противоречия в развитии игорного бизнеса. Однако результат этих реформ, как и
при решении задачи из теории игр, может оказаться совсем неочевидным.
Спецификой
государственного регулирования игорного бизнеса в той или иной стране
определяется, в какой мере будет развиваться игорная отрасль. Негативный опыт
Турции, когда бесконтрольный рост игорных заведений привел к полному обнищанию
населения страны[1], показал, что контроль
над индустрией азарта со стороны государства просто необходим. Сейчас наряду с
Турцией, легальный игорный бизнес запрещен в Мексике и ряде мусульманских
стран. В других странах, к примеру, в США и Китае, игорная индустрия разрешена
только на части территории государства. В большинстве государств Европы этот
бизнес очень жестко регламентирован.
Я
считаю, что для России вопрос законодательного регулирования игорного бизнеса
имеет в настоящее время серьезное значение – все ожидают начала действия реформ
в 2009 году.
В
своем исследовании я бы хотел остановиться на вопросах законодательного
регулирования игорного бизнеса в России и мире, причем особое внимание будет
уделено США.
Основная
цель работы – всестороннее рассмотрение законодательных основ налога на игорный
бизнес в России в сравнении с опытом зарубежных стран, в частности США.
Задачи
исследования:
·
обозначение
основных моментов касательно налога на игорный бизнес в России
·
рассмотрение
мирового опыта в игорной индустрии
·
формулирования
выводов сравнения вышеуказанных систем.
1. Налог на игорный бизнес в России
1.1 Объект налогообложения
В
соответствии со статьей 14 Налогового кодекса (НК) налог на игорный бизнес
относится к региональным налогам и законом субъекта РФ и подлежит уплате на
территории того субъекта РФ, где принятым в соответствии с НК законом субъекта
РФ он введен в действие.
Рассмотрим,
что признается объектом налогообложения налогом на игорный бизнес, а что нет.
Согласно
п. 1 статье 366 НК
объектами налога на игорный бизнес признаются:
·
игровой стол;
·
игровой автомат;
·
касса
тотализатора;
·
касса букмекерской
конторы.
А.
Игровой стол – это
специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или
несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с
любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих
представителей участвует как сторона или организатор.
Игровое
поле – специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с
правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством
участников и только с одним представителем организатора игорного заведения,
участвующим в указанной игре.
Если
один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному
игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. Один игровой стол
с несколькими полями представляет собой один объект налогообложения и,
соответственно, регистрируется.
Б. Игровой автомат – специально
оборудованное (механическое, электрическое, электронное или иное техническое
оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое
для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных
играх представителей организатора игорного заведения.
Игровой
автомат с денежным выигрышем – специальное устройство, которое после внесения в
него денежной ставки предоставляет игроку право провести игру с возможностью
получения денежного выигрыша.
Электронный
игровой автомат с денежным выигрышем – игровой автомат, в котором результат
игры определяется электронной схемой под воздействием заложенной игровой
программы.
Игровые
автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. При этом
игровой автомат, входящий в данный комплекс, может иметь все основные блоки
игрового автомата, либо отдельные из вышеперечисленных блоков могут быть общими
для всего комплекса.
В
процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая
ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый
игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения
результата игры после сделанной ставки.
Несколько
игровых автоматов, объединенных в игровой комплекс, могут считаться отдельными
объектами налогообложения только при наличии одновременно двух условий:
·
игровая ситуация
одного игрока не должна зависеть от игровых ситуаций других игроков;
·
каждый игровой
автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры
после сделанной ставки.
В.
Касса тотализатора и
касса букмекерской конторы – специально оборудованное место у организатора
игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма
ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
При
организации тотализатора может создаваться сеть пунктов, объединенных в единую
систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также
выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок может
учитываться как централизованно, так и в самих пунктах этого тотализатора.
Если
организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму
выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном
подразделении, то объектом налогообложения будет являться касса тотализатора,
находящаяся в каждом территориально обособленном структурном подразделении
тотализатора. Если же организация тотализатора не позволяет учитывать общую
сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально
обособленном подразделении, объектом налогообложения будет являться касса
тотализатора, находящаяся в головном подразделении организации.
Аналогичный
подход используется в отношении букмекерской
конторы.
Деятельность,
не являющаяся объектом налогообложения налогом на игорный бизнес:[2]
А. Предпринимательская деятельность,
осуществляемая в компьютерной сети Интернет в виде проведения игр на деньги.
Игры на деньги, осуществляемые через
Интернет, очень похожи на деятельность организатора тотализатора.
Согласно точке зрения Минфина, обозначенной
в письме от 27 мая 2005 г. №01-02-03/03-233, при осуществлении
предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет – игр на деньги –
у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где
учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате,
иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в
статье 366 НК, также здесь не подходят.
Таким образом, налогообложение
предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет –
игр на деньги – главой 29 НК не регулируется. Другими словами, рассматриваемый
вид деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный
бизнес не облагается.
