бесплатные рефераты

Оценка и реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа)

Улучшение социально-экономических и коммунальных индикаторов инвестиционной деятельности в регионе даст возможность добиться повышения не только эффективности регионального инвестиционного процесса в этих сферах, но и повышения благоустройства городских и сельских поселений, качества жизни населения, а, следовательно, увеличения валового внутреннего продукта.

Для нормального инвестиционного климата необходимо иметь соответствующее законодательство, гарантирующее условия ведения бизнеса, особенно для иностранных инвесторов. В этой связи заслуживает внимания опыт Самары, где субъекты инвестиционной деятельности освобождаются от налога на имущество и от налога на землю, в доле, зачисляемой в областной бюджет, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет. Для инвестора возможно получение целевых субвенций из областного бюджета на долевой основе расходов, связанных с развитием коммунальной инфраструктуры объекта инвестирования, обучением и переобучением кадров. В целях снижения инвестиционного риска предусмотрена система гарантий со стороны администрации области закрепленная областным бюджетом, приняты законодательные, нормативные и правовые акты, стимулирующие и регламентирующие инвестиционную деятельность.[9]

Привлечение в сектор жилищного финансирования отечественных и иностранных инвесторов предполагается добиваться мерами макроэкономического регулирования в финансовой и кредитной сферах, расширением прав и гарантий инвесторов. К числу необходимых мер, которые в состоянии предпринять государство для снижения рисков инвестиций в строительство, относятся:

·          упрощение процедур и усиление правовых гарантий землепользования и застройки через введение системы правового зонирования;

·          вовлечение в оборот земельных участков под застройку с гарантированными правами собственности;

·          развитие системы прав на вновь создаваемые на земельных участках объекты недвижимости.

Необходимое градостроительное обеспечение максимально эффективного использования территории поселений должно включать взаимосвязанные процессы правового зонирования, разработки системы документации градостроительного планирования и проектирования и формирования участков - как объектов недвижимости, подготовленных для вовлечения в оборот (межевание). Особое внимание должно быть уделено созданию открытой для общественности системы градорегулирования, при которой принятие решений администрацией осуществляется при прямом участии граждан, владельцев недвижимости, инвесторов.

Для совершенствования градорегулирования потребуется принятие нормативно-правовых актов на всех уровнях власти:

·          на федеральном уровне - корректировка государственных строительных норм и правил (СНиП) и адаптации их к условиям развивающегося рынка жилья; подготовка документов методического обеспечения по реализации норм федерального законодательства на региональном и местном уровнях;

·          на региональном уровне - подготовка и принятие нормативных правовых актов по вопросам градостроительного обеспечения государственной жилищной политики на местах по вопросам взаимодействия с населением в процессе градостроительной деятельности;

·          на местном уровне - введение в городах правового зонирования и местных нормативов, проведение межевания, подготовке земельных участков как объектов недвижимости, вовлекаемых в оборот и становящихся объектом залога и получения кредита под жилищное и иное строительство.

Стратегическим направлением предоставления земельных участков под жилую застройку должно стать повышение роли и эффективности конкурентных механизмов предоставления земельных участков в собственность, создание единых объектов недвижимости с равными правами на земельный участок и на все расположенные на нем строения. Право на внеконкурсное предоставление участка под строительство (кроме муниципального жилья) может быть предоставлено только при отсутствии заявок для участия в торгах. Исключением может быть прямой запрет в федеральном законодательстве передачи данного участка в собственность. В таком случае участок подлежит предоставлению на открытых торгах в долгосрочную аренду.

Исключительно важное значение для качественного функционирования рынка жилищного строительства имеет его развитие с точки зрения институциональной структуры, проведение эффективной антимонопольной политики на рынках стройиндустрии, перепрофилирования или закрытия нерентабельных бесперспективных производств.

Для улучшения жилищных условий населения важно не только увеличение объемов вводимого нового жилья, но и, главным образом, повышение его качества. Техническая политика жилищного строительства должна быть направлена на стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий; использование прогрессивных строительных материалов и конструкций в жилищном строительстве с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов.

