Налоговая система Соединенных Штатов Америки
Налоговая система Соединенных Штатов Америки
Налоговая
система США
Бюджетное
устройство американской федерации регламентируется Конституцией США, принятой в
1787 году.
Бюджетное
устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:
1. Федеральный
бюджет;
2. Бюджеты
50 штатов – членов федерации;
3. Бюджетов
12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских,
культурно-просветительских и других местных подразделений (графств,
муниципалитетов, тауншипов и т.п.).
Федеральный
бюджет в США представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех
правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений,
основным направлениям и программам расходования средств. Бюджетные доходы
состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причём первые составляют
большую часть. Финансовую стратегию государства определяет администрация
президента.
Важное
место в системе государственных финансов занимают специальные фонды,
функционирующие как самостоятельные финансовые учреждения. Они представляют
собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы фондов
формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также средств
федерального бюджета. К ним относятся:
1. Фонды
социального страхования – по старости, по случаю потери кормильца, здоровья и
др.;
2. Экономические
фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. Средства этих
фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных
предприятий;
3. Научно-исследовательские
фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в
промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных
центров, осуществляющих фундаментальные исследования;
4. Военно-политические
фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента, за счёт
которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую
важность, и другие.
Бюджетные
доходы собираются более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на
территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной
Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки
неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный
счёт Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм
собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств
(так называемая «подушка») в размере 60 млрд. долларов. В случае
недостаточности доходов производится временное использование средств,
остающихся на счетах в виде указанной «подушки». Хранение остатков бюджетных
средств осуществляется под залог государственных, ценных бумаг в банках ФРС. В
соответствии с расчётами Бюджетного Управления Конгресса, при сохранении
текущего курса, суммарные федеральные доходы в 2004 году составят 1 980
миллиардов долларов. Уровень налоговых поступлений снизится по сравнению с 2003
годом примерно на 10 миллиардов или на 40 миллиардов по сравнению с уровнем
2004 года.
Сочетание
экономических условий и нового налогового законодательства вызовет в 2004 году
замедление роста федеральных доходов пор сравнению с ростом ВНП: после этого
доходы будут расти примерно одинаково с ВНП до 2011. Начиная с этого года,
прогнозируется резкое возрастание доходов вследствие прекращения политики
урезания налогов, начатой в 2003 году. Доля налоговых поступлений в общей сумме
поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов.
Источниками
федеральных доходов являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль
корпораций, налоги социального страхования, акцизы, налоги на имущество и на
дарение, таможенные пошлины. Налог на доходы физических лиц даёт почти половину
всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Налоги на социальные страхования – это
второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть общих
поступлений и чуть меньше 7% ВНП. Вклад налога на прибыль корпораций – 10%
совокупных доходов. Поступления от остальных налогов и прочих разнообразных
источников, включающих прибыль Федеральной Резервной Системы, дополняют баланс
и составляют примерно 1,5% ВНП.
Охарактеризуем прочие
источники бюджетных поступлений.
Таможенные пошлины и
многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть
американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.
Крупнейшей составляющей
прочих поступлений являются доход Федеральной Резервной
Системы, которые
учитываются в качестве поступлений с момента перевода на счета Казначейства.
Доходы бюджетов штатов:
1. основной источник – налог с оборота и
акцизы. Средняя ставка по налогу с оборота – 4%;
2. ПДХН с населения – это дополнительный
доход к федеральным 2–10%;
3. налог на прибыль корпораций – дополнительный
к федеральному. Его доля – 8% всех доходов. Ставка 2–10%, в некоторых штатах их
не выделяют, а идёт как ПДХН с юридических и физических лиц;
4. остальные – налоги на дарение,
имущественный налог.
Основной доходный
источник – преимущественные налоги – 3/4 всех доходов. Это налоги: с
недвижимости, с продаж и акцизы – доля 6% во всех доходах.
Штаты самостоятельно
составляют, рассматривают и утверждают бюджеты, вводят налоги, при условии, что
это не противоречит федеральным законам.
Особенности
налоговой системы США
Бюджетная
система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов
муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83 тыс.
муниципальных образований.
Конституция
США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и
региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов
получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования
органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то,
что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права
по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого
уровня. Таким образом, в США отсутствует практика, когда поступления от
налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между
различными бюджетами,
Налоговая
система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:
-
верхнего (федерального уровня), где собираются
федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;
-
среднего (уровня штатов), где собираются налоги и
сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;
-
нижнего (местного уровня – графства,
муниципалитеты, округи и другие государственные территориальные образования),
где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в
местные бюджеты.
Законодательные
органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному
законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги,
разрешенные им законами штатов.
Полная
классификация американских налогов включает восемь позиций, первые пять видов
налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины
поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий
взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти.
Современную налоговую систему в Соединенных Штатах в целом
характеризуют следующие черты:
1) прогрессивный характер налогообложения:
2) дискретность налоговых начислений – каждая более высокая
ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
3) регулярное изменение в законодательном порядке действующих
ставок налогообложения;
4) универсальность обложения – при равенстве сумм дохода
обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
5) наличие большого количества целевых скидок, льгот и
исключений;
6) обособленность от налоговых сборов в фонды социального
обеспечения;
7)
фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий
налогообложению.
С
точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы
инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие
главные элементы:
- применение
норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих
увеличивать долю издержек и, соответственно, снижать долю прибыли в цене
продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на
прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих
субъектов;
- масштабные
льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, вплоть до полного освобождения соответствующих
затрат и результатов от большинства видов налогообложения;
- специальные
налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в
производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут
составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из
налогооблагаемой базы.
Практическая
реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую
очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения).
При этом основными видами налогов являются:
- подоходный
налог, за счет которого формируются более 40% доходов федерального бюджета и
примерно такая же доля налоговых доходов штатов;
- отчисления
в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель
(юридическое лицо – субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения
составляет более 15% доходов федерального бюджета).
Шкала
федеральных налогов прогрессивна, основное бремя лежит на богатых. При этом
широко признаны ее дефекты, искажающие экономическую активность. В то же время
налоги штатов и местные налоги имеют плоскую либо регрессивную шкалу – в
результате во время рецессии финансовые кризисы дают о себе знать именно на
уровне отдельных штатов.
В
целом налоги в США почти пропорциональны доходу (для 90% налогоплательщиков
эффективная налоговая ставка – примерно 25%), с небольшой прогрессивностью,
достигающей для наиболее богатых налогоплательщиков примерно 50%. Полного
согласия в обществе относительно степени прогрессивности, конечно же, нет,
консенсус имеется только относительно ее необходимости, хотя бы в небольшом
размере.
|