Налоги в формировании государства
Налоги в формировании государства
План:
Введение
Глава I. Роль и
значение налогов в регулировании экономики
I.1 Сущность налогов, их виды и роль в
экономике государства
I.2 Принципы формирования налоговой системы
Глава II. Анализ налоговых поступлений в Кыргызской Республике
ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики
на современном этапе
II.2 Динамика поступлений прямых косвенных
налогов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие
и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник
доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги стали известны давным-давно,
еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными
потребностями.
В развитии
форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном
этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не
имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо
собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить;
процесс сбора налогов возлагался на город или общину.
На втором
этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений,
в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс
более или менее широкими рамками.
И, наконец,
третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления
и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения
государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют
роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Важное место отводится налогам,
как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную
экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую
политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка.
Среди экономических
рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное
место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко
использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на
негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Рассматривая
любую налоговую систему, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный,
эволюционный социальный феномен тесно связанный с состоянием экономики страны. Налоговая
политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований,
предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов
государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса,
влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса.
Применение
налогов является одним из экономических методой управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий
независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -правовой
формы предприятия. С помощью налогов, в частности прямых, определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Очевидно, что любому государству для выполнения
своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником
этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает
со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Именно таким
образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих
доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Особая роль
при этом отводится прямым налогам. Таким образом, налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того,
являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: гасить
возникающие "сбои" в системе распределения; заинтересовывать (или незаинтересовывать)
людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков
существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая
теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Актуальность
темы: В условиях перехода
от административно - директивных методов управления к рыночным резко возрастают
роль и значение прямых налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития
приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить
энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Подытоживая
все вышесказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности
этих данных для специалистов финансово-банковской сферы, студентов и всех интересующихся
экономическими проблемами в нашей страны.
В данной
работе была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе Кыргызской
Республике, в общем, и выяснить роль прямых налогов и их влияние на развитие экономики
Кыргызской Республики, в частности.
Глава I. Роль и значение налогов в регулировании экономики
I.1 Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства
Существование любого современного
государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает
это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый».
Данный принцип заложен и в кыргызском законодательстве: «Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы».
Налоги играют важнейшую роль
среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.
Сколько веков существует государство,
столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального
налогообложения.
Адам Смит сформулировал четыре
основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в
любой системе экономики:
1)Подданные государства должны
участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются
под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение
им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается
уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен ( срок уплаты, способ
платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть
так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно
меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать
из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор
требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть
суммы, которую приносит налог.)
Современные налоговые системы
используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной
целесообразности.
Налог - это обязательный платеж, поступающий
в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В силу традиций платеж, являющийся
налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним
из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении
плательщиков сборов.
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими
и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое
общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими
ей функциями.
Налог является индивидуально
безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного
принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются
законодательной властью в одностороннем порядке[1].
Совокупность разных видов
налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы,
образуют налоговую систему страны. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль),
стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических
и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров
и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В Кыргызстане основы
налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе КР.
Принципы налогообложения:
-справедливости - все субъекты должны ставиться
в равные условия;
- разумное сочетание прямых и косвенных
налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное
положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной
ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно
низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими
ставками изъятия;
- универсализация налогообложения, обеспечивающая,
во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов
собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во -
вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника
полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
- однократность обложения, состоящая в
том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз
за определенный законом период;
- научный подход к определению конкретной
величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит
субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход
исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых
в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению
- дифференциация ставок налогообложения
в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни
в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного
хозяйствования;
- стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения,
действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
- использование системы налоговых льгот,
реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно
реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам
прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков,
они едины для всех;
Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют
пять важнейшие функции:
1.
Обеспечение финансирования
государственных расходов (фискальная функция).
2.
Государственное регулирование
экономики (регулирующая функция).
3.
Поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп
с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
4.
Стимулирующая функция.
5.
Контрольная функция
Во всех государствах,
при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную
функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных
источников
доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения
культуры, здравоохранения, образования и др.