Особое внимание следует также обратить на то, что сложившиеся в настоящее время отношения между участниками инвестиционного процесса в жилищном строительстве требуют совершенствования нормативной базы, регламентирующей процесс с момента выдачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе принятия мер, побуждающих застройщиков своевременно предъявлять завершенные объекты к сдаче в эксплуатацию и исключающих возможность осуществлять строительство без наличия разрешения на него.

Глава 2. Особенности финансово-хозяйственной деятельности и оценки инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями ЖКХ

 

2.1 Характеристика услуг предприятий ЖКХ


Жилище выполняет многообразные функции и обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Посредством использования жилища реализуются биофизические, хозяйственные и духовные потребности семьи и личности,

Улучшение жилищных условий является главным фактором повышения благосостояния населения и может быть обеспечено путем повышения:

— обеспеченности жилыми помещениями (размер площади, приходящейся на 1 человека);

— комфортабельности жилья (изолированность, планировка, высота помещения, освещенность);

— уровня благоустройства (наличие качественных коммунальных услуг);

— санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, уборка бытового мусора) и др.

Урбанизация, т. е. развитие городских поселений, увеличение численности жителей в больших городах, распространение городского уклада жизни — нормальный исторический и экономический процесс, который, прежде всего, отражается на жилищных условиях. Рост городов, особенно крупных, сопровождается усиленной эксплуатацией жилого фонда, вредными воздействиями на окружающую среду, вплоть до нарушения экологического баланса, увеличением времени на перемещение в пределах города до места работы, торговых, государственных учреждений, растущей «транспортной усталостью», психологическими перегрузками, интенсивностью информационного обмена и др. последствиями. Поэтому решение жилищных вопросов в пределах городов является более острой проблемой, чем в сельской местности, а ее преломление в специфических условиях каждого конкретного города требует от муниципальных органов управления принятия сложных организационно-экономических решений.

В настоящее время большинство городского населения обеспечено жильем в форме сданного внаем, построенного и принадлежащего государству жилья. Осуществляя в широких масштабах жилищное строительство в течение всех послевоенных лет, государство все же не смогло решить проблемы обеспечения жильем, даже в минимально гарантированных размерах.

Поэтому с переходом к рыночным отношениям активно развиваются альтернативные формы обеспечения населения жильем, в том числе приобретение и строительство собственного жилья.

Доминирующая роль государственной собственности в жилищном фонде сохраняется. В городских поселениях ее доля составляет около 80%, а в крупных городах — даже до 90% всего жилищного фонда. До недавнего времени более половины государственного фонда жилья находилось в ведении предприятий, а остальная часть — в ведении местных Советов народных депутатов. В ряде городов практически все жилье было ведомственным. Индивидуальное жилье концентрировалось в сельской местности или мелких городах. В городах с населением более 100 тыс. человек на протяжении многих лет существовал запрет на индивидуальное жилищное строительство. Незначительную долю (до 5%) составляла и собственность жилищно-строительных кооперативов. Их развитие поддерживалось только в некоторых крупных городах.[10]

Таким образом, структура жилищного фонда на момент реформ не была оптимальной, а господство государственной собственности, ограничительная политика в области строительства и распределения жилья, отсутствие стимулов к сохранению и поддержанию в нормальном состоянии жилых помещений усугубили сложившееся положение.

Активная передача государственного жилищного фонда, находившегося в ведении местных Советов вместе с соответствующими объектами инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, а затем и ведомственного жилья в муниципальную собственность экономически была плохо подготовлена, однако она создала предпосылки для более эффективного управления данной сферой на местном уровне.

Реформирование жилищной сферы предусматривает институциональные преобразования, способствующие снижению затрат и повышению качества предоставления услуг, а также изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг с постепенным достижением 100%-ного уровня покрытия затрат за счет населения.

Предполагается упростить структуру управления ЖКХ, сократить количество звеньев и разделить функции заказчика и подрядчика. Ключевым звеном в данной структуре должна стать служба заказчика, создаваемая в форме муниципального учреждения или предприятия с договорными и контролирующими функциями, в том числе по оплате жилья и услуг.

В основу реформирования положен принцип постепенности осуществления преобразований (прежде всего по оплате жилья и коммунальных услуг) и максимального учета региональных особенностей.

