Налог на имущество предприятий -
это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен
федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства,
нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.
Налог на имущество юридических
лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он,
наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами
налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней,
требует особого подхода при его рассмотрении.
Устанавливая налог на имущество
организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе
определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок
и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.
Кроме того, при установлении
налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налог на имущество предприятий
занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и
вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и
уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых
в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также
земельного налога, на налог на недвижимость.
Несомненно, что определенную
сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения
налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных
субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать
соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом,
произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит
налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Вышеизложенное обусловливает
актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного
налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового
законодательства.
Объектом исследования является
комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы
налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в
свете действующего налогового законодательства.
Предмет исследования - нормы
Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения и налоге на
имущество предприятий.
Цели данной контрольной работы -
теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения
предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической
деятельности организаций.
Для достижения целей необходимо
решить следующие задачи:
определить принципы и дать
характеристику имущественного налогообложения;
установить субъектный и
объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
проанализировать особенности
порядка имущественного налогообложения;
исследовать вопросы оптимизации
налога на имущество;
рассмотреть перспективы развития
налогообложения имущества.
Действующая в настоящее время в
России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала
складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы
налогообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На
протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству
изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы
построения этой системы в целом сохранились и поныне.
Налоговая система РФ включает
следующие элементы:
взаимосогласованная совокупность
налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для
финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
система законов, указов и
подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных
налогов, сборов и иных налоговых платежей.
В зависимости от характера
государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные)
налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги
субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и
третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и
налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов
власти.
Выделяют три основных функции
налогов: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую
и воспроизводственного назначения.
Фискальная (или бюджетная) функция
вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства
финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее
помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится
изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания
государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы,
которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры -
библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения
должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения
здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением
экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства,
что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных
групп, находящихся у власти.
Регулирующая функция налогов
предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или
сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления
капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги
активно используются для сглаживания экономического цикла.
Контрольная функция налогов как
экономические категории состоит в том, что появляется возможность качественного
отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства
в финансовых ресурсах. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические
и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные
законодательством налоги.
Законодательство о налогах и
сборах как отрасль российского законодательства появилась и стала активно
развиваться в последнее десятилетие прошлого века. На становление данной
отрасли повлияло возникновение новых социально - экономических отношений в
государстве.
Формирование налогового
законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991
№ 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о
налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций,
о подоходном налоге с физических лиц и другие).
Дальнейшее развитие налогового
законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов
нормативной информации, так и накопления качественно иного материала,
требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения
масштабной налоговой реформы.
Основная цель налоговой реформы -
достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью
налогов, а основные принципы налоговой реформы заключались в выравнивании
условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении
налоговой системы.
Введение налога на имущество
организаций - этап реформирования системы имущественных налогов. Данный процесс
реформирования был впервые предусмотрен Программой социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.). В
Программе, в частности, указывалось, что приоритетное значение в настоящее
время приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость,
которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно
связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по
стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости направлена
на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы
государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и
обеспечение публичности его сведений.
Поэтому одним из этапов перехода
на налогообложение недвижимости являлось именно совершенствование налога на
имущество предприятий, что и реализовалось с введением в действие с 1 января
2004 года на основании Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 №
139-ФЗ главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
Налоговая система Российской
Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные
налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев,
областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам Российской
Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС),
акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными
бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на
прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие
источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с
имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку
валюты.
К республиканским налогам
относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на
нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам относятся
налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый
ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право
торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов
социальной сферы и ряд других налогов и др.).
Структура налоговой системы
может рассматриваться с точки зрения:
соотношения прямых и косвенных
налогов;
распределения налоговой нагрузки
на физических и юридических лиц;
роли отдельных налогов в
формировании общей величины доходов бюджетной системы;
распределения налоговых доходов
между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета,
налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных
бюджетов).
С точки зрения проблем
макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается
весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве
встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз
экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически
нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в
целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы
к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается
весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также
может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
Кроме того, косвенные налоги
обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции
автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы
бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с
темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как
отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики
объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или
пропорциональное налогообложение).
