Инвестиции
представляют собой все виды материально-имущественных и иных ценностей, включая
денежные средства, акции и другие ценные бумаги, технологии и оборудование,
имущественные и интеллектуальные права, вкладываемые в предпринимательскую или
другие виды деятельности в цепях получения прибыли в будущем, превышающей общий
начальный вложенный капитал, и достижения положительного экономического и
социального эффекта.
Объекты
инвестирования – строящиеся, реконструируемые здания и сооружения, расширяемые
предприятия, другие основные фонды, ориентированные на решение задач, связанных
с производством новых товаров и услуг, увеличением их объема и улучшением
качества.
Субъекты
инвестиционной деятельности – инвесторы, инвестиционные посредники, получатели
инвестиций, государство и его отдельные регионы, местные самоуправления.
Цель
инвестирования – выпуск новой продукции, расширение объемов производства и
улучшение качества продукции, а также решение социальных и экономических задач.
Инвестиции
различают по следующим типам: финансовые (портфельные) и реальные инвестиции.
В
нашей курсовой работе будет уделено внимание реальным инвестициям, под которыми
понимается, долгосрочные вложения денежных средств в основной капитал (средства
производства и предметы потребления) и на прирост материально-производственных
запасов. Может быть использован банковский кредит, в этом случае банк
становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование.
Исходя,
из целей инвестиционного проекта реальные инвестиции можно свести в следующие
основные группы:
·
инвестиции
направленные на повышение эффективности производства: их цель – создание
условий для снижения производственных затрат инвестора за счет замены
оборудования на более производительное или перемещения производственных
мощностей в регионы с более привлекательными условиями производства и налогообложения;
·
инвестиции в
расширение производства: их цель – увеличение объема производства и реализации
продукции;
·
инвестиции в
реконструкцию и техническое перевооружение существующих производств: их цель –
повышение эффективности производства, расширение его объемов, номенклатуры и
улучшение качества выпускаемой продукции;
·
инвестиции в
создание новой или принципиально новой продукции: их цель – выпуск новой
продукции, а также выход на новые внутренние и внешние рынки;
В
данной работе рассматриваются инвестиции в создание новой продукции.
Инвестиционный
проект – планируемая и осуществляемая система мероприятий, основанных на
определенном наборе организационно-правовых и расчетно-финансовых документов,
необходимых для расчета вложения капитала в создаваемые объекты с целью
удовлетворения поставленных целей.
Рассматриваемый
инвестиционный проект можно отнести к крупным региональным проектам. Заказчиком
этой группы проектов могут быть местные органы управления или открытые
акционерные общества.
ООО «Пилот»
зарегистрировано и работает в г. Ростов-на-Дону. Предприятие зарегистрировано
по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 80; расположено по адресу г.
Ростов-на-Дону, ул. Таганрогское шоссе, 1. Телефоны предприятия 277-88-01,
277-88-02. Эти же номера являются и факсовыми. Руководитель предприятия –
генеральный директор Иванов Петр Петрович. Реквизиты расчетных счетов:
·
в Сбербанке
России – 40702810189996657741;
·
в Сбербанке России
валютный – 40702810189996657742;
·
в банке ОАО
«Возрождение» – 40702811195524427718;
·
в АКБ ОАО «Донхлеббанк»
– 40702812345698700002.
Предприятие основано
14.02.95 г. Величина уставного капитала на дату регистрации – 28579 тыс. руб. У
предприятия существует три учредителя (см. табл. 1.1):
Таблица 1.1
Основные учредители ООО
«Пилот»
Наименование учредителя
Вид вклада
Величина вклада
тыс. руб.
уд. вес., %
01
02
03
04
Иванов Петр Петрович
денежный
20579
72
Сидоров Евгений Андреевич
денежный
4000
14
Каркушьянц Геворк Антонович
денежный
4000
14
Профиль деятельности ООО
«Пилот» – производство стиральных машин на основе импортных комплектующих. Предприятие
ООО «Пилот» работает с прибылью, убыточным не является, банкротом и
неплатежеспособным не признавалось. Опыта работы с иностранными организациями
не имеет. Последняя оценка недвижимости проводилась в 2003 году внутренними
силами предприятия. Аудиторские проверки на предприятии не проводились.
В настоящий момент
производственные мощности предприятия загружены на 91%.
Стоимость основных фондов
предприятия на начало отчетного периода составляла – 19303,6 тыс.руб., на конец
отчетного периода составила – 26356,6 тыс.руб., что свидетельствует о
поступательном развитии предприятия.
Рассматриваемый инвестиционный
проект относится к категории вложения с целью увеличения доходов с минимальным
уровнем прибыли – 30%.
Инвестиционный проект
подготовлен коммерческой службой предприятия.
Содержание
инвестиционного проекта: ООО «Пилот» планирует освоить выпуск стиральных машин
«малюток» автоматов новой марки «Хозяйка» и полуавтоматов марки «Малышка», для
чего необходимо приобрести новую технологическую линию (за счет инвестиций в
размере 15100тыс. руб., где на долю кредитных средств банка приходится 13000тыс. руб. от общего капитала проекта под 15-28% годовых и на эмиссию
привилегированных акций – 2100тыс. руб. от общего капитала проекта (при
условии, что гарантированный дивиденд акции – 21 % годовых, затраты на
размещение – 7% от объема эмиссии, текущая рыночная цена привилегированной
акции – 100 тыс. руб.) сроком на 8,3лет. Увеличение оборотного капитала
потребует 1/5 от общего объема инвестиций. В l-й год эксплуатационные затраты
на оплату труда рабочих увеличатся на 6050 тыс. руб., а в последующие годы – на
15 тыс. руб. ежегодно. На приобретение исходного сырья для производства новой
продукции в 1-й год будет израсходовано 7550 тыс. руб., которые будут
увеличиваться на 1 % ежегодно от первоначальной суммы расходов на сырье. Другие
ежегодные затраты (постоянные издержки) составят 30тыс. руб. Возврат
основной суммы кредита предусматривается равными долями начиная со 2-го года.
Причина
появления инвестиционного проекта – необходимость расширения деятельности
предприятия и освоения выпуска новой продукции. Новое оборудование
предполагается выпускать на основе импортных комплектующих, производящихся в
Южной Корее и Японии.
Место
реализации проекта – г. Ростов-на-Дону. Причина выбора места реализации –
близость к планируемому рынку реализации продукции и удобство осуществления
перевозок.
По уровню развития и разнообразию отраслей
промышленности Ростовская область относится к ведущим в Российской Федерации.
Наибольший удельный вес занимают машиностроение,
пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.
Многие предприятия области имеют общероссийское значение, являясь
единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в
стране.
На предприятиях области выпускается 100
% производимых в стране магистральных электровозов, 94%
швейных машин, более 60% зерноуборочных комбайнов. Ведущее место в
России принадлежит тяжелому вертолетостроению, производству
навигационных систем для судов, котельного теплообменного и
водонагревательного оборудования, нефтеаппаратуры, культиваторов тракторных.
Продукция ведущих предприятий пищевой промышленности ОАО «Юг-Руси», ОАО
«Балтика-Дон», ОАО «Донской-табак» обеспечивает 11–18 % потребительского
рынка страны.
Основной целью региональной инвестиционной политики
является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и
конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание
собственного инвестиционного потенциала области и содействовать адаптации
других отраслей и производств к рыночным условиям.
В регионе формируется законодательство,
обеспечивающее стимулирование привлечения отечественных и иностранных
инвестиций в экономику. Основу инвестиционного законодательства области
составляют областные законы: «О поддержке инвестиционной деятельности на территории
Ростовской области», который определяет порядок и формы оказания
поддержки инвесторам, и «О Бюджете развития Ростовской области», устанавливающий
основы формирования и расходования средств областного бюджета, предназначенных
для инвестиций.
Важнейшей
задачей экономической политики Ростовской области является стимулирование
инновационной активности всех субъектов хозяйствования – предприятий, фирм,
организаций, поэтапное формирование на Дону экономики инновационного типа.
Разработанные
Концепция инновационной политики Ростовской области и областная целевая Программа
развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы
направлены на формирование системы правовых и организационно-экономических мер
по стимулированию структурных и технологических преобразований в приоритетных
направлениях инновационно-промышленного развития области, содействие интеграции
бизнеса и науки, сопряжению инновационных процессов в оборонном и гражданском
секторах промышленности, включению потенциала инновационных разработок вузов,
предприятий малого и среднего бизнеса в процесс модернизации отраслей
промышленности.
Являясь
«воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов, Ростовская
область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной
железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими
и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.
Ростовскую область
пересекают:
·
автомагистраль «Дон»,
·
железнодорожный
путь Москва – Ростов – Кавказ,
·
судоходный путь
по реке из центра России в Чёрное и Средиземное моря,
·
воздушный коридор
Санкт-Петербург – Москва – Кавказский регион.
Основным перевозчиком
грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщениях в регионе является
Северо-Кавказская железная дорога. По территории области проходят магистральные
железные дороги, связывающие центральные и западные районы страны, Сибирь с
Южным регионом. Действуют узловые железнодорожные станции, обеспечивающие
приём, обработку и отправление практически всех видов грузов. Протяжённость железнодорожных
путей составляет около 3,3 тыс. км.
Расстояние от
производства до станции Ростов-товарный – 5 км.
На территории области
расположено пять портов:
·
Ростовский международный
речной порт – имеет три грузовых района и специализируется на переработке
минерально-строительных, тарно-штучных грузов, лесоматериалов, металла;
·
Таганрогский
международный морской торговый порт – оснащён оборудованием для перевалки
сыпучих, генеральных, контейнерных грузов, проката черных металлов;
·
Азовский
международный морской порт – специализируется на минеральных и строительных
материалах, тарно-штучных грузах, лесоматериалах, угле, прокате черных
металлов;
·
Волгодонский
порт;
·
Усть-Донецкий
порт.
Они обеспечивают
доступ к Черному, Азовскому, Балтийскому, Белому и Каспийскому морям.
Таганрогский, Ростовский и Азовский порты работают в режиме круглогодичной
навигации. Морские и речные порты Ростовской области позволяют обслуживать суда
типа «река-море» грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн, район плавания которых
простирается до Гибралтара. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам
Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн – к
Придунайским странам. В Таганрогском морском порту обеспечивается обслуживание
сухих, контейнерных и генеральных грузов, а также прокат черных металлов.
Азовский морской порт специализируется на экспортных поставках
металлолома, черных металлов, углей, леса.
В области
работают более 40 судоходных компаний, а также целый ряд судоремонтных и
транспортных предприятий.
Расстояние от места
производства до Ростовского порта – 7 км.
Протяжённость
автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12
тыс. км. Грузовые перевозки в международном сообщении осуществляются АО «Совтрансавто-Ростов»,
имеющем в своём составе более 200 единиц грузовых транспортных средств.
Международный аэропорт
расположен в г. Ростове-на-Дону, обслуживает рейсы по России и СНГ, свыше 40
рейсов в страны Европы, Азии и Африки. Ежедневно производится 5 рейсов в
Москву, что дает возможность далее выбирать любой необходимый маршрут.
Регулярные рейсы
осуществляют авиакомпании «Австрийские авиалинии», «Армавиа». В 2004 году в г. Ростове-на-Дону
открыто представительство компании «Люфтганза».
Расстояние от места
производства до аэропорта – 10 км.
Доставка комплектующих
для реализации проекта предполагается морским и авиатранспортом.
Для
осуществления инвестиционного проекта привлечение дополнительной рабочей силы
не требуется, т.к. ООО «Пилот» обладает кадрами достаточно высокой
квалификации.
Осуществление
проекта предполагается на базе ООО «Пилот» без дополнительного создания
предприятия.
Подготовка
производства для реализации проекта находится на стадии технологии. Экспертиз
проекта до настоящего времени не проводилось. Начало исполнения проекта
планируется на 1 января 2006 года.
2. Анализ финансового
состояния предприятия-инициатора инвестиционного проекта
Бухгалтерский баланс
(форма №1) представлен в таблице 2.1:
Таблица 2.1
Бухгалтерский баланс ООО
«Пилот»
Актив
Код строки
На начало периода
На конец периода
01
02
03
04
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы, в т.ч. амортизация
110
93,9
128
Основные средства, в т.ч.
120
19303,6
26356,6
Здания машины оборудование
122
19303,6
26356,6
Долгосрочные финансовые вложения
140
2144
2927
Прочие внеоборотные активы
150
86,6
118,3
Итого по разделу I
190
21628,1
29529,9
II. Оборотные активы
210
8889,6
12416,1
Сырье, материалы и прочие аналогичные ценности, в т.ч.
211
8852,5
12087
Товары отгруженные
215
37,1
329,1
НДС по приобретенным ценностям
220
69,6
95
Дебиторская задолженность (платежи до 12 мес.)
240
151,6
207
Краткосрочные финансовые вложения, в т.ч.
250
1382
1887
Краткосрочные займы и кредиты
251
121,6
166
Денежные средства, в т.ч.
260
935,7
1000
Касса
261
215,8
295
Расчетные счета
262
558
484
Валютные счета
263
91,6
125
Прочие денежные средства
264
70,3
96
Прочие оборотные активы
270
188,2
257
Итого по разделу II
290
11616,7
15862,1
Итого Актив
300
33244,8
45392
Пассив
III. Капитал и резервы
Уставной капитал
410
28579
39021
Добавочный капитал
420
1382
1887
Резервный капитал, в т.ч.
430
345
471
Резервы, образованные в соответствии с законодательством
431
151,6
207
Резервы, образованные в соответствии с учредительными
документами
432
193,4
264
Непокрытый убыток (нераспределенная прибыль)
470
73,2
100
Итого по разделу III
490
30379,2
41479
IV. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты (долгосрочные)
510
111,9
153
Прочие долгосрочные обязательства
520
91,6
125
Итого по разделу IV
590
203,5
278
V. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность, в т.ч.
620
1863
2544
01
02
03
04
поставщикам и подрядчикам
621
1111,1
1517
задолженность перед персоналом организации
622
437
597
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
625
72,5
99
Задолженность по налогам и сборам
626
106,9
146
Прочие кредиторы
628
135,5
185
Доходы будущих периодов
640
126,7
173
Резервы предстоящих расходов
650
440,2
601
Прочие краткосрочные обязательства
660
232,2
317
Итого по разделу V
690
2662,1
3635
Итого Пассив
700
33244,8
45392
На основании баланса
произведем аналитическую группировку статей актива (табл. 2.3) и пассива (табл.
2.2) предприятия.
Таблица 2.2
Аналитическая группировка
и анализ статей пассива баланса
ООО «Пилот»
Пассив баланса
На начало периода
На конец периода
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп роста, %
тыс. руб.
% к
итогу
тыс. руб.
% к
итогу
01
02
03
04
05
06
07
Источники имущества
33244,8
100
45392
100
12147,2
136,54
1. Собственный капитал, в т.ч.
30379,2
91,38
41479
91,38
11099,8
136,54
уставной капитал
28579
85,79
39021
85,79
10442
136,54
добавочный капитал
1382
4,16
1887
4,16
505
136,54
резервный капитал
345
1,04
471
1,04
126
136,52
нераспределенная прибыль
73,2
0,22
100
0,22
26,8
136,61
2. Заемный капитал в т.ч.
2865,6
8,62
3913
8,62
1047,4
136,55
долгосрочные обязательства
203,5
0,61
278
0,61
74,5
136,61
краткосрочные кредиты и займы
0
0
0
0
0
0
кредиторская задолженность
1863
5,6
2544
5,6
681
136,55
задолженность учредителям по выплате доходов
0
0
0
0
0
0
доходы будущих периодов
126,7
0,38
173
0,38
46,3
136,54
резервы предстоящих расходов
440,2
1,32
601
1,32
160,8
136,53
01
02
03
04
05
06
07
прочие краткосрочные обязательства
232,2
0,7
317
0,7
84,8
136,52
Таблица 2.3
Аналитическая группировка
и анализ статей актива баланса