Это привело к тому, что в итоге первых шагов реформы для городов России стала характерна глубокая дифференциация по темпам, направлениям и масштабности жилищных преобразований. Причем не всегда объективные условия имели решающее значение. В большинстве случаев насущные проблемы и интересы местных властей были на первом месте. Это проявилось в процессе передачи ведомственного жилья муниципалитетам. Установленные нормативные сроки передачи социальных активов нарушались практически повсеместно. Тормозят этот процесс в основном крупные города. Есть случаи, когда местные власти вообще игнорируют проведение жилищной реформы или стараются замедлить этот процесс.[11]

Содержание системы жилищно-коммунального хозяйства в его нынешнем виде непосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг ни для бюджетной системы. До 50% бюджета некоторых городов расходуется на теплоснабжение в т.ч. жилищного фонда. Тепловые сети в России самые дорогие в мире.

По оценкам специалистов на отопление и горячее водоснабжение зданий массовой застройки у нас расходуется вдвое больше энергоресурсов чем в развитых странах мира со сходными климатическими условиями.

Существенное улучшение экономических и экологических характеристик производства теплоэнергии можно достигнуть с помощью теплонаносных установок (ТНУ) поднимающих низкотемпературную возобновляемую природную энергию и вторичную низкопотенциальную теплоту до более высоких температур пригодных для теплоснабжения. Кроме того, применение ТНУ позволяет приблизить тепловые мощности к местам потребления минимизировать протяженность тепловых сетей рассредоточить выбросы в регионе и получать в системах отопления 3 - 8 кВт эквивалентной тепловой энергии в зависимости, от температуры низкопотенциальных источников затрачивая при этом 1 кВт электрической энергии.

Согласно решениям Мирового энергетического комитета 70% теплоснабжения (промышленного и коммунального) в мире к 2020 г будет осуществляться с помощью тепловых насосов ТНУ, широко применяются в США Германии Великобритании и Скандинавских странах Они довольно интенсивно вытесняют традиционные способы теплоснабжения.

Россия значительно отстает в этой области. Практическое использование ТНУ на данный момент находится на начальном этапе

Отдел энергосберегающих технологий и природоохранного оборудования МНИИЭКО ТЭК проблемой использования вторичных энергоресурсов занимается с 1986 г.

В 1988 г впервые в СССР была разработана и внедрена технология утилизации тепла оборотной воды компрессоров на шахте Ключевская ПО «Кизелуголь» (Пермская область) с применением тепловых насосов для отопления промплощадки шахты.

В 1994 г был выполнен рабочий проект технологического комплекса утилизации низкопотенциального тепла шахтной воды для шахты «Зенковская» АО УК Прокопьевск уголь. С помощью данной тепло насосной установки мощностью 2 4 МВт предполагалось покрывать круглогодичную нагрузку системы горячего водоснабжения и базовую нагрузку отопления.

В 1995 г был выполнен рабочий проект, предусматривавший применение тепловых насосов для шахты «Степановская» АО Ростовуголь по утилизации низкопотенциальной теплоты с целью улучшения температурного режима очистки хозяйственно бытовых стоков.

В 2001 г на шахте Осинниковская ОАО УК Кузнецкуголь в Кемеровской области впервые в России была испытана опытно промышленная установка по утилизации низко потенциального тепла шахтных вод, которая полностью покрывает потребности горячего водоснабжения шахты и позволяет отключить шахтную котельную в летнее время.

В последние годы выполнен большой объем научно исследовательских и опытно конструкторских работ по созданию эффективных технологии получено около 10 патентов.

Реформа, проводимая в большой энергетике, непрерывный рост тарифов, непредсказуемость обеспечения предприятий энергоресурсами вынуждают смотреть на возможности малой энергетики внедрение технологии возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов в другом ракурсе.

Значительным тепловым потенциалом располагают хозяйственно бытовые стоки коммунального хозяйства. Используя их можно значительно снизить себестоимость тепловой энергии. Например, за счет температуры сбрасываемой горячей воды в квартирах теплоты вытяжного воздуха систем вентиляции кондиционирования, потребление тепла в жилом секторе можно снизить до 30-40%.