Следует также отметить, что
доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это
относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую
ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности
того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов
бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым
свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство
отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно
взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При
этом формируется их более активная позиция относительно контроля над
государством по поводу использования им полученных средств. Когда же
поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане
более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные
чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более
безответственно.
В рамках российской налоговой
системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных
налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании
доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с
одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и
федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень
контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его
отдельных граждан.
Таким образом, в рамках
российской налоговой системы активно задействуются как основные известные
мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и
группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на
имущество).
Согласно ст.373 НК РФ
налогоплательщиками налога признаются:
российские организации;
иностранные организации,
осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на
территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации
и в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Организация, в состав которой
входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской
Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом
органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего
обособленного подразделения.
В силу п.2 ст.11 НК РФ,
российскими организациями признаются юридические лица, созданные по законодательству
России. Для целей обложения налогом на имущество не имеет значения деление
юридических лиц по признаку основной цели деятельности на коммерческие или
некоммерческие организации, осуществляемое в соответствии с гражданским
законодательством РФ.
Согласно п.2 ст.11 НК РФ,
иностранными организациями для целей налогообложения признаются иностранные
юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации,
их филиалы и представительства.
Понятие налогооблагаемого
имущества содержится в ст.374 НК РФ - "Объект налогообложения".
Так, объектом налога на
имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество
(включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение
или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое
на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с
установленным порядком ведения бухгалтерского учета
Для иностранных же организаций
налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество,
относящееся к объектам основных средств
Налоговая база - это
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Данное
понятие является одним из основных элементов налогообложения, которые должны
быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы
налог считался установленным.
Налоговая база и порядок ее
определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам
устанавливаются НК РФ - ст. ст.53 и 54. Конкретно нормами главы 30 НК РФ
установлены правила определения налоговой базы по налогу на имущество
организаций.
В соответствии со ст.375 НК РФ,
налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его
остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговой базой считается
среднегодовая стоимость имущества, определяемая налогоплательщиком
самостоятельно в отношении каждого объекта за налоговый период как частное от
деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости
имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е
число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев
в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Так, среднегодовая стоимость
имущества за первый квартал, руб.:
И1.1 + И1.2 + И1.3 + И1.4 И 1 кв.
= 4
где И1.1 - стоимостная оценка
имущества организации по состоянию на 1 января отчетного периода, руб.;
И1.2 - стоимостная оценка
имущества по состоянию на 1 февраля, руб.;
И1.3 - стоимостная оценка
имущества по состоянию на 1 марта, руб.;
И1.4 - стоимостная оценка
имущества по состоянию на 1 апреля, руб.
Среднегодовая стоимость
имущества за полугодие, руб.:
где И1.13 - стоимостная оценка
имущества организации по состоянию на 1 января следующего года, руб.
Налоговой базой в отношении
объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих
деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также
в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не
относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через
постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных
объектов по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января
года, являющегося налоговым периодом.
Начиная с расчетов за 2008 г. среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период
определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения
величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового
периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом
периоде, увеличенное на единицу.
При исчислении среднегодовой
стоимости имущества за год вместо остаточной стоимости имущества по состоянию
на 1 января следующего за налоговым периодом года теперь будет учитываться
остаточная стоимость имущества по состоянию на последнее число налогового
периода, т.е. на 31 декабря.
Однако, при расчете налога на
имущество организаций за 2007 год среднегодовая стоимость имущества исчисляется
по старому - с учетом остаточной стоимости имущества по состоянию на 1 января
2008 года, а не на 31 декабря 2007 года. Налоговая ставка - величина налоговых
начислений на единицу измерения налоговой базы. Данное понятие - один из
основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации и не могут превышать 2,2%. Ставки могут дифференцироваться в
зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) облагаемого имущества.
Налоговые льготы - это полное
или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий
налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое
нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент
налогообложения.
Ст.381 НК РФ установлены
налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.
