Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях
3.3 Создание условий для повышения качества профессионального
образования
Государство
возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и
услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными
образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального
образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности,
сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и так далее. Должна быть
создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей
рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных
тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную
систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую
структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка
труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны
доводиться до населения через средства массовой информации.
В числе
стратегических направлений развития профессионального образования особое место
занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и
инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную
сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным
оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества
учебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Особое внимание будет
уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок,
оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня
народного хозяйства страны. Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован
ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального
образования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ в
области экономики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости
повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов,
выдающих дипломы государственного образца. Предстоит отработать и провести в
жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных
и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их
профессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность их
учащихся. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии
регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития
профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности
деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования
следует разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения,
предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на
муниципальный уровень.
Для
стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей
школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том
числе - в форме грантов на конкурсной основе. Основная цель профессионального
образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и
профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей
профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к
эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к
постоянному профессиональному росту, мобильности. Решение задачи коренного
улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников
в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет
определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия
академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских
кругов.
3.4 Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе
модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль
национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его
финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами
формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития
образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования
отрасли, должны стать: введение нормативного бюджетного финансирования общего
среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения
государственных образовательных стандартов и необходимых условий
образовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетного
финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего
профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими
образовательных программ; создание системы государственного образовательного
кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных
территорий для получения ими профессионального образования; выделение средств
на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на
приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и
информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных
ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей; достижение
прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения
образования; развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации
образования; обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования
из бюджетов разных уровней; стимулирование учредительства и многоканального
финансирования учреждений профессионального образования; переход к
финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений
образования, в том числе на основе увеличения разнообразия
организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;
последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений
при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных
учреждений; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных
учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание
условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования;
систематизация льгот, в том числе налоговых; расширение на базе образовательных
учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для
населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и
как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений,
стимулирования инновационных образовательных процессов; создание на базе
образовательных учреждений (особенно в сельской местности)
культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных
центров; поддержка профильного учебного производства на базе образовательных
учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной
программы развития образования для финансирования программ развития всех типов
и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях
финансирования из соответствующих бюджетов. Система образования должна быть
ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно
возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей,
местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности
конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для
привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
3.5 Обеспечение системы образования высококвалифицированными
кадрами, их поддержка государством и обществом
Государство
рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса
работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического
корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие
модернизации системы образования России. В рамках подпрограммы
"Педагогические кадры России" Федеральной программы развития
образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в
кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и
профессионализма педагогических работников. Они будут включать в себя следующие
основные направления:
1.
Повышение статуса педагогического работника. Все педагогические работники
должны получить возможность реализовать право на: участие посредством
профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и
др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений
образовательной политики; свободное получение профессиональной информации,
связанной с образованием; бесплатное пользование фондами государственных,
муниципальных и учебных библиотек; льготное первоочередное обеспечение жилой
площадью в пределах социальных норм, в случае признания их нуждающимися в
улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
2. Усиление
государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и
управленческих работников образования: введение финансирования расходов по
оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов
Российской Федерации; при этом за счет введения нормативного финансирования
должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность
образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях
стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным
спросом на рынке труда; осуществление на основе модернизации ETC перехода на
систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики
образовательной отрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы
учителей до уровня средней по промышленности; введение надбавок молодым
специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за
продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также
надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности; решение
в установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для
выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования,
получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных
должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера
производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального
образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах;
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий
педагогических работников; совершенствование системы медицинского и социального
страхования работников образования; формирование отраслевой системы ипотечного
кредитования приобретения жилья; закрепление нормативно-правовыми актами
Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области оплаты жилья и
коммунальных услуг в сельской местности.
3.