Здания канализационных насосных станции (КНС) городов России многие, из которых расположены на значительном удалении от населенных и тепловых пунктов отапливаются либо централизованно, либо за счет электричества. Электрическое отопление крайне непривлекательно с экономической течки зрения Централизованное дешевле но требует больших затрат на прокладку ремонт и обслуживание теплотрасс большой протяженности Новые технологии разработанные с применением тепловых насосов дают возможность утилизировать низкопотенциальное тепло стоков и использовать его для отопления и горячего водоснабжения зданий КНС. Как показывают рас четы коэффициент преобразования теплового насоса при темпера туре стоков 18 22 °С составляет 5-6 т е на 1 кВт ч затрачиваемой электрической энергии приходится 5 6 кВт ч полезной утилизирован ной тепловой энергии. При сложившихся на рынке ценах на тепловую и электрическую энергию стоимость тепла выработанного тепловым насосом в указанных пределах коэффициента трансформации будет в 2 6 раза ниже стоимости централи зеванного и в 5-6 раз ниже стоимости электрического отопления.

В целях снижения затрат на теплоснабжение КНС разработана технология утилизации низкопотенциального тепла неочищенных сточных вод с применением теплового насоса Осенью 2000 г на РНС 3 Гаива (г Пермь) была смонтирована оборудована и пущена в эксплуатацию экспериментальная установка. В течение отопительного сезона 2000 2001 гг. проводились испытания и получены хорошие результаты Потребности в отоплении и горячем водоснабжении насосной станции были удовлетворены полностью. В сравнении с электроотоплением себестоимость 1 Гкал тепла снизилась в 4 - 6 раза. Срок окупаемости проекта составил 1 год. Опытная установка успешно проработала три отопительных сезона.[12]

Затраты тепловой энергии на отопление станции очистки хозяйственно бытовых стоков (СОХБС) также достаточно высоки. В очищенных канализационных стоках которые с температурой до 20 °С сбрасываются в гидрогеографическую сеть имеется большой потенциал неиспользованной тепловой энергии. Утилизация их низкопотенциального тепла с применением тепловых насосов позволит получить дешевую экологи чески чистую энергию.

МНИИЭКО ТЭК имеет большой опыт проведения энергетических обследований систем теплоснабжения предприятий коммунального хозяйства и разработки программ теплосбережения городов. В частности в последнее время проведено энергетическое обследование системы теплоснабжения г. Кунгура Пермской области. Обследовано более 150 жилых домов, большинство объектов соцкультбыта, определен потенциал экономии ТЭР разработаны энергосберегающие проекты, и Программа теплосбережения города, где серьезное внимание уделено использованию низкопотенциального тепла хозяйственно бытовых стоков и вторичных энергетических ресурсов.

Для повышения эффективности использования ТЭР их экономии снижения издержек на перекачку стоков необходимо использовать новые более дешевые источники теплоснабжения объектов. Внедрение новых технологии отопления с применением тепловых насосов позволит решить ряд проблем стоящих перед предприятиями коммунальной сферы:

- отказаться от нерационального электрического и в ряде случаев централизованного отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства

- значительно экономить электроэнергию

- обеспечивать надежное и экономичное теплоснабжение объектов

- не зависеть от поставщиков тепла

- отказаться от теплотрасс большой протяженности и как следствие сократить значительные потери и затраты на их обслуживание снизить издержки на выработку тепла и увеличить надежность теплоснабжения.

Учитывая большую экономическую эффективность актуальность проблем необходимо выполнить ряд научно исследовательских работ и разработать отраслевую научно-техническую программу по созданию и внедрению высокоэффективных технологии с использованием низкопотенциальных тепловых ресурсов для удешевления теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства[13]

В нашей стране электроэнергия в основном вырабатывается на мощных гидро-, тепловых и атомных электростанциях. Создана Единая электроэнергетическая система страны, связывающая в единое целое подавляющее большинство электростанций. Обеспечение электроэнергией потребителей осуществляется через развитую электрическую сеть и подстанции энергосистем.

Следует отметить, что в нашей стране электростанции генерируют переменный трехфазный синусоидальный ток частотой 50 Гц. Это значит, что в течение 1 с ток, изменяясь по синусоиде, 50 раз совершает полный цикл: возрастает от 0 до максимума, затем уменьшается до 0, далее уменьшается до отрицательного максимума и снова возвращается к 0. На переменном токе работает большинство потребителей. Те потребители, которые работают на постоянном токе, имеют систему электроснабжения, включающую выпрямители (преобразователи), преобразующие переменный ток в постоянный; выше указывалось, что на постоянном токе работают трамвай и троллейбус.

