Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование
Достаточно
развила во Франции и система местного налогообложения. Общий объем местных
бюджетов достигает 60% бюджета страны. Местные органы власти могут
дополнительно вводить па своей территории следующие местные налоги и сборы:
• налог
па уборку территории;
• земельный
налог на застроенные участки;
• земельный
налог на незастроенные участки;
• налог
на жилье;
• профессиональный
налог;
• пошлину
на содержание сельскохозяйственной палаты;
• пошлину
на содержание торгово-промышленной палаты;
• пошлину
на содержание палаты ремесел;
• местные
сборы на освоение рудников;
• сборы
на установку электроосвещения;
• пошлины
на используемое оборудование;
• налог
на продажу зданий;
• пошлины
на автотранспортные средства;
• налог
на превышение допустимого лимита плотности застройки;
• налог
на превышение предела удельной занятости площади;
• налог
на озеленение.
Местные
органы власти самостоятельно определяют ставки налогов, относящихся к их
компетенции, при формировании бюджета на следующий год, однако величина этих
ставок не может превышать максимальный уровень, законодательно определенный
центральными властями. На практике основными источниками доходов местных
бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на
незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти
налоги несколько подробнее.
Земельным
налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных
для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна
половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по
налогу: стоимость государственной собственности; здания, находящиеся за
пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования;
жилье — с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих пособия из
общественных фондов или пособия по инвалидности.
Налоговой
базой по налогу на незастроенные участки является 80% от кадастровой
арендной стоимости незастроенного участка — полей, лесов, болот, участка под
застройку. От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в
государственной собственности, временно могут быть освобождены также территории
с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития
сельскохозяйственного производства.
Налог
на жилье платится
собственником жилья или его арендатором. Мало обеспеченные лица могут быть
полностью или частично освобождены от данного налога за объект жилья по месту
основного проживания.
Профессиональный
налог вносится
лицами, которые постоянно занимаются деятельностью, не вознаграждаемой
заработной платой. Расчет данного налога осуществляется исходя из суммы следующих
показателей:
• арендная
стоимость недвижимости, используемой налогоплательщиком для целей осуществления
своей профессиональной деятельности;
• процент
заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим
сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).
Налоговая
база умножается на налоговую ставку, устанавливаемую местными органами власти.
При этом законодательство предусматривает верхнее ограничение размера данного
налога – его рассчитанная сумма не должна превышать 3,5% от произведенной
добавленной стоимости.
Правительство
Франции приняло решение отсрочить реформу налога на прирост капитала, которая
призвана защитить местные компании от поглощения их иностранными. Данная
реформа была запланирована на 2006г. В соответствии с ней налог на прирост
капитала от продажи акций будет постепенно снижаться в зависимости от срока
владения акциями. Кроме того, правительство Франции планирует пересмотреть
линию на отказ от налоговых льгот и восстановить ряд налоговых льгот.
2.2
Налоговая система Японии
Особый
интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран
представляет налоговая система Японии. Ее можно охарактеризовать следующими
особенностями:
•
сравнительно невысокий по сравнению с другими промышленно развитыми странами
совокупный уровень налогового бремени. Например, доля налогов в национальном
доходе Японии — 26%, тогда как в Великобритании — 40%;
• общая
ориентация налоговой системы на прямые налоги в отличие от преимущественной
роли косвенных, что присуще большинству промышленно развитых стран;
• высокое
бюджетное значение налога на доходы физических лиц и налога на прибыль корпораций;
• последовательное
проведение политики экономического стимулирования посредством предоставления
налоговых льгот;
• щадящий
режим налогообложения крупных корпораций.
Более
64% всех налоговых доходов Японии образуется за счет государственных налогов,
что характеризует финансовую мощь федерального правительства и сравнительно
малую финансовую базу нижестоящих органов власти. В отличие от стран Европы
наибольший доход государству в Японии приносят налоги на доходы — налог на
прибыль корпораций и налог на доходы физических лиц.
