– российские организации
(полученные доходы, уменьшенные на расходы);
– иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства (с
доходов, уменьшенных на расходы)
и (или) получающие доходы от источников
в РФ (с доходов, полученных от источников в РФ).
Налоговая база
денежное выражение прибыли, подлежащей
налогообложению
Налоговые ставки
– 24 процента (6,5%-ФБ, 17,5%-РБ);
– 20% – со всех доходов иностранных
организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное
представительство;
– 10% – от использования,
содержания или сдачу в аренду судов, самолетов;
– 9% – по доходам, полученным в
виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и
физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
– 15% – по доходам, полученным в
виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также
по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных
организаций
– 1 квартал – равна сумме
ежемесячного аванса в последнем квартале предыдущего года;
– 2 квартал – равна 1/3 суммы
аванса, исчисленного за первый отчетный период текущего года;
– 3 квартал – равна 1/3 разницы
между суммой аванса за полугодие и суммой аванса за 1-й квартал;
– 4 квартал – равна 1/3 разницы
между суммой аванса за 9 месяцев и суммой аванса за полугодие.
Налогоплательщики имеют право перейти на
исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной
прибыли.
Организации, у которых за предыдущие 4
квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый
квартал, уплачивают лишь квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Сроки и порядок уплаты, представления
декларации
Налог за год уплачивается не позднее
срока, установленного для подачи деклараций (не позднее 28 марта).
Авансовые платежи по итогам отчетного
периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи деклараций
за отчетный период (не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного
периода)
Налогоплательщики могут применить кассовый
метод, если
в среднем за предыдущие 4 квартала сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила 1 млн. руб.
за каждый квартал.
Нормы и нормативы,
используемые в налоговом учете
Наименование
Значение
Основание
Представительские расходы
Расходы на рекламу
Расходы на подготовку и переподготовку
кадров
4% от расходов на оплату труда
1% от выручки от реализации без НДС,
акциза
не нормируются
п. 2 ст. 264 НК РФ
п. 4 ст. 264 НК РФ
п. 3 ст. 264 НК РФ
К представительским расходам
относятся
расходы на проведение официального приема
(завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также
официальных лиц организации – налогоплательщика, участвующих в переговорах,
транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения
представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно,
буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не
состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время
проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся
расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения
заболеваний.
К расходам
на рекламу относятся:
-
расходы
на рекламные мероприятия через СМИ (в т. ч. объявления в печати, передача по
радио и телевидению) и телекоммуникационные сети);
-
расходы
на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и
рекламных щитов;
-
расходы
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок –
продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью
или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Вышеуказанные
расходы с 01.01.2002 относятся к расходам в полном объеме. А расходы
налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям
розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных компаний, а
также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного)
периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающим 1%
выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Расходы на
подготовку и переподготовку кадров
на договорной
основе с учебными заведениями включаются в состав прочих расходов, если:
– соответствующие
услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими
государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо
иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
-
подготовку
(переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате;
-
программа
подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации в рамках
деятельности налогоплательщика.
Не признаются
расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с
организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с
содержанием образовательных учреждений или оказания им бесплатных услуг, с
оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников
при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные
расходы для целей налогообложения не принимаются.
Компенсация за
использование личных легковых автомобилей для служебных поездок (постановление
Правительства РФ от 08.02.02 №92)
Рабочий объем двигателя
Норма (в месяц), учитываемая при налогообложении прибыли
(п/п 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
До 2000 см3
свыше 2000 см3
1 200 руб.
1 500 руб.
Мотоциклы
600 руб.
Примечание. С
01.01.2003 г. эти нормы должны применять и те предприятия, которые перешли
на упрощенную систему налогообложения и уплачивают единый налог с доходов,
уменьшенных на расходы.
