Налогообложение Саудовской Аравии
Налогообложение Саудовской Аравии
Московский
Государственный Университет
Экономики, Статистики и
Информатики (МЭСИ)
Астраханский филиал
Реферат
по дисциплине Налогообложение
На тему: «Налогообложение
Саудовской Аравии»
Выполнила:
студентка 3 курса
гр. ДММ-31
Сорокина А.И.
Астрахань 2010 год
Введение
Королевство Саудовская
Аравия (араб. المملكة العربية
السعودية
аль-Мамля́ка
аль-Араби́я ас-Сауди́я) — крупнейшее государство на Аравийском
полуострове. Граничит с Иорданией на севере, Ираком, Катаром, Кувейтом и
Объединёнными Арабскими Эмиратами на востоке, Оманом и Йеменом на юге.
Омывается Персидским заливом на северо-востоке и Красным морем — на западе.
Саудовскую Аравию часто
называют «Страной двух мечетей», имея в виду Мекку и Медину — два главных
священных города ислама. Краткое название страны на арабском языке — ас-Саудия
(араб. السعودية).
Саудовская
Аравия в настоящее время — одно из трёх государств мира, имеющее название в
честь правящей династии (Саудиты). (Ещё Хашимитское Королевство Иордания и
княжество Лихтенштейн)
Саудовская Аравия с её
колоссальными запасами нефти — основное государство Организации
стран-экспортёров нефти. С 1992 по 2009 занимала первое место в мире по добыче
и экспорту нефти. Экспорт нефти составляет 95 % экспорта и 75 % доходов страны,
давая возможность поддерживать государство всеобщего благосостояния.
В своём реферате я
рассматриваю налогообложение Саудовской Аравии. Интересен факт, что по
сложности налогообложения Саудовская Аравия занимает седьмое место в мире, тем
самым попадает в TOP-10 стран с
самым легким налогообложением. В стране всего 14 налогов, самые основные из них
мы в дальнейшем рассмотрим. Для сравнения Россия занимает 134 место в рейтинге
налоговых систем мира.
Налоговое
законодательство Королевства Саудовская Аравия
Начало налоговому
законодательству в Саудовской Аравии было положено Указом № 3321 от 3.11.1950г.
С этого времени в Королевстве был введен налог на прибыль. Согласно изданному
королевскому Указу Минфину КСА вменялось выполнение данного закона, включая
сбор налогов. С этой целью в структуре министерства был создан Департамент по
закяту и налогу на прибыль (ДЗНП). Закят – прописанный в Коране налог в пользу
бедных, один из столпов ислама, равен 2,5% от чистого дохода за исключением
капитала, вложенного в недвижимость и долгосрочные инвестиции.
17.4.1951г. издан новый
королевский Указ № 17/2/28/8634, согласно которому с саудовских физических и
юридических лиц должен взиматься закят. Закят стал распространяться на
подданных других стран членов ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств
Персидского залива) и принадлежащие им коммерческие структуры,
зарегистрированные на территории КСА.
За последние
десятилетия система налогообложения Саудовской Аравии не претерпела изменений и
продолжает действовать на прежних принципах.
Начиная с 1970гг.
финансовые средства, полученные Королевством от экспорта нефти и нефтепродуктов
за рубеж, позволили (помимо запуска широкомасштабных программ по развитию
экономики страны) повысить уровень жизни местного населения, за счет
субсидирования коммунальных услуг и поддержания на внутреннем рынке низких цен
на ряд товаров и услуг (топливо, электричество, вода, телефонные услуги).
Начиная с середины
1980гг., когда мировые цены на нефть упали, руководство КСА столкнулось с
такими проблемами, как бюджетный дефицит (который в 1986г. достиг 19,4% от ВВП)
и нехватка финансовых средств для продолжения ранее взятого
социально-экономического курса.
В 1995г. Саудовская
Аравия, вынужденная учитывать соответствующую рекомендацию МВФ, увеличила на
внутреннем рынке цены на нефтепродукты, электричество, воду, телефонные услуги,
визы, разрешения на работу иностранцам и воздушные перевозки. Повышение доходов
от нефти в 1996-97гг. позволило Саудовской Аравии уменьшить бюджетный дефицит,
однако падение мировых цен на нефть в 1998г. заставило руководство страны
пересмотреть свою бюджетную политику, приступить к проведению экономических
реформ, в т.ч. в сфере налогообложения.
В этой связи в апр.
2000г. был принят закон об иностранных инвестициях, который был подготовлен
Высшим экономическим советом, возглавляемым наследным принцем Абдаллой бин
Абдель Азизом.
Были снижены ставки
налогов на прибыль иностранных компаний.
Налог на прибыль с
иностранных компаний в КСА
Размер прибыли в риалах КСА
принят 2000г.
|
Ставка налога в апр. 2000г.
|
Ставка налога, до апр. 2000г.
|
От
1 до 100000
|
25%
|
25%
|
от
100001 до 500000
|
20%
|
35%
|
от
500001 до 1000000
|
25%
|
40%
|
Свыше
1000000
|
30%
|
45%
|
Налоги в Саудовской
Аравии платят все категории физических лиц (саудовских и иностранных) и
коммерческие структуры, независимо от форм их собственности (АО, ООО,
представительства иностранных компаний, подрядные организации).