Налог
на прибыль корпораций в Японии зачисляется и национальный, префектуральные и муниципальные
бюджеты. Национальная ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная — 5%
от национальной, т. е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от
национальной ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий
по данному налогу составит около 40% прибыли корпораций; надо, однако, отметить
и факт существования в налоговом системе Японии пониженной льготной ставки по
данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемая база— прибыль корпораций,
определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На
протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в
общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений.[4,
c.405]
Еще
более велико для бюджета Японии значение налога на доходы физических лиц, доля
которого в объеме доходов национального бюджета страны в разные годы составляла
от 35 до 42%. Средства от этого налога поступают также в бюджеты всех трех
уровней. Подоходным налогом облагаются: заработная плата, жалованье, доходы
крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а
также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все
налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий: проценты по
вкладам; дивиденды; доходы от недвижимости; доходы от предпринимательской
деятельности; заработная плата; бонусы; выходные пособия, пенсии; случайные
доходы; смешанные, разносторонние доходы; доходы от капитала.
Большинство
из этих категорий имеют налоговые льготы или освобождения от уплаты налогов
(кроме процентов и дивидендов). Кроме того, независимо от величины дохода
каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание, составляющий
в настоящий момент 3200 иен в год.[4, c.405]
Для исчисления
подоходного налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из
разных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый
минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок: базисной, на иждивенцев, на
взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на
расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов,
престарелых, вдов и т.д.
Помимо
адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к
налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узкоспециальных льгот по
налогообложению доходов, полученных из различных источников, которые введены в
налоговую систему по ряду важных причин. Основными из них являются следующие:
• С
целью справедливого налогообложения доходов разных категорий населения введена
специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика.
Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным
работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально
определяемых «персональных расходов». Цель введения скидки — поставить в равное
положение для целей налогообложения лиц наемного труда с одной стороны и
предпринимателей с другой стороны, так как последние имеют возможность
списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на
себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, такой возможности лица
наемною труда до введения этой скидки были лишены, а это несправедливо с точки
зрения Налогового управления Японии. На практике при использовании этой скидки
налогооблагаемая подоходным налогом база подлежит уменьшению на 28,6%.
• Ряд
специальных инструкций позволяет также разделить для целей налогообложения
доходы от бизнеса. Объектом налогообложения служит доход за вычетом всех
необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации,
разрешается вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой
декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме этого, были разрешены
«вычеты» — специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода
бизнесмена – на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые
были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса.
Имеется также ряд других льгот, учитывающих двойственный характер дохода
предпринимателя от его непосредственного труда и дохода как собственника.
• Разносторонние
доходы и доходы от капитала также имеют специальные налоговые льготы. Для
разносторонних доходов налогооблагаемая сумма уменьшается на 400 тыс. иен в
год, если стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс.
иен при условии, что стаж работы превышает 20 лет. Доходы от капитала и
недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после вычета
сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты
для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с
увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых
обусловлено какими-либо специфическими политическими целями.
• В
налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в
арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему
сотруднику по льготной цене, и рыночной стоимостью аренды этого жилья),
предоставляемые получателям заработном платы и предпринимателям, либо
освобождаются от налогов вообще, либо лишь частично облагаются налогом.
• Семейные
пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различный подоходный налог в
зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная
налоговая система Японии приветствует семьи, где работают оба супруга с
примерно одинаковыми доходами, а семейные пары, где работает только один
супруг, несут более тяжелое налоговое бремя, нежели семьи, где два супруга
работают.
Налоги
на имущество в
Японии как юридические, так и физические лица уплачивают по единой ставке. В
большинстве случаев она составляет 1,4% от стоимости имущества. Большое
внимание уделено в Японии и налогообложению момента перехода имущественных прав
от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда
были объектами налогообложения. Имеются две главные предпосылки для обложения
наследств и дарений. Во-первых, такой налог на передачу имущества препятствует
чрезмерной концентрации богатства в одних руках и способствует более эквивалентному
распределению ресурсов. Во-вторых, введение этого налога способствует
пополнению бюджета.
Существуют
две основные формы обложения передаваемой собственнос-ти — дар и завещание.
Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога
— налог с наследства и налог с дарений. Ставка налога на
наследование дополнительно увеличивается на 20% для наследников, которые не
являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка,
включая эти набавки, не может быть выше, чем 75% фактической доли наследника.
Косвенное
налогообложение Японии представлено таможенными пошлинами, налогом на
добавленную стоимость, взимаемому согласно методологии стран ОЭСР по ставке
5%, и акцизами.
Акцизное
налогообложение в Японии имеет ряд своих особенностей. Например, если в США и
странах Западной Европы целью введения дополнительного налогообложения на
алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров,
которое государством не стимулировалось, то в Японии в течение длительного
времени этот вид акцизов в Японии рассматривался как предназначенный главным
образом для целей обеспечения налоговых поступлении. Второй особенностью
косвенного налогообложения в Японии является налогообложение предметов роскоши.
Это налогообложение в Японии производится посредством группы специальных
налогов на продажу товаров, услуг, например налог на путешествия и т. д.
Третьей особенностью является существование специальных налогов на нотариат,
гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.
На
протяжении последних лет налоговая система Японии подверглась существенной
реформе. Целями проводимой реформы были объявлены реструктуризация японских
корпораций и повышение их глобальной конкурентоспособности. Важным элементом
реформы стало снятие ряда ограничений на создание холдинговых компаний и
принятие решения о консолидированном налогообложении холдингов с 2002 г., хотя это решение и распространилось только на японские корпорации и дочерние компании, в
которых японской корпорации принадлежит 100% акций. Для обеспечения поддержки
экономического подъема на 2007/08 г. Японские власти приняли дополнительные
меры налогового льготирования. К ним, в частности, относятся:
• продление
льготы по налогу на прирост капитала для частных инвесторов фондовой биржи;
·
меры, позволяющие
инвесторам использовать убытки от продажи акций для вычета из доходов от других
видов финансовой деятельности в 2009/10 финансовом году;
·
увеличение лимита
амортизационных отчислений до 100% от стоимости капиталовложений в оборудование;
·
возможность
снижения срока амортизации отдельных видов с 8-10 до 5 лет;
·
дополнительные
льготы для малых и семейных предприятий.
2.3
Налоговая система США
Специфика
состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования
всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно
используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий (табл.
1). Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с
корпораций, 2 поимущественных и т. д.
Таблица
1 - Состав и структура налоговой системы США
№ п/п
|
Федеральные налоги
|
Налоги штатов
|
Местные налоги
|
1
|
Подоходный налог
|
Подоходный налог
|
Подоходный налог
|
2
|
Налог на прибыль корпораций
|
Налог на прибыль корпораций
|
Налог на прибыль корпораций
|
3
|
Налог на социальное страхование
|
|
|
4
|
Акцизы
|
Акцизы
|
Акцизы
|
5
|
Таможенные пошлины
|
|
|
6
|
Налоги на наследство и дарения
|
Налоги на наследство и дарения
|
Налоги на наследство и дарения
|
7
|
|
Налог с продаж
|
Налог с продаж
|
8
|
|
Поимущественные налоги
|
Поимущественные налоги
|
9
|
|
Налоги с владельцев автотранспорта
|
|
10
|
|
|
Экологические налоги
|
Основную
часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (iпсоте tax), субъектам которого выступают физические лица,
индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица.
Подсчет
выполняется в 3 этапа:
1.
Подсчитывается валовой доход, который может состоять из: заработной
платы, аннуитета, пенсии, алиментов, доходов по ценным бумагам, вознаграждений,
бонусов, ренты и роялти, фермерского дохода, социального пособия и пособия по
безработице, стипендии, доходов от трастовых операций и недвижимости и т. д.
2.
Валовой доход корректируется за счет вычетов из него разрешенных затрат
и льгот. К ним относятся торговые или производственные затраты, убытки от
продажи или обменных операций с цепными бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные
алименты, авансовые налоговые взносы и т.д.
3. Из
суммы скорректированного валового дохода исключаются классифицированные, или
стандартные, вычеты. Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К
основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца
налогоплательщика, стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старше 65
лет и инвалидов, расходы по переезду на новое место жительства, связанное с
повышением квалификации, командировочные, благотворительные взносы и др.
Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% с
откорректированного валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из
доходов в течение 5 лет.[4, c.413]
Еще один
важнейший налог в системе подоходного обложения — налог на прибыль
корпораций (соrроrаtion inсоте 1ах), претерпевший существенные изменения в
результате известных налоговых реформ 1980-1990-х гг. Главным принципом
налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как
окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются прежде
всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне,
а 15% — штатами и местными органами власти. Объект обложения определяется в 3
этапа.
1.
Определяется валовой доход компании, состоящий из валовой выручки от
реализации и всех внереализационных доходов и расходов.
2. Из
валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт,
безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги,
амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды,
убытки от стихийных бедствии, благотворительные взносы, операционные убытки,
расходы па НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т.д. В налоговом
законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в
издержки производства при определении корпорационного налога. Международные
стандарты, лежащие в основе этих законов, носят достаточно либеральный
характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все
затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой
деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на
включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.
3. После
вычета из валового дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных
налогов из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно на
уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительный этап связан с решением
проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату
дивидендов.
Огромные
льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно
в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После
«фермерских» льгот большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения
индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес.
Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки
подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%,
фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для
инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%.
Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по
следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого
дохода, 25% — за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. — 34%. Кроме того, на
доходы в пределах от $100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в
размере 5%. Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для
средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями
от взносов на социальное страхование (social insurance tах), то они имеют тенденцию к росту.
Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%.
Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift tаxех) физические лица платят по ставке от
18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем
объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2%) и имеет тенденцию к
снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.[4, c.415]
Структура
налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом
собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся
20% — это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога
с продаж (sales tах) достигает 30-40%. Объектом его
обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются
штатами и варьируются в диапазоне 4-8%. Подоходный налог с населения взимается
в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки
налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом
различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов
исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального,
налога.
Налог
на прибыль также
взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность,
сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию.
Практически во всех штатах взимается налог на имущество (рroperty tах), который уплачивают как физические,
так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от
0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные
акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели
производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.
Органы
местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное
число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее
значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог
взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью.
Базой для определения этого налога является оценочная стоимость
собственности. Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж,
являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого
налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного
самоуправления, на территории которого они были получены.
2.4
Налоговая система Канады
От
других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации,
когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют
серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю
провинций приходится больше половины всех правительственных расходов Канады и
функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального
страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и
в последние годы. В целом налоговая система Канады представлена тремя основными
уровнями: федеральным (около 50% государственных доходов); провинциальным
(около 40%); местным (10%).
Основу
доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения,
налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и
взносы в фонды социального страхования. Доходы провинций складываются
из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли
корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на
дарение, рентных платежей, различных регистрационных и лицензионных сторон.
Основная доля поступлений приходится на подоходный налог и косвенные
налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на
недвижимость и налогов на предпринимательство.
Налоговая
система Канады начала модернизироваться в связи с проведением налоговой реформы
в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали
действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а
в каждом регионе — свои местные ставки.
Большое
внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доли
мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа
всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли),
и к их доходам применяется единая ставка 12%.[4, c. 416]
В целом
в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из
косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по
единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два
на лога объединяются в комбинированной ставке — 15%. Объединенный налог
включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов,
провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме
трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные
трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры ключевых
программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План
помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает
себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам
населения.
2.5
Республика Казахстан
В
Казахстане действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими
источниками государственного бюджета, и местные налоги, которые выступают в
качестве доходных источников местных бюджетов.
Важнейшей
составляющей налоговой системы страны является налог на добавленную
стоимость. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих
западноевропейских стран. Плательщиками НДС являются все юридические лица, в
том числе нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через
постоянное учреждение; физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.
Предусмотрены
только 2 вида ставок: 15 и 0%. Основная ставка — 15% от налоговой базы. По
нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки
пассажиров, товаров, животных, багажа и почты. Применение нулевой ставки
является двойной льготой: с одной стороны, реализуемые товары освобождаются от
налога, с другой — возмещаются из бюджета суммы налога па добавленную стоимость
по материальным ресурсам, выполненным работам и оказанным услугам,
использованным при производстве таких товаров.
Плательщиками
корпоративного подоходного налога являются все юридические лица, кроме
Национального банка Республики Казахстан, в том числе юридические
лица-нерезиденты. Объект обложения — облагаемый доход, который исчисляется как
разница между совокупным годовым доходом и соответствующими вычетами. К вычетам
подлежат все расходы, связанные с получением дохода, подтвержденные
документально. При этом отдельные расходы, например представительские,
командировочные, подлежат вычету в пределах установленных нормативов.
Налогооблагаемый доход юридического лица облагается налогом по ставке 30%.
Исключение составляют юридические лица, для которых земля является основным
средством производства, которые уплачивают налог по ставке 10% от доходов,
полученных от непосредственного ее использования. Проценты, дивиденды,
выплачиваемые юридическим и физическим лицам, облагаются у источника выплаты по
ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежат. Доходы нерезидентов из
казахстанских источников, не связанные с постоянным учреждением, подлежат
налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам:
• дивиденды
и проценты – 15%;
• страховые
платежи, выплачиваемые по договорам страхования или перестрахования рисков,
телекоммуникационные и транспортные услуги и международной связи или перевозках
между Казахстаном и другими государствами — 5%;
• роялти,
доходы от оказания услуг, включая услуги по управлению, консультационные
услуги, доходы по аренде и другие доходы, — 20%.
Плательщики
индивидуального подоходного налога— физические лица: резиденты и
нерезиденты. Совокупный доход налогоплательщика-резидента состоит из доходов,
полученных в Казахстане и за его пределами, а в совокупный доход нерезидентов
включаются только доходы, полученные из казахстанских источников.
Различают
2 вида объектов обложения в зависимости от способа уплаты налога:
•
доходы, облагаемые у источника выплаты, по которым налог исчисляется и
уплачивается в бюджет налоговыми агентами;
•
доходы, не облагаемые у источника выплаты, по которым физические лица
самостоятельно уплачивают налог на основании налоговых деклараций.
Не
облагаются подоходным налогом следующие доходы физических лиц: государственные
пенсии, стипендии и пособия, в том числе выплаты по больничным листам; алименты
на детей и иждивенцев; стоимость имущества, полученного в виде дарения или
наследования от одного физического лица другим физическим лицом, а также в виде
гуманитарной помощи; материальная помощь из бюджета. По подоходному налогу
предусмотрен ряд льгот, которые в основном имеют социально-направленный
характер. Совокупный облагаемый доход физических лиц облагается по
дифференцированным ставкам от 5 до 30% по прогрессивной шкале в
зависимости от размера дохода. Исключение составляют дивиденды, выигрыши,
которые облагаются по ставке 15%.[4, c.438]
Социальный
налог объединяет
платежи во внебюджетные фонды. С целью уменьшения налоговой нагрузки на фонд
оплаты труда ставка социального налога снижена до 20%.
Акцизами
облагаются не
только товары, произведенные на территории Республики Казахстан, и
импортируемые товары, но и игорный бизнес. Перечень подакцизных товаров
является единым как для внутренних производителей, так и для импортируемых
товаров. Конкретные ставки утверждаются Кабинетом министров РК. При этом
различают специфические (твердые) и адвалорные (процентные) ставки.
По
данному налогу предусмотрен ряд льгот. В частности, не облагаются акцизами
следующие импортируемые подакцизные товары: конфискованные, бесхозяйные
ценности, перешедшие по праву наследования государству; товары, ввозимые в
качестве гуманитарной помощи, в благотворительных целях; ввезенные для
дипломатических служб и представительств. Экспортируемые подакцизные товары
освобождаются от акцизов при условии подтверждения факта экспорта.
Сумма
акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком
самостоятельно. Если подакцизная продукция производится из сырья, по которому
был уплачен акциз па территории Казахстана, то начисленная сумма акциза по
реализованной продукции уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, также
на стоимость марок акцизного сбора по подакцизным товарам, подлежащим
маркировке. Отчетный период — месяц. Сроки уплаты, зависят от вида
подакцизных товаров.