Расходы на
обучение
Налоги
Прибыль
ЕСН
НДФЛ
Страховые тарифы
1. Повышение профессионального уровня
(договор с образовательным учреждением, лицензия имеется, сотрудник работает
по трудовому контракту)
б) не предусмотренной трудовым
коллективным) договором
расходы принимаются
не принимаются
принимается
не принимается
не начисляется
не начисляется
начисляется
не начисляется
не удерживается
(ст. 217 НК)
удерживается
удерживается
удерживается
начисляется
начисляется
начисляется
Расходы по
страхованию
Страхование
Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей,
выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников,
пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения
работников
учитывается в целях налогообложения в размере,
не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам добровольного
личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских
расходов застрахованных работников
включаются в состав расходов в размере,
не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда
Взносы по договорам добровольного
личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти
застрахованного работника или утраты застрахованным работников
трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей
включаются в состав расходов в размере,
не превышающем 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника
Расходы по обязательным видам страхования
(установленные законодательством РФ)
включаются в состав прочих расходов в пределах
страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ. Если
данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются
в состав прочих расходов в размере фактических затрат
Расходы по указанным в ст. 263 добровольным
видамстрахования (добровольное
страхование: средств транспорта; грузов; основных средств производственного
назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального
строительства; рисков, связанных с выполнением СМР; товарно-материальных
запасов; урожая сельскохозяйственных культур и животных; иного имущества,
используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной
на получение дохода; ответственности за причинение вреда, если такое
страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в
соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными
требованиями)
включаются в состав прочих расходов в размере
фактических затрат
Нормативы расходов по добровольному страхованию (постановление
Правительства РФ от 31.05.2000 №420 и ст. 255 и 263 НК РФ)
В 2001 году
С 2002 года
Вид страхования
Норматив (в% от объема выручки) от
реализации
без НДС
Вид страхования
Предельные расходы на страхование
По видам страхования
Суммарный размер
Страхование средств транспорта (водного,
воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций –
источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков,
профессиональной ответственности
2%
3%
Страхование имущества организации;
страхование рисков, связанных с выполнением СМР; страхование ответственности
за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством
России или международными требованиями
В полном объеме
Страхование работников от несчастных
случаев и болезней, медицинское страхование, а также страхование по договорам
с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию
1%
Долгосрочное страхование жизни
работников; пенсионное страхование и (или) негосударственное пенсионное обеспечение
работников
12% от суммы расходов на оплату труда
Медицинское страхование
3% от суммы расходов на оплату труда
Страхование работника на случай смерти,
а также утраты работоспособности во время исполнения служебных обязанностей
10000 руб. на одного работника
Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам
Суммы отчислений в резервы включаются в
состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется
по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода
инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
по сомнительной задолженности со сроком
возникновения:
1) свыше 90 календарных дней
в сумму резерва включается полная сумма
выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) от 45 до 90 календарных дней (включительно)
50 процентов от суммы задолженности;
3) до 45 дней
не увеличивает сумму создаваемого
резерва
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным
долгам не может превышать
10 процентов от выручки отчетного (налогового)
периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам может быть
использован организацией
лишь на покрытие убытка от безнадежных
долгов
Сумма резерва по сомнительным долгам, не
полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие
убытков по безнадежным долгам
может быть перенесена на следующий отчетный
(налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации
резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего
отчетного (налогового) периода
Если сумма вновь создаваемого по результатам
инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного
(налогового) периода
разница подлежит включению в состав внереализационных
доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде
Если сумма вновь создаваемого по результатам
инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного
(налогового) периода
разница подлежит включению во внереализационные
расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде
Если налогоплательщик принял решение о
создании резерва по сомнительным долгам
списание долгов, признаваемых безнадежными,
осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Если сумма созданного резерва меньше
суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению
в состав внереализационных расходов.
Расходы по
формированию резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
Налогоплательщик самостоятельно принимает
решение о создании резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет
предельный размер отчислений в этот резерв.
При этом резерв создается в отношении
тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного
договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение
гарантийного срока.