Так, освобождаются от
налогообложения:
организации и учреждения
уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для
осуществления возложенных на них функций;
религиозные организации - в
отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной
деятельности;
общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими
для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал
которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных
организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их
работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не
менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства
и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального
сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню,
утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными
собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные
организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для
достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты
и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи
инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
организации, основным видом
деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в
отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных
иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и
эпизоотиями;
организации - в отношении
объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в
установленном законодательством Российской Федерации порядке;
организации - в отношении
ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
организации - в отношении
ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов
атомно-технологического обслуживания;
организации - в отношении
железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог
общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также
сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень
имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством
Российской Федерации;
имущество коллегий адвокатов,
адвокатских бюро и юридических консультаций;
имущество государственных
научных центров;
организации в отношении
имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической
зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;
организации - в отношении судов,
зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
При освобождении от
налогообложения какого-либо лица это лицо не только освобождается от
обязанности платить налог, но может и не выполнять никаких иных обязанностей,
связанных с конкретным налогом (например, не вести учет объектов
налогообложения, не представлять налоговые декларации и налоговые расчеты).
Порядок исчисления налога - это
порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения;
один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в
акте законодательства РФ о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным.
В ст.382 НК РФ устанавливается:
общий порядок исчисления налога
на имущество организаций;
порядок исчисления сумм
авансовых платежей по налогу.
Сумма налога на имущество
организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение
соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый
период.
В соответствии с п.1 ст.379 НК
РФ, налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается
календарный год. В силу п.1 ст.55 НК РФ по окончании налогового периода
определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате.
Положения п.1 ст.382 НК РФ
корреспондируют раскрытым правилам общей части налогового права и предписывают
исчислять сумму налога на имущество организаций по итогам налогового периода
путем умножения налоговой ставки, действующей на территории соответствующего
субъекта РФ, на величину налоговой базы.
Сумма авансового платежа по
налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной
четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости
имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п.4 ст.376 НК РФ.
Сумма авансового платежа по
налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая
инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января
года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую
ставку в отношении:
объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства;
объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в
Российской Федерации через постоянные представительства.
В ст.383 НК РФ устанавливаются:
общий порядок уплаты налога и
авансовых платежей (особенности уплаты налога для российских организаций,
имеющих обособленные подразделения и объекты недвижимого имущества,
расположенные вне местонахождения организации, установлены в ст. ст.284 и 285
НК РФ);
сроки уплаты налога и авансовых
платежей по налогу на имущество организаций.
В соответствии с п.1 ст.386 НК
РФ формами отчетности по налогу на имущество организаций выступают:
1) по истечении отчетных
периодов, если они установлены законом субъекта РФ, - налоговые расчеты по
авансовым платежам, подлежащие представлению не позднее 30 дней со дня
окончания соответствующего отчетного периода;
2) по истечении налогового
периода - налоговая декларация, подлежащая представлению не позднее 30 марта
года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Отчетность по налогу на имущество
организаций представляется:
а) в налоговый орган по месту
нахождения российской организации и ее каждого обособленного подразделения,
имеющего отдельный баланс, а также каждого объекта недвижимости, расположенного
вне места нахождения российской организации или каждого ее обособленного
подразделения, имеющего отдельный баланс;
б) в налоговый орган по месту
постановки на учет иностранной организации в лице ее постоянного
представительства в значении ст.306 НК РФ;
в) в налоговый орган по месту
нахождения объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности
иностранной организации, деятельность которой не образует признаков постоянного
представительства в значении ст.306 НК РФ или недвижимость которой не относится
к постоянному представительству.
Рассмотрим крупное
машиностроительное предприятие, зарегистрированное в г. Екатеринбурге и имеющее
1 филиал. Выплата налога производится по месту нахождения филиала, после
проверки приложений органами ГНС, находящимися по месту регистрации головного
предприятия.
Пусть в городе Екатеринбурге
зарегистрировано крупное машиностроительное предприятие ФГП "МАШИНСТРОЙ"
и там находится сборочный цех. Ставка налога 2%.
Филиал - завод в г. Невьянск. Ставка
налога 2%.
Приведём пример расчёта форм
Приложения к инструкции ГНС налога на имущество предприятий за 9 месяцев 2007 г.
В Государственную налоговую
инспекцию №ХХ г. Екатеринбурга
по Государственному предприятию
ФГП "МАШИНСТРОЙ"
Исполнитель: Иванов И.И. Получено”_4_”__октября__2007
г.