Налогам принадлежит
решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль
играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях,
нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую
государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в
каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы,
центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной
экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в
этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие
налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей
и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная
или перераспределительная
функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных,
так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ
— научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие
отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из
бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание
которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения[2].
Контрольная
функция налогов. Сущность
ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых
поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в
известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики
(юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные
законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение
сроков и полноты уплаты налогов явление частое.
Указанное
разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они
переплетаются и осуществляются одновременно.
I.2 Принципы формирования налоговой системы
Существование любого современного
государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает
это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый».
Данный принцип заложен и в кыргызском законодательстве: «Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы».
Налоги играют важнейшую роль
среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.
Сколько веков существует государство,
столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального
налогообложения.
Адам Смит сформулировал четыре
основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в
любой системе экономики:
1)Подданные государства должны
участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются
под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение
им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается
уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен ( срок уплаты, способ
платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть
так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно
меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать
из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор
требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть
суммы, которую приносит налог.)
Современные
налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической
и социальной целесообразности
Глава II. Анализ налоговых поступлений в Кыргызской Республике
ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы
Кыргызской Республики на современном этапе
В Кыргызской Республике, как
и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляется в условия
глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма
работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма
хозяйствования, несоразмерность роста эффективности труда и понижения доходов населения,
роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения, то
есть страна в силу существования множества причин оказалась не готова к переходу
к рыночным отношениям. При преобразовании экономики Кыргызстан столкнулся со следующими
болезнями экономики:
· Отсутствие элементарной дисциплины, порядка,
ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также
некомпетентности, низкого профессионализма и делового уровня многих руководителей
государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;
· Проведение общественно-экономических преобразований
без тщательно продуманной и обоснованной программы действий, их непоследовательности,
часто авантюристического эксперимента, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение
общественным мнением, объективными факторами экономического развития;
· Отсутствие оптимальной идеологии перехода
к новым отношениям, некомпетентности ее проводников на практике;
· Полный развал роли государства в регулировании
экономики, появление и расцвет таких элементов теневой экономики, как хищение, рэкет,
взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество и др.
В условиях рыночных отношений
возникает острая необходимость создания и функционирования сложной инфраструктуры,
служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется
по определенным правилам, вырабатываемым и действующим с учетом удовлетворения интересов
участников рыночного процесса. Все это обуславливает объективную необходимость в
постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики,
изыскание путей достижения высоких конечных результатов, рентабельности работы,
соблюдения деловой этики партнерских отношений.
Рыночная экономика также нуждается
в управлении, как и любая модель государственного устройства, но это управление
строится не на командах, а на экономических мерах воздействия и косвенного регулирования
с использованием в основном методом бюджетной, налоговой и денежно- кредитной политики.
Если бюджет нормальный, здоровый,
он "покрывает "государственные нужды, то есть обеспечивает содержание
не только органов управления и воспроизводства, но и тех сфер, которые государство
традиционно берет на себя обеспечение здравоохранения, образование, пенсионные вопросы,
социальную защиту и т. д. Осуществляемый переход к рыночным отношениям позволил
Правительству по новому посмотреть на многие привычные органы управления народным
хозяйством, изменить деятельность старых органов и создать новые организационные
структуры. Например, к числу последних относятся образование налоговых инспекций,
которые действуют на основе Закона "О государственной налоговой службе КР".
Их главная функция - соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.
С начала 1992 года, то есть
с момента появления в КР финансовых законодательств, первых систем налогообложения
и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего
становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной
системе как о сложившемся и устоявшемся экономическо-правовом явлении, весь ход
развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы
развития налогообложения. Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому
законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:
1) До принятия Налогового Кодекса;
2) После принятия Налогового Кодекса.
Первый этап, в свою очередь,
состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в
экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога
с оборота и его новоиспеченного "сателлита" (в 1991 году) - налога продаж
были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров)
и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям
рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном
ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения
на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.
Последующие 1992-1996 годы
серьезные изменения и дополнения были внесены в целях совершенствования налоговой
и бюджетной систем. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики на начало 1996 года,
представлен совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке с плательщиков- юридических и физических лиц на территории
страны. Действовавшая до июля 1996 года система налогов КР состояла из 12 республиканских
налогов и 12 местных налогов и сборов.