Расходами признаются суммы отчислений в
резерв на дату реализации указанных товаров (работ). При этом размер
созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как
доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному
ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров
(работ) за предыдущие 3 года, умноженная на сумму выручки от реализации
указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.
В случае, если налогоплательщик менее 3
лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного
ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва
учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за
фактический период такой реализации.
Налогоплательщик, ранее не осуществлявший
реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания,
вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров
(работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты.
Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на
выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.
По истечении налогового периода налогоплательщик
должен скорректировать размер созданного резерва, исходя из доли фактически
осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме
выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Сумма резерва по гарантийному ремонту и
обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком
в налоговом периоде на осуществление ремонта по товарам (работам),
реализованным с условием предоставления гарантии,
может быть перенесена им на следующий налоговый
период. При этом сумма вновь создаваемого резерва в следующем налоговом
периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва
предыдущего налогового периода. В случае, если сумма вновь создаваемого
резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом
периоде, разница между ними подлежит включению в состав внереализационных
доходов налогоплательщика текущего налогового периода.
Если налогоплательщик принял решение о
создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ),
списание расходов на гарантийный ремонт
осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма
созданного резерва меньше суммы расходов на ремонт, произведенных
налогоплательщиком, разница между ними подлежит включению в состав прочих
расходов.
Если налогоплательщиком принято решение
о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного
ремонта и гарантийного обслуживания,
сумма ранее созданного и
неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов
налогоплательщика по окончании сроков действия договоров на гарантийный
ремонт и гарантийное обслуживание.
Расходы на
ремонт основных средств, порядок ведения налогового учета
Расходы на ремонт основных средств, произведенные
налогоплательщиком, рассматриваются
как прочие расходы и признаются для
целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были
осуществлены, в размере фактических затрат.
Положения статьи 260 НК применяются также
в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств,
если договором (соглашением) между арендатором
и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых
периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных
средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты
основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК.
Налогоплательщик, образующий резерв
предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв,
исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений,
утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей
налогообложения.
Совокупная стоимость основных средств определяется
как сумма первоначальной стоимости всех
амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на
начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов
на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых
основных средств, введенных в эксплуатацию до 2002 года, принимается
восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пп. 1 ст. 257
НК.
При определении нормативов отчислений в
резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик
обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов
на ремонт основных средств,
исходя из периодичности осуществления ремонта
объектов основных средств, частоты замены элементов основных средств и сметной
стоимости указанного ремонта.
При этом предельная сумма резерва предстоящих
расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических
расходов на ремонт, сложившуюся за последние 3 года. Если налогоплательщик
осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов
капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового
периода, то
предельный размер отчислений в резерв
предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму
отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на
соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения
указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах
указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов
на ремонт основных средств в течение налогового периода
списываются на расходы равными долями на
последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
В случае, если налогоплательщик создает
резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств,
сумма фактически осуществленных затрат
на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
В случае, если сумма фактически осуществленных
затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает
сумму созданного резерва,
остаток затрат для целей налогообложения
включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Если на конец налогового периода остаток
средств резерва превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом
периоде затрат на ремонт основных средств, то
сумма такого превышения на последнюю дату
текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов
налогоплательщика.
Если в соответствии с учетной политикой
для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального
ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для
финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода,
то
на конец текущего налогового периода остаток
таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей
налогообложения.
Расходы на
НИОКР
Расходы налогоплательщика на научные исследования
и (или) опытно – конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг)
равномерно включаются налогоплательщиком
в состав прочих расходов в течение одного года при условии их использования в
производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг) с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования
(отдельные этапы исследований).
Расходы налогоплательщика на НИОКР,
осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых
технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали
положительного результата,
также подлежат включению в состав прочих
расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных
расходов.
Расходы налогоплательщика на НИОКР,
осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического
развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования
НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О
науке и государственной научно – технической политике»,
признаются для целей налогообложения в
пределах 0,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
Указанное не распространяется на расходы
отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, осуществленные в
форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития.
