В начале ХХI века
Япония, как и Российская Федерация, стоит перед необходимостью вернуться к
устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров
мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро странам
удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший мировую
экономику в 2000-х годах. Руководители Японии и России, между которыми уже
много десятилетий существует так и не находящий разрешения территориальный
спор, пытаются увеличить обороты экономических взаимоотношений двух стран.
Хидэюки Аидзава, президент «Всеяпонского общества интернированных», поделился
своим видением российско-японских отношений. — С одной стороны, Россия богата
природными ресурсами и превращается во все более могучую экономическую державу.
С другой стороны, небогатая природными ресурсами Япония за последние 50 лет
совершила впечатляющий рывок в своем развитии и заняла одно из центральных мест
в мировой экономике. Мы считаем, что Россия и Япония будут и дальше расширять
взаимное экономическое сотрудничество, сохранять хорошие отношения и сообща
вносить вклад в развитие экономики в глобальном масштабе.
Именно поэтому решено было в данной работе рассмотреть
налоговые системы Японии и России, ведь в структуре всех доходов бюджета, как
Японии, так и России налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Причем
пополнение государственного бюджета Японии более чем в какой бы то ни было
стране Востока, зависит от налоговой политики государства
Целью курсовой работы
является анализ и изучение налоговых систем России и Японии. Для достижения
этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая
система;
2.
определить роль и значение налоговых систем РФ и Японии в системе
государственного регулирования;
3. выявить недостатки и
преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации
налоговой системы РФ и Японии.
I.
Налоговая система Российской Федерации, принципы построения и ее состояние на
современном этапе
1.1 Принципы построения
налоговой системы РФ
Прежде чем давать
характеристику и анализировать налоговую систему Российской Федерации,
представляется целесообразным дать понятие «налоговой системы», рассмотреть
основные характеристики и принципы налоговых систем, обобщив отечественный и
зарубежный опыт.
Налоговая система
создаётся в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми
ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней
безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на
проведение социальной политики в стране и т.п.
В современных
литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых систем:
1) Налоговая система –
это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими
субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного
бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы
законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей,
исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой
методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
2) Налоговая система –
это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном законодательством порядке.
3) Налоговая система –
это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов,
форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления
налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер
ответственности за нарушение налогового законодательства.
4) Налоговая система –
совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах,
исчисления которых реализуются определенные требования и принципы
налогообложения.
По моему мнению,
наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое
и будет взято за основу в данной работе.
Система налогообложения
Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья
3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо
должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) принцип
недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической
деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев;
3) принцип
недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных
прав;
4) принцип единства
экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или
косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров
(работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических
лиц и организаций;
5) принцип
определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть
определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и
сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не
может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы
и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не
предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК
РФ.
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все
неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
В мировой практике
имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым
можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению;
принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового
законодательства; принцип создания максимального удобства для
налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.
1.2 Характеристика
налоговой системы Российской Федерации
Созданная в
Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню
налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах
с рыночной экономикой.
Структура налоговой системы РФ приведена
на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура налоговой системы
РФ
В 1998 году
была принята и с 1 января 1999 года начала действовать первая часть Налогового
кодекса. Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой
системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России,
порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений
государства с налогоплательщиками и их агентами.
С 1 января
2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая
регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В
настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически
завершена.
Итак, дадим
характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на
современном этапе.
Элементами
любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:
1) виды
налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти
соответствующих территориальных образований.
На территории
нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.
Федеральные
налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории
Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам
относятся:
- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на
доходы физических лиц;
- единый
социальный налог;
- налог на
прибыль организаций;
- налог на
добычу полезных ископаемых;
- водный
налог;
- сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
- налог на
наследование и дарение;
-
государственная пошлина.
Региональными
налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о
налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на
имущество организаций;
- налог на
игорный бизнес;
- транспортный
налог.
Местными
налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований о налогах и
обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В
настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный
налог;
- налог на
имущество физических лиц.
Специальные
налоговые режимы:
- единый
сельскохозяйственный налог;
- единый
налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности;
-
налогообложение при упрощенной системе налогообложения;
-
налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции;
- таможенная
пошлина и таможенные сборы.