Телефон: 000-00-00
Расчёт налога
на имущество предприятия за девять месяцев 2007г. тыс. руб.
№ п/п
Показатели
Код стр.
Данные плательщика
Данные налогового органа
1
Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за отчётный
период
02300
1945350,21
2
Установленная ставка налога на имущество
02400
2,0%
3
Сумма налога на имущество за отчётный период
02500
38907,00
4
Начислено в бюджет налога на имущество за отчётный период
02600
26521,71
5
Причитается к уплате в бюджет налога на имущество по сроку
02700
12385,29
Подписи Руководителя, Главного
бухгалтера
Отметки и замечания Инспектора (экономиста)
Расчёт среднегодовой стоимости
имущества предприятия
Счета
Бухгалтерского учёта
Код стр.
Отчётные данные на:
01.01
01.04
01.07
01.10
01.01
Основные средства по остаточной стоимости (01+03-02)
00100
1536054,83
1516710,24
1520668,97
1509174,55
Нематериальные активы по оста-
точной стоимости (04-05)
00200
5456,03
5170,23
5031,00
3023,00
10 "Материалы"
00310
104023, 20
112574,26
122686,99
137453,98
11 "Животные на выращивании и откорме"
00411
Малоценные и быстроизнашиваю-
щиеся предметы (12-13)
00500
74253,06
89246,33
90087,22
90939,68
15 "Заготовление и приобретение материалов"
00615
22,28
34,89
20 "Основное производство"
00720
2444551,36
2186777,38
2350073,03
1965023, 20
21 "Полуфабрикаты собственного производства"
00821
23 "Вспомогательные производства"
00923
29 "Обслуживающие производства
и хозяйства"
01029
30 "Некапитальные работы"
01130
31 "Расходы будущих периодов"
01231
29634,25
29957,72
7802,09
11805,52
36 "Выполненные работы по неза-
вершённым работам"
01236
40 "Готовая продукция"
01340
15648,00
17178,00
23691,00
23601,00
41 "Товары (покупная цена)"
01441
819,98
665,14
45 "Товары отгруженные"
01544
15721,00
110,00
93,00
70,00
44 "Издержки обращения"
01616
Прочие запасы и затраты
01700
40753,00
19217,99
14105,00
40015,00
Стоимость имущества, связанного
с осуществлением совместной деятельности
01800
3,00
3,00
2,00
2,00
Всего (сумма строк 00100,00200,00310, 00411,00500,00615…01800)
01900
4266939,99
3977645,18
4134240,30
3781107,93
Стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы в
соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей инструкции и отражённого по указанным
выше счетам (всего)
02000
1305066,89
1479273,48
1484171,86
1477059,61
Итого налогоблагаемая база (стр.01900 - стр.02000)
02100
2961873,10
2498371,70
2650068,44
2304048,32
Среднегодовая стоимость необлага-
емого налогом имущества за отчётный период
02200
348042,55
718473,22
1088627,15
Среднегодовая стоимость облага-
емого налогом имущества за отчётный период
02300
682530,61
1326085,62
1945350,21
“03”октября 2007 г.
Подписи руководителя и Главного
бухгалтера.
В Государственную налоговую
инспекцию №ХХ по г. Невьянска
(филиал ГП "МАШИНСТРОЙ")
Исполнитель: Иванов И.И. Получено”_4_”__октября__2007
г.
Телефон: 000-00-00
Расчёт налога
на имущество предприятия за девять месяцев 2007г. тыс. руб.
№ п/п
Показатели
Код стр.
Данные плательщика
Данные налогового органа
1
Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за отчётный
период
02300
11478,79
2
Установленная ставка налога на имущество
02400
2,0%
3
Сумма налога на имущество за отчётный период
02500
229,57
4
Начислено в бюджет налога на имущество за отчётный период
02600
153,31
5
Причитается к уплате в бюджет налога на имущество по сроку
02700
76,26
Подписи Руководителя, Главного
бухгалтера
Отметки и замечания Инспектора (экономиста)
Льгота на имущество ФГП "МАШИНСТРОЙ"
г. Невьянск за девять месяцев
2007 г.
№ п/п
Наименование
Сумма (тыс. руб)
Примечание
1
Льгота по социально - культурной сфере
32270,22
2
Мобилизационный резерв
-
Итого
32270,22
Подпись Руководителя и Главного
бухгалтера
Расчёт среднегодовой стоимости
имущества предприятия
Счета
Бухгалтерского учёта
Код стр.