В случае, если в результате
произведенных расходов на НИОКР организация – налогоплательщик получает исключительные
права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3
статьи 257 НК РФ,
данные права признаются нематериальными
активами, которые подлежат амортизации в соответствии с пунктом 2 статьи 258
НК РФ.
Отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам
Расходом признаются проценты, начисленные по долговому
обязательству любого вида при условии, что
размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству
процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых
по долговым обязательствам, выданных в то же квартале (месяце) на
сопоставимых условиях.
Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых
условиях, понимаются долговые обязательства
выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах,
под аналогичные обеспечения.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов
по долговому обязательству
считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в
сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным
долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств перед российскими
организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также
по выбору налогоплательщика
предельная величина процентов, признаваемых расходом,
принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, – при
оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% – по долговым
обязательствам в иностранной валюте.
Под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается
– в отношении долговых обязательств, не содержащих условия
об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового
обязательства, – ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату
привлечения денежных средств;
– в отношении прочих долговых обязательств, – ставка
рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде
процентов.
Определение налоговой базы при уступке права требования
1. При уступке налогоплательщиком – продавцом
товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу
начисления, права требования долга 3-му лицу до наступления
предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа
отрицательная разница между доходом от
реализации права требования долга и стоимость реализованного товара (работ,
услуг) признается убытком налогоплательщика.
При этом размер убытка для целей налогообложения
не может превышать суммы процентов, которую
налогоплательщик уплатил бы с учетом требований статьи 269 НК по долговому
обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты
уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров
(работ, услуг).
2. При уступке налогоплательщиком – продавцом
товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу
начисления, права требования долга 3-му лицу после наступления предусмотренного
договором о реализации товаров
(работ, услуг) срока платежа
отрицательная разница между доходом от
реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ,
услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который
включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика.
При этом убыток принимается в целях налогообложения
в следующем порядке:
– 50% от суммы убытка подлежат включению
в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
– 50% от суммы убытка подлежат
включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных
дней с даты уступки права требования.
3. При дальнейшей реализации права требования
долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция
рассматривается
как реализация финансовых услуг. Доход
(выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость
имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке
права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при
определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход,
полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению
указанного права требования долга.
Определение расходов по торговым операциям
К прямым расходам относятся
– стоимость приобретения товаров,
реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
– суммы расходов на доставку
(транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика –
покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения
указанных товаров.
Все остальные расходы, за исключением
внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК,
осуществленные в текущем месяце,
признаются косвенными расходами и
уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Сумма прямых расходов в части транспортных
расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по
среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало
месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов,
приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и
осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров,
реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных
товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение
суммы прямых расходов (пункт 1) к стоимости товаров (пункт 2);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся
к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и
стоимости остатка товаров на конец месяца.
Перенос
убытков на будущее
Налогоплательщики, понесшие убыток
(убытки), в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах,
вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода
– до 2006 года – 30%;
– в 2006 году – 50%;
– с 2007 года – на всю сумму
полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос
убытка на будущее
в течение десяти лет, следующих за тем налоговым
периодом, в котором получен этот убыток.
Если налогоплательщик понес убытки более
чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится
в той очередности, в которой они
понесены.
Налогоплательщик обязан хранить документы,
подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока,
когда он уменьшает налоговую базу текущего
налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Государственная
пошлина
Государственная
пошлина взимается в соответствии с положениями главы 25.3 Кодекса.
Госпошлиной
является сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в
государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к
должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными
актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, за совершением в
отношении этих лиц юридически значимых действий.
Выдача
документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым
действиям.
Организации и
физические лица признаются плательщиками госпошлины в случае, если они:
1) обращаются
за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК;
2) выступают
ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам,
рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их
пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с главой 25.3 НК
(пошлина уплачивается в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу
решения суда.
