Налогообложение индивидуального предпринимателя
- переведенные на систему
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с
главой 26.1 НК РФ;
- средняя численность
работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
Те предприниматели,
которые изъявляют желание перейти на данную систему налогообложения, обязаны
подать в налоговый орган по месту жительства заявление о переходе на данную
систему по форме №26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 №
ВГ-3-22/495. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе
подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в
налоговых органах. В указанном заявлении предприниматель должен указать, какой
из двух предусмотренных законом объектов налогообложения он выбрал, поскольку от
выбора объекта налогообложения будет зависеть ставка единого налога. При этом
на основании ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть только доходы
или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если предприниматель выберет
объектом налогообложения доходы, то единый налог будет исчисляться по ставке 6
%. Если же объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на величину
расходов, размер налоговой ставки составит 15 %.
В зависимости от того,
какой объект налогообложения будет выбран, условия применения упрощенной
системы будут разные. Представим эти условия применения упрощенного режима
налогообложения в виде таблицы 1.4.
Таблица 1.4 - Условия
применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения
в зависимости от выбранного объекта налогообложения
Условия применения упрощенной
системы налогообложения
|
Объект налогообложения
|
Доходы
|
Доходы минус расходы
|
Ставка единого налога, исчисляемого
по результатам деятельности за налоговый период
|
6% (ст.346.20 НК РФ)
|
15% (ст.346.20 НК РФ)
|
Порядок признания расходов в целях
налогообложения
|
Расходы, осуществляемые
налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога
|
Перечень расходов приведен в ст.
346.16 НК РФ и является закрытым. Порядок определения расходов установлен в
ст. 346.16 НК РФ
|
Вычет страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование
|
Сумма единого налога (авансовых
платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму
страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога
|
Вычет не производится
|
Уплата минимального налога
|
Минимальный налог не уплачивается
|
Уплачивается в порядке,
предусмотренном ст. 346.18 НК РФ
|
Налоговым периодом для
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признается
календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодами
по единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.
Поскольку налоговым
периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или
индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного объекта
налогообложения определяются нарастающим итогом.
Уплата квартальных
авансовых платежей и налога производится по месту жительства индивидуального
предпринимателя. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются
индивидуальными предпринимателями не позднее 25-го числа месяца, следующего за
истекшим отчетным периодом. Следовательно, уплата квартальных авансовых
платежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Налог, исчисленный по
итогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не
позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по
итогам налогового периода представляется не позднее 31 марта года, следующего
за истекшим налоговым периодом.
Главное отличие
упрощенной системы налогообложения от остальных специальных режимов состоит в
предоставлении налогоплательщику возможности вести упрощенный учет и отчетность
по всем видам осуществляемой деятельности, за исключением особых случаев, предусмотренных
законодательством.
ГЛАВА 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЕФИМОВА П.К.
2.1 ИП Ефимов П.К. как налоговый агент
Ефимов Петр
Константинович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в
1994 году. Вид деятельности - производство и продажа мясных полуфабрикатов.
ИП Ефимов П.К. имеет
наемных рабочих, поэтому он является налоговым агентом, на которого в
соответствии со ст. 24 НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у
налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
ИП Ефимов удерживает из
начисленной заработной платы своих рабочих налог на доходы физических лиц и
уплачивает его в бюджетную систему РФ. В этой ситуации индивидуальный предприниматель
взваливает на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическим
лицом и от имени налогоплательщика, без всякого на то его поручения, а по
поручению государства, уплачивает за счет налогоплательщика и от имени
налогоплательщика его подоходный налог.
Уплата НДФЛ через
налогового агента бесплатная и позволяет государству контролировать налогового
агента, так как если бы физические лица уплачивали НДФЛ сами, то контролировать
их было бы затруднительно. Еще в этой ситуации важно, что Ефимов П.К.
уплачивает не свой налог, а налог своего работника - физического лица за счет
его средств и от его имени. Кроме того, ИП Ефимов П.К., как налоговый агент,
должен вести учет всех уплаченных налогов.
Таким образом, к
обязанностям ИП Ефимова П.К., как налогового агента, можно отнести (ст.24 НК
РФ):
1)
правильное и
своевременное исчисление, удержание из денежных средств, уплачиваемых
налогоплательщикам, и перечисление НДФЛ в бюджетную систему Рф;
2)
необходимость
письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности
удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного
месяца со дня, когда ему стало известно о таких обстоятельствах;
3)
ведение учета
начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и
перечисленных в бюджетную систему РФ;
4)
представление в
налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления
контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5)
обеспечение
сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления
налогов, в течение четырех лет
2.2 Действующая система налогообложения ИП Ефимов П.К.
ИП Ефимов П.К.использует
упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы на
основании Уведомления налоговой инспекции о возможности применения упрощенной
системы налогообложения №695 от 17.11.2007 года
Отметим, что в
соответствии со ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения
учитываются следующие доходы:
- доходы от реализации,
определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
- внереализационные
доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При определении доходов
не учитываются:
1) доходы, указанные в
статье 251 НК РФ;
2) доходы организации, облагаемые
налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3
и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
3) доходы индивидуального
предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам,
предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном
главой 23 НК РФ.
В приложении 1 к курсовой
работе приведен полный перечень доходов, учитываемых и не учитываемых при
определении налоговой базы.
ИП Ефимов П.К. работает с
покупателями через расчетный счет в банке. В соответствии со ст.346.17 НК РФ
датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счет в
банке и (или) в кассу.
Так как ИП Ефимов П.К.
выбрал объект налогообложения – доходы, налоговой базой у него признается
денежное выражение полученных им доходов. При расчете индивидуальным
предпринимателем налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала
налогового периода.
ИП Ефимов П.К. ведет учет
доходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и
расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом
Минфина РФ от 31.12.08 № 154н.
Индивидуальный
предприниматель Ефимов ведет Книгу учета доходов и расходов организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения
в электронном виде, фрагмент которой приведен в приложении 2 к курсовой работе.
При заполнении книги ИП
Ефимов П.К. соблюдает общие правила:
1) Все хозяйственные
операции за отчетный период отражаются в хронологической последовательности;
2) Все хозяйственные
операции отражаются на основании первичных документов;
3) Хозяйственные операции
отражаются таким образом, что все необходимые данные по каждому объекту учета
производятся в отдельной строке;
4) Книга учета ведется на
русском языке;
5) Исправление ошибок
разрешается, но оно должно быть обосновано и подтверждено подписью
индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления и печатью.
2.3 Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения
Как уже было сказано в
первой главе, при УСН с объектом налогообложения – доходы, налоговая ставка
равна 6%.
Сумма единого налога (авансовых
платежей по налогу), исчисленная за налоговый период, уменьшается
индивидуальным предпринимателем на сумму страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование (14%), уплачиваемых за этот же период времени в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму
выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма
налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50
процентов.
Индивидуальным
предпринимателем Ефимовым П.К. используется следующий алгоритм исчисления
единого налога:
1 этап. Расчет налоговой
базы (то есть все доходы выражаются в денежном эквиваленте);
2 этап. Расчет суммы
единого налога (умножение величины налоговой базы на ставку налога 6%);
3 этап. Расчет суммы
страховых взносов в пенсионный фонд;
4 этап. Если имеются
выплаты по временной нетрудоспособности, то рассчитывается сумма выплат;
5 этап. Расчет суммы
единого налога к уплате в бюджет ( разница между суммой исчисленного на 2 этапе
единого налога и вычетом – суммой страховых взносов в пенсионный фонд и пособий
по временной нетрудоспособности).
Таким образом, если
обозначить Т – сумму единого налога к уплате в бюджет, НБ – сумма налоговой
базы, Ставка – налоговая ставка в процентах, ОПС – сумма страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ, ПВН – пособие по временной нетрудоспособности, то алгоритм
расчета единого налога можно представить по следующей формуле:
Т=(НБ*Ставка) – ОПС - ПВН
Индивидуальным
предпринимателем Ефимовым П.К. единый налог за 1 полугодие исчислялся следующим
образом:
В выписке из книги
доходов и расходов (табл.2.1) видно, что НБ=269648,03
Таблица 2.1 - Выписка из
Книги доходов и расходов ИП Ефимова П.К.