Все налоги, сборы и другие
платежи "питают" бюджетную систему страны. Существование большого количества законодательных
актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность
хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании.
Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков,
также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи с чем был введен Налоговый
Кодекс Кыргызской Республики (НККР).
История
создания государственной налоговой службы Кыргызской Республики начинается с Постановления
Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 «О государственной налоговой службе»,
в соответствии с которым в министерстве финансов СССР была создана Государственная
налоговая служба в составе Главной государственной налоговой инспекции Министерства
финансов СССР, Государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных
республик и государственных налоговых инспекций по АССР, краям, областям, районам
и городам.
В соответствии с
вышеуказанным Постановлением Совмина СССР совет министров Кыргызской СССР своим
постановление от 6 апреля 1990 года № 91 создал в системе Министерства финансов
Кыргызской СССР Государственную налоговую службу в составе Государственной налоговой
инспекции Министерства финансов Киргизской СССР и государственных налоговых инспекций
по областям, районам и городам.
Образование государственной
налоговой службы происходило на базе бывшего Управления государственных доходов
Министерства финансов и отделов госдоходов облфо, райфо и горфо.
С получением суверенитета
Указом Президента Кыргызской от 10 февраля 1992 года № УП-39 «Об образовании государственных
агентств и государственных инспекций при Правительстве Республики Кыргызстан» Государственная
налоговая инспекция была передана в ведение Правительства Кыргызской Республики
и стала называться в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента
Кыргызской Республики от 4 марта 1992 года № 23, Государственной налоговой инспекцией
при Правительстве Республики Кыргызстан.
В связи с принятием
Закона «О государственной налоговой службе Республики Кыргызстан» от 6 марта 1992
года распоряжением Президента Кыргызской Республики от 8 июня 1992 года № РП – 83
Налоговая инспекция стала называться «Государственная налоговая инспекция Республики
Кыргызстан».
Государственная налоговая
инспекция Республики Кыргызстан подчинялась непосредственно Правительству Кыргызской
Республики, а местные государственные налоговые инспекции – вышестоящим налоговым
инспекциям.
В 1994 году Налоговая
служба была передана в подчинение Министерству финансов Кыргызской Республики и
стала называться «Государственная налоговая инспекция при министерстве финансов
Кыргызской Республики». ныне она переименована в Государственный комитет по налогам
и сборам Кыргызской Республики
В Кыргызской Республике Государственный
комитет по налогом и сборам является единым государственным органом контроля за
соблюдением налогового законодательства и своевременностью уплаты налогов и других
платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, правильностью их исчисления.В
Кыргызской Республике за период 1991-1994 годов были введены Законы, регулирующие
основные налоги: "О налогах с предприятий, объединений и организаций",
"О налоге с населения", "Об иностранных инвестициях в Кыргызской
Республике", а затем и другие налоги, косвенно касающиеся вопросов налогообложения.
В результате сложилась громоздкая и неэффективная система, осложняемая частыми изменениями.
Это потребовало проведения налоговой реформы, основным этапом которой стало принятие
в 1996 году Налогового кодекса.
С 1 июля 1996 года вступил
в действие Налоговый кодекс, в результате которого были изменены законодательная
и экономическая основы налогообложения, а также организационная форма деятельности
налоговой службы. Администрирование налогов начало проводиться в Налоговом кодексе
по линии его унификации с международными стандартами и предусматривало принятие
многочисленных мер, позволяющих увеличить эффективность и беспрепятственность регистрации
всех налогоплательщиков. В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых
органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных
санкций, а также права и обязанности налогоплательщика.
В Налоговом кодексе предусмотрен
ряд экономических льгот, облегчающих положение налогоплательщиков, которые отсутствовали
в ранее действовавшем законодательстве, важнейшие из которых следующие:
- система увеличенных коэффициентов
амортизации, что позволяет увеличить необлагаемую прибыль и ускорить замену основных
фондов;
- принятие единой ставки налога
на прибыль;
- применение нового механизма
взимания налога на добавленную стоимость;
- обеспечение переноса потерь
прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства;
- уменьшение величины дохода,
облагаемого подоходным налогом.