Порядок и
сроки уплаты государственной пошлины
Плательщики
уплачивают госпошлину в следующие сроки:
1) при
обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым
судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
2) при
обращении за совершением нотариальных действий – до их совершения;
3) при
обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до их выдачи;
4) при
обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля.
В случае, если
за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько
плательщиков, не имеющих право на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками
в равных долях.
Госпошлина
уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или
безналичной форме.
2.
Региональные налоги
Статьей 14 НК
к региональным налогам отнесены:
1)
налог
на имущество организаций;
2)
налог
на игорный бизнес;
3)
транспортный
налог.
В
соответствии с п. 3 ст. 12 НК региональными налогами признаются налоги,
которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате
на территориях соответствующих субъектов РФ.
При
установлении региональных налогов законодательными органами государственной
власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены
НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки
уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и
налогоплательщики определяются Кодексом. В них могут устанавливаться налоговые
льготы, основания и порядок их применения.
На территории
Чувашской Республики региональные налоги введены в действие Законом Чувашской
Республики от 23 июля 2001 г. №38 «О вопросах налогового регулирования в
Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
Налог на
имущество организаций
1.
Глава
30 НК РФ.
2.
Закон
ЧР №38, глава 6.
Налогоплательщики
и объект обложения:
– для
российских организаций – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета;
– для
иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные
представительства и (или) имеющих в собственности недвижимое имущество в РФ –
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Не облагаются
налогом:
1)
земельные
участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные
ресурсы);
2)
имущество,
принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами
для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны
правопорядка в РФ.
При
определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговая
база определяется отдельно:
– в
отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
– в
отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс;
– в
отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения
организации;
– обособленного
подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
– или
постоянного представительства иностранной организации;
– а
также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Среднегодовая
стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от
деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости
имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е
число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев
в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговый
период – календарный
год. Отчетные периоды – первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного
года.
Налоговая
ставка – 2,2 процента (ст. 19 Закона ЧР №38).
Налоговые
льготы (ст. 381 НК).
Освобождаются
от налогообложения:
– организации
и учреждения уголовно – исполнительной системы;
– религиозные
организации;
– общероссийские
общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества,
используемого для осуществления их уставной деятельности;
– организации,
основным видом деятельности которых является производство фармацевтической
продукции;
Законом ЧР
от 23 июля 2001 г. №38 установлены льготы:
– организации,
зарегистрированные в ЧР и привлекающие инвестиции на сумму более 10 млн.
рублей, освобождаются от уплаты налога в размере 50% от суммы исчисленного налога
в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5
лет со дня получения льготы (ст. 22);
– религиозные
организации; учебно-производственные организации и учреждения, общества ВОС, в
которых более 50% работающих составляют инвалиды по зрению; организации – в
отношении республиканских автодорог общего пользования, являющихся собственностью
ЧР, и автомобильных дорог общего пользования местного значения в ЧР, являющихся
собственностью муниципальных образований, а также сооружений, предназначенных
для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов (ст. 23).
Льготная ставка
в размере 1,5 процента установлена для:
– обслуживающих
организаций АПК ЧР при условии, если оказанные сельскохозяйственным
товаропроизводителям услуги в общем объеме оказываемых услуг составляют не
менее 70%, с направлением высвобождаемых средств на обновление технической
базы;
– расположенных
в сельских населенных пунктах, за исключением райцентров, организаций
потребительской кооперации.
Не облагается
налогом имущество, являющееся предметом лизинга (с 1 января 2003 года).
Порядок
исчисления и уплаты налога и авансовых платежей
Сумма
авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в
размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней
стоимости имущества, определенной за отчетный период. Уплата авансовых платежей
производится не позднее 5 рабочих дней по окончании срока, установленного для
представления налоговых расчетов по авансовым платежам (расчеты представляются
не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода).
Уплата налога
по итогам налогового периода производится не позднее 10 дней по окончании
срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового
периода (декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом).