Налогообложение экспортно-импортных операций в Российской Федерации
Налогообложение экспортно-импортных операций в Российской Федерации
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
Государственный Торгово-Экономический Университет
Тульский
филиал
(Тульский
филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)
Курсовая
работа
Налоги и
налогообложение
«Налогообложение экспортно-импортных
операций в Российской Федерации»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Гайдукова О.Л.,
заочной формы обучения
Проверила:
к. э. н., доцент
Калугина Д. С.
Тула 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
1.2 Налогоплательщики
1.3 Объект налогообложения
1.4 Особенности налогообложения при экспортно-импортных
операциях
1.5 Порядок определения налоговой базы
1.6 Налоговый период и налоговые ставки
1.7 Порядок исчисления НДС и налоговые вычеты
1.7.1 Порядок исчисления НДС
1.7.2 Налоговые вычеты и порядок их применения
1.8 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость
1.9 Порядок и сроки уплаты
1.9.1 Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет
1.9.2 Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет
ГЛАВА 2. АКЦИЗЫ
2.1 Экономическая необходимость и сущность акцизного
налогообложения
2.2 Налогоплательщики акцизов
2.3 Объект налогообложения
2.4 Особенности налогообложения при перемещении подакцизных
товаров через таможенную границу РФ
2.4.1 Особенности налогообложения при импорте
2.4.2 Особенности налогообложения при экспорте
2.4.3 Акциз при экспорте алкогольной продукции и сигарет
2.4.4 Экспорт подакцизных нефтепродуктов
2.5 Особенности определения налоговой базы при перемещении
подакцизных товаров через таможенную границу
2.6 Налоговый период и налоговые ставки
2.7 Порядок возмещения
2.8 Сроки уплаты налога
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА
2011-2013 ГГ.
3.1 Причины двойного налогообложения
3.2 Методы избежания двойного обложения
3.3 Основные направления налоговой политики в области
косвенного налогообложения на 2011-2013 гг.
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ
АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФНС РОССИИ ДОХОДОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2007-2009 ГГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Актуальность темы исследования.
По мере интеграции России в мировое хозяйство, все более важным и
результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные
операции. В сферу международной торговли вовлекается все больше предприятий,
подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики и самостоятельного
освоения внешнего рынка. Государство использует налоги в качестве важнейшего
инструмента государственного регулирования и стимулирования. Поэтому вопрос о
дальнейшем совершенствовании системы налогового регулирования экспортно-импортных
операций выступает необходимым и обязательным условием эффективного
государственного регулирования внешней торговли. Налогообложение внешнеторговых
операций приобрело в последние годы особую значимость для отечественной
экономики, особенно возросла его фискальная роль. По данным Таможенной
статистики, методы налогового регулирования экспортно-импортных операций
становятся важным инструментом влияния на конкуренцию на внутреннем рынке, в связи,
с чем чрезвычайно актуальны вопросы о путях интеграции отечественной экономики
в мировое хозяйство, комплексной разработки эффективной политики в сфере
регулирования внешней торговли, концептуальных подходов стратегии развития
налогообложения экспортно-импортных комплексных операций. Все это
свидетельствует о чрезвычайной важности научного решения проблем в сфере
налогового регулирования экспортно-импортных операций, что и определяют
исследования. Роль налогового регулирования экспортно-импортных операций в
экономике современного государства обусловила внимание ученых к исследованию
проблемы функционирования налогов при операциях экспорта и импорта. Результаты
этих исследований нашли отражение в зарубежной и отечественной литературе. Все
вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, что определило
цель, задачи и предмет исследования.
Целью курсовой работы
является анализ теоретических и практических основ организации налогового
регулирования экспортно-импортных операций, выявление закономерностей ее
функционирования.
Задачи исследования:
раскрыть экономическое содержание налогового регулирования, его принципы и
методы в системе государственного регулирования экспортно-импортных операций;
рассмотреть теоретические аспекты проведения налоговой политики применительно к
сфере экспортно-импортных операций; проанализировать механизм функционирования
налогов и сборов, применяющихся при экспортно-импортных операциях, показать
пути устранения отдельных недостатков исчисления и взимания выше обозначенных
платежей; определить возможности и пути совершенствования системы налогового
регулирования экспортно-импортной деятельности в России.