Федеральные,
региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут
устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не
предусмотренные НК РФ.
2) субъекты
налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с
принятыми в государстве законами.
Субъектами
налога в РФ являются организации (юридические лица) и граждане (физические
лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность
уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов
уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через
таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.
3) органы
государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые
наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и
установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.
4)
законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения,
инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности
субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой
налогоплательщиками.
В России
общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет
Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает
вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении,
которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в
силу.
Законодательные
органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые
акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса РФ,
принятого Законодательным Собранием РФ.
Органы
местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые
акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и
законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
Существование
такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета
документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.
Законодательство
РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового
кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и
сборах;
- законов о
налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных
правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах,
принятых в соответствии с НК РФ.
Основным
документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ,
состоящий из двух частей.
Первой частью
НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные
положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений,
определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы
налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их
совершение.
Вторая часть
НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути
специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом
определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и
изъятия налогов и сборов в РФ.
Налоговые
органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и
сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
1.3 Анализ
налоговой системы РФ
Рассмотрим
динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах.
Таблица
1.Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в
текущих ценах, в млрд. рублей)
Год/ налоговые доходы
2002
2003
2004
2005
2006
2007
3135,8
3735,2
4942,1
7058,4
8680,8
10656,7
Темп прироста
-
+19,11
+32,31
+42,82
+22,99
+22,76
Из таблицы
видно, что в период с 2002 по 2007 год наблюдается стабильный рост налоговых
доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов
наблюдался в 2005 году (142,82 %).
С точки зрения изучения
динамики налоговых доходов консолидированного бюджета представляется
целесообразным представление данных, представленных в таблице 1 в сопоставимых
ценах. Для этого используем следующие индексы цен: 2006 год – 1,119; 2005 год –
1,220; 2004 год – 1,353; 2003 год – 1,511; 2002 год – 1,692. Для расчета
индексов использованы официальные статистические данные о годовых индексах цен
в 2002-2007 годах. Таким образом, все данные будут приведены к ценам 2007 года.
Таблица 2.Динамика
налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в
сопоставимых ценах, в млрд. рублей)
Показатели
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Налоговые
доходы всего в текущих ценах
3135,8
3735,2
4942,1
7058,4
8680,8
10656,7
Индекс
инфляции
1,692
1,511
1,353
1,220
1,119
1
Налоговые
доходы всего в сопоставимых ценах
5305,8
5643,9
6686,7
8611,2
9713,8
10656,7
Темп
прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах
-
+6,4
+18,5
+28,8
+12,8
+9,7
Таким образом, можно говорить
о том, что в 2002-2007 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых
ценах возросли практически в два раза. Динамика налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ в текущих и в сопоставимых ценах представлена на
рисунках 2 и 3.
Изучим динамику
отдельных видов налогов. Она представлена в таблице 3.
Таблица 3.Динамика
отдельных видов налоговых доходов в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд.
рублей)
Показатели
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Налоговые
доходы всего в текущих ценах
3135,8
3735,2
4942,1
7058,4
8680,8
10656,7
из
них:
-
налог на прибыль организаций
463,4
526,5
867,6
1332,9
1670,6
2172,0
-
НДФЛ
358,1
455,7
574,5
707,1
930,4
1266,6
-
НДС
752,9
882,1
1069,7
1472,2
1511,0
2261,7
-
акцизы
264,1
347,7
247,0
253,7
270,6
254,4
-
налог с продаж
50,1
56,4
6,2
0,3
-
-
налоги на совокупный доход
33,4
30,2
50,6
77,5
95,9
123,7
-
налоги на имущество
120,4
137,8
146,8
253,1
310,9
411,2
-
платежи за пользование природными ресурсами
330,8
395,8
581,0
1001,6
1281,6
1317,5
-
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
323,4
452,8
859,7
1622,8
2237,4
2322,9
-
единый социальный налог
339,5
364,6
442,2
267,9
316,0
405,1
-
прочие налоги и сборы
99,7
85,6
96,8
69,3
56,4
121,6
Из приведенных данных
видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного
бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный
рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на прибыль организаций,
налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на
совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными
ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности. По большинству других
статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что
связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике,
происходившими в анализируемом периоде.
