бесплатные рефераты

Небанковские финансовые организации

- клиент (кредитор, поставщик товара);

- заемщик (предприятие) — фирма-потребитель товара.

Факторинговая деятельность получила большое развитие в зарубежных странах. Как правило, ее осуществляют специализированные компании, созданные банками и страховыми компаниями. Многие факторинговые компании являются членами международных ассоциаций и союзов. [20]

В технике осуществления факторинга можно выделить несколько основных простейших операций, каждая из которых по отдельности давно известна банкам. Это услуги по ведению дебиторских счетов и инкассо, финансирование требований клиентов, кредитные гарантии. Факторинг-фирмы готовы информировать клиентов о платежеспособности покупателей; при желании могут брать на себя гарантию за неплатежи в зарубежных странах. Они также готовы принимать на себя соответствующие риски в случае неплатежеспособности должника.

Но нельзя «спихнуть» факторинг-фирме все, в том числе и безнадежные долги, беря на обслуживание каждого нового клиента, факторинг-фирма тщательно изучает его финансовые показатели и никогда не скупает долги, которые кажутся «плохими».

При осуществлении факторинг-операций дебиторская задолженность трансформируется в наличные средства и, следовательно, может быть немедленно использована для производственных целей. Как правило, факторинг-фирма берет на себя дополнительный риск неплатежеспособности должника (такое условие называется делькредере), а также принимает на себя ряд обязательств в пользу клиента (например, бухгалтерский учет дебиторской задолженности, функции финансирования и тому подобное).

Основу факторинг-финансирования составляет договор о факторинге. В рамках этого договора клиент предлагает факторинг-фирме купить все его требования к дебиторам. После соответствующей проверки платежеспособности отдельных дебиторов (покупателей) последним при необходимости предоставляется лимит, после чего факторинг-фирма берет на себя риск неплатежеспособности в размере предоставленного лимита. Факт уступки кредитного требования в результате продажи последнего в обязательном порядке доводится до сведения дебитора с тем, чтобы он с этого момента вел расчеты не с поставщиком, то есть клиентом факторинг-фирмы, а с самой факторинг-фирмой.

Факторинг эффективен прежде всего на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Клиентами факторинг-фирмы в данном случае являются, как правило, мелкие и средние фирмы. [18]

Факторинговые операции подразделяются на внутренние и международные, открытые и закрытые, с правом и без права регресса, прямые и косвенные.

Факторинговые операции классифицируются как внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве. [20]

Открытый (конвенционный) факторинг связан с переуступкой поставщиком товарораспорядительных документов фактор-фирме с обязательным уведомлением должников (плательщиков) об участии в расчетах факторинговой компании. Оповещение осуществляется путем записи на счете-факторе о направлении платежа в адрес факторинговой фирмы. В современных условиях это может быть система обслуживания клиента, включающая бухгалтерское обслуживание, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование и так далее. Эта система позволяет предприятию-клиенту сосредоточить свои усилия на производстве и сократить издержки, связанные со сбытом продукции.

Закрытый (конфиденциальный) факторинг характеризуется тем, что должника не информируют о привлечении к востребованию долгов фактор-фирмы. Тариф на конфиденциальное факторинговое обслуживание выше размера оплаты открытых факторинговых услуг.

Факторинговое обязательство может быть с правом регресса. Факторинговая компания имеет право потребовать от кредитора (поставщика) возместить ей ранее переведенные суммы при отказе заемщика (плательщика) от выполнения своих финансовых обязательств по погашению кредита или оплате отгруженных товаров. В результате кредитор (получатель) при заключении факторингового соглашения с правом регресса продолжает нести кредитный риск по проданным им факторинговой компании долговым требованиям. Договор о факторинговом обязательстве без права регресса на практике — скорее исключение, чем правило.

Факторинговое обязательство без права регресса предусматривает, что факторинговая компания при невыполнении заемщиком (плательщиком) своих финансовых обязательств в течение определенного срока (обычно от 30 до 90 дней) должна оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). Таким образом, при факторинговом соглашении без права регресса кредитор (предприятие-поставщик) не испытывает кредитного риска по проданной им фактор-компании дебиторской задолженности заемщика (покупателя).