Налогообложение
пользователей недр исходя из основных видов контрактов разделяется на
две модели. Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов
налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом.
Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли
Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату следующих видов
налогов и других обязательных платежей: корпоративного подоходного налога,
налога на добавленную стоимость, бонусов, роялти, сбора за государственную
регистрацию юридических лиц, сборов за право занятия отдельными видами деятельности
и других обязательных платежей. Первая модель налогового режима устанавливается
во всех видах контрактов, за исключением контрактов о разделе продукции, для
которых устанавливается вторая модель налогового режима. Доля Республики
Казахстан, получаемая по контрактам о разделе продукции, является источником
республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих
бюджетов в размере, определенном законом о республиканском бюджете на очередной
год.
Специальные
платежи и налоги с недропользователей включают: бонусы (подписной, коммерческого обнаружения,
добычи); роялти; налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти являются
вычетами при определении облагаемого дохода для подоходного налога и налога на
сверхприбыль.
В целях
совершенствования налогового администрирования организации, осуществляющих
деятельность по добыче нефти и газа, создан Межрегиональный налоговый комитет,
основными функциями которого являются разработка мероприятий по
совершенствованию налогового законодательства, касающейся нефтегазовой отрасли,
осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления платежей в
бюджет, за правильностью применении цен недропользователями.
В рамках
проводимой в Казахстане налоговой реформы проделана большая работа по
совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования:
введен Налоговый кодекс; усовершенствована методология применения специальных
налоговых режимов с целью создания условий для развития малого бизнеса и
сельхозпроизводителей; снижены ставки по многим налогам в целях активизации
предпринимательской деятельности; разработаны и внедрены новые информационные
технологии, в частности электронные формы отчетности по налогам.
Таким
образом, представленный краткий обзор налоговых систем зарубежных стран позволяет
прежде всего сделать вывод об их значительном разнообразии. Каждая страна
осуществляет свою налоговую политику, решает задачи ее эффективности с учетом
собственного опыта исторического развития, особенностей национальной экономики
и традиций, взаимоотношений правительств, бизнеса. Поэтому вопрос гармонизации
налоговых систем является проблемой достаточно отдаленного будущего.
3. Особенности
налоговой системы Республики Беларусь
3.1 Общая
характеристика налоговой системы, особенности налогообложения в Республике Беларусь
Под
налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и
сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания
централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также
совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая
система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных
закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития
экономики. Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения
разграничивается на две подсистемы:
·
подсистема,
построенная на основе классических, или межнациональных принципов. Если налоговая система строится на
основе их использования, то её можно считать оптимальной.
·
подсистема, построенная
на основе организационно-экономических или внутринациональных, принципов. На основе этих принципов создаются
налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма
применительно к типу государства, политическому региону и возможностям
экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.[5, с.31]
Наряду с принципами
налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В
налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый,
декларационный, административный.
1) кадастровый способ предполагает
использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений
об оценке и средней доходности объекта обложения, которые применяются при
исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог Беларуси
рассчитывается на основе земельного кадастра, в котором представлен
систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о
земельных угодьях и т.д.
2) декларационный
способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы
декларации о величине объекта обложения, в которую включают данные о доходах и
расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке
исчисления суммы дохода. Примером могут служить таможенные пошлины.
3) административный
способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования
объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим
органом, который уплачивает налог. Таким путём взимается подоходный
налог с физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам.
Применяются следующие
методы уплаты налога:
q наличный платеж, когда плательщик вносит в казну
определенную сумму наличных денег;
q безналичный платеж, когда происходит перечисление через
банк со счета клиента на счет бюджета;
q гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и
наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего он имеет законную силу.
[1, с.40-41]
На территории Республики
Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), —
республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об
установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы,
соответствующей бюджетному устройству государства. [5, c. 63]
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины),
установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей
территории Республики Беларусь.
Республиканские
налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных
источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться
на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений
(в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной
бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О
бюджете Республики Беларусь».
Страницы: 1, 2, 3
|