Налогово-бюджетные отношения
Налогово-бюджетные отношения
Содержание
Задача №1
Задача №2
Задача №3
Задача №4
Используемая литература
Задача № 1
Вопрос:
На основе анализа части
третьей Бюджетного кодекса Российской Федерации разработайте подробную схему
или целый ряд схем, раскрывающих стадии исполнения бюджета и бюджетного
контроля. Обратите внимание на полноту отражения существенных элементов
бюджетного процесса, к которым, в частности, относятся участники, сроки, стадии
бюджетного процесса, виды актов, последовательность совершаемых действий.
Ответ:
Часть третья «Бюджетный
процесс в Российской Федерации» посвящена бюджетному процессу. В ней
рассматриваются следующие вопросы: участники бюджетного процесса (разд.V),
составление проектов бюджетов (разд.VI), рассмотрение и утверждение бюджетов
(разд.VII), исполнение бюджетов (разд.VIII), государственный и муниципальный
финансовый контроль (разд. IX).
Бюджетный процесс - это
регламентная норма права деятельности организационного права, деятельности
организации самоуправления. Участники:
1) Президент и органы
законодательной (представительной) власти.
2) Органы исполнительной
власти.
3) Органы, осуществляющие
сбор доходов бюджета.
4) Государственные
внебюджетные фонды.
5) Главные распорядители
бюджетных средств и д.р.
Бюджетный процесс -
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти,
органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных
фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
составление проектов
бюджетов;
рассмотрение и
утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
составление отчетов об
исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью
бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение
финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
Задачи бюджетного
процесса:
1) Определение доходов
бюджета по отдельным налоговым и др. платежам, а также общего объема в соотв. с
общими прогнозами и целевыми программами соц. и экономического развития.
2) осуществление
бюджетного регулирования.
3) Установление расходов
по целевому назначению, а также их общего объема исходя из потребности
общегосударственного мероприятия, предусмотренного бюджетом.
4) Повышение роли
перспективности бюджетного планирования (прогнозирования).
5) Контроль за финансовой
деятельностью отдельных юр. лиц. и доходов отдельных граждан при выполнении ими
налоговых обязательств.
6) Автоматизация процесса
составления и исполнения бюджета. Бюджетный процесс включает в себя:
1) а) сводное финансовое
планирование и прогнозирование.
б) составление бюджета.
2) в) рассмотрение и
утверждение проекта бюджета.
3) г) исполнение бюджета
в течении бюджетного года.
д) анализ и контроль
исполнения бюджета.
4) е) составление отчета
об исполнении бюджета и его утверждении.
Законодательные органы -
федеральное собрание, представительные органы власти субъектов РФ, а также
местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их
исполнении, осуществляют контроль. Формируют и устанавливают статус органов,
осуществляющих контроль за исполнением бюджетов.
Составление проекта
бюджета и его исполнение, предоставление бюджета на утверждение в законодательных
органах - это функции исполнительных органов. Организация, методическая и
практическая работа по составлению и исполнению бюджета возлагается на Минфин
РФ. Министерство по налоговым сборам осуществляет контроль за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и др. платежей,
установленных законодательством.
Исполнение бюджетов
начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета
- подписания Президентом РФ).
В Российской Федерации
устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время
осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к
казначейской - первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет, затем
- бюджеты более низких уровней). На органы исполнительной власти возлагается
организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и
бюджетными средствами.
Указанные органы являются
кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют
платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ -
именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление
всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита
бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с
единого счета бюджета.
Осуществление бюджетных
операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль
каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета
предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного
распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное
казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге
Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.
Исполнение бюджетов всех
уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном
распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников
финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных
ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии
с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджета по
доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет
бюджета; распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; возврат
излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление
отчетности о доходах бюджета.
Задачи исполнения бюджета
– обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику,
а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
Процедура исполнения
бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти
имеют определенную свободу действий для того, чтобы оперативно реагировать на
изменения социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить
изменения по различным направлениям расходования средств в пределах
утвержденных ассигнований.
Исполнение бюджета
зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень
ограниченное влияние. Например, снижение бюджетных доходов могут быть
обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на
энергоресурсы), которое трудно прогнозировать.
Порядок действия
исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в
законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует процедуру
секвестра бюджета - пропорционального сокращения всех его расходных статей, за
исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно
запланированного уровня. Также должен быть предусмотрен порядок исполнения
бюджета в случае, если закон о бюджете принимается с опозданием и не вступил в
силу с начала финансового года; порядок использования доходов, фактически
полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете; и ряд
других моментов.
В процессе исполнение
бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление
налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный
финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.
Исполнение бюджета
совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение
бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.
Исполнение федерального
бюджета завершается 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25
декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть
завершено федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно
федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные
обязательства.
Счета, используемые для
исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа
31 декабря.
Средства, полученные
бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные
по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые
соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета.
После завершения операций
по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на
едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на
начало очередного финансового года.
За исполнение доходной
части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный
таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и
других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов
в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным)
имуществом.
Если в процессе
исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет,
вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового
органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом
(решением)), принимаемым органом законодательной (представительной) власти.
Если последний не принял
решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе
самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов.
Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и
годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и
Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.
Важнейшая задача
исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и
других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование
мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.
Рассмотрение и
утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового
контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти
(последующий контроль).
Бюджетный контроль
является одной из разновидностей финансового контроля и проявляется на всех стадиях
бюджетного процесса (составление бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета,
исполнение бюджета и утверждение отчета о его исполнении). Трудно недооценить
роль финансового и, в частности, бюджетного контроля финансовой политики
государства. Как известно, целью бюджетного контроля является установление
законности, достоверности и эффективности финансовых операций и
финансово-хозяйственной деятельности субъектов бюджетного права.
Для контроля за
исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный
орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и
утверждении проекта федерального бюджета).
Финансовый контроль
осуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и последующий
контроль.
Предварительный контроль
применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете.
Текущий контроль
проводится на этапе исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода. Он
позволяет оперативно выявлять и исправлять нарушения, возникающие в бюджетной сфере,
с целью приведения бюджетной политики правительства и отдельных государственных
учреждений в соответствие с действующими законами. Текущий контроль
осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, а также
общественные организации.
Последующий контроль
проводится по окончании бюджетного периода в ходе рассмотрения и утверждения
отчета об исполнении бюджета. Данный отчет составляется правительством и
направляется для получения заключения в орган финансового контроля (в России
эти функции выполняет Счетная палата). За этим обычно следует утверждение
отчета об исполнении бюджета законодательным органом.
Задача № 2
Вопрос:
Налоговая инспекция
обнаружила, что АО «ТВК» излишне перечислило в бюджет 2500 руб. НДС и, не
поставив в известность налогоплательщика, зачла указанную сумму переплаты в
счет предстоящих налоговых платежей. Правомерны ли действия налогового органа?
Другой вариант. АО подало
заявление на возврат указанной суммы переплаты. Возможен ли возврат, если у АО
имеется недоимка по налогу на прибыль в размере 1500 руб. Если да, то в каком
размере?
Обязаны ли налоговые
органы осуществить возврат, если имеет место переплата в краевой бюджет и
недоимка в федеральный бюджет?
Ответ:
В соответствии со ст.78
НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих
платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо
возврату налогоплательщику. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о
каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме
излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого
факта.
Налоговый орган в
отношении АО «ТВК» неправомерно провел самостоятельно зачет переплаты в сумме
2500 рублей НДС в счет предстоящих платежей, не поставив в известность
налогоплательщика.
Налоговый орган,
установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом
налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта
АО подало заявление на
возврат 2500 рублей. Возврат возможен по письменному заявлению
налогоплательщика. Но так как у АО имеется недоимка по налогу на прибыль в
размере 1500 рублей, то налоговый орган в первую очередь должен произвести
зачет указанной суммы в счет погашения недоимки, а затем вернуть оставшуюся сумму
1000 рублей на расчетный счет данному налогоплательщику.
Согласно ст. 78
Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за
счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в
течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Возврат излишне
уплаченного налога при наличии недоимки производится после зачета в счет
погашения недоимки, но только из одного бюджета, в который произошла переплата.
Поэтому налоговый орган вправе осуществить возврат переплаты по налогу краевого
бюджета, хотя у налогоплательщика имеется недоимка в федеральный бюджет.
Задача № 3
Вопрос:
Сделать полный нормативно
– юридический анализ всех действий участников правоотношений; подтвердить
законность или незаконность решений должностных лиц; найти не менее 10
нарушений налогового законодательства.
8 февраля 2002 года
начальник отдела выездных налоговых проверок инспекции МНС по Кировскому району
г. Красноярска принял решение о проведении выездной налоговой проверки на ООО
«Сибиряк» и его филиала, находящихся в Центральном районе г. Красноярска.
Предметом проверки – правомерность исчисления, удержания и уплаты налога на
доходы физических лиц за период с 1 января 1998 года по 31 декабря 1999 года
включительно.
Через десять дней после
принятия решения проверяющая группа налоговых инспекторов прибыла на ООО и,
предъявив вышеуказанное решение, потребовало допустить их на территорию
предприятия для проведения налоговой проверки. Работники АО некоторое время
отказались пропустить инспекторов на территорию, мотивируя это тем, что,
во-первых, контролеры предъявили не все необходимые документы; во-вторых,
полгода назад на предприятии уже проводилась налоговая проверка по налогу на
доходы физических лиц за период с 1 января 2000 года по 31 2000 года
включительно. Руководитель проверяющей группы предупредил: если такие
неправомерные действия будут продолжаться, он вправе немедленно вынести решение
о привлечении ООО к ответственности по статье 124 НК и наложить штраф в размере
до 60 минимальных размеров оплаты труда.
В ходе проверки
проводились осмотр территории, истребование и выемка документов, о чем были
составлены соответствующие протоколы. В своих замечаниях к протоколам
налогоплательщик указал следующее: при осмотре складских помещений производилась
видеозапись, что не предусмотрено НК и поэтому незаконна; выемка произведена в
ночное время; в качестве понятых использовались должностные лица налоговых
органов; изъята деловая переписка предприятия и другие материалы, не связанные
с налогообложением.
10 мая 2002 года проверка
была окончена, ее предмет и сроки зафиксированы справкой. Через полгода после составлении
справки по результатам проверки был составлен акт, в котором указаны факты
многочисленных налоговых правонарушений в части уплаты налога на доходы
физических лиц. Налогоплательщик с актом ознакомлен не был. На следующий день
после составления акта налоговой проверки налоговая инспекция обратилась в
районный суд с исковым заявлением о взыскании с АО «Сибвосток» налоговых
санкций. Рассмотрев материалы дела, суд вынес решение о привлечении
налогоплательщика к ответственности по части 2 статьи 122 НК.
Ответ:
В ходе нормативно –
юридического анализа всех действий участников правоотношений по проведенной
проверки инспекции МНС по Кировскому району г. Красноярска на ООО «Сибиряк»
выявлены следующие нарушения налогового законодательства:
Согласно ст. 89 НК РФ
выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его
заместителя) налогового органа, но никак начальником отдела выездных проверок.
На основании ст.87 НК РФ
налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года
деятельности налогоплательщика, в данной ситуации взят с 1 января 1998 года по
31 декабря 1999 года, то есть данный период превышает 3 года, что является
нарушением налогового законодательства.
В соответствии со ст.87
НК РФ запрещается проведение налоговым органам повторных выездных налоговых
проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным
налогоплательщикам за уже проверенный налоговый период. Из условий задачи
видно, что полгода назад налоговая инспекция проводила у них налоговую проверку
по налогу на доходы физических лиц.
Руководитель проверяющей
группы предупредил: если неправомерные действия, (которые в данном случае выражаются
в том, что работники АО не пропускали проверяющих на территорию предприятия,
мотивируя тем что, во-первых, контролеры предъявили не все необходимые
документы; во-вторых, полгода назад налоговая инспекция уже проводила у них
налоговую проверку); он вправе немедленно вынести решение о привлечении ООО к
ответственности по статье 124 НК РФ и наложить штраф в размере до 60
минимальных размеров оплаты труда. Статья. 124 НК РФ на основании ФЗ от
30.12.2001 года № 196 ФЗ – утратила силу.
В соответствии со ст.89
НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При
проведении выездных проверок организаций имеющей филиалы, срок проведения
проверки каждого филиала, следовательно, проверка должна была быть закончена 2
мая 2002 года, а она закончилась 10 мая 2002 года.
На основании ст.94 НК РФ
выемка документов и предметов производится на основании мотивированного
постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную
налоговую проверку. В данном случае был составлен протокол – это тоже нарушение
налогового законодательства. На основании ст.94 ПК РФ не допускается
производство выемки документов и предметов в ночное время. В данном случае это
производилось в ночное время.
В соответствии со ст.94
НК РФ до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет
постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права
и обязанности. В данном случае постановление постановлено не было, а также не
разъясняли права и обязанности.
На основании ст. 94 п. 5
НК РФ не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету
налоговой проверки.
В данном случае были
изъята деловая переписки предприятия и другие материалы, не связанные с
налогообложением.
В соответствии со ст. 98 НК
РФ не допускается участие в качестве понятых должностные лица налоговых
органов, а в данном случае использовались в качестве понятых должностные лица,
что является нарушением налогового законодательства.
В соответствии со ст. 89
НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее 2-х месяцев после
составления справки о проведенной проверки уполномоченными должностными лицами
налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой
проверки. В данном случае сроки нарушены, и акт был составлен через полгода,
что является нарушением налогового законодательства.
Налогоплательщик с актом
налоговой проверки ознакомлен не был, хотя на основании ст. 100 НК РФ
руководитель предприятия должен ознакомится с актом проверки, и подписать его.
На основании Налогового
кодекса РФ налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно
уплатить сумму налоговой санкции, в данном случае этого не произошло, налоговый
орган сразу обратился в районный суд с исковым заявлением, хотя должен был
обратиться в арбитражный суд (ст. 100 НК РФ).
По ст. 122 НК РФ
предприятия к ответственности в данном случае привлекать нельзя, так как это
противоречит налоговому законодательству.
Задача № 4
Вопрос:
В ходе налоговой проверки
ОАО «Вест» были обнаружены существенные нарушения налогового законодательства,
в том числе в части удержания и перечисления в бюджет налога на доходы
физических лиц, полученных по месту работы. Последнее выразилось в умышленном
сокрытии предприятием части сумм, выплаченных работниками по срочным трудовым
договорам, в результате чего образовалась недоимка в размере 200.000 рублей. По
решению суда к ОАО «Вест» были применены налоговые санкции по части 1 статьи
122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 40.000 рублей. Правильно ли
вынесено судебное решение?
Ответ:
Считаю что, судебное
решение суда по применению к ОАО «Вест» налоговых санкций по части 1 статьи 122
Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей вынесено правомерно,
но статью НК РФ необходимо было применить 123 (невыполнение налоговым агентом
обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов), так как нарушения были
обнаружены в части удержания и перечисления в бюджет налога на доходы
физических лиц. Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное
перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым
агентом, влечет взыскание штрафа в размере штрафа 20 процентов от суммы,
подлежащего перечислению (200000: 20% = 40000).
Использованная
литература
1.
НК РФ 2008 год
2.
Бюджетного
кодекса РФ 2008 год
|