Б. Азартные игры, которые проводятся
посредством отправки-приема SMS-сообщений. В письме Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 сентября 2005 г. №03-06-05-07/28 сказано, что при проведении азартных игр посредством отправки-приема
SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами,
внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых
коммуникаций, телерадиовещания и т.д., и принимают участие в игре путем
отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры
победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором
игры – владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в
платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается
сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также
отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес,
предусмотренные в статье 366 НК.
В связи с этим предпринимательская
деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема
SMS-сообщений не является игорным бизнесом, следовательно, налогообложение
вышеуказанной деятельности производится в общеустановленном порядке.
В. Бильярдные столы, установленные в кафе. Как
правило, игра в бильярд не является азартной игрой. Азартными признаются основанные
на риске соглашения о выигрыше. Они заключаются между двумя или несколькими
участниками, в том числе и с организатором игорного заведения. Причем согласно статье 364 НК правила
устанавливает именно организатор игорного заведения. То есть для признания
бильярдных столов объектами налогообложения налогом на игорный бизнес, в таком
заведении должна быть касса тотализатора, где принимаются ставки и определяется
сумма выигрыша. При этом объектом налогообложения будет являться касса
тотализатора (пп. 3 п. 1 статьи 366 НК).
Г. Игры на деньги, осуществляемые через
Интернет. Согласно позиции Минфина, приведенной в письме от 27 мая 2005 г. №01-02-03/03-233 "О налогообложении игр на деньги в сети Интернет", при
осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет –
игр на деньги если у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное
место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая
выплате, иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес,
предусмотренные в статье 366 НК, также здесь не подходят, таким образом,
налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной
сети Интернет – игр на деньги, – главой 29 НК не регулируется.
Другими словами, рассматриваемый вид
деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный
бизнес не облагается.
1.2 Налогоплательщики
В
соответствии со статьей 365 НК[3] к плательщикам налога на
игорный бизнес относятся организации (российские и иностранные) и
индивидуальные предприниматели.
Причем
плательщиками налога на игорный бизнес считаются не все организации и
индивидуальные предприниматели, а лишь те, которые занимаются игорным бизнесом.
Игорный
бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода в
виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и заключение пари.[4]
К
самостоятельным плательщикам налога на игорный бизнес не относятся филиалы и
иные обособленные подразделения организаций. Иными словами, налогоплательщиком
может выступать только головная организация, филиалы и другие обособленные
подразделения лишь исполняют обязанность по уплате налога от имени организации
по месту их нахождения.
В
отношении плательщиков налога на игорный бизнес НК выделяет: организатора игорного
заведения и организатора тотализатора.
К
организаторам игорного заведения относятся организации или индивидуальные
предприниматели, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по
организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
Организаторы букмекерской конторы также именуются организаторами игорного
заведения. Организатор тотализатора – организация или индивидуальный
предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую
деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников
взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
Помимо
налога на игорный бизнес индивидуальные предприниматели, занятые в сфере
игорного бизнеса, платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом
налогообложения в данном случае будут являться доходы, полученные в результате
деятельности от эксплуатации игровых автоматов, игровых столов, касс
тотализаторов, касс букмекерских контор. Индивидуальные предприниматели,
занимающиеся игорным бизнесом, имеют право на профессиональный вычет, т.е. на
уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму уплаченного налога на игорный бизнес.[5]
Согласно
пп. 8 п. 3 статьи 149 НК плательщики налога на игорный бизнес не платят налог
на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении своей деятельности на
территории РФ.
Доход
налогоплательщиков от игорного бизнеса не облагается налогом на прибыль. Согласно
п. 9 статьи 274 НК "при исчислении налоговой базы не учитываются в составе
доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному
бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также
организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу,
обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности".
Кроме
того, отметим, что к плательщикам налога на игорный бизнес не применима упрощенная
система налогообложения.[6]
1.3 ФНС об игорном бизнесе
В соответствии с частью 1 статьи 16
Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(далее – Закон 244-ФЗ) имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при
условии их соответствия требованиям, установленным Законом 244-ФЗ, вправе продолжить
свою деятельность до 30 июня 2009 года.
Пунктом 4 статьи 5 Закона 244-ФЗ определено,
что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов)
могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном
Законом 244-ФЗ. Статья 9 Закона 244-ФЗ предусматривает создание игорной зоны на
территории Краснодарского края. Таким образом, размещение объектов игорного
бизнеса после введения в законную силу Закона 244-ФЗ (то есть с 1 января 2007
года) разрешено исключительно в игорной зоне. В иных случаях территориальные
налоговые органы не вправе регистрировать объекты игорного бизнеса.
Открытие новых игорных заведений
предполагает изменение адреса места осуществляемого лицензируемого вида
деятельности, что является основанием для переоформления документа,
подтверждающего наличие лицензии. Порядок переоформления лицензии определен Федеральным
законом от 08.08.2001 №128 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Присоединение игорных заведений и
организаций со всеми своими правами и обязанностями, прежде всего, со своим
адресом деятельности, в результате реорганизации к другой организации является
основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Законом 244-ФЗ определено, что со дня его
вступления в силу выдача новых лицензий на осуществление деятельности по
организации и проведению азартных игр прекращается.