Основной принцип в области
управления и контроля за налогами, заложенный в Налоговом кодексе, заключается в
обеспечении ответственности налоговой службы, которая определена единственным органом,
осуществляющим налоговое управление и контроль за исполнением налогового законодательства
в целях обеспечения эффективного сбора всех налогов.
Период действия Налогового
кодекса показал, что отдельные его положения требовали совершенствования, в связи
с чем начиная с 1996 года в Налоговый кодекс были внесены отдельные изменения и
дополнения, предусматривающие уменьшение размеров применяемых штрафных санкций,
пролонгацию убытков, связанных с экономической деятельностью, не на 5 лет, а в более
короткие сроки, снижение ставок подоходного налога с 40 до 27% и их количества с
6 до 4, установление нулевой ставки налог добавленный стоимости на поставки работ
и услуг, связанных с международными перевозками, и других
В целях поддержки малого предпринимательства
увеличен регистрационный порог налога на добавленной стоимости до 2,5 миллион сомов.
В целях упрощения налогообложения
малого и среднего бизнеса постоянно расширяется перечень видов предпринимательской
деятельности, осуществляемых физическими лицами на патентной основе.
Наряду с положительными изменениями
и дополнениями в Налоговый кодекс было также внесено более 500 поправок, в основном
усложняющих администрирование налогов, предоставляющих дополнительные льготы отдельным
или группе хозяйствующих субъектов. Такое частое изменение налогового законодательства
без предварительного анализа и в угоду отдельным категориям налогоплательщиков подрывало
стабильность налоговой системы, создавало трудности в ее администрировании и нарушало
целостность налоговой структуры.
Введенный с июля 1996 года
НККР является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым
действиям налогоплательщиков на территории КР, за исключением таможенных пошлин,
сборов, платежей, регулируемых таможенным законодательством. Следует отметить, что
в принятом НК были внесены множества изменений (более 200), которые продолжаются
и по сей день. Наиболее видными изменениями явились: отмена временного 5% налога
с розничного товарооборота, розничной торговли и оказания услуг населению, в виду
того, что взимание этого налога заметно тормозило экономическую активность, и, отмена
налога на производственное имущество(1,2%), так как обложение этим налогом существовавших
крупных производственных предприятий (завод им. Ленина, завод Ильбирс и т.д.) с
огромным производственным комплексом приводило к огромной сумме налога, а это, безусловно,
отражалось на цене продукции.
Таким образом, можно сказать,
что изменения в налоговой системе принимались, прежде всего, с целью ее совершенствования.
Кроме того в целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг в КР, в законодательное
собрание было внесено предложение, где предусмотрено освобождение от налога на прибыль,
доходов, получаемых от операций (владение, продажи, распоряжения и других видов)
с государственными ценными бумагами.
К наиболее важными кардинальным
изменениям, произошедших с введением Налогового Кодекса по видам налогов до 2009
года, можно отнести:
1) По налогу на прибыль. Основной целью раздела "Налог на
прибыль" является устранение антистимулов, тормозящих развитие бизнеса. В этом
разделе упорядочены и систематизированы различные виды доходов, подлежащих включению
в состав совокупного дохода, и введена система вычетов из совокупного дохода.
2) Система учета налога на прибыль увязывается
с условиями, которые сложились в Кыргызской Республике. Наряду с методами начислений,
которые лучше всего подходят для среднего и крупного бизнеса, в настоящее время
разрешается использование и кассового метода. К основным изменениям по налогу на
прибыль относятся:
· Принятие единой ставки налога на прибыль
в размере 30%, вместо ранее действовавших различных ставок.
· Принципиально новым по налогу на прибыль
по сравнению с действующим, где ставки составляли от 15 до 50% в зависимости от
вида деятельности, является внедрение концепции, предполагающей равноправие всех
объектов хозяйственной деятельности (единая ставка в размере 30%). Это позволит
упорядочить контроль и учет налоговых органов и предприятий.
3) Включение в состав расходов, связанных
с получением доходов, затрат на предоставление материальных льгот работающим (ранее
не включаемые). Главное внимание здесь уделяется уточнению состава затрат, и в первую
очередь, амортизационным отчислениям. Эти отчисления должны стать реальным источником
для восстановления производственных фондов предприятий. Одним из важных моментов,
облегчающих положение налогоплательщиков, является пролонгация убытков прошлых лет
для всех отраслей народного хозяйства сроком до 5 лет.
4) Применение увеличенных коэффициентов амортизации,
что позволило хозяйствующим субъектам уменьшить налогооблагаемую прибыль и своевременно
обновлять свой производственный потенциал. Представлены значительные льготы коммерческим
банкам. Так, статьей 104 НККР "Резервы для погашения банковских убытков"
установлена норма, согласно которой покрытие потенциальных кредитных и лизинговых
потерь формируется до налогообложения, и его размер составит 10%. То есть фактически
этими двумя статьями налогооблагаемая прибыль банков снижается на 25%.
5) Обложение доходов предприятий, полученных
по процентам от вкладов в банках снижено с 30-50 до 15%, а снижение ставок налогов
на дивиденды и проценты, выплачиваемые юридическим лицам, с 15 до 5%.
Известно, что некоторые
отрасли промышленности (например, горнодобывающая) являются фондоемкими, и порядок
исчисления амортизации, предусмотренный в Налоговом кодексе, не позволяет им в короткий
срок восстановить основные средства. Они морально и физически устаревают, и снижается
эффективность их использования. В связи с этим возникает необходимость применения
в таких отраслях отдельных схем ускоренной амортизации для целей налогообложения.
Сейчас уже внесены поправки в соответствующую статью Налогового кодекса.
20 октября 2008 года Президент Курманбек
Бакиев подписал Налоговый кодекс Кыргызской Республики.
В данном законе детально прописаны и
изложены принципы налогообложения, система и виды налогов, права, обязанности и
ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, упрощены налоговые процедуры
и методы расчета налогов, а также вдвое
сокращено количество налогов — с 16 до 8.
Следует особо отметить, что в новом
Налоговом кодексе введен и прописан принцип,
согласно которому налоговые органы страны могут осуществлять свои действия только
в том случае, если эти действия разрешены кодексом, а налогоплательщики, в свою
очередь, могут действовать во всех случаях, которые не запрещены данным Налоговым
кодексом.
Также предусмотрена возможность для
налогоплательщиков предоставлять налоговые
отчетности в электронной форме с использованием сети Интернет без
непосредственного контакта с представителями налоговых органов.
В тоже время налоговые органы обязаны не только контролировать
исполнение налогового законодательства, но и оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими
этих обязательств. Что касается бланков налоговой отчетности, то они предоставляются
налоговыми органами бесплатно.
Помимо этого установлены сроки давности для налоговых целей
— начисление или пересмотр суммы налоговой задолженности налогоплательщика может
быть проведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем
кодексе ограничений по сроку давности не установлено). В тоже время возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть
произведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в
действующем кодексе 3 года).
Введена классификация налоговых проверок, которые делятся на документальные проверки (плановые, внеплановые и перепроверки)
и камеральные проверки. А при планировании налоговых проверок налоговые органы обязаны
учитывать вероятность неуплаты налогов. Поэтому в новом Налоговом кодексе предусмотрена методика анализа оценки рисков неуплаты
налогов, как основание для проверки, а также определены механизмы
и случаи начисления налоговых обязательств налогоплательщика на основе косвенных
и расчетных методов определения налоговой базы.
С другой стороны, введены ограничения на проведение перепроверок налогоплательщиков
— перепроверка может быть проведена в случае мотивированного заявления уполномоченного
лица налогового органа, с указанием причин, по которым документы не были проверены
ранее. При этом перепроверка должна быть
проведена уполномоченным лицом налоговых органов, не участвовавшем в налоговой проверке, результаты которой
перепроверяются.
Также предусмотрен механизм помощи налогоплательщикам
по соблюдению требований налогового законодательства при заполнении налоговой отчетности.
В частности, он реализуется с помощью камеральных проверок, которые направлены на
выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при составлении налоговых отчетов
с целью предупреждения доначисления штрафных санкций при проведении налоговых проверок.
Помимо этого установлены общие принципы привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения. Например, никто не может быть привлечен
дважды к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
В новом Налоговом кодексе упрощены налоговые процедуры представления отчетности
и уплаты налогов — количество ежемесячной и квартальной отчетности
и сроки уплаты налогов сокращены более
чем в 3 раза. Что касается ставки НДС, то она сокращена с 20 до 12 процентов. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих
по упрощенной системе налогообложения, снижена
с 10 до 6 процентов.
Страницы: 1, 2
|