Повышение профессионализма педагогических кадров: разработка и
экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки
педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания, принципов
взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в
образовании; увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических
кадров для системы начального и среднего профессионального образования;
реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования,
перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированного
финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора
места дополнительного профессионального образования; оплачиваемое государством
повышение квалификации или переподготовку в установленных государством объемах
не реже, чем один раз в пять лет; организация и проведение всеобуча по
информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;
реорганизация методической службы органов управления образованием; построение
ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга; создание
эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации
руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений,
введение единого порядка замещения ими руководящих должностей. Основной задачей
является модернизация системы научно-методического обеспечения образования,
предусматривающая: качественное обновление педагогической науки, преодоление
неоправданного дублирования ведомственных институтов и научных учреждений
Российской академии образования, оторванности их от запросов современной
образовательной практики; возрождение практико-ориентированных научных школ и
построение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих
развитию педагогической науки и распространению образовательных инноваций;
целевое финансирование перспективных прикладных исследований и социально-образовательных
проектов.
3.6 Управление развитием образования на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной политики
В процессе
модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость
образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от
патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к
усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации
правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен
обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными
механизмами действенного общественного участия в развитии образования.
Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского
совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета в
формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением
сверх соответствующих образовательных программ и государственных
образовательных стандартов, определении направлений профориентационной
деятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного контроля за
расходованием внебюджетных средств учреждения и др. Важнейшая задача и одно из
приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой
модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием
- это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать
отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и
показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также
систему мониторинга образования. Ближайшая цель - формирование оптимальной
модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция
и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной
политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного
самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть
обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих
решений. В современных условиях значительную и все возрастающую часть
информации учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства
массовой информации. В этой связи планируется разработать и осуществить меры
активизации роли средств массовой информации в формировании культуры,
воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию и
пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной
нетерпимости. Будет увеличено число и повышено качество образовательных
программ на государственных радио- и телеканалах, расширены возможности
свободного и оперативного получения информации, в частности через создание
общедоступных электронных библиотек в рамках федеральных целевых программ
"Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001-2005 годы)". Предполагается осуществить
следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой
государственно-общественной системы: введение государственных минимальных
требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической,
кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут
ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для
прекращения деятельности соответствующих учреждений; создание
нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных
договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным
учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между
соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями
и работодателями); отработка правовых и экономических механизмов
соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами
государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного
самоуправления; расширение публичности деятельности образовательных учреждений
и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных
и внебюджетных средств; поддержка инновационной деятельности образовательных
учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых
образовательных проектов; развитие негосударственных образовательных
организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством
реализации ими образовательных программ; осуществление в системе дошкольного
образования постепенного перехода к долевому финансированию дошкольных
образовательных учреждений со стороны государства, учредителя и родителей, при
одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;
упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх
государственного образовательного стандарта в общем и профессиональном
образовании и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны
попечительских и родительских советов; введение персональных счетов для
детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных,
спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка;
повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих
функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса,
государственного образовательного стандарта. Система образования является
сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и
граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь
возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но
вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых
для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.
Глава 4 Проблемы бюджетного финансирования образования
4.1 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
Характерной
особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования
является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования
бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь
основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются
даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании
конкретных статей расходов определяются таким образом: оплата труда; стипендия;
трансферты; оплата коммунальных услуг; остальные виды расходов.
Такая
оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство
установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение
определённого уровня финансирования образования:
- выделение
на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на
высшее профессиональное образование - не менее 3% расходной части федерального
бюджета;
-
установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня
оплаты труда в промышленности;
- введение
социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение
всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований
на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что,
очевидно, невыполнимо. Действующий порядок бюджетного финансирования,
установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим
законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и
неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность
использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным
издержкам.
Нормативно-методическая
база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и
материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия
выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает
ряд проблем, решить которые не удаётся.
В
законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования
образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать
возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным
критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.
Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения
целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с
образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно
на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной
классификации.
Возможности
маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с
необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё это
позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика
государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и
контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.