При этом положения о запрете открытия
организаторами азартных игр, имеющих соответствующие лицензии на организацию и
содержание тотализаторов и игорных заведений, новых филиалов по месту
нахождения ранее действовавших игорных заведений, удовлетворяющих всем
нормативным требованиям, Законом 244-ФЗ не установлено.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона
244-ФЗ игорное заведение – здание, строение, сооружение (единая обособленная
часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно
деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих
азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности
по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным
играм услуг). Частью 6 статьи 4 Закона 244-ФЗ установлено, что деятельность по
организации и проведению азартных игр – деятельность, направленная на
заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр
и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими
участниками азартной игры.
Исходя из такого определения игорного
заведения и деятельности по организации и проведению азартных игр, при решении
вопроса о правомерности осуществления названной деятельности конкретным
организатором азартных игр следует выяснить ряд существенных обстоятельств. В
практике возможны случаи сноса строения и возведения на его месте нового
здания, смена названия игорного заведения в связи со сменой собственника либо
арендатора помещений, изменение вида деятельности, осуществляемого в ранее
действовавшем игорном заведении, и т.п.
Таким образом, вопрос о правомерности
осуществления организатором азартных игр лицензионной деятельности по месту
нахождения ранее открытых другими организаторами азартных игр игорных заведений
должен решаться в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.[7]
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 16
Закона 244-ФЗ в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых
автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов. Под
установкой игрового оборудования следует понимать подключение его к сети и приведение
в состояние, свидетельствующее о возможности его эксплуатации.
Статьей 366 Налогового кодекса Российской
Федерации определены объекты налогообложения и порядок их регистрации в
налоговом органе по месту установки, а также порядок выбытия каждого объекта
налогообложения.
Исходя из указанных выше положений
нормативных правовых актов, ФНС России сообщает, что территориальные налоговые
органы в случае соответствия игорного заведения на 01.07.2007 требованиям,
предъявляемым Законом, не вправе отказать в регистрации игрового оборудования
после его временного снятия лицензиатом с учета в налоговой инспекции по
причине его ремонта, ремонта игрового зала и т.п. При этом единовременно в
игровом заведении должны быть установлены не менее пятидесяти игровых автоматов.
2. Игорный бизнес: зарубежная практика
2.1 Тенденции игорного бизнеса
Европа
была первым из континентов, легализовавшим игорный бизнес. Это произошло еще во
времена Римской Империи. Сегодняшние формы европейского игорного бизнеса, его
управление и законодательное регулирование самые полные и многогранные. Игорная
деятельность разрешена практически во всех странах за исключением Сан-Марино,
Лихтенштейна и Кипра (греческая часть).
Практически
все виды азартных игр, проводящиеся в игорных заведениях (казино, игровые залы,
тотализаторы, букмекеры, бинго) легализованы и находятся в управлении частного
бизнеса. Существенные ограничения, в частности, государственная монополия на
отдельные виды азартных игр (организация азартных игр в казино) применяются в
Швеции, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Монако и т.д. Эксплуатация игровых
автоматов вне казино запрещена в Греции, Франции, Португалии, Монако и
Люксембурге.[8]
Государство
находит различные формы своего участия в европейском игорном бизнесе. В одних
странах оно напрямую участвует в бизнесе (Монако), в других частично, т.е.
занимается отдельными видами игорного бизнеса, например, казино, отдавая
остальные виды на откуп частным компаниям (Австрия, Финляндия, Швеция, Германия
(некоторые земли), Нидерланды). Есть страны, где государство полностью
самоустраняется от финансового участия в бизнесе, удовлетворяясь сбором
налоговых, лицензионных, таможенных и сертификационных поступлений и
осуществляя контроль (надзор) за игорным бизнесом (Болгария, Польша, Румыния,
Чехия, Словакия, Хорватия, Македония, Черногория).
Азия
– главный творец азартных игр. Первые игорные заведения появились в Японии и
Китае, а первые законы регулятивного характера были приняты в Макао еще в 1847
году.[9]
Сегодня
игорный бизнес доступен в Индии, Кипре (турецкая часть), Вьетнаме, Грузии,
Армении, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Камбодже, Мьянме, Непале,
Северной Корее, Южной Корее, Лаосе, Ливане, Макао, Гонконге, Монголии,
Филиппинах, Сингапуре, Шри-Ланке и Японии.
Практически
полностью запрещена игорная деятельность в Афганистане, Пакистане, Катаре,
Кувейте, Йемене, Бахрейне, Саудовской Аравии, Омане, Сирии, Бангладеш, Китае, Таиланде,
Бутане, Мальдивских островах, Иордании, Восточном Тиморе, Иране, Узбекистане,
Азербайджане и Турции. Во многих из этих стран легализованы лотереи, пари и
тотализаторы.
Игорный
бизнес Северной, Южной и Центральной Америки отличается от европейской модели.
Сегодня
игорный бизнес в той или иной форме разрешен в США, Канаде, Панаме, Коста-рике,
Арубе, Багамских островах, Белизе, Гватемале, Гондурасе, Доминике,
Доминиканской Республике, Никарагуа, Гаити, Сальвадоре, Тринидад и Тобаго,
Ямайке, Колумбии, Венесуэле, Суринаме, Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине,
Чили, Уругвае, Парагвае.