Выбор системы электроснабжения на переменном токе обусловлен простотой преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения. Это преобразование осуществляется в статических установках — трансформаторах. Передача электроэнергии на большие расстояния выполняется при возможно наибольших напряжениях 220, 380, 600 кВ, так как при этом потери электроэнергии в линиях передачи наименьшие.

Для питания потребителей, расположенных на территории города, предусматривается система электроснабжения — совокупность трансформаторных подстанций и электрических сетей различных напряжений. Общую систему электроснабжения обычно делят на две части: к первой относят электрические сети и понижающие подстанции 35—110 кВ. Совокупность этих сетей называется электроснабжающими сетями. Сборные шины 10(6) кВ подстанции являются центрами питания (ЦП) городских сетей. Электроснабжающие сети предназначены для распределения энергии между районами города.

Ко второй части системы электроснабжения относят питающие сети 10(6) кВ и распределительные сети 10— 0,4 кВ. Эта часть системы электроснабжения предназначена для распределения энергии непосредственно среди потребителей. Границы этой части системы начинаются на сборных шинах 10(6) кВ центров питания и заканчиваются на вводе к потребителю.

Для крупных городов построение сети 10(6) кВ выполняют по двухзвеньевому принципу: питающие сети 10(6) кВ, распределительные сети такого же напряжения. Этот принцип предусматривает сооружение так называемых распределительных пунктов. Распределительным пунктом (РП) городской электрической сети называется распределительное устройство напряжением 10(6) кВ, предназначенное для приема электроэнергии от центра питания передачи ее в распределительную сеть без трансформации и преобразования.

Питающие линии соединяют ЦП с РП, а распределительные линии соединяют ЦП или РП с трансформаторными подстанциями (ТП), а также с вводами потребителей.

Основной задачей городских электросетевых предприятий является снабжение потребителей электрической энергией нормированного качества при требуемой степени надежности.

Режим работы городских электрических сетей определяется нагрузкой всех потребителей. В свою очередь, нагрузка различных потребителей не остается постоянной, поэтому соответствующим образом изменяется и режим работы городских распределительных сетей. К тому же современная городская электрическая сеть характеризуется значительной протяженностью и сложностью построения. Правильное определение электрических нагрузок является решающим фактором при проектировании и эксплуатации электрических сетей.

Режим работы потребителей электроэнергии изменяется в течение суток, недели, месяца, года; при этом изменяется и нагрузка всех звеньев системы электроснабжения.

Формы суточного графика нагрузки и его характеристика (заполнение), а также максимум нагрузки потребителей в городах изменяются в широких пределах. На практике строят условные графики, усредненные по получасовым нагрузкам. С помощью этих графиков можно анализировать работу элементов сети или группы потребителей за отдельный промежуток времени.

Для электрических сетей городов характерцы летний и зимний суточные графики нагрузки. Эти графики имеют два ярко выраженных максимума в утренние и вечерние часы, причем вечерний максимум выше утреннего, летний график нагрузки отличается от зимнего тем, что и нагрузки летнего периода, ниже зимних и вечерний максимум летом наступает позднее.

На рис. 1 (см. приложение) приведены средние суточные зимние графики электрической нагрузки жилых домов с газовыми и электрическими плитами. По ординатам отложены проценты от нагрузки в часы максимального электропотребления Рц.

Чтобы охарактеризовать работу отдельных потребителей или группы электроприемников в течение года, необходимо иметь основные суточные графики—зимний (максимальной нагрузки) и летний (минимальной нагрузки).

В городской электрической сети различают индивидуальные и групповые графики нагрузки: для отдельных электроприемников и для ТП или подстанций, питающих группы электроприемников.

Графики нагрузки отдельных потребителей, а также суммарные графики нагрузки городской электрической сети в целом носят неравномерный характер (см. приложение, рис. 1). Отчетливо выражены два максимума: утренний и вечерний. В ночные часы график нагрузки имеет значительный «провал». При этом нагрузки жилищно-коммунальных потребителей имеют большую неравномерность, чем суммарный график в целом.

Чем обусловлена неравномерность графика нагрузки? Спад в ночные часы объясняется отключением основной части бытовых потребителей: освещения, электроплит, телевизоров; работают только холодильники. Кроме того, многие предприятия промышленности и коммунального хозяйства ночью не работают. Вечером, наоборот, люди готовят ужин, смотрят телевизор, стирают и т. п. Неравномерность графика требует от системы электроснабжения обеспечения электроэнергией в часы максимума. В то же время в остальные часы суток элементы сети используются неполностью.

Основными элементами, определяющими построение схем электроснабжения городов, являются нагрузки потребителей. Рост городов и численности их населения, возрастающие масштабы применения электрической энергии в быту вызывают неуклонное увеличение нагрузок. В среднем через каждые 10 лет электрическая нагрузка городов удваивается.

Увеличение коммунально-бытовой нагрузки обусловлено, с одной стороны, большими объемами нового жилищного строительства, которое ведется как на свободных территориях, так и в реконструируемых районах существующей застройки; с другой — широким внедрением бытовых электроприборов и аппаратов, облегчающих труд населения и повышающих уровень комфорта.

Необходимость повышения уровня электрификации быта обусловлена причинами:

·          социальными (максимальное сокращение времени на ведение домашнего хозяйства, сближение условий жизни в городе и деревне);

·          санитарно-гигиеническими (улучшение воздушной среды в квартирах).[14]

Очистка питьевой воды

Обеспечение населения чистой, высококачественной водой имеет большое гигиеническое значение, так как предохраняет людей от эпидемических заболеваний передаваемых через воду. Подача достаточного объема воды в населенный пункт позволяет поднять общий уровень его благоустройства. Для удовлетворения потребностей современных крупных городов в воде требуются громадные ее количества в миллионах метров кубических в сутки. Выполнение этой задачи, а также обеспечение соответствующих санитарных качеств питьевой воды требуют тщательного выбора природных ценников, их защиты от загрязнений и надлежащей очистки воды на водопроводных сооружениях.

Рост городов и поселков, а также повышение их благоустройства вызвали необходимость расширения и совершенствования систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. При этом задача обеспечения населения качественной питьевой водой решается как за счет строительства новых централизованных систем, так и расширения и интенсификации существующих.

Значительно возросшее водопотребление требует более рационально использовать водоисточники. Уже сегодня и некоторых районах страны рост водопотребления лимитируется водными ресурсами. Положение усугубляется тем, что из-за недостаточно полной очистки сточных вод, объем которых возрастает одновременно с водопотреблением, загрязнены многие реки и водохранилища. Вода этих водоемов уже не может быть повторно и многократно использована для снабжения потребителей, расположенных ниже по течению, без обработки сложными и дорогостоящими методами. Вместе с тем, если будет налажена надлежащая очистка сточных вод, сбрасываемых в водоем, водозабор из них может в 3 раза и более превысить величину природного стока. Таким образом, в первую очередь выдвигается задача ликвидации загрязнения водоемов.

В настоящее время в 62 % городов водоснабжение базируется целиком на подземных водах, в 21 % городов имеются смешанные источники водоснабжения и лишь 17 % городов используют поверхностные источники. Их доля в водопотреблении страны составляет 60 %, так как источники используются крупными городами (с водопотреблением более 100 тыс. м/сут).

Запасы подземных вод не беспредельны, поэтому следует стремиться к их пополнению. Исследованиями последних лет определены два основных направления расширения масштабов использования подземных вод: искусственное пополнение запасов и использование вод, которые необходимо дополнительно обработать (удалить железо, фтор, соли жесткости и др.).[15]

Подача и распределение воды

Системы подачи и распределения воды являются наиболее крупными комплексами сооружений, обеспечивающих транспортирование воды на территорию снабжаемых объектов, распределение ее и доставку потребителям.

Водопроводная сеть должна удовлетворять следующим основным требованиям:

а) обеспечивать подачу заданных объемов воды к местам ее потребления под требуемым напором;

б) обладать достаточной степенью надежности и бесперебойно снабжать водой потребителей.

Линии водопроводных сетей монтируют из труб, которые доставляют с заводов, а на месте строительства осуществляют лишь их соединение и укладку. В настоящее время для водопроводных сетей применяют трубы из чугуна, стали, асбестоцемента и железобетона. На сети водопроводов в специально устроенных колодцах размещают запорную и регулирующую арматуру: задвижки, затворы и т. д.

Системы подачи и распределения воды начинаются с водозаборных сооружений. Речные водозаборы устраивают выше населенного пункта, чтобы обеспечить возможность организации зон санитарной охраны. Речные водозаборные устройства могут располагаться у берега (при достаточной глубине реки у берега), а также в русле реки на определенном расстоянии от берега (при небольшой глубине реки у берега). При использовании подземных водоисточников в качестве водозаборных устройств применяют трубчатые буровые колодцы, шахтные колодцы и др.

Темпы развития системы подачи и распределения воды (ПРВ) иногда отстают от роста водопотребления, что приводит к трудностям в водоснабжении. В этих условиях важным путем улучшения водоснабжения городов являются разработка и внедрение мер интенсификации работы всех звеньев системы добычи, производства и транспортирования воды.

В процессе эксплуатации систем подачи и распределения воды их необходимо периодически обследовать. В настоящее время разработана и широко используется методика оценки эффективности действия системы подачи и распределения воды, основанная па построении эквивалентной модели, которая по своим параметрам (гидравлическому сопротивлению участков трубопроводов, характеристике насосных станций, расчетным значениям расходов воды) с достаточной степенью точности соответствует фактическим техническим характеристикам и сложившимся режимам работы реальной обследуемой системы ПРВ. Эквивалентная модель представляет собой расчетную схему действующей системы подачи и распределения воды для фиксированного режима водоотбора, па которой отражены расходно-напорные характеристики водопитателей, участков трубопроводов и потребителей. По эквивалентной модели рассчитывают мероприятия, направленные на улучшение водоснабжения потребителей, экономию электроэнергии и воды (за счет снижения избыточных напоров) и оценивают их технико-экономическую эффективность. При этом возможно определить работу системы подачи и распределения воды при других режимах водозабора, а также для вариантов присоединения новых потребителей и увеличения подачи воды в сеть от существующих или вновь вводимых в эксплуатацию источников водоснабжения.[16]

По мере эксплуатации водопроводов их внутренние поверхность обрастает за счет интенсивного процесса коррозии. Обрастания имеют бугристый характер и в значительной степени снижают пропускную способность трубопровода. Для диагностирования состояния внутренней поверхности трубопроводов разработан простой способ определения фактических гидравлических характеристик. Он основан на зависимости распределения скоростей потока от гидравлического сопротивления трубопровода и предусматривает измерение скоростей только в двух точках сечения трубы. Скорости движения воды измеряют напорной трубкой и по полученным значениям определяют фактическое гидравлическое сопротивление трубопровода. Этим способом определяют гидравлическое сопротивление труб с бугристыми обрастаниями, размеры которых не превышают 3 % диаметра трубы.

При уменьшении водопотребления ниже расчетного и сети возникают избыточные напоры, обусловливающие перерасход электроэнергии (до 20%) и увеличение потерь воды, повышается вероятность аварий на трубопроводах. Поскольку у центробежных насосов напор и подача обратно пропорциональны, возникает избыточный напор. Он может наблюдаться и в часы максимального водопотребления, если установленные насосы неправильно подобраны (например, рассчитаны на работу при больших расходах воды). Избыточные напоры на выходе из насосной станции являются основным источником потерь энергии. Для ликвидации избыточных напоров обычно прибегают к дросселированию с помощью задвижек на напорном трубопроводе. Это позволяет снизить давление в сети до требуемых значений, но не устраняет перерасхода электроэнергии.

Для уменьшения расхода электроэнергии за счет сокращения величины избыточных напоров применяют следующие способы:

замену насосного оборудования, в том числе использование нескольких однотипных или разнотипных насосов;

обточку рабочих колес насосов;

регулирование частоты вращения насоса.

Устранить избыточные напоры можно также рациональным использованием и устройством регулирующих емкостей па водопроводной сети. Так, рациональное использование этих емкостей у крупных потребителей воды заключается в том, что в период максимального водопотребления в городе этим предприятиям вода не подается, а в ночные часы заполняются их регулирующие емкости. Подобная схема водоснабжения сглаживает неравномерность подачи воды. Резервуары делают с разрывом струи, поэтому вода из них поступает только на промышленные предприятия и не может вернуться в городскую сеть, что исключает проникание загрязнений в систему ПРВ. Улучшить обеспечение населения питьевой водой возможно не только за счет строительств новых и интенсификации работы существующих сооружений предприятии системы коммунального водоснабжения, но и за счет уменьшения потерь воды у потребителей. Наиболее существенные виды потерь воды - утечки через санитарно-техническую арматуру и неэкономное использование воды в быту.[17]

2.2 Особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ

Традиционно финансирование эксплуатации жилищного фонда осуществляется из двух основных источников: платежи потребителей и бюджетные дотации. Платежи потребителей, в свою очередь, подразделяются на две группы: платежи населения (физических лиц) и прочих пользователей жилищного фонда — юридических лиц. В связи с низкими тарифами и наличием многочисленных льгот для населения и ряда организаций социальной сферы в бюджете предусмотрены дотации, направляемые жилищному сектору для покрытия выпадающих доходов. Кроме того, необходимо учитывать возможности привлечения дополнительных средств органами управления, потребителями и организациями жилищного сектора финансово-кредитных, фондовых, инвестиционных и прочих ресурсов.

Потребители оплачивают услуги и работы, предоставляемые жилищными и ремонтными организациями. Но основной потребитель — население – производит оплату по заниженным тарифам, которые не покрывают реальных затрат производителей. Кроме того, значительная часть населения имеет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые значительно снижают реальное поступление средств от населения. К тому же в последние годы к системе льгот добавился еще один элемент социальной защиты — выплата компенсаций (субсидий) для малоимущих граждан. Все эти обстоятельства существенно ограничивают поступление средств от населения.

Бюджетные дотации на содержание ЖКХ предусматриваются в бюджетах всех уровней власти (федеральном, региональном и местном), но их выделение жилищному сектору производится непосредственно на местном (городском) уровне. Дотации осуществляются в форме трансфертов, направляемых в жилищно-коммунальный сектор для компенсации выпадающих доходов в связи с низкими тарифами, установленными для населения, а также для покрытия действующих льгот. Размер дотаций из федерального бюджета определяется на основе утвержденных федеральных стандартов на покрытие убытков жилищно-коммунального сектора. Как показывает реальная практика, дотации далеко не покрывают размера выпадающих доходов производителей.

Теперь коснемся особенностей финансов ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство в течение длительного периода времени развивалось в условиях административно-командной системы, которая ограничивала возможность использования товарно-денежных отношений, а значит использования финансов и их функций. ЖКХ финансировалось по остаточному принципу, а это означало относительно небольшой финансовый фонд и дефицит в объеме и качестве услуг. Ограничения касались и возможностей получения кредита предприятиями и организациями ЖКХ. Таким образом, вся система была достаточно инертна.

Реформирование экономики и ЖКХ, в частности, привело к расширению всего пространства финансовых отношений. Во-первых, их субъектом активно становится физическое лицо, которое вступает в рыночные отношения, влияет на их развитие, платит налоги, берет кредит. Во-вторых, появились совершенно новые юридические лица, которые организуют свою работу, ориентируясь на рынок, а значит, используя весь его инструментарий — финансы, кредит. В-третьих, все-таки система ЖКХ сохраняет в себе остатки административной системы, отказаться от которой в настоящее время весьма трудно. Причины этого многочисленны.

Население не может согласиться с платностью ЖКХ в силу своего низкого жизненного уровня. Тем самым оно подрывает саму основу рыночной сделки: «Я предоставляю тебе товар, а ты его оплачиваешь». Рынок ЖКХ в этом отношении — исключение. Население практически еще не подошло к реализации этого принципа, а это означает усложнение всей системы финансовых расчетов между производителем услуг и ее потребителем. Здесь начинают работать административные методы, защищающие потребителя и ограничивающие активность производителя. В этих условиях жилищно-коммунальное хозяйство теряет свою инвестиционную привлекательность по сравнению с другими сферами предпринимательства. В РФ имеется большое количество дотационных регионов, и это также сдерживает развитие рыночных отношений и их составного элемента — финансовых отношений. В одних — они продвинуты, в других — развитие идет медленно.[18]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