Налоги: социально-экономическое содержание
Налоги: социально-экономическое содержание
Налоги:
социально-экономическое содержание
В современном цивилизованном обществе налоги является
основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции
налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на
общественное производство, его динамику и структуру, на развитие
научно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше
возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых
предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный
характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой
обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в
государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и
социальные цели.
По своей экономической природе установление налогов носит
односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно
полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных
потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным.
Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства
совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат
налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не
противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются
государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений
налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру
обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для
государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать
налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний
государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан
и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов
общества, - с другой.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или
внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,
определенных законодательными актами.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны
государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого
затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов
управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено
экономически выраженное существование государства.
Налоги поступают в пользу органов государственной власти или
местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же
условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу
юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной
власти, административными учреждениями.
Целью взимания налогов является обеспечение государственных
расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с
которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело
характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это
правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.
Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственной
цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы
могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает
императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит
от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в
принципе, не ограничен.
Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое
присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда
присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и
пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять
основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их,
покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет
индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержек
учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило,
пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той,
которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя
свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового
заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако,
связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.
Пошлина не обусловливает существование государственного
органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот,
взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом
своих функций. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных
принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при
налогообложении.
Исторические
аспекты развития науки о налогах
На всем протяжении развития государственного устройства
общества происходило преобразование и совершенствование системы
налогообложения. В этой связи налоги являются категорией исторической.
В экономической литературе выделяют три основных этапа в
развитии системы налогообложения:
· 1 этап (начальный) - от древних
времен Римской империи до начала средних веков;
· 2 этап - XVI-XIX
вв.;
· 3 этап (современный) – XX-XXI вв.
Начальный этап характеризуется отсутствием теории о налогах
и финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе не
существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные
налоги, носящие субъективный характер. Так, например, существовали такие виды
налогов: налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный
налог, налоги на доходы, акцизы в виде сборов у ворот городов, налоги на
оснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов и др.
Основными направлениями расходования налоговых поступлений в
государстве являлись содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг
городов, строительство храмов, дорог, водопроводов и другие общественные
цели.
Второй этап характеризуется появлением современного государства
в Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и
обеспечивающих их сбор. Вместе с тем теории о налогах не существовало до конца XVIII века. В качестве основных налогов
выступали поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы,
таможенные пошлины, местные налоги.
В конце XVIII
века шотландским экономистом Адамом Смитом была создана научная теория
налогообложения. В ее основу легли четыре основных принципа, которые действуют
и в настоящее время:
· принцип справедливости, в соответствии с которым
налогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам;
· принцип определенности, согласно которому плательщику
заранее доводятся сведения о сумме, способе и времени уплаты налога;
· принцип удобства, требующий, чтобы налог взимался в
то время и таким способом, которые удобны плательщику;
· принцип экономии, состоящий в необходимости рационализации
системы налогообложения.
Третий этап развития налогового механизма (с начала ХХ
в.) характеризуется совершенствованием налогообложения по трем направлениям:
прямые налоги, косвенные налоги и пошлины. На этом этапе государство в полной
мере осуществляет свои функции по установлению и взиманию налогов и создает
специальные органы управления, выполняющие эти функции. Дальнейшее совершенствование
системы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка и
методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов,
сборов и отчислений, уточнения субъектов налогоплательщиков.
Налоги являются одним из важнейших инструментов рыночной
экономики, а поэтому опыт их использования в управлении хозяйством промышленно
развитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государств
СНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги
и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не
просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе
соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для
трудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либо
предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
Общая
характеристика налогов и их функции
Налоги являются обязательными платежами в бюджет,
осуществляемыми юридическими и физическими лицами в соответствии с
законодательными актами. Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных
государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по
поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального
дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных
потребностей.
Налоги имеют ряд отличительных особенностей:
· являются обязательными к уплате и
принудительными в изъятии;
· являются основным источником
формирования государственных доходов;
· возникают и функционируют в фазе
распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального
дохода;
· налоговые отношения носят
односторонний характер от налогоплательщика к государству.