Ограничения,
в частности, невозможность открытия казино существует в Мексике и Бразилии.
Полностью под запретом игорный бизнес находится на Кубе. В некоторых странах
разрешен только игорный бизнес онлайн. Это Ангилья, Антигуа и Барбуда,
Антильские острова (Нидерландские), Барбадос, Виргинские острова (Британские),
Гренаде, Каймановы острова, Сент-Китс и Невис.
Африка
по-настоящему открывает двери игорному бизнесу в 1956 году с появлением первого
крупного казино в Марокко. Ранее в различных странах Африки, азартные игры
существовали и более того, регулировались законодательно. Сегодня большинство
африканских стран (более 30) легализовали игорный бизнес. В некоторых странах
существуют свои особенности. Например, в Северной Африке игорный бизнес
существует только в виде казино, которые могут располагаться исключительно в
отелях и управляться иностранными компаниями. Главной особенностью игорного
бизнеса в Африке является месторасположение игорных заведений: почти все
игорные заведения находятся в отелях. Запрещен законодательно или отсутствует
вовсе в Ливии, Алжире, Судане, Эфиопии, Эритрее, Сомали, Бурунди, Руанде, Западной
Сахаре и Нигере.
Австралия
и Океания – последний континент, легализовавший на своей территории игорный
бизнес. Особенностью законодательного регулирования на этом континенте является
его близость европейскому регулированию: первые законодательные акты Австралии
и Новой Зеландии разрабатываются на основе британской модели правового
регулирования игорного бизнеса.
Сегодня
игорный бизнес на этом континенте разрешен в Австралии, Новой Зеландии, Гуаме,
Палау, Новой Каледонии, Вануату, Соломоновых островах и Северных Марианских
островах. Запрещен – в Фиджи и Восточном Самоа.
За
рубежом с каждым годом все популярнее становятся многофункциональные комплексы,
совмещающие в себе жилой, торговой и развлекательный элементы. Игровая
индустрия, пробуя приспособиться к постоянно изменяющемуся рынку коммерческой
недвижимости, выбирает новые направления. Городские казино
постепенно уступают место более доходным и популярным казино-курортам
– таким образом, характеристики казино меняются на
прямопротивоположные. Из небольших по размеру они превращаются в мега-, из
узкопрофильных – в многопрофильные, из уединенных,
изолированных строений – в
оригинальные, выдающиеся здания. Изменяется и социальная направленность казино: из элитных клубов они превращаются в центры досуга для
всей семьи, кроме того, в наши дни казино гораздо больше
ориентируются на туристов.[10]
Крупнейшие
в мире казино-курорты – Лас-Вегас (США) и Макао (специальная
административная зона Китая, бывшая португальская колония). Лас-Вегас,
известный в первую очередь как центр игорного бизнеса, в 1990-е гг. претерпел
значительные изменения, превратившись в крупный курортно-развлекательный
комплекс, в котором индустрия игорного бизнеса является всего лишь частью, хотя
и немалой. В новое тысячелетие Лас-Вегас вошел с новинками высочайшего класса – неоклассическими или современными,
но, безусловно, роскошными по стилю мегакурортами, такими как “Мандалей Бэй” и
“Уинн”. Вот только некоторые обязательные характеристики для новых
мегакурортов: торговый центр, рестораны всемирно известных брендов,
конференц-центр, крытый и открытый бассейны, бильярдный зал, просторная детская
площадка, поле для гольфа, шоу-театр, центр красоты, здоровья и SPA, банки, медицинский центр и т. д.
Все эти составляющие формируют ядро многофункционального комплекса,
совмещающего в себе жилищную, развлекательную, торговую и ресторанную части.
Концепцию
развития азиатского центра игорного бизнеса в Макао разработали девелоперы
Лас-Вегаса, вдохновленные азиатским экономическим бумом и ростом турпотоков в
Макао из остальной части Китая. В Макао представлены такие всемирно известные
бренды, как Venetian, Sands, MGM и Wynn. Крупнейшее в Макао казино
-Sands Macaо недавно завершило расширение игрового зала.
Увеличение площади казино на 6000 кв. м позволило дополнительно разместить 273 игорных стола и 365 игровых автомата. Теперь общая
площадь казино составляет 21 274 кв.
м, а количество игровых столов –
740 – дает право назвать казино
Sands Macao крупнейшим в мире. Примечательно, что это первое в
Азии казино, управление которым осуществляет западная
компания – Las Vegas Sands. “Со дня открытия (май 2004 г.) наше казино, первое в Макао казино в стиле Лас-Вегаса, посетили 20 млн. человек”, – отмечает президент компании Sands Macao Марк Браун.
До
Sands Macao звание самого большого в мире казино
принадлежало казино Foxwood Resorts Casino в Ледьярде (Коннектикут, США), открывшемуся в 1986 г. Его площадь составляет 17 900 кв.
м, в казино более 7000 игровых автоматов и свыше 400 игорных столов.
Приобретают
все большую популярность и так называемые “индейские казино”.
В 1988 г. в США был принят закон “О регулировании
проведения азартных игр индейскими племенами”, устанавливающий основные нормы и
правила функционирования так называемых “индейских казино”.