№ п/п
|
дата и номер первичного документа
|
Содержание операции
|
доходы, учитываемые при исчислении
налоговой базы
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
1.
|
п/п 13 от 30.01.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №1
|
98446,00
|
2.
|
п\п 36 от 06.02.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный .счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №2
|
102450,00
|
3.
|
п/п 99 от 06.02.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №3
|
44520,00
|
4.
|
п/п 13 от 13.02.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №4
|
96102,00
|
5.
|
п/п 27 от 24.02.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №5
|
140000,00
|
6.
|
п/п 173 от 27.02.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №6
|
61200,00
|
7.
|
п/п 205 от 04.03.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №7
|
36000,00
|
8.
|
п/п 192 от 25.03.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №8
|
12000,00
|
9.
|
п/п 84 от 27.03.2009
|
Поступление денежных средств на
расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет - фактуре №9
|
90400,00
|
Итого за 1 квартал
|
681 118,00
|
2. Сумма единого налога
равна 681118,00*6%= 40867,08
3. Сумма начисленных
страховых взносов за 1 квартал 2009 года составила 21157,24.
4. ИП Ефимовым за данным
период выплаты по временной нетрудоспособности не производились.
5. Поскольку сумма
страховых взносов в Пенсионный фонд за 1 квартал 2009 составила более 50% от
суммы единого налога (40867,08*50%=20433,54), то к вычету принимаем не
фактически начисленные 21157,24, а только предельно возможную сумму – 20433,54)
Тогда сумм налога,
подлежащая уплате в бюджет:
40867,08-20433,54=20433,54
Налог, подлежащий уплате
по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 апреля года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи
уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным
периодом.
Налоговая декларация по
единому налогу, уплачиваемому вследствие применения упрощенной системы
налогообложения заполняется в соответствии с гл.26.2 НК РФ, за налоговый
период. Декларация представляется по итогам налогового периода не позднее 31
марта, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и
Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
В приложении 3
представлена налоговая декларация за прошедший налоговый период – 2008 год, из
которой видно сумму полученных доходов, сумму страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование за 2008 год.
ИП Ефимов П.К.
представляет налоговую декларацию в электронном виде в соответствии с Порядком
представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
2.4 Порядок исчисления и уплаты индивидуальным предпринимателем страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и прочих налогов
Индивидуальные
предприниматели согласно статье 6 Закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №167-ФЗ) признаются
страхователями по обязательному пенсионному страхованию:
- как лица, производящие
выплаты физическим лицам;
- непосредственно как
индивидуальные предприниматели.
Так как ИП Ефимов П.К.
одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и
уплата страховых взносов, в соответствии с п.1 ст.6 Закона №167-ФЗ, производятся
им по каждому основанию отдельно.
Нормами статьи 346.11 НК
РФ для индивидуальных предпринимателей нормами сохранена обязанность по уплате
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке,
предусмотренном Законом №167-ФЗ.
ИП Ефимов П.К. согласно
пункту 1 статьи 28 Закона №167-ФЗ уплачивает суммы страховых взносов в бюджет
Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Он является страхователем
по обязательному пенсионному страхованию с момента государственной регистрации
и до аннулирования государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые
взносы. И даже если он какое-то время не получал доходов, все равно обязан
уплачивать фиксированный взнос. Его можно уплачивать как частями - по итогам
каждого месяца, так и единовременно - в конце года.
Так как ИП Ефимов П.К
находится на упрощенном режиме налогообложения с объектом налогообложения -
доходы, то взносы на обязательное пенсионное страхование согласно п.3 ст.346.21
НК РФ вычитаются из суммы начисленного налога и могут уменьшить ее не более чем
на 50%.
За 1 квартал 2009 года ИП
Ефимов П,К получил доход в размере 681118,00. Сумма единого налога составила
681118,00*6%= 40867,08
Размер фиксированного платежа
в Пенсионный фонд РФ в 2009 году составил 7274,40 в соответствии с
Постановлением Правительства России от 27 октября 2008 года № 799. Размер
ежемесячного фиксированного платежа определяется делением стоимости года на 12
месяцев. В 2009 году ежемесячный фиксированный платеж составил 606 руб. 20 коп.
в месяц, из них 404 руб. 13 коп. - на страховую часть трудовой пенсии, 202 руб.
07 коп. - на накопительную часть пенсии.
За период с января по
март 2009 года индивидуальный предприниматель уплатил за себя фиксированный
платеж в размере 1818,60 (за каждый месяц по 606,20). Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование работников за указанный период были
уплачены в размере 19338,64. Общая величина уплаченных взносов на обязательное
пенсионное страхование составила 19338,64+1818,60=21157,24. Эта сумма больше
50% от суммы единого налога (40867,08*50%=20433,54). Тогда к вычету принимаем
не фактически начисленные 21157,24, а только предельно возможную сумму –
20433,54.
Так как ИП Ефимов П.К.
выступает работодателем, то он ежемесячно перечисляет авансовые платежи, а по
итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов,
исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с
начала календарного года, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых
платежей, перечисленных за отчетный период.
Сумма страховых взносов в
ПФ РФ исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждой части страхового
взноса, страховой и накопительной, и определяется как соответствующая
процентная доля базы для начисления страховых взносов. Уплата страховых взносов
(перечисление авансовых платежей по страховым взносам) в ПФ РФ осуществляется
отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов.
Ежемесячно согласно п.2 ст.24
Закона №167-ФЗ производятся отчисления суммы авансовых платежей по страховым
взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала
расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Тариф страхового взноса
представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для
начисления страховых взносов (табл.2.2).
Таблица 2.2
Налоговая база нарастающим итогом
|
Федеральный бюджет
|
Фонды ОМС
|
Итого
|
ФФОМС
|
ТФОМС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
До 280000 рублей
|
7,3 %
|
0,8 %
|
1,9 %
|
10,0 %
|
От 280001 рубля до 600000 рублей
|
20440 + 2,7 % с суммы, превышающей
280000 рублей
|
2240 + 0,5 % с суммы, превышающей
280000 рублей
|
5320 + 0,4 % с суммы, превышающей
280000 рублей
|
28000 + 3,6 % с суммы, превышающей
280000 рублей
|
Свыше 600000 рублей
|
29080 + 2,0 % с суммы, превышающей
600000 рублей
|
3840 рублей
|
6600 рублей
|
39520 + 2,0 % с суммы, превышающей
600000 рублей
|
Отметим, что ИП Ефимов
П.К. в качестве страхователя вправе вступить в добровольном порядке в
правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату
страховых взносов в бюджет ПФ РФ в части, превышающей размер установленного
фиксированного платежа.
Страховые взносы в ПФ РФ,
превышающие фиксированный платеж, на основании пункта 3 статьи 29 Закона
№167-ФЗ будут считаться страховыми взносами на обязательное пенсионное
страхование.
Также ИП Ефимов П.К.
уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Этот страховой взнос
рассчитывается как соответствующая доля процентной ставке от начисленной оплаты
труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях
от суммы вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Уплата страхового взноса
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний осуществляется ежемесячно на счет территориального
отделения Фонда социального страхования.
В соответствии со статьей
24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» ИП Ефимов П.К. ежеквартально не позднее 15 числа месяца,
следующего за истекшим кварталом, представляет в территориальное отделение
Фонда социального страхования расчетную ведомость по средствам Фонда
социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
3.1 Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей
Налоговый учет сложный и
ответственный участок деятельности на любом предприятии. От его правильности
зависит заполнение налоговых деклараций.
Налоговые регистры – это
именно то, что так любят проверять налоговые инспектора во время проверок. А
главное, налоговый учет – это то, что отнимает массу сил и энергии у главного
бухгалтера, отвлекая от текущей деятельности. Трудоемкость налогового учета
связана с большим количеством расхождений между данными бухгалтерского и
налогового учета
Сначала рассмотрим
достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения, которую применяет
ИП Ефимов П.К.(табл.3.1)
Таблица 3.1 - Достоинства
и недостатки упрощенной системы налогообложения
Достоинства
|
Недостатки
|
Снижена общая сумма налога к уплате
в бюджет
|
Невозможно непрерывно расширять
деятельность и одновременно соблюдать критерии применения УСН
Индивидуальный предприниматель,
боясь потерять на очередной финансовый год право на применение упрощенной
системы налогообложения в связи нарушением таких, критериев как предельная
численность или размер валовой выручки, вынуждены вести двойной учет - по
обычной и по упрощенной системам. Тем самым, порядок учета не только не
упрощается, но становится даже еще сложней.
|
Предоставлено право оформления
документов бухгалтерской отчетности по упрощенной форме. Все это значительно
снижает трудозатраты, хотя для индивидуальных предпринимателей, применяющих
УСН, действующий порядок ведения кассовых операций и представления
необходимой статистической отчетности сохраняется. Организации, применяющие
УСН, не являются плательщиками основных налогов, и на них не распространяются
требования о составлении соответствующих налоговых расчетов и налоговых
деклараций, счетов-фактур, ведения Книги покупок и Книги продаж.
|
Нельзя не признать, что товары у
организаций, применяющих УСН, при прочих равных условиях оказываются менее
конкурентоспособными, чем у организаций, применяющих обычную систему
налогообложения. Это связано с тем, что у покупателей или потребителей,
являющихся плательщиками НДС, отсутствует возможность принять по таким
товарам сумму НДС к налоговому вычету.
|
Серьезную проблему
создает отсутствие в учете организаций, применяющих УСН, показателя “прибыль,
оставшаяся в распоряжении после уплаты налога на доход”. В части 2 НК РФ
неоднократно встречаются положения, устанавливающие особенности налогообложения
в зависимости от осуществления тех или иных расходов за счет прибыли,
оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на доход (налога на
прибыль). При этом законодателем не было учтено, что организации и
предприниматели, применяющие УСН, не могут рассчитать этот показатель,
поскольку не являются плательщиками налога на прибыль.
Таким образом, ставится
под сомнение применение целого ряда норм НК РФ, например:
1) о порядке удержания
налога на доход физических лиц с выплачиваемых дивидендов (п. 2 ст. 214 НК РФ);
2) о порядке удержания
налога на доход физических лиц с сумм полной или частичной компенсации
стоимости путевок, выплачиваемых работодателями своим работникам и (или) членам
их семей (п.9 ст.217 НК РФ) и с сумм, уплаченных работодателями за лечение и
медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей
(п.10 ст.217 НК РФ);
3) о порядке включения
тех или иных выплат, осуществляемых работодателями в пользу своих работников, в
облагаемую базу по единому социальному налогу/взносу (п.4 ст.236 НКРФ).
3.2 Совершенствование
налогообложения индивидуальных предпринимателей
В последние годы принятые
меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов как упрощенная
система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на
малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой
развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение
занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки
налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило
эффективность налогового администрирования.
Указанные меры
стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные
налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За
2003-2008 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих
указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в
т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.) или в 1,9 раза, а поступления
налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов выросли с
33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб. или в 4,2 раза.
Закрепление налогов,
уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых режимов, за бюджетами
субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставление
права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базу
их бюджетов.
В 2008 году была
продолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов,
результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу
с 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальное
значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую
отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых
режимов.
Так, по упрощенной
системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объектом
налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам Российской
Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки
в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикам
предоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения. Отменены
ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых
периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления
налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация
будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года). По
упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на
основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской
деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент,
им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность
которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень
видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться
упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на
которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение
данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых
органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.
По системе
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единому
сельскохозяйственному налогу) отменено ограничение, не позволяющее переходить
на этот налоговый режим организациям, имеющим филиалы и (или)
представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственного
налога получили рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели,
если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300
человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота,
принадлежащих им на праве собственности, а также при условии, что у них в общем
доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов
водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них
рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, составляет за
налоговый период не менее 70%. Снято ограничение на перенос убытка, полученного
по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена
обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогам
отчетного периода (полугодия), она будет представляться только по итогам
налогового периода (календарного года).
По системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в
отношении которых она может применяться. Запрещено применять данный налоговый
режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная
численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в
которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено
право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога в
зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской
деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков
по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Вместе с тем практика
применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны
в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную
систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения
организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях
минимизации налогообложения.
По единому
сельскохозяйственному налогу отсутствуют ограничения по размерам экономической
деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на
этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень
доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими
агентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время для
малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остается
достаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налогового
учета.
Для единого налога на
вмененный доход характерно отсутствие механизма объективного обоснования
размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности,
подлежащим налогообложению этим налогом. Ежегодное увеличение базовой
доходности на единый для всех видов предпринимательской деятельности,
облагаемых единым налогом на вмененный доход, корректирующий коэффициент
базовой доходности К1, учитывающий изменение потребительских цен на товары
(работы, услуги), без учета фактической доходности видов предпринимательской
деятельности стимулирует рост цен на товары (работы, услуги). При этом
отсутствие в течение длительного времени корректировки базовой доходности по
отдельным видам предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на
вмененный доход, не компенсируется применением корректирующего коэффициента К1
и приводит к занижению налоговой базы и налоговых поступлений в местные
бюджеты.
Несмотря на введение
ограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный доход для
крупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участия
в организации других организаций, требуется ужесточение таких ограничений, в
частности, по объему выручки, так как действующее для крупнейших
налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения
перехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательской
деятельности, для которых он изначально не предназначался.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
в курсовой работе анализа можно сделать следующие выводы:
Налоговая система
является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо,
чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям.
Анализ реформаторских
преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые
предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего
размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения;
усиления или замены одних налогов на другие). На сегодняшний день существует
огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и
использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма
затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять внимание
специфике экономических, социальных и политических условий России, ищущей
лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
При написании данной курсовой
работы:
Была изучена литература и
нормативные документы по налогообложению индивидуальных предпринимателей.
Определены понятие и
сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Рассмотрены системы
налогообложения индивидуальных предпринимателей;
Проанализировано
налогообложение конкретного индивидуального предпринимателя;
Изучены меры по
совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый кодекс
Российской Федерации. (часть первая) от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
2.
Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.
3.
Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
4.
Федеральный закон
от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации".
5.
Положение по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утв. Приказом Минфина РФ
от 06.05.99 №33н.
6.
Положение по
бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утв. Приказом Минфина РФ
от 06.05.99 №32н.
7.
Положение по
бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утв.
Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н.
8.
Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
(приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.).
9.
Приказ Минфина РФ
от 21 декабря 1998 г. № 64н "О Типовых рекомендациях по организации
бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
10.
Приказ Минфина РФ
от 31.12.08 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их
заполнения».
11.
ПРИКАЗ Минфина от
22.06.09 № 58н «Об утверждении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в
связи с применением упрощенной системы налогообложения и порядка ее заполнения».
12.
Бухгалтерский
учет: Учеб. пособие/ Кондраков Н.П.– 5-е изд., перераб. И доп. –
М.:ИНФРА-М,2008 – 717 с. – (Высшее образование).
13.
Кондраков Н.П.
Учетная политика организации на 2008 год: в целях бухгалтерского, финансового,
управленческого и налогового учета. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с. – (Настольная
книга главного бухгалтера).
14.
Налоги и налогообложение. 5-е изд.
Миляков Н.В., серия: "Высшее образование",
2006 г., Изд.: ИНФРА-М.
15.
Налоги: практика
налогообложения / Черник Д.Г. – Москва: Инфра-М, 2008. – 368 с.
16.
Упрощенная
система налогообложения: сложные вопросы применения: практ. руководство / Д.С.
Кочергов, Е.Е. Устинова. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 224 с.
17.
www.nalog.ru
18.
www.rnk.ru
19.
www.konsultant-ip.ru
Страницы: 1, 2
|