4.2 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
1. Необходимо
упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в
Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
- передачу
права утверждения сводной сметы доходов и расходов учреждения, в том числе
образовательного, руководителю этого учреждения;
- включение
бюджетополучателей в процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, что
действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное
законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны
предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных
учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой,
территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной
мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект
бюджета;
- доведение
уведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов
бюджетных обязательств одной строкой;
-
предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств
бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их
распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование
также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается
сейчас;
-
корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых
расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в
бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;
-
сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно
образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного
учреждения; наделение руководителя бюджетного учреждения правом на установление
порядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включая
составление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.
2.
Необходимо при определении объёмов бюджетного финансирования образования на
очередной финансовый год руководствоваться следующими принципами:
- общий
объём бюджетного финансирования образования должен быть увеличен в соответствии
с положениями Национальной доктрины развития образования и программными
документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных
ассигнований в эту сферу деятельности;
- в
качестве приоритетных статей экономической классификации, по которым должно
быть предусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить
оплату труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса,
комплектование библиотек, проведение учебно-производственных практик и т.п.,
приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования,
капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть
увеличение расходов на оплату коммунальных услуг
3.
Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта
и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти
расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную
адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный
фонда развития образования. Это позволит:
- обеспечить
концентрацию финансовых ресурсов на действительно важных направлениях,
требующих значительных инвестиций;
- повысить
обоснованность проводимых работ, осуществляемых закупок и т.д. вследствие
применения отработанных процедур реализации инвестиционных проектов и
использования опыта специалистов в этой области;
4.
Необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и
организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на
постепенный запуск механизмов саморегулирования.
5. При
переводе стипендий в разряд адресных социальных выплат следует сохранить
порядок их назначения через образовательные учреждения, т.е. через места
фактического нахождения учащихся, а не места их проживания.
6.
Целесообразно отменить регрессию единого социального налога для образовательных
учреждений, установив вместо этого сниженную ставку данного налога.
7.
Необходимо предусмотреть возможность отмены финансирования начислений на оплату
труда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта
бюджета.
8.
Необходимо освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных
средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от
осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного
имущества, переданного ему в оперативное управление.
Глава 5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
Необходимым
условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы
образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального
развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной
конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения
инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося
мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает
оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим
фактором социальной справедливости и политической стабильности.
В основу
развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной
деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование",
как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов,
конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на
практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер
принимаемых решений.
Обновление
организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования
обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и
общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее
инвестиционную привлекательность.
Повышение
гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного
образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного
потенциала семей. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию,
ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы
дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования -
расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования
является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и
прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире
российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей,
ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные
научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения
студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
Формирование
системы непрерывного образования на основе внедрения национальной
квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ
позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать
условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Необходимо
обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных
организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к
образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному
финансированию.
Стратегическая
цель государственной политики в области образования - повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация
этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая
задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том
числе:
ü обновление структуры сети образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование
федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;
ü обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических
знаний и практических умений;
ü обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития;
ü обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных
учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня,
сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая
задача - модернизация институтов системы образования как инструментов
социального развития, в том числе:
ü создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее
развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья,
социального положения;
ü создание системы выявления и поддержки одаренных детей и
талантливой молодежи;
ü создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
ü развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая
образовательные кредиты.
Третья
задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и
переподготовки профессиональных кадров, в том числе:
ü создание системы внешней независимой сертификации профессиональных
квалификаций;
ü создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного
профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и
переподготовки профессиональных кадров;
ü формирование системы непрерывного образования военнослужащих,
включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая
задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности
образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных
сопоставительных исследованиях путем создания:
ü прозрачной, открытой системы информирования граждан об
образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное
обновление и достоверность информации;
ü условий для привлечения иностранных студентов в российские
образовательные учреждения;
ü механизмов участия потребителей и общественных институтов в
осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Установлены
следующие целевые ориентиры развития системы образования: к 2012 году:
ü формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня,
интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы,
решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных
проектов;
ü развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые
и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе
интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
ü введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования
как основы для заключения эффективных контрактов;
ü повышение доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средств
в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;
ü развитие форм финансирования образовательных учреждений,
позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на
цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования,
перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений
профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая
разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
ü становление системы привлечения работодателей к созданию
образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
ü формирование национальной квалификационной структуры с учетом
перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и
профессиональной мобильности граждан, обновление государственных
образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на
базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;
ü переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом
кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение
общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;
ü переход учреждений профессионального образования на систему
адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность
нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения;
ü создание в образовательных организациях органов самоуправления
(попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
ü введение систем оплаты труда педагогического и
административно-управленческого персонала образовательных учреждений,
учитывающих качество и результативность их деятельности;
ü разработка стандартизированной программы повышения квалификации
"Современный образовательный менеджмент" на базе современных
квалификационных требований к руководителям образовательных учреждений и
проведение сертификации всех руководителей образовательных учреждений;
ü создание системы общественных рейтингов образовательных
учреждений, программ непрерывного профессионального образования;
к 2020
году:
ü формирование около 20 научно-образовательных центров мирового
уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные
программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных
инновационных проектов;
ü формирование инфраструктуры и институциональных условий
академической мобильности студентов и преподавателей;
ü увеличение доли средств в структуре доходов российских
университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских
разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее
25 процентов);
ü создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании
не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;
ü введение в действие единого механизма государственной (итоговой)
аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего
прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых
аттестационных центрах;
ü внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций,
реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального
образования;
ü внедрение новых организационно-правовых форм учреждений
образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и
государственно-общественного контроля за их деятельностью;
ü наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов
мигрантов трудоспособного возраста;
ü усиление позиций российского образования на мировом рынке
образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских
вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);
ü обеспечение условий, при которых показатели качества образования в
российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинглиста
результатов международных сопоставительных исследований;
ü наличие не менее 10 - 12 современных студенческих городков и
центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих
научно-образовательных центрах;
ü увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования,
проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные
исследования, до 30 процентов;
ü обеспечение значения показателей среднего возраста
профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран
Организации экономического сотрудничества и развития;
ü предоставление возможностей всем обучающимся старших классов
осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное
обучение и профессиональную подготовку;
ü создание не менее 500 центров сертификации и присвоения
профессиональных квалификаций;
ü создание программ развития персонала, включающих в себя
финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации
работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;
ü аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального
образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;
ü получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее
чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;
ü использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами
студентов;
ü увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5
процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в
Повышение
конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого
качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в
области экспорта образовательных услуг.
По мере
реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих
повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования,
текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли
расходов на образование в валовом внутреннем продукте.
Реализация
инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих
расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в
2007-2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов
бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего
продукта.
Заключение
В своем
заключении я бы хотела рассказать о том, что будет с нами, если мы не будем
уделять большое внимание образованию. Я поняла, что сейчас мы - будущее, что
наше государство не поможет нам в образовании, не улучшит качество и
доступность, то мы не сможем дать все, то, что было познано столетиями своим
детям, внукам.…
Я думаю,
что ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление
новых статей расходов, даже, несмотря на важную роль данной группы бюджетных
расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно
средств по осуществлению социальной функции государства. Количественные
характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но
и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения
нашей страны. Во многом это связано с тем, что социальная функция государства
долгое время находилась «на втором плане», что позволяло экономить на затратах
в социальной сфере.
Но это не
единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно
трудности в формировании данной группы расходов - это нахождение разумного
баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных
программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране
долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных
потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь
принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования
социально - культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного
дефицита и социальной напряженности в обществе.
Все эти и
многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на
социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста
не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное
хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для
осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую
очередь - для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на
финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло
обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан.
Это и есть
та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного
хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления
социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся
социальную напряженность в стране.
Список использованной литературы
1. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов. - М.:
ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 703с.
2. Брайчева, Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. -
СПб.: Питер, 2001.-288с.
3. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник
для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001.-687с.
4. Алифанова, И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования //
Социально - гуманитарные знания. - 2003. - №2. - С. 101 - 105.
5. Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. М.:
Юнити, 2006, - 540 с.;
6. Ходорович, М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие
/ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2006. - 450 с.
7. http://www1.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства
финансов РФ.
8. Конституция РФ
Страницы: 1, 2
|