По некоторым оценкам, на сегодня доходы от расположенных на территориях индейских
резерваций казино составляют до четверти совокупных
доходов игорной индустрии США. Немногочисленное коренное население Америки в
итоге получает не только рабочие места, но и возможность создать систему социального
обеспечения, медицинского страхования, получить образование и улучшить
инфраструктуру населенного пункта.
2.2 Реформы на острове консерваторов
Похоже,
деятельность игорного бизнеса подвергнется изменениям везде, включая даже самые
консервативные страны. В 2005 году в Великобритании был принят закон об игорном
бизнесе, в соответствии с которым изменяется порядок лицензирования и
регулирования в сфере игорного бизнеса. Кроме того, закон наделяет особыми
полномочиями в отношении регулирования игорного бизнеса территориальные органы
власти – дает им право выделять помещения и
земельные участки для заведений игорного бизнеса, а также делает их сферой
ответственности тотализаторы, игровые автоматы и лотереи.
Ранее
за эти виды игорного бизнеса отвечали региональные органы лицензирования.
Британские власти хотят избежать тенденции к размножению мелких казино, однако тем не менее число игорных заведений
автоматически увеличится. По данным на конец октября 2007 г., в дополнение к 139 уже существующим в Великобритании казино
должно быть открыто еще 111 новых.
В Британию устремились ведущие операторы игорного бизнеса, например компания Thistle Hotels, которой владеет малайзийский миллионер Кек Ленг Чан.
Группа подала заявку на открытие целых 16 казино, три из которых будут находиться в Лондоне, в отелях
одноименного бренда – Thistle Victoria, Thistle Hyde Park и Thistle Marble Arch.
Одна
из ведущих национальных сетей –
London Club также получила лицензии на открытие шести казино. Это вызвало интерес у одного из лидеров международного
игорного бизнеса – компании Harrah's Entertainment. В итоге последняя приобрела 83% акций London Club и, по данным агентства Assosiated Press, до конца года планирует взять под контроль все 100%
акций английской компании. “Солидный портфель собственности London Club на рынке игорного бизнеса Великобритании обеспечит Harrah's Entertainment уверенный старт на развивающемся
рынке игорного бизнеса Великобритании”, – заявил в этой связи президент Harrah's Entertainment Гарри Лавмен. Новые площадки гораздо
больше уже действующих под маркой London Club казино, поэтому их освоение увеличит
принадлежащие компании площадки под казино почти втрое,
с 15 800 до 40 900 кв. м.
3. Законодательное регулирование
игорного бизнеса за рубежом
Рассмотрим
более подробно опыт государственного регулирования игорного бизнеса в США. По
Конституции США игорный бизнес является исключительным делом Штатов.
Регулирование
игорного бизнеса в Неваде осуществляется на основании законодательства Штата.[11]
Регулирующие
органы:
·
Комитет по
политике в области игорного бизнеса (Gaming Policy Committee);
·
Комиссия по
азартным играм (Nevada Gaming Commission);
·
Совет штата по
контролю за азартными играми (State Gaming Control Board).
В
настоящее время в штате разрешены практически все существующие формы азартных
игр. Однако это не означает, что в любом месте штата можно построить казино или
открыть зал игровых автоматов. Решающее слово всегда принадлежит местным
органам власти, которые, в принципе, могут ограничить или вообще запретить
определенные игры на их территории. В Лас-Вегасе, например, территория игр
ограничена специальным кварталом. По общему правилу игры запрещены вблизи
церквей, школ, больниц, спортивных площадок, военных баз, а также в местах,
труднодоступных для полиции.
Практически
все организации, так или иначе связанные с игорным бизнесом, обязаны получить
определённые лицензии. Остановимся подробнее на некоторых видах лицензий.
Основной
лицензией, разрешающей заниматься непосредственно организацией и проведением
азартных игр, является лицензия оператора игорного бизнеса. Этот вид лицензий делится
на несколько подвидов:[12]
1.
Ограниченные лицензии (Restricted Gaming License). Данные лицензии выдаются
операторам, имеющим не более 15 игровых автоматов, им запрещается устанавливать
игровые столы и организовывать какие-либо другие виды игр. Владельцы этих
лицензий – это, как правило, владельцы небольших баров, ресторанов,
развлекательных центров. Любые вопросы, связанные с ограниченными лицензиями,
решает исключительно Комиссия по азартным играм. По состоянию на 30 сентября
2005 года в Неваде было выдано 2191 таких лицензий.
2. Неограниченные лицензии (Nonrestricted Gaming License). Эти лицензии подразделяются на два
вида: лицензии, позволяющие операторам иметь любое количество игровых автоматов
(N/R slots only); лицензии, позволяющие операторам иметь любое количество
игровых автоматов и игровых столов (N/R games & slots). Данные виды
лицензий выдаются после тщательного расследования, проведенного Советом. Совет
передаёт свои рекомендации Комиссии, которая принимает окончательное решение.
По состоянию на 30 сентября 2005 года в Неваде было выдано 131 “N/R slots only”
лицензия и 314 “N/R games & slots” лицензий.
3.