Представим динамику
отдельных видов налоговых доходов графически (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика
отдельных видов налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007
годах
Наибольшего темпа роста
в 2002-2007 годах удалось достигнуть по следующим статьям налоговых доходов -
налог на прибыль организаций (темп роста в 2007 году по сравнению с 2002
составил 469 %), налог на доходы физических лиц (354 %), налоги на совокупный
доход (370 %), налоги на имущество (341 %), платежи за пользование природными
ресурсами (398 %). Темпы роста указанных видов налоговых доходов превысили
темпы роста налоговых доходов в целом в анализируемом периоде (340 %). Для
того, чтобы получить относительные характеристики динамики доходов
консолидированного бюджета РФ рассчитаем показатель темпа прироста для всех
налоговых доходов консолидированного бюджета. Расчет представлен в таблице 4.
Таблица 4.Изменение
темпа прироста доходов консолидированного бюджета, ВВП, инфляции в 2002-2007
годах
Темпы
прироста:
Всего
2003
2004
2005
2006
2007
Налоговые
доходы
+165,8
+19,11
+32,31
+42,82
+22,98
+22,76
из
них:
-
налог на прибыль организаций
+368,7
+13,62
+64,79
+53,63
+25,34
+30,01
-
НДФЛ
+253,7
+27,25
+26,07
+23,08
+31,58
+36,13
-
НДС
+200,4
+17,16
+21,27
+37,63
+2,64
+49,68
-
акцизы
-3,67
+31,65
-28,96
+2,71
+6,66
-5,99
-
налог с продаж
-
+12,57
-89,01
-95,16
-
-
-
налоги на совокупный доход
+270,4
-9,58
+67,55
+53,16
+23,74
+28,99
-
налоги на имущество
+241,5
+14,45
+6,53
+72,41
+22,84
+32,26
-
платежи за пользование природными ресурсами
+298,3
+19,65
+46,79
+72,39
+27,96
+2,80
-
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
-
+40,01
+89,86
+88,76
+37,87
+3,82
-
единый социальный налог
+19,32
+7,39
+21,28
-39,42
+17,95
+28,20
-
прочие налоги и сборы
+21,97
-14,14
+13,08
-28,41
-18,61
+115,60
ВВП
+204,58
+22,28
+28,73
+26,85
+24,30
+22,72
Инфляция
+74
+15,1
+12
+11,7
+10,9
+9,00
Приведенные расчеты
показывают, что в целом за анализируемый период налоговые доходы
консолидированного бюджета выросли на 165,8 %. При этом темп роста налоговых
доходов оказался меньше темпа роста ВВП (204,6 %), но при этом превысил темп
прироста инфляции (74 %). Данная ситуация представлена графически на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика
темпов прироста налоговых доходов консолидированного бюджета, ВВП и инфляции
Также интересно
проанализировать динамику темпов прироста основных налогов – НДС, акцизы, налог
на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги
на имущество, единый социальный налог, акцизы. Практически по всем
перечисленным налогам наблюдаются положительные темпы прироста по годам. В
наибольшей степени за анализируемый период вырос налог на прибыль – темп его
прироста составил 368,7 %, налоги на совокупный доход выросли на 270,4 %, налог
на доходы физических лиц вырос на 253,7 %. Положительные темпы прироста
наблюдаются и по другим налогам. Значительный рост налога на прибыль
объясняется активизацией предпринимательской деятельности в стране, улучшением
финансового состояния многих предприятий, постепенным выходом из кризиса многих
отечественных предприятий в связи с улучшением общей экономической и
политической обстановки в стране. Рост доходности предприятий сопровождался
соответствующим ростом затрат на оплату труда, что в целом обусловило рост
налога на доходы физических лиц. Введение специальных налоговых режимом и
переход многих предприятий на них обусловил рост налогов на совокупный доход.
Темпы роста ЕСН и НДС были замедлены снижением ставок указанных налогов в
анализируемом периоде (ЕСН снизился с 35,6 до 26 %, НДС – с 20 до 18 %).