Финансовый факторинг в том виде, как он осуществляется в зарубежных странах, основывается на коммерческом кредите в виде отсрочки платежа от одного до трех месяцев за поставленную продукцию или применения такой формы кредитно-расчетных отношений между продавцом и покупателем, кредитором и должником, как открытый счет. Предоставление поставщиком кредита покупателю по открытому счету и проведение расчетов в форме открытого счета связаны с риском неплатежа или несвоевременной оплатой продукции, так как покупатель при получении товарных документов не выдает поставщику никаких долговых обязательств. Этот риск берет на себя банк или факторинговая фирма, становясь собственником неоплаченных требований. Поставщик, получив платеж от фактор-фирмы в установленные сроки за вычетом комиссионного вознаграждения, может планировать уже расчеты со своими кредиторами.

Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений:

- поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить кредит до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;

- покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;

- банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания. [17]

По данным IFG за 2006 год, в среднем на одну страну приходится 13 факторинговых компаний (учитывались только члены национальных ассоциаций). В течение последних 5 лет численность факторинговых компаний была относительно стабильна. В Греции — это 6-11, в Италии — 25-35, в Латвии — 2-7, Польше — 7-10. Общее число факторинговых компаний в 27 странах ЕС в 2006 году составило 316 компаний, в 1997 году их было 116. В ряде европейских стран число факторинговых компаний выше среднего. Это Великобритания (вместе с Ирландией) — 57 компаний, Италия — 35, Франция — 31, Венгрия — 26, Испания — 21, Германия — 21. В 11 странах (Австрии, Германии, большинстве восточно-европейские стран) число факторинговых компаний сейчас продолжает расти. Во Франции, Италии, Венгрии, Нидерландах, Португалии число игроков снижается, прежде всего, за счет происходящих процессов слияний и поглощений. В 9 странах число игроков в последние годы не менялось.


1.3 Иные небанковские кредитно-финансовые организации


Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов средствами на период после выхода на пенсию. Каждый клиент осуществляет выплаты на протяжении целого ряда лет, прежде чем требования о выплате страхового вознаграждения будут оплачены. В качестве клиента, как правило, выступают физические лица, хотя и юридические лица могут вносить определенные суммы как добавки к будущим пенсиям своих работников. Пенсионные фонды возникли как дополнения к общественной системе государственного социального страхования. [1]

Организационная структура пенсионных фондов отличается от структуры других кредитно-финансовых учреждений тем, что не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Как правило, пенсионные фонды создаются в частных корпорациях, которые являются их владельцами. Однако пенсионный фонд передается на управление в коммерческие банки или страховые компании. Такой пенсионный фонд называется незастрахованным. Но если корпорация заключает соглашение со страховой компанией которой передает страховые взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий, пенсионный фонд называется застрахованным.

Страховые компании выпускают долговые обязательства (полис), которые их клиенты хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Клиентами могут быть как физические, так и юридические лица. [1]

В настоящее время страховые компании насчитывают четыре организационные формы:

- акционерная форма;

- на «взаимной основе» (компания не выпускает акций, а каждый полисодержатель является совладельцем компании на базе страхового полиса);

- взаимный обмен. По существу сформирована на кооперативных началах и участники обмениваются страховыми рисками, страхуя самих себя и не продают страхование на сторону;

- система Ллойд, состоящая из синдикатов, в которые как правило входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется среди членов синдиката или между всеми участниками Ллойда.

Особенностью накопления капитала страховых компаний является поступление страховых премий от юридических и физических лиц, размер которых рассчитывается на основе страховых тарифов, или ставок, а также дохода от инвестиций. Специфика накопления капитала у страховых компаний в основном сводится к расчету страховых премий. Однако она различается для страхования жизни и страхования имущества. Формирование накоплений также зависит и от расширения страхового рынка, внедрения новых видов страхования и совершенствования действующих видов страхования.

Результатом финансовой деятельности страховых компаний являются прибыль и резервы страховых взносов как разница между страховой премией и выплатой страхового возмещения плюс расходы по ведению операций. Прибыль всегда оседает в компании, а резервы взносов как будущие обязательства перед полисодержателями направляются в инвестиции.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Министерством финансов и другими государственными органами в пределах их компетенции.

В соответствии с законом «О страховании» в Республике Беларусь страховщиками могут быть юридические лица, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие лицензии. Минимальный размер уставного фонда для страховщиков составляет 200000 ЕВРО, для занимающихся страхованием жизни – 400000 ЕВРО. Большинство белорусских страховщиков создано в форме акционерных обществ.

В республике на момент 2007 года количество страховых компаний сократилось с 35 до 22. Следует отметить, что присоединение страховщиков друг к другу в Беларуси пока не фиксировалось, компании просто прекращают свою деятельность. Как правило, решение о самоликвидации принимается акционерами в связи с отсутствием возможностей наращивания собственного капитала, в том числе с отсутствием возможности исполнять свои обязательства перед страхователями по решению Хозяйственного суда на основании исков Министерства финансов.

Общества (организации) взаимного кредита – кредитные учреждения, как правило, обслуживающие мелкий и средний бизнес. Участниками общества взаимного кредита могут быть любые юридические и физические лица (за исключением, как правило, государственных органов). Целью деятельности общества является кредитование своих участников за счет собственных средств и средств этих участников, размещаемых во вклады в обществе взаимного кредита. Других видов деятельности, кроме ссудных и депозитных операций для своих членов, общества обычно не имеют. [1]

Трастовая компания - компания, специализирующаяся на операциях по доверительному управлению имуществом, портфелем ценных бумаг или наследством физически и юридических лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных учреждений. Траст-компании имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности. Свои услуги они оказывают а плату в форме комиссионных вознаграждений.

Траст предусматривает передачу имущества одним лицом (Учредителем траста) в доверительное пользование другому лицу (Управляющему) при условии, что Управляющий в своих действиях относительно этого имущества руководится требованиями и инструкциями Учредителя. Обычно доходы от этой собственности, по указанию Учредителя, предназначены к выплате третьим лицам (бенефициарам).

Корни трастовых операций следует искать в английском законодательстве средних веков. В случаях, когда английские богачи начали думать о распределении своих имуществ - заводов, банков и другого между наследниками и приходили к мнению, что наследники не смогут справиться с фактическим управлением построенной ими империи, они доверяли всё своё имущество трастовым фондам, которыми руководили их друзья - профессиональные финансисты. При этом было оговорено, что доходы трастового фонда будут распределены между многочисленными наследниками. Таким образом, англичане боролись с законами, предусматривающими безакцептное распределение имущества между наследниками, если доверие владельца к возможностям последних управлять бизнесом было невелико.

Эти традиции в наши дни приобрели гораздо более многообразные формы, но их суть осталась такая же - огородить своё имущество от себя самого, тем самым, выполнив свою волю по распределению этого имущества и оберегая его от нежелательных лиц, назойливых друзей или требовательных кредиторов, заверяющих свои права на это имущество. Кроме того, методом трастовых операций регулируются также налоговые отношения. Ведь учредитель, передавая свои активы в управление за рубежом, не должен далее платить налоги, связанные с этим имуществом. Управляющий также не оплачивает налогов от доходов траста, поскольку не пользуется его активами, а только управляет ими. В свою очередь, бенефициары не контролируют эти активы, несмотря на то, что получают определённые вознаграждения. Эти специфические условия в имущественных правах на собственность, во многих случаях приводит к фактическому безналоговому статусу переданного в траст имущества.

Международный траст предусматривает соглашение между нерезидентами данной страны относительно собственности нерезидентского происхождения в пользу нерезидентов страны регистрации траста. Такие трасты, заключённые в оффшорных центрах, практически не облагаются налогами. Поскольку во многих государствах налоги на имущество и прирост капитала остаются высокими, то многие состоятельные люди предпочитают хранить свои активы в «налоговых гаванях» под защитой международных трастовых соглашений. [22]



2 Государственное регулирование деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций

2.1 Основные нормативно-правовые документы


Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность небанковских кредитно-финансовых организаций на территории Республики Беларусь являются Банковский кодекс Республики Беларусь (вступил в действие 25 октября 2000 года), а также ряд постановлений Национального Банка Республики Беларусь, затрагивающих основные виды деятельности небанковских финансовых организаций. К основным документам можно отнести:

- Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 года №137 с изменениями и дополнениями;

- Инструкция о порядке государственно регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 года №175 с изменениями и дополнениями;

- Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 года №211.

В частности в них рассмотрены вопросы регистрации и ликвидации, лицензирования деятельности, организации кассовой работы, утверждены нормативы безопасного функционирования небанковских кредитно-финансовых организаций и тому подобное.

Следует отметить, что данными документами регулируется деятельность не только небанковских кредитно-финансовых организаций, а также и деятельность непосредственно банков. Практически все показатели устанавливаются одинаковыми и для тех, я для других. Только в небольшом количестве вопросов установлены отдельные показатели и нормативы, в силу специфики выполняемых функций и деятельности.

Согласно банковскому кодексу Республики Беларусь небанковская кредитно-финансовая организация создается в форме хозяйственного общества и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Наименование небанковской кредитно-финансовой организации должно содержать указание на характер деятельности этой организации посредством использования слов «небанковская кредитно-финансовая организация», а также на ее организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слова «небанковская кредитно-финансовая организация» либо иным образом указывать на то, что они имеют право на осуществление банковской деятельности, за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской деятельности.


2.2 Государственная регистрация небанковских кредитно-финансовых организаций


В соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций до подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемой небанковской кредитно-финансовой организации, для согласования с Национальным банком наименования банка один из учредителей банка либо уполномоченное им лицо представляет в Национальный банк заявление установленной формы (Приложение А).

Решение о согласовании наименования создаваемого банка принимается заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность структурного подразделения Национального банка, осуществляющего банковский надзор. О принятом решении в десятидневный срок со дня подачи заявления сообщается заявителю.

Денежные средства, вносимые в качестве вклада в уставный фонд создаваемой небанковской кредитно-финансовой организации, подлежат зачислению на временный счет, открываемый в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком - в других банках, одним из учредителей небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченным на представление интересов других учредителей (собственником имущества), либо лицом, уполномоченным ими (им) в установленном порядке.

Национальный банк и банки вправе начислять проценты по денежным средствам, размещенным у них на временном счете.

Документы, предоставляемые в Национальный банк для государственной регистрации:

- заявление;

- устав;

- выписка из протокола учредительного собрания (решение собственника имущества) об утверждении устава небанковской кредитно-финансовой организации и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера небанковской кредитно-финансовой организации;

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда небанковской кредитно-финансовой организации в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащие сведения о наличии собственных средств для внесения в уставный фонд небанковской кредитно-финансовой организации, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами;

- сведения об учредителях – физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы (для неработающих – справка органа службы занятости либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства), справка органа внутренних дел об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

- справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- документ, подтверждающий право на размещение небанковской кредитно-финансовой организации по месту его нахождения (месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа небанковской кредитно-финансовой организации), указанному в учредительных документах;

- анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера небанковской кредитно-финансовой организации;

- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд небанковской кредитно-финансовой организации, по перечню, определяемому Национальным банком;

- бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком;

- документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по перечню, определяемому Национальным банком;

- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию небанковской кредитно-финансовой организации;

- эскизы печатей в двух экземплярах.

В случае же государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются документы:

- нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;

- список учредителей с указанием размера их вкладов, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этой небанковской кредитно-финансовой организации. [2]

Учредительные документы небанковской кредитно-финансовой организации необходимо предоставлять в двух экземплярах.

На основании решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации Национальный банк выдает учредителям (собственнику имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо уполномоченному ими (им) лицу свидетельство о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации, разрешение на право изготовления печатей, а также документы, подтверждающие постановку на соответствующий учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах». [5]

Руководителю небанковской кредитно-финансовой организации выдается удостоверение, утвержденное в установленном порядке.

Разрешение на право изготовления печатей оформляется, а эскизы печатей согласовываются в определенном законодательством Республики Беларусь порядке за подписью заместителя Председателя Правления.

После государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации на титульном листе его устава ставится штамп установленного образца, удостоверенный подписью начальника структурного подразделения Национального банка, осуществляющего банковский надзор. Один экземпляр зарегистрированного устава передается руководителю небанковской кредитно-финансовой организации либо лицу, им уполномоченному, другой - хранится в Национальном банке.

Сообщение о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации в срок не позднее двадцати дней с момента принятия соответствующего решения публикуется Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями. [5]

Однако согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь Национальный банк может принять решение об отказе в государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации в следующих случаях:

- на момент проведения государственной регистрации уставный фонд не сформирован полностью;

- в отношении одного из учредителей небанковской кредитно-финансовой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

- физическое лицо – учредитель небанковской кредитно-финансовой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

- учредитель небанковской кредитно-финансовой организации имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;

- учредитель небанковской кредитно-финансовой организации является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;

- учредитель небанковской кредитно-финансовой организации является общественным объединением, преследующим политические цели;

- для государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации представлены не все документы;

- в документах, представленных для государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;

- установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда небанковской кредитно-финансовой организации;

- устав небанковской кредитно-финансовой организации или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания небанковской кредитно-финансовой организации. [2]

Одним из условий отказа в государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации может стать несоответствие кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.

Примеров несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам, могут служить:

- отсутствие у кандидата, предлагаемого на должность руководителя небанковской кредитно-финансовой организации, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка;

- отсутствие у кандидата, предлагаемого на должность главного бухгалтера небанковской кредитно-финансовой организации, высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка.

Под несоответствием руководителя, главного бухгалтера небанковской кредитно-финансовой организации (кандидата на должность) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, понимаются:

- наличие непогашенной или неснятой судимости;

- привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу на день принятия решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации;

- совершение в течение последнего года административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской, предпринимательской деятельности и (или) против порядка налогообложения, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

- наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения ими виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к ним со стороны нанимателя;

Отказ в государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Отказ в государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о её государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.

Решение о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или об отказе в её государственной регистрации принимается Правлением Национального банка.

Правление Национального банка вправе делегировать право принятия решения об отказе в государственной регистрации заместителю Председателя Правления. [5]


2.3 Лицензирование деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций


В соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций для получения лицензии в Национальный банк представляется документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

На основании решения о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, Национальный банк выдает небанковской кредитно-финансовой организации лицензию на новом бланке с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые эта организация вправе осуществлять.

Для внесения в лицензию изменений и дополнений, не связанных с изменением указанного в ней перечня банковских операций, или изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, или для выдачи дубликата лицензии небанковская кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк соответствующее заявление за подписью уполномоченного лица небанковской кредитно-финансовой организации.

Помимо заявления в Национальный банк представляются документы, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы небанковской кредитно-финансовой организации (при необходимости их внесения), а также поврежденная лицензия или копия объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации (в случае обращения за выдачей дубликата лицензии).

Для получения лицензии, оформленной на новом бланке, или дубликата лицензии небанковская кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В некоторых случаях небанковская кредитно-финансовая организация может быть освобождена от уплаты государственной пошлины.

Документы, представленные небанковской кредитно-финансовой организацией для получения лицензии либо внесения изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня их представления.

В случае утраты лицензии небанковской кредитно-финансовой организации выдается ее дубликат.

Для получения дубликата лицензии небанковская кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк:

- заявление на получение дубликата;

- копию объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Лицензии учитываются в реестре лицензий, в котором указываются: наименование небанковской кредитно-финансовой организации, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций.

Основаниями для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, являются:

- несоответствие представленных документов законодательству Республики Беларусь или выявление в них недостоверной информации;

- непредставление документов, запрашиваемых Национальным банком для подготовки заключения об устойчивом финансовом положении небанковской кредитно-финансовой организации;

- несоблюдение банком требований, установленных Национальным банком.

Решение об отказе во внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, принимается Правлением Национального банка, либо заместителем Председателя Правления.

Решение об отказе в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности принимается только Правлением Национального банка.

Предусмотрены случаи отзыва лицензии Национальным банком, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, в случае:

- установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности либо были внесены изменения и (или) дополнения в указанный в ней перечень банковских операций;

- неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

- установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов небанковской кредитно-финансовой организации;

- неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

- неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине небанковской кредитно-финансовой организации в течение одного года исполнительных документов судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов при наличии средств на их счетах;

- нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к небанковской кредитно-финансовой организации неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия, установленные Банковским Кодексом;

- неудовлетворительного финансового положения небанковской кредитно-финансовой организации, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

- наличия оснований для признания небанковской кредитно-финансовой организации банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

- принятия решения о ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации. [5]


2.4 Ликвидация небанковских кредитно-финансовых организаций


Банковский кодекс устанавливает, что ликвидация небанковской кредитно-финансовой организации по инициативе его участников (собственника имущества) либо органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными документами, производится с письменного согласия Национального банка. Для получения согласия на ликвидацию необходимо предоставить в Национальный банк следующие документы:

- ходатайство на получение согласия с указанием причин, повлекших необходимость ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации;

- решение участников (собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными документами, о его ликвидации.

Правление Национального банка в срок не позднее двадцати дней после представления в Национальный банк необходимых документов выносит решение о возможности предоставления согласия на ликвидацию небанковской кредитно-финансовой организации по решению участников (собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными документами, и отзыве лицензии. [2]

В соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций о создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), назначении председателя ликвидационной комиссии участники (собственник имущества) небанковской кредитно-финансовой организации информируют Национальный банк в срок не позднее 5 дней с даты принятия соответствующего решения.

Для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ликвидационной комиссии необходимо представить в Национальный банк:

- копию публикации в газете «Рэспублiка»;

- печати и штампы небанковской кредитно-финансовой организации либо заявление участников (собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;

- документ, подтверждающий закрытие корреспондентских счетов небанковской кредитно-финансовой организации;

- отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора) и ликвидационный баланс, подписанные членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденные общим собранием участников (собственником имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органом небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченным учредительными документами, принявшими решение о ликвидации;

- подлинник свидетельства о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или иного документа, подтверждающего государственную регистрацию небанковской кредитно-финансовой организации, или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;

- справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