Специальные лицензии, позволяющие владельцам игровых автоматов размещать их в
заведениях (барах, ресторанах, клубах и т.п.) им не принадлежащих (Slot Route
Operator License). Обладатель такой лицензии сам договаривается с владельцем
помещения об условиях взаимовыгодного сотрудничества. К 30 сентябрю 2005 года
было выдано 55 таких лицензий.
Помимо
операторов игорного бизнеса, лицензированию подлежит деятельность производителей
и продавцов игорного оборудования. Более того, любое игорное оборудование,
поступающее на рынок, проходит обязательную проверку (математический тест, тест
на безопасность и прочие проверки). В настоящее время в Неваде зарегистрировано
99 производителей и 132 продавца игорного оборудования.
Лицензированию
подлежат все работники игорных заведений. Данные лицензии подразделяются на два
вида: для служащих, не занятых в игровом процессе, и для работников,
принимающих участие в игровом процессе (дилеры, питбоссы, менеджеры и другие работники).
Все
участники игорного бизнеса Невады, имеющие соответствующие лицензии, обязаны
неукоснительно соблюдать игорное законодательство штата, условия своих лицензий.
Не
менее разнообразно законодательство штата в области налогообложения игорного
бизнеса. Ставки налогов и сборов для операторов отличаются в зависимости от
вида их лицензий.
1.
Для операторов,
обладающих ограниченными лицензиями (не более 15 игровых автоматов),
устанавливаются следующие ставки: ежегодный сбор, составляющий 250 долларов с
каждого игрового автомата и квартальные сборы, которые подробно представлены в
таблице 1.
Таблица
1. Ежеквартальные сборы с игровых автоматов для владельцев ограниченных
лицензий[13]
Кол-во игровых автоматов
|
Сумма сборов, в
долларах США
|
1 игровой автомат
|
81.00
|
2 игровых автомата
|
162.00
|
3 игровых автомата
|
243.00
|
4 игровых автомата
|
324.00
|
5 игровых автоматов
|
405.00
|
6 игровых автоматов
|
546.00
|
7 игровых автоматов
|
687.00
|
8 игровых автоматов
|
828.00
|
9 игровых автоматов
|
969.00
|
10 игровых автоматов
|
1110.00
|
11 игровых автоматов
|
1251.00
|
12 игровых автоматов
|
1392.00
|
13 игровых автоматов
|
1533.00
|
14 игровых автоматов
|
1674.00
|
15 игровых автоматов
|
1815.00
|
2.
Операторы, имеющие неограниченные лицензии, обязаны ежемесячно производить
определённые отчисления, базирующиеся на сумме валового дохода заведения. С
первых 50000 долларов США – 3,5%, со следующих 84000 долларов США – 4,5%, далее
с суммы превышающей 134000 долларов США – 6,75%. Кроме этого, для них
установлены следующие ставки фиксированных сборов:
-
с игровых автоматов это – ежеквартальный сбор, составляющий 20 долларов США с
каждого игрового автомата; ежегодный сбор, составляющий 250 долларов США с
каждого игрового автомата;
-
с игровых столов: – ежегодные сборы, представлены в таблице 2; ежеквартальные
сборы, представлены в таблицах 3 и 4.[14]
Таблица
2. Ежегодные сборы с игровых столов для владельцев неограниченных лицензий
Количество игровых
столов
|
Сумма сборов, в
долларах США
|
1 игровой стол
|
100.00
|
2 игровых стола
|
200.00
|
3 игровых стола
|
400.00
|
4 игровых стола
|
750.00
|
5 игровых столов
|
1750.00
|
6-7 игровых столов
|
3000.00
|
8-10 игровых столов
|
6000.00
|
11-13 игровых столов
|
650.00 за каждый стол
|
14-16 игровых столов
|
1000.00 за каждый стол
|
17 и более игровых столов
|
16000.00 плюс 200.00
за каждый дополнительный стол свыше 16
|
Таблица
3. Ежеквартальные сборы с игровых столов для владельцев неограниченных
лицензий
Для операторов,
имеющих 10 и менее игровых столов
|
Количество игровых
столов
|
Сумма сборов, в
долларах США
|
1 игровой стол
|
12.50
|
2 игровых стола
|
25.00
|
3 игровых стола
|
50.00
|
4 игровых стола
|
93.75
|
5 игровых столов
|
218.75
|
6-7 игровых столов
|
375.00
|
8-10 игровых столов
|
750.00
|
Таблица
4. Ежеквартальные сборы с игровых столов для владельцев неограниченных лицензий
Для операторов,
имеющих более 10 игровых столов
|
Количество игровых столов
|
Сумма сборов, в
долларах США
|
1-16 игровых столов
|
125.00 за каждый стол
|
17-26 игровых столов
|
2000.00 плюс 1200.00
за каждый дополнительный стол свыше 17
|
27-35 игровых столов
|
14000.00 плюс 700.00
за каждый дополнительный стол свыше 27
|
36 и более игровых столов
|
20300.00 плюс 25.00 за
каждый дополнительный стол свыше 35
|
Помимо
вышеперечисленных налогов и сборов операторы игорного бизнеса обязаны платить
налог на зрелища, а также разнообразные местные и федеральные налоги.
Регулирование
игорного бизнеса, установленное в Штате Нью-Джерси, отличается от
установленного в Штате Невада. Игорный бизнес в Штате Нью-Джерси регулируется
законом о контроле за деятельностью казино. Регулирующим и лицензирующим
органом является Комиссия по контролю за деятельностью казино.[15]
Комиссия
выдает лицензии как на помещение, в котором ведется игорный бизнес, так и
лицензии сотрудникам, занятым в игорном бизнесе. Вместе с тем, сотрудники, занятые
исключительно обеспечением функционирования отелей, в которых располагаются
казино (горничные уборщицы и другие работники), комиссией не лицензируются. Контроль
за деятельностью казино осуществляет отделение по контролю за игорной деятельностью.
Комиссия имеет право отбирать лицензию, если она способствует чрезмерной экономической
концентрации (большое количество лицензий у одного лица).
Административные
правила, регламентирующие деятельность казино учитывают такие положения, как:
·
общее количество
лицензированных казино Штата;
·
общий метраж
казино;
·
количество
гостевых номеров;
·
количество
игровых автоматов;
·
количество
настольных игр;
·
чистый доход
казино.
Подводя
итог, можно сказать, что легализация азартных игр на речных судах оказала
реальную экономическую и социальную помощь некогда бедным штатам. В настоящее
время в этом бизнесе трудится около ста тысяч человек, сумма налогов и сборов
за 2004 год составила примерно 3 миллиарда долларов США.
Регулирование
игорного бизнеса, организованного индейскими племенами также имеет свои
особенности. Законодательство США всегда признавало за индейцами право на
самоуправление и самоопределение, за ними закреплена возможность учреждать
собственные формы властных органов, принимать законодательные акты,
реализовывать их, а также устанавливать свою судебную систему. Не является
исключением и право индейцев на проведение азартных игр. Федеральное
регулирование данного вопроса необходимо для разрешения конфликтов между
индейскими племенами, желающими организовать проведение азартных игр, и
властями штатов, на территории которых находились индейские резервации.
Закон
“О регулировании азартных игр, организуемых индейскими племенами”, принятый
Конгрессом США в 1988 году, явился компромиссом, между интересами штатов и
индейских племен. Суть его состоит в следующем, что азартные игры, организуемые
индейскими племенами, были разделены на три класса, порядок регулирования
которых различен.
Класс
1. В данный класс входят социальные игры с небольшим призовым фондом, а также
традиционные индейские игры. Регулирование игр этого класса является исключительной
прерогативой племен.
Класс
2. Включает в себя лимитированные карточные игры, лото и бинго, при этом
имеется специальная оговорка на то, что для данного класса запрещены любые
формы электронных игр. Регулирование игр второго класса входит в компетенцию
органов власти племен, однако эти игры могут проводиться только в тех штатах, в
которых вообще разрешены азартные игры. Если в штате разрешено каким-либо
компаниям проводить азартные игры, то индейские племена, имеющие земли в этом
штате, могут организовать на них игры второго класса не зависимо от мнения
властей штата. Однако законом предусматривается важная оговорка на то, что
законодательство штата, по регулированию игр, может частично распространяться и
на индейские игры. Так, проведение карточных игр второго класса должно
соответствовать определённым нормам (таким как, время проведения, размер
ставок), установленным законодательством штата; с другой стороны, законодательные
ограничения не распространяются, например, на такую игру как бинго.
Класс
3. В данный класс входят практически все существующие на территории США
азартные игры, то есть это, прежде всего, игры, проводимые в игорных заведениях
Невады и Атлантик-Сити, а также лотереи, пари и прочие игры. Для организации
игр третьего класса, как правило, создаются индейские казино (даже в тех
штатах, где обычные казино запрещены).
В
Австрии проблему государственного регулирования игорного бизнеса правительству
удалось решить, установив тотальный контроль над всеми игорными заведениями.
Способ контроля состоит в следующем, правительство учредило компанию
Osterrelchische Spielbanken AG (Casinos Austria), которая стала единственным
оператором игорного бизнеса Австрии. Компания полностью принадлежит австрийцам,
а основная доля компании – 70%, находится в руках государства, кроме этого
совладельцами являются банки, страховые компании, коммерческие организации.
В
заключении при анализе законодательств Великобритании, Германии, Голландии,
Италии и США необходимо выделить моменты, являющиеся общими для всех этих стран
и применимыми для России:[16]
1.
Функционирование
игорного бизнеса регулируется государственными и местными органами власти с
целью недопущения неконтролируемого развития бизнеса, его криминализации и
чрезмерного роста игорных заведений.
2.
Деятельность
игорных заведений является лицензируемой. Лицензия рассматривается как
привилегия. Ведется строгий учет выданных лицензий, при выдаче новых
принимается во внимание количество действующих игорных заведений.
3.
Порядок
лицензирования и регулирования деятельности игорных заведений определяется либо
законами Земель (Штатов), либо государственными законами. В случае определения
порядка лицензирования государственными законами в них закреплено положение о
согласовании месторасположения игорного заведения с местными органами власти.
Порядок лицензирования и регулирования содержит требования, относящиеся
непосредственно к данной сфере предпринимательства, а не общие, применимые к
любой сфере.
4.
Лицензия на право
деятельности игорного заведения выдается по конкретному адресу, при выполнении
определенных требований к помещению.
5.
Месторасположение
игорного заведения определяется местными органами власти (органами власти
Земли, Штата), либо согласовывается с ними.
Заключение
Игорный
бизнес в России в большей степени ориентирован на игровые автоматы. За пять лет
их количество возросло с 35 000 до 250 000, т. е. в семь с лишним раз. А вот российским
любителям онлайновых азартных игр остается играть совсем недолго. Госдума
приняла в первом чтении законопроект “О госрегулировании деятельности по
организации и проведению азартных игр”. Данный законопроект запрещает
организацию и проведение азартных игр с использованием информационных
телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи.
Законопроект
предусматривал создание до 1 июля
2007 г. четырех игорных зон, предназначенных для
застройки и развития городских и сельских поселений, на территории которых
будет разрешено действие игорных заведений. Основанием для открытия игорного
заведения в таких зонах станет специальное разрешение, выдаваемое сроком до
пяти лет и предоставляющее право одному организатору открыть одно игорное
заведение.
Согласно
законопроекту предъявляются определенные требования к компаниям, являющимся
организаторами игр. В частности, чистые активы такой компании должны составлять
не менее 600 млн. руб.; технологически заложенный
средний процент выигрыша каждого игрового автомата должен быть на уровне не
ниже 80%; площадь зоны обслуживания казино должна быть
не менее 800 кв. м, причем на ней должно быть
установлено не менее 10 игровых
столов. Площадь зала игровых автоматов должна составлять не менее 100 кв. м, размещая не менее 50 автоматов. Вместе с тем законопроект запрещает
размещение игорных заведений в объектах жилищного фонда, временных постройках,
киосках, а также в зданиях, в которых расположены детские, образовательные,
медицинские и санаторно-курортные учреждения. Все игорные заведения, не соответствующие
требованиям законопроекта, закрыты с 1 января 2007 г., а с 1 января 2009 г. прекратят действие игорные заведения, находящиеся вне
специальных игорных зон.
Что
движет российскими предприятиями игорной индустрии? По мнению Роберта Хеллера,
основными причинами развития российской игорной индустрии являются
переориентация с игорного бизнеса на игровой, получение доступа к глобальным
отраслевым рынкам и установление партнерских отношений с глобальными игровыми
брендами. Прогресс российской игорной индустрии налицо: всего за четыре года
доходы, аккумулируемые в этой индустрии, возросли, по данным Heller Gaming and Leasure, более чем в четыре раза – с $1,6 млрд
в 2002 г. до $6,6 млрд (прогноз) в 2007 г.[17]
На
трансформацию американских казино и завоевание
популярности мегакурортами, первый из которых – Mirage
был открыт в 1989 г., ушло более 15 лет. В России этого хотят достигнуть
за три года.
Таким
образом, можно увидеть, что в России прослеживаются тенденции, аналогичные
западным – создание крупных игровых зон. Законодательное же регулирование
налога на игорный бизнес остается исключительно обращенным на нашу
действительность.
Список использованной литературы
1.
Налоговый кодекс
российской федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими
в силу с 08.07.2006).
2.
В Турции может
возродиться игорный бизнес [Электронный ресурс]:
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] В Турции может
возродиться игорный бизнес [Электронный ресурс]:
#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Демьянов Р. Объект налогообложения налогом на игорный
бизнес и то, что объектом не является [Электронный ресурс]:
#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Налоговый кодекс российской федерации (часть
вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.07.2006).
[4] Демьянов Р. Регистрация
объекта налогообложения налогом на игорный бизнес [Электронный ресурс]: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] п.
1 статьи 221 НК.
[6] пп. 9 п. 3 статьи 346.12
НК.
[7] ФНС об игорном бизнесе [Электронный
ресурс]: #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Ковтун Е. Евгений Ковтун:
сегодняшнее состояние игорного бизнеса в мире (краткий обзор) // Большая игра.
– 2008. – №1.
[9] Там же.
[10] Шувалова Е. Вдали: Орел
или решка // Ведомости. – 2006. – №233 (1760).
[11] Law Master. Невада. Самый азартный
штат. Правовое регулирование азартных игр//Casino
Games. – 2006. – №1.
[12] Law Master. Игра и закон. Особенности
игорного бизнеса в США//Casino Games. – 2005. – №10.
[13] Минашкин А.В. Особенности
государственного регулирования игорного бизнеса за рубежом // Труды МЭЛИ:
электронный журнал [Электронный ресурс]:
www.meli.ru/e-magazine/vipusk_1/9_1v_minashkin.doc
[14] Минашкин А.В.
Особенности государственного регулирования игорного бизнеса за рубежом // Труды
МЭЛИ: электронный журнал [Электронный ресурс]:
www.meli.ru/e-magazine/vipusk_1/9_1v_minashkin.doc
[15] Law Master. Игра и закон. Особенности
игорного бизнеса в США. Казино на речных судах // Casino
Games. – 2005. – №11.
[16] Шварц Б. "Рабочий
момент" для налога на игорный бизнес [Электронный ресурс]:
#"#_ftnref17" name="_ftn17"
title="">[17] Ковалева О. Игра
в игорный бизнес продолжается // За рубежом. – 02.07.2008.
|