В экономической литературе выделяются различные функции
налогов, в том числе характерные для рыночной системы:
· фискальная («фиск» - государственная казна), в ходе которой
формируются ресурсы государства для финансирования соответствующих расходов;
· контрольно-учетная, с помощью которой определяется эффективность
использования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств,
а также источники и направления использования финансовых ресурсов;
· распределительная, в соответствии с которой, с одной стороны, происходит
распределение и перераспределение доходов между различными уровнями
государственного бюджета, с другой - распределяется налоговое бремя между
различными категориями плательщиков;
· регулирующая, посредством которой государство целенаправленно
воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного
производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост
платежеспособности населения;
· стимулирующая, реализуемая через систему льгот, преференций с целью
создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития
определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от
формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог;
налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование
которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из
хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина,
налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). В промышленно развитых
странах налоговая структура такова: 37 процентов составляют прямые налоги, 31
процентов - косвенные и 22 процентов - взносы на социальное страхование.
По значимости различают общегосударственные и местные налоги.
Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных
органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный
бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных
бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории
регулирующих доходов.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и
специфические. Общие налоги используются на финансирование
текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без
закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги
имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или
отчисления в дорожные фонды).
По принципам построения выделяют следующие налоги:
· прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает
доход;
· регрессивный налог характеризуется взиманием более
высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е.
такой налог возрастает медленнее, чем доход;
· пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого
дохода (единая ставка для доходов любой величины).
В практике налогообложения используются следующие обязательные
элементы налогов:
· субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в
соответствии с законодательством обязано платить налог;
· объект налога - то, что подлежит налогообложению: имущество, ресурсы,
доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.;
· источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы,
проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом
обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы
юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек
обращения или цены реализованных товаров и услуг);
· ставка налога - фиксированная величина изъятия налога, установленная
законодательно в абсолютном или относительном измерении;
· срок уплаты налога - срок, в который уплачивается налог, устанавливается в
соответствии с законодательством;
· льготы по налогу - полное или частичное освобождение от уплаты налогов
через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из
налогообложения (могут быть постоянными или временными);
· денежные санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового
законодательства;
· административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям,
бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на
налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью;
занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного
ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов
по налогам;
· финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам
(предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение
фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие
запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым
платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства.
Налогоплательщики
и виды налогооблагаемой деятельности
Плательщик налога является основополагающим элементом, по
отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все
последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки,
льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве
налогоплательщиков признаны юридические и физические лица.
Юридические лица - это предприятия, организации, учреждения, имеющие
обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке, физические лица
- это граждане данного государства, иностранного государства и лица без
гражданства.
Признание субъекта в качестве налогоплательщика
означает возложение на него бремени обязательств перед налоговыми органами и
включение его в сферу косвенного государственного регулирования. Исключение
хозяйствующих субъектов из перечня налогоплательщиков, наоборот, дает им
большую экономическую свободу для ускоренного развития.
Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В ряде
случаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) но
другое лицо, которое становится реальным его носителем. Речь идет о механизме
прямого и косвенного налогообложения. При косвенном налогообложении оборотов по
реализации продукции, работ и услуг, когда сумма налога (акциз, НДС) включается
в реализационную цену, действительным плательщиком налогов выступает
потребитель.
Переложение уплаты имеет место и по прямым налогам. Например,
плательщиком налога на недвижимость является владелец дома, но если он сдает
свое имущество в аренду, то налог переносится на арендатора. Подобные ситуации
могут возникать при подоходном налогообложении. Экспертиза распределения
налогов на фактических налогоплательщиков имеет большое значение для
определения совокупного налогового бремени, от уровня которого зависит экономический
рост той или иной отрасли производства и развитие предпринимательской
активности.
Государства в законодательном порядке регламентируют границы
своих взаимоотношений с налогоплательщиками, определяют их права и обязанности.
В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей
налогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителем
налогоплательщика.
Налоговым агентом признается лицо, на которое налоговым законодательством
возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Представитель налогоплательщика - это физическое или юридическое
лицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.
Представителем юридического лица является руководитель предприятия, его
заместитель, главный бухгалтер и иные уполномоченные лица этого предприятия.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается лицо, уполномоченное
налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, хозяйственных
судах, других учреждениях, на основе нотариально удостоверенных договоров или
доверенности.
Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая
деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая
деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также
любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов
(прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности
можно определить основные виды:
· производственная деятельность;
· коммерческая деятельность;
· финансовая деятельность.