Объектом исследования
выступает действующая система налогообложения экспортно-импортных операций в
Российской Федерации.
Теоретическая и
информационная база. При подготовке курсовой работы автор опирался на работы
ведущих российских ученых и зарубежных исследователей в области теории и
практики проблем налогообложения экспортно-импортных операций, а также
положения Налогового кодекса, Таможенного кодекса, опубликованные материалы Минфина
РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной таможенной
службы РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной
статистики, законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
налог операция экспорт
импорт
Глава
1. Налог на добавленную стоимость
1.1 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
Развитие теории и
практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида
налога – налога на добавленную стоимость (НДС).
Можно сформулировать, по
крайней мере, три отличительные особенности НДС.
Во-первых, в облагаемый
оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное
отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка
которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех
стадиях его продвижения).
Во-вторых, облагаемый
оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в
составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается
в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к
цене закупок плательщиком.
НДС является
многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает
налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар.
При рассмотрении экономической
природы налога, предлагается выделять «НДС горизонтальный» и «НДС
вертикальный». Горизонтальный НДС – это налог по конкретной (единичной)
гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС – это итоговая сумма налога за
некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых
сделок.
Сегодня НДС в России
является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании
доходной части бюджетов всех уровней.
1.2
Налогоплательщики
При ввозе товаров на
территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо,
определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом
случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации.
1.3 Объект налогообложения
Ввоз товаров на
территорию РФ в соответствии с налоговым законодательством приравнивается к
реализации товаров (работ, услуг) и подлежит обложению НДС.
Объектом обложения
налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для
целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и
(или) их количество. (ст. 322)
Таможенная стоимость
товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной
стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в
таможенный орган при декларировании товаров.(ст. 323 п.1)
Заявляемая декларантом
таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее
определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной
информации. (ст. 323 п.2)
Не подлежит
налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) согласно статьи 150 НК
РФ ввоз на таможенную территорию РФ:
1) товаров (за
исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи
(содействия) РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с
Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи
(содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по
платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением
безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
2) медицинских товаров
отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому
Правительством РФ (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических
изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть
использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации
инвалидов; очков, за исключением солнцезащитных, линз и оправ для очков, за
исключением солнцезащитных), а также сырья и комплектующих изделий для их
производства;
3) материалов для
изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики,
профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню,
утверждаемому Правительством РФ; Перечень утвержден постановлением
Правительства РФ от 29 апреля 2002 года. № 283);
4) художественных
ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии
с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального
наследия народов Российской Федерации;
5) всех видов печатных
изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по
международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых
специализированными государственными организациями в целях осуществления
международных некоммерческих обменов;
6) товаров, произведенных
в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных
участках, являющихся территорией иностранного государства с правом
землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического
оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве
вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных
природных алмазов;
9) товаров,
предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и
приравненных к ним представительств, а также для личного пользования
дипломатического и административно-технического персонала этих
представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
10) валюты РФ и
иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за
исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг —
акций, облигаций, сертификатов, векселей;
11) продукции морского
промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями
(организациями) РФ;
12) судов, подлежащих
регистрации в Российском международном реестре судов.
13) товаров, за
исключением подакцизных, перемещаемых через таможенную границу РФ в рамках международного
сотрудничества РФ в области исследования и использования космического
пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.
Рассмотрим особенности
налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ. При ввозе
товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного
режима налогообложение производится в следующем порядке:
1) при выпуске для
свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме;
2) при помещении товаров
под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от
уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему, возвращены в
связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном
таможенным законодательством РФ;
3) при помещении товаров
под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной
торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в
пользу государства, перемещения припасов НДС не уплачивается;
4) при помещении товаров
под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается
при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в
определенный срок;
5) при помещении товаров
под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное
освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным
законодательством РФ;
6) при ввозе продуктов
переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной
территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в
порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
7) при помещении товаров
под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в
полном объеме.
При вывозе товаров с
таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:
1) при вывозе товаров с
таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается.
Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под
таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в
соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под
таможенный режим свободной таможенной зоны;
2) при вывозе товаров за
пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при
ввозе на таможенную территорию РФ суммы НДС возвращаются налогоплательщику в
порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
3) при вывозе товаров,
перемещаемых через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения
припасов, НДС не уплачивается;
4) при вывозе товаров с
таможенной территории РФ в соответствии с иными по сравнению с вышеуказанными
таможенными режимами освобождение от уплаты НДС и (или) возврат уплаченных сумм
НДС не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством
РФ.
При перемещении
физическими лицами товаров, предназначенных дли личных, семейных, домашних и
иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд,
порядок уплаты НДС, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, определяется ТК РФ.
В случае если в
соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и
таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров,
взимание НДС с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на
территорию РФ, осуществляют налоговые органы РФ. Объектом налогообложения в
таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на
территорию РФ, включая затраты на их доставку до границы РФ. НДС уплачивается
одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия
на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ. Порядок уплаты НДС на
товары, перемещаемые через таможенную границу РФ без таможенного контроля и
таможенного оформления, определяется Правительством РФ.
1.5 Порядок определения налоговой
базы
Особый порядок исчисления
налоговой базы установлен налоговым законодательством при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ.
Порядок определения
налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
установлен статьей 160 НК РФ.
Фактически нормами статьи
160 НК РФ уточняется порядок определения налоговой базы при перемещении товаров
через таможенную границу Российской Федерации, установленный статьями 150 – 152
НК РФ. Особенность статьи 160 НК РФ заключается в том, что она практически не
содержит отсылочных норм, допускающих расширительное толкование. В каждом
случае, когда существуют особенности формирования налоговой базы,
соответствующие пункты статьи 160 НК РФ однозначно определяют состав расходов,
включаемых в налоговую базу.
В общем случае при ввозе
товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база
определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащих уплате
таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).
При ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации, продуктов переработки товаров, ранее
вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации
в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории,
налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Если в составе одной
партии ввозимых товаров присутствуют как подакцизные товары, так и
неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой
группы этих товаров. Аналогично исчисляется налоговая база, если в составе
партии ввозимых товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее
вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки.
В случае, если в
соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и
таможенное оформление ввозимых на территорию РФ товаров, налоговая база
определяется как сумма:
– стоимости приобретенных товаров,
включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ;
– подлежащих уплате акцизов (для
подакцизных товаров).
Налоговая база при ввозе
российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны,
на остальную часть таможенной территории РФ либо при передаче их на территории
особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны,
определяется с учетом особенностей, предусмотренных таможенным
законодательством.
1.6 Налоговый период и налоговые ставки
Рассмотрим статьи главы
21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ.
Статья 164 данной главы
закрепляет порядок применения налоговой ставки 0% при реализации товаров
(работ, услуг).
Следует иметь в виду, что
налоговую ставку 0% в отношении товаров (работ услуг) вправе применять
организации и индивидуальные предприниматели, за исключением:
- организаций, перешедших
на упрощенную систему налогообложения;
- организаций и
индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход для
определенных видов деятельности;
- организаций и
индивидуальных предпринимателей, получивших освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК.
Кроме того, имущественные
права, нематериальные блага, интеллектуальная собственность и т.п. товаром для
целей налогообложения не признаются и обложение по налоговой ставке 0%
указанных объектов гражданских прав не производится.
Налогообложение по
налоговой ставке 0% производится при реализации следующих товаров (работ,
услуг):
1. Товаров (за
исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа,
которые экспортируются на территории государств — участников Содружества
Независимых Государств), помещенных под таможенный режим экспорта при условии
их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и
представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК.
Статьей 13 Федерального
закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах” (далее — Закон № 118-ФЗ) предусмотрено:
- до 1 июля 2001 г.
реализация товаров (работ, услуг) в государства — участники СНГ приравнивается
к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Разъяснения порядка обложения НДС реализации товаров (работ, услуг) в
государства — участники СНГ до 1 июля 2001 г. и перечень государств —
участников СНГ, реализация товаров (работ, услуг) в которые подлежит обложению
НДС, приведены в Письме МНС России от 10.04.2001 г. № 03-5-09/1111/43-И349;
- при ввозе на территорию
Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств —
участников Содружества Независимых Государств, НДС таможенными органами
Российской Федерации не взимается. При реализации указанных товаров на
территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке,
предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств — участников
СНГ, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие
части второй Налогового кодекса.