Отчётные данные на:
01.01
01.04
01.07
01.10
01.01
1
2
3
4
5
6
7
Основные средства по остаточной стоимости (01+03-02)
00100
44199,28
44123,39
44244,92
45052,99
Нематериальные активы по оста-
точной стоимости (04-05)
00200
10 "Материалы"
00310
308,57
431, 20
413,05
567,06
11 "Животные на выращивании и откорме"
00411
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12-13)
00500
19,25
23,28
24,03
35.57
15 "Заготовление и приобретение материалов"
00615
20 "Основное производство"
00720
1186,64
1326,07
1111,22
1137,92
21 "Полуфабрикаты собственного производства"
00821
23 "Вспомогательные производства"
00923
761,69
851,48
987,67
1264,58
29 "Обслуживающие производства
и хозяйства"
01029
6,08
5,30
30 "Некапитальные работы"
01130
31 "Расходы будущих периодов"
01231
54,91
146,48
36 "Выполненные работы по неза-
вершённым работам"
01236
40 "Готовая продукция"
01340
1
2
3
4
5
6
7
41 "Товары (покупная цена)"
01441
45 "Товары отгруженные"
01544
44 "Издержки обращения"
01616
Прочие запасы и затраты
01700
Стоимость имущества, связанного
с осуществлением совместной деятельности
01800
Всего (сумма строк 00100,00200,00310, 00411,00500,00615…01800)
01900
46475,43
46755,42
46841,88
48209,90
Стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы в
соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей инструкции и отражённого по указанным
выше счетам (всего)
02000
32013,13
30608,64
32274,48
32270,22
Итого налогооблагаемая база (стр.01900 - стр.02000)
02100
14462,30
16146,78
14567,40
15939,68
Среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за
отчётный период
02200
7827,72
15688,11
23756, 20
Среднегодовая стоимость облага-
емого налогом имущества за отчётный период
02300
3826,14
7665,41
11478,79
“03”октября 2007 г.
Подписи руководителя и Главного
бухгалтера.
В Государственную налоговую
инспекцию №ХХ г. Екатеринбурга по Государственному предприятию ФГП "МАШИНСТРОЙ".
Исполнитель: Иванов И.И. Получено”_4_”__октября__2007г.
Телефон: 000-00-00
Расчёт налога на имущество
предприятия за 9 месяцев 2007г.
№ п/п
Показатели
Код стр.
ФГП "МАШИНСТРОЙ"
в т. ч. Екатеринбург
1
Среднегодовая стоимость облагаемого налогом на имущество за
отчётный период
02300
2196071,34
1945350,21
2
Установленная ставка налога на имущество (%)
02400
Х
2,0
3
Сумма налога на имущество за отчётный период
02500
43859,50
38907,00
4
Начислено в бюджет налога на имущество за отчётный период
02600
29691,95
26521,71
5
Причитается к уплате в бюджет налога на имущество по сроку
02700
14167,55
12385,29
Подпись руководителя и Главного
Бухгалтера.
Стоимость
имущества, уменьшающего налогооблагаемую базу за 9 месяцев 2007 г.
Объекты, используемые в определённых
Сферах деятельности, другое имущество
Стоимость имущества за
вычетом износа
По г. Екатеринбургу
ГНИ -ХХ
Объекты жилищно-коммунальной
и социально-культурной сферы
897728,42
2. Объекты, используемые исключительно для охраны природы,
пожарной безопасности, гражданской обороны
62139,61
3. Мобилизационный резерв и мобилизационные мощности
517191,58
ИТОГО:
1477059,61
По г. Невьянск
1. Объекты жилищно-коммунальной
и социально-культурной сферы
32270,22
ВСЕГО (по ФГП “МАШИНСТРОЙ”):
1509329,83
Подпись Руководителя и Главного
Бухгалтера
Расчёт среднегодовой стоимости
имущества предприятия
Счета бухгалтерского учёта
Код стр.
Отчётные данные на:
01.01
01.04
01.07
01.10
01.01
Основные средства по остаточной стоимости (01+03-02)
00100
1765093,90
1745800,64
1751567,39
1738866,00
Нематериальные активы по оста-
точной стоимости (04-05)
00200
5512,03
5220,23
5514,00
3340,00
10 "Материалы"
00310
1260073,55
154914,18
164612,00
186234,00
11 "Животные на выращивании и откорме"
00411
Малоценные и быстроизнашиваю-
щиеся предметы (12-13)
00500
82115,15
98693,05
101242,00
103225,00
15 "Заготовление и приобретение материалов"
00615
22,28
34,89
20 "Основное производство"
00720
2623609,69
2394387,93
2582643,00
2232127,00
21 "Полуфабрикаты собственного производства"
00821
23 "Вспомогательные производства"
00923
29 "Обслуживающие производства
и хозяйства"
01029
30 "Некапитальные работы"
01130
31 "Расходы будущих периодов"
01231
29654,25
30122,72
9205,00
12032,00
36 "Выполненные работы по неза-
вершённым работам"
01236
40 "Готовая продукция"
01340
20295,00
20928,00
28242,00
33054,00
41 "Товары (покупная цена)"
01441
819,98
665,14
45 "Товары отгруженные"
01544
15721,00
110,00
93,00
70,00
44 "Издержки обращения"
01616
Прочие запасы и затраты
01700
40753,00
19217,99
14105,00
40256,00
Стоимость имущества, связанного
с осуществлением совместной деятельности
01800
3,00
3,00
2,00
2,00
Всего (сумма строк 00100,00200,00310, 00411,00500,00615…01800)
01900
4709672,83
4470097,77
4657225,39
4349206,00
Стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы в
соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей инструкции и отражённого по указанным
выше счетам (всего)
02000
1413766,95
1664952,64
1669947,48
1661387, 20
Итого налогоблагаемая база (стр.01900 - стр.02000)
Организация реализовала
имущество, учтенное на балансе с НДС, за 14000 рублей. Первоначальная стоимость
данного имущества составляла 20000 рублей с НДС. Износ на момент реализации
составил 8000 рублей. Определить НДС, подлежащий уплате в бюджет
Налоговая база = 14000 - (20000-8000)
= 2000 (руб)
НДС = 2000 * 18% = 360 (руб)
Предприятие реализовало услугу
работнику данного предприятия за 1200 рублей. Аналогичная услуга сторонним
потребителям стоит 2000 рублей. Что из этого следует? (Сделать расчеты)
Необходимо рассчитать отклонение
цены на услугу, оказанную работнику и стороннему потребителю.
Приняв рыночную цену за услугу (2000
рублей) за 100% найдем долю цены услуги, оказанную работнику предприятия (1200
руб).
1200*100/2000 = 60%
Отклонение цен = 100 - 60 = 40%
В рассматриваемом примере цена
на услугу, оказанную работнику предприятия-налогоплательщика, отклоняется более
чем на 20% от рыночной цены (цены для сторонних потребителей) оказанной услуги.
Таким образом, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о
доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты
этой сделки были оценены исходя из применения рыночной цены на соответствующую
услугу (п.3 ст.40 НК РФ)
В данной работе были рассмотрены
особенности налогообложения имущества организаций в соответствии с нормами
действующего законодательства.
Среди основных налогов
Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не
последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с
ним дело.
Согласно нормам
законодательства, плательщиками налога на имущество являются предприятия,
учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том
числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по
законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных
предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий)
счет.
Максимальная ставка налога 2,2%
(конкретная ставка устанавливается на региональном уровне).
Объект имущественного
налогообложения - основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты,
находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости.
Федеральным законодательством
предусматривается значительное количество льгот по налогу на имущество
предприятий, с помощью которых имущество предприятия можно классифицировать
следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество, стоимость
которого уменьшает налогооблагаемую базу.
Необходимо также учитывать
особенности законодательства субъектов Российской Федерации, которые имеют
право самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество юридических
лиц.
В перспективе ожидается, что
налог на имущество предприятий, а также вкупе с ним налог на имущество
физических лиц и налог на землю будут заменены единым региональным налогом -
налогом на недвижимость. Однако в настоящее время для этого пока не созданы
необходимые экономические и правовые условия.
Как видится, введение такого
налога приблизит налоговую систему Российской Федерации к более качественному
процессу налогообложения, в полной мере отвечающему потребностям защиты и
развития рыночной экономики и прав человека.