Производственная деятельность связана с производством продукции,
товаров, услуг, работ, подлежащих последующей реализации потребителям
(покупателям). В результате реализации продукта такой деятельности субъекты
хозяйствования получают выручку и прибыль. В основе коммерческой деятельности
лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.
Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных
финансовых услуг. Наиболее распространенными видами финансовых услуг являются:
· предоставление кредитов (ссуд),
кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций,
включая управление кредитами или кредитными гарантиями;
· осуществление банковского
обслуживания клиентов, в том числе операций связанных с ведением расчетных,
текущих, депозитных или иных счетов, а также операций, связанных с денежными
переводами, перечислениями, поручениями, долговыми обязательствами, чеками и
т.п.;
· осуществление операций, связанных с
обращением белорусской валюты или иностранной валюты, если такие операции не
имеют целей нумизматики, не связаны с реализацией валюты изготовившим ее
предприятием и не являются предметом услуг по хранению или инкассации валюты;
· осуществление операций, связанных с
обращением акций, облигаций, сертификатов, векселей или иных ценных бумаг или
их производных;
· осуществление операций по страхованию
и перестрахованию;
· привлечение денежных средств, ценных
бумаг, имущества юридических и физических лиц с целью последующего размещения
для получения дохода и т.п.
Разновидностью производственной, коммерческой и финансовой
деятельности является предпринимательская деятельность, которая
представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан,
направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего
имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.
Субъектами экономической деятельности и носителями налогов
выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без
образования юридического лица.
Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющую
своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или
моральных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетные
организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества,
религиозные, благотворительные, организации и т.п. Их доходы формируются
преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических
или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии
с зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщиками
указанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и
экономической деятельностью.
Основанием для возникновения у юридических и физических лиц
обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода,
прибыли, владение землей, строениями и т.п., то есть наличие объекта
налогообложения.
Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика
каждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его
отсутствии - Законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является
важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно
влияет на экономическое развитие страны. Именно объекты налогообложения, наряду
с налоговыми ставками и льготами, находятся в сфере прямых материальных
интересов налогоплательщиков и в немалой степени определяют их деловую активность.
В решении вопроса об установлении объектов налогообложения
проявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов.
Развитие налоговых систем всех государств шло по линии
использования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектов
налогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:
· доход;
· имущество (земля, капитал, прочая
недвижимость, предметы роскоши);
· передача имущества (наследство и
дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
· потребление (акцизы, налог с продаж,
налог на добавленную стоимость);
· ввоз и вывоз товаров (пошлины на
экспортные и импортные товары).
Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения
позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по
отношению ко всем налогоплательщикам.
Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые
могут быть предметами владения, пользования или распоряжения. В число материальных
объектов включатся любые вещи, в том числе электрическая, тепловая и
иная энергия, газ и вода. Нематериальными объектами считаются
интеллектуальная собственность, имущественные, авторские и иные аналогичные
права.
Под доходами (прибылью) понимается получение
средств налогоплательщиками как в денежной, так и в иной форме. Они включают:
· доходы (прибыль), полученные в
результате осуществления экономической деятельности;
· доходы (прибыль), полученные от
передачи прав на собственность;
· прибыль, полученную от сокрытого
участия в другом предприятии, например, выгоду от приобретения товаров по заниженной
цене у акционера или зависимого от него предприятия;
· средства, полученные в виде
финансовой помощи;
· средства, полученные в виде санкций
за нарушение условий договоров.
Под реализацией товаров, работ и услуг для
целей налогообложения оборотов признается передача права собственности на
товары, выполнение работ одним лицом другому или оказание услуг на возмездной
или безвозмездной основе. К реализации приравнивается также использование
товаров, работ и услуг внутри предприятия для собственного потребления, если
соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения, а
также обмен товарами (работами, услугами) и безвозмездная их передача другому
лицу.
Ввозом (вывозом) товаров на территорию страны считаются
пересечение товарами таможенной границы государства. Налогообложение данного
объекта контролируется таможенными органами.
Существует два источника, за счет которых может быть уплачен
налог - доход и капитал. Капитал в качестве источника уплаты
используется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствиях
или в других ситуациях, когда возникает угроза существованию предприятия. При
этом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств за счет
увеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источником может
служить чистый доход.