Все подданные
Саудовской Аравии, других стран членов ССАГПЗ платят закят, в 2,5% от чистого
дохода. Такой же уровень налога взимается с саудовских частных коммерческих
структур. Если компания принадлежит частично саудовцу (либо подданному одной из
стран членов ССАГПЗ) и гражданину третьей страны, закят выплачивается
пропорционально доле саудовца («заливника») в этой компании.
Граждане третьих стран,
нанятые на работу по контракту в Королевстве, не платят налогов со своих
доходов. Существует категория так называемых «профессионалов» (иностранные
бизнесмены, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Королевстве),
которые выплачивают налог на прибыль по особой схеме.
Налог на прибыль
иностранцев занимающихся предпринимательской деятельностью в КСА (размер
прибыли, в риалах КСА – ставка налога, в %: от 0 до 6000 – 0 или 5; от 6001 до
16000 – 5; от 16001 до 36000 – 10; от 36001 до 66000 – 20; более 66000 – 30).
Налогоплательщики,
прожившие на территории Королевства 1 год полностью, освобождаются от уплаты
налога на первые 6000 риалов их прибыли.
В отличие от закята
налог на прибыль, который выплачивают иностранные коммерческие структуры, не
принадлежащие подданным КСА и стран членов ССАГПЗ, выплачивается по
прогрессивной схеме.
Другие налоги, налог с
продаж, НДС, налог на недвижимость или налог на «дары», в КСА не взимаются.
Все коммерческие
учреждения, принадлежащие иностранному капиталу либо частично иностранному и
частично саудовскому, обязаны предоставлять информацию в ДЗНП о годовых доходах
и чистой прибыли в соответствии с проверенными аудиторами финансовыми
документами.
Компании, владельцами
которых являются подданные КСА или стран-членов ССАГПЗ, должны предоставлять
такие же документы, рассчитанные на оплату закята.
Филиалам иностранных
компаний, зарегистрированным в КСА на краткосрочной основе (не более 1 года), в
некоторых случаях предоставляется право платить налоги на основании «ожидаемых
доходов». При этом документы в ДЗНП не подаются. Минимальная ставка налога в
таких случаях 15%. На практике применяется более высокая ставка.
Коммерческие структуры
с участием иностранного капитала предоставляют в ДЗНП информацию о своих
доходах и платят налог на прибыль или закят не позже 2,5 мес. после окончания
их фин. года. Компании, полностью принадлежащие подданным КСА или стран членов
ССАГПЗ, обязаны предоставить документы и оплатить закят в течение 1 мес. по
завершении их фин. года.
В некоторых случаях
разрешается подача документов позже установленного срока, но не более чем на 6
мес. Компаниям, выплачивающим налоги на основании «ожидаемых доходов», отсрочки
не предоставляются.
Изучив документы о
доходах, предоставленные компанией, ДЗНП может направить налогоплательщику
просьбу предоставить дополнительную информацию или письмо об обложении налогом,
в котором указывается сумма налога, подлежащая оплате. ДЗНП имеет также право
провести (с уведомлением или без него) проверку бухгалтерских документов
компании. Процедура изучения документов о доходах компании Департаментом закята
не превышает 6 мес. от даты их подачи. Окончательное урегулирование всех
вопросов, связанных с уплатой налогов, происходит в течение 18 мес.
За опоздание в уплате
налога на прибыль применяются санкции, в т.ч. штрафы вплоть до 25% от суммы
налога за 15-дневную задержку. Что касается задержек в уплате закята, то в
данном случае штрафные санкции не предусматриваются.
Систему налогообложения
в Саудовской Аравии можно охарактеризовать как протекционистскую и направленную
на поддержание уровня жизни населения и защиту интересов саудовских
коммерческих структур.
Заключение
В Саудовской Аравии
довольно интересная система налогообложения. Особенно привлекает налог «Закят»,
помогающий бедным. Такой налог существует только в Исламе. «Закят» можно
назвать обязательной милостыней, которую мусульмане выплачивают раз в год при
определённых условиях. По данным «Amond & Smith Ltd в средствах массовой
информации» граждане Саудовской Аравии на уплату налогов тратят в год не более
79 часов. Для сравнения российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить
на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину
коммерческой прибыли. Как показало исследование PricewaterhouseCoopers, самые
простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах.
К данным странам относиться Саудовская Аравия, которая и занимает седьмую
строчку в ТОР- 10 самых удобных налоговых систем мира.
Список использованной
литературы
1.
Данные сайта #"#">http://ru.wikipedia.org/wiki/КСА;
3.
Данные сайта http://www.amondsmith.ua/press-raschet-200901-pro-obzor/.
|