Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного
и административного права
Курсовая
работа по учебной дисциплине «Финансовое право»
на тему: «Налоговый
контроль. Формы и методы налогового контроля»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность налогового контроля
1.1 Понятие и виды налогового контроля
1.2 Принципы налогового контроля
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля
2.1 Форма налогового контроля
2.2 Методы налогового контроля
Заключение
Список литературы и использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов –
древнейшая функция и одно из основных условий существования государства,
развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Процесс взимания налогов,
осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических,
так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в
формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому
нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями
от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о
доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового
законодательства реализуется один из важнейший институт налогового
законодательства – налоговый контроль.
Налоговый
контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по
обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и
сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению
налогообязанными лицами норм налогового законодательства.
В
данной курсовой работе будет непосредственно рассмотрено как осуществляется
налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать
под формами и методами налогового контроля.
Объект исследования – общественные
отношения, возникающие , в
процессе
осуществления налогового контроля
Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих
налоговый контроль, его формы и методы..
Так, целью данной
курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового
контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового
контроля.
Для достижения указанной
цели решаются следующие задачи:
·
Определение
понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
·
Проведение
подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового
контроля;
·
Определение и
перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы
– налоговой проверки: выездной и камеральной;
·
Определение
методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.
Работая над данной
курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых
затрагивалась тема налогового контроля, его форм и методов:
В
первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской
Федерации[1], Налоговый Кодекс
Российской Федерации[2], Приказ Федеральной
налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции
системы планирования выездных налоговых проверок» Финансовая газета. 2007. 21
июня. N 25[3] и другие;
Второй вид источников,
используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для
студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся налогового
контроля, основных форм и методов его осуществления, однако, в сжатом виде, с целью
её дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, судебной
практики, статей, сборников, словарей, монографий и др.
К третьему виду
источников, ссылки к которым достаточно часто встречаются в данной работе
относится судебная практика за 2007-2010 г., что обусловлено наличием в настоящее время пробелов в налоговом законодательстве Российской Федерации и их
возмещением посредством решения дел по налоговом вопросам в судебном порядке.
И,
наконец, четвертый вид источников, наиболее используемый в курсовой работе –
это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантов
юридических факультетов, таких как: Титов А.С., Турчина О.В., Кобзарь-Фролова
М.Н, Смирнов Д.А., Лапшин О.И, Федоров А.С., Чхутиашвили Л.В., Полтева А.М.,
.Копина А.А, Мельникова Ю.А. и другие.
Такое количество работ, источников, посвященных теме налогового
контроля, его формам и методам говорит об актуальности данной темы, что в
принципе имеет достаточно объективную причину, так как осуществление налогового
контроля является одним из самых действенных способов пресечения нарушения налогового
законодательства и обеспечения исправного поступления налоговых сборов в
государственные бюджетные фонды Российской Федерации.
Об
актуальности деятельности по налоговому контролю, его форм и методов в
настоящее время говорят меры, предпринимаемые государством, по обеспечению его
эффективности и развития. Одним из примеров может послужить Федеральный Закон
от 27.07.2010 N 229-ФЗ, внесший значительные поправки в положения гл. 14 «Налоговый
контроль» Налогового кодекса по вопросам порядка проведения налогового контроля
и налоговой ответственности, правила учета организаций и физических лиц и др.
1.
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и виды налогового контроля
В
соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется
как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением
налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства
о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».
Данное
определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О
внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»[4];
ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время
продолжают существовать множество его доктринальных определений.
Так,
с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения
такой контроль рассматривается как этап налогообложения[5],
по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования[6],
по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как
направление[7]. В системе управления
налоговый контроль определялся как государственный институт[8].
По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как
контроль за законностью и целесообразностью[9].
Исходя
из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый
контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают
на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в
рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля),
а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями
негосударственного финансового контроля.
Основываясь
на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в
данном разделе курсовой работы дать понятие налогового контроля.
Итак, «Налоговый контроль является
составной частью финансового контроля и одним из видов государственного
контроля»[10].
Выделяются два виды финансового
контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные
финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные
мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и
финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов
хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях
финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого
налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота
уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к
финансово-хозяйственному контролю»[11].
Налоговый контроль относится к
общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами
государственной власти и управления, к которым относятся Государственная
налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет
Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю
независимо от их ведомственной подчинённости.
Сущность
налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью
и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)»[12].
Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением
и уплатой налогов и сборов»[13].
Однако,
«Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства
достижения данной цели»[14].
К
данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
По-другому
мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля, им
отдельно будет посвящен раздел во второй главе курсовой работы.
Необходимо
указать и основные задачи налогового контроля:
·
обеспечение
правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в
бюджет и государственные внебюджетные фонды;
·
предупреждение
нарушений законодательства о налогах и сборах;
·
наказание
нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Исходя
из вышесказанного можно дать следующее определение налогового контроля.
Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны
государственных органов за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством
налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и
территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах,
предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Что
касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса Российской
Федерации о них не сказано ни слова»[15], поэтому классификация
многообразна и учеными проводится на различных основаниях.
1)
В зависимости от
времени проведения налогового контроля
выделяется
предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.
Предварительный
контроль «предшествует
совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение
финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов
дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального
использования средств»[16];
Текущий
(оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет
собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения
различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности,
представляемых плательщиками»[17];
Последующий контроль «сводится к проверке
финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и
балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на
предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется
прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется
углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и
позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» [18].
2) По характеру
контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и
внезапный.
В первом случае контроль
подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае
внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает
налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако
преобладающим следует признать плановый контроль.
3) Исходя из метода
проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и
выборочны.
Сплошная проверка основывается на проверке всех
документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная
проверка предусматривает проверку части первичных документов в
каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если
выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового
законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном
участке деятельности предприятия провести сплошную проверку
4) По
месту проведения налоговая проверка делится на камеральную и выездную.
Отличие
этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по
смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки,
проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с
выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Однако,
камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в
данной работе будет посвящена отдельная глава, где они и будут разобраны более
подробно.
5)
Налоговый контроль можно классификация в зависимости от субъектов налогового
контроля на:
·
контроль
налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации,
государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям;
·
контроль
таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и
иные таможенные органы Российской Федерации;
·
контроль органов
государственных внебюджетных фондов;
·
контроль
финансовых органов;
·
контроль федеральных
органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской
Федерации и местные органы налоговой полиции;
·
контроль иных
контролирующих и правоохранительных органов.
6) По
периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный
и повторный.
Первоначальными
контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо
налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда
в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые
проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным
налогоплательщиком за один и тот же период.
Принципы налогового
контроля
Принципы налогового контроля
– «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи,
выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и
эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны
руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими
контрольных мероприятий в сфере налогообложения»[19].
1. Принцип
законности
Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения
требований предписаний законодательных актов и основанных на них
предписаний иных правовых актов всеми участниками
отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности»[20],
а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие
решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости»[21].
В рамках налогового
контроля принцип законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса
РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы
налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым
кодексом РФ.
Кроме того, согласно ст.
32 на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за
соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним
нормативных актов.
2. Принцип
юридического равенства.
Данный принцип
закрепляется в Конституции РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед
законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
«Данный принцип
закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо
дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям
и и говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед
законом и судом, о равенстве их правовых статусов»[22],
что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов,
налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц
или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в
зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров,
работ или услуг (ст. 353 НК РФ).
В рамках налогового контроля необходимо сказать, что
по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть
освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий
налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового
контроля, применяемых на всей территории России.
3. Принцип соблюдения прав человека и
гражданина.
Конституция РФ
провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и
должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).
Данный принцип хорошо
проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на
правосудие – есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации
свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности,
имущественных прав, законных интересов и др.)»[23],в случае нарушения его
прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления,
учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными
лицами, государственными служащими.
Данный принцип
универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому,
применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав
и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках
принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе
налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика,
который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового
контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых
органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.
4. Принцип гласности.
Принцип гласности означает
открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных
органов, а также возможность получения информации.
В сфере налогового
контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании
сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при
исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию
налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).
Противоположным принципу
гласности можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.
5. Принцип соблюдения
налоговой тайны
Данный принцип соответствует
требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о
налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных
органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения
о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ.
Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных
органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом
Устанавливается запрет
разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную,
служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую,
налоговую тайну и тайну страхования»[24].
5. Принцип ответственности.
Заключается в том, что «к
лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной
и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере
налоговых отношений»[25]. Естественно, что данный
принцип является основополагающим для института ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
Все виды налоговых
правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16
Налогового Кодекса РФ, также в КоАП РФ.
Наряду с данным принципом
необходимо отметить и принцип презумпции невиновности налогоплательщика
6.
Принцип
презумпции невиновности налогоплательщика
«Принцип
презумпции невиновности налогоплательщика – новелла российского налогового
законодательства.
Во-первых,
каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового
правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением
суда.
Во-вторых,
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения
и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.
В-третьих,
все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу»[26].
7. Принцип независимости.
В настоящее время
налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую
централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное
федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере
налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.
Органы,
осуществляющие налоговый контроль, приведены в ст. 38
Налогового
Кодекса Российской Федерации, это:
·
налоговые органы:
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные
налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям;
·
таможенные
органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные
таможенные органы Российской Федерации;
·
органы
государственных внебюджетных фондов;
·
финансовые
органы;
·
федеральных
органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской
Федерации и местные органы налоговой полиции;
·
иные
контролирующие и правоохранительные органы.
Все
вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные
на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными
органами.
8. Принцип планомерности.
Под принципом
планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой
характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно
подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть
соотнесены с временными рамками их осуществления.
Данный принцип призван обеспечивать более эффективное выполнение
разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей
контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом
последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на
изначальном этапе.
9. Принцип
объективности и достоверности.
Данный
принцип обеспечивает обоснованность и достоверность
аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени
субъективности при принятии решений налоговым инспектором.
Теперь подведем итог к
первому разделу «Понятие и содержание Налогового контроля» курсовой работы:
Я
дала определение понятию налоговый контроль – как специализированный финансовый
контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами,
проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Определила объект,
субъект, цели, задачи и содержание налогового контроля,
Во втором подразделе я попыталась раскрыть основные принципы,
положения, на основе которых осуществляется налоговый контроль, к ним
относится: принцип законности, юридического равенства, соблюдения прав человека
и гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика,
ответственности, соблюдения налоговой тайны, гласности, защиты прав
налогоплательщика, планомерности, объективности и достоверности и другие.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Формы
налогового контроля
«Форма
контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий»[27],
относительно к налоговому контролю, форму можно определить как
«регламентированный нормами налогового законодательства способ организации,
осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового
контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных
органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля»[28].
·
В ст. 82
Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:
·
налоговые
проверки;
·
получение
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
·
проверки данных
учета и отчетности;
·
осмотр и
обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
(прибыли);
·
другие формы
(такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).
Также
многие ученые к методам налогового контроля как в форме государственного
финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию,
проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов
(включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.),
в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам,
так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами
контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного
характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая
ревизией».
Однако
все авторы сходятся в одном – «налоговые проверки являются основной, наиболее
эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах»[29]
Налоговая
проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю «за
своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих
обязанностей»[30]. Налоговая проверка
«осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с
фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности»[31]
В
соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми
органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих
уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Выделяются
различные виды налоговых проверок. В данной работе будет рассмотрена классификация
на основании объема проверяемой документации и места проведения налоговой
проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:
·
камеральная
налоговая проверка;
·
выездная
налоговая проверка.
Камеральная
налоговая проверка –
«это проверка представленных
налогоплательщиком
налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и
уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа
документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения
налогового органа»[32].
Сущность
камеральной налоговой проверки заключается в следующем:
·
контроль за
соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
·
выявление и
предотвращение налоговых правонарушений;
·
взыскание сумм
неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
·
привлечение
виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение
преступлений;
·
подготовка
информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для
проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная
налоговая проверка делится на 3 вида:
·
Формальная
проверка –
«проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в
нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок»[33],
проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и
документов.
Пример
ошибок, которые могут быть найдены при проведении формальной проверки: «отсутствие
каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи,
единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов
(наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в
документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие
между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.»[34]
·
Арифметическая
проверка – это
осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения
количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы
как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.
Пример
ошибок – завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки
штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках
·
Нормативная
проверка – «это
изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам,
инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности
применения расценок, ставок налогов и т.д. »[35]
Пример
ошибки, который может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет
молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая
инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при
производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко
у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.
Таким
образом, посредством «исследования каждого отдельного документа при выявлении
нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении
объекта налогообложения и расчете сумм налога»[36].
Срок
проведения камеральной налоговой проверки – три месяца со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как в письменном,
так и в электронном виде[37]. «Налоговый орган не
вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов»[38].
Одной
из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения
налогового органа.
В
соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления ошибок,
противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и
полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с
требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести
соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать
дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не
обязанность налогоплательщика»[39].
В
Налоговом кодексе исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие имеют право
запрашивать у налогоплательщика документы.
·
при использовании
налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы,
подтверждающие право на льготы);
·
при указании
налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из
бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право
применения налоговых вычетов);
·
при проведении
камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных
ресурсов;
·
если НК РФ
предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой
декларацией документы.
Поэтому
«когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил
ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для
истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных
документов нет»[40].
В
соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым органам повторно
проводить камеральные проверки одной и той же декларации, за исключением подачи
налогоплательщиком уточненной декларации[41].
В
результате камеральной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:
1.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
2. решение
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
3.
решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть
проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма
налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности
камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть
проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора
непосредственно на проверяемом объекте»[42].
Выездная
налоговая проверка –
«это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и
перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных
источников информации и фактического состояния объектов налогообложения,
назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика»[43].
Характерной
чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения – на территории
(в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может
предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах
инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст.
89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления
соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем,
в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные
проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих
инспекторов
Страницы: 1, 2
|