бесплатные рефераты

Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра конституционного и административного права












Курсовая работа по учебной дисциплине «Финансовое право»

на тему: «Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля»











2011


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и сущность налогового контроля

1.1 Понятие и виды налогового контроля

1.2 Принципы налогового контроля

2. Теоретические основы осуществления налогового контроля

2.1 Форма налогового контроля

2.2 Методы налогового контроля

Заключение

Список литературы и использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

В данной курсовой работе будет непосредственно рассмотрено как осуществляется налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать под формами и методами налогового контроля.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие , в

процессе осуществления налогового контроля

Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы..

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

·        Определение понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;

·        Проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;

·        Определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;

·        Определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.

Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема налогового контроля, его форм и методов:

В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации[1], Налоговый Кодекс Российской Федерации[2], Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» Финансовая газета. 2007. 21 июня. N 25[3] и другие;

Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся налогового контроля, основных форм и методов его осуществления, однако, в сжатом виде, с целью её дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, судебной практики, статей, сборников, словарей, монографий и др.

К третьему виду источников, ссылки к которым достаточно часто встречаются в данной работе относится судебная практика за 2007-2010 г., что обусловлено наличием в настоящее время пробелов в налоговом законодательстве Российской Федерации и их возмещением посредством решения дел по налоговом вопросам в судебном порядке.

И, наконец, четвертый вид источников, наиболее используемый в курсовой работе – это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантов юридических факультетов, таких как: Титов А.С., Турчина О.В., Кобзарь-Фролова М.Н, Смирнов Д.А., Лапшин О.И, Федоров А.С., Чхутиашвили Л.В., Полтева А.М., .Копина А.А, Мельникова Ю.А. и другие.

Такое количество работ, источников, посвященных теме налогового контроля, его формам и методам говорит об актуальности данной темы, что в принципе имеет достаточно объективную причину, так как осуществление налогового контроля является одним из самых действенных способов пресечения нарушения налогового законодательства и обеспечения исправного поступления налоговых сборов в государственные бюджетные фонды Российской Федерации.

Об актуальности деятельности по налоговому контролю, его форм и методов в настоящее время говорят меры, предпринимаемые государством, по обеспечению его эффективности и развития. Одним из примеров может послужить Федеральный Закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ, внесший значительные поправки в положения гл. 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса по вопросам порядка проведения налогового контроля и налоговой ответственности, правила учета организаций и физических лиц и др.


1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Понятие и виды налогового контроля


В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».

Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»[4]; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.

Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения такой контроль рассматривается как этап налогообложения[5], по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования[6], по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление[7]. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт[8]. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью[9].

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Основываясь на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в данном разделе курсовой работы дать понятие налогового контроля.

Итак, «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля»[10].

Выделяются два виды финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю»[11].

Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.

Сущность налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)»[12]. Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов»[13].

Однако, «Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели»[14].

К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

По-другому мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля, им отдельно будет посвящен раздел во второй главе курсовой работы.

Необходимо указать и основные задачи налогового контроля:

·        обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

·        предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;

·        наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Что касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса Российской Федерации о них не сказано ни слова»[15], поэтому классификация многообразна и учеными проводится на различных основаниях.

1)                В зависимости от времени проведения налогового контроля

выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль «предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств»[16];

Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»[17];

Последующий контроль «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» [18].

2) По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и внезапный.

В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

3) Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочны.

Сплошная проверка основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку

4) По месту проведения налоговая проверка делится на камеральную и выездную.

Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет посвящена отдельная глава, где они и будут разобраны более подробно.

5) Налоговый контроль можно классификация в зависимости от субъектов налогового контроля на:

·                          контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

·                           контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;

·                           контроль органов государственных внебюджетных фондов;

·                          контроль финансовых органов;

·                          контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

·                           контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

6) По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Принципы налогового контроля

Принципы налогового контроля – «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения»[19].

1. Принцип законности

Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности»[20], а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости»[21].

В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.

 Кроме того, согласно ст. 32 на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

2. Принцип юридического равенства.

Данный принцип закрепляется в Конституции РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

«Данный принцип закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и и говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов»[22], что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).

Данный принцип хорошо проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие – есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.)»[23],в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными лицами, государственными служащими.

Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

4. Принцип гласности.

Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации.

В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

Противоположным принципу гласности можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.

5. Принцип соблюдения налоговой тайны

Данный принцип соответствует требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

Устанавливается запрет разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования»[24].

5. Принцип ответственности.

Заключается в том, что «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений»[25]. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Все виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса РФ, также в КоАП РФ.

Наряду с данным принципом необходимо отметить и принцип презумпции невиновности налогоплательщика

6. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика

«Принцип презумпции невиновности налогоплательщика – новелла российского налогового законодательства.

Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.

В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу»[26].

7. Принцип независимости.

В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, приведены в ст. 38

Налогового Кодекса Российской Федерации, это:

·        налоговые органы: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

·        таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;

·        органы государственных внебюджетных фондов;

·        финансовые органы;

·        федеральных органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

·        иные контролирующие и правоохранительные органы.

Все вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

8. Принцип планомерности.

Под принципом планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

Данный принцип призван обеспечивать более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

9. Принцип объективности и достоверности.

Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

Теперь подведем итог к первому разделу «Понятие и содержание Налогового контроля» курсовой работы:

Я дала определение понятию налоговый контроль – как специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Определила объект, субъект, цели, задачи и содержание налогового контроля,

Во втором подразделе я попыталась раскрыть основные принципы, положения, на основе которых осуществляется налоговый контроль, к ним относится: принцип законности, юридического равенства, соблюдения прав человека и гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика, ответственности, соблюдения налоговой тайны, гласности, защиты прав налогоплательщика, планомерности, объективности и достоверности и другие.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1 Формы налогового контроля


«Форма контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий»[27], относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля»[28].

·        В ст. 82 Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:

·        налоговые проверки;

·        получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

·        проверки данных учета и отчетности;

·        осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

·        другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Также многие ученые к методам налогового контроля как в форме государственного финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам, так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией».

Однако все авторы сходятся в одном – «налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах»[29]

Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю «за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей»[30]. Налоговая проверка «осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности»[31]

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Выделяются различные виды налоговых проверок. В данной работе будет рассмотрена классификация на основании объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:

·        камеральная налоговая проверка;

·        выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка – «это проверка представленных

налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа»[32].

Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

·        контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

·        выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

·        взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

·        привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;

·        подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:

·        Формальная проверка – «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок»[33], проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Пример ошибок, которые могут быть найдены при проведении формальной проверки: «отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.»[34]

·        Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

Пример ошибок – завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках

·        Нормативная проверка – «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. »[35]

Пример ошибки, который может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.

Таким образом, посредством «исследования каждого отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога»[36].

Срок проведения камеральной налоговой проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как в письменном, так и в электронном виде[37]. «Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов»[38].

 Одной из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения налогового органа.

В соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не обязанность налогоплательщика»[39].

В Налоговом кодексе исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие имеют право запрашивать у налогоплательщика документы.

·        при использовании налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);

·        при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);

·        при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

·        если НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой декларацией документы.

Поэтому «когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет»[40].

В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым органам повторно проводить камеральные проверки одной и той же декларации, за исключением подачи налогоплательщиком уточненной декларации[41].

В результате камеральной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте»[42].

Выездная налоговая проверка – «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика»[43].

Характерной чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения – на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