Описанная ситуация представлена графически на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика
темпов приростов основных налогов в 2002-2007 годах
Рассмотрим
структуру налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 году. Она
представлена в виде круговой диаграммы на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура
налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 году
Итак, из приведенных
данных видно, что наибольшую роль в консолидированном бюджете РФ играют следующие
виды налогов и сборов – таможенные пошлины (на их долю приходится примерно 22
%), налог на прибыль организаций (20 %), налог на добавленную стоимость (21 %),
налог на доходы физических лиц (12 %), платежи за пользование природными
ресурсами (12 %). Доля остальных налоговых доходов невелика и составляет менее
5 %
Целесообразным
представляется проанализировать изменение структуры налоговых доходов в
динамике в период 2002-2007 год.
Таблица 5.Структура
налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах
Показатели
2002
2003
2004
2005
2006
2007
-
налог на прибыль организаций
14,78
14,10
17,56
18,88
19,12
20,27
-
НДФЛ
11,42
12,20
11,62
10,02
10,65
11,82
-
НДС
24,01
23,62
21,64
20,86
17,29
21,11
-
акцизы
8,42
9,31
5,00
3,59
3,10
2,38
-
налог с продаж
1,60
1,51
0,13
-
-
-
-
налоги на совокупный доход
1,07
0,81
1,02
1,10
1,10
1,16
-
налоги на имущество
3,84
3,69
2,97
3,59
3,56
3,84
-
платежи за пользование природными ресурсами
10,55
10,60
11,76
14,19
14,67
12,30
-
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
10,31
12,12
17,40
22,99
25,61
21,68
-
единый социальный налог
10,83
9,76
8,95
3,80
3,62
3,78
-
прочие налоги и сборы
3,18
2,29
1,96
0,98
0,65
1,14
Из приведенных данных
видно, что в структурном плане наибольшие изменения коснулись следующих видов
налогов – налог на прибыль организаций (его удельный вес в общей структуре
налоговых поступлений вырос с 14,78 до 20,27 %), таможенные пошлины (с 10,31 %
до 21,68 %). Практически неизменным остался удельный вес налога на доходы физических
лиц, налогов на совокупный доход (специальные налоговые режимы), налогов на
имущество. Несколько сократился удельный вес налога на добавленную стоимость (с
24,01 до 21,11 %). Значительно сократился удельный вес таких налогов, как
единый социальный налог, акцизы. Налог с продаж в рамках анализируемого периода
был отменен. На рисунке 6 изменение структуры налоговых доходов представлено
графически в виде гистограммы.
Рисунок 6 –
Изменение структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007
годах
Анализируя структуру
налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, интересно также
проанализировать изменение структуры косвенных и прямых налогов в динамике.
Графически изменение структуры прямых и косвенных налогов представлено на
рисунке 7.
Рисунок 7 – Изменение
удельного веса косвенных и прямых налогов в общей сумме доходов консолидированного
бюджета
Приведенный график
говорит о том, что в целом за рассматриваемый период произошло уменьшение доли
косвенных налогов в формировании бюджета, и увеличение доли прямых налогов. По
итогам 2007 года, доля прямых налогов составила 64,5 % от общей величины
доходов консолидированного бюджета РФ; доля косвенных налогов – 19,94 %. В
рамках анализируемого периода наблюдалась тенденция к росту удельного веса
прямых налогов и сокращению удельного веса косвенных налогов.
Также
интересно оценить тенденции, которые наблюдаются в федеральном бюджете и в
бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим данные о налоговых доходах
консолидированного бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального
бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
В таблице 6
представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Таблица 6. Динамика
отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета в 2002-2007 годах (в
текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Налоговые
доходы всего в текущих ценах
2201,3
2394,2
3154,2
5820,5
7295,6
8757,0
из
них:
-
налог на прибыль организаций
172,2
170,9
205,7
377,6
509,9
641,3
-
НДФЛ
-
-
-
-
-
-
-
НДС
752,6
882,1
1069,7
1472,2
1511
2261,7
-
акцизы
214,9
252,5
117,2
107,1
110,5
135
-
налог с продаж
-
-
-
-
-
-
-
налоги на совокупный доход
6,2
10,1
0,2
-
-
-
-
налоги на имущество
1,4
1,7
0,1
-
-
-
-
платежи за пользование природными ресурсами
214,2
249,5
434,3
872,3
1116,7
1157,4
-
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции