бесплатные рефераты

Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения

Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения
















Реферат

по дисциплине Финансовое право

ТЕМА: Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения









Ташкент 2011


ПЛАН

Введение

1. Понятие налогов и других обязательных платежей

2. Функции налогов и других обязательных платежей

3. Налоговые правоотношения

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ


В условиях развития рыночных отношений главным регулятором в осуществлении экономической политики государства становятся налоги, которые призваны обеспечивать формирование доходной части государственного бюджета в размерах необходимых для решения важнейших общегосударственных народнохозяйственных задач.

Налоги возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались денежные средства на содержание основных атрибутов публичной власти: армии, судов, чиновников, а также на другие государственные нужды.

С экономической точки зрения налоги представляют собой систему денежных отношений, которыми опосредствуются взаимоотношения юридических и физических лиц, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу формирования государственных финансов. За счет налогов формируется основная часть финансовых ресурсов государства, которые поступают в его бюджет и используются на нужды общества. В связи с этим при определении экономической природы налогов важнейшим критерием является их сущностная принадлежность к финансово-бюджетной системе государства.

Вместе с тем налог как важнейшая стоимостная экономическая категория не может обеспечить реальное поступление финансовых ресурсов в бюджет государства без соответствующего правового обеспечения. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о юридической сущности налога.

1. Понятие налогов и других обязательных платежей

налог правоотношение государственный денежный

Наиболее важными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являются безвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок их установления и введения, определение конкретного размера налога и точного срока его внесения плательщики, а также элементы, необходимые для исчисления и уплаты этого налога или другого обязательного платежа. Такими элементами являются:

1. Объект налогообложения;

2. Налогооблагаемая база;

3. Ставка; порядок исчисления;

4. Налоговый период;

5. Порядок представления налоговой отчетности;

6. Порядок уплаты.

В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, при установлении налога и другого обязательного платежа в налоговом законодательстве могут предусматриваться льготы по ним, а также основания для их применения налогоплательщиком.

Объектом налогообложения являются имущество, действия, результат действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязательство по исчислению и (или) уплате налога или другого обязательного платежа.

Налогооблагаемая база представляет собой стоимостную, количественную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения в показателях, применительно к которым установлена ставка налога или другого обязательного платежа.

Ставка – это величина начислений на единицу измерения налогооблагаемой базы в процентах или в абсолютной сумме.

Порядок исчисления налога и другого обязательного платежа определяет правила расчета суммы налога и другого обязательного платежа за налоговый период исходя из налогооблагаемой базы, ставки, а также льгот при их наличии.

Налоговый период представляет собой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога или другого обязательного платежа. Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникает обязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей.

Льготами по налогам и другим обязательным платежам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог и (или) другой обязательный платеж либо уплачивать их в меньшем размере.


2. Функции налогов и других обязательных платежей

Роль налогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.

Фискальная функция налогов определяется самой их природой, которые в обязательном порядке и безвозмездно поступают в доход государства.

До принятия Налогового кодекса 2008 года действующее налоговое законодательство нашей республики не содержало нормативного определения категории «налоги», хотя это имело большое практическое значение для правильного и единообразного применения норм указанного законодательства. Кроме того, понятие налогов является одной из отправных точек при подготовке законодательных актов, регулирующих порядок установления и взимания налогов.

В статье 12 нового Налогового кодекса Республики Узбекистан под налогами понимаются установленные данным Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер. В этом определении в основном нашли отражение те черты налогов, которые как отмечалось, составляют их юридическую сущность.

Следует заметить, что новый Налоговый кодекс содержит перечень не только налогов в собственном значении этого слова, но других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджетную систему государства.

Согласно абзацу 2 ст. 12 Налогового кодекса под другими обязательными платежами понимаются установленные Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов.

Указанные платежи и налоги в узком буквальном смысле обладают как общими, так и существенными специфическими чертами. К числу специфических других обязательных платежей относится то, что они в отличие от налогов носят частично возмездный характер, взимаются за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (например, сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг). Такие платежи носят, как правило, разовый характер, обязательность их уплаты наступает в результате свободного выбора плательщика осуществлять или воздержаться от действий, за которые они предусмотрены (например, таможенная пошлина). Налогам же, в отличие от них, присуща регулярность их уплаты в установленные законодательством сроки при наличии объекта налогообложения.

Юридическая конструкция налогов и других обязательных платежей включает совокупность внутренних функциональных единиц, которые именуются элементами закона о налоге.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что они служат важным инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку.

Наличие распределительной функции налогов определяется тем, что налоговая система осуществляет перераспределение части валового национального продукта и таким образом непосредственно участвует в структурных преобразованиях экономики, в обеспечении социальных гарантий населению. При помощи налогов государство перераспределяет часть прибыли (дохода) юридических и физических лиц, направляя их на развитие экономики и социальной сферы. Установление прогрессивной шкалы обложения на более высокие доходы, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите, позволяет придать рыночным преобразованиям в экономике чётко выраженную социальную направленность. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяется эффективность налоговых механизмов, состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.


3. Налоговые правоотношения

Налоговым правом опосредствуется определенная часть общественных отношений, составляющих предмет финансового нрава, и поэтому налоговые правоотношения обладают всеми общими признаками характерными для финансовых правоотношений в целом. Они, как и любые финансовые правоотношения, носят властно-имущественный характер, обязательным субъектом этих отношений является государственный орган, а объектом денежные отношения.

Отличительной особенность налоговых правоотношений является то, что они не связаны со всей совокупностью элементов финансовой деятельности государства, к числу которых, как отмечалось, относятся образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства. Нормы налогового права имеют своим предметом общественные отношения по образованию указанных денежных фондов государства и, причем, только в той части, которая связана с установлением и взиманием налоговых платежей, контролем за соблюдением всеми субъектами налоговых отношений требований законодательства. Отношения же, связанные с определением объемов поступлений по конкретным видам налогов и распределением их по уровням бюджетной системы государства, регулируются нормами бюджетного права.

Таким образом, налоговые правоотношения – это общественные финансовые отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов, контроля за соблюдением налогового законодательства, урегулированные нормами итогового права.

Для применения норм права особо важно не только констатировать юридический характер общественного явления, но и определить, кто является носителем прав и обязанностей, каков конкретный объект данного субъективного права, определить место и время возникновения и исполнения прав и обязанностей для конкретных лиц. В силу этого и сложилось понятие конкретного правоотношения как индивидуально-определенной связи уполномоченного лица с обязанным лицом, выражающейся в конкретных корреспондирующих друг другу правах и обязанностях.

С учетом отмеченных обстоятельств можно сказать, что основным содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности участников этих отношений. Носителями юридических прав и обязанностей в данных правоотношениях, т. е. субъектами налогового права являются налогоплательщики и органы государственной налоговой службы. Обобщенный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков приведен в Налоговом кодексе. Что же касается прав и обязанностей налоговых органов, то они урегулированы специальным нормативным актом, а именно в Законе Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе»:

·                   получать отсрочку и (или) рассрочку по уплате налогов и других обязательных платежей в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными нормативно-правовыми актами;

·                   самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей;

·                   знакомиться с материалами и получать акты налоговых проверок;

·                   представлять органам государственной налоговой службы, осуществляющим налоговую проверку, пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;

·                   обжаловать в установленном порядке решения органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налогоплательщики могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей влечет за собой применение мер государственного принуждения в виде административной и уголовной ответственности. Особым видом государственного принуждения, мерой ответственности за налоговое правонарушение, являются финансовые санкции, которые применятся в основном в форме штрафов, а в отдельных случаях и в форме взыскания пени.

Штрафы установлены, например, за уклонение от постановки на учет в органе государственной налоговой службы, хранение неоприходованных товаров либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг), нарушение порядка представления налоговой отчетности, занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов и некоторые другие правонарушения.

Взыскание пени предусмотрено только за нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. Такое правонарушение влечет начисление пени в размере 0,05 процента за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно. При этом на сумму задолженности, равной излишне уплаченным суммам по другим налогам и иным обязательным платежам, пеня не начисляется. Размер пени не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств.

Финансовые санкции к налогоплательщикам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяются в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.

В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны:

·                   своевременно и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства;

·                   вести бухгалтерский учет, составлять финансовую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством;

·                   представлять органам государственной налоговой службы и иным уполномоченным органам документы, подтверждающие право на льготы;

·                   представлять органам государственной налоговой службы во время проведения налоговых проверок документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей;

·                   выполнять законные требования органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, а также не препятствовать законной деятельности указанных органов и их должностных лиц.

Налоговые агенты, кроме обязанностей, предусмотренных в части первой настоящей статьи, обязаны:

·                   правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет и государственные целевые фонды налоги и другие обязательные платежи;

·                   вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.

Налогоплательщики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога и осуществляется непосредственно налогоплательщиком, если иное не установлено актами налогового законодательства. Односторонний отказ налогоплательщика или обязанного лица от исполнения налогового обязательства либо одностороннее изменение порядка его исполнения налогоплательщиком или обязанным лицом, не допускается.

Налогоплательщики наделяются и соответствующими правами для обеспечения им возможности защиты своих законных интересов. К числу таких прав ст. 31 Налогового кодекса относит право налогоплательщиков:

·                   получать от органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов информацию о действующих налогах, других обязательных платежах, об изменениях в налоговом законодательстве;

·                   получать данные, имеющиеся в органах государственной налоговой службы и иных уполномоченных органах, по исполнению своих налоговых обязательств;

·                   представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;

·                   использовать льготы по налогам и другим обязательным платежам при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан;

Финансовые санкции в отношении налогоплательщиков – физических лиц применяются только в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С учетом отмеченных обстоятельств можно сказать, что основным содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности участников этих отношений.

Правовое регулирование налоговых отношений с самого начала предполагает конкретные права и обязанности участников данных отношений, объем и характер которых, а также возможность их приобретения, зависят от соответствующих юридических фактов, и поэтому налоговые правоотношения являются примером конкретных правоотношений. В этом качестве налоговые правоотношения являются специфической формой реализации норм налогового права, полностью соответствующая его особым возможностям воздействия не вообще на общественные финансовые отношения, а именно на конкретные отношения (по установлению и взиманию налогов), не вообще на поведение, а на действия конкретных лиц (налогоплательщиков, государственных налоговых органов).

Роль налогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.

В период реализации государственных общенациональных программ могут создаваться соответствующие фонды, в которые устанавливаются обязательные платежи в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме того, в Налоговом кодексе предусмотрены особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, на которых не в полной мере распространяется общеустановленные налоги и налоги, уплачиваемые при упрощенном порядке налогообложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


·                   Конституция Республики Узбекистан. Т., 2008. Информационно-правовая система законодательства Республики Узбекистан «Norma» (11.02.2011). Ст.ст. 51, 78, 100, 123

·                   Налоговый Кодекс Республики Узбекистан от 01.01.2008 (с изменениями от 04.01.2011). Информационно-правовая система законодательства Республики Узбекистан «Norma» (11.02.2011)

·                   Закон «О государственной налоговой службе» 29.08.1997 (с изменениями от 15.09.2010). Информационно-правовая система законодательства Республики Узбекистан «Norma» (11.02.2011)

·                   Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. С. 359

·                   Ли А. Финансовое право: учебник. Т., 2008

·                   Налоги и налоговое право: Учебное пособие // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С. 260-261

·                   Основы налогового права // Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 1995. С. 24

·                   Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 310-311

·                   Хвап Л.Б. Налоговое право. Т., 2001. С.18

 



© 2010 РЕФЕРАТЫ