Налоговым законодательством определяется понятие доходов, и
устанавливаются их источники. Доходом признаются средства, получаемые
налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности. К ним
относятся:
· дивиденды и приравненные к ним
доходы;
· прибыль, распределяемая между
участниками налогового партнерства;
· процентный доход от долговых
обязательств любого вида; премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранее
реализованных с дисконтом; страховые премии; штрафы и пени за нарушение
договорных или долговых обязательств;
· доходы от использования авторских
прав, компьютерных программ, патентов, свидетельств, торговых марок и т.п.;
· доходы от сдачи в аренду имущества;
· доходы от прироста стоимости
имущества, полученные в результате реализации недвижимого имущества, акций,
облигаций, других ценных бумаг;
· вознаграждения за выполнение трудовых
обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
· пенсии, пособия, стипендии и другие
доходы.
Объект налогообложения и его источник могут совпадать
или не совпадать между собой. Например, выручка от реализации продукции, работ
и услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов;
прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и
других местных налогов и сборов.
Методы
построения налоговых ставок
В теории и практике налогообложения важное значение имеют
методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода начисления ставок:
твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на субъект либо объект
налога (например: ставка с 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства,
ставка за определенный объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном
выражении).
Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу либо
стоимости имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения.
Сумма налога возрастает с ростом объекта обложения (например: ставки по налогу
на прибыль, на недвижимость и т.п.).
Прогрессивные ставки - это ставки, которые увеличиваются с ростом объекта
обложения по установленной шкале (например: подоходный налог с граждан
взимается по прогрессивным ставкам в диапазоне от 9 до 30 процентов в
зависимости от дохода плательщика).
Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная:
· простая прогрессия означает рост ставки налога и распространение его на
всю сумму облагаемого дохода;
· сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к
определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки. Таким образом,
объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя
ставка.
Регрессивные ставки - это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.
Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует
зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями. Американский
экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к
росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превысит некую объективную
границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один
и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при
высокой, и при низкой налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговая
ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к
предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых
ставках, и, наоборот, с ростом налогов рост доходов в казну, как это ни
парадоксально, уменьшается, так как часть предпринимателей разорится, часть
уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. В этой связи многие
государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной,
а налоги - унифицированными, стабильными, гибкими и оптимальными.
Методы
налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов
Начисление налогов может
производиться двумя методами:
· некумулятивным, когда налоговая база облагается по
частям без нарастающего итога (чрезвычайный чернобыльский налог);
· кумулятивным, при котором исчисление налога производится
нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль).
Уплата налогов может
осуществляться тремя способами:
1.
по декларации
(расчетам по налогам), когда налогоплательщик обязан в установленный срок
представить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах
(подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщик
уплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальной
проверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с данными
бухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафные
санкции;
2.
по источникам
дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику
(дивиденды);
3.
при помощи
кадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии с
установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам
(земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).
В составе элементов налогового регулирования экономики
немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты
налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и
дифференцированными в зависимости от размеров платежей.
Налоговые
льготы
Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при
наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать
налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками
размере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных формах.
Наиболее характерными льготами являются:
· полное освобождение от уплаты налога
отдельных категорий плательщиков;
· изъятия или выведения из-под
налогообложения отдельных объектов;
· установления необлагаемого минимума;
· скидки или сокращения налоговой базы
на сумму определенных законом расходов налогоплательщика;
· снижение ставки налога;
· перенесение сроков исполнения
налогового обязательства в виде отсрочки платежа, рассрочки задолженности,
налоговых каникул, налогового кредита;
· налоговая амнистия как освобождение
налогоплательщика от финансовых санкций за допущенные нарушения налогового
законодательства.
Налоговые льготы определяют условия уменьшения, отсрочки
или полной отмены платежей и потому находятся в сфере особого внимания
налогоплательщиков.
Налоговое законодательство предусматривает предоставление
множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым
назначением их можно объединить в четыре группы.
· Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение
для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития
производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с
которыми связано вхождение предприятий в рынок;
· Социальные льготы, которые имеют целью облегчить
предприятиям решение социально-бытовых проблем;
· Экологические льготы, которые создают условия для
обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических
катаклизмов;
· Специальные льготы, которые имеют ограничительный
характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.
Благодаря льготам налоговый механизм обретает
гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам.
Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственные
пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать
интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую
активность предпринимателей и т.д. Однако, предоставляя льготы
налогоплательщикам, государство может не добирать запланированные поступления в
бюджет, а в некоторых случаях льготный режим позволяет неоправданно уклоняться
юридическим и физическим лицам от уплаты налогов.
|