Начиная с 1 июля 2001 г.
при реализации товаров хозяйствующим субъектам государств — участников СНГ (за
исключением нефти, стабильного газового конденсата и природного газа) должна
применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 0%. Данное
требование закреплено в Письме МНС России от 29.06.2001 г. № ВГ-6-03/502@).
Подтверждение
обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при
реализации указанных выше товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии
со ст. 165 и 176 Налогового кодекса.
Обращаем внимание, что в
соответствии с Федеральным законом от 22.05.2001 г. № 55-ФЗ с 1 июля 2001 г. во
взаимной торговле с Республикой Беларусь сохраняется существовавший до этой
даты порядок взимания НДС и акцизов, предусмотренный ст. 13 Закона № 118-ФЗ.
2. Работ (услуг),
непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных выше
(п. 1).
В соответствии со ст. 38
НК РФ:
- работой для целей
налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное
выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации
и (или) физических лиц;
- услугой для целей
налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют
материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления
этой деятельности.
Данное положение
распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке
и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров, выполняемые российскими
перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по
переработке товаров, помещенных под таможенные режимы, переработки товаров на
таможенной территории и под таможенным контролем.
При этом п. 37.2
Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом
МНС России от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447 (далее — Методические рекомендации)
уточнено, что налоговая ставка 0% в период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г.
распространяется только на работы (услуги) по сопровождению (в том числе
экспедированию), транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за
пределы территорий государств — участников СНГ товаров.
Следовательно, указанные
виды работ (услуг), связанные с товарами, экспортируемыми на территории
государств — участников СНГ за период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г.,
облагаются НДС по ставке 20%.
Обращаем внимание, что
услуги по экспедированию товаров в соответствии с указанным пунктом
Методических рекомендаций относятся к разряду услуг по сопровождению
экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, и их
выполнение предполагается в рамках Налогового кодекса только российскими
перевозчиками. К российским перевозчикам относятся организации или
индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Российской
Федерации, непосредственно занимающиеся перевозкой грузов и обязующиеся по
договорам перевозки груза доставить вверенные им отправителями грузы в пункт
назначения и выдать их уполномоченным на получение грузов лицам (получателям).
Поэтому у организаций,
выполняющих работы (услуги) по сопровождению (в том числе экспедированию),
транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территорий
государств — участников СНГ товаров, которые не являются перевозчиками, могут
возникнуть трудности с подтверждением обоснованности применения налоговой
ставки 0%.
Аналогично работы
(услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров,
импортируемых в Российскую Федерацию, облагаются по налоговой ставке 0% в
период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г., только если они связаны с
обслуживанием товаров, ввозимых из-за пределов территорий государств —
участников СНГ. Данное требование закреплено в п. 37.3 Методических
рекомендаций.
Кроме того, налоговая
ставка 0% применяется только в отношении работ (услуг) по сопровождению,
транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в Российскую
Федерацию (до момента их выпуска в свободное обращение) и включенных в
таможенную стоимость импортируемых товаров. При этом указанные работы (услуги)
должны быть выполнены российскими перевозчиками.
3. Работ (услуг),
непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную
территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим
транзита через указанную территорию.
В соответствии со ст. 35
Таможенного кодекса РФ транзит товаров — таможенный режим, при котором товары
перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами
Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства,
без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер
экономической политики.
Налоговая ставка 0%
применяется с 1 января 2001 г. при транзите иностранных товаров через
территорию Российской Федерации при условии, что государствами отправления и
государствами назначения являются страны дальнего зарубежья, а также Республика
Армения и Кыргызская Республика, а начиная с 1 апреля 2001 г. и Азербайджанская
Республика.
С 1 июля 2001 г.
налоговая ставка 0% применяется при транзите товаров через территорию
Российской Федерации при условии, что государствами отправления и государствами
назначения являются государства — участники СНГ (за исключением Республики
Беларусь, с которой сохраняется прежний порядок взимания НДС).
При ввозе товаров на
таможенную территорию РФ размер ставки НДС составляет 10% и 18%.
1.7 Порядок исчисления НДС и налоговые вычеты
1.7.1 Порядок исчисления НДС
Общая сумма НДС при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой
ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с порядком
определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если
налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по
каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется отдельно. При этом
общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм
НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.
Сумма НДС по операциям
реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой станке 0%,
исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Определенные сложности в
контроле за расчетами НДС возникают при экспорте товаров, работ и услуг,
обороты по которым облагаются по минимально возможной ставке в размере 0%.
Учитывая существенное
преимущество экспорта в части налогообложения, чтобы исключить
"лжеэкспорт", налоговое законодательство для обоснования
налогоплательщиком прав на уплату налога по ставке 0% и вычета налога,
уплаченного при покупке сырья, материалов и топлива, израсходованных на
производство экспортируемой продукции, требует представления в налоговые органы
большого числа документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы
российской таможенной территории.
Моментом определения
налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет
документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении
НДС по налоговой ставке 0%.
В случае, если полный
пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при
налогообложении НДС по налоговой ставке 0%, не собран на 181-й календарный
день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта,
международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения
налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется как день
отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
В случае, если при
реализации российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг),
облагаемых по налоговой ставке 0%[1],
полный пакет документом, подтверждающих право на получение возмещения при
налогообложении НДС по налоговой ставке 0%, не собран на 181-й календарный день
с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ, проставленной
таможенными органами на перевозочных документах, момент определения налоговой
базы по указанным работам, услугам определяется как день отгрузки (передачи) товаров
(работ, услуг).
1.7.2 Налоговые вычеты и порядок их применения
Налогоплательщик имеет
право уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты сумм НДС. Вычетам подлежат
суммы НДС:
1) предъявленные
налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также
имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при
ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для
внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной
территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без
таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
товаров (работ, услуг), а
также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения НДС, за исключением товаров, по которым
предъявленные налогоплательщику суммы НДС относятся на затраты по производству
и реализации;
товаров (работ, услуг),
приобретаемых для перепродажи.
Вычеты сумм НДС,
предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при
ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, в том числе оборудования к
установке, и (или) нематериальных активов производятся в полном объеме после
принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке,
и (или) нематериальных активов;
2) уплаченные
покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют
покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и
исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ. Не
имеют права на включение в налоговые вычеты сумм НДС, налоговые агенты,
осуществляющие следующие операции:
реализации на территории
РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных
ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
реализации на территории
РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в
качестве налогоплательщиков (налоговые агенты осуществляют предпринимательскую
деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров
комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами).
Налоговые вычеты сумм
НДС, уплаченных покупателями - налоговыми агентами, могут быть осуществлены при
условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком,
являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, признаваемых
объектами налогообложения НДС, и при их приобретении он удержал и уплатил НДС
из доходов налогоплательщика;
3) предъявленные
продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в
налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ для его производственных целей или для осуществления
им иной деятельности.
Указанные суммы НДС
подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты
налоговым агентом НДС, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только
в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги),
имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ,
оказании услуг), реализованных удержавшему НДС налоговому агенту.
Указанные суммы НДС
подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика -
иностранного лица на учет в налоговых органах РФ.
Вычеты сумм НДС,
предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при
ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, в том числе оборудования к
установке, и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после
принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке,
и (или) нематериальных активов.
1.8
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость
В течение трех месяцев
после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение
о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе
(полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ
проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и
принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата
соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.
В случае, если налоговым
органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он
обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее
10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение
установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не
предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о
возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить
налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В случае наличия у
налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а
также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же
бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном
порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный
зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику.
Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы
налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4
статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления
налогоплательщика по решению налогового органа.
Если недоимка меньше
возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.
1.9 Порядок и сроки уплаты
1.9.1 Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет
Сумма НДС, подлежащая
уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, исчисляется как
соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ. Если налоговая база определяется отдельно
по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма
налога исчисляется отдельно. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма,
полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой
из таких налоговых баз.
1.9.2 Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет
Порядок
уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливается
таможенным законодательством.
При ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации налоги должны быть уплачены не
позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана
в установленный срок, то сроки уплаты исчисляются со дня истечения срока подачи
таможенной декларации.
Страницы: 1, 2
|